Конкурс "Воспитатель года"
В разделе размещены материалы, представленные на муниципальный этап конкурса "Воспитатель года"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Эссе | 16.59 КБ |
Описание опыта работы | 129.6 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНЫЙ КОНКУРС «ПЕДАГОГ ГОДА- 2017»
НОМИНАЦИЯ «ВОСПИТАТЕЛЬ ГОДА»
КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ ЭССЕ
«Я - ВОСПИТАТЕЛЬ»
Коровина А.В.,
Воспитатель
МКДОУ «ДС №6»
«От того, как прошло детство, кто вел ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшней малыш».
В.А. Сухомлинский
Многие люди, узнав, где я работаю, высказывают разные мнения. Сколько людей, столько и мнений, я же считаю, что работа — это моё призвание.
Почему я работаю воспитателем? Ответ на этот вопрос прост: для меня это не просто профессия или работа – это моё состояние души, я так чувствую!
Каждый человек выбирает свою дорогу с детства. Уже с детства я знала, что буду воспитателем. Собирая все свои игрушки, рассаживая их вокруг себя, я садилась и тихонько читала им сказки, создавая свой маленький детский сад. Я нежно ухаживала за своими игрушечными подопечными, окружала их своей теплотой и любовью.
Я взрослела и понимала, что во мне растёт воспитатель. Меня всегда окружали дети: младшие по возрасту племянники, дети со двора. Они звали меня «няня», ведь всё своё свободное время я проводила с ними. Все вокруг удивлялись, откуда во мне проявились педагогические способности, ведь в нашей семье не было ни одного педагога.
Мне нравилась педагогическая деятельность всё больше и больше. Я закончила школу и пришло время выбирать профессию. Не задумываясь ни на минуту, я решительно сказала маме: «Хочу быть воспитателем!» На что мама ответила: «Доченька, подумай, тебе будет трудно, ведь дети — это не игрушки, здесь всё серьёзно!». Но я была тверда в своём решении: «Я справлюсь, не переживай!».
В этот же год я поступила в педагогический колледж. У меня была обычная студенческая жизнь. Уезжать из дома мне не пришлось, так как колледж находится в моём родном городе Анжеро-Судженске.
Студенчество пролетало быстро год за годом, практика за практикой. Это было безумно интересно! Я побывала в различных детских садах нашего города, где мне все очень нравилось.
И вот защита диплома. Пока меня вёл по студенческой жизни колледж - я жила! Спасибо за это моим педагогам. Защитив диплом всё остановилось на два месяца. Я растерялась, не знала, что делать дальше, образовалась пустота и вакуум в моей жизни.
В конце августа раздался звонок, мне звонили из педагогического колледжа. Родной голос спросил: «Настя, ты еще не устроилась на работу?» Это был мой педагог – Наталья Макаровна!!! «Нет» - дрожащим голосом ответила я, стыдясь, как будто отдыхала и не работала уже два года. «Настя, я хочу тебя обрадовать, в детском саду освободилось место воспитателя. Если есть желание, можешь обратиться», - сообщила Наталья Макаровна. «Конечно, да!» – с радостью ответила я.
10 октября 2010 года - мой первый рабочий день! Я уже воспитатель, я самый счастливый человек.
С того дня прошло уже 7 лет, а я по-прежнему дарю детям свои знания, любовь и ласку и останавливаться не собираюсь. В своей работе я стараюсь избегать монотонности: стараюсь чередовать труд и обучение, отдых и игру.
Мне приходится выступать в разных ролях: я и учитель, который всё знает и ответит на все вопросы, я и товарищ по игре, я и ,не побоюсь этого слова, - «вторая мама», которая всегда поддержит и поймёт ребенка в трудную минуту.
Я воспитатель – и я гожусь этим, ведь эту профессию не выбирают, выбирает ОНА! Случайных людей в этой профессии не бывает.
Что для меня значит быть воспитателем? Это возможность быть рядом с детьми, открывать вместе с ними каждый день что-то новое. Меняются дети, меняюсь вместе с ними и я. Мне очень нравится глазами детей смотреть на окружающий мир. В одних глазах– настороженность, в других - интерес, в третьих - надежда, а в чьих-то - пока еще равнодушие. Какие же они разные. У каждого ребенка свой мир, и каждому нужно помочь его раскрыть.
Я благодарна своим воспитанникам за то, что они ни на минуту не дают мне остановиться на достигнутом, а постоянно направляют на поиски нового, заставляют всегда двигаться только вперед!
Возможно, мне не суждено совершить подвиг, мне это и не нужно, но для меня важно то, что люди, идущие ко мне, доверяют самое главное, что есть в их жизни – это своих детей!
Я понимаю, что на меня возложена большая ответственность за воспитание детей, и поэтому я приложу все усилия, чтобы воспитать их настоящими людьми.
Предварительный просмотр:
Педагогический опыт работы
по теме
«Игровая деятельность как средство формирования экологической культуры дошкольников»».
Содержание
1. Информация об опыте………………………………………………………….3
1.1. Условия возникновения опыта………………………………………………3
1.2. Актуальность опыта…………………………………………………………..4
2. Теоретическая база опыта……………………………………………………...6
2.1. Экологическое воспитание дошкольников как психолого-педагогическая проблема…………………………………………………………………………...6
2.2. Игровая деятельность как средство формирования экологической культуры дошкольников………………………………………………………….8
3. Технология опыта……………………………………………………………..11
4. Результативность опыта………………………………………………………17
Литература ……………………………………………………………………….21
Приложение………………………………………………………………………22
1. Информация об опыте
1.1. Условия возникновения опыта
Тема опыта: «Игровая деятельность как средство формирования экологической культуры дошкольников».
