Коллегам
У каждого педагога есть своя «Методическая копилка», в которой хранятся различные разработки, конспекты, карточки и другие педагогические находки, раскрывающие конкретные идеи, приемы, методы, технологии, средства обучения и воспитания, созданные или усовершенствованные тем или иным автором и способствующие эффективности учебно-воспитательного процесса.
Полезные сайты
13 образовательных каналов на Youtube, которые увлекут школьника
Обучающие фильмы и мультфильмы
Скачать:
Предварительный просмотр:
Практические рекомендации по оптимизации процесса выстраивания взаимоотношений в младшем школьном возрасте
Необходимо изучить систему личных отношений детей в группе, для того чтобы целенаправленно формировать эти отношения, чтобы создать для каждого ребенка в группе благоприятный эмоциональный климат, а также для большей продуктивности целенаправленной воспитательной деятельности учителя.
Нельзя оставлять без внимания непопулярных детей. Следует выявить и развить у них положительные качества, поднять заниженную самооценку, уровень притязаний, чтобы улучшить их положение в системе межличностных отношений.
Знание уровня притязаний позволяет дифференцировать воздействие на каждого ученика, обеспечивая развитие его личности, закреплять формирующиеся положительные свойства и преодолевать негативные проявления.
Учитывая неустойчивость уровня притязаний в младшем школьном возрасте, его динамичность, податливость педагогическому воздействию в подавляющем большинстве случаев, учителю следует уделять равное внимание и тем, у кого заниженный уровень притязаний, и тем, кто адекватно оценивает свои возможности, и тем, кто себя недооценивает.
Конечно, в каждом из этих случаев позиция и действия психолога и педагога (родителей) должны быть разными. Так, для ребенка, преимущественно занижающего свои реальные возможности важно создать условия, при которых он мог бы поверить в себя: систематически подчеркивать его успехи (даже самые небольшие), показывать любые моменты продвижения, раскрывать перед ним перспективы его развития. По мнению О.Н. Истратовой, для формирования у ученика уверенности в себе целесообразно предлагать ему задания в тех видах деятельности, где он действует наиболее успешно, хвалить после правильного выполнения задания [13, с. 360]. Чтобы такая работа принесла действительную пользу, необходимо продумать последовательность постепенного усложнения заданий. Эту работу весьма важно вести совместно психологу, учителю и родителям, с тем, чтобы действовать в одном направлении.
Сложнее найти правильный путь воздействия на детей с завышенным уровнем притязаний. Здесь необходим особый такт, поскольку завышенный уровень притязаний возникает чаще всего под влиянием оценки родителей, за счет более высокого уровня готовности к обучению до школы или в результате дополнительных занятий, проводимых в домашних условиях.
Нельзя не согласиться с мнением Е.Е Сапогова, что успешность педагогического воздействия в первую очередь будет зависеть от правильного определения источника завышенного уровня притязаний [21, с. 320]. Кроме того, нужна особая осторожность при воздействии на родителей, с тем чтобы не подорвать их авторитет, а также при воздействии на самого ребенка. Здесь особенно нетерпимо любое публичное осуждение ученика, подчеркивание его недостатков. Нужна кропотливая, повседневная, индивидуальная работа: показ ученику его реальных возможностей (иногда полезным может быть использование заданий повышенной трудности, с тем чтобы ученик увидел границы своих возможностей); чтение литературных произведений, где осуждаются прямо или косвенно герои, завышено оценивающие свои действия и поведение; включение ребенка в ситуации, дающие ему возможность увидеть себя в сравнении с детьми, имеющими более высокий уровень реальных возможностей и т.п.
В тоже время нужна определенная мера подобного воздействия, постоянный контроль за его результатами, иначе может быть сформирована неадекватная, а заниженная самооценка. Поскольку уровень притязаний в младшем школьном возрасте лишь начинает формироваться, часто оказывается ситуативным, не имея определенной устойчивости, постоянного внимания также требуют и те дети, для которых оказался характерным адекватный их возможностям уровень притязаний. Поэтому экспериментальная оценка уровня притязаний реальным возможностям не должна носить разовый характер. Соответствие уровня притязаний реальным возможностям следует постоянно закреплять.
В этом случае целесообразно упражнять детей в оценке деятельности других, а также в самооценке собственной деятельности. Как считает А.Б. Орлов, следует постоянно расширять и усложнять деятельность, которая подлежит оценке. Особо значимым оказывается при этом требование осознания той или иной оценки и самооценки [20, с. 135]. Возможность формирования адекватной оценки и самооценки предполагает обучение детей соответствующим критериям и способам оценки и самооценки деятельности и поведения.
По мнению Г.Г. Вербиной, взаимоотношения в младшем школьном возрасте и самооценка у учащегося начинают складываться на основе оценок учителя и оценивающих высказываний родителей [4, с. 25]. Поэтому все должны придерживаться следующих правил:
Во-первых, оценка должна быть всегда понятна детям и пока они не овладели теми критериями, по которым их оценивают в том или ином случае, оценка должна носить развернутый характер. Выставляя отметки в конце урока, учитель должен быть уверен, что каждый ученик в классе понимает, какая и за что поставлена.
Во-вторых, каждая оценка и со стороны учителя, и со стороны родителей должна начинаться с выявления положительных моментов и лишь, потом можно указать на недостатки.
В-третьих, выявив, в какой системе отношений у того или иного ученика высокий или низкий статус, важно увеличить удельный вес деятельности именно там, где он низкий. При этом учащемуся надо предлагать задания по силам, чтобы он мог выполнить их успешно и заслужить одобрение со стороны взрослых и одноклассников.
