Инновационная деятельность на базе КФУ

Маннанова Резида Адгамовна

План профессионального развития

учителя математики высшей квалификационной категории  МБОУ

«СОШ-интернат для одаренных детей»

Маннановой Р.А.

 

Учебный год: 2017-2018

 

Личная тема самообразования:  «Информационные и компьютерные технологии в системе личностно-ориентированного обучения»

 

Цель профессионального развития:

·        Изучение нормативных документов, связанных с введением ФГОС второго поколения;

·        Использование системно–деятельностного подхода при формировании ЗУН и УУД на каждом этапе урока и во внеурочной деятельности;

·        углубление знаний в области математики;

·        повышениеуровня педагогического мастерства педагога;

·        повышение уровня обученности учащихся школы,  

·        повышение общекультурного уровня.

 

Основные идеи в работе:

·        личностный подход к ученику;

·        обучение и воспитание в деятельности;

·        учение без принуждения, основанное на достижении радости познания, на подлинном интересе;

·        дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся;

·        сотрудничество педагога и учащихся;

·        теория развития познавательного интереса (И. Гальперина, Щукина).

 

Задачи:

·         Разработка и ввод в учебно-воспитательный процесс системы мониторинга, оценки и самооценки знаний и сформированности УД и УУД;

·         изучение, систематизация и использование в своей практике приёмов формирования УУД;

  • разрабатывать  методические рекомендации, дидактические материалы в рамках темы по самообразованию;

·         продолжить работу по организации исследовательской деятельности учащихся;

·         продолжать работу над повышением научно-теоретического уровня в области теории и методики преподавания математики;

  • разработать программы элективных курсов для учащихся;
  • организация и проведение необходимых мероприятий по подготовке и проведению ЕГЭ.

Направления повышения профессионального мастерства:

 

 Формирование ИКТ компетентности:

 Разработка персонального портфолио в сети Интернет, основных разделов, размещение на нем авторских методических материалов.

Источники самообразования:

·        специализированная литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная), Интернет;

·        медиа-информация на различных носителях;

·        семинары, конференции, лектории, мероприятия по обмену опытом, мастер-классы, курсы повышения квалификации.

 

Исходя из основной общеобразовательной проблемы школы, индивидуальной темы по самообразованию я наметила основные разделы работы по самообразованию:

 

Разделы плана

Содержание деятельности

Сроки

Форма

результа

тов

1

Изучение психолого-педагогической, методической литературы

1. Изучение и анализ научно-методической литературы

2. Обзор в Интернете информации по математике, педагогике, психологии, инновационным технологиям

Систематически

Конспекты

Памятки

Рекомендации.

2

Разработка программно-методического обеспечения

1. Разработка календарно-тематического планирования и рабочих программ для учащихся 5-11 классов.

2.

3.Изучить,систематизировать и использовать в своей практике приёмы формирования УУД

4. Организация проектно-исслевательской работы учащихся.

 В течение

    года

Рабочие программы и

учебно-тематические

планы.

3

Изучение информационно-коммуникационных технологий.

1. Освоение новых компьютерных программ и ТСО

2. Разработка персонального сайта-портфолио в сети Интернет, основных разделов, размещение на нем авторских методических материалов.

В течение

    года

Конспекты

  уроков.

Методико-дидактические

материалы.

4

Участие в методических школьном и районном объединениях, в жизни школы

1. Проведение открытых уроков, мероприятий, мастер-классов для учителей школы

2. Обобщение опыта работы на региональном уровне

3. Общение с коллегами в школе, районе

4. Работа в жюри предметной олимпиады по математике

В течение года, по плану МО

Конспекты мероприятий, в том числе и посещенных

5

Организация работы с одарёнными детьми

1.Подготовить команду для участия в районных олимпиадах

2. Организация работы с одарёнными детьми и участие с ними в научно-практической конференции

Сентябрь-декабрь

Март

 

