Законодательство
Федеальный закон об образовании от 29.12.2012
Приказ Министерства образования науки от 17.12.2012 №412
Приказ Министерства образования науки от 12.12.2010 №1897
Стратегические ориентиры развития образования в ХМАО-Югре
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Стратегические ориентиры развития образования в ХМАО-Югре
Наименование государственной программы | "Развитие образования в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2018 - 2025 годы и на период до 2030 года" |
Дата утверждения государственной программы (наименование и номер соответствующего нормативного правового акта) | постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 17 ноября 2017 года N 458-п "О внесении изменений в постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 9 октября 2013 года N 413-п "О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Развитие образования в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2016 - 2020 годы" |
Ответственный исполнитель государственной программы | Департамент образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - Депобразования и молодежи Югры) |
Соисполнители государственной программы | Департамент здравоохранения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - Депздрав Югры); Аппарат Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - Аппарат Губернатора Югры); Департамент строительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - Депстрой Югры); Департамент по управлению государственным имуществом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - Депимущества Югры); Служба по контролю и надзору в сфере образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - Обрнадзор Югры) |
Цели государственной программы | 1. Обеспечение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого жителя Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - автономный округ). 2. Повышение эффективности реализации молодежной политики в интересах инновационного социально ориентированного развития автономного округа. |
Задачи государственной программы | 1. Модернизация системы профессионального образования, обеспечивающая текущие и перспективные потребности социально-экономического развития автономного округа. 2. Модернизация системы дошкольного, общего и дополнительного образования детей. 3. Создание современной системы оценки качества образования на основе принципов открытости, объективности, прозрачности, общественно-профессионального участия. 4. Обеспечение эффективной системы социализации и самореализации молодежи, развитию потенциала молодежи. 5. Развитие вариативности воспитательных систем и технологий, нацеленных на формирование индивидуальной траектории развития личности ребенка с учетом его потребностей, интересов и способностей, в том числе государственная поддержка проектов, направленных на повышение роли школы в воспитании детей и молодежи. 6. Развитие инфраструктуры и организационно-экономических механизмов, обеспечивающих равную доступность услуг дошкольного, общего и дополнительного образования детей |
Предварительный просмотр:
Дополнительная общеобразовательная программа
художественной направленности «Марионетки»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 1» города Когалыма
Рассмотрено на заседании ШМО классных руководителей от «29» мая 2020 года Протокол №4 | Утверждено приказом директора МАОУСОШ №1 №279 от «24» августа 2020 года |
Дополнительная общеобразовательная программа
«Марионетки»
направленность: художественная
Уровень: базовый
Возраст обучающихся: 11-13 лет
Срок реализации: 2 года
Составитель:
Тимиркаева Вероника Ивановна,
педагог-организатор
г. Когалым, 2020 год
СОДЕРЖАНИЕ
ЭЛЕМЕНТЫ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ | |
Пояснительная записка | |
Учебный план | |
Содержание программы | |
Формы аттестации (контроля) и оценочные материалы | |
Методические материалы | |
Организационно-педагогические условия реализации Программы | |
Приложение | |
Календарно-тематическое планирование |
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа для творческого объединения «Марионетки» составлена на основании следующих нормативных документов:
- федеральный закон от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;
- приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Концепция развития дополнительного образования, утвержденная распоряжением правительства Российской Федерации детей от 04.09.2014 № 1726-р;
- Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.3172-14);
- Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 № 09-3242);
- Методические рекомендации по разработке рабочей программы учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) в рамках основной общеобразовательной программы / Хлопченкова А.Н., преподаватель кафедры педагогического менеджмента ВИПКРО/;
- Авторская программа «Сказочная мастерская «Кудесники» - театр кукол». А.Д. Крутенкова. - М.: Учитель, 2008 г
Основная идея данной программы заключается в создании в детском коллективе комфортной атмосферы, пробуждающей интерес учащихся к самореализации, проявлению и развитию своих способностей, индивидуальному и коллективному творчеству, овладению умениями и навыками самопознания, саморазвития, самовоспитания, самосовершенствования.
Актуальность программы
Актуальность данной программы определяется запросом со стороны детей и их родителей на программы художественного развития и заключается в деятельном подходе к воспитанию, образованию и развитию ребенка средствами кукольного театра.
Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребёнка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Всё это может дать театрализованная деятельность детского театра. Кукольный театр – это один из путей, ведущий ребёнка к жизненному успеху, ведь это путь побед над собой. Все дети не только любят смотреть спектакли, но и сами хотят в них участвовать в качестве артистов. Изготовление кукол, декораций, реквизита и участие в спектакле – это увлекательное занятие. Кукольный театр доставляет много радости, привлекает своей яркостью, красочностью, позволяет выразить себя в творчестве, проявить свою фантазию, вкус и мастерство.
Новизна программы заключается в том, что она отличается от других программ, где ведется работа только по изготовлению определённых игрушек или организуется театральная деятельность, – здесь же изготовленная детьми игрушка оживает в детском театре кукол.
Своеобразие программы состоит в том, что теоретические знания, включенные в её содержание, апробируются в творческой практике, преобразуются в познавательный, коммуникативный, социальный опыт самореализации в различных видах деятельности.
Цель программы – развитие творческих способностей детей средствами кукольного театрального искусства.
Задачи первого года обучения:
Образовательные:
- сформировать необходимые представления о театральном искусстве;
- познакомить с техникой вождения кукол;
- освоить техники актёрского мастерства.
Развивающие:
- развивать выразительную речь;
- развивать пластическую выразительность;
- развивать воображение, фантазию;
- пробуждать творческую активность ребёнка.
Воспитательные:
- формировать эстетический вкус;
- воспитывать чувства коллективности, взаимозависимости;
- формировать нравственные и волевые качества личности;
Задачи образовательного процесса второго года обучения:
Образовательные:
- совершенствовать навыки сценического мастерства;
- формировать навыки анализа пьесы, давать характеристику героям.
Развивающие:
- развивать творческую самостоятельность;
- развивать коммуникативные качества;
- развивать образное, ассоциативное мышление.
Воспитательные:
- развивать эстетический вкус;
- воспитывать творческое отношение к деятельности;
- развивать нравственные и волевые качества личности.
Отличительные особенности курса
Возрастная категория обучающихся – дети 11-13 лет. Программа рассчитана на 2 года. Первый год – 102 часа (3 часа в неделю). Второй год – 102 часа (3 часа в неделю).
Своеобразие программы состоит в том, что формирование творческой, социально адаптированной личности идет непринужденно на основе принципа природосообразности.
Программа «Марионетки» является интегрированной (по содержанию), комплексной (по видам деятельности), уровневой (по способам освоения).
Возможности уровневого освоения полнее всего характеризуют потенциал образовательной программы, с одной стороны, обеспечивая непрерывность и преемственность в творческом развитии детей и подростков, а с другой - гарантируют выбор содержания образования, соответствующего познавательным возможностям и интересам детей.
Принцип построения программы концентрический: последующий год обучения углубляет, расширяет содержание, усложняет практические навыки и технологии. Учебно-тематический план каждого года обучения представлен темами, которые на протяжении периода обучения усложняются, а обучающиеся от первого года обучения ко второму становятся в большей степени вовлеченными в продуктивную творческую деятельность.
Программа имеет блочный принцип и состоит из отдельных разделов. Продолжительность одного занятия – не более 40 минут.
Разделы программы:
- Вводное занятие.
- Азбука театра.
- Виды театральных кукол и способы кукловождения.
- Игровой речевой тренинг.
- Работа с куклой.
- Постановка кукольного спектакля.
- Итоговое занятие.
Форма обучения – очная. При реализации программы возможно применение дистанционных образовательных технологий.
Использование различных методов (словесный, наглядный, практический), приёмов, форм обучения и видов деятельности (театральная игра, ритмопластика, тренинги по культуре и технике речи, теоретические занятия по основам театральной культуры, основам работы с куклами, работа над спектаклем) должно способствовать активизации учебной деятельности, творческой активности.
Театральная игра – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку.
Задачи: учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке, строить диалог с партнером на заданную тему; развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, запоминать слова героев спектаклей; развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству; упражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию; воспитывать нравственно-эстетические качества.