В – четвертых, следует помнить, что к концу младшего школьного возраста все большее значение для детей приобретают личностные качества, но оценивают они их друг у друга очень поверхностно, подчас, даже неверно. Соответственно в свою оценочную деятельность и психолог, и учитель, и родители должны включать развернутую оценку тех или иных качеств детей. При этом следует отказаться от негативных характеристик, но в то же время редко и осторожно ставить в пример одних учащихся другим.
Соблюдая эти правила, можно создать оптимальные условия для формирования адекватных самооценок у учащихся, развития нужного уровня притязаний, комфортных взаимоотношений в классе, а также для формирования стремления занять определенный статус как одного из реально действующих мотивов улучшения учебной деятельности.
Предварительный просмотр:
Особенности межличностных отношений в младшем школьном возрасте
По мнению Б.Д. Парыгина, в младшем школьном возрасте социальные отношения все больше расширяются и дифференцируются. Социальный мир становится для ребенка шире, отношения глубже, а их содержание разнообразнее [21, с. 322]. Поведение в школе. В 1-м классе самой авторитетной фигурой для ребенка является учитель (как правило, учительница). На это указывают все исследователи, которые пишут об этом возрасте. «Учителю он верит безгранично». В глазах ребенка учитель всемогущ, потому что он не только «все знает», но и ему «все» подчиняются. Учительница может вызвать в школу даже родителей, поговорить с ними, и те будут ее «слушаться». То, что «Мария Григорьевна сказала», становится наивысшим критерием истины. При этом доверие, тяга к учителю не зависит от качеств самого преподавателя. В связи с выраженной склонностью детей к подражанию на учителе лежит высокая ответственность за демонстрацию образцов социального поведения [22, с. 100]. Во 2-м и 3-м классе личность учителя становится менее значимой для ребенка, зато теснее становятся его контакты с одноклассниками. В первые недели учебы в школе дети «сначала - притихшие, некоторые даже робкие» писал П.П. Блонский, они настолько «ошеломлены» новой ситуацией, что долгое время даже не в состоянии описать внешние особенности соседа по парте [2, с. 405]. При этом отмечается, что у возбудимых и подвижных детей наблюдается «тормозная реакция», а у спокойных и уравновешенных - «возбуждение». Ф. Баррон считает, что спустя некоторое время наступает обратная реакция - дети становятся чрезмерно подвижными и шумными, в связи с чем остро возникает вопрос о приучении их к школьной дисциплине и порядку [1, с. 150]. Поведение в семье. С постепенно возрастающей ориентацией на сверстников все менее значимой становится эмоциональная зависимость ребенка от родителя (матери). Более того, именно в этом возрасте и должна начаться так называемая «естественная сепарация», т.е. постепенное психологическое отделение ребенка от взрослого и обретение им независимости и самостоятельности. По определению Г.Г. Вербиной, «Данная постепенная сепарация предоставляет очевидное условие для социального созревания ребенка, его самореализации и, наконец, психического здоровья» [4, с. 326]. Следовательно, в младшем школьном возрасте контроль со стороны родителей сохраняет свое воспитательное значение, но он должен быть менее опекающим и более тонким. В то же время взаимодействие с родителями, их оценки поведения ребенка, а также образцы их поведения являются для ребенка одним из важнейших источников формирования у него устойчивых форм как действенно-предметного, так и нравственного поведения. Родители - это по-прежнему наиболее авторитетные фигуры в социальном окружении, поэтому для ребенка так важны реакции и оценки с их стороны. С обретением тонкой моторной ловкости, с повышением познавательного интереса ребенка и его стремления к деятельности, с ориентацией его на результат и социальные оценки этого результата главной задачей развития в этой его фазе, в соответствии с периодизацией Э. Эриксона, становится формирование у ребенка чувства умелости.
Естественная сепарация - в отличие от эмоционального отвержения - инициируемое и поддерживаемое взрослым постепенное психологическое отделение от него ребенка, начинающееся предпочтительно в возрасте 6-7 лет, и приобретение им независимости и самостоятельности. В связи с этим особое значение приобретает для ребенка отношение родителей к результатам его труда. Согласно мнению М.В. Матюхиной, «Когда детей поощряют мастерить что угодно, строить шалаши и авиамодели, варить, готовить и рукодельничать, когда им разрешают довести начатое дело до конца, хвалят и награждают за результаты, тогда у ребенка вырабатывается умелость... Напротив, родители, которые видят в трудовой деятельности детей одно "баловство" и "пачкотню", способствуют развитию у них чувства неполноценности», поскольку дети при этом чувствуют свою несостоятельность в освоении «технологического этноса культуры» [17, с. 365]. Развитию этого чувства, конечно, могут способствовать не только родители, но и школьные учителя и сверстники. Поведение в кругу сверстников. В младшем школьном возрасте все большее значение для развития ребенка приобретает его общение со сверстниками. В общении ребенка со сверстниками не только более охотно осуществляется познавательная предметная деятельность, но и формируются важнейшие навыки межличностного общения и нравственного поведения. Стремление к сверстникам, жажда общения с ними делают группу сверстников для школьника чрезвычайно ценной и привлекательной. Участием в группе они очень дорожат, поэтому такими действенными становятся санкции со стороны группы, применяемые к тем, кто нарушил ее законы. Меры воздействия при этом применяются очень сильные, иногда даже жестокие: насмешки, издевательства, побои, изгнание из «коллектива»
Половые различия. Как уже говорилось выше, группы младших школьников чрезвычайно однородны по половому признаку, более того, группы мальчиков и девочек в этом возрасте могут даже враждовать между собой. Разделение по половому признаку в этом возрасте характеризует не только составы групп, но и места проведения игр и развлечений. При этом на всей территории игр образуются специальные «девчоночьи» и «мальчишечьи» места, внешне никак не обозначенные, но оберегаемые от вторжения «посторонних» и избегаемые ими. Интересно, что в случае объединения мальчиков и девочек для общей игры для нее выбирается место между двумя территориями [7, с. 230]. Общение и дружба с представителем своего пола, а также дифференциация групп по половому признаку способствуют формированию у ребенка определенной и устойчивой идентификации с полом, развитию у него самосознания, а также готовят почву для формирования у него новых глубоких и продуктивных отношений в подростковом и юношеском возрасте.
