Инновационная деятельность на базе Государственного автономного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Институт развития образования Республики Татарстан»
Инновационная деятельность в республиканской инновационной площадке (РИП) «Организационно-методическое обеспечение внедрения инновационных образовательных технологий и форм, методов, средств обучения и воспитания» по теме: "Опыт эффективного использования современных проектных технологий при обучении биологии в интеграции с предметами естественно-математического цикла".
Участник Всероссийской экспериментально - творческой группы педагогов ЦПИ им. К.Д.Ушинского «Новое образование» - тема «Применение современных образовательных технологий в урочной и внеурочной деятельности».
Скачать:
Предварительный просмотр:
ЭТАПЫ РАЗРАБОТКИ ЭКОЛОГО-ТУРИСТСКИХ ПРОЕКТОВ
Е.А.Сергеева
МБОУ «Гимназия №94», г. Казань, Российская Федерация
Исследователи долгие годы спорят о целях образования и воспитания ребенка, о значении знаний и опыта в современной образовательной системе. Наша главная цель – помочь ребятам найти себя. Мы хотим, чтобы обучение для наших учеников стало потребностью, а не тяжкой обузой, чтобы оно способствовало развитию личности ребенка. Ведь в понятие «умственное развитие» входят не сами знания, а возможность человека их приобретать и применять, переносить имеющиеся знания в относительно новые условия. Мы вовсе не отрицаем, важность знаний, а наоборот, считаем, что их следует собирать отовсюду, как пчелы собирают мед. Но ценны не только сами знания, но и процесс их получения, который определяется используемой технологией обучения
По определению, педагогическая технология – совокупность, специальный набор форм, методов, способов, приемов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе. Это один из способов воздействия на процессы развития, обучения и воспитания ребенка. На наш взгляд, педагогические технологии – это многообразие методов и приемов, которые позволяют достичь высокого результата в образовательной деятельности.
С 1998 года коллектив нашей гимназии работает в системе развивающего обучения по Д.Б. Эльконину - В.В. Давыдову. Сознательное отношение к учению основано на познавательном интересе как основном мотиве учебной деятельности. Он в свою очередь возникает как реакция на новизну и полезность усваиваемых знаний, приобретаемого умения анализировать и оценивать реальные события и увереннее ориентироваться в них. С познавательным интересом развивается и новая потребность – потребность в постоянном духовном росте. Учитель, осуществляя правильную организацию учебной деятельности, управляет действиями ученика, стимулируя их активность, благодаря чему ученик сам обучается и сам воспитывается, а учитель своим умелым управлением способствует этому и, тем самым, его развитию. Таким образом, используя технологии развивающего обучения, учитель должен научить учиться, научить мыслить от абстрактного к конкретному, развить у учащихся основы теоретического мышления, способность к рефлексии, позволяющей им заниматься самоанализом, уверенно отделять известное от неизвестного, определять самостоятельно, каких знаний или какой информации им не хватает для решения новой учебной задачи.
В современном обществе меняются приоритеты образования: в новом Федеральном государственном образовательном стандарте 2009 г. был продекларирован главный приоритет современного образования – воспитание человека развивающегося. Именно благодаря используемой технологии развивающего обучения наша гимназия достаточно легко перешла на обучение в рамках ФГОС.
В гимназии создана комфортная развивающая образовательная среда, в которой раскрываются творческие возможности учащихся. Одним из ее компонентов является туристско-краеведческая деятельность, которая развивается у нас в гимназии и благодаря межпредметным связям.
Накопленный опыт стал основой программы «Разработка и реализация эколого-туристских проектов с использованием математических методов исследования». Данная экспериментальная программа была апробирована в 2014-2016 годах.
Актуальность данной программы определяется требованиями ФГОС и к воспитанию личности выпускника. Известно, что стандарт ориентирован на становление таких личностных характеристик ученика как любовь к родному краю и Отечеству, активное и заинтересованное познание мира, социальная активность, уважение к людям, выполнение правил здорового и экологически целесообразного образа жизни. Программа внеурочной деятельности, предлагаемая нами, основанная на разработке социальных и исследовательских проектов, которые реализуются в активной туристической деятельности, наилучшим образом позволяет нам воспитать именно такого выпускника
Цель программы: развитие творческой и социальной активности учащихся через вовлечение их в разработку и реализацию эколого-туристических проектов.
Задачи:
- Создать условия для формирования у учащихся интереса к туристической деятельности.
- Организовать занятия для получения необходимых знаний на основе развивающих технологий.
- Оказать помощь учащимся в разработке и реализации проектов.
- Воспитывать социальную активность и неравнодушное отношение к окружающей среде, ответственное отношение к своему здоровью.
- Провести презентацию проектов учащихся на разных уровнях.
Данная программа была разработана для внеурочной деятельности по биологии и математике в 8-9 классах Программа соответствует уровню предметной подготовки учащихся данного возраста, их опыту туристической деятельности, возрастным психологическим особенностям. Программа опирается на такие психологические характеристики подростка как нацеленность его на масштабные перспективы, стремление к новому, неизведанному, желание приобщиться к разным сторонам деятельности, приобрести новые качества и умения. Подростки хотят знать и уметь что-то по-настоящему, поэтому они часто выходят за рамки школьной программы. В то же время туристическая и проектная деятельность на основе межпредметных связей обеспечивает реализацию индивидуальных стремлений учащихся, в т.ч. интеллектуальных и лидерских. Как только подросток испытает ситуацию успеха во внеурочной деятельности, там, где он может быть успешным, тогда он может данный опыт попробовать перенести в учебную деятельность. Любое достижение, любой успех дает подростку чувство уверенности и чувство «нужности», так необходимое в подростковом возрасте. Так же любая ситуация успеха помогает подростку стать значимым в обществе сверстников. Проектно-исследовательская деятельность в союзе с туризмом способствует полному развитию всех способностей подростков данного возраста.