Каждый ребенок хочет радоваться новому дню, приносить радость своим родителям, узнавать каждый день все больше нового и интересного, хочет познавать прекрасный мир, который его окружает. Доказано, что общение с природой благотворно сказывается на общем развитии ребенка, т.к. именно это общение, позволяет не только познать закономерности развития живой природы, но и учит ребенка жить в согласии с природой, учит ее любить, уважать, почитать и беречь.
Начиная с ясельного возраста, я в своей группе знакомлю детей с окружающим миром, даю им первоначальное представление о природе и природных явлениях.
Программа нашего детского сада содержит разделы ознакомления детей с окружающим миром, в рамках которых осуществляется познание детьми разнообразия сезонных явлений, растений, животных, деятельности человека в природе. Программа нацеливает нас, воспитателей, на развитие в детях гуманного отношения к живым существам, на формирование навыков ухода за ними в уголке природы.
Сущность игры как ведущего вида деятельности заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности, учатся любить и беречь природу. Игра – есть, своего рода, средство познания ребенком действительности. Эльконин Д.Б. подчеркивал, что игра – это сложное психологическое явление, которое дает эффект общего психического развития. По утверждению Ушинского К.Д., в игре ребенок «живет» и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни. В игре ребенок учиться подчинять свое поведение правилам игры, познает правила общения с людьми, развивает свои умственные способности и познавательные интересы, учится строить свои отношения с природой. Игра для ребенка – это серьезное занятие.
Именно поэтому педагоги-практики разработали принципы, содержание и методы экологического воспитания детей, позволяющие повысить обучающий эффект образования, что по сути является игровой деятельностью.
В данном исследовании рассмотрена игровая деятельность и возможное ее использование в качестве эффективного средства формирования экологической культуры детей старшего дошкольного.
1.2. Актуальность опыта
Указом Президента Российской Федерации 2017 год провозглашен годом экологии. Дошкольные образовательные учреждения в мероприятиях, посвященных году экологии принимают непосредственное участие. Воспитателям важно донести до детей проблему защиты окружающей среды, борьбы за природу. Несмотря на то, что большинство всероссийских мероприятий рассчитаны на школьников, студентов, работников заповедных зон и экологов, дошкольники должны знать о движении страны, ориентированном на защиту природы.
Актуальность исследования состоит в том, что формирование экологической культуры дошкольников - весьма актуальная проблема на данный период времени, т.к. дошкольный возраст – ценный период в развитии, в этом возрасте происходит закладка основы интеграции целостной личности. Дошкольник активно выделяет себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру, начинают формироваться основы нравственной позиции личности, которые ярко проявляются во взаимодействии дошкольника с природой. Поэтому здесь возможно формирование у детей не только системы экологических знаний, норм и правил правильного поведения в природе. Этим и обуславливается актуальность данной темы.
В связи с этим мною поставлена цель: организация эффективной работы по формированию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность.
Объектом моего исследования является воспитательный процесс.
Предмет: условия формирования экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность.
Изучение методической и научной литературы, анализ опыта таких педагогов и методистов, как Давыдов В.В., Петровский В.А., Бондаренко А.К., Калиниченко А.В. позволили сформулировать мне гипотезу: формирование экологической культуры в сознании дошкольников будет успешно если при работе с детьми :
- использовать программу « Я в мире природы», направленную на формированию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность.
Научная новизна и практическая значимость опыта работы заключается в том, что составленная и апробированная программа « Я в мире природы», направленная на формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность, может быть использована педагогами дошкольных образовательных учреждений в их практической работе.
Диапазоном опыта является единая среда – организованная непосредственно образовательная деятельность + совместная деятельность педагога с детьми.
2. Теоретическая база опыта
2.1. Экологическое воспитание дошкольников как психолого-педагогическая проблема
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста, имеет важное значение, так как в этом возрасте закладываются основы экологической культуры личности, что является частью духовной культуры.
Экологически воспитанная личность характеризуется сформированным экологическим сознанием, экологически ориентированным поведением и деятельностью в природе, гуманным, природоохранным отношением.
Результатом экологического воспитания является экологическая культура личности. Составные экологической культуры личности дошкольника - это знания о природе и их экологическая направленность, умение использовать их в реальной жизни, в поведении, в разнообразной деятельности (в играх, труде, быту).
Становление экологически воспитанной личности в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения возможно при решении следующих задач:
- Формирование у детей элементов экологического сознания. Освоение ребенком элементов экологического сознания определяется содержанием и характером (степенью сложности) знаний о природе. Это должны быть знания экологического содержания, отражающие ведущие взаимосвязи природных явлений.
- Формирование у детей практических навыков и умений в разнообразной деятельности в природе; при этом деятельность детей должна иметь природоохранительный характер. В ходе реальной деятельности в природе (уход за животными и растениями в уголке природы и на участке, участие в природоохранительной работе) дети осваивают умения создавать для животных и растений условия, близкие к природным, с учетом потребностей живых организмов. Важным являются осваиваемые детьми умения предвидеть последствия негативных поступков, правильно вести себя в природе, сохранять целостность отдельных живых организмов и систем. Именно освоение детьми практических навыков и умений делает отношение к природе не созерцательным, а осознанно-действенным.