Предварительный просмотр:
ПРИЛОЖЕНИЕ
Фрагменты уроков «Окружающего мира» с применением дидактической игры
Тема урока : «Животноводство»
Тип урока: урок открытия новых знаний
Форма урока: урок-практикум
Цель: создать условия на уроке для организации деятельности учащихся по ознакомлению с понятием «породы домашних животных».
Задачи:
Предметные: содействовать формированию умений называть отрасли животноводства нашего края; выполнять правила ухода за животными.
Планируемые результаты:
Личностные УУД: способствовать формированию учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения учебных и практических задач; формированию чувств любви к своему краю, выражающееся в интересе к его природе
Метапредметные задачи: способствовать формированию УУД:
а) регулятивные – формулировать тему, удерживать цель и задачи учебной деятельности; уметь самостоятельно решать проблемные задачи; контролировать собственную деятельность по результатам выполнения задания.
б) познавательные – строить сообщения в устной форме; проводить аналоги между изучаемым материалом и собственным опытом; устанавливать причинно-следственные связи.
в) коммуникативные – взаимодействовать (сотрудничать) при работе в паре, в группе; обращаться за помощью, формулировать свои затруднения; строить понятное для слушателей высказывание.
IV. Закрепление изученного материала.
Учитель. Что такое животноводство? Какие отрасли животноводства вы узнали?
Учитель читает загадки, а учащиеся по повадкам, описанию внешности, угадывают животное и определяют отрасль, к которой оно относится.
1. Он в мундире ярком,
Шпоры – для красы.
Днем он забияка,
Поутру – часы.
(Петух, птицеводство.)
2. С бородой, а не старик,
С рогами, а не бык.
Не конь, а брыкается,
Доят, а не корова,
С пухом, а не птица.
Лыко дерет,
А лаптей не плетет.
(Коза, разведение мелкого рогатого скота.)
3. Пятак есть,
А ничего не купит.
(Свинья, свиноводство.)
4. Посреди двора
Стоит копна.
Спереди – вилы,
Сзади – метла.
(Корова, разведение крупного рогатого скота.)
5. По горам, по долам
Ходят шуба да кафтан.
(Овца, разведение мелкого рогатого скота.)
6. С хвостом, а не зверь,
С перьями, а не птица.
(Рыба, рыболовство.)
7. Явился в желтой шубке:
– Прощайте, две скорлупки!
(Цыпленок, птицеводство.)
8. Деловитая хозяйка
Пролетела над лужайкой.
Похлопочет над цветком –
Он поделится медком.
(Пчела, пчеловодство.)
9. В воде купался, а сух остался.
(Гусь, птицеводство.)
10. Длинное ухо, комочек пуха,
Прыгает ловко, любит морковку.
(Кролик, кролиководство.)
11. Не кузнец, не плотник,
А первый на селе работник.
(Конь, коневодство.)
12. Боится зверь ветвей моих,
Гнезд не построит птица в них.
В ветвях краса и мощь моя.
Скажите быстро: кто же я?
(Олень, оленеводство.)
Тема урока: «Пустыни»
Тип урока: урок открытия новых знаний
Форма урока: урок-практикум
Цель: создать условия на уроке для организации деятельности учащихся по ознакомлению с природной зоной пустынь.
Задачи:
Предметные: содействовать формированию умений работать с географической картой, атласом-определителем, гербарием, дополнительной литературой.
Планируемые результаты:
Личностные УУД: способствовать формированию учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения учебных и практических задач; формированию чувств любви к своему краю, выражающееся в интересе к его природе
Метапредметные задачи: способствовать формированию УУД:
а) регулятивные – формулировать тему, удерживать цель и задачи учебной деятельности; уметь самостоятельно решать проблемные задачи; контролировать собственную деятельность по результатам выполнения задания.
б) познавательные – строить сообщения в устной форме; проводить аналоги между изучаемым материалом и собственным опытом; устанавливать причинно-следственные связи.
в) коммуникативные – взаимодействовать (сотрудничать) при работе в паре, в группе; обращаться за помощью, формулировать свои затруднения; строить понятное для слушателей высказывание.
IV. Закрепление изученного материала.
Дидактическая игра: «Кто лишний»
Учитель: Ребята, у вас на столах лежат конверты с изображениями животных. Внимательно рассмотрите их. Найдите лишнее животное и объясните свой выбор.
Учащиеся находят лишнее животное и объясняют свой выбор.
Тема урока: «Лес и человек»
Тип урока: урок открытия новых знаний
Форма урока: урок-практикум
Цель: создать условия на уроке для организации деятельности учащихся по ознакомлению
Задачи:
Предметные: содействовать формированию умений работать с географической картой, атласом-определителем, гербарием, дополнительной литературой.