 

Исследов работы

 

Проекты

рефераты

6

Самообобщение

опыта

1. Формирование портфолио по теме самообразования, диагностика сформированности ключевых компетенций УД и УУД

2.Подготовка документации к аттестации

3. Разработка конспектов уроков

4. Участие в конференциях, семинарах

В 1 полугодии

 

 

 

 

2 полугодие

 

 

по плану МО

Портфо

лио

 

 

 

 

 

 

 

 

Комплекты методико-дидактических материалов

7

Повышение квалификации по математике

1. Решение задач, тестов и других заданий повышенной сложности или нестандартной формы.

2. Посещение уроков своих коллег.

3. Классификация и решение заданий ЕГЭ.

В течение года

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon avtorskaya_programma_mannanova_r.a.doc132.5 КБ

Предварительный просмотр:

Авторская программа

элективного курса по математике для учащихся

10-11 классов

« Подготовка к ЕГЭ по математике в условиях реализации ФГОС общего образования »

 (70 часов)

                                                                                               

                                             

Составитель: учитель математики

высшей квалификационной   категории

Маннанова Резида Адгамовна

МБОУ «СОШ-интернат для одаренных детей»

Сабинского муниципального района РТ»;

                                          2017 -2018 учебный год

                                   

                                                                           Краткая аннотация

«Никогда не считай, что ты

 знаешь всё, что тебе уже

 больше нечему учиться».

Н.Д. Зелинский 

Математика практически единственный учебный предмет, в котором задачи используются и как цель, и как средство обучения, а иногда и как предмет изучения. Ограниченность учителя временными рамками урока и временем изучения темы, нацеленность учителя и учащихся на достижение ближайших целей, к сожалению, мало  способствует решению на уроке задач творческого характера, нестандартных задач, задач повышенного уровня сложности, при решении которых необходимы знания разделов математики, выходящих за пределы школьного курса.

Представленная программа элективного курса предполагает решение дополнительных задач, многие из которых понадобятся как при подготовке к экзаменам, в частности ЕГЭ, так и при учебе в высших учебных заведениях. Предлагаются к рассмотрению следующие вопросы курса математики, выходящие за рамки школьной программы: рациональные и иррациональные задачи с параметрами; применение производной при анализе и решении задач с параметрами; уравнения и неравенства на ограниченном множестве; обратные тригонометрические функции; применение графического метода при решении задач с параметрами и др.

Элективный курс представлен в виде практикума, который позволит систематизировать и расширить знания учащихся в решении задач по математике и позволит начать целенаправленную подготовку к сдаче экзамена в форме ЕГЭ.

Пояснительная записка

Программа элективного курса предназначена для учащихся 10-11 классов, рассчитана на 70 часов (35 часов в 10 классе, 35 часов в 11 классе).

Цель курса - создание условий для формирования и развития у обучающихся самоанализа и систематизации полученных знаний, подготовка к итоговой аттестации в форме ЕГЭ.

Задачи курса:

  • формирование и развитие у старшеклассников аналитического и логического мышления при проектировании решения задачи;
  • расширение и углубление курса математики;
  • формирование опыта творческой деятельности учащихся через исследовательскую деятельность при решении нестандартных задач;
  • формирование навыка работы с научной литературой, использования  интернет-ресурсов;
  • развитие коммуникативных и общеучебных навыков работы в группе, самостоятельной работы, умений вести дискуссию, аргументировать ответы и т.д.

Рассчитанная на 70 часов, программа может быть реализована за 2 учебных года в 10-11 классах, по 1 часу в неделю на протяжении 4-х полугодий.

Виды деятельности на занятиях: лекция учителя, беседа, практикум, консультация, работа с компьютером.

Предполагаемые результаты.