Ритмопластика включает в себя комплексные ритмические, музыкальные пластические игры и упражнения, обеспечивающие развитие естественных психомоторных способностей детей, свободы и выразительности телодвижении; обретение ощущения гармонии своего тела с окружающим миром.
Задачи: развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовность действовать согласованно, включаясь в действие одновременно или последовательно; развивать координацию движений; учить запоминать заданные позы и образно передавать их; развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию; учить создавать образы животных с помощью выразительных пластических движений.
Культура и техника речи. Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата.
Задачи: развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи; связную образную речь, творческую фантазию; учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи; тренировать четкое произношение согласных в конце слова; пользоваться интонациями, выражающими основные чувства; пополнять словарный запас.
Основы театральной культуры - знакомство с элементарными понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства (особенности театрального искусства; виды театрального искусства, основы актерского мастерства; видами кукол, культура зрителя).
Задачи: познакомить детей с театральной терминологией; с основными видами театрального искусства; воспитывать культуру поведения в театре.
Работа над спектаклем базируется на авторских пьесах и включает в себя знакомство с пьесой, сказкой, работу над спектаклем – от этюдов к рождению спектакля.
Задачи: учить исполнять этюды по сказкам, басням; развивать навыки действий с воображаемыми предметами; формировать навыки работы с перчаточной куклой, учить находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом. Развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивительно, восхищенно, жалобно, презрительно, осуждающе, таинственно и т.д.); пополнять словарный запас, образный строй речи.
Формы работы:
Индивидуальная самостоятельная форма работы позволяет осуществлять индивидуальный подход к ребёнку на учебных занятиях.
Групповая форма: учебные занятия, массовые мероприятия – способствует достижению метапредметных результатов.
Коллективная – учит сотворчеству, позволяет развивать в детях чувство ответственности, сопереживания, подчиняя свои интересы общей цели, помогает повысить их самооценку (совместная деятельность на учебных занятиях, массовых мероприятиях).
Парная – предполагает совместное творчество ученика и педагога, что способствует формированию доверительных отношений между взрослым и ребёнком.
Приемы активизации творческой деятельности:
- создание ситуации успеха в обучении;
- решение проблемных ситуаций
Учебно-тематический план
1 год обучения
№ п\п | Название раздела, темы | Количество часов | ||
всего | теория | практика | ||
1 | Вводное занятие | 1 | 0,5 | 0,5 |
2 | Азбука театра | 5 | 2 | 3 |
3 | Виды театральных кукол и способы кукловождения | 6 | 3 | 3 |
4 | Игровой речевой тренинг | 7 | 1 | 6 |
5 | Работа с куклой | 30 | 2 | 28 |
6 | Постановка кукольного спектакля» | 52 | 6 | 46 |
7 | Итоговое занятие | 1 | 0,5 | 0,5 |
ИТОГО: | 102 | 13 | 89 |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1 год обучения
№ п/п | Название раздела, темы | Кол-во часов | Формы аттестации/контроля | ||
всего | теория | практика | |||
Раздел «Вводное занятие» | |||||
1 | Знакомство с дополнительной образовательной программой «Марионетки». Цели и задачи творческого объединения. Знакомство педагога с обучающимися. Правила поведения на занятиях. Инструктаж по технике безопасности при работе на сцене, с ширмой и т.д. Игра – импровизация «Чему я хочу научиться». | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа. Практическая работа. Тест |
Раздел «Азбука театра» | |||||
Из чего складывается театр. Знакомство с профессиями: актер, режиссер, художник, звукооператор, светооформитель, реквизитор, костюмер и т.д. Куклы и кукловод. Роль. Актеры. Активизация познавательного интереса к театру кукол. Просмотр презентации: «Кукольные театры России». | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа. Практическая работа. Опрос устный | |
2 | Изучение кукольных героев разных стран мира (внешний вид, характер, образ, строение куклы). России - Петрушка, Англия – Панч, Италия – Пульчинелла, Франция – Полишинель, Германия – Гансвурст, и т.д. Просмотр презентации на тему: «Театральные куклы мира». Игра – импровизация «Я - кукла», «Я – актер». | 1,5 | 0,5 | 1 | Беседа. Практическая работа. Творческие задания |
3 | Беседа: «Что такое одежда сцены». Разновидности ширм для кукольного театра и их устройство. Просмотр кукольного спектакля «Репка» с последующим обсуждением. Игровой тренинг «Буратино и папа Карло», «Я не возьму с собой в театр…». | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа. Практическая работа. Тест |
4 | Беседа: «Кукла – выразительное средство спектакля». Отработка театральной терминологии. Первые навыки работы с куклой. Этюд – фантазия «Мой домашний кукольный театр». | 1,5 | 0,5 | 1 | Беседа. Этюды |
Раздел «Виды театральных кукол и способы кукловождения» | |||||
1 | Активизация познавательного интереса к театру кукол: театр верховых кукол, театр марионеток, театр теней, тростевые куклы, ростовые куклы и др. Просмотр презентации на тему: «Виды театральных кукол». Разминка «Пальчиковая игра». Работа каждого ребенка с куклой на местах и за ширмой. | 2 | 1 | 1 | Беседа. Игровой тренинг. |
2 | Просмотр кукольного спектакля «Волк и семеро козлят» с последующим анализом (какие виды кукол, какой характер героев, как соединяются слова и действия и т.д.). Основное положение перчаточной куклы. Игры – драматизации с куклой (на выбор). | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа. Практическая работа. Творческое задание |
3 | Беседа: «Выразительные возможности определенного вида кукол». Этюды и упражнения с куклами «Придумай голос герою», «А я так могу, а ты как?» и др. Танцевальные импровизации с куклой (Д. Шостокович «Вальс-шутка», П. Чайковский «Танец маленьких игрушек», М. Глинка «Вальс-фантазия» и др.). | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа. Практическая работа. Творческое задание |
4 | Беседа – диалог «Общение с партнером через куклу, как это…» (с постановкой проблемных ситуаций). Закрепление умения работать с перчаточной куклой. Этюды: «Лиса и заяц», «Заяц – хвастун» и др. Показ этюдов на выбранную тему. | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа. Практическая работа. Показ этюдов |
5 | Импровизированный экзамен (закрепление материала по теме «Виды театральных кукол») - «Мир куклы и ее возможности». | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа. Практическая работа. Показ этюдов |
Раздел «Игровой речевой тренинг» | |||||
1 | Понятие: «Артикуляционная гимнастика». Активизация подвижности губ и языка. Разминка «Хвастливые верблюды», «Веселый пятачок», «Хоботок» и др. (Т. Буденная). Дикционные упражнения: «Пробка», «Косарь», «Телеграмма», «Эхо» (по Н. Пикулевой) и др. | 1,5 | 1,5 | Практическая работа. Творческая игра | |
2 | Развитие речевого дыхания, тренировка выдоха, посредством произношения скороговорок. Игровые задания и упражнения («Насос», «Мыльные пузыри», «Пчелы», «Надуй шар», «Егорка» и др.). | 1,5 | 1,5 | Практическая работа. Творческая игра | |
3 | Упражнения на посыл звука в зал. Игра в скороговорки (главное слово: ударное, сильное, среднее, слабое). Упражнения на развитие диапазона голоса «Этажи», «Маляр», «Колокола», «Чудо-лесенка», «Я» (из упражнений Е. Ласкавой) и др. | 1 | 1 | Практическая работа. Творческие упражнения | |
