МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ КОЛЛЕГ
Здесь представлены мои методические разработки
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Родительское собрание на тему «Чтение – это важно» | 41.61 КБ |
Урок чтения в 1 классе | 263.69 КБ |
Праздник букваря в 1 классе | 42.23 КБ |
Конспект урока по русскому языку по теме "Ударный слог." | 47.76 КБ |
Конспект урока по математике по теме "Сантиметр" | 38.58 КБ |
Работа с родителями в начальной школе | 73.59 КБ |
Темы классных часов в 1 классе | 39.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание на тему
«Чтение – это важно»
(диалог с элементами тренинга)
Цель: создание условий для осмысления родителями важности чтения (и семейного чтения в частности), и формирования педагогически обоснованной позиции в отношении приобщения к чтению собственного ребёнка.
Задачи: 1. Осмысление важности приобщения ребёнка к систематическому осознанному чтению.
2. Выявление проблем взаимодействия родителей и детей в развитии интереса к чтению.
3. Освоение родителями приёмов развития техники, осознанности и интереса к нему.
Форма проведения: диалог с элементами тренинга.
Этап подготовки.
- «Параллельное» анкетирование учащихся и их родителей на тему «Любит ли ребёнок читать?»
- Подготовка эвристической мотивирующей информации для родителей «о чтении языкам статистики»
- Разработка памяток для родителей:
- «Как воспитать книгочея?»
- «Литература для родителей по семейному чтению»
- Формирование текстов тренинговых упражнений по развитию техники чтения и интереса к нему:
- «Пословицы».
- «Слова на тему».
- Подготовка вопросов для обсуждения на родительском собрании:
- Чтение – это важно.
- Как воспитать книгочея?
- Учимся читать рационально и осмысленно.
- Что читают наши дети.
Учитель: Уважаемые, родители! Хочу начать свое выступление с цитирования древней китайской мудрости: «Голодному не надо давать рыбу. Он ее скушает за день. Надо ему дать удочку и научить его ловить рыбу и тогда он сможет ловить ее каждый день и перестанет быть голодным». (Слайд № 2)
В основе современного образования лежит системно-деятельностный подход. Давать знания сейчас уже неактуально. Нужно научить ребёнка самому добывать эти знания. Ученик из объекта обучения становится субъектом.
Современный мир – это огромный поток различной информации. Чтобы разобраться в ней, отделить нужную информацию от ненужной, полезную от бесполезной, а иногда и вредной, ребёнку необходимо хорошо читать. Что значит хорошо читать? Это читать с оптимальной скоростью и осознанно, понимая прочитанное. Оптимальное чтение – это чтение в темпе разговорной речи. Именно такое чтение даёт возможность для успешного обучения и в начальной школе, и при переходе в основную школу. А чтобы чтение было именно таким, ребёнок должен любить читать. Отсюда можно сделать вывод, что заявленная тема нашей встречи весьма и весьма актуальна. Важность чтения в жизни человека настолько очевидна, что каждый из вас наверняка хотел бы, чтобы его ребёнок любил читать. В. Сухомлинский в период исследования причин умственной отсталости школьников замети, что если в младших классах дети мало уделяли времени процессу чтения и обработки информации, то у них складывалась структура малодеятельности мозга. (Слайд №3)
Хочется, чтобы интерес к семейному чтению начал возрождаться. Систематическое общение «вокруг книги» способствует эмоциональному и духовному сплочению старших и младших, взаимопониманию и общению. (Слайд №4).
Однако многие полагают, что книги сегодня вытесняются телевидением, компьютерными играми. Но последние таят в себе серьёзные опасности и могут повлечь весьма печальные последствия не только для здоровья ребёнка, но и для его психического развития. (Слайд № 5).
Но я хочу сказать, что у книг не может быть конкурентов. В них заключены знания человечества. Они учат добру, справедливости, открывают красоту окружающего мира, прививают любовь к жизни, радость познания. (Слайд № 6)
И поскольку объём информации, которую должен переработать человек, чтобы утолить информационный голод, стать успешным в профессии, нравственно обогатиться, постоянно растёт, то соответственно возрастает и важность приобщения к чтению. Убедимся в этом на конкретных примерах. (О чтении языком статистики). (Слайд № 7-10)
- Человек воспринимает глазами 20% информации, из них 70% - посредством чтения.
- К 1980 году объём информации удваивался каждые 5-7 лет, к 1990 году удвоение происходило ежегодно.
- К 2013 году объём информации по сравнению с 1990 годом возрастёт в 4 раза, к 2040 году – в 32 раза.
- Утверждается , что наш современник, для того, чтобы быть в курсе научных новостей, в год должен прочитывать столько, сколько раньше он прочитывал за всю жизнь.
- 95% людей читают очень медленно 180-200 слов в минуту (1 страницу за 1,5-2 минуты).
- Средняя скорость чтения старшеклассников – 90-100 слов в минуту, студентов – 120-180, специалистов с высшим образованием – 200- 250 (степень усвоения при этом колеблется в пределах 20-60%).
- Глаза человека со средними навыками чтения делают на одной книжной странице 12-16 остановок.
- У традиционно читающего человека объём одномоментной фиксации составляет 10 печатных знаков – 1,5-2 слова одной строки.
- Потрясающе быстро читали Ж.Ж.Руссо, А.С.Пушкин, Наполеон, О.де Бальзак, Н.Г.Чернышевский, Л.Н.Толстой, В.И.Ленин, М.Горький, А.Энштейн, А.В.Луначарский.
- Наполеон читал со скоростью 2 тыс. слов в минуту.
- О. де Бальзак прочитывал роман в двести страниц за полчаса.
- М.Горький читал со скоростью 4 тыс. слов в минуту.
- Просветитель Н.А.Рубакин в течение жизни прочитал более 200 тыс. книг (по 2 750 в год).
- И. Гёте: «Добрые люди и не подозревают, каких трудов и времени стоит научиться читать. Я сам на это употребил 80 лет и всё не могу сказать, что достиг цели».
- Н.Амосов: «Для человеческого организма благоприятен только режим напряжения. Силы при напряжении возрастают».
(Слайд № 14)Учитель: Первый вопрос, вынесенный сегодня на обсуждение, - «Чтение – это важно».
Действительно, в истории русской культуры литература для детей занимала почётное место – именно в детской литературе впервые появились стихи, рисунки, словари. В создании книг участвовали лучшие писатели, публицисты, учёные. Родоначальниками детской литературы в России были буквари, азбуки, азбуковники (1574 год – Иван Фёдоров, «Азбука»; 1634 год – В.Ф. Бурцов, «Букварь»; XIX век - К.Д. Ушинский, «Детский мир»). (Слайды № 11-13). С детства памятны нам сказки В.А Жуковского, А.С. Пушкина, П.П. Ершова, А.Н. Афанасьева, Д.Н. Мамина -Сибиряка. Это – наши воспитатели, хранители национальных традиций и «волнители чувств». Наши дети любят и сказки, и рассказы, и длинные повести. А вот разовьётся ли интерес, превратиться ли он в настоящую страсть к чтению, в источник мудрости зависит во многом от родителей.
Книга будит эмоции. (Слайд № 15)
Слайд № 16)
Ещё И.П. Павлов утверждал, что эмоции являются для человека своеобразным и весьма сильным энергетическим источником. Читая книгу, ребёнок радуется, переживает, удивляется, сострадает, и всё это – эмоции, они нужны. Если нет положительных «зарядов», легко могут пойти в ход отрицательные. Один раз, другой, а там, глядишь, ребёнок уже и научился получать удовольствие от того, что нам кажется не совсем понятным и даже вредным. Если ребёнок живёт в состоянии хронического эмоционального голода, может возникнуть острая и даже патологическая реакция. Дети начинают, например, бить стёкла в трамвае, чтобы изведать остроту риска и страха. «Со скуки», - говорят обычно. Нет, правильнее всего – от эмоционального «голода».
Чтение повышает интеллект. (Слайд № 17)
Вспомните статистику. Человек воспринимает глазами 20% информации, из них 70% посредством чтения. То есть, если ребёнок систематически не читает, то он упускает около 14% от всей доступной ему информации. Заметьте, чтобы быть в курсе научных новостей человек должен сегодня прочитывать столько, сколько раньше человек прочитывал за всю жизнь. Итак, чтение сегодня – это способ соответствовать времени, его скоростям и жёстким требованиям. Причём скорость и уровень восприятия чтения нужно всё время повышать. В подтверждение этой мысли приведу известные слова И. Гёте «Добрые люди и не подозревают, каких трудов и времени стоит научиться читать. Я сам на это употребил 80 лет и всё не могу сказать, что достиг цели».
