Рабочая программа
Календарно-тематическое планирование уроков культуры родного края
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
программа | 142.5 КБ |
планирование 6 класс | 94 КБ |
планирование 5 класс | 94 КБ |
Предварительный просмотр:
Цели и задачи предмета «культура родного края»
Появление учебного предмета «Культура родного края» (КРК) в школах многонациональной России своевременно и насущно. Этот курс является существенным дополнением к кругу учебных предметов мировоззренческого направления.
Задачами курса «Культура родного края», преподаваемого в общеобразовательных учреждениях Чувашской Республики, являются:
- Сохранение чувашской культуры как элемента культуры всего человечества, как составляющей ноосферы планеты.
- Реализация образовательных и воспитательных задач, общих для всех гуманитарных предметов школьного курса.
Содержательное наполнение курса, основанное на исключительно научно обоснованных фактах и выводах, а также методическое использование приемов и принципов научного исследования позволяют задействовать курс «Культура родного края» в реализации задач и целей предметов негуманитарного цикла.
3. Участие в формировании современного чувашского этнического самосознания, которое предполагает:
а)возрождение, сохранение и развитие положительных черт чувашского менталитета:
- высокая нравственность, безоговорочное осуждение распущенности;
- исключительное трудолюбие, осуждение праздности, лени;
- толерантность, лояльность, терпимость;
- истинное почитание своей семьи, родителей, родственников;
- честность, вежливость в отношениях с людьми; уважение старости; гостеприимность;
- искренность, тонкость восприятия, глубина чувств, внешнее спокойствие, сдержанность;
- высокий художественный вкус;
- экономичность, неприхотливость, отсутствие меркантильности, вещизма;
—стремление к здоровому образу жизни, неприятие пьянства;
—осознанность сопричастности к природе, бережное отношение к ней;
—преданность своей семье, родителям, своему роду, родине, традициям.
б)нивелировку отрицательных черт чувашского менталитета:
—низкая самооценка;
- нигилизм по отношению к своей национальной культуре;
- зависть к успеху другого;
- излишняя интравертность и трагичность восприятия.
- Ориентация на формирование заинтересованного и уважительного отношения современного ребенка к миру его дедов и прадедов, для которых народная культура была естественной средой существования.
- Развитие избирательного критического отношения к информации современных коммуникационных средств.
Выработка определенного «иммунитета» невосприимчивости к низкопробной духовной пище и в то же время толерантного отношения к ценностям других этносов.
Выполнение данных задач предмета «Культура родного края» позволяет учебно-воспитательному процессу существенно расширять, актуализировать возможности в реализации следующих целей:
1. Социальная:
а) социально устойчивая, толерантная, патриотичная личность, осознающая и сознательно поддерживающая связь поколений, имеющая в своем духовном багаже морально-нравственные критерии для адекватного восприятия любой информации — гарант социальной стабильности современного общества. Культура родного края —один из немногих учебных предметов, способствующих систематическому и эффективному формированию у учащихся социально-нравственных качеств гражданина.
б)в системе школьного образования на уроках «Культуры родного края» рассматриваются вопросы семьи и воспитания детей.
«Крепка семья — крепка держава», гласит пословица, и это значит, что от прочности семьи зависит, в конечном счете, благополучие нашего общества»
(из Послания Президента Чувашской
Республики Госсовету ЧР «КРЕПКАЯ
СЕМЬЯ — СИЛЬНАЯ ЧУВАШИЯ», 2003 г.).
в)выработка навыков здорового образа жизни, в том числе потребности в постоянной физической нагрузке, осознание опасности наркотической и алкогольной зависимости, табакокурения — один из решающих факторов в проблеме оздоровления подрастающего поколения, в решении которой широкие возможности имеет «Культура родного края».
Особая роль в решении специфических проблем Чувашии — роста числа психических заболеваний, суицида, алкоголизма — принадлежит факторам, непосредственно связанным с этнопсихологией и этногенетикой. Роль предмета «Культура родного края» в данном случае трудно переоценить.
2. Экономическая:
«Десятки самых успешных стран доказали всему миру, что экономический рост обеспечивался не самими экономическими идеями, а опорой на традиции народов, на народную трудовую этику, т. е. в конечном счете — на культуру»
(из Послания Президента Чувашской Республики Государственному Совету Чувашской Республики
«КРЕПКАЯ СЕМЬЯ — СИЛЬНАЯ ЧУВАШИЯ», 2003 г.).
3. Политическая:
Предмет «Культура родного края» дает наиболее цельное и системное воплощение понятия «Чувашская Республика» (как объекта государственности, так и субъекта Федерации) в курсе всего школьного образования.
4. Историческая:
Исторический путь становления и развития чувашского этноса насчитывает более 4 тысяч лет. Итог этого пути — Чувашская Республика в составе Российской Федерации -— гарант существования и дальнейшего развития чувашского этноса. Само существование и развитие любого народа предполагает культурную и историческую преемственность. В современных условиях развития общества осуществление преемственности на достаточно высоком уровне возможно лишь в системе образования (прежде всего — в содержании курса истории и культуры родного края).
5. Культурологическая:
Культурное наследие чувашей — многообразно (а по некоторым своим компонентам — уникально). Российская культура есть неотъемлемая часть мировой культуры. Сохранность чувашской культуры и ее многообразие — есть один из гарантов развития и сохранности как российской, так и мировой культуры.
«Чувашия — уникальная часть цивилизации, и уже поэтому мы обязаны стремиться к лучшим стандартам качества и культуры во всех сферах жизни и поведения граждан.»
(из Послания Президента Чувашской Республики
Государственному Совету Чувашской Республики
«ПУТЬ К БЛАГОПОЛУЧИЮ — ЧЕРЕЗ ДУХОВНОСТЬ
И ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ», 2004 г.).
6. Педагогическая:
Реализация данных целей способствует повышению уровня образовательного процесса как в школе, так и в обществе в целом.
7. Научно-методическая:
Уникальность, многопрофильность и насыщенность содержательного компонента курса «Культура родного края», изучение и обобщение опыта многолетней и самоотверженной работы учителей, разработка и воплощение полного учебно-методического комплекта позволяет актуализировать ряд научно-методических инноваций в педагогике, истории, этнографии, культурологии.