Работа по этой программе дает нам возможность максимально активизировать мыслительную и познавательную активность учащихся во внеурочной деятельности, поставить основной акцент в обучении на самостоятельную поисковую и творческую деятельность учащихся, позволяет формировать активную жизненную позицию.
Главные идеи программы:
- вовлечение учащихся в самостоятельную проектную и исследовательскую деятельность, занятие проектно-исследовательской деятельностью предполагает освоение материала за рамками школьного учебника, и это происходит зачастую на высоком уровне трудности;
- самостоятельное определение учащимися объектов исследования, целей и задач будущих проектов, рождающихся в туристских походах, так как тема исследования, за которую берётся обучающийся, не должна быть надуманной взрослым, она должна быть интересной и настоящей, а значит, реально выполнимой;
- поэтапная подготовка учащихся к разработке, реализации и защите экологических проектов;
- интегрирование знаний из разных предметных областей, в том числе из экологии и математики;
- разработка оригинальных методов исследовательской деятельности, обучающийся привносит в работу что-то своё, неповторимое, пронизанное своими мироощущением и мировосприятием;
- выбор собственной предметной деятельности позволяет школьнику самостоятельно анализировать результаты и последствия своей деятельности, порождает рефлексию, что приводит к появлению новых планов и замыслов, которые в дальнейшем конкретизируются и воплощаются в новые исследования;
- формирование культуры общения обучающихся, осознание обучающимися необходимости позитивного общения как с взрослыми, так и со сверстниками; они становятся партнёрами и сотрудниками взрослого в решении той или иной проблемы;
- воспитание стремления обучающихся к полезному времяпровождению и позитивному общению.
О результативности нашей многолетней работы можно судить по отношению учащихся к учителям, предметам, к совместным коллективно-творческим делам, а также по факту включенности учащихся в работу. Об этом свидетельствуют многочисленные награды, полученные нашими ребятами на конкурсах и конференциях.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Развитие творческой активности учащихся методами
проектно-исследовательской деятельности
Е.А.Сергеева, О.В.Сырова
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия №94» Московского района города Казани
По определению, педагогическая технология – совокупность, специальный набор форм, методов, способов, приемов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе. Это один из способов воздействия на процессы развития, обучения и воспитания ребенка. На наш взгляд, педагогические технологии – это многообразие методов и приемов, которые позволяют достичь высокого результата в образовательной деятельности.
Поиск активных форм обучения привел к интеграции туризма, математики, биологии, экологии. Это способствовало повышению познавательного интереса учащихся, их творческой активности, развитию рефлексии. Накопленный опыт стал основой программы «Разработка и реализация эколого-туристских проектов с использованием математических методов исследования». Данная экспериментальная программа была апробирована в 2014-2016 годах.
Работа по этой программе дает нам возможность максимально активизировать мыслительную и познавательную активность учащихся во внеурочной деятельности, поставить основной акцент в обучении на самостоятельную поисковую и творческую деятельность учащихся, позволяет формировать активную жизненную позицию.
Данный курс представляет собой важное и интересное начало во включении регионального компонента в образовательный процесс изучения математики и биологии. Нам кажется, нет предела творчеству учителя, но, главное, сохранить дух малой Родины, ощущение сопричастности к родному краю. О результативности нашей многолетней работы можно судить по отношению учащихся к учителям, предметам, к совместным коллективно-творческим делам, а также по факту включенности учащихся в работу. Об этом свидетельствуют многочисленные награды, полученные нашими ребятами на конкурсах и конференциях.
Данная программа направлена на развитие творческих способностей обучающихся, формирование у них основ культуры исследовательской и проектной деятельности, системных представлений и позитивного социального опыта применения методов и технологий этих видов деятельности, развитие умения обучающихся самостоятельно определять цели и результаты.
В современных условиях наблюдается возрастающий интерес учащихся к экологии, глубокое освоение которой невозможно без математического компонента и реальных природных условий. Все большие достижения в современной науке происходят на стыке образовательных дисциплин. Интеграция математики, экологии и туристской деятельности лишь на первый взгляд выглядит парадоксально. Введение данного курса в учебный процесс обусловлено требованиями современной жизни и нацелено на формирование у учащихся нового мышления, новой психологии, умения осмысливать и интерпретировать информацию.
Основной акцент в нашей программе ставится на проектно-исследовательскую деятельность учащихся. Деятельность - основа развития человека, формирования в нем ценных личностных качеств, активной жизненной позиции. Исследовательская деятельность - особый вид работы. Она включает в себя анализ получаемых результатов, оценку, прогнозирование, а также моделирование своих действий. Курс направлен на непосредственное овладение учащимися знаниями и умениями в различных областях, что делает его оправданным и необходимым. Он включает в себя математическое моделирование экологических проблем, геометрический метод их решения. Положительному отношению к исследованию способствует удовлетворение потребности в самоутверждении, реализуемой при успешном осуществлении деятельности. В процессе активной творческой деятельности полученные знания, умения, эмоции преобразуются в продукт собственного творчества.