Чтение помогает в учёбе. (Слайд № 18)
Действительно, хорошо читающий ребёнок быстро улавливает смысл прочитанного, выделяет главное. Слабо читающий ребёнок должен несколько раз прочесть, например, условие задачи, чтобы вникнуть в его суть. Тот, кто читает свободно, обычно лучше отвечает на вопросы по прочитанному и имеет большую орфографическую «зоркость». Наконец, высокая техника чтения способствует его эмоциональной выразительности и повышает степень восприятия и глубину понимания. И, безусловно, если ребёнок читает больше, он обладает большим объёмом информации, и лучше ориентируется во всех предметах, имеет навыки её поиска и общения.
Книги формируют самообразовательные навыки. (Слайд № 19)
Приобщившись к чтению, ребёнок освобождается от зависимости и опеки взрослых. Он начинает понимать, что книжный мир – увлекательный и огромный, в нём можно путешествовать бесконечно. Ребёнок идёт в библиотеку, учится разбираться в структуре книги, пользоваться справочниками, энциклопедиями, формулярами. Это очень помогает в учебной деятельности. Ребёнок знает, какой бы вопрос ни возник, ответ можно найти в волшебнице – книге.
Чтение побуждает к нравственным поступкам. ( Слайд № 20).
К сожалению, жизнь окружающая действительность не всегда «изобилуют» уроками высокой нравственности. И вера в доброе, светлое, поддерживается образами любимых героев, на которых хочется походить, поступки которых восхищают.
Книги – ценный источник знаний о нормах поведения. «Медвежонок – невежа» А. Барто, «Волшебное слово» В. Осеевой и многие другие, - это своеобразные и остроумные учебники хорошего тона, вежливости и хороших манер. Ребёнок, который осудил медвежонка за то, что тот «примчался к дому и первым влез в берлогу, медведю пожилому не уступил дорогу», едва ли станет, отпихивая взрослых, рваться к двери.
А сейчас зададим себе, наверное, самый трудный вопрос: «Как воспитать книгочея?».(Слайд № 21).
К сожалению, часто мы наталкиваемся на стойкое неприятие процесса чтения со стороны ребёнка. В чём дело? (Родителям предлагается дать свою версию ответа на этот вопрос).
Цепочка мнений родителей.
Предлагаю объединиться «четвёрками» и попытаться предложить присутствующим свой (возможно проверенный временем) способ приобщения ребёнка к чтению.
Возможные варианты «советов» родителей.
1 группа. На ребёнка очень влияет то, читают ли родители сами или нет. Если вечером большую часть времени проводят на кухне или у телевизора, или того хуже, за компьютером, то вряд ли их «чада» будет книгочеем.
Комментарий учителя .Допустим, родители многократно назидают сына или дочь по поводу важности чтения. Но если сами при этом очень редко обращаются к книгам, небрежно относятся к ним: книги пылятся в шкафу, валяются, где попало, используются как подставка под что-либо, то вряд ли ребёнок поймёт их истинную ценность.
Есть дома, где многочисленные тома чинно стоят на полках, но, к сожалению, являются лишь частью интерьера, роскошным дополнением к красивой мебели. В таких условиях ребёнок привыкает воспринимать дорогие книги как антикварные безделушки, которыми можно любоваться, но лучше не трогать.
Конечно, есть другие семьи, в которых разговоры о книгах просто не нужны: ребёнок часто видит родителей за чтением, они обмениваются впечатлениями о прочитанном, радуются новой покупке и тут же листают её.
2 группа. Надо поддерживать интерес к чтению у ребёнка: задавать вопросы, вникать в то, что он читает, удивляться каким-то моментам содержания, увлекаться им.
Комментарий учителя. Действительно, ваше участие в процессе чтения ребёнка бесценно. Однако нельзя и переусердствовать: иногда активно вмешиваясь в увлечение сына или дочери, мы пытаемся ими руководить, и наносим вред.
3 группа. Могут помочь маленькие родительские «хитрости», например, «Почитай для меня, пожалуйста, пока я мою посуду».
Комментарий учителя. Хороший приём: чтение не должно быть «в пустоту», если ребёнку оно ещё трудно даётся. В предлагаемой ситуации у сына или дочери возникает ощущение, что он делает что-то полезное, а не просто упражняется в технике чтения. Поблагодарите ребёнка, обсудите с ним прочитанное, и вы продвинетесь вперёд – естественно и ненавязчиво.
4 группа. Надо дарить ребёнку красивые книги, ориентируясь на его интересы. Можно чаще ходить с ними в книжный магазин и выбирать! Но при этом не 2скатиться» только на комиксы и иллюстрации к «мультикам».
Комментарий учителя. Действительно, от того, насколько интересными оказались первые книги, значит очень многое. Вспомните, какие книжки увлекали вас в детстве и принесите их своему ребёнку. Это важно, потому что об этих книгах вы сможете говорить с ребёнком, их содержание вы помните.
5 группа. Надо запастись терпением, не упрекать ребёнка за то, что у него с чтением «туго», ободрить его, хвалить за маленькие «шажки»
Вперёд. Помните, сто и у вас не сразу получалось.
Комментарий учителя. Самый антипедагогический вопрос, который можно задать ребёнку, такой: «Ну как ты не можешь читать быстрее?». Ещё хуже, если, потеряв контроль над собой, вы кричите. Срываясь на крик, вы уничтожаете все результаты своего воспитания. Что бы ни было поводом: нежелание, неумение читать – кричать на ребёнка недопустимо и унизительно, а главное, бесполезно. Ребёнок, на которого кричали, не способен работать продуктивно.
6 группа. Иногда родителям стоит превратиться в «Незнайку» и искренне удивиться и заинтересоваться тем, что читает ребёнок. Ощущение того, что он знает больше хотя бы в чём-то, очень ободряет ребёнка и помогает ему закрепить читательский интерес.
Комментарий учителя. В подобных ситуациях ребёнок обычно с удовольствием предлагает: «А хотите, я вам расскажу…» и у взрослого обязательно должно найтись время, чтобы его выслушать. Вдобавок, такая беседа – прекрасная школа рассказывания, необходимая человеку.
Конечно, «копилку родительской мудрости» можно ещё пополнять. А пока хочу предложить вам памятки, в которых немало полезных советов. (Памятка «Как воспитать книгочея?» в приложении).
Следующий этап разговора – «Учимся читать рационально и осмысленно». В начале нашего диалога мы подчеркнули мысль о том, что совершенствовать технику чтения, развивать способность быстро ориентироваться в тексте нужно на протяжении всей жизни, а особенно на таком трудном этапе, как начальная школа. Сейчас вы получите текст с большим количеством интересных упражнений, выполнение которых развивает интерес к чтению и способствует развитию его техники в условиях семейного воспитания. А что бы вы поняли, в чём суть предлагаемых заданий, объединившись парами, попробуйте их выполнить сами. (Упражнения из приложения). ( Слайд № 22).
Учитель. (Слайд № 23). Итак, давайте помнить, что книга – носитель и хранитель национального наследия, воспитатель духовности, «противовес» многим негативным процессам в окружающем ребёнка мире. Читайте сами, читайте вместе с детьми и вы одухотворите свою жизнь прекрасными образами. Этот путь нелёгок, но он прекрасен, поскольку ведёт к вершинам нравственности и понимания высокого предназначения Человека в этом мире. (Родителям раздаётся список литературы о чтении, о семейном чтении).
Список литературы.
- Саляхова Л.И. Родительские собрания. Сценарии, рекомендации, материалы для проведения. 1-4 классы. – М.: Глобус, 2008.
- Козловский О.В. Скорочтение. – М.: АСТ. Донецк. – Сталкер, 2006.
- Лучина Т. Методические рекомендации по проведению родительских собраний. Воспитание школьников. 2002. - №9. С. 15-17.
Предварительный просмотр:
Тема: К. ЧУКОВСКИЙ «ФЕДОТКА». О. ДРИЗ «ПРИВЕТ»
Цель: создавать условия для развития умения выявлять авторскую точку зрения.