В более обобщенной форме цель предмета выражается в осознанном восприятии детьми своей принадлежности народу, Чувашии, России, Земле и ответственности за все это.
«Я — чуваш — житель Чувашии — России — Земли» или, например, «Я — русский — житель Чувашии — России — Земли».
Тематическое содержание предмета «Культура родного края»
Более 10 лет назад в школьную систему образования были введены уроки «Культуры родного края». Но до сих пор не полностью используется весь уникальный учебно-воспитательный потенциал этого предмета. Имеется ряд программ, среди которых прежде всего надо назвать разработки основоположников курса «Культура родного края» А.Г. Григорьева и М.И. Скворцова. У каждой из них есть свои несомненные достоинства. Вместе с тем в них недостаточно представлены материалы по истории чувашского народа.
Тематическое содержание предмета «Культура родного края» должно в обязательном порядке включать в себя курс истории чувашского народа, так как развитие культуры любого народа связано с динамикой исторического процесса (необходимо уточнить название предмета, например: «История и культура родного края», «История и культура чувашского края», «Родной край»).
В современных школах содержание предмета «История» насыщенно и многообразно. Оно включает в себя историю человечества в целом и параллельно историю России, точнее, историю становления российской государственности и русского народа. История других народов, составляющих население субъектов федерации, отражается в образовательных программах самих субъектов в виде национально-регионального компонента. Роль национально-регионального компонента в силу насыщенности школьного курса истории, ограниченности времени и трудности сопоставления тем вплоть до IX века н.э. незначительна, хотя его присутствие в соответствующих темах обязательно.
Тематическое содержание КРК включает в себя: историю и культуру чувашского народа, историю и культуру родного края.
Темы истории чувашского народа рассматривают период со 2 тысячелетия до н. э. и до середины XVI века (вхождение в состав России).
Темы культуры чувашского народа до XVI—XVII вв. необходимо изучать одновременно с историческими событиями, так как материальное воплощение этого периода представлено в основном археологическими находками и памятниками. Наиболее полноценны источники, отражающие чувашскую культуру периода XVII—начала XX вв. Именно на этом материале возможно формирование наглядного представления о реальной жизни предыдущих поколений.
В программе школьного образования термин «чувашский край» целесообразно применять с периода вхождения чувашских территорий в состав России (XVI—XXI вв.). Тема «История и культура родного края» включает в себя историю Чувашии XVI—XXI вв., события и деятельность персоналий науки, культуры, политики, экономики, спорта, здравоохранения, СМИ и т.п.
В тематическое содержание курса КРК входят:
- Вводный курс истории родного края («Мой адрес»).
- Вводный курс культуры чувашского народа («Что такое культура»).
- Материальная и духовная культура чувашского народа в XVI—
XIX вв. («Жизнь древних* чувашей»).
4. История и культура булгаро-чувашей до середины XVI века
(«История чувашского народа»).
5. История и культура родного края XVI — XXI вв. («Родной край»).
В каждом из этих разделов обязательно должен присутствовать местный краеведческий материал.
Вводный курс истории родного края «Мой адрес»
Мой адрес в пространстве: имя, фамилия, отчество; квартира, дом; улица, населенный пункт; район; республика; страна; материк; планета; звездная система; галактика; вселенная.
Мой адрес во времени: час, день, месяц, год, век, тысячелетие, эра. Понятие об исторической хронологии. (Дальнейшие темы раскрывают содержание понятий «Мой адрес в пространстве», «Мой адрес во времени»).
Моя семья, генеалогическое древо. Мой дом, наши соседи. Наша школа, улица, населенный пункт. Наш район. Чувашская Республика, районы, поселения. Наша столица. Природа Чувашии. Государственные символы. Население Чувашской Республики. Этнические группы чувашей. Чувашия в составе Российской Федерации; республики и области Поволжья, чувашская диаспора. Чувашия — родина трех космонавтов.
Путешествие во времени. Как ученые могут путешествовать во времени. История, ее вспомогательные дисциплины; археология. У самого Черного моря. Жизнь причерноморских племен. Великая Булгария, ее распад. Образование Волжской Булгарии и Киевской Руси. Строительство городов, торговые и военные отношения, развитие культуры и искусства. Монгольское нашествие. Золотая Орда. Вхождение булгаро-чувашей в Россию. Чуваши и Россия в XVI—XIX вв. Чувашия и Россия—XX век: революция 1917 г., образование СССР, ЧАССР; Великая Отечественная война; распад СССР; Российская Федерация, Чувашская Республика, Чувашия XXI в.
Вводный курс культуры чувашского народа «Что такое культура»
Этот курс — вводный не только для КРК, но и для предметов культурологического цикла. Большинство тем проецируются во все темы последующих курсов КРК и находят там дальнейшее развитие. Темы материальной и духовной культуры рассматриваются здесь большей частью в искусствоведческом плане, а в последующих курсах — в этнографическом плане.
Содержание курса:
Культура: искусство, наука, спорт, религия; понятие профессионального и самодеятельного (народного) искусства; виды искусств.
Чувашское музыкальное искусство: музыка в жизни древних чувашей, пентатонический музыкальный лад народов Поволжья и других регионов; виды чувашских народных музыкальных инструментов; чувашские народные песни, «Алран кайми...» как гимн народной жизни; чувашские народные танцы; певцы земли чувашской: Эмине, Хведи Чуваш, Федоров Г.Ф., Михайлов М.Д.; первые чувашские композиторы: Павлов Ф.П., Воробьев В.П., Максимов СМ.; ансамбли Чувашской Республики; певцы и композиторы, ансамбли твоего района, населенного пункта. Современные певцы Чувашии.
Чувашское изобразительное искусство: изобразительное искусство в жизни древних чувашей, принцип единства эстетического и утилитарного; чувашская народная вышивка; изделия из глины; изделия из древесины; изделия из металлов и других материалов; стиль народного искусства ( сравнение русского и чувашского народного искусств); первые профессиональные художники: Егоров П. Е., Зайцев Ю.А., Спиридонов М.С., Сверчков Н.К.; современное изобразительное искусство: Миттов А.И.; художественные музеи Чувашской Республики; художники, музеи твоего района, населенного пункта.