4 | Беседа: «Дикция и ее значение в создании образа». Упражнение на развитие дикции: цепочка буквосочетаний: ба-бо-бу-бы-би-бэ и др. Игра в скороговорки и чистоговорки. Приобретение навыка звучания голоса при любом положении тела, головы и т.п. Упражнения на одновременную тренировку звучания и движения. Работа со стихотворными произведениями (А. Барто, С. Михалков). | 1,5 | 0,5 | 1 | Беседа. Практическая работа. Творческие этюды |
5 | Работа над интонационной выразительностью речи. «Чистоговорка в образе» (из упражнений Е. Ласкавой). Упражнения над голосом в движении «1, 2, 3, 4, 5 — будем дружно мы играть». Упражнение на развитие интонационной выразительности «Я очень люблю свою маму», «Придумай другой финал сказки». | 1,5 | 0,5 | 1 | Беседа. Практическая работа. Творческое задание |
Раздел «Работа с куклой» | |||||
1 | Театрализованное занятие «Кукольная сказка» | 2 | 0,5 | 1,5 | |
2 | Понятие «Игра», возникновение игры. Актуальность и значение игры в кукольном спектакле. Игры и упражнения на развитие внимания: «Что ты слышишь», «Радиограмма», упражнение с предметами, «Руки-ноги», «передай позу», «Фотограф». Игры на развитие согласованности действий: «Дружные звери», «Телепаты», «Живой телефон», «Печатная машинка». Этюды с перчаточными куклами «В театре Карабаса Барабаса». | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа. Практическая работа.Этюды |
3 | Детальное обучение работы над ширмой. Проделывание упражнений индивидуально с каждым ребенком. Помощь друг другу в управлении куклами. Показ как правильно «говорит» кукла, как появляется и удаляется. Пальчиковая гимнастика. | 2 | 0,5 | 1,5 | Беседа. Практическая работа. Этюды |
4 | Работа с куклой на задание (куклы встречаются друг с другом, здороваются, спрашивают друг друга о здоровье, прощаются и т.д.). Обучение слушать партнера, стараться его понять, оценить его слова и поведение. Последовательность действий своих и партнера (ты-мне, я-тебе, «петелька-крючочек»). | 2 | 0,5 | 1,5 | Беседа. Практическая работа |
5 | Показ и объяснение работы с куклой за столом и ширмой. Этюды и упражнения с куклой на развитие выразительности жеста: «Кукла поет», «Кукла дразнится», «Кукла смеется», «Кукла прячется», «Дружно делаем зарядку». Этюды на воспроизведение отдельных черт характера: «Медведь – ленивый», «Заяц – трусливый», «Волк – злой», «Бельчонок – веселый» и т.д. | 2 | 2 | Беседа. Этюды | |
6 | Этюды с куклой на развитие внимания: «Лису позвали», «Лису испугали», «У лисы отняли…», «Дружные звери». Этюды на развитие фантазии и воображения: «Магазин игрушек», «Подарок на День рождения» и др. | 2 | 2 | Этюды. Беседы | |
7 | Показ и объяснение упражнений с предметом (куклы тащат мешок, строят дом, вытирают пыль, передают друг другу мяч и др.) Пальчиковая гимнастика. | 1 | 1 | Игровые этюды | |
8 | Мастерская «Бумажный маскарад» - изготовление образцов кукол. Наделение куклы характером, голосом, движением. | 2 | 2 | Практическая работа. Творческая работа | |
9 | Беседа-диалог: «Внутренняя и внешняя характерность персонажа, образа. Характер и внешний облик куклы, их связь и отношения». Просмотр кукольного спектакля «Три поросенка» (анализ движений и речи куклы, определение характера персонажа по интонации голоса). Упражнения с куклами на умение сочетать словесное действие с физическим (куклы встречаются, разговаривают, оценивают друг друга слова и поведение и др.). Передача характера через голос и движение. | 1 | 1 | Практическая работа. Этюды | |
10 | Творческие задания на наделение куклы характером и движением в предлагаемых обстоятельствах. Игра «Оживление куклы», «Что было бы, если бы…». Сочинение и драматизация сказок «Истории с теми героями, которые «ожили»». | 1 | 1 | Игровые этюды | |
11 | Урок – фантазия «Кукольный домик», рассуждение об кукольных образах и места действия. Рассказ собственного сочинения. Разыгрывание кукольных историй. | 1 | 1 | Практическая работа. Игровые этюды | |
12 | Упражнения на отработку выразительности жестов в работе с куклой: «Угадай жест», «Повтори цепочку жестов», «Зеркало» и др. Пальчиковая гимнастика. | 1 | 1 | Практическая работа. Игровые этюды | |
13 | Игра – драматизация по сказке «Теремок». Игры по ролям за ширмой (вождение куклы, отработка походки, общения, остановка в движении, работа с предметами и т.д.). | 1 | 1 | Практическая работа. Игровые этюды | |
14 | Музыкальная гостиная «Куклы пляшут и поют». Работа с куклой на задание: «Куклы пришли на день рожденья…». Танцевальные импровизации с куклами на песни В. Шаинского «Песенка Кузнечика», «Вместе весело шагать», Г. Гладкого «Как львенок и черепаха пели песенку» и др. | 1 | 1 | Практическая работа. Игровые этюды | |
15 | Показ презентации «Мастерская кукол». Практическая деятельность, изготовление кукол из подручных материалов «Вторая жизнь вещей». Разыгрывание ситуаций со своими куклами. | 2 | 2 | Практическая работа. Игровые этюды | |
16 | Беседа: «Особенности речи в характере персонажа». Театральные игры на определение характера персонажа: «Узнай меня», «Поймай интонацию». Работа с куклой за ширмой, диалог кукол с учетом интонационных возможностей. | 1 | 1 | Практическая работа. Игровые этюды | |
17 | Отработка навыков кукловождения с куклами – марионетками. | 1 | 1 | Практическая работа. Игровые этюды | |
18 | Упражнения для отработки навыков разговора куклы. Остановка в движении. | 1 | 1 | Практическая работа. Этюды | |
19 | Закрепление материала по теме: «Интонация и персонаж кукольного спектакля». Показ этюдов на выбранную тему. | 1 | 1 | Практическая работа. Этюды | |
20 | Отработка походки куклы, жеста, оценки, общения. Упражнения с воображаемыми предметами. Этюды: «Лиса и заяц», «Заяц-хвастун» и др. | 1 | 1 | Практическая работа. Творческие этюды | |
21 | Обучение технике взаимодействия нескольких кукол за ширмой на коротком литературном фрагменте. Использование диалогов. | 1 | 1 | Практическая работа. Игровые этюды | |
22 | Занятие «Сказочные герои в театре». Разыгрывание темы, сюжета без предварительной подготовки. | 1 | 1 | Практическая работа. Игровые этюды | |
23 | Закрепление навыков работы с куклой на ширме индивидуально с каждым ребенком и в группе. | 1 | 1 | Практическая работа. Этюды | |
Раздел «Постановка кукольного спектакля» | |||||
1 | Чтение сказки педагогом. Беседа о прочитанном. Понравился ли сюжет? Кто из ее героев понравился? Хотелось бы сыграть ее? Какова главная мысль этой сказки? Когда происходит действие? Где оно происходит? Какие картины вы представляли при чтении. | 3 | 1,5 | 1,5 | Беседа |
2 | Распределение ролей для постановки в кукольном спектакле. Чтение сказки по ролям. Репетиции за столом. | 3 | 0,5 | 2,5 | Беседа |
3 | Обработка чтения каждой роли (умение вживаться в свою роль, интонационно передавать настроение и характер персонажа). | 2 | 0,5 | 1,5 | Беседа с элементами практической работы |
4 | Обучение детей коллективной работе. Формировать четкую и грамотную речь. Совершенствовать умение находить ключевые слова в предложении и выделять их голосом. | 2 | 0,5 | 1,5 | Беседа с элементами практической работы |
5 | Обучение работе над ширмой, за ширмой, чтение каждым кукловодом своей роли, действия роли. Соединение словесного действия (текст) с физическим действием персонажей. | 3 | 0,5 | 2,5 | Беседа. Практической работы |
6 | Упражнения и этюды для отработки навыков разговора куклы. Диалог героев. | 2 | 0,5 | 1,5 | Беседа с элементами практической работы |
