Кружковая работа в 2016-2017 учебном году
Почему пальчиковые игры стали популярны в наши дни? Да потому, что пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и развития речи в их единстве и взаимосвязи. Гармонизация движений тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует формированию правильного произношения, помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать темп, учит соблюдать речевые паузы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 55.26 КБ |
Предварительный просмотр:
УТВЕРЖДЕНО заведующим МАДОУ «Чебурашка» ________________ И.П. Калямина приказ МАДОУ от « 19» сентября 2016г. №186 |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО АВТОНОМНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ГОРОДА КОГАЛЫМА «ЧЕБУРАШКА»
на 2016-2017 учебный год
Кружок «Расскажи стихи руками»
(для детей 6-7 лет)
Составлена:
Воспитателем МАДОУ «Чебурашка»
Алатыревой О.Г.
г. Когалым, 2016
СТРУКТУРА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Целевой раздел | 5 |
Пояснительная записка | 5 |
Актуальность | 6 |
Цели | 6 |
Задачи | 6 |
Содержательный раздел | 7 |
Описание форм и методов проведения занятий | 7 |
Тематический план | 8 |
Организационный раздел | 10 |
Учебный план | 10 |
Список литературы | 10 |
Ведомость учета | 11 |
Приложение | 13 |
- ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Почему пальчиковые игры стали популярны в наши дни? Да потому, что пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и развития речи в их единстве и взаимосвязи. Гармонизация движений тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует формированию правильного произношения, помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать темп, учит соблюдать речевые паузы.
Известно, что в последнее время уровень речевого развития детей снизился. Почему? Родители меньше говорят с детьми, ссылаясь на занятость на работе. Дети и сами меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают (теле-ауди-видео). Они редко что-то что делают своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития мелкой моторики (одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц, книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания и т.д.).
Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность.
Ребёнок лучше запоминает тексты, как бы почувствовав их через движения.
Развитие мелкой моторики является необходимой частью дошкольного воспитания.
Уже давно известно, какие блага несёт моторика руки: это развитие соответствующих отделов мозга, обострение тактильных возможностей, тренировка мускульной памяти, развитие усидчивости и внимания, подготовка к обучению к письму.
По мнению М. М. Кольцовой « систематические упражнения по тренировке пальцев является мощным средством повышения работоспособности головного мозга». Поэтому, если руки не развивать, их достоинства не раскроются. Значит, чтобы развивался ребёнок и его мозг, нужно тренировать руки. Развитие интеллекта идёт параллельно с развитием руки, всё более тонких движений пальцев.
Особое место в системе упражнений занимают пальчиковые игры. Они способствуют развитию речи и помогают дошкольникам подготовить руку к письму. Парные и групповые упражнения с пальцами улучшают у детей телесное, невербальное общение, а так же контакты с взрослыми и сверстниками.
Пальчиковые игры проводятся и в повседневной жизни и на занятии во вводной части или после напряжённой зрительной работы в качестве активного отдыха. Если пальчиковые игры сопровождаются стихами, то у детей развивается чувство ритма и речь, а ритм облегчает процесс восприятия и деятельность, что особенно необходимо детям с различными отклонениями в здоровье и в развитии.
В современных условиях педагоги дошкольных учреждений имеют большую возможность широкого выбора методов по работе с детьми. Это позволяет более результативно решать коррекционные и воспитательно-образовательные задачи исходя из потребностей детей конкретной группы с учётом уровня и динамики их развития.
Увеличения числа детей с различными видами отклонений в развитии, в том числе и речевом, посещающих не только специализированные группы, но и часто находящихся в группах для детей с нормальным развитием, вызывает необходимость разработки универсальных развивающих и коррекционных методов и приёмов.
Одна из таких методик - «Расскажи стихи руками», которая широко используется логопедами, воспитателями, психологами при работе с детьми, имеющим норму в развитии, речевые недостатки, задержку в психическом развитии. Поэтому я разработала Программу кружковой работы по теме «Расскажи стихи руками».