Чувашское театральное искусство: элементы театральных действий в жизни древних чувашей; профессиональное театральное искусство, киноискусство, Максимов-Кошкинский И.С; театры Чувашии; Ырзем О.И.; Павлова Н.В.; телевидение и радиовещание Чувашии; деятели театра и кино, эстрады; театральные коллективы твоего района, населенного пункта.
Древние научные знания: языковые группы и семьи — финно-угорская группа, тюркская группа, славянская группа; особенности чувашского языка; Ашмарин Н.И.; древняя чувашская письменность; древние чувашские цифры; древние единицы измерения, весы; чувашский календарь; элементы экологии; приметы о погоде; первые чувашские ученые: Бичурин Н.Я., Никольский Н.В., Яковлев И.Я.; музеи Чувашской Республики; ученые, научно-исследовательские учреждения твоего района, населенного пункта.
Религия: основные мировые религии; основные религиозные конфессии Чувашии (православное христианство, мусульманство, чувашская народная религия); храмы Чувашской Республики, района.
Спорт: элементы физической культуры в жизни древних чувашей; спортивная культура Чувашии, чувашские спортсмены-олимпийцы; спортсмены твоего района, населенного пункта.
Материальная и духовная
культура чувашского народа XVI—XIX вв.
«Жизнь древних чувашей»
Данный курс состоит из двух тематических блоков:
- Материальная культура древних чувашей: земледелие, скотоводство, пчеловодство, охота, рыболовство; орудия труда; одежда и украшения; поселения; дом и его конструкция; интерьер жилища; хозяйственные постройки; бани; мебель и светильники; пища; посуда; весы; музыкальные инструменты; транспорт; игрушки; оружие; промыслы; экология,
Духовная культура древних чувашей: создание мира и мироустройство в представлениях древних чувашей; отражение представлений о мироустройстве в элементах материальной культуры; боги и духи; чук; киремет; числовая символика в мифологии; народные сказки; обряды и отношения, связанные с человеком, семьей, обществом (обряды детства; имена; семья; сельская община; элементы этнопедагогики, этика; обряды при болезнях; свадьба; рекрутство; похороны, поминки; правила человеческой жизни); трудовые обряды; календарные обряды; обряды и религия в наши дни, понятие веротерпимости.
Обе темы взаимосвязаны как в русле человеческой жизни, так и в методологическом плане. Соответственно они изучаются в контексте жизненного пути чувашского ребенка: содержание и устройство окружающего мира, дома и поселения; обряды рождения, воспитания, охранения, здоровья; наличие и устройство материальных объектов, участие во всех сезонных работах, обрядах, праздниках, а также проекция элементов материальной и духовной культуры древних чувашей в современную жизнь.
Содержание курса. Понятия материальной и духовной культуры. Исследователи чувашской народной материальной и духовной культуры. Миросоздание и мироустройство по представлениям древних чувашей. Боги, духи верхнего и нижнего миров. Духи среднего мира {ар =ури: вупёр: ийе: вутёш: шыври: вупкён и др?)? Киремет. Чук. Чувашский культ предков. Числовая символика в мифологии. Отражение представлений о мироустройстве в элементах материальной культуры. Чувашские народные сказки.
Обиталище человека — дом: материал, конструкция; обряды, связанные со строительством, орудия труда, замки; интерьер жилища, мебель, светильники; духи дома, й.р.х: Двор: хозяйственные постройки, баня, духи двора. Поселения. Охранные обряды {х.р аки: =.н. вут: =.р хапхи)?
Обряды рождения и детства. Имена. Семья. Элементы этнопедагогики — трудовое, умственное, эстетическое, нравственное, экономическое, этическое, физическое воспитание. Кёмёл? Волков Г.Н. Игры и игрушки. Чувашская народная этика. Сельская община. Ниме.
Одежда. Материалы для одежды и способы их изготовления. К.пе: крой, детали, отделка, варианты по этногруппам. Сравнительный анализ чувашского к.пе и марийского тувыр. Й.м. Верхняя одежда. Обувь. Головные уборы: мужские, женские, девичьи; групповые отличия. Украшения: наушные, накосные, шейные, нагрудные, поясные; мужские украшения. Прически. Хранение и стирка одежды. Обрядовая одежда. Обряды, связанные с одеждой.
Земледелие: процесс, орудия труда, мельницы, обряды земледелия. Скотоводство, обряды. Пчеловодство, обряды. Охота. Рыболовство. Транспорт. Экология. Пища: растительная, животная; блюда, хлеб, напитки, пиво; обряды приема пищи. Посуда. Современная диетология и система питания древних чувашей.
Народный календарь. Календарные обряды: сурхури: кёшарни: ларма: =ёварни: калём: вирем-с.рен: мён кун: кил.ш пётти: общесельское поклонение киремет: ака туй: =им.к: уч\к: =умёр ч\к: =ин=е: авён сёри: хывни: ч\клеме: карта пётти: килёш пётти? семейное поклонение киремет: улах? Музыкальные инструменты. Свадьба. Правила жизни в человеческом обществе. Женские и мужские занятия. Обряды рекрутства. Оружие. Обряды при болезнях. Наговоры. Похороны. Религия в наши дни; понятие веротерпимости.
История и культура
булгаро-чувашей до середины XVI вв.
«История чувашского народа»
Содержание курса.
Исследователи истории чувашского народа. Проблемы истории чувашского народа.
Как познают историю: место чувашского языка в мировом древе языков; археология; письменные источники; музеи. Отображение исторических событий в произведениях фольклора и прикладном творчестве народов Поволжья.
Прототюркская эпоха (II тыс до н.э. — середина I тыс. до н.э.).
Историко-археологическая картина евразийского континента. Племена Центральной и Средней Азии, Причерноморья, Поволжья. Элементы их быта и культуры.
Огурская эпоха (середина I тыс. до н.э. — начало н.э.).