- Воспитание гуманного отношения к природе. Отношение к природе - гуманное, познавательное, эстетическое - теснейшим образом связанно с содержанием осваиваемых ребенком знаний. Знания экологического содержания регулируют и направляют поведение и деятельность детей в природе. Особое место в формировании отношения к природе занимают знания о законах природы, доступные пониманию детей. Развитие отношения к природе тесно связано с особой организацией педагогического процесса, основанной на нравственно-положительных переживаниях ребенка в различных жизненных ситуациях, на прогулках, экскурсиях, на занятиях и т.д. Педагог должен уметь вызвать у детей сострадание к живому существу, желание позаботиться о нём, радость и восхищение от встречи с природой, удивление, гордость за правильный поступок, удовольствие от хорошо выполненного поручения.
Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования.
Экологическое воспитание осуществляется в детском саду через весь педагогический процесс - в повседневной жизни и на занятиях. В реализации задач экологического воспитания большое значение имеет природное окружение в детском саду. Это уголки природы во всех группах, комната природы, зимний сад, правильно оформленный и возделанный участок, дающие возможность постоянного непосредственного общения с природой; организация систематических наблюдений за природными явлениями и объектами, приобщение детей к регулярному труду. На участке можно создать специальную площадку природы, естественный уголок с дикорастущими растениями, заложить питомник, наметить экологическую тропу, выделить уголок помощи живому «Айболит», уголок «Зеленой аптеки», сделать ручеек, бассейн и т. д.
Итак, экологическое воспитание начинается с раннего возраста, но только в среднем возрасте дети особенно готовы воспринимать информацию о природе, бережного и заботливого отношения к ней.
2.2. Игровая деятельность как средство формирования экологической культуры дошкольников
Игровая деятельность как одно из средств формирования экологической культуры у старших дошкольников, также заслуживает внимания. Как всем известно, ведущая деятельность дошкольников – игра. Она позволяет ребенку не только отдохнуть, расслабиться, набраться сил, но и является хорошим «учителем».
Игровая деятельность решает задачи:
1. развивать творческое воображение, мышление, память,
2. развивать умение общаться и взаимодействовать, ориентироваться в социальных ситуациях;
3. развивать самостоятельность, инициативность творчество в играх;
4. обогащать речь детей, содействуя ее развертыванию.
5. создавать у детей радостное настроение, развивать добрые чувства.
Виды игр которые я использую в своей работе:
- Дидактические игры («Найди похожие», «Лес», «Птицы», «Зеленые карты», «Лесник», «Угадай по описанию», «В зимней столовой», «Да – нет», «Какая это птица», «Где спряталась матрешка», «Чей хвост», «Во что одет», «корзинка с овощами», «Найди лишнее» и т.д.)
- Подвижные игры («Через ручеек», «Вороны», «Воробышки и кот», «Солнышко и дождик», «Лохматый пес», «Птички в гнездышках», «Кто скорее соберет», «Помоги зверушкам», «Лошадки в цирке», «
- Сюжетно-ролевые игры («Ветлечебница», «Цветочный магазин, «Путешествие в зоопарк», «В гостях и бабушки», «Огород», «Защитники природы».)
- Театрализованная деятельность (игры- драматизации: «В нашем саду», «Кочеток и курица», «Как гуси на юг собрались», «Девочка и лиса»; драматизация сказок:«Сказка о том, как лисенок ждал зиму», «Сорняки», «Весна в лесу», «В летнем лесу», «Как цветы собирались на бал» и т.д.) )
Также работа по экологическому воспитанию и формированию экологической культуры у старших дошкольников предусматривает работу с родителями воспитанников. Она включает:
-беседы и консультации («Природа – наш дом», «Экологическая обстановка в нашем районе», «Где нас подстерегает опасность», «Весточки природы», «О чем молчат травы», «Лечимся природой», «сохраним и сбережем» и т.д.);
-круглые столы и родительские собрания («Сбережем родную природу», «Тайны природы», «Гости леса», «Войти в природу другом», «Знатоки природы», «Жалобная книга природы» и т.д.);
-участие в акциях («Покормите птиц зимой», «Дом для скворца», «На защите у природы», «охранники природы»);
- совместная с детьми деятельность (участие в походах, экскурсиях; изготовление экологических плакатов и стенгазет; высаживание саженцев в саду, растений на огороде; участие в творческих конкурсах экологической направленности; уход за растениями, помощь в организации праздников и т.д.)
В перспективе в скором времени мы планируем начать работу над новым экологическим проектом «Природа нашего края», создать в группе музей «Зеленая планета», продолжать работу по экологическому воспитанию и формированию экологической культуры у старших дошкольников в том же направлении.
Исходя из вышесказанного, можно утверждать, что игровая и проектная деятельность в своей совокупности благоприятно влияют на формирование экологической культуры детей.
3. Технология опыта
Целью экспериментального исследования стало выявление уровня сформированности у детей старшей группе экологической культуры и определение эффективности созданных условий и проведенных мероприятий на формирующем этапе эксперименте.
Экспериментальную группы составляли дети старшей группы, в количестве 22 человек.
Условия проведения: в нормальной обстановке в дневное время.
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает:
1. формирование осознанно-правильного отношения к природным объектам;
2. ознакомление детей с природой, в основе которого должен лежать экологический подход, т.е. опора на основополагающие идеи и понятия экологии.
Эти два направления неразрывны: чтобы научить детей правильно относится к миру природы, необходимо дать им определенные знания о живой и неживой природе.