Планируемые результаты:
Личностные УУД: способствовать формированию учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения учебных и практических задач; формированию чувств любви к своему краю, выражающееся в интересе к его природе
Метапредметные задачи: способствовать формированию УУД:
а) регулятивные – формулировать тему, удерживать цель и задачи учебной деятельности; уметь самостоятельно решать проблемные задачи; контролировать собственную деятельность по результатам выполнения задания.
б) познавательные – строить сообщения в устной форме; проводить аналоги между изучаемым материалом и собственным опытом; устанавливать причинно-следственные связи.
в) коммуникативные – взаимодействовать (сотрудничать) при работе в паре, в группе; обращаться за помощью, формулировать свои затруднения; строить понятное для слушателей высказывание.
IV. Закрепление изученного материала.
Дидактическая игра: «Человек - верный сын природы»
Дидактическая игра с элементами драматизации.
Оборудование:
иллюстрации деревьев, костра, гнезд; игрушка (птенец, телефон); пластиковые стаканчики; пакеты; бумага.
Игровое правило: найти ошибки и исправить их (в форме драматизации).
Ход игры:
Учитель предлагает вниманию детей рассказ (нацеливая их на анализ и оценку действий его героев): «Солнечным утром Дети решили пойти в лес. Гуляя по лесу Андрей увидел птичье гнездо. Дети сразу подбежали к нему и взяли из гнезда одно яйцо в руки. Посмотрели и положили его обратно. Пройдя дальше, ребята решили отдохнуть и разжечь костер. Света сказала, что лучшим выбором будет место под деревом. Мальчишки разожгли из сухих веток костер. Свете и Маше стало скучно. Они включили на телефоне музыку, начали петь, танцевать, срывать листья для украшения. Посидев у костра, ребята направились домой. Весь мусор, который у них был, они выкинули в костер и ушли.
Смотрите что здесь! - сказала Маша. Дальше она показала на птенца, который еще совсем не умел летать. Посмотрев по сторонам и не найдя гнезда, дети взяли птенца с собой.
На одном из последних деревьев Андрей вырезал маленькое сердечко.
«Пусть все знают, что мы любим природу», - сказал он с гордостью.
Дети определяют и исправляют ошибочное поведение героев рассказа в форме драматизации (превращаясь в актеров).
Игра «Что было бы, если из леса исчезли…».
Цель игры: закреплять знания детей о взаимосвязи организмов в природе, воспитывать бережное отношение к природе. Подготовка к игре: Для игры нужны картинки с изображениями животных, птиц, насекомых.
Ход игры: учитель вывешивает на доску картинку, какого-нибудь насекомого и предлагает детям представить, что это насекомое исчезло. Что бы произошло с остальными жителями? А если бы исчезли птицы? А если бы ушли из леса зайцы?
Тема урока: «Лес и человек»
Тип урока: урок обобщение
Форма урока: урок-игра
Цель: создать условия на уроке для организации деятельности учащихся по обобщению знаний по разделу «Природа России»
Задачи:
Предметные: содействовать формированию умений работать с географической картой, атласом-определителем, гербарием, дополнительной литературой.
Планируемые результаты:
Личностные УУД: способствовать формированию учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения учебных и практических задач; формированию чувств любви к своему краю, выражающееся в интересе к его природе
Метапредметные задачи: способствовать формированию УУД:
а) регулятивные – формулировать тему, удерживать цель и задачи учебной деятельности; уметь самостоятельно решать проблемные задачи; контролировать собственную деятельность по результатам выполнения задания.
б) познавательные – строить сообщения в устной форме; проводить аналоги между изучаемым материалом и собственным опытом; устанавливать причинно-следственные связи.
в) коммуникативные – взаимодействовать (сотрудничать) при работе в паре, в группе; обращаться за помощью, формулировать свои затруднения; строить понятное для слушателей высказывание.
Учитель. Нас ждет следующее испытание в зоологическом лесу.
Дидактическая игра: «Посели животное». Дидактическая задача: закрепить знание мест обитания животных. Игровая задача: правильно прикрепить животное на карту по месту обитания. Игровые действия: Каждый ребенок получает набор карточек с изображением животных. На доске карта природных зон. Дети должны правильно прикрепить животное на карте.
Расселите животных по природным зонам, прикрепив правильно изображение на карте:
О т в е т: Арктика – кит, тюлень, тупик;
Субтропики – богомол, косуля, дельфин;
Тундра – лемминг, северный олень;
Степи – кобылка, суслик;
Зона лесов – рысь, глухарь;
Пустыни – корсак, ушастый ёж.
Внеклассное мероприятие: «Знатоки природы»
Цель занятия: воспитание экологической культуры детей, привлечение внимания учащихся к бережному и правильному отношению к природе.
Задачи:
1. Расширение и углубление знаний о природе, формировать познавательный интерес к окружающему нас миру.
2. Развивать сообразительность, быстроту мышления, умение работать в микро коллективе.
3. Воспитание заботливого отношения к природе.
Тип занятия: игра
«Загадочные животные»
Расшифруйте названия животных, записанные на карточке.
нлротшнардть
улкоиускьи
мцутршацвтешй
вкоювзаю
б а к о с а (собака)
к а б е л (белка)
Игра со зрителями 3: «Если я приду в лесок»
Сейчас мы проверим, как вы знаете правила поведения в лесу. Для этого поиграем с вами в игру “Если я приду в лесок”. Я буду говорить вам свои действия, а вы отвечать, если я буду поступать хорошо, говорим "да", если плохо, то все вместе кричим "нет"!
Если в лес пришел гулять,
Свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй.
Только чур не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь,
Даже очень громко петь!
Испугаются зверушки,
Убегут с лесной опушки.