Племена и государства евразийского континента. Образование державы Хунну. Шаньюй Модэ. Огурские племена в составе хуннского союза племен.
Оногурская эпоха (начало н.э. — III в.н.э.)
Племена Средней Азии, Причерноморья, Поволжья. Миграции оногурских племен.
Древнебулгарская эпоха (IV — VII вв.).
Предки чувашей в Причерноморье: тюркские и причерноморские племена (сарматы, аланы). Элементы их материальной и духовной культуры: земледелие, скотоводство, поселения, жилища, ремесла, письменность.
Гуннское нашествие в Европу.
Западно-Тюркский каганат, его распад; образование Хазарского каганата и Великой Булгарии. Великая Булгария, ее дипломатические и культурные связи с Византией. Распад Великой Булгарии. Черные булгары — часть предков современных балкарцев. Элементы древней культуры в современных традициях кавказских народов. Миграция булгарских племен. Хан (царь) Аспарух. Образование Дунайской Булгарии, элементы ее культуры и истории. «Серебряные» булгары. Хазарский каганат как государственное воплощение салтово-маяцкой археологической культуры. Переселение племен Хазарского каганата в Волго-Камье.
Древние племена Волго-Камья. Элементы их материальной и духовной культуры. Археологические культуры предков современных поволжских народов.
Булгарская эпоха (VIII в.— 1551 г.).
Дозолотоордынский период (VIII в.—1235 г.).
Образование Волжской Булгарии. Ее поселения: города, замки, деревни. Виды жилищ. Обустройство и система обороны городов. Торговые связи, товары, караван-сараи, системы торговых отношений Волжской Булгарии. Сельское хозяйство: земледелие, скотоводство, пчеловодство; охота, рыболовство. Ремесла: металлообработка, ювелирное искусство, гончарное искусство, стеклообработка; обработка кожи, кости, дерева. Ткачество, ковровязание, вышивка. Посольство Багдадского халифата, сочинение Ахмет ибн Фадлана. Принятие ислама. Наука и культура Волжской Булгарии. Волжская Булгария и русские княжества: торговые, военные, дипломатические отношения. Взаимовлияние культур и языков.
Золотоордынский период (1236—1444 гг.).
Военная политика монголов. Завоевание Волжской Булгарии. Булгарский улус в составе Золотой Орды. Политика и экономика, культура Золотой Орды.
Междоусобицы Золотой Орды. Поход Тамерлана на Волгу. Опустошение булгарских земель. Переселение булгар.
Казанский период (1445—1551 гг.).
Возникновение Казанского ханства. Положение булгарского населения в условиях противостояния Казанского ханства и Московского государства. Возникновение термина «чуваш». Политика Московского государства. Попытки создания булгарского государства. Завоевание Казанского ханства Иваном Грозным. Условия вхождения булгаро-чувашей в состав России.
Финно-угорские и тюркские народы Поволжья и Приуралья.
История и культура родного края XVI—XXI вв. «Родной край»
Чувашская эпоха (1551 г.—до наших дней).
Положение и расселение чувашей в XVI — XVII вв. Образование уездов. Строительство уездных центров. Социальная и налоговая политика российского государства в Чувашском крае. Общинные традиции чувашей. Крестьянские войны XVII века. Запрет на изготовление и обработку металла народами Поволжья и его негативные последствия.
Положение чувашей в XVIII в. Христианизация чувашей: положительные и отрицательные моменты. Крестьянские восстания в конце XVIII—начале XIX вв. Миграционные процессы чувашского населения. Чувашский край в конце XIX века: развитие промышленности, первые купцы и предприниматели, развитие образования. Формирование негативных черт чувашского менталитета. События и персоналии наших мест.
Социально-экономическое положение Чувашии в начале XX века, последствия столыпинской реформы. Революционные события на территории Чувашского края. Гражданская война. Образование ЧАО, ЧАССР. Развитие промышленности. Коллективизация. Положение трудового населения. Изменения в на'родной культуре поволжских этносов. Деятели политики, экономики, науки, культуры; военачальники.
Строительство социализма. Репрессии. Изменения в народной культуре. Становление профессионального искусства, персоналии. Великая Отечественная война. События и персоналии наших мест.
Послевоенное положение чувашского края: политика и экономика. Чувашия в период с 1953 г. и до середины 60-х гг. Развитие культуры Чувашии в послевоенный период и до середины 60-х гг.
Политическое и экономическое положение Чувашии в 60—80 гг. Динамика культурных процессов в Чувашии и чувашской диаспоре в 60—80 гг.
Эпоха «перестройки» в чувашском крае.
Чувашская Республика. События и деятели политики, экономики, науки, литературы, музыки, изобразительного искусства, театра, спорта, здравоохранения, образования, СМИ и т.д. События и персоналии наших мест.
Приволжский регион. Чувашия в XXI вв.
Философские аспекты истории и культуры чувашского народа. Менталитет чувашей. Язык как основополагающий и значимый элемент культуры. Толерантность как основа развития современного общества. Современная значимость и актуальность этнопедагогики. Народное искусство как непреходящая ценность технократичной цивилизации современности. Сохранность и место чувашской культуры в современной мировой культуре. Место Чувашии в системе международных экономических отношений.
Распределение тематического содержания предмета «Культура родного края» по классам
Распределение материала по классам может осуществляться следующим образом:
- класс (34 ч) — «Мой адрес». «Что такое культура».
- класс (34 ч) — «Жизнь древних чувашей», 1 часть.
- класс (34 ч) — «Жизнь древних чувашей», 2 часть.
- класс (34 ч) — «История чувашского народа».
- класс (33 ч) — «Родной край».
Примерное почасовое распределение
5 класс. Мой адрес. Что такое культура
1 четверть (9 ч)
Мой адрес. Моя семья. Мой дом (1 ч). Наша школа, улица, населенный пункт.(1ч) Наш район и его история (2 ч). Чувашская Республика Наша столица (1ч). Государственные символы (1 ч). Население ЧР. Этнические группы чувашей (1 ч). Чувашия в России. Чувашия — родина трех космонавтов(1ч). Природа Чувашской Республики и нашего района(1ч).