На первом этапе нами проведено контрольное задание для определения экологически правильного отношения дошкольников к природным объектам. Методический материал представлен в приложении 1.
Результаты констатирующего эксперимента представлены в Таблице 1, рис. 1.
Таблица 1
Результаты контрольного задания № 1 на определение экологически правильного отношения дошкольников к природным объектам на первом этапе
Уровень | Кол-во детей | % |
Высокий | 3 | 13,6% |
Средний | 4 | 18,2% |
Низкий | 15 | 68,2% |
Таким образом, больше половины детей 68,2% (15 детей) показали низкий уровень экологически правильного отношения к природным объектам, 4 дошкольника (18,2%) показали средний уровень, и только у 3 детей выявлен высокий уровень экологических знаний и экологически правильного отношения детей к живой природе.
Рис. 1 Результаты контрольного задания № 1 на определение экологически правильного отношения дошкольников к природным объектам на первом этапе
Далее проведено контрольное задание для определения уровня сформированности экологических знаний старших дошкольников о живой природе. Методический материал задания представлен в приложении 2.
Результаты констатирующего эксперимента представлены в Таблице 2, рис. 2.
Таблица 2
Результаты контрольного задания № 2 на определения уровня сформированности экологических знаний старших дошкольников о живой природе на первом этапе
Уровень | Кол-во детей | % |
Высокий | 3 | 15,6 % |
Средний | 8 | 34,4 % |
Низкий | 11 | 50 % |
Таким образом, половина детей 50 % (11 детей) показали низкий уровень сформированности экологических знаний старших дошкольников о живой природе, 8 дошкольника (34,4%) показали средний уровень, и только у 3 детей выявлен высокий уровень сформированности экологических знаний старших дошкольников о живой природе.
Рис. 2 Результаты контрольного задания № 2 на определения уровня сформированности экологических знаний старших дошкольников о живой природе на первом этапе
Далее проведено задание 3. Определение характерных особенностей растительного мира (проводится индивидуально с каждым ребенком). Методический материал задания представлен в приложении 3.
Результаты констатирующего эксперимента представлены в Таблице 3, рис. 3.
Таблица 3
Результаты контрольного задания № 3 на определение характерных особенностей растительного мира на первом этапе
Уровень | Кол-во детей | % |
Высокий | 3 | 13,5 % |
Средний | 9 | 41 % |
Низкий | 10 | 45,5 % |
Таким образом, половина детей 45,5 % (10 детей) показали низкий уровень знания о растительном мире и уровень экологически правильного отношения к миру живой природы, 9 дошкольника (41%) показали средний уровень, и только у 3 детей выявлен высокий уровень знания о растительном мире и уровень экологически правильного отношения к миру живой природы.
Рис. 3 Результаты контрольного задания № 3 на определение характерных особенностей растительного мира на первом этапе
Таким образом, дошкольники в целом показали низкий уровень сформированности экологической культуры и экологически правильного отношения детей к живой природе, а также низкий уровень знания о растительном мире и уровень экологически правильного отношения к миру живой природы.
В результате с целью формирования уровня экологической культуры у старших дошкольников мной разработана программа «Я в мире природы». Тематический план и паспорт программы представлен в приложении 4.
В процессе работы большое значение придавала ведущей форме деятельности дошкольников - игре (дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные, самостоятельные игры экологического и природоведческого содержания, и создавала игровые проблемные ситуации. Например, одинаковые конверты для каждого ребенка с 10-15 карточками, и предлагалось разложить их в два ряда: в один - домашних, а в другой - диких, животных; или: выбрать животных (летающих, живущих в воде, в лесу, умеющих лазать, прыгать); сделать ряды из растительноядных и хищников, птиц и насекомых и т.д.
Создавала и игровые проблемные экологические ситуации, когда к картинам, изображающим среду обитания (например, лес, озеро или море, пустыня), дети подбирали животных, которые могут в ней жить, а потом объясняли, почему они сделали такой выбор.
Занятия в процессе работы над опытом строила с учетом наглядно-действенного и наглядно-образного восприятия.
Использовала различные формы наглядности.
- На занятиях я использовала демонстрационные учебные картины и маленькие раздаточные картинки, технические средства обучения- слайды, диафильмы, видеофильмы.
- Использовала и различный иллюстративный материал, правдиво и разнообразно отражающий природу: наглядные пособия, фотографии, репродукции произведений известных художников. Весь этот материал был использован мною в педагогическом процессе самым различным образом - для рассматривания, рассказывания, беседы, для формирования у детей новых представлений и уточнения имеющихся, для оформления выставок, игр-путешествий, досугов.
- Мною были также использованы демонстрационные картины, на которых представлены экзотические, малоизвестные животные (коала, дикобраз, джейран) в крупном масштабе и со своими детенышами.
- Как раздаточный материал использовала и наборы маленьких карточек с четким цветным изображением самых различных животных и растений.
4. Результативность опыта
Для определения эффективности проделанной работы, был использован тот же диагностический материал, что и на 1 этапе эксперимента. Результаты контрольного эксперимента представлены в таблицах и рисунках 4 -6.