7 | Застольная репетиция спектакля. Заучивание текста наизусть, соединение действия куклы со словами своей роли. | 2 | 2 | Практическая работа. Этюды | |
8 | Совершенствовать умение детей создавать образы с помощью жестов, мимики (упражнения и этюды с куклами по сюжету сказки). | 2 | 2 | Практическая работа | |
9 | Определение основных мизансцен по сюжету спектакля. Репетиции мизансцен. | 2 | 2 | Практическая работа. Этюды | |
10 | Материальная часть спектакля: реквизит, устройство ширмы, декорации. Особенности кукол, используемых в спектакле. | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа. Практическая работа |
11 | Знакомство детей с музыкальными произведениями, отрывками которые будут звучать в спектакле. Работать над выразительностью речи и подлинностью поведения в сценических условиях. | 2 | 2 | Практическая работа. Творческие этюды | |
12 | Репетиция пролога, 1 и 2 эпизода спектакля с использованием декораций и реквизита. Назначение ответственных за реквизит, декорации, костюмы кукол. | 2 | 2 | Практическая работа | |
13 | Распределение технических обязанностей по спектаклю, установка оформления, декоративных деталей, подача бутафории, помощь друг другу в управлении куклами. | 1 | 1 | Практическая работа. | |
14 | Беседа: «Принцип соотношения декораций и куклы: «темное» на «светлом» - «светлое» на «темном». Репетиция спектакля по эпизодам. | 2 | 1 | 1 | Беседа с элементами практической работы. Репетиция |
15 | Репетиции по эпизодам – отработка пластики рук кукловода, общение персонажа со зрителем. | 2 | 2 | Беседа с элементами практической работы. Репетиция | |
16 | Работа над характером роли. Репетиции. | 2 | 2 | Беседа с элементами практической работы | |
17 | Репетиционный период. Изготовление декораций, реквизита, бутафории. | 2 | 2 | Практическая работа | |
18 | Физическое и психологическое самочувствие актера в роли через куклу. Приспособление к реквизиту, декорациям. | 2 | 0,5 | 1,5 | Беседа с элементами практической работы |
19 | Завершение изготовлений реквизита, декораций к спектаклю. | 1 | 1 | Практическая работа | |
20 | Групповые и индивидуальные репетиции. | 1 | 1 | Практическая работа | |
21 | Отработка работы кукол с предметами. Групповые и индивидуальные репетиции. | 1 | 1 | Практическая работа. Репетиции | |
22 | Совершенствование выразительности движений, интонационной выразительности. Поведение героя в определенных предлагаемых обстоятельствах. | 1 | 1 | Практическая работа. Творческие этюды | |
23 | Репетиция всех эпизодов спектакля с использованием декораций, костюмов, музыкального сопровождения, света. Обучение детей оценивать действия других и сравнивать их с собственными действиями. | 1 | 1 | Практическая работа. Репетиции | |
24 | Продолжение репетиций. | 2 | 2 | Практическая работа. Репетиции | |
25 | Репетиции. | 2 | 2 | Практическая работа | |
26 | Осмотр кукол, декораций, реквизита используемых в показе. Ремонт одежды кукол. Подготовка недостающего реквизита и кукол. | 2 | 2 | Практическая работа | |
27 | Репетиции. | 2 | 2 | Практическая работа | |
28 | Генеральная репетиция. | 2 | 2 | Практическая работа | |
Итоговое занятие | |||||
29 | Творческий отчет – показ спектакля. Анализ показа. Подведение итогов. Награждение лучших обучающихся. | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа с элементами практической работы |
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
2 год обучения
№ п\п | Раздел программы | Количество часов | ||
всего | теория | практика | ||
1 | Вводное занятие | 2 | 1 | 1 |
2 | История театра кукол | 2 | 2 | |
3 | Сценическая речь | 7 | 1 | 6 |
4 | Секреты сценического мастерства | 10 | 1 | 9 |
5 | Работа с куклой | 10 | 1 | 9 |
6 | Изготовление куклы | 16 | 4 | 12 |
7 | Постановка кукольного спектакля | 53 | 4 | 49 |
8 | Итоговое занятие | 2 | 1 | 1 |
ИТОГО: | 102 | 15 | 87 |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
2 год обучения
№ п/п | ТЕМА | Кол-во часов | Формы аттестации/контроля | ||
всего | теория | практика | |||
1 | Раздел «Вводное занятие» | ||||
1 | Знакомство с дополнительной образовательной программой «Театр кукол». Цели и задачи 2 –го года обучения. Правила поведения на занятиях. Инструктаж по технике безопасности при работе на сцене, с ширмой и т.д. | 2 | 1 | 1 | Беседа. Практическая работа. Тест |
2 | Раздел «История театра кукол» | ||||
1 | Италия – самая кукольная страна в Европе. Виды кукол. Перчаточная кукла – история Пуличинеллы, Полишинеля, Панча, Петрушки и др. Викторина «В мире кукол». | 1 | 1 | Беседа. Практическая работа. Опрос устный | |
2 | Беседа: «Кукольный театр – одна из форм художественного воспитания». С.В. Образцов «Государственный центральный театр кукол» - его значение в развитии театров кукол России. Петербургский театр марионеток имени Евгения Деменни. Театральная игра «Путешествие с театральным билетом». | 1 | 1 | Беседа. Практическая работа. Игра | |
3 | Раздел «Сценическая речь» | ||||
1 | Понятие о звуковой культуре, дикции, артикуляции. Основы правильного дыхания при произношении. Орфоэпические нормы. Упражнения со скороговорками, чистоговорками. Упражнения на развитие дыхания «Шар», «Свечка», «Самолет» и др. | 2,5 | 0,5 | 2 | Беседа. Практическая работа. Упражнения |
2 | Приобретение навыка звучания голоса при любом положении тела, головы и т.п. Упражнения на одновременную тренировку звучания и движения. Работа со стихотворными произведениями. Артикуляционная гимнастика. Упражнения на правильное произношение звуков. | 2 | 2 | Творческая игра. Упражнения | |
3 | Игры-драматизации с куклами на тему знакомых сказок («Медвежонок невежа» А. Барто.) Учить пользоваться интонациями, произнося фразы грустно, радостно, сердито, удивленно. | 2,5 | 0,5 | 2 | Беседа. Игровой тренинг. |
4 | Раздел «Секреты сценического мастерства» | ||||
1 | Беседа: Жест – язык действия куклы». Работа за ширмой, индивидуальный подход к образу. Отработка жестов за ширмой через действие героя. Физическое действие рук кукловода сочетается с пластическим действием куклы. | 2 | 0,25 | 1,75 | Беседа. Практическая работа. Игра |
2 | Понятие «Образ». Создание сценического образа. Кукла – как эмоциональный образ и его воздействие на зрителя. Создание образа средствами изобразительного искусства (рисунки детей). | 2 | 0,25 | 1,75 | Беседа. Практическая работа. Рисунок |
3 | Беседа – диалог «Творческие качества актера- кукольника». Упражнения на развития навыков общения со зрителем через куклу. | 2 | 0,25 | 1,75 | Беседа. Практическая работа. Показ этюдов |
4 | Развитие актерской смелости с помощью игровых заданий и упражнений с куклой. Этюдный тренаж: развитие внимания, памяти, эмоций. Творческие задания на закрепление знаний. | 2 | 0,25 | 1,75 | Беседа. Практическая работа. Игра |
5 | «Мастерская актера». Развитие умения детей самостоятельно изготавливать атрибуты к кукольному спектаклю «Рукавичка». Воспитывать аккуратность в работе с тканью, картоном. Развивать творчество и фантазию. | 2 | 2 | Практическая работа. Творческая задание | |
5 | Раздел «Работа с куклой» | ||||
1 | Просмотр кукольного спектакля «Колобок». Отработка выразительного чтения слов каждого героя сказки, этюды с куклами на материале просмотренного. | 2 | 0,25 | 1,75 | Творческая игра |
2 | Коллективное сочинительство (что было бы, если бы…). Игры-драматизации с куклами на выдуманные истории. | 2 | 0,25 | 1,75 | Беседа. Практическая работа. Творческие этюды |
3 | Отработка кукловождения с предметами (взять, отдать, передать, бросить, поймать и т.д.). Работа с куклой по принципу: «Тело актера - инструмент – кукла». | 2 | 0,25 | 1,75 | Беседа. Практическая работа. Игра |