Речевой материал для этой методики подбирается специально. Такие стихи специально сочинены для использования по методу «Расскажи стихи руками» и поэтому они изначально предполагают осуществление действий, доступных для детей. Показать можно содержание не только строки, но и каждого слова, что может быть использовано в старших группах детского сада. Предложенный вариант движений не является обязательным. Движения может самостоятельно придумывать педагог или делать это вместе с детьми. Для средней группы целесообразно использовать короткие стихи. Стихи о природе будут полезны для закрепления знаний о ней. Их можно использовать в процессе естественно-научных наблюдений. В таких стихах содержится много глаголов. Это очень полезно для детей с речевыми дефектами, у которых образование глагольных форм происходит с трудом. Некоторые стихи можно использовать в качестве занятий. Игровые упражнения проводятся с предметами, проводить их можно, начиная со среднего возраста.
Актуальность.
Работая с детьми в данной возрастной группе, в результате наблюдений и проведения педагогической диагностики, я заметила, что у большинства детей плохо развита речь и мелкая моторика рук и пальцев.
Всем давно известно, что развитию интеллекта и речи ребёнка, подготовке к обучению в школе, а также положительному воздействию на весь организм ребёнка в целом способствует ловкая и слаженная работа пальцев. Наблюдая за детьми, я пришла к выводу, что формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Результаты моих наблюдений показали, что уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук.
В результате выше изложенного, я решила организовать кружковую работу с детьми, потому что эта тема очень актуальна.
Рассказывание стихов с помощью рук неизменно вызывает у детей живой интерес, повышает эмоциональный тонус, эффективность запоминания, способствует развитию произвольного внимания, развитию слоговой структуры слова, развитию крупной и мелкой моторики, воображения, образности. Совместные действия со взрослым и сверстниками снимают неуверенность, зажатость у ребёнка, которые часто связаны с речевыми дефектами или личностными комплексами.
Цель: развивать память, речь, мелкую и крупную моторику рук, чувство ритма, мимическую выразительность.
Задачи:
- Развитие ручной умелости, в процессе чего развиваются такие качества, как точность произвольных движений руки, глазомер, внимание, сосредоточенность;
- Развитие чувства ритма, умение согласовывать темп и ритм движений, слово и жест;
- Закрепление знаний об окружающем мире и природе;
- Формирование интереса к поэзии, к совместной с взрослыми и сверстниками деятельности.
Для решения данных задач выработаны следующие принципы:
- принцип системности (от простого к сложному - от частного к общему);
- принцип насыщенной предметно-игровой среды по сенсорному воспитанию малышей;
- принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и физического развития;
- принцип интеграции воспитательных, образовательных и развивающих задач;
- принцип обеспечения активной познавательно-сенсорной практике.
Ожидаемые результаты: предложенные упражнения помогут развить мелкую моторику и речь ребёнка, кисти приобретут подвижность, гибкость, исчезнут скованность движений, что в дальнейшем облегчит обучение письму.
- СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Игры со стихами активно развивают у детей память, внимание, речь и образное мышление; свободу движений и чувство пространства; обогащают внутренний мир. К тому же, в ходе игры ребята незаметно для себя и быстро запоминают стихотворение, учатся выразительно рассказывать и «показывать» его.
Как можно поиграть со стихотворением.
Первое прочтение знакомит детей со стихотворением, повторное — сопровождается показом движений, и наконец, в третий раз педагог читает стихотворение и выполняет движения вместе с ребятами.
Когда дети поймут принцип игры, они сами начнут подбирать движения. Например, прочитав стихотворение, воспитатель может предложить детям самостоятельно изобразить его. Такое задание обычно вызывает у ребят бурю восторга. Безусловно, воспитателю необходимо поощрять фантазию и проявления творчества у дошкольников.