Главные идеи программы:
- вовлечение учащихся в самостоятельную проектную и исследовательскую деятельность, занятие проектно-исследовательской деятельностью предполагает освоение материала за рамками школьного учебника, и это происходит зачастую на высоком уровне трудности;
- самостоятельное определение учащимися объектов исследования, целей и задач будущих проектов, рождающихся в туристских походах; тема исследования, за которую берётся обучающийся, не должна быть надуманной взрослым, она должна быть интересной и настоящей, а значит, реально выполнимой;
- поэтапная подготовка учащихся к разработке, реализации и защите экологических проектов;
- интегрирование знаний из разных предметных областей, в том числе из экологии и математики;
- разнообразие форм внеурочной деятельности: походы, экспедиции, дискуссии, семинары, выставки, конференции, разработка и защита проектов, экологические акции, выездные практикумы и др.;
- разработка оригинальных методов исследовательской деятельности, обучающийся привносит в работу что-то своё, неповторимое, пронизанное своими мироощущением и мировосприятием;
- выбор собственной предметной деятельности позволяет школьнику самостоятельно анализировать результаты и последствия своей деятельности, порождает рефлексию, что приводит к появлению новых планов и замыслов, которые в дальнейшем конкретизируются и воплощаются в новые исследования;
– формирование культуры общения обучающихся, осознание обучающимися необходимости позитивного общения, как с взрослыми, так и со сверстниками; они становятся партнёром и сотрудниками взрослого в решении той или иной проблемы, в котором они, взрослый и ученик, становятся равными – воспитание стремления обучающихся к полезному времяпровождению и позитивному общению.
Основными методами интерактивного обучения являются учебные диалоги, коллективные дискуссии, учебно – ролевые игры, совместное решение творческих задач. Формы проведения занятий различны. Особой популярностью пользуются походы и экспедиции. Наша задача - пропагандировать туристскую деятельность как активную форму духовного и физического оздоровления.
Организационной особенностью модели проектов является развертывание проектов последовательно в течение учебного года.
Содержание проекта может быть, как реализовано в первый год обучения (8 класс или 9 класс), так и спланировано в целом на несколько лет с учетом достижения школьниками различных уровней результатов (8-9-10 классы). Такое проектирование деятельности предусматривает его реализацию, как для класса, так и для групп детей из разных классов.
Занятия в рамках данной программы по всем ее направлениям последовательно проходит по определенным уровням обучения. Например, в туристской деятельности – 1 уровень обучения – «туризм для себя», 2 уровень – «социально-значимый туризм», 3 уровень – поход - экспедиция; в проектной деятельности: 1 уровень обучения – социальные проекты, 2 уровень обучения – исследовательские проекты, 3 уровень – социально-значимые исследовательские проекты; в математике – 1 уровень – статистические методы обработки информации, 2 уровень – геодезические методы исследования, 3 уровень – математическое моделирование.
Данная программа в полной мере обеспечивает формирование у учащихся стремления к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Работа в рамках данного курса позволяет воспитывать у ребят способность самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, то есть умение и желание учиться.
Итогами проектной и учебно-исследовательской деятельности следует считать не столько предметные результаты, сколько интеллектуальное, личностное развитие школьников, рост их компетентности в выбранной для исследования или проекта сфере, формирование умения сотрудничать в коллективе и самостоятельно работать, уяснение сущности творческой исследовательской и проектной работы, которая рассматривается как показатель успешности исследовательской деятельности.
Сотрудничество математика и биолога оказалось необходимым для подготовки одаренных детей к олимпиадам по экологии, конференциям и конкурсам городского, республиканского и Всероссийского уровней, на которых ребята занимают призовые места.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия №94» Московского района города Казани Республики Татарстан
Программа внеурочной деятельности учащихся 8-9 классов
Разработка и реализация эколого-туристских проектов
с использованием математических методов исследования
Направление программы - научно-познавательное
Срок реализации программы
2 года (2014-2016)
Авторский коллектив
Сырова Ольга Варсонофьевна, учитель математики высшей квалификационной категории
Сергеева Елена Алексеевна, учитель биологии высшей квалификационной категории
Казань, 2016 год
Содержание
Пояснительная записка | 3 | ||
Особенности организации образовательного процесса, логики формирования содержания курса | 7 | ||
Планируемые результаты | 11 | ||
Учебно-тематический план | 13 | ||
Методическое обеспечение образовательного процесса | 17 | ||
Список литературы | 20 | ||
Приложения | |||
1 | Особенности организации образовательного процесса, логики формирования содержания курса | 21 | |
2 | Подтверждение высоких результатов учащихся по программе внеурочной деятельности | 24 | |
3 | Подтверждение достижений учителей – авторов программы внеурочной деятельности | 28 | |
4 | Содержание программы | 32 | |
5 | Условия реализации программы | 35 | |
6 | Прогнозируемые воспитательные результаты | 37 | |
7 | Формы аттестации | 38 | |
8 | Оценочные материалы, общие требования к проекту как форме учебной деятельности и оценки компетенций | 40 | |
9 | 8 класс. Конференция «Загрязнение окружающей среды» | 43 | |
10 | 9 класс. Практикум на полигоне Старое Аракчино. Практическая работа – измерение высоты, расстояния до недоступной точки | 45 | |
11 | 9 класс. Практическая выездная работа - составление экологической карты берегов озера Изумрудное. Геодезическая съемка | 50 |
Пояснительная записка
Программа «Разработка и реализация эколого-туристских проектов с использованием математических методов исследования» обеспечивает реализацию требований ФГОС ООО к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения основной образовательной программы, конкретизирует методы формирования универсальных учебных действий учащихся на этой ступени образования в части повышения мотивации и эффективности учебной деятельности обучающихся.