2 четверть (7 ч)
Культура: искусство, наука, спорт. Религия (2 ч). Чувашское музыкальное искусство (4 ч). Повторение (1 ч).
3 ч етве рть (10 ч)
Театральное искусство (3 ч). Чувашское изобразительное искусство (6 ч). Повторение (1 ч).
4 четверть (8 ч)
Древние научные знания (5 ч). Физическая культура и спорт (2ч). Повторение (1ч).
6 класс. Жизнь древних чувашей, 1 часть (34 ч)
1 четверть (9 ч)
Мир по представлению древних чувашей. Понятие о материальной и духовной культуре. Исследователи культуры древних чувашей (1 ч). Миросоздание и мироустройство. Боги, духи верхнего и нижнего миров. Духи среднего мира {ар =ури: вупёр: ийе: вутёш: шыври: вупкён\ и др?) (2 ч). Ч\к, Киремет. Чувашский культ предков (3 ч). Числовая символика в мифологии. Чувашские народные сказки. Отражение представлений о мироустройстве в элементах материальной культуры (2 ч). Повторение (1 ч).
2 четверть (7 ч)
Дом. Двор. Поселение. Дом — материал, конструкция, орудия труда; обряды, связанные со строительством (1 ч). Интерьер жилища, мебель, светильники. Духи дома. Двор: хозяйственные постройки, баня, духи двора (3 ч). Поселения. Х.р аки: +.p хапхи: =.н. вут (2 ч). Повторение (1 ч).
3 ч е тве рт ь (10 ч)
Детство. Семья. Общество. Обряды рождения и детства. Имена. Чувашская семья (2 ч). Элементы этнопедагогики. Кёмёл (2 ч). Игрушки и игры (2 ч). Чувашский этикет (1 ч). Сельская община. Ниме (2 ч). Повторение (1 ч).
4 четверть (8 ч)
Чувашская одежда. Материалы для одежды и способы их изготовления (2 ч). К.пе: крой, детали, отделка, варианты по группам, полу, возрасту и т.п. Й.м (1 ч). Головные уборы: мужские, женские, девичьи; этногрупповые отличия (1 ч). Украшения: наушные, накосные, шейные, нагрудные, поясные; мужские украшения. Прически (1 ч). Верхняя, одежда. Обувь (1 ч). Хранение и стирка одежды. Обрядовая одежда (1 ч). Повторение (1 ч).
7 класс. Жизнь древних чувашей, 2 часть (34 ч)
1 четверть (9 ч)
Сельское хозяйство древних чувашей. Земледелие (процесс, виды посевных культур, орудия труда, мельницы; обряды земледелия) (3 ч). Скотоводство, обряды (1 ч). Пчеловодство, обряды (1 ч). Охота и рыболовство (1 ч). Транспорт (1 ч). Экология (1ч). Повторение (1 ч).
2 четверть(7ч)
Пища. Растительная, животная пища. Блюда (2 ч). Напитки, пиво (1 ч). Посуда (1 ч). Обряды приема пищи. Современная диетология и питание древних чувашей (2 ч). Повторение (1 ч).
3 четверт ь(10ч)
Обрядовая жизнь древних чувашей. Народный календарь (1 ч). Весенне-летние обряды — калём: вирем- с.рен: мён кун: кил.ш пётти: общесельское поклонение киремет: ака туй: =им.к: уч\к:=умар ч\к: =ин=е? (2 ч). Осенне-зимние обряды — авён сёри: хывни: ч\клеме: карта пётти: кил.ш пётти, семейное поклонение киремет, улах, сурхури, кёшарни: ларма: =ёварни{2 ч). Музыкальные инструменты (1 ч). Свадьба (2 ч). Праздники и обряды нашей деревни (1 ч).
4 четверть (8 ч)
Обрядовая жизнь древних чувашей. Женские и мужские заня тия (1 ч). Обряды рекрутства. Оружие (1 ч). Обряды при болезнях Наговоры (1 ч). Похороны и поминовение (1 ч). Правила жизни в человеческом обществе. Религия в наши дни. Понятие толерантности. (^ ч). Повторение (2 ч).
8 класс. История чувашского народа (34 ч)
1 четверть (9 ч)
Введение. Исследователи истории чувашского народа. Проблемы истории чувашского народа. Периодизация этнической истории чувашского народа (2 ч).
Как познают историю: место чувашского языка в мировом древе языков; археология; письменные источники; музеи. Отображение исторических событий в произведениях фольклора и творчестве народов Поволжья (2 ч).
Предки чувашей во II тыс. до н.э.—III в. н.э.
Предки чувашей в Центральной и Средней Азии. Элементы их быта и культуры (2 ч).
Предки чувашей в Причерноморье. Элементы их материальной и духовной культуры: земледелие, скотоводство, поселения, жилища, ремесла, письменность (2 ч). Повторение (1 ч).
2 четверть (7 ч)
Великая Булгария и Хазарский каганат. Западно-Тюркский каганат, его распад и образование Хазарского каганата и Великой Булгарии. Великая Булгария, ее дипломатические и культурные связи с Византией. Распад Великой Булгарии (1 ч).
Миграция булгарских племен. «Черные» булгары. Хан Аспарух. Образование Дунайской Булгарии, элементы ее культуры и истории (2 ч).
«Серебряные» булгары. Хазарский каганат как государственное воплощение салтово-маяцкой археологической культуры. Переселение племен Хазарского каганата в Волго-Камье (1 ч).
Древние племена Волго-Камья. Элементы их материальной и духовной культуры. Археологические культуры предков современных поволжских народов (2 ч). Повторение (1 ч).
3 ч ет в е рт ь (10 ч)
Волжская Булгария. Образование Волжской Булгарии. Ее поселения: города, замки, деревни. Виды жилищ. Обустройство и система обороны городов (2 ч).
Торговые связи, товары, караван-сараи, системы торговых отношений Волжской Булгарии (1 ч).
Сельское хозяйство: земледелие, скотоводство, пчеловодство; охота, рыболовство (1 ч).
Ремесла: металлообработка, ювелирное искусство, стеклообработка, гончарное искусство, обработка кожи, кости, дерева. Ткачество, ковровязание, вышивка (2 ч).