4 | Упражнения за ширмой, отработка походки, остановка в движении. Упражнения с воображаемыми предметами. | 2 | 0,25 | 1,75 | Упражнения. Этюды |
5 | Театральные игры на развитие пластики рук: «Тюльпан», «Осьминог», «Змеи», «Скульптор», «Бабочки». Упражнения на снятие мышечных зажимов «Буратино и Пьеро», «Росток», «Ртутный шарик», «Пружина» и др. | 2 | - | 1 | Творческие игры |
6 | Урок – фантазия «Кукольный домик», рассуждение о кукольных образах и места действия. Рассказы собственного сочинения. Импровизации за ширмой с куклой на выдуманные истории. | 2 | - | 2 | Беседа. Практическая работа. Этюды |
6 | Раздел «Изготовление куклы» | ||||
1 | Знакомство с технологией изготовления кукол и декораций из различных материалов (вязанные куклы-перчатки, эстрадные куклы из поролона и т.д.). Просмотр иллюстраций и видеоматериала. Изготовление кукол из поручного материала. | 2 | 0,5 | 1,5 | Практическая работа |
2 | Развитие двигательной моторики пальцев рук. Практические индивидуальные занятия. | 2 | 0,5 | 1,5 | Игры |
3 | Объяснение изготовления головы кукол способом «Папье-маше». Работа с пластилином – эскиз головы будущего персонажа. | 2 | 0,5 | 1,5 | Беседы. Творческая работа |
4 | Оклейка заготовки, несколькими слоями бумаги, сушка. | 2 | 0,5 | 1,5 | Творческая работа |
5 | Извлечение пластилина из заготовки, склейка формы головы. Индивидуальная работа по разрисовки головы. | 2 | 0,5 | 1,5 | Творческая работа |
6 | Завершение работы по изготовлению головы куклы способом «Папье-маше». Изготовление парика. Замысел по изготовлению одежды для перчаточной куклы. | 2 | 0,5 | 1,5 | Практическая работа. |
7 | Раскройка и шитье одежды для перчаточной куклы. Изготовление патронки, склеивание патронки и головы куклы. | 2 | 0,5 | 1,5 | Практическая работа. |
8 | Склейка головы и костюма. Завершение работы по изготовлению перчаточной куклы. | 2 | 0,5 | 1,5 | Практическая работа. |
7 | Раздел «Постановка кукольного спектакля» | ||||
1 | Выбор сказки для постановки. Беседа о прочитанном. Понравились ли пьеса? Кто из ее героев понравился? Хотелось бы сыграть ее? Определение времени и места действия. Характеристика действующих лиц, их взаимоотношения. | 2 | 0,5 | 1,5 | Беседа. |
2 | Определение темы, идеи, сверхзадачи, конфликта. Распределение ролей. Читки по ролям за столом. | 2 | 0,5 | 1,5 | Беседа. Игровые этюды |
3 | Отработка чтения каждой роли: прочитать четко, ясно проговаривая все звуки в словах, не глотать окончания, соблюдать правила дыхания; определить логические ударения, паузы; постараться представить себя на месте персонажа, подумать, как надо читать за “него” и почему именно так. Упражнения и игры с куклой на чувство партнерства. | 2 | 0,5 | 1,5 | Беседа. Игровые этюды |
4 | Заучивание слов (ударение, эмоциональная интонация, паузы, темп). Обучение соединению действий кукол со словами пьесы. | 2 | 0,5 | 1,5 | Игровые этюды |
5 | Работа над ролью. Формирование навыка самостоятельной работы над режиссерскими замечаниями, активно использовать полученные навыки над ролью. | 2 | 0,5 | 1,5 | Практическая работа. Игровые этюды |
6 | Репетиция пьесы. Заучивание текста наизусть, соединение действия куклы со словами своей роли. | 2 | 0,5 | 1,5 | Этюды. Репетиция |
7 | Работа за ширмой. Распределение сил внутри каждой сцены, спектакля в целом. | 2 | 2 | Практическая работа. Творческие этюды | |
8 | Понятие «Выразительные средства». Поиск и обсуждение выразительных средств по сюжету пьесы. Индивидуальная работа над ролью. | 2 | 0,5 | 1,5 | Практическая работа. Творческие этюды |
9 | Поиски выразительных возможностей кукол в предлагаемых обстоятельствах пьесы, этюды с куклами на материале пьесы. Развитие чувство партнёрства за ширмой. | 2 | 0,5 | 1,5 | Практическая работа. Игровые этюды |
10 | Занятия сценическим движением кукол, определение мизансцен, пластичного и речевого поведения героев сказки. | 2 | 2 | Практическая работа. Игровые этюды | |
11 | Взаимодействие на ширме всех героев пьесы, соединения действия куклы со словами своей роли. | 2 | 2 | Практическая работа. Этюды | |
12 | Мизансценирование по сюжету пьесы. Репетиции с музыкальным сопровождением. | 2 | 2 | Репетиция | |
13 | Изготовление эскиза афиши, декораций. Изготовление декоративных элементов. Распределение технических обязанностей по спектаклю. Установка оформление, декоративных деталей. | 2 | 2 | Творческая работа | |
14 | Работа с куклами (появление и исчезновение куклы, наклоны и жестикуляция, обращение кукол друг к другу и к определенному объекту). Работа кукол с предметами. | 2 | 2 | Творческие этюды | |
15 | Индивидуальная работа над характером роли. Отработка внутренней и внешней характерности персонажей и их сценических задач. | 2 | 2 | Творческие этюды | |
16 | Работа за ширмой с куклой, отработка согласованности слов и действий кукловода. Раскрытие конфликта, индивидуальный подход к достижению цели. | 2 | 2 | Беседа с элементами практической работы | |
17 | Групповые и индивидуальные репетиции. Совершенствование умения передавать образы героев пьесы через эмоциональное состояние героев. | 2 | 2 | Беседа. Практической работы. Творческие этюды | |
18 | Репетиции. Совершенствование умения детей создавать образы с помощью жестов, мимики. | 2 | 2 | Репетиция | |
19 | Репетиция всех эпизодов спектакля с использованием декораций, элементов костюмов, музыкального сопровождения, света. | 2 | 2 | Репетиция | |
20 | Групповые и индивидуальные репетиции. Обучение навыкам добиваться выразительности действия кукол. | 2 | 2 | Репетиция | |
21 | Работа за ширмой с куклой, отработка согласованности слов и действий кукловода по сюжету постановки. | 1 | 1 | Репетиция | |
22 | Индивидуальные и групповые репетиции кукольного спектакля. | 1 | 1 | Репетиция | |
23 | Проверка и изготовление недостающей бутафории к пьесе. Ремонт кукол и изготовление деталей костюма куклы. | 2 | 2 | Практическая работа. | |
24 | Репетиции. Отработка основного ритма движения кукол, танцевальных движений куклы. | 2 | 2 | Репетиция | |
25 | Репетиции. | 3 | 3 | Репетиция | |
26 | Прогонная репетиция. | 2 | 2 | Репетиция | |
27 | Генеральная репетиция. | 2 | 2 | Репетиция | |
8 | Итоговое занятие | ||||
1 | Творческий отчет – показ спектакля. Анализ показа. Подведение итогов. Награждение лучших обучающихся. | 2 | 1 | 1 | Показ спектакля. Беседа |
Содержание программы 1-го года обучения
1. Вводное занятие.
1.1 Знакомство с дополнительной образовательной программой «Театр кукол». Цели и задачи творческого объединения. Знакомство педагога с обучающимися. Правила поведения на занятиях. Инструктаж по технике безопасности при работе на сцене, с ширмой и т.д. Игра – импровизация «Чему я хочу научиться».
2. Азбука театра.
2.1 Из чего складывается театр. Знакомство с профессиями: актер, режиссер, художник, звукооператор, светооформитель, реквизитор, костюмер и т.д. Куклы и кукловод. Роль. Актеры. Активизация познавательного интереса к театру кукол. Просмотр презентации: «Кукольные театры России».
2.2 Изучение кукольных героев разных стран мира (внешний вид, характер, образ, строение куклы). России - Петрушка, Англия – Панч, Италия – Пульчинелла, Франция – Полишинель, Германия – Гансвурст, и т.д. Просмотр презентации на тему: «Театральные куклы мира». Игра – импровизация «Я - кукла», «Я – актер».
2.3 Беседа: «Что такое одежда сцены». Разновидности ширм для кукольного театра и их устройство. Просмотр кукольного спектакля «Репка» с последующим обсуждением. Игровой тренинг «Буратино и папа Карло», «Я не возьму с собой в театр…».