Ветки дуба не ломай, (да)
И почаще вспоминай:
Мусор с травки убирать! (да)
Зря цветы не надо рвать! (да)
Из рогатки не стрелять, (да)
Ты пришел не убивать!
Бабочки пускай летают,
Ну кому они мешают?
Здесь не нужно всех ловить, (да)
Топать, хлопать, палкой бить. (да)
Ты в лесу всего лишь гость.
Здесь хозяин – дуб и лось.
Их покой побереги,
Ведь они нам не враги.
Предварительный просмотр:
Анкета для выявления уровня сформированности нравственно-экологических качеств (Н.С. Жестова)
Ф.И. Класс .
1). Охранять природу
2 – Сделаю хорошо; - хочу делать.
1 – Нравится делать; - я безразлично к этому отношусь;
0 – Не хочу делать; - не нравится это занятие.
2). Разъяснять людям нужные им сведения о природе
2 – Сделаю хорошо; - хочу делать.
1 – Нравится делать; - я безразлично к этому отношусь;
0 – Не хочу делать; - не нравится это занятие.
3). Ухаживать за животными
2 – Сделаю хорошо; - хочу делать.
1 – Нравится делать; - я безразлично к этому отношусь;
0 – Не хочу делать; - не нравится это занятие.
4). Помогать животным
2 – Сделаю хорошо; - хочу делать.
1 – Нравится делать; - я безразлично к этому отношусь;
0 – Не хочу делать; - не нравится это занятие.
5). Помогать и защищать бездомным животным
2 – Сделаю хорошо; - хочу делать.
1 – Нравится делать; - я безразлично к этому отношусь;
0 – Не хочу делать; - не нравится это занятие.
6). Выращивать молодняк (животных какой-либо породы)
2 – Сделаю хорошо; - хочу делать.
1 – Нравится делать; - я безразлично к этому отношусь;
0 – Не хочу делать; - не нравится это занятие.
7). Смотреть телепередачи о животных
2 – Сделаю хорошо; - хочу делать.
1 – Нравится делать; - я безразлично к этому отношусь;
0 – Не хочу делать; - не нравится это занятие.
8). Рисовать рисунки с изображением природы
2 – Сделаю хорошо; - хочу делать.
1 – Нравится делать; - я безразлично к этому отношусь;
0 – Не хочу делать; - не нравится это занятие.
9). Следить за ростом и развитием растений
2 – Сделаю хорошо; - хочу делать.
1 – Нравится делать; - я безразлично к этому отношусь;
0 – Не хочу делать; - не нравится это занятие.
10). Вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса
2 – Сделаю хорошо; - хочу делать.
1 – Нравится делать; - я безразлично к этому отношусь;
0 – Не хочу делать; - не нравится это занятие.
11). Помогать пернатым друзьям
2 – Сделаю хорошо; - хочу делать.
1 – Нравится делать; - я безразлично к этому отношусь;
0 – Не хочу делать; - не нравится это занятие.
12). Наблюдать и изучать природу и природные явления
2 – Сделаю хорошо; - хочу делать.
1 – Нравится делать; - я безразлично к этому отношусь;
0 – Не хочу делать; - не нравится это занятие.
13). Ухаживать за садами и парками
2 – Сделаю хорошо; - хочу делать.
1 – Нравится делать; - я безразлично к этому отношусь;
0 – Не хочу делать; - не нравится это занятие.
14). Участвовать в субботнике
2 – Сделаю хорошо; - хочу делать.
1 – Нравится делать; - я безразлично к этому отношусь;
0 – Не хочу делать; - не нравится это занятие.
Уровень сформированности экологической культуры младших школьников по трем критериям на констатирующем этапе эксперимента
№ | Ф.И. | Критерии экологической культуры | Уровень сформированности экологической культуры | ||
Экологические знания | Экологические умения | Нравственно-экологическое отношение к природе | |||
1 | Арсений А. | С | Н | Н | Н |
2 | Данил А. | Н | Н | Н | Н |
3 | Арсений Б. | Н | Н | С | Н |
4 | Андрей Б. | Н | С | С | С |
5 | Александр Б. | С | С | Н | С |
6 | Арина Б. | В | В | В | В |
7 | Ульяна Б. | С | Н | С | С |
8 | Глеб Г. | В | В | В | В |
9 | Ксения Д. | Н | Н | Н | Н |
10 | Полина Е. | В | В | С | В |
11 | Дарья З. | Н | Н | С | Н |
12 | Виктория К. | С | С | С | С |
13 | Иван К. | Н | Н | Н | Н |
14 | Екатерина Л. | С | С | С | С |
15 | Инна П. | С | С | С | С |
16 | Илья Р. | С | С | С | С |
17 | Алина С. | В | В | В | В |
18 | Виталий Т. | В | В | В | В |
19 | Юлия Т. | В | В | В | В |
20 | Артем Т. | С | Н | Н | Н |
21 | Николай Ф. | Н | С | С | С |
22 | Владислав Ч. | Н | Н | Н | Н |
23 | Денис Ю. | Н | Н | Н | Н |
Предварительный просмотр:
Анкета для выявления уровня сформированности экологических умений
«Экологические ситуации» (по Е.К. Берюховой, Н.В. Груздевой)
Ф.И. Класс .
1. Ваш младший брат принёс из леса ёжика. Что вы посоветуете брату?
А) Оставить себе и позаботиться о нём.
Б) Отнести в лес. Дома он погибнет.
В) Поиграть с ним и отпустить.
2. Твои друзья в огороде поймали крота. Как ты поступишь?
А) Пройдешь мимо.
Б) Поместишь в ящик и будешь кормить и наблюдать.
В) Расскажешь о его пользе и попросишь отпустить.