Таблица 4
Результаты контрольного задания № 1 на определение экологически правильного отношения дошкольников к природным объектам на контрольном этапе
1 этап | 2 этап | |||||
Уровень | Кол-во детей | % | Уровень | Кол-во детей | % | |
Высокий | 3 | 13,6% | Высокий | 5 | 22,7% | |
Средний | 4 | 18,2% | Средний | 11 | 50 % | |
Низкий | 15 | 68,2% | Низкий | 6 | 27,3 |
Рис. 1 Результаты контрольного задания № 1 на определение экологически правильного отношения дошкольников к природным объектам на контрольном этапе
Таким образом, после проведённой программы с использованием игровой деятельности с целью формирования экологической культуры у дошкольников половина детей 50 % (11 детей) показала средний уровень экологически правильного отношения к природным объектам, только 6 дошкольника (27,32%) показали низкий уровень, и уже у 5 детей (22,7%) выявлен высокий уровень экологических знаний и экологически правильного отношения детей к живой природе.
Таблица 5
Результаты контрольного задания № 2 на определения уровня сформированности экологических знаний старших дошкольников о живой природе на контрольном этапе
1 этап | 2 этап | |||||
Уровень | Кол-во детей | % | Уровень | Кол-во детей | % | |
Высокий | 3 | 15,6 % | Высокий | 5 | 22,7% | |
Средний | 8 | 34,4 % | Средний | 12 | 54,6% | |
Низкий | 11 | 50 % | Низкий | 5 | 22,7% |
Рис. 2 Результаты контрольного задания № 2 на определения уровня сформированности экологических знаний старших дошкольников о живой природе на контрольном этапе
Таким образом, после проведённой программы с использованием игровой деятельности с целью формирования экологической культуры у дошкольников больше половины детей 54,6 % (121 детей) показали средний уровень сформированности экологических знаний старших дошкольников о живой природе, 5 дошкольника (22,7%) показали низкий уровень, и у 5 детей (22,7%) выявлен высокий уровень сформированности экологических знаний старших дошкольников о живой природе.
Таблица 6
Результаты контрольного задания № 3 на определение характерных особенностей растительного мира на контрольном этапе
1 этап | 2 этап | |||||
Уровень | Кол-во детей | % | Уровень | Кол-во детей | % | |
Высокий | 3 | 13,5 % | Высокий | 6 | 27,3 | |
Средний | 9 | 41 % | Средний | 11 | 50 | |
Низкий | 10 | 45,5 % | Низкий | 5 | 22,7% |
Рис. 3 Результаты контрольного задания № 3 на определение характерных особенностей растительного мира на контрольном этапе
Таким образом, после проведённой программы с использованием игровой деятельности с целью формирования экологической культуры у дошкольников половина детей 50 % (11 детей) показали средний уровень знания о растительном мире и уровень экологически правильного отношения к миру живой природы, 5 дошкольника (22,7%) показали низкий уровень, и у 5 детей выявлен высокий уровень знания о растительном мире и уровень экологически правильного отношения к миру живой природы.
Анализ результатов диагностики в контрольном эксперименте показывает:
1. После проведённой программы с использованием игровой деятельности с целью формирования экологической культуры у дошкольников уровень сформированности экологических знаний о живой природе и экологически правильного отношения к миру природы повысился в группе .
2. Значительно возрос уровень сформированности экологических знаний и экологически правильного отношения к миру природы у дошкольников, показавших в констатирующем эксперименте низкие результаты.
Анализируя проведенное исследование и реализацию программы «Я в мире природы» с целью формирования экологической культуры у дошкольников с помощью игровой деятельности отмечается эффективность данного вида работы. При анализе результатов работы было отмечено, что у многих детей значительно повысился уровень знания о живой природе, экологически правильного отношения к миру природы, и соответственно уровень экологической культуры.
Таким образом, подводя итоги всей работы мы отметили, что данная программа несомненно эффективна и в дальнейшем работа может быть продолжена.
Литература
1.Альманах экологического образования и просвещения. Т.II.: Материалы Всероссийского Форума с международным участием « Экологическое образование – на пути к инновациям и энергосбережению». – Ярославль: Изд. 2011г., 6с., 11с., 14с.
2.Зерщикова Т., Ярошевич Т. Экологическое развитие в процессе ознакомления с окружающим // Дошкольное воспитание. 2005. N 7, 3-9 с.
3.Казарчук Г. Дидактические игры в экологическом воспитании дошкольников// Ребенок в детском саду - 2005-№ 4, 54-56с.
4.Корганова И.В. Роль взрослых в формировании у старших дошкольников положительного отношения к животным// Теоретические проблемы воспитания и обучения дошкольников: Сборник научных трудов/ Отв. редактор - С.А. Козлова. - М,: МГПУ, 2001, 101-108 с.
5.Корганова И.В. Экологическая игра как средство формирования положительного отношения к природе у старших дошкольников// Игра в педагогическом процессе образовательных учреждений. Материалы научно- практической конференции/ Отв. редактор Т.Д. Куликова. - М.: МГЛУ, 2000, 73 -75 с.
6.Мир природы и ребенок: Методика экологического воспитания дошкольников / Л. А. Каменева, Н. Н. Кондратьева, Л. М. Маневцова, Е. Ф. Терентьева; под ред. Л. М. Маневцовой, П. Г. Саморуковой. - СПб.: детство- пресс, 2003, 319 с.
7.Мир природы и ребенок: Учебное пособие для педучилищ по специальности «Дошкольное образование/ Под ред. Л.М. Маневцовой, П.Г. Саморуковой. - СПб.: «Детство-пресс», 2003, 319 с.
8.Николаева С. Н. Методика экологического воспитания в детском саду: работа с детьми сред. и ст. групп дед. сада.: кн. для воспитателей дет.сада. - М.: Просвещение, 2004, 208 с.