2.4 Беседа: «Кукла – выразительное средство спектакля». Отработка театральной терминологии. Первые навыки работы с куклой. Этюд – фантазия «Мой домашний кукольный театр».
3. Виды театральных кукол и способы кукловождения.
3.1 Активизация познавательного интереса к театру кукол: театр верховых кукол, театр марионеток, театр теней, тростевые куклы, ростовые куклы и др. Просмотр презентации на тему: «Виды театральных кукол». Разминка «Пальчиковая игра». Работа каждого ребенка с куклой на местах и за ширмой.
3.2 Просмотр кукольного спектакля «Волк и семеро козлят» с последующим анализом (какие виды кукол, какой характер героев, как соединяются слова и действия и т.д.). Основное положение перчаточной куклы. Игры – драматизации с куклой (на выбор).
3.3 Беседа: «Выразительные возможности определенного вида кукол». Этюды и упражнения с куклами «Придумай голос герою», «А я так могу, а ты как?» и др. Танцевальные импровизации с куклой (Д. Шостокович «Вальс-шутка», П. Чайковский «Танец маленьких игрушек», М. Глинка «Вальс-фантазия» и др.).
3.4 Беседа – диалог «Общение с партнером через куклу, как это…» (с постановкой проблемных ситуаций). Закрепление умения работать с перчаточной куклой. Этюды: «Лиса и заяц», «Заяц – хвастун» и др. Показ этюдов на выбранную тему.
3.5 Импровизированный экзамен (закрепление материала по теме «Виды театральных кукол») - «Мир куклы и ее возможности».
4. Игровой речевой тренинг.
4.1 Понятие: «Артикуляционная гимнастика». Активизация подвижности губ и языка. Разминка «Хвастливые верблюды», «Веселый пятачок», «Хоботок» и др. (Т. Буденная). Дикционные упражнения: «Пробка», «Косарь», «Телеграмма», «Эхо» (по Н. Пикулевой) и др.
4.2 Развитие речевого дыхания, тренировка выдоха, посредством произношения скороговорок. Игровые задания и упражнения («Насос», «Мыльные пузыри», «Пчелы», «Надуй шар», «Егорка» и др.).
4.3 Упражнения на посыл звука в зал. Игра в скороговорки (главное слово: ударное, сильное, среднее, слабое). Упражнения на развитие диапазона голоса «Этажи», «Маляр», «Колокола», «Чудо-лесенка», «Я» (из упражнений Е. Ласкавой) и др.
4.4 Беседа: «Дикция и ее значение в создании образа». Упражнение на развитие дикции: цепочка буквосочетаний: ба-бо-бу-бы-би-бэ и др. Игра в скороговорки и чистоговорки. Приобретение навыка звучания голоса при любом положении тела, головы и т.п. Упражнения на одновременную тренировку звучания и движения. Работа со стихотворными произведениями (А. Барто, С. Михалков).
4.5 Работа над интонационной выразительностью речи. «Чистоговорка в образе» (из упражнений Е. Ласкавой). Упражнения над голосом в движении «1, 2, 3, 4, 5 — будем дружно мы играть». Упражнение на развитие интонационной выразительности «Я очень люблю свою маму», «Придумай другой финал сказки».
5. Работа с куклой.
5.1 Театрализованное занятие «Кукольная сказка».
5.2 Понятие «Игра», возникновение игры. Актуальность и значение игры в кукольном спектакле. Игры и упражнения на развитие внимания: «Что ты слышишь», «Радиограмма», упражнение с предметами, «Руки-ноги», «передай позу», «Фотограф». Игры на развитие согласованности действий: «Дружные звери», «Телепаты», «Живой телефон», «Печатная машинка». Этюды с перчаточными куклами «В театре Карабаса Барабаса».
5.3 Детальное обучение работы над ширмой. Проделывание упражнений индивидуально с каждым ребенком. Помощь друг другу в управлении куклами. Показ как правильно «говорит» кукла, как появляется и удаляется. Пальчиковая гимнастика.
5.4 Работа с куклой на задание (куклы встречаются друг с другом, здороваются, спрашивают друг друга о здоровье, прощаются и т.д.). Обучение слушать партнера, стараться его понять, оценить его слова и поведение. Последовательность действий своих и партнера (ты-мне, я-тебе, «петелька-крючочек»).
5.5 Показ и объяснение работы с куклой за столом и ширмой. Этюды и упражнения с куклой на развитие выразительности жеста: «Кукла поет», «Кукла дразнится», «Кукла смеется», «Кукла прячется», «Дружно делаем зарядку». Этюды на воспроизведение отдельных черт характера: «Медведь – ленивый», «Заяц – трусливый», «Волк – злой», «Бельчонок – веселый» и т.д.
5.6 Этюды с куклой на развитие внимания: «Лису позвали», «Лису испугали», «У лисы отняли…», «Дружные звери». Этюды на развитие фантазии и воображения: «Магазин игрушек», «Подарок на День рождения» и др.
5.7 Показ и объяснение упражнений с предметом (куклы тащат мешок, строят дом, вытирают пыль, передают друг другу мяч и др.) Пальчиковая гимнастика.
5.8 Мастерская «Бумажный маскарад» - изготовление образцов кукол. Наделение куклы характером, голосом, движением.
5.9 Беседа- диалог: «Внутренняя и внешняя характерность персонажа, образа. Характер и внешний облик куклы, их связь и отношения». Просмотр кукольного спектакля «Три поросенка» (анализ движений и речи куклы, определение характера персонажа по интонации голоса). Упражнения с куклами на умение сочетать словесное действие с физическим (куклы встречаются, разговаривают, оценивают друг друга слова и поведение и др.). Передача характера через голос и движение.
5.10 Творческие задания на наделение куклы характером и движением в предлагаемых обстоятельствах. Игра «Оживление куклы», «Что было бы, если бы…». Сочинение и драматизация сказок «Истории с теми героями, которые «ожили»».
5.11 Урок- фантазия «Кукольный домик», рассуждение об кукольных образах и места действия. Рассказ собственного сочинения. Разыгрывание кукольных историй.
5.12 Упражнения на отработку выразительности жестов в работе с куклой: «Угадай жест», «Повтори цепочку жестов», «Зеркало» и др. Пальчиковая гимнастика.
5.13 Игра – драматизация по сказке «Теремок». Игры по ролям за ширмой (вождение куклы, отработка походки, общения, остановка в движении, работа с предметами и т.д.).
5.14 Музыкальная гостиная «Куклы пляшут и поют». Работа с куклой на задание: «Куклы пришли на день рожденья…». Танцевальные импровизации с куклами на песни В. Шаинского «Песенка Кузнечика», «Вместе весело шагать», Г. Гладкого «Как львенок и черепаха пели песенку» и др.
5.15 Показ презентации «Мастерская кукол». Практическая деятельность, изготовление кукол из подручных материалов «Вторая жизнь вещей». Разыгрывание ситуаций со своими куклами.
5.16 Беседа: «Особенности речи в характере персонажа». Театральные игры на определение характера персонажа: «Узнай меня», «Поймай интонацию». Работа с куклой за ширмой, диалог кукол с учетом интонационных возможностей.
5.17 Отработка навыков кукловождения с куклами – марионетками.
5.18 Упражнения для отработки навыков разговора куклы. Остановка в движении.
5.19 Закрепление материала по теме: «Интонация и персонаж кукольного спектакля». Показ этюдов на выбранную тему.
5.20 Отработка походки куклы, жеста, оценки, общения. Упражнения с воображаемыми предметами. Этюды: «Лиса и заяц», «Заяц – хвастун» и др.
5.21 Обучение технике взаимодействия нескольких кукол за ширмой на коротком литературном фрагменте. Использование диалогов.
5.22 Занятие «Сказочные герои в театре». Разыгрывание темы, сюжета без предварительной подготовки.
5.23 Закрепление навыков работы с куклой на ширме индивидуально с каждым ребенком и в группе.
6. Постановка кукольного спектакля
6.1 Чтение сказки педагогом. Беседа о прочитанном. Понравился ли сюжет? Кто из ее героев понравился? Хотелось бы сыграть ее? Какова главная мысль этой сказки? Когда происходит действие? Где оно происходит? Какие картины вы представляли при чтении.