Актуальность данной программы определяется требованиями ФГОС. Известно, что стандарт ориентирован на становление таких личностных характеристик ученика как любовь к родному краю и Отечеству, активное и заинтересованное познание мира, социальная активность, уважение к людям, выполнение правил здорового и экологически целесообразного образа жизни. Программа внеурочной деятельности, основанная на разработке социальных и исследовательских проектов, которые реализуются в активной туристической деятельности, наилучшим образом позволяет нам воспитать именно такого выпускника
Цель программы: развитие творческой и социальной активности учащихся через вовлечение их в разработку и реализацию эколого-туристических проектов.
Задачи:
- Создать условия для формирования у учащихся интереса к туристической деятельности.
- Провести занятия для получения необходимых знаний на основе развивающих технологий.
- Оказать помощь учащимся в разработке и реализации проектов.
- Воспитывать социальную активность и неравнодушное отношение к окружающей среде, ответственное отношение к своему здоровью.
- Организовать презентацию проектов учащихся на разных уровнях.
Данная программа разработана для внеурочной деятельности в 8-9 классах. Программа соответствует уровню предметной подготовки ребят данного возраста по математике и экологии, их опыту туристской деятельности, возрастным психологическим особенностям. Программа опирается на такие психологические особенности подростка как нацеленность его на масштабные перспективы, стремление к новому, неизведанному, желание приобщиться к разным сторонам деятельности, приобрести новые качества и умения. Подростки хотят знать и уметь что-то по-настоящему, поэтому они часто выходят за рамки школьной программы. В то же время туристическая и проектная деятельность на основе межпредметных связей обеспечивает реализацию индивидуальных стремлений учащихся, в т.ч. интеллектуальных и лидерских. Как только подросток испытает ситуацию успеха во внеурочной деятельности, там, где он может быть успешным, тогда он может данный опыт попробовать перенести в учебную деятельность. Любое достижение, любой успех дает подростку чувство уверенности и чувство «нужности», так необходимое в подростковом возрасте. Так же любая ситуация успеха помогает подростку стать значимым в обществе сверстников.
Курс рассчитан на 68 часов, из них 34 часа – 8 класс, 34 часа – 9 класс. Программа была апробирована в 8-9 классах в МБОУ «Гимназия №94» Московского района города Казани в 2014-2016г.г. Апробация дала положительный результат.
Основной акцент в нашей программе ставится на проектно-исследовательскую деятельность учащихся. Деятельность - основа развития человека, формирования в нем ценных личностных качеств, активной жизненной позиции. Исследовательская деятельность - особый вид работы. Она включает в себя анализ получаемых результатов, оценку, прогнозирование, а также моделирование своих действий. Курс направлен на непосредственное овладение учащимися знаниями и умениями в различных областях, что делает его оправданным и необходимым. Он включает в себя математическое моделирование экологических проблем, геометрический метод их решения. Положительному отношению к исследованию способствует удовлетворение потребности в самоутверждении, реализуемой при успешном осуществлении деятельности. В процессе активной творческой деятельности полученные знания, умения, эмоции преобразуются в продукт собственного творчества.
Главные идеи программы:
- вовлечение учащихся в самостоятельную проектную и исследовательскую деятельность, занятие проектно-исследовательской деятельностью предполагает освоение материала за рамками школьного учебника, и это происходит зачастую на высоком уровне трудности;
- самостоятельное определение учащимися объектов исследования, целей и задач будущих проектов, рождающихся в туристских походах; тема исследования, за которую берётся обучающийся, не должна быть надуманной взрослым, она должна быть интересной и настоящей, а значит, реально выполнимой;
- поэтапная подготовка учащихся к разработке, реализации и защите экологических проектов;
- интегрирование знаний из разных предметных областей, в том числе из экологии и математики;
- разнообразие форм внеурочной деятельности: походы, экспедиции, дискуссии, семинары, выставки, конференции, разработка и защита проектов, экологические акции, выездные практикумы и др.;
- разработка оригинальных методов исследовательской деятельности, обучающийся привносит в работу что-то своё, неповторимое, пронизанное своими мироощущением и мировосприятием;
- выбор собственной предметной деятельности позволяет школьнику самостоятельно анализировать результаты и последствия своей деятельности, порождает рефлексию, что приводит к появлению новых планов и замыслов, которые в дальнейшем конкретизируются и воплощаются в новые исследования;
– формирование культуры общения обучающихся, осознание обучающимися необходимости позитивного общения, как с взрослыми, так и со сверстниками; они становятся партнёром и сотрудниками взрослого в решении той или иной проблемы, в котором они, взрослый и ученик, становятся равными – воспитание стремления обучающихся к полезному времяпровождению и позитивному общению.