Изучение данного курса дает учащимся возможность:

  • повторить и систематизировать ранее изученный материал школьного курса математики;
  • освоить основные приемы решения задач;
  • овладеть навыками построения и анализа предполагаемого решения поставленной задачи;
  • познакомиться и использовать на практике нестандартные методы решения задач;
  • повысить уровень своей математической культуры, творческого развития, познавательной активности;
  • познакомиться с возможностями использования электронных средств обучения, в том числе интернет-ресурсов, в ходе подготовки к итоговой аттестации в форме ЕГЭ.

Учебно-тематический план

№п/п

Наименование разделов

Всего часов

В том числе

Форма контроля

Теорет

Практ.

10 класс

1. Начальные сведения для решения уравнений и неравенств ( 8 часов)

1.1.

Действительные числа

2

1

1

Практикум

1.2.

Множества

2

1

1

1.3.

Алгебраические многочлены

3

1

2

1.4.

Практикум

1

 

1

2. Решение рациональных уравнений и неравенств ( 18 часов)

2.1

Рациональные уравнения

2

1

1

Тестирование

2.2.

Системы рациональных уравнений

2

1

1

2.3.

Рациональные неравенства

2

1

1

2.4.

Уравнения и неравенства, содержащие абсолютную величину

3

1

2

2.5.

Рациональные алгебраические уравнения с параметрами

3

1

2

2.6.

Рациональные алгебраические неравенства с параметрами

3

1

2

2.7.

Уравнения и неравенства на ограниченном множестве

2

1

1

2.8.

Итоговое занятие

1

 

1

3. Основные задачи тригонометрии( 9 часов)

3.1.

Основные тригонометрические формулы

1

0,5

0,5

Тестирование

3.2.

Тригонометрические функции и их свойства

1

0,5

0,5

3.3.

Свойства обратных тригонометрических функций

1

0,5

0,5

3.4.

Тригонометрические уравнения

2

0,5

1,5

3.5.

Тригонометрические неравенства

3

1

2

3.6.

Итоговое занятие

1

 

1

 

Итого:

35

13

22

 

11 класс

4. Производная  и её применение (10 часов)

4.1.

Техника дифференцирования сложных функций

2

0,5

1,5

 практикум

4.2.

Нахождение наибольшего и наименьшего значений функции

3

1

2

4.3.

Приложение производной к решению задач

4

1

3

4.4.

Итоговое занятие

1

 

1

 

5. Графический  метод решения уравнений и неравенств с параметрами(15 часов)

5.1.

Иррациональные уравнения и неравенства с параметрами

3

1

2

Практикум

5.2.

Показательные и логарифмические
уравнения с параметрами

3

1

2

5.3.

Показательные и логарифмические
неравенства с параметрами

3

1

2

5.4.

Тригонометрические уравнения и неравенства с параметрами

3

1

2

5.5.

Различные трансцендентные уравнения и неравенства с параметрами

2

1

1

5.6.

Практикум

1

 

1

6. Основные вопросы стереометрии (10 часов)

6.1.

Прямые и плоскости в пространстве:
- угол между прямой и плоскостью
- угол между плоскостями
- расстояние между прямой и плоскостью
- угол и расстояние между скрещивающимися прямыми

2

0,5

1,5

Практикум

Тестирование

6.2.

Многогранники:
- задачи на сечения

2

0,5

1,5

6.3.

Тела вращения

2

0,5

1,5

6.4.

Некоторые приёмы вычисления отношений  в стереометрии

2

1

1

6.5.

Итоговое повторение

2

 

2

Итого:

35

10

25

 

Содержание курса и методические рекомендации

Начальные сведения для решений уравнений и неравенств (8 часов)

Аксиомы действительных чисел. Различные формы записи действительных чисел. Признаки делимости. Делимость по модулю. Треугольник Паскаля. Множества. Комбинаторика. Метод математической индукции. Бином Ньютона. Теорема Безу. Схема Горнера. Теорема Виета.