6.2 Распределение ролей для постановки в кукольном спектакле. Чтение сказки по ролям. Репетиции за столом.
6.3 Обработка чтения каждой роли (умение вживаться в свою роль, интонационно передавать настроение и характер персонажа).
6.4 Обучение детей коллективной работе. Формировать четкую и грамотную речь. Совершенствовать умение находить ключевые слова в предложении и выделять их голосом.
6.5 Обучение работе над ширмой, за ширмой, чтение каждым кукловодом своей роли, действия роли. Соединение словесного действия (текст) с физическим действием персонажей.
6.6 Упражнения и этюды для отработки навыков разговора куклы. Диалог героев.
6.7 Застольная репетиция спектакля. Заучивание текста наизусть, соединение действия куклы со словами своей роли.
6.8 Совершенствовать умение детей создавать образы с помощью жестов, мимики (упражнения и этюды с куклами по сюжету сказки).
6.9 Определение основных мизансцен по сюжету спектакля. Репетиции мизансцен.
6.10 Материальная часть спектакля: реквизит, устройство ширмы, декорации. Особенности кукол, используемых в спектакле.
6.11 Знакомство детей с музыкальными произведениями, отрывками которые будут звучать в спектакле. Работать над выразительностью речи и подлинностью поведения в сценических условиях.
6.12 Репетиция пролога, 1 и 2 эпизода спектакля с использованием декораций и реквизита. Назначение ответственных за реквизит, декорации, костюмы кукол.
6.13 Распределение технических обязанностей по спектаклю, установка оформления, декоративных деталей, подача бутафории, помощь друг другу в управлении куклами.
6.14 Беседа: «Принцип соотношения декораций и куклы: «темное» на «светлом» - «светлое» на «темном». Репетиция спектакля по эпизодам.
6.15 Репетиции по эпизодам – отработка пластики рук кукловода, общение персонажа со зрителем.
6.16 Работа над характером ролью. Репетиции.
6.17 Репетиционный период. Изготовление декораций, реквизита, бутафории.
6.18 Физическое и психологическое самочувствие актера в роли через куклу. Приспособление к реквизиту, декорациям.
6.19 Завершение изготовлений реквизита, декораций к спектаклю.
6.20 Групповые и индивидуальные репетиции.
6.21 Отработка работы кукол с предметами. Групповые и индивидуальные репетиции.
6.22 Совершенствование выразительности движений, интонационной выразительности. Поведение героя в определенных предлагаемых обстоятельствах.
6.23 Репетиция всех эпизодов спектакля с использованием декораций, костюмов, музыкального сопровождения, света. Обучение детей оценивать действия других и сравнивать их с собственными действиями.
6.24 Продолжение репетиций.
6.25 Репетиции.
6.26 Осмотр кукол, декораций, реквизита используемых в показе. Ремонт одежды кукол. Подготовка недостающего реквизита и кукол.
6.27 Репетиции.
6.28 Генеральная репетиция.
7. Итоговое занятие.
7.1 Творческий отчет – показ спектакля. Анализ показа. Подведение итогов. Награждение лучших обучающихся.
Содержание программы 2-го года обучения
1.Вводное занятие.
1.1 Знакомство с дополнительной образовательной программой «Театр кукол». Цели и задачи 2 – го года обучения. Правила поведения на занятиях. Инструктаж по технике безопасности при работе на сцене, с ширмой и т.д.
2. История театра кукол.
2.2 Италия – самая кукольная страна в Европе. Виды кукол. Перчаточная кукла – история Пуличинеллы, Полишинеля, Панча, Петрушки и др. Викторина «В мире кукол».
2.3 Беседа: «Кукольный театр – одна из форм художественного воспитания». С.В. Образцов «Государственный центральный театр кукол» - его значение в развитии театров кукол России. Петербургский театр марионеток имени Евгения Деменни. Театральная игра «Путешествие с театральным билетом».
3. Сценическая речь.
3.1 Понятие о звуковой культуре, дикции, артикуляции. Основы правильного дыхания при произношении. Орфоэпические нормы. Упражнения со скороговорками, чистоговорками. Упражнения на развитие дыхания «Шар», «Свечка», «Самолет» и др.
3.2 Приобретение навыка звучания голоса при любом положении тела, головы и т.п. Упражнения на одновременную тренировку звучания и движения. Работа со стихотворными произведениями. Артикуляционная гимнастика. Упражнения на правильное произношение звуков.
3.3 Игры-драматизации с куклами на тему знакомых сказок («Медвежонок невежа» А. Барто.) Учить пользоваться интонациями, произнося фразы грустно, радостно, сердито, удивленно.
4. Секреты сценического мастерства
4.1 Беседа: Жест – язык действия куклы». Работа за ширмой, индивидуальный подход к образу. Отработка жестов за ширмой через действие героя. Физическое действие рук кукловода сочетается с пластическим действием куклы.
4.2 Понятие «Образ». Создание сценического образа. Кукла – как эмоциональный образ и его воздействие на зрителя. Создание образа средствами изобразительного искусства (рисунки детей).
4.3 Беседа – диалог «Творческие качества – актера- кукольника». Упражнения на развития навыков общения со зрителем через куклу.
4.4 Развитие актерской смелости с помощью игровых заданий и упражнений с куклой. Этюдный тренаж: развитие внимания, памяти, эмоций. Творческие задания на закрепление знаний.
4.5 «Мастерская актера». Развитие умения детей самостоятельно изготавливать атрибуты к кукольному спектаклю «Рукавичка». Воспитывать аккуратность в работе с тканью, картоном. Развивать творчество и фантазию.
5. Работа с куклой.
5.1 Просмотр кукольного спектакля «Колобок». Отработка выразительного чтения слов каждого героя сказки, этюды с куклами на материале просмотренного.
5.2 Коллективное сочинительство (что было бы, если бы…). Игры – драматизации с куклами на выдуманные истории.
5.3 Отработка кукловождения с предметами (взять, отдать, передать, бросить, поймать и т.д.). Работа с куклой по принципу: «Тело актера - инструмент – кукла».
5.4 Упражнения за ширмой, отработка походки, остановка в движении. Упражнения с воображаемыми предметами.
5.5 Театральные игры на развитие пластики рук: «Тюльпан», «Осьминог», «Змеи», «Скульптор», «Бабочки». Упражнения на снятие мышечных зажимов «Буратино и Пьеро», «Росток», «Ртутный шарик», «Пружина» и др.
5.6 Урок – фантазия «Кукольный домик», рассуждение о кукольных образах и места действия. Рассказы собственного сочинения. Импровизации за ширмой с куклой на выдуманные истории.
6. Изготовление куклы
6.1 Знакомство с технологией изготовления кукол и декораций из различных материалов (вязанные куклы-перчатки, эстрадные куклы из поролона и т.д.). Просмотр иллюстраций и видеоматериала. Изготовление кукол из поручного материала.
6.2 Развитие двигательной моторики пальцев рук. Практические индивидуальные занятия.
6.3 Объяснение изготовления головы кукол способом «Папье – маше». Работа с пластилином – эскиз головы будущего персонажа.
6.4 Оклейка заготовки, несколькими слоями бумаги, сушка.
6.5 Извлечение пластилина из заготовки, склейка формы головы. Индивидуальная работа по разрисовки головы.
6.6 Завершение работы по изготовлению головы куклы способом «Папье – маше». Изготовление парика. Замысел по изготовлению одежды для перчаточной куклы.
6.7 Раскройка и шитье одежды для перчаточной куклы. Изготовление патронки, склеивание патронки и головы куклы.
6.8 Склейка головы и костюма. Завершение работы по изготовлению перчаточной куклы.
7. Постановка кукольного спектакля
7.1 Выбор сказки для постановки. Беседа о прочитанном. - Понравились ли пьеса? Кто из ее героев понравился? Хотелось бы сыграть ее? Определение времени и места действия. Характеристика действующих лиц, их взаимоотношения.
7.2 Определение темы, идеи, сверхзадачи, конфликта. Распределение ролей. Читки по ролям за столом.
7.3 Отработка чтения каждой роли: прочитать четко, ясно проговаривая все звуки в словах, не глотать окончания, соблюдать правила дыхания; определить логические ударения, паузы; постараться представить себя на месте персонажа, подумать, как надо читать за “него” и почему именно так. Упражнения и игры с куклой на чувство партнерства.