Тип урока: комбинированный.
Планируемые результаты образования:
Предметные: умение делить текст на части и подбирать заголовки к частям рассказа, определять опорные слова для пересказа текста произведения; совершенствование навыка выразительного чтения и чтения целыми словами.
Личностные: умение ориентироваться в нравственном содержании собственных поступков в процессе обсуждения поступков героев произведения; воспитание доброжелательности, внимательности, отзывчивости по отношению друг к другу.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Познавательные: умение выделять существенную информацию из текстов разных видов, работать с таблицами, анализировать средства выразительности.
Регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей; вносить коррективы в действие после его завершения на основе самостоятельной оценки или оценки учителя с учётом характера сделанных ошибок.
Коммуникативные: умение проявлять: коммуникативную инициативу в процессе обсуждения содержания и поступков героев произведения; готовность к сотрудничеству с одноклассниками.
Формы и методы обучения: фронтальная, индивидуальная; объяснительно-иллюстративный.
Образовательные ресурсы: слоговая таблица для чтения; таблица-стихотворение Г. Сапгира «Что за ЛИ?».
Сценарий урока
Организационная часть
I. Актуализация знаний.
- Сегодня на уроке мы продолжим читать произведения из раздела « И в шутку, и всерьёз». Замечательный раздел, где можно пошутить и поговорить серьёзно. Вспомним некоторых авторов и их произведения из этого раздела.
1. Задание:
– Соедините ниточкой карточки авторов с названиями их произведений:
2.Учащиеся пересказывают рассказ Н. Артюховой «Саша-дразнилка».
Учащиеся оценивают пересказы смайликами.
3. Игра «Составляй слова».
– Рассмотрите таблицу и составьте как можно больше слов.
II. Постановка цели урока.
– Послушайте отрывок из произведения. Вспомните название стихотворения.
… Давайте же мыться, плескаться,
Купаться, нырять, кувыркаться.
В ушате, в корыте, в лохани,
В реке, в ручейке, в океане,
И в ванне, и в бане,
Всегда и везде
Вечная слава воде!
(«Мойдодыр».)
– Кто автор стихотворения «Мойдодыр»?
– Сегодня на уроке мы познакомимся с двумя стихотворениями – К. Чуковского «Федотка» и О. Дриза «Привет».
III. Изучение нового материала.
1.Рассказ-предисловие учителя о К.И.Чуковском. Обращение внимания на портрет и выставку книг «К.И. Чуковский» из школьной библиотеки.
Корней Иванович Чуковский ещё при жизни получил в народе почётное звание «дедушка Чуковский». Его стихи и сказки полюбили малыши и дети постарше.
Однажды маленький сын Чуковского серьёзно заболел. Поэт начал сочинять и рассказывать ему сказку «Крокодил», с первого раза сын запомнил почти весь прочитанный ему текст наизусть. Поистине сказочная поэма обладала какими-то магическими свойствами, помогавшими такому мгновенному усвоению и выздоровлению. Эту сказку напечатали и она очень полюбилась всем другим детям.
Что же это за чудо? Посмотрим маленький фильм про Корнея Ивановича Чуковского. Может быть и разгадаем это чудо.
2. ПРЕЗЕНТАЦИЯ
Упражнения для глаз.
3. Знакомство со стихотворением К. Чуковского «Федотка».
- Откройте с помощью закладки учебник «Литературное чтение» на стр. 12.
– Прочитайте, как называется стихотворение?
– Кто автор?
– Как вы думаете, о ком это произведение?
4. С л о в а р н а я р а б о т а.
– Прочтите слова, записанные на доске, сначала по слогам, затем целыми словами:
си-рот-ка – сиротка
не-сча-стный – несчастный
сча-стли-вый – счастливый.
(Дети читают про себя, затем вслух хором).
-Кого называют сироткой?
- Можно ли назвать слова: несчастный и счастливый- слова наоборот? Почему?
Заранее подготовленные учащиеся читают стихотворение «Федотка».
4. Анализ стихотворения. Показ иллюстрации к стихотворению с интерактивной доски.
– Почему плачет Федотка?
– Можно ли действительно назвать его несчастным?
– Как по-другому можно назвать это произведение?
– Для чего придумывают дразнилки?
- Можно ли это стихотворение назвать дразнилкой?
– Какие отрицательные черты мальчика высмеивает автор?
– Чему учит нас это стихотворение?
– Прочтите это стихотворение (4 строчки) сначала с сочувствием, а затем
(последние 2 строки) высмеивая поведение мальчика.
5. Чтение стихотворения с места.
Физкультминутка
IV. Продолжение изучения нового материала.
1. Знакомство со стихотворением О. Дриза «Привет».
Рассказ учителя об авторе. Портрет О. Дриза.
19 мая исполняется 108 лет со дня рождения Овсея Овсеевича Дриза. Это был удивительный человек, чуткий и добрый. Он шел по жизни с открытым сердцем, был очень скромен. Признание и широкая известность пришли к Овсею Дризу довольно поздно – на шестом десятке жизни. А в возрасте 62 лет талантливого поэта не стало. На его стихотворения написаны песни, по пьесам поставлены мультфильмы и спектакли. Его строки вошли в сборники лучших сказочников мира.
С л о в а р н а я р а б о т а.
– Прочтите словосочетания:
• золотое сердце – золотое кольцо;
• горячий привет – горячие пирожки.
– Объясните значение этих словосочетаний.
Найдите стихотворение на стр. 13.
– Кто автор стихотворения?
– Как оно называется?
– Рассмотрите иллюстрации. Как вы думаете, о чём это стихотворение?
Учитель читает стихотворение.
2. Анализ произведения.
– Какие подарки получил ребёнок?
– Что его удивило?
– Что бы вы ответили на вопрос: «Где же привет?»?
– В чём разница между горячим приветом и горячим пирогом?
3. Работа в парах.
– Прочтите друг другу это стихотворение, передавая интонацией грустные чувства малыша.
V. Итог урока. Рефлексия.
– С какими произведениями мы познакомились на уроке?
– Что объединяет стихотворения «Федотка» и «Привет»?
– Какое стихотворение понравилось больше всего?
– Рассмотрите иллюстрации (рукавицы, печенье, шарф, конфеты, пирог) и назовите их в таком порядке, в котором эти подарки для малыша перечисляются автором в стихотворении О. Дриза «Привет».
Внеурочная деятельность: подготовить выразительное чтение стихотворения наизусть (по выбору).
Федотка (стих Корнея Чуковского)
Бедный Федотка — сиротка.
Плачет несчастный Федотка:
Нет у него никого,
Кто пожалел бы его.
Только мама, да дядя, да тётка,
Только папа да дедушка с бабушкой.
Предварительный просмотр:
Праздник в 1в классе« Прощание с Азбукой»
Цель: воспитывать положительный настрой к учебному процессу; воспитывать любовь к чтению.
Учитель: Дорогие ребята, уважаемые гости! Сегодня у нас необычный урок. Урок, на котором мы прощаемся с первой вашей книгой – Азбукой. Давайте вспомним, как всё начиналось.
1. В день осенний, в день чудесный
В класс несмело мы вошли
" Азбуку» – учебник первый
На столах своих нашли.
Вот проходит день за днём,
Изучаем «Азбуку» .
2. Вдоль картинок мы шагали,
По ступенькам-строчкам шли.
Ах, как много мы узнали,
Ах, как много мы прочли!
3.Ель, топор, лопата, руки –
В каждом слове слышим звуки.
Звуки эти разные –
Гласные, согласные.
4. Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
В тёмном лесу звать и аукать,
И в колыбельке Алёнку баюкать,
Но не желают свистеть и ворчать
.5. А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть.
Даже фыркать и скрипеть,
Но не хочется им петь.
6.И в десять лет и в шесть, и в пять
Так хорошо уметь читать!
Всё вызывает интерес:
Далёкий космос, ближний лес,
Цветы, машины, птицы, пляски.
Все прочитаем в жизни сказки.
7.Среди ярких толстых книжек
Неприметна и скромна,
Но зато читать – в полгода! –
Научила нас она
8.Мы прочтём хороших книг немало,
Пускай года пройдут и много-много дней,
Нам Азбука хорошим другом стала,
Мы этот праздник посвящаем ей!
Азбука: Здравствуйте, мои юные друзья! Узнали меня?