Стихотворения в книге подобраны по темам, изучаемым в логопедическом дошкольном учреждении, поэтому она будет полезна преподавателю для подготовки к занятиям с детьми в старшей и в подготовительной к школе группах.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
на 2016-2017 учебный год
№ п/п | Тема занятия | Цель занятия | Планируемая дата реализации | Фактическая дата реализации |
Обжора. | Развивать мелкую и крупную моторику рук. | 04.10.2016 | ||
Лягушки-хохотушки. | Развивать мимическую выразительность. | 11.10.2016 | ||
Поиграем в мяч. | Развивать точность произвольных движений руки. | 18.10.2016 | ||
Футболисты-проказники. | Закрепить знания о видах спорта. | 25.10.2016 | ||
Смелый капитан. | Развивать глазомер, внимание. | 01.11.2016 | ||
В лес за грибами. | Закрепить знания о природе. | 08.11.2016 | ||
Цветик-колокольчик. | Закрепить знания о цветах. | 15.11.2016 | ||
Интересно всё вокруг. | Закрепить знания об окружающем мире. | 22.11.2016 | ||
Приготовим обед. | Закрепить умение сервировать стол. | 29.11.2016 | ||
Юные спортсмены. | Воспитывать желание заниматься спортом. | 06.12.2016 | ||
Станем мы деревьями. | Закрепить знания о деревьях. | 13.12.2016 | ||
Снежная баба. | Закрепить знания о времени года зима. | 20.12.2016 | ||
Лестница. | Развивать точность произвольных движений рук. | 27.12.2016 | ||
Сосулька. | Формировать интерес к природным явлениям. | 10.01.2017 | ||
Заботливое солнышко. | Формирование интереса к поэзии. | 17.01.2017 | ||
Хочу быть птичкой. | Закрепить знания о птицах. | 24.01.2017 | ||
Радость. | Формировать интерес к совместной со сверстниками деятельности. | 31.01 2017 | ||
Проказник ветер. | Закреплять знания о природных явлениях. | 07.02.2017 | ||
Непослушные дочки. | Развивать умение согласовывать темп и ритм движений. | 14.02.2017 | ||
Паучок-ткач. | Закрепить знания о насекомых. | 21.02.2017 | ||
Карманов много у меня. | Развивать память, речь. | 28.02.2017 | ||
Мы ребята-мастера. | Развивать мимическую выразительность. | 07.03.2017 | ||
Мы-шофёры. | Закрепить знания о профессиях. | 14.03.2017 | ||
Любимые куклы. | Воспитывать бережное отношение к игрушкам. | 21.03.2017 | ||
Мамины помощники. | Воспитывать уважение к взрослым. | 28.03.2017 | ||
Весёлый цирк. | Развивать чувство ритма. | 04.04.2017 | ||
Весёлый оркестр. | Развивать умение согласовывать темп и ритм. | 11.04.2017 | ||
Мои умелые руки. | Развивать моторику рук и пальцев. | 18.04.2017 | ||
Я всё умею. | Развивать мимическую выразительность. | 25.04.2017 | ||
Учёные мартышки. | Закрепить знания о диких животных, их повадках. | 02.05.2017 | ||
Такой разный дождик. | Закрепить знания о природных явлениях. | 16.05.2017 | ||
Не хотим мы больше спать. | Развивать глазомер, внимание, сосредоточенность. | 23.05.2017 | ||
Вкусный арбуз. | Закрепить знания о фруктах и ягодах. | 30.05.2017 |
- ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Наименование | День недели | Количество занятий в неделю | Количество занятий в месяц | Количество занятий в год |
Кружок «Расскажи стихи руками» | вторник | 1 | 4-5 | 33 |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Белякова Г.П. Речевая игра «Живые слова».
- Занятия по развитию речи в детском саду. Под ред. О. С .Ушаковой.
- Максаков А.И. Учите играя.
- Речевые игры и упражнения для дошкольников. Под ред. О .С. Ушаковой.
- Развитие речи и творчества дошкольников. Игры, упражнения, конспекты занятий. Под ред. О. С. Ушаковой.
- Соловьёва О.Н. Говори правильно.
- Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольников со звучащим словом.
ВЕДОМОСТЬ УЧЕТА
ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения
города Когалыма «Чебурашка»
(кружок «Расскажи стихи руками»)
№ | Код ребенка | ОКТЯБРЬ | НОЯБРЬ | ДЕКАБРЬ | ЯНВАРЬ | ФЕВРАЛЬ | МАРТ | АПРЕЛЬ | МАЙ | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Эмиль.Б. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Лиза.Н. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Влада.П. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Лёша.К. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Лиза.П. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Коля.М. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Миша.К. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Аркадий.П. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Анжелика.Ю. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Сабит.Ш. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Соня.М. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Владик.В. |
ВОСПИТАТЕЛЬ:
_____________/_______________________
подпись расшифровка подписи
Приложения