3. Ты пошёл в лес за ягодами. Как ты их собираешь?
А) Рву по одной только спелые ягоды.
Б) Собираю комбайном.
В) Срываю веточки с большим количеством ягод.
4. Ты увидел надломленные веточки дерева. Что ты сделаешь?
А) Пройду мимо.
Б) Укреплю между двух палочек и обвяжу пластырем.
В) Отломлю.
5. Собирая грибы в лесу, вы увидели мухоморы. Ваши действия?
А) Уничтожите, так как они вредны для человека.
Б) Оставите, вспомните слова учителя: «Всё в природе взаимосвязано; уничтожая одно, вы приносите вред многим».
В) Пройду мимо.
6. Вы увидели гнездо в траве. Ваши действия.
А) Понаблюдаю. Поглажу, покормлю птенцов.
Б) Пройду мимо.
В) Посажу обратно в гнездо.
7. Вы увидели в лесу большой белый гриб. Вам хочется принести его домой, но у вас нет ножика. Что нужно сделать?
А) Сорвать гриб с корнем
Б) Оставить на месте.
В) Попробовать вывернуть аккуратно ножку гриба.
8. Твои друзья ловят на берегу раков и моллюсков. Что вы будете делать?
А) Будете ловить вместе с друзьями.
Б) Пройдёте мимо.
В) Объясню, почему нельзя этого делать.
9. Вы увидели красивого жука на дороге. Что вы будете делать?
А) Пройду мимо.
Б) Остановлюсь и понаблюдаю.
В) Отнесу домой и посажу в банку. Попробую его накормить.
10. Дети нашли в дупле лесные орехи и грибы. Что они должны сделать?
А) Забрать себе.
Б) Не трогать.
В) Положить в дупло что-нибудь вкусненькое.
11. Мальчик стоит около берёзы. Он собирается полакомиться берёзовым соком. Правильно ли он поступает?
А) Да, у берёзы много сока, на всех хватит.
Б) Да, мальчик поможет дереву избавиться от лишней воды.
В) Нет, через рану вытекут питательные вещества, необходимые берёзе для развития и роста.
12. После похода остался мусор. Ваши действия.
А) Закопать в яму.
Б) Унести домой и выкинуть в мусоропровод.
В) Оставлю всё как есть, там и так много мусора.
13. Весной ты пошёл в лес и увидел, что на поляне распустились первые ландыши. Что вы будете делать?
А) Сорву только один цветок.
Б) Полюбуюсь и не трону. Они нужны насекомым.
В) Нарву маленький букетик и подарю маме.
Предварительный просмотр:
Анкета для выявления уровня сформированности
экологических знаний (Л.В. Моисеева)
Ф.И. Класс .
1. Нужно заботиться о животных, потому что они приносят пользу человеку.
Согласен | Не согласен |
2. Если во время прогулки в лесу я увижу свалку мусора, меня это огорчит.
Согласен | Не согласен |
3. Находясь в лесу, нарви букет и подари их маме.
Согласен | Не согласен |
4. Если увидишь пчелу, убей её, она может укусить
Согласен | Не согласен |
5. Придя в лес, не шуми, шумом ты побеспокоишь птиц на гнездах, вспугнешь животных.
Согласен | Не согласен |
6. Наша страна богата природными ресурсами, считаешь ли ты необходимым беречь эти запасы.
Согласен | Не согласен |
7. Человек должен заботиться о растениях, так как без них невозможна жизнь на Земле.
Согласен | Не согласен |
8. Согласен ли ты с тем, что необходимо увеличить число заводов и фабрик.
Согласен | Не согласен |
Предварительный просмотр:
Содержание работы по формированию
экологической культуры младших школьников средствами дидактической игры
В данном параграфе представлен комплекс дидактических игр, который апробирован нами в ходе проведения формирующего этапа эксперимента.
В соответствии с темой, целью и задачами уроков мы отобрали ряд дидактических игр, которые направлены на формирование и закрепление знаний учащихся о природе, воспитание правил поведения в природе, любви к природе, потребности приобретения экологических знаний.
На уроке открытия новых знаний по теме «Лес и человек» мы провели дидактическую игру «Человек - верный сын природы» с элементами драматизации на этапе закрепления изученного материала. Задачами игры являются: развитие способностей детей выявлять и моделирование отношения человека к природе на основе представлений об ответственности за окружающее, согласно принципу «не навреди», развитие творческих способностей. Для проведения данной игры мы использовали иллюстрации деревьев, костра, гнезд; игрушки (птенец, телефон); пластиковые стаканчики; пакеты; бумагу.
Детям был прочитан рассказ (нацеливая их на анализ и оценку действий его героев): «Солнечным утром Дети решили пойти в лес. Гуляя по лесу Миша увидел птичье гнездо. Дети сразу подбежали к нему и взяли из гнезда одно яйцо в руки. Посмотрели и положили его обратно. Пройдя дальше, ребята решили отдохнуть и разжечь костер. Катя сказала, что лучшим выбором будет место под деревом. Мальчишки разожгли из сухих веток костер. Кате и Тане стало скучно. Они включили на телефоне музыку, начали петь, танцевать, срывать листья для украшения. Посидев у костра, ребята направились домой. Весь мусор, который у них был, они выкинули в костер и ушли.
Смотрите что здесь! - сказала Таня. Дальше она показала на птенца, который еще совсем не умел летать. Посмотрев по сторонам и не найдя гнезда, дети взяли птенца с собой.
На одном из последних деревьев Миша вырезал маленькое сердечко.
«Пусть все знают, что мы любим природу», - сказал он с гордостью».