Я – Азбука, учу читать,
Меня никак нельзя не знать
Меня изучишь хорошо –
И сможешь ты тогда
Любую книжку прочитать
Без всякого труда.
- Учитель Дорогая, Азбука! Мы рады тебя приветствовать на нашем празднике. Мы можем показать, чему научились за эти полгода. Будь нашей гостьей!
Азбука: Сегодня я пришла к вам, чтобы посмотреть, хорошо ли вы меня изучили, много ли вы нового узнали. Угадайте, о каких буквах идёт речь в этих загадках.
- Вот два столба наискосок,
А между ними – поясок.
Ты эту букву знаешь? А?
Перед тобою буква … (А)
- Чтобы «О» не укатилось,
Крепко к столбику прибью.
Ой, смотри-ка, что случилось:
Получилась буква …(Ю)
3.Эта буква широка
И похожа на жука.
Да при этом, точно жук,
Издаёт жужжащий звук. (Ж)
4.Вы посмотрите – кто такой,
Загородив дорогу,
Стоит с протянутой рукой,
Согнув баранкой ногу? (Б)
Азбука. Молодцы! А теперь задание посложнее Игра «Отгадай-ка».
Кто шагает с сумкой книг утром в школу? (ученик)
Очень скоро встретит вас ваш весёлый, звонкий (класс)
В коридоре топот ног, то зовёт всех в класс (звонок)
То, какой ты ученик, всем расскажет твой (дневник)
Быть должны всегда в порядке твои школьные (тетрадки)
Кто карандаш свой потерял, тот кто забыл, что есть (пенал)
Я сижу, едва не плача: очень трудная (задача)
Коль вертеться будешь много, знай – накажут очень (строго)
Долгожданный дан звонок, это кончился (урок)
Веселятся Коля, Лена – это значит (перемена)
Дети под музыку показывают перемену
Вышло слово погулять, стало буквы подбирать ( маршируют на месте)
Появились гласные – радостные, разные ( прыжки на месте)
А согласных целый взвод уже по воздуху плывёт ( круговые движения руками)
Мягкий знак и твёрдый знак (« ленивая» ходьба на месте)
Слово машет головой: « Прочитай меня, герой!» ( наклоны головы из стороны в сторону).
Сценка « Кто сказал, что мы подрались?».(два ученика)
1.Кто, сказал, что мы подрались?
2.Мы не дрались, а боролись.
1.Правда, мы чуть-чуть кусались.
2.И щипались, и кололись.
1.Правда, мы друг друга мяли.
2.И бадались, и лягались.
1.Нас ,конечно,. разнимали.
2.Мы ,конечно, упирались.
1.Кто сказал, что это драка?
2.Правда, он мне руку стиснул.
1.Правда,я чуть-чуть заплакал.
2.Правда,я немножко взвизгнул.
1.И расстались мы, поссорясь.
2.Но сначала мы боролись.
1 Драка после получилась.
Учитель Что же делают ученики на переменах?
Учитель Ребята, кажется, кто-то стучится! Кто это?
Ребята к нам в гости пришёл Петрушка. Поздороваемся с ним!
Дети Здравствуй Петрушка!
Учитель Поздоровайся и ты, Петрушка! Видишь, публика!
Петрушка Не вижу я никакого бублика!
Учитель Да. Не бублика, а поздоровайся с публикой!
Петрушка А, ну так бы сразу и сказали. Здравствуйте, здравствуйте, дорогие зрители. А подраться со мной не хотите ли?
Учитель Ну как тебе, Петрушка не стыдно безобразничать. Ты у ребят на празднике, а ведёшь себя так некрасиво. У нас ведь никто не дерётся.
Петрушка Ребята, извините меня, пожалуйста! А какой у вас праздник!
Учитель и дети Прощание с азбукой
Петрушка А можно я тоже буду участвовать в празднике?
Учитель А что ты можешь нам предложить?
Петрушка Здравствуйте, здравствуйте дорогие зрители! Состязаться со мной не хотите ли?
Учитель А в чем состязаться?
Петрушка Ну, например, кто громче заорёт или шире откроет рот, разбросает пальто. Ну как, найдутся у вас такие ребята?
Учитель Ну, Петрушка, скажу тебе я тебе заранее. Не нужны нам такие соревнования. Наши ребята такими делами давно не занимаются
Петрушка Да, я пошутил
Учитель А хочешь, соревнование проведу я?
Петрушка Конечно!
Учитель Тогда помогай мне.
Учитель: Дорогие, ребята, Петрушка! Хочу проверить, как вы знаете правила дружбы, правила поведения.
Петрушка У меня много друзей! Да, я и самый вежливый из всех вежливых ребят!
Учитель: Игра «Доскажи словечко»
Если встретился знакомый,
Хоть на улице, хоть дома-
Не стесняйся, не лукавствуй,
А скажи погромче … (здравствуй)
Вылез крот на белый свет
И сказал ежу … (привет)
Если просишь что-нибудь,
То сначала не забудь
Разомкнуть свои уста
И сказать … (пожалуйста)
Если невежей прослыть не хотите,
Очень прошу вас - будьте мудры,
Вежливым словом просьбу начните:
Будьте любезны, будьте … (добры)
Порвал воробей
Паутинные нити.
Чирикнул смущённо: - Меня … (извините)
Если встретилась компания,
Не поспешно, не заранее,
А в минуту расставания
Всем скажите … (до свидания)
Если словом или делом
Вам помог кто-либо,
Не стесняйтесь громко, смело
Говорить … (спасибо).
Учитель: На каждом уроке книга учила нас дружить, уважать друг другу, то есть учила быть просто хорошими людьми. Давайте вспомним, с какими чертами характера мы познакомились на уроках обучения грамоте.
А – аккуратность, активность
Б – благородство
В – верность
Г – гуманность
Д – доброта
Е – единодушие
Ж – жалость
З – здоровье
И – искренность
К – культура, красота
Л – любовь
М – милосердие
Н – нежность
О – осторожность
П – патриотизм
Р – радость
С – справедливость
Т – терпимость
У – уважение
Ф – фантазия
Х – храбрость
Ц – целеустремленность
Ч – честность
Ш – широта души
Щ – щедрость
Э – элегантность
Ю – юмор
Я – ясность ума
Ученик11.Позади нелегкий труд
Слогового чтения:
Нам сегодня выдают
У-до-сто-ве-ре-ни-я!
В том, что мы букварь прочли.
Полный курс наук прошли.
И теперь без передышки
Мы прочтем любые книжки
.Учитель:
- Дорогие первоклассники! В народе говорят: "Азбука ступенька к мудрости". Вы одолели свою первую, очень трудную ступеньку. Я от всей души поздравляю вас и вручаю вам эти удостоверения об окончании курса Азбуки.
(вручение)
-.
Ученик12. Закончена Азбука,
Буквы мы знаем,
Стихи и рассказы свободно читаем.
Добру в ней учила нас
Русская речь,
И мы её будем
Любить и беречь!
Ученик13. Если мамы дома нет,
То не стану я скучать,
Я зажгу настольный свет,
Чтобы книжку почитать.
Книга добрая, живая,
Чудеса она творит!
Обо всём на свете знает
И со мною говорит.
Ученик14.
Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать.
Не надо бабушку трясти:-
«Прочти, пожалуйста, прочти»
Не надо умолять сестрицу:
«Прочти, пожалуйста, страницу!»
Не надо звать, не надо ждать,
А просто взять и прочитать!
Учитель: Спасибо вам, Мудрые книги! Азбуке мы сегодня говорим:
Дети (хором) «Прощай».
Азбука: - Спасибо, ребята, за добрые слова в мой адрес! Мне немного грустно расставаться, но сегодняшний праздник показал мне, что вы уже многому научились. Радости и успехов вам на лестнице, ведущей к мудрости! И в этом, ребята, вам поможет новая книга. Это книга - литературное чтение.
-До свидания! Счастливого пути! (Уходит Азбука)
ПЕСНЯ «ПРОЩАЙ, БУКВАРЬ» Слова и музыка Людмилы Мельниковой
1.Мой букварь, мой друг надёжный,
Расстаёмся мы теперь.
В новый мир большой и сложный
Для меня открыл ты дверь.
П-в: Расстаёмся с букварём,
Песню мы о нём поём! (2 раза)
2.Много радостных событий
Ты мне щедро подарил.