Основная цель – сформировать у учащихся навык разложения многочлена степени выше второй на множители, нахождение корней многочлена, применять теорему Безу и ее следствия для нахождения корней уравнений выше второй, а также упрощения рациональных выражений многочлена.

Методические рекомендации. Теоретический материал дается в виде лекции, основное внимание уделяется отработке практических навыков. Обращается внимание на то, что использование этого материала значительно экономит время при решении подобных заданий на экзамене.

Решение рациональных уравнений и неравенств (18 часов)

Дробно-рациональные уравнения. Подбор корней. Метод неопределённых коэффициентов. Разложение на множители. Замена переменной. Выделение полных квадратов. Однородные уравнения. Симметрические и возвратные уравнения. Параметризация задач.

Преобразование одного из уравнений системы. Получение дополнительного уравнения. Симметричные системы. Обобщённая теорема Виета. Однородные системы. Разные приёмы решения систем. Доказательства важных неравенств. Доказательство неравенств с помощью метода математической индукции. Решение рациональных неравенств. Решение систем рациональных неравенств.

Методические рекомендации. В ходе изучения этой темы учащиеся должны усвоить основные способы решения рациональных уравнений и неравенств высших степеней. Решение каждой задачи, разобранной на занятиях, представляет собой метод решения большого класса задач. Эти методы повторяются и углубляются при решении последующих задач. В каждой лекции разбираются задачи разного уровня сложности. От простых, повторяющих школьную программу задач (таких немного), до сложных задач, решение которых обеспечивает хорошую и отличную оценку на экзаменах.

Основные задачи тригонометрии (9 часов)

Тригонометрические функции и их свойства. Преобразование тригонометрических выражений. Обратные тригонометрические функции и их свойства. Решение тригонометрических уравнений. Решение систем тригонометрических уравнений. Комбинированные задачи.

Методические рекомендации. Изучение этой темы предполагает систематизацию полученных знаний по теме и углубление школьного курса. Систематизируются способы решения тригонометрических уравнений и систем тригонометрических уравнений. Особое внимание уделяется преобразованиям выражений, решению уравнений, систем уравнений и комбинированным заданиям, которые предлагаются на итоговой аттестации.

Материал излагается в форме беседы с учащимися при повторении, в форме лекции при рассмотрении сложных тригонометрических уравнений. При решении уравнений используются коллективная, групповая и индивидуальная формы работы с учащимися. Качество усвоения темы проверяется выполнением самостоятельной работы в тестовой форме на последнем занятии.

Производная и её применение (10 часов)

Применение физического и геометрического смысла производной к решению прикладных задач. Касательная. Нормаль. Монотонность. Экстремум. Наибольшее и наименьшее значение функции. Задачи на оптимизацию. Применение производной при решении некоторых задач с параметрами.

Методические рекомендации. Материал излагается при рассмотрении конкретных задач на оптимизацию с привлечением учащихся, при этом выделяются основные методы и приемы их решения. Учитывая сложность таких заданий, на этих занятиях преобладают фронтальные и групповые формы работы. Так как при решении заданий на применение производной требуется время, то качество ее усвоения проверяется при выполнении домашней самостоятельной работы.

Графический метод решения уравнений и неравенств с параметрами

(15 часов)

 Основы графического метода. Метод частичных областей при решении неравенств и систем неравенств, содержащих параметры. Логарифмические уравнения и неравенства. Показательные уравнения и неравенства. Решение уравнений и неравенств, при некоторых начальных условиях. Основная цель - совершенствовать умения и навыки решения уравнений и неравенств, используя определения, учитывая область определения рассматриваемого уравнения (неравенства); познакомить с методами решения уравнений (неравенств), комбинированных заданий при некоторых начальных условиях с помощью графо-аналитического метода.

Методические рекомендации. Материал излагается при рассмотрении конкретных уравнений, неравенств и заданий с привлечением учащихся, при этом выделяются основные методы и приемы их решения. Учитывая сложность таких заданий, на этих занятиях преобладают фронтальные и групповые формы работы. Решая уравнения и неравенства с параметрами, целесообразно выполнять равносильные преобразования, так как проверка может оказаться весьма затруднительной.