Курс представлен разработанной программой, методическими рекомендациями для учителей, учебно-тематическим планом, мониторинговой картой определения личностных, метапредметных, предметных результатов освоения курса, учебным пособием на примере экспериментальной программы гимназии. Предлагаются различные формы занятий внеурочной деятельности по ФГОС ООО – конференция, дискуссии, мозговой штурм, фотовыставки, полевой практикум.
Основными методами интерактивного обучения являются учебные диалоги, коллективные дискуссии, учебно – ролевые игры, совместное решение творческих задач. Формы проведения занятий различны. Особой популярностью пользуются походы и экспедиции. Наша задача - пропагандировать туристскую деятельность как активную форму духовного и физического оздоровления.
Организационной особенностью модели проектов является развертывание проектов последовательно в течение учебного года.
Содержание проекта может быть, как реализовано в первый год обучения (8 класс или 9 класс), так и спланировано в целом на несколько лет с учетом достижения школьниками различных уровней результатов (8-9-10 классы). Такое проектирование деятельности предусматривает его реализацию, как для класса, так и для групп детей из разных классов.
Занятия в рамках данной программы по всем ее направлениям последовательно проходит по определенным уровням обучения. Например, в туристской деятельности – 1 уровень обучения – «туризм для себя», 2 уровень – «социально-значимый туризм», 3 уровень – поход - экспедиция; в проектной деятельности: 1 уровень обучения – социальные проекты, 2 уровень обучения – исследовательские проекты, 3 уровень – социально-значимые исследовательские проекты; в математике – 1 уровень – статистические методы обработки информации, 2 уровень – геодезические методы исследования, 3 уровень – математическое моделирование.
Особенности организации образовательного процесса,
логики формирования содержания курса
Продукт деятельности по программе | Особенности проектного метода |
Водный поход – сплав – Республика Марий Эл – река Большая Кокшага – июнь, 2014 (1 уровень обучения – «туризм для себя» - поход) | 2011-2014 - учащиеся стали активными участниками туристских походов и экологических акций |
2014-2015 - 1 год обучения 8 класс | |
Проблематика. Разработка проектного задания | |
Поход на Голубые озера. Экологическая проблема «Загрязнение окружающей среды бытовыми отходами» | направленность на удовлетворение личных интересов и наклонностей учащихся |
Разработка проекта - планирование и организация деятельности | |
Социально-экологический проект «Мир изменится. Голубые озера» (1 уровень обучения – социальные проекты) | выстраивание логики перехода от результатов одного уровня к результатам другого |
Технологическая стадия - осуществление деятельности | |
Работа по проекту (1 уровень обучения - Математика как средство обработки результатов исследования экологических проблем – статистические методы обработки информации) | формирование мотивации изучения естественных наук, апробация полученных теоретических знаний, приобретение опыта решения реальных проблем, имеющих личную или социальную значимость |
Заключительная стадия - оформление результатов, общественная презентация, оценка и обсуждение, рефлексия | |
Участие в конференциях и конкурсах, создание портфолио, заполнение диагностических карт | ориентация учащихся на достижение ситуации успеха результатов |
Результаты деятельности 1 года обучения (1 уровень обучения – результаты на муниципальных этапах участия) | |
II школьная конференция исследовательских работ и творческих проектов «Шаг в науку», победитель Городской конкурс проектов по здоровому образу жизни «Планета молодых», социально-экологический проект «Мир изменится. Голубые озера», призер, проект вошел в библиотеку лучшего опыта по формированию здорового образа жизни среди учреждений образования Районный этап всероссийского конкурса социальных проектов «Я – гражданин России», социально-экологический проект «Мир изменится. Голубые озера», победитель Муниципальный этап всероссийского конкурса социальных проектов «Я – гражданин России», социально-экологический проект «Мир изменится. Голубые озера», призер Республиканский этап всероссийского конкурса социальных проектов «Я – гражданин России», социально-экологический проект «Мир изменится. Голубые озера», участник II Межрегиональный конкурс детских и юношеских творческих проектов «Хочу все знать», социально-экологический проект «Километры чистых дорог», победитель Республиканский конкурс «Сохраним природу Татарстана!», победитель | |
Заключительная стадия - оценка и обсуждение, рефлексия | |
Водный поход – сплав - экологический десант в составе туристской группы - Республика Марий Эл – река Большая Кокшага – июль Фотовыставка – отчет о походе «Туризм для меня это…» (2 уровень обучения – социально-значимый туризм) | практическая деятельность в реальных социоприродных ситуациях, связанная с решением экологических проблем |
2015-2016 - 2 год обучения 9 класс | |
Проблематика. Разработка проектного задания | |