К миру радостных открытий
Ты ступенькой послужил.
П-в: Расстаёмся с букварём,
Песню мы о нём поём! (2 раза)
3. Раскрывал тебя как чудо,
Наступил прощанья срок.
Никогда я не забуду
Первый твой большой урок.
П-в: Расстаёмся с букварём,
Песню мы о нём поём! (2 раза)
Учитель: Дальше по лестнице знаний поведёт нас книга – Литературное чтение Она научит нас быть честными, смелыми, добрыми. Успехов вам в учёбе!
Литературное чтение:
Вам мое почтение!
Я – Литературное чтение.
Полистай мои страницы:
Здесь стихи и небылицы.
Сказки, басни, прибаутки,
Поговорки, даже шутки.
Пушкин, Лермонтов, Толстой…
Да, учебник непростой.
Там много интересного,
Пока вам неизвестного.
Учитель За то время, что мы читали Азбуку, у нас появилось много любимых авторов и героев произведений. И, наверное, самые любимые – это СКАЗК И
Литературное чтение: Сейчас мы это проверим.
1) Кто работать не хотел, а играл и песни пел?
К братцу третьему потом прибежали в новый дом.
От волка хитрого спаслись, но долго хвостики тряслись.
Сказка известна любому ребёнку. И называется…(Три поросёнка)
2)У отца был мальчик странный,
Необычный, деревянный.
Он имел предлинный нос.
Что за сказка? Вот вопрос.(«Золотой ключик» )
3)Ждали маму с молоком,
А пустили волка в дом.
Кем же были эти
Маленькие дети?(«Семеро козлят» )
4)Убежали от грязнули
Чашки, ложки и кастрюли.
Ищет их она, зовет
И в дороге слезы льет,( «Федорино горе»)
.
Литературное чтение: Я от всей души поздравляю вас и желаю вам новых успехов. Вас ждут новые ступеньки на пути к мудрости.
УЧИТЕЛЬ. Теперь вам по плечу любые книги, любые знания. Желаю вам прочесть много красивых, добрых книг. Пусть книга станет для вас сияющим маяком знаний. Я желаю вам радости! Желаю не скучать! Мам и бабушек не очень огорчать. И всегда просить прощения за любое огорчение! В добрый путь по дороге знаний!
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка в 1 классе " Ударение"
Тема урока: Ударение. Ударные и безударные слоги.
Цель: Формировать представления об ударении, ударном и безударном слогах развивать умение находить в слове ударный слог; научить правильному произношению слов; познакомить с орфоэпическим словарём русского языка.
Задачи
- Закрепить, что такое ударение и какова его роль
- Научиться обозначать ударение в словах
- Исследование - в каких словах ударение не ставится
познавательные:
-развивать речь учащихся: обогащать словарный запас;
-организовать деятельность детей: умение ставить ударение в словах, учить доказывать правильность своего выбора; применять на практике, полученные на уроке знания;
раскрыть случаи, когда ударение не ставится;
научить понятию «ударный» и «безударный» слог
Личностные: способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности учащихся (учить анализировать, выделять главное, сравнивать, строить аналогии, делать вывод); привитие любви к родному языку
Регулятивные:
выполнение пробного учебного действия, фиксирование в нем индивидуального затруднения,
волевая саморегуляция в ситуации затруднения,
познавательная инициатива.
Коммуникативные:
учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, достижение договоренностей и согласование общего вывода.
Планируемые результаты (универсальные учебные действия)
Предметные:
-Закрепить понятие «ударение», его смыслоразличительную функцию, свойство разноместности. Упражнять в разграничении слов, различающихся ударением. Формировать умение различать в словах ударные и безударные слоги. Развивать речь, обогащать словарный запас. Работать над нормами правильного произношения.
Метапредметные
Регулятивные :
-принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения;
— понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
— оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;
Познавательные :
— в соответствии с заданным вопросом строить ответ в устной форме;
— составлять целое из его частей;
— на основе анализа и сравнения группировать языковой материал по заданному основанию;
— устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
— видеть возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
— соотносить изучаемый материал с собственным опытом.
Коммуникативные :
— адекватно реагировать на обращение учителя;
— использовать в общении правила вежливости;
— участвовать в разных формах работы в классе (индивидуальной, фронтальной, в паре);
— иметь представление о возможности договариваться, приходить к общему решению;
Личностные :
-Взаимодействуют в группе, паре , проявляют интерес к услышанному; знать основные моральные нормы поведения в школьной жизни; иметь представление о причинах успеха в учебе.
Виды деятельности: самостоятельная, исследовательская, практическая.
Тип урока: Решение частных задач
Образовательные ресурсы: учебник «Русский язык» для 1 класса В.П.Канакина, В.Г. Горецкий, карточки для индивидуальной работы, для работы в паре, группе, демонстрационный материал, картинки мультгероев, компьютер, интерактивная доска, ноутбуки
Ход урока
1.Мотивация к учебной деятельности.
Здравствуйте, ребята.
У. Мы – умные!
Мы – дружные!
Мы – внимательные!
Мы – старательные!
Мы отлично учимся
Всё у нас получится!
- Свою работу на уроке мы с вами будем оценивать по индивидуальным листам, они лежат у вас на парте. Возьмите их и напишите свою фамилию и имя. Во второй колонке вы будете себя оценивать: !- я не ошибся; +- понял почти всё; - - нужна помощь.
2. Актуализация знаний и пробное учебное действие.
Тему урока вы узнаете выполнив задание : расставьте карточки с буквами по цветам радуги, закончим цепочку цветом, который в радуге не встречается.
( Задание у доски и в парах, на интерактивной доске самопроверка)
Д
Е
Н
И
Р
Е
А
У
- Какое слово у нас получилось? (УДАРЕНИЕ)
- Скажите, мы уже встречались с таким понятием или нет?
- Что мы уже знаем об ударении?
- как вы думаете, чему мы будем учится сегодня на уроке?
1. Узнаем, что такое … (ударение) и какова его роль
2. Будем учиться … (обозначать ударение в словах)
3. Вспомним … (в каких словах ударение не ставится).
3.Постановка учебной задачи.
Чтобы добиться поставленных задач, мы должны в ходе урока ответить на следующие вопросы. (На интерактивной доске появляются предложения
-Что такое ударение?
-Какой слог называется ударным, безударным?
- На какой звук может падать ударение?
-На какой слог может падать ударение?
-В каких словах ударение не ставится?
-Какова роль ударения?
- Вы помните мультфильм про «Оха» и «Аха». У персонажа с именем «Ах» все дела свершались с улыбкой, «на ура», он никогда не боялся трудностей и тяжѐлой работы. А «Ох» только и делал, что охал и хныкал, поэтому у него ничего не получалось.
- Сегодня перед нами два пути. Первый – взять и просто прочитать в учебнике правило о роли ударения и его обозначении на письме. Второй – самим докопаться до сути и найти ответы на поставленные в начале урока вопросы.
- Как вы думаете, какой путь выбрал бы каждый из персонажей? («Ах» сам бы искал ответ, «Ох» – прочитал бы его в учебнике).
- А какой путь выберем мы?
4. Выявление места и причины затруднения.
- Прочтите слова на доске: линейка, книга, торты.
- Расставьте в них ударение.
-Где мы можем узнать, какой вариант правильный? (в словаре)
Есть специальный словарь – орфоэпический.
5. Построение проекта выхода из затруднения.
- В словаре нам будет искать правильный ответ….. ( имя) , а остальные – работаем по карточкам (Буратино, дерево, заяц, лиса, крокодил)
-Проверьте правильность выполнения по ноутбуку(задание №1 откройте) и оцените свою работу на листах.
6. Изучение нового материала.
- Давайте ещё раз правильно произнесём слово торты и запомним его.
- Прислушаемся к тому, как мы произносим ударный слог
(Его мы произносим с большей силой и длительностью).
- Попробуем дать определение - ударный слог – (это слог, который произносится с большей силой).
- Что такое безударный слог? (Это слог, который произносится с меньшей силой).
- Так что же такое ударение?
(Отвечают дети и тут же появляется запись на интерактивной доске в течение всего урока) (Выделение в речи одного из слогов слова)
- Это наш первый вывод: Ударение – выделение голосом одного из слогов в слове.