Основные вопросы стереометрии (10 часов)

Прямые и плоскости в пространстве:

  • угол между прямой и плоскостью
  • угол между плоскостями
  • расстояние между прямыми и плоскостями
  • угол и расстояние между скрещивающимися прямыми.

 Многогранники. Сечения многогранников. Тела вращения. Комбинации тел. Некоторые приёмы вычисления отношений и расстояний в стереометрии

Цели: систематизация и применение знаний и способов действий учащихся по школьному курсу стереометрии.

Методические рекомендации. При решении стереометрических задач необходимо обобщить имеющиеся у учащихся знания о многогранниках и телах вращения. Теоретический материал (используемые свойства тел и формулы) кратко повторяется на первом уроке в ходе решения базовых задач по готовым чертежам. Особое внимание следует уделить умениям учащихся правильно выполнять чертёж согласно условию задачи, а также «узнать» на пространственном чертеже плоские фигуры с тем, чтобы свести решение задачи к пошаговому применению свойств плоских фигур.

В разделе  «Итоговое повторение»  предполагается провести заключительную контрольную работу по материалам и в форме ЕГЭ, содержащую задания, аналогичные демонстрационному варианту (предполагается использование электронных средств обучения).

Методическое обеспечение

В процессе изучения материала используются как традиционные формы обучения, так и самообразование, саморазвитие учащихся посредством самостоятельной работы с информационным и методическим материалом.

Занятия включают в себя теоретическую и практическую части, в зависимости от целесообразности. Основные формы проведения занятий: беседа, дискуссия, консультация, практическое занятие, защита проекта. Особое значение отводится самостоятельной работе учащихся, при которой учитель на разных этапах изучения темы выступает в разных ролях, чётко контролируя и направляя работу учащихся.

Предполагаются следующие формы организации обучения: индивидуальная, групповая, коллективная, взаимное обучение, самообучение.

Средства обучения: дидактические материалы, творческие задания для самостоятельной работы, мультимедийные средства, справочная литература.

Технологии обучения: информационные, проектные, исследовательские. Занятия носят проблемный характер. Предполагаются ответы на вопросы в процессе дискуссии, поиск информации по смежным областям знаний.

Контроль результативности изучения учащимися программы

Эффективность обучения отслеживается следующими формами контроля: самостоятельная работа, практикумы, тестирование.

Основные формы итогового контроля:

Практикумы по темам «Начальные сведения для решения уравнений и неравенств», «Графический метод решения уравнений и неравенств с параметрами»; тестирование по темам «Решение рациональных уравнений и неравенств», «Основные задачи тригонометрии»; практикум по темам «Производная и её применение», «Основные вопросы стереометрии»

Показателем эффективности следует считать повышающийся интерес к математике, творческую активность учащихся

Литература для учителя:

Перечень учебно-методического обеспечения

  1. Алгебра и начала математического анализа. 10 класс: учеб.для общеобразоват. учреждений: базовый и профильные уровни/ Никольский С.М., Потапов М.К., Н.Н Решетников, А.В.Шевкин. -  М.: Просвещение, 2014 г.
  2. Алгебра и начала математического анализа. 11 класс: учеб.для общеобразоват. учреждений: базовый и профильные уровни/ Никольский С.М., Потапов М.К., Н.Н Решетников, А.В.Шевкин. -  М.: Просвещение, 2014 г.
  3. Геометрия, 10-11 классы: учебник для общеобразоват. учреждений: базовый и профил. уровни/ Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев и др.- М.: Просвещение, 2014.А.Г. Мордкович, П.В. Семенов. Алгебра и начала анализа (профильный уровень)11 класс. Задачник;2013
  4. ЕГЭ 2017. Математика. Типовые тестовые задания.  Под ред. Ященко И.В. (2017, 56с.)  (1) 
  5. ЕГЭ 2017. Математика. Типовые тестовые задания.  Под ред. Ященко И.В. (2017, 96с.)  (3) 
  6. ЕГЭ 2017. Математика. Экзаменационные тесты. Профильный уровень. Практикум. Лаппо Л.Д., Попов М.А. (2017, 48с.) 
  7. ЕГЭ 2017. Математика. 30 вариантов типовых тестовых заданий и 800 заданий части 2(С). Под ред. Ященко И.В. (2016, 216с.) 
  8. ЕГЭ 2017. Математика. 50 вариантов типовых тестовых заданий. Под ред. Ященко И.В. (2017, 248с.) 
  9. ЕГЭ 2017. Математика. Типовые экзаменационные варианты: 36 вариантов. Под ред. Ященко И.В. (2017, 272с.) 
  10. ЕГЭ 2017. Математика. Типовые тестовые задания. Базовый уровень. Под ред. Ященко И.В. (2017, 96с.)  (1)  
  11. ЕГЭ 2017 Математика. Типовые тестовые задания. Базовый уровень. Под ред. Ященко И.В. (2017, 56с.)  (2) 
  12. ЕГЭ 2017. Математика. Типовые тестовые задания. Базовый уровень. Под ред. Ященко И.В. (2017, 64с.)  (3) 

Интернет-источники:

  1. Открытый банк задач ЕГЭ: http://mathege.ru

Он-лайн тесты:

  1. http://uztest.ru/exam?idexam=25
  2.  http://egeru.ru
  3. http://reshuege.ru/

Литература для учащихся:

Перечень учебно-методического обеспечения

  1. Алгебра и начала математического анализа. 11 класс: учеб.для общеобразоват. учреждений: базовый и профильные уровни/ Никольский С.М., Потапов М.К., Н.Н Решетников, А.В.Шевкин. -  М.: Просвещение, 2014 г.
  2. Геометрия, 10-11 классы: учебник для общеобразоват. учреждений: базовый и профил. уровни/ Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев и др.- М.: Просвещение, 2014.А.Г. Мордкович, П.В. Семенов. Алгебра и начала анализа (профильный уровень)11 класс. Задачник;2013
  3. ЕГЭ 2017. Математика. Типовые тестовые задания.  Под ред. Ященко И.В. (2017, 56с.)  (1) 
  4. ЕГЭ 2017. Математика. Типовые тестовые задания.  Под ред. Ященко И.В. (2017, 96с.)  (3) 
  5. ЕГЭ 2017. Математика. Экзаменационные тесты. Профильный уровень. Практикум. Лаппо Л.Д., Попов М.А. (2017, 48с.) 
  6. ЕГЭ 2017. Математика. 30 вариантов типовых тестовых заданий и 800 заданий части 2(С). Под ред. Ященко И.В. (2016, 216с.) 
  7. ЕГЭ 2017. Математика. 50 вариантов типовых тестовых заданий. Под ред. Ященко И.В. (2017, 248с.) 
  8. ЕГЭ 2017. Математика. Типовые экзаменационные варианты: 36 вариантов. Под ред. Ященко И.В. (2017, 272с.) 
  9. ЕГЭ 2017. Математика. Типовые тестовые задания. Базовый уровень. Под ред. Ященко И.В. (2017, 96с.)  (1)  
  10. ЕГЭ 2017 Математика. Типовые тестовые задания. Базовый уровень. Под ред. Ященко И.В. (2017, 56с.)  (2) 
  11. ЕГЭ 2017. Математика. Типовые тестовые задания. Базовый уровень. Под ред. Ященко И.В. (2017, 64с.)  (3) 

Интернет-источники:

Открытый банк задач ЕГЭ: http://mathege.ru

Он-лайн тесты:

http://uztest.ru

          http://egeru.ru

http://reshuege.ru/