9.Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве: Методика работы с детьми подготовительной группы детского сада: Пособие для воспитателя дошк. образоват. учреждения. - М.: Просвещение, 2002, 144 с.
10.Николаева С.Н. Место игры в экологическом воспитании дошкольников. Пособие для специалистов по дошкольному воспитанию. – М.: Новая школа, 2002, 10 с
Приложение
Приложение 1
Контрольное задание для определения экологически правильного отношения дошкольников к природным объектам.
Задание 1. Экологическое отношение к миру природы (проводится индивидуально с каждым ребенком).
Цель. Определить уровень экологически правильного отношения к миру природы.
Инструкция к проведению:
Педагог предлагает ответить на следующие вопросы.
1.Как ты помогаешь взрослым ухаживать за домашними животными (если они есть)? Ели у ребенка нет домашних животных, спрашивайте: "Если бы у тебя дома была кошка или собака, как бы ты стал ухаживать за ними?"
2.Как ты помогаешь взрослым ухаживать за обитателями Уголка природы в детском саду?
3.Что ты вместе с взрослыми можешь делать, чтобы на участке детского сада всегда росли растения?
4.Как мы можем помочь зимующим птицам?
Критерии оценок:
Высокий уровень (3 балла)
- Ребенок полными предложениями отвечает на поставленные вопросы.
- Знает, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями Уголка природы.
- Понимает взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений.
- Без труда выражает свое отношение к проблеме.
Средний уровень (2балла)
- Ребенок отвечает на поставленные вопросы.
• В основном знает, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями Уголка природы.
- Иногда не понимает взаимосвязи между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений.
- Может выразить свое отношение к проблеме.
Низкий уровень (1 балл)
- Ребенок затрудняется отвечать на поставленные вопросы.
- Не имеет представления о том, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями Уголка природы.
- Не понимает взаимосвязи между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений.
- Затрудняется выразить свое отношение к проблеме.
Приложение 2
Контрольные задания для определения уровня сформированности экологических знаний старших дошкольников о живой природе
Задание 2. Определение уровня знания детей о характерных особенностях животных, птиц и насекомых.
(проводится индивидуально с каждым ребенком).
Цель: Определить уровень знания характерных особенностей представителей мира животных.
Оборудование: Три большие карты: первая разделена на три части (хозяйственный двор, лес, пейзаж жарких стран); на второй карте изображены голубое небо, ветви деревьев и земля; на третьей карте изображены небо и луг. Фигурки животных: лошади, коровы, свиньи, козы, барана, собаки; волка, лисы, медведя, зайца, оленя, тигра, слона, жирафа, зебры. Фигурки птиц: голубя, синицы, воробья, дятла, сороки, вороны, снегиря, совы. Фигурки насекомых: бабочки, пчелы, божьей коровки, стрекозы, муравья, кузнечика, мухи, комара, паука.
Инструкция к проведению:
Педагог предлагает взять первую карту, из всех фигурок выбрать животных и разместить их на карте с учетом места их проживания.
Педагог предлагает взять вторую карту, из оставшихся фигурок выбрать птиц и разместить их на карте по своему усмотрению.
Педагог предлагает взять третью карту, из оставшихся картинок выбрать насекомых и разместить их на карте.
Если на столе остались какие-нибудь фигурки, можно предложить ребенку еще раз подумать и разместить их в соответствии с инструкцией. Спросить, по каким признакам он разместил животных на картах.
После того как ребенок справился с заданием, педагог предлагает ему выбрать два изображения животных, три изображения птиц и три изображения насекомых и затем ответить на следующие вопросы в соответствии с выбранными картинками.
- Как называется животное (птица, насекомое)?
- Что ты можешь рассказать о нем?
- Твое отношение к ним.
Критерии оценок:
Высокий уровень (3 балла)
- Ребенок без особого труда распределяет представителей животного мира по видам; аргументирует свой выбор.
- Соотносит представителей фауны со средой обитания.
- Знает характерные признаки.
- Без особого труда, связно и последовательно отвечает на поставленные вопросы.
- Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к животным, птицам и насекомым.
Средний уровень (2 балла)
- Ребенок иногда допускает незначительные ошибки при распределении представителей животного мира по видам.
- Не всегда аргументирует свой выбор.
• В основном соотносит представителей фауны со средой обитания.
- Знает характерные признаки, но иногда допускает неточности в ответах.
- На поставленные вопросы отвечает последовательно, но иногда ответы бывают слишком краткими.
- Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к животным, птицам и насекомым.
Низкий уровень (1 балл)
-Ребенок часто допускает ошибки при распределении представителей животного мира по видам.
- Не всегда аргументирует свой выбор.
- Не всегда соотносит представителей фауны со средой обитания.
- Затрудняется назвать характерные признаки.
• На поставленные вопросы отвечать затрудняется, а если и отвечает, то в основном неверно.
- Не проявляет интереса и не выражает свое отношение к животным, птицам и насекомым.
Приложение 3
Задание 3. Определение характерных особенностей растительного мира (проводится индивидуально с каждым ребенком).
Цель: Определить уровень знания характерных особенностей растительного мира.
Оборудование: Комнатные растения: герань (пеларгония), традесканция, бегония, аспидистра (дружная семейка) и бальзамин султанский (огонек); лейка для полива комнатных растений; распылитель воды; палочка для рыхления; тряпочка и поддон.
Инструкция к проведению:
Педагог называет пять комнатных растений, предлагает показать их.
- Какие условия необходимы для жизни, роста и развития комнатных растений?