Учащимся необходимо было определить и исправить поведение героев рассказа в форме драматизации (превращаясь в актеров).
Дидактическая игра на этапе закрепления изученного материала позволила развить не только способности детей выявлять и моделировать отношения человека к природе, но и улучшить творческие способности младших школьников.
На этапе рефлексии мы провели дидактическую игру «Если я приду в лесок» для закрепления знаний о поведении в лесу. Ученикам было прочитано стихотворение, дети внимательно слушают его и если поступок хороший, то хлопают в ладоши, если плохой – топают ногами.
Например,
Если в лес пришел гулять,
Свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй.
Только чур не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь,
Даже очень громко петь!
Испугаются зверушки,
Убегут с лесной опушки.
Ветки дуба не ломай, (да)
И почаще вспоминай:
Мусор с травки убирать! (да)
Зря цветы не надо рвать! (да)
Из рогатки не стрелять, (да)
Ты пришел не убивать!
Бабочки пускай летают,
Ну кому они мешают?
Здесь не нужно всех ловить, (да)
Топать, хлопать, палкой бить. (да)
Ты в лесу всего лишь гость.
Здесь хозяин – дуб и лось.
Их покой побереги,
Ведь они нам не враги.
Таким образом, использование дидактических игр на уроке открытия новых знаний способствовали закреплению знаний детей о поведении в лесу, развили способность выявлять и моделировать отношения человека к природе.
На уроке открытия новых знаний по теме «Пустыни», цель которого создать условия для организации деятельности учащихся по ознакомлению с природной зоной пустыни, на этапе актуализации знаний мы предложили обучающимся дидактическую игру «Кто где живет?» с целью закрепления экологических знаний. Каждая группа получила по 2 карточки с изображением животных. На доске были изображены 5 квадратов, это условно природные зоны (об этом говорили надписи и рисунки). Обучающиеся в группе обсуждают и помещают карточки с изображением животных на той части доски, в какой зоне они обитают. Так же в игре участвуют карточки с изображением животных пустынь, но на доске название этой зоны не надписывается. Если учащиеся догадываются, то могут поместить карточки в квадрат без названия.
Такой урок помог закрепить знания учащихся о животных природных зон. Введение в урок дидактической игры, вызвало у учащихся интерес к новой теме. Игра помогла обобщить у учеников имеющие и полученные знания о видах животных. Наглядный, яркий материал вызвал у детей желание принять участие в игре. Дидактическая игра была разработана в соответствии с темой урока. Таким образом, дидактическая игра и яркая наглядность помогла учащимся легко усвоить материал данного урока.
С помощью дидактических игр у детей формируется потребность внесения своего посильного вклада в охрану природы, участие в природоохранных мероприятиях, забота о представителях животного и растительного мира. С этой целью на уроке по теме «Жизнь леса. Лес – природное сообщество» мы использовали дидактическую игру по формированию экологического поведения «Как вести себя в лесу» на этапе закрепления изученного материала. Дидактическая задача данной игры: способствовать формированию у детей навыков разумного поведения в лесу.
Учащихся в гости приглашает старичок - Лесовичок. Лесовичок советует не забывать правила поведения в лесу и предлагает выбрать нужное правило. Учащиеся внимательно слушают правила, если оно верное, то хлопают в ладоши, а если нет – топают ногами.
1. Ветки не ломайте, деревья не качайте, ни травинку, ни лист зря не срывайте.
2. В лесу можно поиграть: цветы рвать, плести венки, бросаться листьями. Подумаешь - здесь много зелени, и еще вырастет!
3. Наконец-то можно покричать, пошуметь, и главное это никому не мешает!
4. Старайтесь не шуметь, а не то лес испугается, затаится, и вы не узнаете ни одной тайны.
5. Пучеглазую лягушку, неповоротливую жабу, страшного ужа, противных гусениц можно прогнать.
6. Звери всякие важны, звери всякие нужны. Каждый из них делает в природе свое полезное дело.
7. Нельзя пугать животных!
8. Пришли на луг, нарвите большие букеты цветов. Порадуйте мам.
9. Не ловите бабочек, они нужны цветущим растениям.
10. Не уничтожайте грибы, даже если они несъедобные. Ими питаются лесные животные.
11. Хорошо разжечь в лесу или парке костер!
Дидактическая игра способствовала формированию у младших школьников навыков разумного поведения в лесу.
Физкультминутку на этом уроке мы провели в форме игры «Съедобное - несъедобное» с целью повторения и закрепления знаний учащихся о съедобных и несъедобных грибах. Детям были зачитаны загадки, если отгадка съедобный гриб, то ученики стоят, если несъедобный – садятся на корточки. Например,
1. Эти дружные ребята
На пеньке растут в лесу,
Называют их … (опята)
(Дети стоят)
2. А это – красавец на беленькой ножке,
Он в красненькой шляпке,
На шляпке – горошки.
(Мухомор)
(Дети садятся)
Данная физкультминутка была направлена не только для снятия усталости и переутомления школьников, но и для формирования экологических знаний.
Так же на этом уроке на этапе рефлексии была проведена дидактическая игра «Что было бы, если из леса исчезли…» с целью формирования научных знаний и нравственных суждений по экологическим вопросам.
Целью дидактической игры является: закрепление знаний учащихся о взаимосвязи организмов в природе, воспитание бережного отношения к природе. Для игры нужны картинки с изображениями животных, птиц, насекомых.
На доску вывешивается картинка, какого-нибудь насекомого, детям было предложено представить, что это насекомое исчезло. Что бы произошло с остальными жителями? А если бы исчезли птицы? А если бы ушли из леса зайцы? Учащиеся отвечают на вопросы, размышляют, моделируют ситуации.