В туристских походах по реке Большая Кокшага учащиеся наблюдают сильные обрушения берегов реки - экологическая проблема эрозии почв | направленность на удовлетворение личных интересов и наклонностей учащихся |
Разработка проекта - планирование и организация деятельности | |
Исследовательский проект «Исследование интенсивности эрозионных процессов геометрическими методами геодезической съемки» | выстраивание логики перехода от результатов одного уровня к результатам другого (2 уровень обучения – исследовательские проекты) |
Технологическая стадия - осуществление деятельности | |
Работа по проекту (2 уровень обучения – геодезические методы исследования экологических проблем) | формирование мотивации изучения естественных наук, апробация полученных теоретических знаний, приобретение опыта решения реальных проблем, имеющих личную или социальную значимость |
Заключительная стадия - оформление результатов, общественная презентация, оценка и обсуждение, рефлексия | |
Участие в конференциях и конкурсах, создание портфолио (3 уровень обучения – математическое моделирование) | ориентация учащихся на достижение ситуации успеха |
Высокие результаты деятельности 2 года обучения (2 уровень обучения – результаты на муниципальных, республиканских и федеральных этапах участия) | |
Открытая городская научно-практическая конференция учащихся «Мир науки», исследовательская работа «Изучение эрозии почвы геометрическими методами геодезической съемки», победитель Х Республиканская научно-практическая конференция учащихся «Глобализация – реальность современного мира», исследовательская работа «Исследование интенсивности эрозийных процессов геометрическими методами геодезической съемки», призер IX Конкурс научно-исследовательских и творческих работ «Нобелевские надежды КНИТУ – 2016», научно – исследовательская работа «Геометрические методы в изучении экологических проблем берегов озера Изумрудное», победитель Региональный этап XI Всероссийского конкурса учебно-исследовательских экологических проектов «Человек на Земле» исследовательский проект «Исследование интенсивности эрозионных процессов геометрическими методами геодезической съемки», победитель Федеральный этап XI Всероссийского конкурса учебно-исследовательских экологических проектов «Человек на Земле», дипломы «Хранители Земли» | |
Заключительная стадия - оценка и обсуждение, рефлексия | Водная экспедиция - Южный Урал – река Юрюзань – июль Фотовыставка – отчет о походе «Философия жизни» (3 уровень обучения – поход – экспедиция) |
Проблематика возможность для учащихся обсудить новый проект в 10 классе, а для учителей создать программу 3 года обучения (3 уровень обучения – социально-значимые исследовательские проекты) | В туристском походе по реке Юрюзань учащиеся наблюдают карстовые отложения, участвуют в экскурсии по пещере – экологическая проблема «Карстовые отложения, образование пещер» |
Полный вариант в Приложении 1. Подтверждение высоких результатов учащихся по программе внеурочной деятельности в Приложении 2, подтверждение достижений учителей – авторов программы внеурочной деятельности в Приложении 3.
Планируемые результаты
Ученик научится:
• планировать и выполнять исследование и учебный проект, используя оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме;
• выбирать и использовать методы по решению проблемы;
• распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путём научного исследования; отбирать адекватные методы исследования, формулировать вытекающие из исследования выводы;
• применять такие математические методы и приёмы, как абстракция и идеализация, доказательство;
• использовать такие естественнонаучные методы и приёмы, как наблюдение, постановка проблемы, выдвижение гипотезы, эксперимент, моделирование, использование математических моделей, теоретическое обоснование;
• использовать некоторые методы получения знаний: постановка проблемы, опрос, описание, объяснение, использование статистических данных, интерпретация фактов;
• ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме;
• видеть и комментировать связь научного знания и ценностных установок, моральных суждений при получении, распространении и применении научного знания.
Ученик получит возможность научиться:
• самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебное исследование, учебный и социальный проекты;
• использовать догадку, озарение, интуицию;
• использовать такие математические методы и приёмы, как перебор логических возможностей, математическое моделирование;
• использовать научные методы и приёмы;
• использовать некоторые методы получения знаний: анкетирование, моделирование;
• целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности, осваивать новые языковые средства;
• осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество выполненного проекта.
У учеников будут заложены:
• потребность вникать в суть изучаемых проблем, ставить вопросы, затрагивающие основы знаний, личный, социальный, жизненный опыт;
• основы критического отношения к знанию, жизненному опыту;
• основы ценностных суждений и оценок;
• основы понимания принципиальной ограниченности знания, существования различных точек зрения, взглядов, характерных для разных социокультурных сред.