- Как правильно ухаживать за комнатными растениями?
- Покажи, как правильно это нужно делать (на примере одного растения).
- Для чего людям нужны комнатные растения?
- Нравятся ли тебе комнатные растения и почему?
Затем педагог предлагает из представленных (даны в скобках) выбрать:
а) сначала деревья, потом кустарники (тополь, сирень, береза);
б) лиственные и хвойные деревья (ель, дуб, сосна, осина);
в) ягоды и грибы (земляника, волнушка, подберезовик, клубника);
г) цветы сада и цветы леса (астра, подснежник, ландыш, тюльпан).
Критерии оценок:
Высокий уровень (3 балла)
- Ребенок самостоятельно называет разные виды растений: деревья, кустарники и цветы.
-Без труда выделяет группы предлагаемых растений.
- Без помощи взрослого называет условия, необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений.
- Рассказывает, как правильно ухаживать за ними.
- Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к комнатным растениям.
Средний уровень (2 балла)
- Ребенок иногда допускает незначительные ошибки в названии видов растений: деревьев, кустарников и цветов.
- В основном правильно выделяет группы предлагаемых растений, иногда затрудняется аргументировать свой выбор.
- Без помощи взрослого называет условия, необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений.
- Рассказывает, как правильно ухаживать за ними.
- Практические умения и навыки ухода за комнатными растениями сформированы недостаточно.
- Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к комнатным растениям.
Низкий уровень (1 балл)
-Ребенок затрудняется называть виды растений: деревья, кустарники и цветы.
-Не всегда может выделить группы предлагаемых растений, не может аргументировать свой выбор.
- Затрудняется рассказывать, как правильно ухаживать за комнатными растениями.
-Практические умения и навыки ухода за комнатными растениями не сформированы.
- В процессе практической деятельности постоянно обращается за помощью к взрослому. Не проявляет интерес и не выражает свое отношение к растениям.
Приложение 4
ПРОГРАММА
«Я в мире природы»
для детей старшего дошкольного возраста
«Игровая деятельность как средство формирования экологической культуры дошкольников»
Экологическое воспитание и образование предусматривает формирование у детей знаний и представлений об окружающем мире, включающем природу и общество; понимание взаимосвязи между этими составляющими мира и взаимозависимости; выработку правильных форм взаимодействия с окружающей средой; развитие эмоционально-положительного отношения к природе. Особое внимание при работе с детьми следует уделять воспитанию бережного отношения к природе, формированию умения соблюдать элементарные правила поведения при взаимодействии с природой.
Цель рабочей программы – формированию экологической культуры в сознании дошкольников через игровую деятельность.
Рабочая программа способствует решению следующих задач:
- воспитывать эмоциональное восприятие окружающей природы поэтическими средствами (стихи, потешки, песенки);
- формировать у ребенка систему элементарных знаний о предметах и явлениях природы, т.е. изучать сами предметы и явления в природе, связи и отношения, которые существуют между ними;
- расширять представления детей об экологических знаниях, при организации игровой деятельности научить их любить жизнь, природу, людей, себя, активно познавать мир, в который пришли;
- развивать у детей моральные чувства, формировать моральное сознание и овладевать навыками и привычками морального поведения.
Для реализации цели и задач рабочей программы предусматривается следование принципам: научности, гуманизации, интеграции, системности, регионализации.
Систематическое и последовательное знакомство с окружающим миром развивает речь, память, мышление, воображение и способствует всестороннему развитию ребенка.
Работа по данному направлению осуществляется на непосредственно образовательной деятельности, в процессе наблюдений, различных игр и развлечений, трудовой и продуктивной деятельности.
Календарно-тематическое планирование программы «Я в мире природы» с целью формирования экологической культуры дошкольников через игровую деятельность.
Месяц | Тема | Цель | Материал | Виды деятельности |
Сентябрь | Дидактические игры на формирование экологических знаний для детей дошкольного возраста: "Что где растет" «У медведя во бору грибы, ягоды беру…» | закреплять знания детей о растениях, развивать умение устанавливать пространственные связи между предметами, группировать растения по месту их произрастания, развивать активность и самостоятельность мышления. Закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе. Формировать представления о растениях леса: грибах и ягодах. Расширять представления о пользе природных витаминов для человека и животных. | картинки растений на больших картах, на которых нарисованы лес, поле, сад, огород Панорама осеннего леса: береза, рябина и ель. Игрушки: ежик, белочка и медвежонок. Картинки грибов и ягод. | Дети, соревнуясь, подбирают картинки и закрывают пустые места. Рассматривание иллюстраций с изображением ягод и грибов. Дидактическая игра: лото «Собирай-ка». Рисование и лепка ягод и грибов. Подвижная игра «У медведя во бору» |