Посольство Багдадского халифата, сочинение Ахмет ибн Фадла-на. Принятие ислама. Наука и культура Волжской Булгарии (2 ч).
Волжская Булгария и русские княжество: торговые, военные, дипломатические отношения. Взаимовлияние культур и языков (1ч). Повторение (1ч).
4 ч ет ве рт ь (8 ч)
Булгары и народы Поволжья в составе Золотой Орды и Казанского ханства. Военная политика монголов. Завоевание Волжской Булгарии. Булгарский улус в составе Золотой Орды. Политика, экономика, культура Золотой Орды (2 ч).
Междоусобицы Золотой Орды. Поход Тамерлана на Волгу. Опустошение булгарских земель. Распад булгарской государственности. Переселение булгар (1 ч).
Возникновение Казанского ханства. Положение булгарского населения в условиях противостояния Казанскою ханства и Московского государства (1 ч).
Присоединение Чувашии к Российскому государству.
Возникновение термина «чуваш». Политика Московского государства. Завоевание Казанского ханства Иваном Грозным. Условия вхождения булгаро-чувашей в состав России (2 ч).
Финно-угорские и тюркские народы Поволжья и Приуралья (1 ч)
Повторение (1 ч).
9 класс. Родной край (33 ч)
1 четверть (9 ч)
Чувашский край XVI—XIX вв. Чуваши в XVI — XVIвв. Образование городов и уездов. Расселение чувашей (1ч) Положение чувашского сельского населения. Крестьянские войны (1 ч). Чуваши в XVIII- XIX вв. Образование губерний. Пугачевское и Акрамовское восстания (1 ч). Христианизация (1 ч). Чувашия в конце XIXв. Зарождение промышленности. Первые купцы и предприниматели (1 ч) Развитие образования. Изменение чувашского менталитета (1 ч). Миграционные процессы чувашского населения России. Чувашия на рубеже XIX вв. Персоналии (2 ч). Повторение (1 ч).
2четверть(7ч)
Чувашский край первой половины XX в. Революции. Гражданская война. Образование ЧАО, ЧАССР. Персоналии (2 ч). Строительство социализма. Репрессии. Изменения в народной культуре (1 ч). Развитие профессионального искусства, литературы, науки. Персоналии (2 ч). Великая Отечественная война. Положение тылового населения. Персоналии (1 ч). Повторение (1 ч).
3 ч ет в е рть(10 ч)
История и культура Чувашии с середины 40 годов до XXI века.
События и персоналии политики, экономики, науки, литературы, искусства, спорта, здравоохранения, образования, СМИ и т.п. События и персоналии наших мест. Приволжский регион. Чувашия в XXI веке (9 ч). Повторение (1 ч).
4четверть(7ч)
Чувашия — XXI век. Философские аспекты истории и культуры чувашского народа. Менталитет чувашей (1 ч). Язык как значимый И основополагающий элемент культуры (1 ч). Толерантность как основа развития современного общества (1ч). Современная значимость и актуальность этнопедагогики (1 ч). Народное искусство как непреходящая ценность технократичнои цивилизации современности (1 ч). Сохранность и место чувашской культуры в современной мировой культуре (1 ч). Повторение (1 ч).
Предварительный просмотр:
Календарьпе тематика планĕ (6 класс)
№ | Хăçан ирттерни | Урок теми | ЦОРсем, интернет-ресурссем, кăтарту материалĕсем т.ыт.те | Словарь ĕçĕ | Урокри ĕçсем | Киле ĕç |
1. | Кÿртĕм калаçу | Кĕнекепе ĕçлесси | стр.2, таблица тултармалла ĕç тетрачĕ | |||
Авалхи чăвашсем тĕнчене мĕнле ăнланнă (9 сех.) | ||||||
2. | Тĕнче пулса кайни. Тĕнче тытăмĕ | Альбом «Чăваш тĕнчи» «Чăваш халăх йăла-йĕркисем» видеофильм | Тест ыйтăвĕсем | «Тĕнче тытăмĕ» ÿкерчĕк | ||
3. | Тĕнчери ырăсемпе хаярсем | «Чăваш халăх йăла-йĕркисем» видеофильм | Пÿлĕхçĕ, пихампар, пирĕшти, Эсрел, вĕре çĕлен | стр.6 ĕç тетрачĕ | ||
4. | Çутă тĕнчери чĕрĕ чунсем | Ийе, вупăр, çил çунат, | Тест ыйтăвĕсем | стр.7, 8 ĕç тетрачĕ | ||
5. | Чÿк | «Звенящее серебро тухьи» видеофильм | Чÿк, мăчавăр, шупăр,туй(бронза) | стр.10, 5 ыйту ĕç тетрачĕ | ||
6. | Киремет | «Звенящее серебро тухьи» видеофильм | Киремет, киремет карти | Тест ыйтăвĕсем | стр.11, 5 ыйту ĕç тетрачĕ | |