Учебно-тематический план (v – вне программы)
Этапы обучения по ФГОС Этапы проектной деятельности Тема занятия | Направленность | Кол. часов | Формы организации деятельности учащихся | |||
экология | математика | туризм | Теория | практика | ||
1 год обучения - 8 класс, тема «Социально-экологический проект» | ||||||
1 раздел - Этап мотивации, актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии – Проблематика, разработка проектного задания | ||||||
Поход по реке Большая Кокшага (июль) | * | v | поход | |||
Изучение актуальности проблемы. Конференция «Загрязнение окружающей среды бытовыми отходами». Определение путей решения экологической проблемы | * | 1 | 1 | конференция | ||
Поиск знаний, необходимых учащимся для разработки социально-экологического проекта «Мир изменится. Голубые озера» | * | * | * | 2 | v | дискуссия |
Математическое моделирование | * | 2 | лекция | |||
2 раздел - Этап построения проекта выхода из затруднения, выявления места и причины затруднения - Разработка проекта | ||||||
Техника безопасности на практикумах и выездных мероприятиях. Инструктаж | * | 1 | лекция | |||
Поход как средство воспитания, обучения, становления коллектива. Объект исследования – Голубые озера | * | 6 | поход | |||
Статистические методы обработки информации | * | 1 | 1 | лекция | ||
3 раздел - Этап самостоятельной работы и реализации построенного проекта - Технологическая стадия проекта | ||||||
Разработка экологического проекта «Мир изменится. Голубые озера» | * | 2 | 2 | семинар | ||
Экологическая акция «Сохраним чистоту Голубых озер». Практическая выездная работа на местности | * | * | * | 5 | акция | |
Подведение итогов. Анализ результатов. Прогноз и программа действий | * | * | 2 | семинар | ||
4 раздел - Этап включения в систему знаний и повторения - Заключительная стадия проекта | ||||||
Оформление социально-экологического проекта | * | 6 | ||||
Презентация проекта. Школьная конференция исследовательских работ. Конкурсы социально-экологических проектов. Олимпиады (экологические вопросы) | * | * | v | портфолио | ||
5 раздел - Этап мотивации и рефлексии учебной деятельности - Проблематика | ||||||
Учебно-тренировочный поход – экологический десант в составе туристской группы - Республика Марий Эл – река Большая Кокшага. Цель: очистка туристических стоянок заповедника от бытового мусора. Рефлексия: определение причин обрушения берегов реки, постановка новой проблемы | * | * | * | v | экспедиция | |
Фотовыставка – отчет о походе – экологической экспедиции в Республике Марий Эл по реке Большая Кокшага «Туризм для меня это…» | * | 2 | выставка | |||
2 год обучения - 9 класс, тема «Исследовательский проект» | ||||||
1 раздел - Этап мотивации, актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии – Проблематика, разработка проектного задания | ||||||
Эрозия почв и ее последствия для планеты - изучение актуальности проблемы | * | 2 | лекция | |||
Поиск знаний, необходимых учащимся для решения проблемы, разработки экологического проекта «Исследование интенсивности эрозионных процессов геометрическими методами геодезической съемки» | * | * | * | 1 | v | дискуссия |
Математическое моделирование | * | 1 | поиск | |||
Техника безопасности на практикумах и выездных мероприятиях. Инструктаж | * | 1 | лекция | |||
2 раздел - Этап построения проекта выхода из затруднения, выявления места и причины затруднения - Разработка проекта | ||||||
Поход как средство воспитания, формирования исследовательских навыков учащихся. Объект исследования - берег озера Изумрудное | * | * | 4 | поход | ||
Методы исследования. Решение прикладных задач | * | 1 | 1 | семинар | ||
Измерительные работы на местности (теория). Геодезия. Инструменты для съемки | * | 1 | 1 | лекция | ||
Практикум на полигоне Старое Аракчино. Практическая работа – измерение высоты, расстояния до недоступной точки | * | * | 5 | практикум | ||
3 раздел - Этап самостоятельной работы и реализации построенного проекта - Технологическая стадия проекта | ||||||
Практическая выездная работа - составление экологической карты берегов озера Изумрудное. Геодезическая съемка оврага на берегах озера Изумрудное | * | * | * | 4 | практикум | |
Расчеты, чертежи, планы, компьютерное моделирование. Результаты исследования | * | * | 2 | v | лекция | |
Анализ результатов. Прогноз и программа действий | * | 2 | семинар | |||
4 раздел - Этап включения в систему знаний и повторения - Заключительная стадия проекта | ||||||
Оформление исследовательского проекта | * | 6 | ||||
Презентация проекта. Научно-практические конференции. Конкурсы исследовательских проектов. Олимпиады (экологические вопросы) | * | * | v | портфолио | ||
5 раздел - Этап мотивации и рефлексии учебной деятельности - Проблематика | ||||||
Учебно-тренировочный поход – Водная экспедиция - Южный Урал – река Юрюзань. Цель: измерение высоты горы, расстояний до уральских склонов, отработка методов исследования. Рефлексия: определение причин карстовых отложений, образования пещер, постановка новой проблемы | * | * | * | v | экспедиция | |
Фотовыставка – отчет о походе – водной экспедиции на Южный Урал по реке Юрюзань «Философия жизни» | * | 2 | выставка |
Содержание программы в Приложении 4.
Программа внеурочной деятельности учащихся разрабатывалась по всем направлениям развития личности с учетом наличия условий для их реализации. Условия реализации программы представлены в Приложении 5.
При составлении программы курса внеурочной деятельности учителя должны быть ориентированы на результат реализации намеченной деятельности. В программе результаты и формы аттестации учащихся представлены в Приложениях 6, 7 оценочные материалы – в Приложении 8.
Методическое обеспечение образовательного процесса
Формы организации учебно-исследовательской деятельности на внеурочных занятиях могут быть следующими: лекции, поисковые занятия, дисскуссии; исследовательская практика учащихся; образовательные экспедиции, походы, поездки, экскурсии; выездные практические занятия; занятия - семинары, предполагающие углублённое изучение предмета; выступления учащихся в олимпиадах, конкурсах, конференциях; фотовыставки.
8 класс. Разработка проектного задания.
Цель: создать условия для вовлечения учащихся в разработку проектного задания. Форма: обсуждение с элементами дискуссии.
1. Определение учащимися целей и задач проекта.
2. Определение основных направлений практической деятельности.
3. Формирование групп, ответственных за определенное направление.
4. Сбор необходимой информации о проблемах Голубых озер.
5. Определение источников материальных ресурсов для проведения акции.
Основные направления экологической акции.
- Проведение десанта по очистке берегов Голубых озер и туристических стоянок от мусора.
- Изготовление информационных щитов, изготовление кормушек для птиц.