Ударный слог – это слог, который произносится с большей силой.
Безударный слог – это слог, который произносится с меньшей силой.
-Ответили мы на первый вопрос урока? А на второй? (да)
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
-Мне нужны 2 помощника. 1 ученик у доски будет читать слова так, чтобы мы услышали сильный ударный звук и записали букву этого ударного звука в тетрадь. Второй ученик будет работать за доской для проверки.
Учитель, портфель, Люда, пятница, альбом, цветы, ручка.
(и, е, ю, я, о, ы, у) это буквы гласных звуков.
- Проверьте задание, оцените себя.
- Что вы заметили, выполняя это задание?
(Ударение падает на гласный звук)
Это наш второй вывод: Ударение падает на гласный звук.
- Ребята, а мы ответили на следующий вопрос урока? (да)
Тогда отправляемся с нашим героем по имени «Ах» дальше.
- Ой, ребята, вы слышите, кто–то стучит. (Кто – то из присутствующих передаёт конверт, в котором описана игра «Стук-постук»)
- Ребята, нам передали конверт, на нем изображение героя «Ах».
- Как вы думаете, что там? (Наверное, он нам приготовил интересное задание.)
-Я стучу по столу столько раз, сколько слогов в слове, причем один стук звучит сильнее – это ударный слог. Вы должны записать эти схемы столбиком друг под другом, а затем подобрать к ним слова с доски: мама, рука, молоток, велосипед
- Ребята, кто из вас догадался, что нам хотел сказать «Ах», какой вывод мы должны сделать? (ударение может падать на первый слог, второй, третий или четвертый.) Оцените свою работу.
Третий вывод: ударение может падать на любой слог.
Ребята, помогли нам Ах ответить на следующий вопрос урока? (да)
Физ. минутка. (Включаю музыку.)
Продолжение работы по теме
-У вас на столах лежат листочки. Внимательно прочитайте и скажите, какое задание вам нужно выполнить.
(«Найди лишнее») Подчеркните лишнее слово в каждой строчке, поставьте ударение. (Работа в паре)
Груша, вишня, слива, берёза
Дача, кот, домик, крыша
- Какое слово лишнее в первой строчке (берѐза), а во второй (кот). Что вы можете сказать про эти слова? (в этих словах ударение не ставится)
Сделайте четвертый вывод: на письме значок ударения не ставится в словах с буквой Ё и в словах, состоящих из одного слога.
Мы ответили на следующий вопрос? (да). Оцените свою работу.
- Ребята, мы уже знаем, что с помощью ударения мы выделяем в речи один из слогов слова. Тогда возникает вопрос: а зачем нам это надо? Давайте попробуем на него ответить после маленькой сценки.
Сценка.
Ученик читает инструкцию к витаминам: «Принимать по одной, после приема пищи (начинает пищать)». Мама кричит: «Андрюша, что с тобой случилось?»
-Ребята, в чем запутался Андрей? Как ему помочь? (Анализ слова пищи)
- Посмотрите, какую роль может сыграть ударение, если перепрыгнет с одного слога на другой. Давайте посмотрим, в каких еще словах ударение может изменить смысл слова. Для этого поработаем в группе. Объединитесь в группы. Выберите командира.
-У вас на столах по два конверта: на одном из них «Ах», в нем листок, на котором записаны слова. Эти слова вы должны изменить с помощью ударения и записать их.
-А на другом конверте - «Ох», слова записаны с подсказками - картинками. Какой конверт вы выберите – ваше дело. (Проверка).
-Какой вывод мы можем сделать: ударение меняет смысл слова.
- Оцените работу в группе.
Пятый вывод: перестановка ударения с одного слога на другой может изменить смысл (значение) всего слова.
Ответили мы на последний вопрос урока? (да)
- А давайте заглянем в учебник на с. 42 у.6. Прочитаем как об этом говорится в стихотворении Я. Козловского. (Читает.)
- О каких словах говорится в стихотворении?
7. Рефлексия.
- Ответили ли мы на поставленные перед собой вопросы? (да)
- Кто нас вёл в страну знаний – Ох или Ах.
- Ребята, умение правильно ставить ударение в жизни очень важно! Послушайте как об этом поют герои передачи «Радио няня.» (Включаю грамзапись.)
8. Итог урока.
Закончите предложение:
Я сегодня узнал, что…
Я научился…
Мне было…
- Посмотрите на свой листок самооценки и оцените свою работу на уроке.
- Кому было интересно на уроке – поднимите картинку с изображением Аха, а кому не очень- изображение Оха.
Молодцы! Спасибо за урок!
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока.
Математика
Предмет: математика
Класс: 1 «в»
Тема: «Сантиметр»
Цель: познакомить с единицей измерения длины – сантиметром.
Задачи:
Обучающие: дать представление о единице измерения длины – сантиметре.
Развивающие: развитие логического мышления, воображения.
Воспитывающие: формирование умения общаться.
Планируемые результаты:
Предметные:
- ввести понятие нового термина «сантиметр» - единицы измерения длины;
- научить измерять отрезки, используя линейку;
- развивать практические умения интеллектуальные и коммуникативные умения;
Личностные:
- Развитие основ самоорганизации – организация исследовательского пространства ученика.
- Проявление положительного отношения к школе, учебной деятельности на уроке русского языка.
- создать условия для развития речи, мышления, внимания, памяти учащихся;
- воспитывать любовь к математике.
Регулятивные:
- целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция
Познавательные:
- общеучебные, логические, постановка и решение проблемы
Коммуникативные:
- планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, использование речевых средств для передачи своего мнения
Тип урока: усвоения новых знаний
Материально – техническое обеспечение: Учебник по математике 1 класс Чекин А.Л. Часть 2, О.А. Захарова, Е.П. Юдина Математика в вопросах и заданиях. 1 кл.: в 2 ч. Ч. 2: тетрадь для самостоятельной работы., мультимедийный проектор, экран, компьютер.
Этапы урока. Методы и приемы. | Хронометраж
| Содержание урока. Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты ( УУД) |
1. Орг. момент | 1-2 мин |
(Слайд 2)
- Ну – ка, проверь, дружок, Ты готов начать урок? Всё ль на месте? Всё ль в порядке? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Все расселись по местам, никому не тесно, По секрету вам скажу: «Будет интересно!»
(Слайд 3) - Ребята! Мы начинаем наш урок с минутки настроения. Возьмите ваши полоски, выберите картинку, соответствующую вашему настроению и покажите - С каким настроением вы начинаете урок? - Я рада, что сегодня у вас хорошее настроение. - А вот настроение, с которым я начинаю наш урок математики. - Я надеюсь, что такое солнечное настроение сохранится на протяжении всего нашего урока.
| Приветствуют учителя. Организуют рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе.
| Личностные: проявляют эмоциональную отзывчивость.
Регулятивные: контролируют свои действия |
2. Актуализация знаний. | 2-5 мин | (Слайд 4)
– Вчера на уроке мы говорили о том, как люди в старину измеряли длину предметов. - Назовите старинные меры длины, которые вы запомнили. (Локоть, сажень, пядь). - Покажите, как они выглядят. - Но мы не только узнали эти старинные меры длины. - Какую ещё цель мы ставили перед собой? (Измерить длину крышки парты, используя эти старинные меры длины). - Достигли мы этой цели? (Да). - Что вы скажете о результатах измерения, которые у нас получились? (Они были разные). - Почему получились разные результаты измерения? (Результаты зависели от размеров частей тела измеряющего). - Удалось ли нам придти к единому результату? (нет) - Как вы думаете, всегда ли было удобно пользоваться такими мерами измерения длины предметов? (Нет.) - Почему? (Эти измерения были неточны).
|
Отвечать на вопросы учителя.
| Предметные: - назвать и показать изученные старинные меры длины;
познавательные: -ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); регулятивные: -высказывать свое предположение; коммуникативные: -точно и полно выражать свои мысли
|
3. Знакомство с новым материалом. | 10-15 мин | (Слайд 5) – Сегодня я предлагаю вам провести ещё одно исследование. – У вас на партах лежат полоски. Это мерки, которыми вы сейчас будете пользоваться. 1-й ряд – зелёная; 2-й ряд – синяя; 3-й ряд – красная. - Вместе с соседом по парте вам нужно измерить длину крышки парты. – Откуда начнете измерение? (От края.) – Сколько раз поместилась мерка у 1 ряда? 2 ряда? 3 ряда? - Что скажете? (Опять результаты измерений различны). – Почему же так получилось? (Мерки были разной длины.)