7. | Чăвашсем несĕлĕсене асла хуни | «Звенящее серебро тухьи» видеофильм | сочинени «Манăн чи çывăх ватă çын» | |||
8. | Мифологири хисепсен символики. Чăваш халăх юмахĕсем | Символика, мифологи | Тест ыйтăвĕсем | стр.15, 3 ыйту ĕç тетрачĕ | ||
9. | Тĕнче тытăмне мĕнле ăнланни пурлăх культури шутне кĕрекен япаласенче палăрни | Тест ыйтăвĕсем | стр.16 ĕç тетрачĕ | |||
10. | Вĕреннине аса илни | Тест ыйтăвĕсем стр.17 ĕç тетрачĕ | ||||
Пÿрт-çурт. Кил карти. Ял (6 сех.) | ||||||
11. | Пÿрт-çурт | Альбом «Пÿрт лартни», «Чăваш пÿрчĕ» презентаци | Урата, сакай, пăрăс, шитме, çенĕк | Чăваш пÿрчĕн макетне тăвасси | стр.20, 16 ыйту ĕç тетрачĕ | |
12. | Чăваш пÿрчĕн ăш-чикки | «Чăваш пÿрчĕн ăш-чикки» презентаци | Тĕпел, кĕреке, кăмака кукри, улча юпи, шантал, хĕрт-сурт, вупкăн, йĕрĕх | Чăваш пÿрчĕн интерьерĕ | стр.22, 5 ыйту ĕç тетрачĕ | |
13. | Кил карти | «Тăван ен» электронлă вĕренÿ пособийĕ | Йĕтем, лаç, анкарти, ампар, сарай | Тест ыйтăвĕсем | стр.24, 6 ыйту ĕç тетрачĕ | |
14. | Ял | Тараса, çăва | Ял планĕ | стр.27, 5 ыйту ĕç тетрачĕ | ||
15. | Хĕр аки. Çĕнĕ вут, çĕр хапхи | «Чăваш халăх йăла-йĕркисем» видеофильм | Укăлча | Тест ыйтăвĕсем | стр.28 ĕç тетрачĕ | |
16. | Вĕреннине аса илни | Тест ыйтăвĕсем стр.29 ĕç тетрачĕ | ||||
Ачалăх. Кил-йыш. Ял-йыш (9 сех) | ||||||
17. | Ача çуралнипе çыхăннă йăла-йĕрке. Ятсем | Эпи карчăкĕ, пĕтев, ратне | Таблицăпа ĕçлени | стр.31, 9,11 ыйтусем ĕç тетрачĕ | ||
18. | Чăваш кил-йышĕ | «Чăваш çемйи» презентаци | Çемье пуçĕ | Калав йĕркелесси | стр.33, 8 ыйту ĕç тетрачĕ | |
19. | Ачасене пăхса ÿстересси. Çичĕ пил | «Çичĕ пил» презентаци | Этнопедагогика | Тест ыйтăвĕсем | стр.34, 2 ыйту ĕç тетрачĕ | |
20. | Ачасене пăхса ÿстересси. Кăмăл | Ашмарин словарĕпе ĕçлени | стр.36, 13 ыйту ĕç тетрачĕ | |||
21. | Вăйăсемпе теттесем | «Чăваш пуканийĕ», «Ача-пăча теттисем» презентаци | Лăпă-çатан, «вăрттăн чĕлхе» | Тест ыйтăвĕсем | стр.39, 5 ыйту ĕç тетрачĕ | |
22. | Чăваш этикечĕ | Сăпайлăх, этикет | Диалог йĕркелесси | стр.41, 5 ыйту ĕç тетрачĕ | ||
23. | Ял-йыш | Община, матриархат, патриархат | Тест ыйтăвĕсем | |||
24. | Ниме | Ниме пуçĕ, ниме | Тест ыйтăвĕсем | стр.43, 9 ыйту ĕç тетрачĕ | ||
25. | Вĕреннине аса илни | «Звенящее серебро тухьи» видеофильм | Тест ыйтăвĕсем, стр.44-45 ĕç тетрачĕ | |||
Чăвашсен çи-пуçĕ (тумĕ) (8 сех.) | ||||||
26. | Тумтир çĕлемелли материалсем | «Тăван ен» электронлă вĕренÿ пособийĕ | Сÿс, ктлĕ, шăрт, кĕнчеле, йĕке, хутăр, тăла | стр.48, 9 ыйту ĕç тетрачĕ | ||
27. | Кĕпе-йĕм | «Тăван ен» электронлă вĕренÿ пособийĕ | Аçлăк, кĕштĕк, кĕскĕ, хултăрмач | Чăваш тумтирне хатĕрлени | стр.50, 9 ыйту ĕç тетрачĕ | |
28. | Пуçа тăхăнмаллисем | «Тăван ен» электронлă вĕренÿ пособийĕ | Хушпу, тухья, сурпан, масмак, чалма, пĕркенчк, ялкас | стр.51, 1 ыйту ĕç тетрачĕ | ||
29. | Капăрлăх | Альбом «Чăвашсен капăрлăхĕсем», «Звенящее серебро тухьи» видеофильм | Çуха, шÿлкеме, тевет, ама | Масмак хатĕрлени | стр.55, 11 ыйту ĕç тетрачĕ | |
30. | Çиелти тум. Урана сырмалли-тăхăнмалли | «Тăван ен» электронлă вĕренÿ пособийĕ | Шупăр, пустав, сăхман, юпăнчă, пушăт | стр.56, 6 ыйту ĕç тетрачĕ | ||
31. | Йăла-йĕрке тумĕ | «Звенящее серебро тухьи» видеофильм | Тест ыйтăвĕсем | стр.57 ĕç тетрачĕ | ||
32. | Çи-пуçа упрани тата çуса тасатни | Çÿпçе, арча | Тест ыйтăвĕсем | стр.59, 5 ыйту ĕç тетрачĕ | ||
33. | Вĕреннине аса илни | Тест ыйтăвĕсем стр.60, ĕç тетрачĕ | ||||
34. | Пĕтĕмлетÿ урокĕ | стр.61-64 ĕç тетрачĕ |
Предварительный просмотр:
Календарьпе тематика планĕ (5 класс)
№ | Хăçан ирттерни | Урок теми | ЦОРсем, интернет-ресурссем т.ыт.те | Словарь ĕçĕ | Урокри ĕçсем | Киле ĕç |
Манăн уçлăхри адресăм (7 сех) | ||||||
1. | Манăн адрес. Манăн çемье. Манăн кил | Йăх, несĕл,несĕл йывăçĕ | Несĕл йывăçне ÿкерсе килмелле | |||
2. | Пирĕн шкул, урам, ял. Пирĕн район | «Патăрьел районĕ» презентаци | Топонимика, антропоним, ономастика | Ял плане ÿкермелле | ||