Октябрь | "Зоологическое домино" «Знакомство с декоративными рыбками» | Закреплять знания детей о диких и домашних животных, воспитывать сообразительность, внимание. Дать детям представления о декоративных рыбках. Рассказать детям об особенностях содержания декоративных рыбок. Формировать желание наблюдать и ухаживать за растениями, животными. | Панорама деревенского двора. Игрушки: домашние животные (корова, куры, петух, утки, собака, кошка), будка и загон. Картинка с изображением стога сена. Бумажные силуэты животных. картинки с дикими животными Аквариум с рыбками, корм для рыб, сачок. Игрушка Незнайка. | Быть внимательным, не пропускать хода, вовремя класть свою карточку. Рассматривание диких и домашних животных, Рисование животных. Чтение стихотворения И. Токмаковой «Где спит рыбка». Беседы с детьми: об аквариумных рыбках. Рисование «Рыбки в аквариуме». Наблюдения: за рыбками в аквариуме. Д/игра: лото «Собирай-ка» |
Ноябрь | "Природа и человек" «Скоро зима!» (беседа о жизни диких животных в лесу) | Закреплять, систематизировать знания детей о том, что создано человеком и что дает человеку природа. Дать детям представления о жизни диких животных зимой. Формировать интерес к окружающей природе. Воспитывать заботливое отношение к животным. | мяч. Панорама зимнего леса. Игрушки: дикие животные (зайчик, зайчиха, ежик, белка, сорока). | Бросание и ловля мяча. Кто не может вспомнить, пропускает свой ход, ударяет мячом о пол, ловит его, а затем бросает водящему. Дидактические игры. Чтение русских народных сказок о животных. Рисование животных. Рассматривание серии картин «Дикие животные». |
Декабрь | "Похож - не похож" «Почему растаяла Снегурочка» | Учить детей сравнивать предметы, находить в них признаки различия, сходства, узнавать предметы по описанию. Расширять представления детей о свойствах воды, снега и льда. Учить устанавливать элементарные причинно-следственные связи: снег в тепле тает и превращается в воду; на морозе вода замерзает и превращается в лед. | Снегурочка-кукла. Снег в емкости. Лед в формочках. Снежинки, вырезанные из бумаги. Темный лист бумаги для выкладывания снежинок. Темные листы бумаги (на каждого ребенка). Белая гуашь, кисти № 5, баночки с водой, салфетки. Большая емкость с водой. Глина для лепки снеговиков. | Беседы о домашних животных и растениях. Индивидуальные поручения по уходу за растениями. Экскурсия в старшую группу. Чтение русской народной сказки «Снегурочка». Игры со снегом, льдом, окрашенными льдинками. Рассматривание снежинок через лупу. Чтение рассказа И. Ильина и Е. Сегала «Снежинки». |
Январь | «Воробушки» | Расширять представления детей о многообразии птиц. Учить выделять характерные особенности снегиря. Формировать желание наблюдать за птицами, прилетающими на участок, и подкармливать их. | Панно с изображением снегирей на заснеженных ветках рябины. Картинки с изображением снегиря (на каждого ребенка). Листы бумаги формата А4, краска и гуашь коричневого и красного цветов. Кисти, печатка-тычок, салфетки, баночки с водой. | Подвижная игра «Воробушки и кот». Рисование и лепка птичек. Рассматривание иллюстраций с изображением птиц. |
Февраль | «Рассматривание кролика» | Дать детям представление о кролике. Учить выделять характерные особенности внешнего вида кролика. Формировать интерес к животным. | Кролик на картинке. Игрушечный зайчик. | Подвижные игры «Зайка серенький сидит…», «Изобрази животное». |
Март | «Весна в природе» «Мы - друзья природы» | Уточнять и расширять знания и представления детей о деревьях и кустарниках весной. Учить делать выводы, основанные на наблюдениях, развивать умение видеть красоту деревьев, кустарников в разное время года. Воспитывать бережное отношение к окружающей природе, желание сохранять её. Закрепить у детей знания о правилах поведения в природе. Учить бережному и доброму отношению к природе и друг к другу. Доставить детям радость от участия в общем важном деле | Чтение «Весенней песенки» С. Маршака. Игровая обучающая ситуация: «Айболит осматривает растения уголка природы» (по методике С.Н. Николаевой). Игра на закрепление знаний о природных сообществах. Чтение стихов о природе. Выращивание овса на окне. Наблюдение за деревьями и кустарниками. Зарисовки. Дидактическая игра «Что можно, что нельзя» Подвижные игры «Кто быстрее», «Ручеёк» Художественное слово: чтение рассказов о природе, ситуативные беседы Труд в уголке природы по уходу за посевами, на участке за клумбами, высадка рассады Участие в городском конкурсе рисунков «Экология глазами детей» | |
Апрель | «Птицы весной» | Обобщать представления о птицах в весенний период: изменение их поведения – греются на солнце, на деревьях, чирикают, гнездуются, выводят птенцов и др.; формировать умения составлять рассказы по схеме; воспитывать любознательность, желание заботиться о птицах. | Беседы и наблюдения за птицами на участке детского сада Обобщающая беседа с использованием схем, моделей Вывешивание скворечника на парковой территории Рассматривание иллюстраций (разные виды гнезд, появление птенцов и т.д.) Игра-имитация «Строим гнёзда» Дидактическая игра «Попрыгунчики-воробышки» Чтение художественной литературы: В. Бианки «Лесные домишки», «Кто как поёт?», «Кто где живёт?» Художественное творчество (оригами) «Голубь», «Лебедь» Опыт по определению легкости птичьего пера | |
Май | «Красная книга России» | Формировать представление у дошкольников о Красной книге как о документе, о тех растениях и животных, занесённых в Красную книгу, которые встречаются на территории нашего края. Развитие навыков наблюдательности, навыков самостоятельной исследовательской работы при изучении отдельных видов растений и животных. Воспитание любознательности, бережного отношения к природе. | Рассматривание фотоматериалов и беседа о Красной книге | НОД «Национальный парк и заповедники России» (беседа, рассматривание, книг, иллюстраций) Составление природоохранительных знаков и их обсуждение. Беседа «Чем мы можем помочь природе?» |