- ВЫВОД:
– Подумайте, что же надо сделать, чтобы у всех получился одинаковый результат? (Надо договориться и выбрать одинаковую мерку.) -Хорошо. Например, мы договорились взять мерку 1 ряда. У всех получится одинаковый результат. Но сможем ли мы дать точный ответ, чему равна длина крышки парты? (Нет) – Люди давно, так же как и вы, столкнулись с этой проблемой и поняли, что удобнее пользоваться одинаковой меркой. Какой именно мы узнаем чуть позже. А теперь предлагаю вам отдохнуть.
Физминутка. (слайд 6)
– (Слайд 7)
– Прочитайте тему нашего урока. (Измерение длины отрезка. Сантиметр.) – Какую учебную цель вы перед собой поставите? (Узнать, что такое сантиметр. Научиться измерять длину предметов).
– Посмотрите на модель линейки. - Что вы видите на линейке? (деления, одни длинные, другие короткие, цифры). - Что можно сказать о расстоянии между соседними большими делениями? (Они одинаковые). - Расстояние между соседними большими делениями на линейке называют сантиметром. В математике слово сантиметр записывают сокращенно см и точку после сокращения не ставят.
(Слайд 8) УЧИТЕЛЬ демонстрирует различные инструменты измерения длины.
- Для чего предназначены все эти инструменты? (Для измерения длины предметов, отрезков. Для того, чтобы чертить отрезки, геометрические фигуры).
- Как вы думаете, будет ли зависеть результат измерения длины предмета от цвета, материала из которого сделаны линейки или от длины линейки? (Нет, так как на них шкала с одинаковой меркой измерения – сантиметр).
- Как вы думаете, что мы с вами будем сейчас учиться выполнять, используя линейку? (Измерять длину предметов) | Отвечать на вопросы учителя, выполнять действия.
Отвечать на вопросы учителя.
Работа с линейками.
| Личностные Проявлять познавательную инициативу в оказании помощи своему однокласснику.
Регулятивные Контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания (по правилу, алгоритму, с помощью таблицы, инструментов).
Коммуникативные Взаимодействовать (сотрудничать) с соседом по парте, в группе |
4. Первичное закрепление знаний
5.Первичное применение нового знания.
6.Включение в систему знаний и повторение.
| 10 мин | (Слайд 9)
- А как измерить длину карандаша при помощи линейки? - Составление алгоритма измерения длины карандаша. 1. Берём линейку. 2. Прикладываем линейку так, чтобы один конец карандаша совместился с отметкой ноль. 3. Другой конец карандаша совпадёт с другой отметкой. Это и будет длина карандаша.
Практическая работа по измерению длины карандаша. - Чему равна длина карандаша? (10 см)
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Продолжительность: 4– 5 минут. (Слайд 10) Откройте учебник на с. 18.
(Слайд 11) Задание 2 (У-2, с. 18) Прочитайте задание № 2. - Самостоятельное выполнение задания. Проверка.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА (Слайд 12 - 13) Работа в тетради. Задание № 1. (Слайд 14 - 15)
Закрепление. - Какой высоты каждая свеча? - На какой картинке проведено правильное измерение длины марки? - Докажите. |
Измерять длину.
Отвечать на вопросы учителя.
Отвечать на вопросы учителя согласно просмотренному мультфильму.
Работать по учебнику. | Личностные: - устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом, (зачем?).
регулятивные: -определять и формулировать цель деятельности на уроке; - под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке; - определять последовательность действий на уроке.
|
7. Итог урока
8. Рефлексия | 2 мин | - Какую цель мы ставили перед собой? (Узнать, что такое сантиметр. Научиться измерять длину отрезков, предметов).
- Возьмите ваши полоски и оцените себя.
|
Предварительный просмотр:
План работы с родителями в 1 в классе
Цель: создание открытой социально-педагогической системы, готовой к взаимодействию с родителями в воспитании и обучение детей.
Задачи:
установить постоянною связь с родителями, взаимопонимание и согласованное взаимодействие семьи и школы;
оказывать психолого-педагогическую помощь семье в воспитании и обучении детей;
обобщить и распространить положительный опыт семейного воспитания;
укрепить связи с правоохранительными и другими заинтересованными органами по
охране прав детей и семьи в целом;
организовать общественно-значимую деятельность родителей и учащихся
создать условия для формирования активной педагогической позиции родителей.
Формы взаимодействия с семьей:
познавательная;
трудовая;
досуговая;
родительские собрания;
работа с родительским активом
№ | Дата | Мероприятие | Краткое содержание | Ответствен ный |
1 | август | Родительское собрание «Скоро в школу» | 1.Познакомить со списочным составом класса 2.Знакомство с Уставом школы, с правилами внутреннего распорядка 3. Знакомство с ФГОС 4.Выбор родительского комитета класса 5.Сбор общих сведений о родителях. Пол, возраст, состояние здоровья, состав семьи, материально – бытовое положение, образовательный и трудовой статус родителей. 6. Обеспеченность учащихся учебниками, школьной формой. | кл.рук. кл.рук. |
2 | сентябрь | Организация безопасного следования в школу (маршрутный лист-в дневник, информация о школьнике в портфель) | Составление Маршрута «ДОМ-ШКОЛА-ДОМ» | кл.рук. родители |
3 | сентябрь | ОргаОрганизация горячего питания в школе. | Изучение вопроса организации питания, сбор и оформление документов на питание | кл.рук. родители |
4 | сентябрь | Помощь в записи детей на кружки и секции в ЦДОД. | Презентовать программы внеурочной деятельности первоклассников. | кл.рук. родители |
5 | сентябрь | Выявление малообеспеченных семей | кл.рук. | |
6 | сентябрь | Индивидуальные консультации «Итоги первых учебных дней» (по необходимости ежедневно» | Провести рефлексию родителей по первым учебным дням, рассказать о результатах своих наблюдений и первых диагностических работах (рисунок-тест: «Я в садике – я в школе»). | кл.рук. |
7 | сентябрь | Организация похода | Методические рекомендации по организации и проведению однодневного похода | кл.рук. родители |
8 | сентябрь | Родительский всеобуч «Портфолио как средство оценки достижений учащихся» | Познакомить с технологией «Портфолио», рассказ о его особенностях в 1 классе | кл.рук. |
9 | сентябрь | Совместное планирование воспитательной работы в классе. | Помощь в планировании и организации деятельности родительского комитета. | родительский комитет класса |
10 | октябрь | Совместный праздник «Посвящение в первоклассники. День рождения классного коллектива» | Помощь родителей при подготовке праздника. Родители готовят подарки для своих детей. Помогают в оформлении наглядностей. | кл.рук. родители |
11 | октябрь | Родительское собрание «Адаптация первоклассников» | Рассказать о динамике процесса адаптации по наблюдениям администрации и учителя, о результатах изучения мотивации по рисункам «Что мне нравиться в школе». Раскрыть секреты дальнейшего течения адаптации, возможные её проявления. Рассказать о психологических основах навыка письма, дать советы и рекомендации для предупреждения и преодоления возможных трудностей. Знакомство с планом ВР на учебный год | кл.рук. |
12 | ноябрь | Работа с род. комитетом | Подготовка ко дню именинников | родительский комитет класса |
13 | ноябрь | "День рожденья только раз в году!" День осенних именинников. | Родители принимают участие в организации праздника, в ходе праздника | кл.рук. родители |
14 | декабрь | Работа с род. комитетом | Подготовка сценария празднования Нового года | родительский комитет класса |
15 | декабрь | Новогодние праздники (школьный и классный) | Создать условия для сплочения классного коллектива, осознания родителями своей роли в жизни ребёнка организация подарков детям участие в празднике | кл.рук. родители |
16 | Родительское собрание Режим дня | Отчет о проделанной работе родительского комитета за первое полугодие. | кл.рук. | |
17 | Индивидуальная работа с родителями слабоуспевающих и одарённых детей. | В работе с родителями: поддерживать связь, привлекая их к занятиям с ребёнком дома, проводить беседы, давать советы. Оказать методическую помощь нуждающимся родителям по обучения детей | кл.рук. | |
18 | февраль | Беседа «Безопасный интернет». Правила работы на компьютере. | Рассказать детям, какие опасности ждут школьника в сети Интернет. | родитель |
19 | февраль | Работа с род. комитетом | Подготовка ко дню именинников | родительский комитет класса |