3. | Чăваш Республики, символсем | «Чăваш Республики» презентаци | Герб, гимн, вулăс, уезд, кĕпĕрне | Герб, ялав макечĕсене тăвасси | Гимн пăхмасăр вĕренмелле | |
4. | Шупашкар – республикăн тĕп хули | «Шупашкар» презентаци | Паллă вырăнсене сăнласси | «Эпĕ – Шупашкарта» калав çырмалла | ||
5. | Чăвашсем – Раççейре | Субъект | ||||
6. | Вĕреннине аса илни | Тест ыйтăвĕсем, тĕрлĕ ĕçсем | ||||
Чăваш юрă-кĕвĕ ÿнерĕ (4 сех) | ||||||
7. | Мĕн вăл культура? | Культура, ÿнер, ăслăлăх | Тест ыйтăвĕсем | ĕç тетрачĕ 1-3 стр. | ||
8. | Авалхи чăвашсен пурнăçĕнчи юрă-кĕвĕ | § 1, ĕç тетрачĕ стр. 4-6 | ||||
9. | Чăваш халăх юррисемпе ташшисем | Çавра юрă | Тест ыйтăвĕсем | § 2, ĕç тетрачĕ стр. 7-8 | ||
10. | Чăваш халăхĕн юрă ăстисем Чăвашсен хальхи юрă-кĕвĕ ÿнерĕ | «Юрă ăстисем» презентации «Чăваш композиторĕсем» презентаци | Опера юрăçи | Тест ыйтăвĕсем | § 3-5, ĕç тетрачĕ стр.9-13 | |
Чăвашсен сăнарлă ÿнерĕ (10 сех) | ||||||
11. | Ăстасен çĕр шывĕнче | «Ăстасен çĕр шывĕнче презентаци, «Пир тĕртни» видео | Пир, çĕвĕ | Кроссворд | ||
12. | Авалхи чăвашсен пурнăçĕнчи сăнарлă ÿнер | Утилитарлăх, эстетика | § 6, ĕç тетрачĕ стр.15 | |||
13. | Тĕрĕ. Тĕртсе тĕрлени | «Чăваш тĕрри» презентаци | Шурă пир, элмен, эреш | Тест ыйтăвĕсем | § 6, ĕç тетрачĕ стр.16-17 | |
14. | Чăваш тĕррин илемлĕхĕ | Кроссворд, чăваш тĕррине тĕрлени | ||||
15. | Йывăçран, тăмран, металран тата ытти материалсенчен тунă япаласем | «Йывăçран, тăмран, металран тата ытти материалсенчен тунă япаласем» презентации | Алтăр, туй(бронза), кÿлепе | Тест ыйтăвĕсем, кроссворд | § 6, ĕç тетрачĕ стр.18-20 | |
16. | Халăх ÿнерĕн хăйне евĕрлĕхĕ | «Халăх ÿнерĕн хăйне евĕрлĕхĕ» презентаци | Тест ыйтăвĕсем | § 6, ĕç тетрачĕ стр.21 | ||
17. | Чăвашсен малтанхи профессиллĕ художникĕсем | Тест ыйтăвĕсем, кроссворд | § 6, ĕç тетрачĕ стр.22-23 | |||
18. | Чăвашсен хальхи сăнарлă ÿнерĕ | Сăнарлă искусство, живопись, графика, скульптура | Тест ыйтăвĕсем | § 6, ĕç тетрачĕ стр.24-25 | ||
19. | Авалхи чăвашсен йăли-йĕркинчи театра çывăх пулăмсем | Опера, оперетта, балет | Тест ыйтăвĕсем | § 6, ĕç тетрачĕ стр.27 | ||
20. | Чăвашсен профессиллĕ театр тата кино ÿнерĕ | «Чăвашсен профессиллĕ театр тата кино ÿнерĕ» презентаци | Фильм, документлă фильм | Тест ыйтăвĕсем, кроссворд | § 6, ĕç тетрачĕ стр. 28-30 | |
21. | Хальхи чăваш театр ÿнерĕ | Пултарулăх театрĕ, профессиллĕ театр | Тест ыйтăвĕсем | § 6, ĕç тетрачĕ стр.31-32 | ||
22. | Вĕреннине аса илни | ĕç тетрачĕ стр.26, 33 | ||||
Авалхи ăслăлăх пĕлĕвĕсем тата Чăваш ен ăслăлăхĕ (11 сех) | ||||||
23. | Чăваш чĕлхи | Ротацизм, ламбдаизм | § 6, ĕç тетрачĕ стр.34-36 | |||
24. | Николай Ашмарин | Тюрколог | Кроссворд | § 6, ĕç тетрачĕ стр.37 | ||
25. | Авалхи чăваш çырулăхĕ тата хисеп паллисем | «Авалхи чăваш çырулăхĕ тата хисеп паллисем» презентаци | Тăмха, руна çырулăхĕ | Тест ыйтăвĕсем | § 6, ĕç тетрачĕ стр.38-40 | |
26. | Авалхи виçесем | «Авалхи виçесем» презентаци | Шит, хур, хăлаç, чалăш,патман, тараса, кĕренкке | Тест ыйтăвĕсем, кроссворд | § 6, ĕç тетрачĕ стр.41-42 | |
27. | Чăваш халăх календарĕ | Тест ыйтăвĕсем, кроссворд | § 6, ĕç тетрачĕ стр.43-44 | |||
28. | Экологи элеменчĕсем. Çут çанталăк паллисем | Барометр | § 6, ĕç тетрачĕ стр.45-46 | |||
29. | Малтанхи чăваш ученăйĕсем | «Чăваш ученăйĕсем» презентаци | Этнографи | Кроссворд | § 6, ĕç тетрачĕ стр.46-47 | |
30. | Чăваш енри хальхи тапхăрти ăслăлăх | Этнопедагогика | Тест ыйтăвĕсем | § 6, ĕç тетрачĕ стр.48-49 | ||
31. | Чăваш енри тĕн | «Тĕнчери тĕнсем» презентаци | Ислам, христианство, буддизм | Тест ыйтăвĕсем | § 6, ĕç тетрачĕ стр.52-53 | |
32. | Чăваш енри спорт | «Чăваш енри спорт» презентаци | Тест ыйтăвĕсем, кроссворд | § 6, ĕç тетрачĕ стр.54-56 | ||
33. | Вĕреннине аса илни | ĕç тетрачĕ стр.50-51, 57 | ||||
34. | Пĕтĕмлетÿ урокĕ | ĕç тетрачĕ стр.58-64, кроссворд |