Данная игра позволила закрепить экологические знания учащихся, воспитать бережное отношение к природе.
На уроках окружающего мира при изучении темы «Животноводство» на этапе закрепления изученного материала с целью усвоения знаний учащимся была предложена дидактическая игра «Отгадай-ка!». Дидактической задачей данной игры было формирование умения узнавать животное по внешнему виду, повадкам, верно определять отрасль животноводства. Детям были прочитаны загадки, а учащиеся по повадкам, описанию внешности, угадывали животное и определяли отрасль, к которой оно относится. Например,
Деловитая хозяйка
Пролетела над лужайкой.
Похлопочет над цветком –
Он поделится медком.
Учащиеся отвечают, что это пчела и отрасль животноводства – пчеловодство.
С бородой, а не старик,
С рогами, а не бык.
Не конь, а брыкается,
Доят, а не корова,
С пухом, а не птица.
Лыко дерет,
А лаптей не плетет.
Дети по описанию угадывают козу и определяют отрасль животноводства – разведение мелкого рогатого скота.
Данная дидактическая игра была разработана в соответствии с темой, целью и задачами урока, что послужило успешному закреплению знаний учащихся по новой теме.
Стоит отметить, что игровые ситуации создаются не только на отдельных этапах урока, но и весь урок может проводиться в игровой форме. Например, урок-игра «По природным зонам России». Цель которого: обобщить знания учащихся по разделу «Природа России». Весь урок проходил в игровой форме. Например, на этапе «Зоологический лес» мы провели игру «Загадочные животные». Целью данной игры является: развитие внимания, логического мышления и познавательной активности детей, формирование экологической культуры. Работа осуществлялась в группах, учащимся нужно правильно отгадать названия животных и подобрать соответствующее изображение. Для правильного выполнения задания необходимо в горизонтальном ряду зачеркнуть одинаковые буквы и верно подобрать изображение.
Например, К С Ю Ф Р С Ю А Ф Б (краб – субтропики),
Д Н М Я Н Т Ж М Е Ы Ж Л (дятел – лес),
Я В Г Я А Т О А Л Г Т К (волк – лес, тундра),
Ф А Т Б И Б Л А Ф Г Ю Л Р Ю (тигр – лес),
М А Т О Е Р Т А Е Ж (морж – арктика),
О Ч Т Н Р Д Ч Е Н Т Д Л (орел – степь)
В ходе игры у детей расширяются знания экологической культуры.
На этапе «Игровое поле» с целью закрепления знаний учащихся о растениях в определенных природных зонах, мы использовали игру «Что, где растет?». Каждому ученику был брошен мяч с названием природной зоны, а они должны были назвать растение, которое можно встретить в этой природной зоне.
Так же на этом этапе мы провели игру «Звёздный час». Дидактическая задача: проверить и закрепить знания детей животного и растительного мира различных природных сообществ. Игровая задача: правильно определить животное или растение. Игровые действия: У детей карточки с цифрами от 1 до 3. Ученики поднимают карточки с цифрой, обозначающей вариант ответа. За каждый правильный ответ выдается звезда. У кого больше звёзд, тот и победитель.
1. Кто из животных не живёт в тайге? (1-волк, 2-жираф, 3-лиса).
2. Какая птица занесена в Красную книгу? (1-утка-мандаринка, 2-сокол, 3-воробей).
3. Какой из грибов ядовитый? (1-подберезовик, 2- бледная поганка, 3-белый гриб).
4. Какое из перечисленных растений лекарственное? (1-орхидея, 2-лилия, 3-синий василёк).
5. Кого называют королём грызунов? (1-суслик, 2-бобр, 3-хомяк).
6. Назовите лиственные растения (1-ель, 2-берёза, 3-клён).
7. Кого называют глазастым охотником? (1-воробей, 2-стрекоза, 3-лягушка).
8. Какого жука называют опасным преступником? (1-майский жук, 2- колорадский, 3-жук-олень).
9. Какое из этих животных живёт в пустыне? (1-верблюд, 2-тигр, 3-волк).
10. Назовите перелётных птиц (1-кукушка, 2-ласточка, 3-стриж).
11. О какой птице загадка: Стали братцы на ходули, Ищут корму по пути. На бегу ли, на ходу ли- И с ходулей не сойти. (1-зарянка, 2-ворона, 3-журавль).
Данная игра позволила проверить и закрепить знания детей животного и растительного мира различных природных сообществ.
На этапе «Зоологический лес» была проведена игра «Посели животное» для закрепления знаний мест обитания животных. Предварительно на доске была вывешена карта природных зон. На данном этапе урока была работа в группах. Каждая группа получила набор карточек с изображением животных. Учащиеся должны были правильно прикрепить животное на карте по месту обитания. Таким образом, данная дидактическая игра соответствовала теме, цели и задачам урока, что повлияло на успешное обобщение знаний учащихся по разделу «Природа России».
Таким образом, формирование экологической культуры младших школьников средствами дидактической игры будет эффективным, если игры отбираются или конструируются в соответствии с содержанием изучаемой темы, целью и задачами урока; игровые ситуации создаются на отдельных этапах уроках или весь урок проводится в игровой форме.
Предложенный комплекс дидактических игр направлен на формирование у младших школьников экологических знаний, норм и правил взаимодействия с окружающим миром и практической деятельности по охране окружающей среды.
Наблюдения за детьми во время проведенных уроков позволили сделать вывод об эффективности использования дидактической игры на уроках окружающего мира для формирования экологической культуры младших школьников.