20 | февраль | "День рожденья только раз в году!" День зимних именинников. | Родители принимают участие в организации праздника, в ходе праздника | кл.рук. родители |
21 | февраль | «Богатырские забавы» | Родители принимают участие в организации праздника, в ходе праздника | кл.рук. родители |
22 | февраль | День открытых дверей. Открытые уроки для родителей. | Показать родителям приобретаемые УУД. Подвести итоги букварного периода. | кл.рук. |
23 | февраль | Урок в компьютерном классе. | Выявления уровня владения учащимися информационно-коммуникационными технологиями | родитель |
24 | март | Шоу «На балу у Золушки». Выставка поздравлений «8 Марта» | Родители принимают участие в организации праздника, в ходе праздника | кл.рук. родители |
25 | март | Родительское собрание Жизнь ребенка и его успехи в школе. Кризис 7 лет. | Успехи и неудачи детей в течение всего года. | кл.рук. |
26 | апрель | Выставка творческих работ детей и родителей «Новая жизнь старых вещей» | Привлечь к участию в ярмарке учащихся и родителей | кл.рук. родители |
27 | апрель | «Азбука профессий» профориентационная экскурсия в пожарную часть | Вызвать у учащихся интерес и уважение к профессии пожарного. | родитель |
28 | апрель | Работа с род. комитетом | Подготовка ко дню именинников | родительский комитет класса |
29 | апрель | "День рожденья только раз в году!" День весенних именинников. | Родители принимают участие в организации праздника, в ходе праздника | кл.рук. родители |
30 | май | Работа с род. комитетом | Подготовка ко дню именинников | родительский комитет класса |
31 | май | "День рожденья только раз в году!" День летних именинников. | Родители принимают участие в организации праздника, в ходе праздника | кл.рук. родители |
32 | май | Родительское собрание: Как оценивают Вашего ребёнка в школе? | познакомить родителей с современными принципами и особенностями оценивания учебных и внеучебных достижений младших школьников в соответствии с ФГОС НОО; с особенностями и правилами проведения итоговой контрольной работы; с особенностями и правилами проведения комплексной проверочной работы; Отчёт РК перед родителями о проделанной работе Организация приобретения тетрадей и школьной формы на новый учебный год. | кл.рук. родительский комитет |
33 | май | Организация летнего отдыха учащихся | Сбор документов на летние площадки | кл.рук. |
34 | май | Заполнение тетради отзывов и предложений. Подвести итоговую рефлексию с родителями «Как изменился мой ребёнок. Что появилось! «+» и «-» обучения. | кл.рук. | |
35 | май | Провести анкетирование «Удовлетворённость школьной жизнью». | изучить степень удовлетворенности учащимися школьной жизнью. | кл.рук. |
36 | май | Работа с род. комитетом | Подготовка к празднику: напечатать приглашения родителям на праздник « До свидания, 1 класс», разработать сценарий, подготовка благодарственных писем родителям. | родительский комитет класса |
37 | май | Праздник «До свиданья, 1 класс» | Показать родителям учебные навыки, приобретённые в течение первого года обучения подвести итоги 1 класса. Познакомить родителей с классной книгой рекордов, куда весь год вносятся успехи детей | кл.рук. родители, родительский комитет класса |
Примерное положение о родительском комитете класса
- Родительский комитет класса — это объединение родителей, деятельность которых направлена на всемерное содействие педагогическому коллективу учителей, работающих в классе, классному руководителю в организации сотрудничества семьи и школы на благо учащихся класса.
- Родительский комитет выбирается на родительском собрании в начале учебного года сроком на один учебный год.
- В родительский комитет класса могут быть избраны родители любого ученика класса по их желанию или по предложению большинства участников родительского собрания класса.
- Председатель родительского комитета выбирается из числа избранных членов родительского комитета на первом заседании.
- О своей деятельности родительский комитет отчитывается перед родительским собранием.
- Собрание родителей вправе потребовать от родительского комитета внеочередного отчета, если сомневается в его действиях.
- Родительский комитет класса участвует в заседаниях Совета школы, в школьных конференциях, встречах родительских комитетов классов со школьной администрацией.
- Заседания родительского комитета класса проходят 3—4 раза в учебную четверть. Принятые решения фиксируются в протоколе, который хранится у председателя родительского комитета.
Положение о родительском комитете класса принимается на заседании родительского комитета школы или на заседании Совета школы.
Родительский комитет класса обязан:
- помогать классному руководителю в налаживании контакта с коллективом родителей;
- вовлекать родителей в совместную деятельность с детьми;
- влиять на формирование культуры родительского общения;
- быть посредником между семьей, школой, общественными организациями в трудных жизненных ситуациях;
- стимулировать подвижничество и ответственность в воспитании подрастающего поколения;
- выступать с инициативами и предложениями по улучшению образовательно-воспитательного процесса в школе;
- соблюдать этические нормы в общении с учащимися, педагогами и их родителями.
Родительский комитет имеет право:
- активно участвовать в организации образовательно-воспитательного процесса в классе;
- помогать классному руководителю и школе в приобретении учебников и пособий;
- посещать вместе с классным руководителем учащихся на дому;
- присутствовать на уроках и внеклассных мероприятиях;
- высказывать свое мнение о проводимых в классе мероприятиях;
- воздействовать совместно с классным руководителем на тех родителей, которые не занимаются воспитанием своих детей;
- проводить беседы с проблемными учащимися;
- поддерживать тесный контакт с правоохранительными органами и общественными
организациями в защиту прав и интересов ребенка и семьи;
- привлекать в случае необходимости различного рода специалистов для решения проблем семьи.
Четкая и хорошо отлаженная работа родительского комитета класса приносит свои плоды. Школьники всегда рады тому, что их родители приходят на уроки и внеклассные мероприятия, участвуют в совместных праздниках и походах, гордятся участием родителей в жизни класса. Надо отметить, что активное участие родительского комитета и родителей в целом в классной жизни стимулирует к действию и самого классного руководителя.
Хорошей традицией многих школ является проведение своеобразных творческих отчетов о совместной деятельности родительского комитета и классного коллектива. Такие встречи проводятся в конце учебного года и являются своеобразным подведением итогов работы за год. Формы представления могут быть самыми разнообразными: фильм о жизни класса, КВН, фестиваль и т. д. Главное — родители и дети вместе, взрослые видят достижения детей за год, радуются успехам друг друга.
Предварительный просмотр:
Темы классных часов в 1 в
классе
№ | Тема | Дата план. | Дата факт. |
1 | Я – талантлив. | 4.09 | |
2 | Трагические события в Беслане. | 11.09 | |
3 | Беседа « Как вести себя в чрезвычайных ситуациях» Правила обязательные для всех. | 18.09 | |
4 | Где тепло, там и добро. | 2.10 | |
5 | Урок доброты. Дружба начинается с улыбки | 16.10 | |
6 | Беседа «Берегите воздух и воду!» | 23.10 | |
7 | Толерантность. Учимся быть терпимыми. | 6.11 | |
8 | Мама первое слово. | 13.11 | |
9 | Беседа «Книга – твой учитель и друг» | 4.12 | |
10 | День Конституции РФ. Беседа-знакомство «Символы России – герб, флаг, гимн» | 11.12 | |
11 | Когда приходит Новый год. Впереди зимние каникулы. | 25.12 | |
12 | Беседа «Кино в нашей жизни» | 22.01 | |
13 | Урок нравственности «Поступки твои и других» | 5.02 | |
14 | Урок мужества «Защитники, кто они?» | 12.02 | - |
15 | 8 марта - Международный женский день . | 4.03 | |
16 | Путешествие по городу вежливости и доброты. | 11.03 | |
17 | Классный час – путешествие. Безопасная весна. | 18.03 | |
18 | Нам в учебе нет помехи, если в классе много смеха | 1.04 | |
19 | День космонавтики. Звёздные дали | 15.04 | |
20 | Беседа с элементами викторины «Берегите Землю, берегите!» | 22.04 | |
21 | Урок мужества «Этот День Победы» | 6.05 | |
22 | Безопасное лето. Впереди летние каникулы. | 20.05 |