7.4 Заучивание слов (ударение, эмоциональная интонация, паузы, темп).
Обучение соединению действий кукол со словами пьесы.
7.5 Работа над ролью. Формирование навыка самостоятельной работы над режиссерскими замечаниями, активно использовать полученные навыки над ролью.
7.6 Репетиция пьесы. Заучивание текста наизусть, соединение действия куклы со словами своей роли.
7.7 Работа за ширмой. Распределение сил внутри каждой сцены, спектакля в целом.
7.8 Понятие «Выразительные средства». Поиск и обсуждение выразительных средств по сюжету пьесы. Индивидуальная работа над ролью.
7.9 Поиски выразительных возможностей кукол в предлагаемых обстоятельствах пьесы, этюды с куклами на материале пьесы. Развитие чувство партнёрства за ширмой.
7.10 Занятия сценическим движением кукол, определение мизансцен, пластичного и речевого поведения героев сказки.
7.11 Взаимодействие на ширме всех героев пьесы, соединения действия куклы со словами своей роли.
7.12 Мизансценирование по сюжету пьесы. Репетиции с музыкальным сопровождением.
7.13 Изготовление эскиза афиши, декораций. Изготовление декоративных элементов. Распределение технических обязанностей по спектаклю. Установка оформление, декоративных деталей.
7.14 Работа с куклами (появление и исчезновение куклы, наклоны и жестикуляция, обращение кукол к друг другу и к определенному объекту). Работа кукол с предметами.
7.15 Индивидуальная работа над характером роли. Отработка внутренней и внешней характерности персонажей и их сценических задач.
7.16 Работа за ширмой с куклой, отработка согласованности слов и действий кукловода. Раскрытие конфликта, индивидуальный подход к достижению цели.
7.17 Групповые и индивидуальные репетиции. Совершенствование умения передавать образы героев пьесы через эмоциональное состояние героев.
7.18 Репетиции. Совершенствование умения детей создавать образы с помощью жестов, мимики.
7.19 Репетиция всех эпизодов спектакля с использованием декораций, элементов костюмов, музыкального сопровождения, света.
7.20 Групповые и индивидуальные репетиции. Обучение навыкам добиваться выразительности действия кукол.
7.21 Работа за ширмой с куклой, отработка согласованности слов и действий кукловода по сюжету постановки.
7.22 Индивидуальные и групповые репетиции кукольного спектакля.
7.23 Проверка и изготовление недостающей бутафории к пьесе. Ремонт кукол и изготовление деталей костюма куклы.
7.24 Репетиции. Отработка основного ритма движения кукол, танцевальных движений куклы.
7.25 Репетиции.
7.26 Прогонная репетиция.
7.27 Генеральная репетиция.
8. Итоговое занятие.
- Творческий отчет – показ спектакля. Анализ показа. Подведение итогов. Награждение лучших обучающихся.
Планируемые результаты
К концу обучения в кукольном театре учащиеся получат возможность:
| Личностные | Метапредметные | Предметные |
Знать |
|
|
|
Уметь |
|
|
|
Применять |
|
|
|
Формы аттестации (контроля) и оценочные материалы:
- наблюдение;
- мониторинг результатов обучения по дополнительной образовательной программе;
- открытые уроки для родителей;
- творческий отчет;
- участие в конкурсах.
Модель выпускника: формируется личность коммуникативная, способная к самосовершенствованию, с развитым художественным воображением, эмоциональным равновесием, владеющая теоретическими знаниями и практическими навыками, проявляющая заботу и внимание к младшему и старшему поколению.
Условия реализации программы
Модель организации учебного процесса предполагает проведение практических занятий с элементами деловых игр и моделированием реальной практики, выполнение самостоятельных творческих заданий в группе и индивидуально.
Все направления включают в себя как теоретическое изучение учебного материала, так и практико-ориентированные занятия. Используется комбинированный тип занятий (сочетание теории с практикой). Для успешного освоения применяются различные формы и методы обучения.
Формы организации деятельности:
- теоретические занятия,
- работа в группах; практикумы,
- занятия-проекты,
- ролевые, деловые игры,
- инструктажи,
- работа с литературой;
- беседы;
Организационно-педагогические условия реализации Программы
- Календарный учебный график
Год обучения | Уровень обучения | Начало занятий | Окончание занятий | Кол-во учебных недель | Кол-во учебных дней | Кол-во учебных часов | Режим занятий |
1 год | Базовый уровень | Сентябрь 2020 | Май 2021 | 34 | 68 | 102 | по 1,5 часа 2 раза в неделю |
2 год | Базовый уровень | Сентябрь 2021 | Май 2021 | 34 | 68 | 102 | по 1,5 часа 2 раза в неделю |
2) Материально-технические и информационно-методические условия реализации Программы:
- занятия проходят в актовом зале школы, в котором имеются все необходимые технические средства обучения: компьютер с выходом в интеренет, мультимедийый проектор, экран, аудиоаппаратура, сценическая площадка, костюмерная; сцена для занятий и репетиций, мобильная ширма, куклы, костюмы, декорации, реквизит; мобильная ширма.
- материалы, необходимые для изготовления кукол-перчаток, сменных декораций и реквизита:
- инструменты (ножницы, кусачки, плоскогубцы, простой карандаш, линейка, швейная игла, напёрсток, английские булавки, канцелярский нож, набор крючков для вязания, шило, дырокол, акварельные кисти, маркеры, фломастеры, цветные карандаши, точилка для карандашей, ластик, корректор, скотч);
- оборудование (швейная машинка, утюг, гладильная доска, дырокол, магнитная доска, термопистолет, шило);
- материалы (ткань, мех, бумага, разные виды картона, нитки, клей, проволока, поролон, акварельные краски, гуашь, искусственная и натуральная кожа, материалы для оформления изделия, фурнитура для оформления игрушек, нетрадиционные материалы (CD-диски, салфетки, пластиковые и картонные упаковки и т.д.)
Информационно-методические: видеофильмы, интерактивный комплекс, учебно-методическая литература для педагога и обучающихся, художественная литература.
Список литературы
- Антипина А.Е. «Театрализованная деятельность в детском саду», Москва, 2003.
- Баряева Л. «Театрализованные игры – занятия», Санкт – Петербург, 2001.
- Калинина Г. «Давайте устроим театр», Москва, 2007.
- Карманенко Т.Н. «Кукольный театр – дошкольникам», , Москва, 1982.
- Крутенкова А.Д. «Сказочная мастерская «кудесники» -театр кукол», Учитель, 2008.
- Луценко А.В. «Театральная студия «Дали», Москва, 1997.
- Мирясова В.И. «Играем в театр», Москва, 2001.
- Нахимовский А.М. «Наш классный театр», Москва, 2003.
- Новотворцер Н. «Развитие речи детей», Москва, 1998.
- Овдиенко Г.Г. «Смешное и грустное на школьной сцене», Москва, 2000.
- Поляк Л. «Театр сказок», Санкт – Петербург, 2001.
- Рахно М.О. «Домашний кукольный театр», Ростов – на – Дону, 2008.
- Соколова С. «Театр оригами», Москва, 2001.
- Сорокина Н.Ф. «Играем в кукольный театр», Москва, 2001.
- Трифонова Н. «Театрализованные занятия в детском саду», Москва, 2001.
- Чурилова Э.Г. «Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников», Москва, 2001.
- Шишова Т. «Улыбка судьбы», Москва, 2002.
Список художественной литературы для детей:
- Барто А. Стихи детям - Москва, 2001
- Михалков С. Стихи - Москва, 2000
- Русские народные сказки - Москва, 2005
- Успенский Э. «Мы идем в театр» - Моосква, 1978
- Чуковский К. «Федорино горе» - Москва, 2004
Список музыкальных произведений:
- Глинка М. «Вальс-фантазия»
- Чайковский П. «Танец маленьких игрушек».
- Шостокович Д. «Вальс – шутка»
- Песни В. Шаинского
3) Кадровое обеспечение реализации Программы
Программу реализует педагогический работник, имеющий высшее образование и отвечающий квалификационным требованиям в соответствии с профессиональным стандартом.