- Разработка вопросов экологической направленности для проведения в рамках проекта акции «Зеленая Ленточка», направленной на распространение экологических знаний среди населения.
- Организация сбора макулатуры с целью получения средств для проведения акции «Сохраним Голубые озера».
8 класс. Конференция (Разработка в Приложении 9).
Цель: формирование экологического мировоззрения в ходе разработки, обсуждения и реализации экологических проектов.
1. Исходя из актуальности проблемы, учащиеся в ходе обсуждения самостоятельно определяют тематику конференции и проектов. Темы проектов должны быть актуальны и интересны и для самих выступающих и для всех участников конференции.
2. Проекты должны содержать не только теоретическую часть, но и практическую работу исследовательской направленности.
3. Проекты могут выполняться индивидуально или в группах, в которые учащиеся объединяются по интересу.
№ | Тема проекта | Исследование |
1 | Путь бытовых отходов | Зависимость скорости разложения бумаги от ее качества и условий среды |
2 | Проблема утилизации мусора в Казани | Изучение состава мусорных пакетов семей одноклассников и возможности их раздельной утилизации |
3 | Проблема гибели лесов на реке Кокшага | Изучение возможности самовосстановления еловых и лиственных лесов |
4 | Проблемы Голубых озер | Изучение распространения свалок на берегах Голубых озер |
5 | Экология в жизни современного человека | Социологический опрос учащихся гимназии и их родителей о значимости экологических знаний |
8 класс. Экологические акции и мероприятия,
проводимые в рамках проекта «Мир изменится. Голубые озера».
1. Экологический десант по очистке берегов Голубых озер от мусора «Сохраним чистоту Голубых озер».
2. Экологическая акция «Зеленая Ленточка» проводится с туристами и посетителями Голубых озер, учащимися гимназии младшего и среднего звеньев, за ответ на каждый вопрос участник викторины получает зеленую ленточку.
3. Экологическая акция «Вторая жизнь пластиковой бутылки»
4. Разработка и презентация экологических буклетов.
5. Создание и просмотр видеоролика об акции «Сохраним чистоту Голубых озер».
6. Презентация движения «Зеленая планета» по материалам экологических стендов и фотовыставки.
7. Участие в экологических форумах на портале администрации Казани.
Выездные практические занятия.
В соответствии с требованиями современных образовательных стандартов основной чертой современного обучения становится его практическая ориентированность и творческая направленность. Надлежит готовить не только и не столько «человека познающего», сколько «человека действующего». Выездные практические занятия как активная форма практических занятий позволяет реализовать учащемуся знания, полученные на лекционных занятиях.
9 класс. Практикум на полигоне Старое Аракчино.
Практическая работа – измерение высоты, расстояния
до недоступной точки (Фотоотчет о практикуме в Приложении 10).
Учебно-тренировочный поход. Деятельность участников похода: реальные измерения, математические подсчеты, методы и приемы измерений. Местность: Казань, Кировский район, Старое Аракчино, берег р.Волги, туристический центр, место проведения российских, республиканских, городских соревнований по туризму. Задание директора туристического центра: провести измерения склонов, выяснить крутизну, высоту, расстояния для утверждения уровня соревнований.
9 класс. Практическая выездная работа - составление
экологической карты берегов озера Изумрудное.
Геодезическая съемка (Разработка в Приложении 11).
Изучение эрозии оврага на берегу озера Изумрудное проводилось весной (март 2015 года) и осенью (октябрь 2015года). В ходе исследования дважды была проведена геодезическая съемка. В работе представлены чертежи, планы, расчеты с учетом весенней и осенней съемок.
Этапы геодезической съемки оврага
Разбивка на местности прямого угла для глазомерной съемки; разбивка на местности прямого угла с помощью астролябии для инструментальной съемки; установка вешек, закрепление точек на местности; провешивание прямой на местности; измерение расстояний от точек на одном крае оврага до точек на другом крае оврага; измерение углов с помощью астролябии; вычисление расстояний до недоступных точек геометрическими методами; выполнение чернового плана оврага – абриса – чертежа, нарисованного во время измерений, без масштаба; фотосъемка; выполнение графического рисунка оврага.
Список литературы
- Алексеевский Н.И., Беркович К.М. Транспорт влекомых наносов и его связь с устойчивостью русла // Водные ресурсы, 1992, № 6
- Мингазова Н.М., Деревенская О.Ю., Палагушкина О.В. Инвентаризация и экологическая паспортизация водных объектов как способ сохранения и оптимизации их состояния // Астраханский вестник экологического образования, 2014, № 2 (28)
- Егоров И.Е. Полевые методы изучения почвенной эрозии // Вестник Удмуртского университета, 2009, № 6-1
- Геометрия, 7-9: Учеб. Для общеобразоват. учреждений / Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев и др. – М.: Просвещение, 2004
- Общий основной курс Топографии или Низшей Геодезии: издание 3-е, без изменений / С.Беликов – Москва: Типография Э.Лисснера и Ю.Романа, Арбат, д. Платонова, 1888
- Шигапов И.С. Особенности формирования и развития малых озер урбанизированных территорий, кандидатская диссертация, 2014
- Игнатьева А.С. , Кокарева З.А. Проектирование уроков и внеурочных занятий с позиций системно-деятельностного подхода. Учебно-методическое пособие. – Вологда, 2013. – С.120-125.
- www.agroekonomika.ru