Внеурочная деятельность

Наумова Татьяна Николаевна
Внеурочная деятельность направлена на достижения планируемых результатов обучающихся, а именно достижения в области личностных и метапредметных УУД. В результате обучающиеся приобретают не только новые знания, но и умения выражаемые в различных видах деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon Агитация "Мир под микроскопом"545.48 КБ
PDF icon Рабочая программа краткосрочного курса внеурочной деятельности "Мир под микроскопом" 5-6 класс641.5 КБ
PDF icon Агитация "Генетика в задачах" 410.05 КБ
PDF icon Рабочая программа краткосрочного курса внеурочной деятельности "Генетика в задачах" 10-11 класс2.01 МБ
PDF icon Рабочая программа краткосрочного курса внеурочной деятельности Эволюция живой природы 10 - 11 класс711.48 КБ
PDF icon Агитация внеурочной деятельности "Формирование культуры здоровья"283.36 КБ
PDF icon Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Формирование культуры здоровья"468.6 КБ
PDF icon Агитация внеурочной деятельности "Эрудит"615.75 КБ
PDF icon Рабочая программа интеллектуального клуба "Эрудит"554.55 КБ
Файл Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Юный эколог - исследователь"85.54 КБ
Microsoft Office document icon Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Зелёная лаборатория" 6 класс141.5 КБ

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 4»

г. Калачинска Омской области

  Согласовано                                                                                         Утверждаю                                  Зам. директора по ВР:                                                                           Директор школ               ________________                                                                _____________

            «___»  ___________ 20_                                                                  «____» ______________20_

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

                     внеурочной деятельности

«Юный эколог - исследователь»

8 класс

Общеинтеллектуальное, общекультурное направление

               

https://avatanplus.com/files/resources/mid/588464999a508159c528f820.png

        

        

Составитель:

Наумова Татьяна Николаевна,

учитель биологии

                                             

                                                 

                                                            2017 год

                                   

                                       ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

     Программа «Юный эколог - исследователь» предназначена для дополнительного обучения и воспитания в системе школьного образования и рассчитана на 1 год обучения.

    Создание данной программы связано с переходом на образовательные стандарты второго поколения.        

    Ключевое отличие нового образовательного стандарта – переход от минимизационного подхода к конструированию образовательного пространства на основе принципа фундаментальности образования. Развитие личности обеспечивается формированием универсальных учебных действий на основе системно - деятельностного подхода. Универсальные учебные действия создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей. Термин УУД обозначает умение ученика учиться, самостоятельно усваивать новые знания и умения, включая организацию этого процесса. Существенное место должны занять метапредметные учебные действия.

 Рабочая программа внеурочной деятельности «Юный эколог - исследователь» составлена на основе    -    

    - нормативных документов:

  1. Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
  2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования".
  3. Приказ Минобрнауки России от 31.12.2015 г. №1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования»
  4. Федеральный закон от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ "О пожарной безопасности".
  5.  Федеральный закон от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населенияв ст. 36.
  6. Федеральный закон от 10 января 2002 года № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" в ст. 71, Ч.1 ст. 72.
  7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 4 октября 2010 г. N 986 г. Москва "Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений"
  8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 28 декабря 2010 г. N 2106 г. Москва "Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников".
  9. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года в редакции от 13 января 2015 г.
  10. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"
  11. Основная образовательная программа основного  общего  образования БОУ «СОШ №4» г. Калачинска Омской области

- информационно-методических материалов:

1. Ашихмина Т.Я.. Школьный экологический мониторинг. Учебно-методическое пособие. - М.: АГАР, 2000.

2. Боголюбов А.С., Комплексная экологическая оценка антропогенных воздействий на местность. – «Экосистема», 1999

3. Экология 6-11 классы: исследовательская деятельность обучающихся, кружковая работа, экологические практики/сост. И.П.Чередниченко. – Изд. 2-е, перераб. – Волгоград: Учитель. -132с.

Актуальность данной программы объясняется возросшей потребностью современного информационного общества в принципиально иных молодых людях: образованных, нравственных, предприимчивых, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способных к сотрудничеству, отличающихся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовых к межкультурному взаимодействию, обладающих чувством ответственности за судьбу страны и умеющих оперативно работать с постоянно обновляющейся информацией. Соответствовать этим высоким требованиям сегодня может лишь человек, владеющий навыками научного мышления, умеющий работать с информацией, обладающий способностью самостоятельно осуществлять исследовательскую, опытно - экспериментальную и инновационную деятельность. Учитывая то, что приоритетные способы мышления формируются в раннем подростковом возрасте, очевидно, что навыки исследовательской деятельности необходимо прививать еще в школе. Однако узкие временные рамки урока не позволяют в полной мере использовать потенциал исследовательской деятельности для развития учащихся в школе. В этой связи большое значение имеет форма работы с детьми в системе дополнительного образования, нацеленной на формирование учебных исследовательских умений у старшеклассников.

Цель программы:

  • сформировать экологическое мировоззрение и культуру    поведения воспитанника в окружающей природной среде.
  • расширить объем интереса к природе.
  • развить личностно – значимое отношение к познанию  природы, понимая и уважая её, определить место человека в  окружающем мире.
  • формирование экологического целесообразного поведения личности.

Задачи:

  • привить учащимся навыки работы с методами, необходимыми для исследований - наблюдением, измерением, экспериментом, мониторингом и др.;
  • воспитать экологическое мировоззрение и культуру;
  • развить умение проектировать свою деятельность (учебную, исследовательскую);
  • развить творческие и коммуникативные способности учащихся;
  • научить правильно оформлять результаты работы, защищать.

Программа внеурочной деятельности имеет деятельностную и практическую направленность, носит метапредметный характер. Рассчитана на 1 год обучения ( 34 часа в год, 1 час в неделю в 8-х классах). Занятия по программе проводятся во внеурочное время.

Возраст детей, на которых ориентирован курс

 Курс ориентирован на учащихся 8 класс (14-15 лет). Формы и методы организации деятельности учащихся ориентированы на их индивидуальные и возрастные особенности

Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы

В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение на занятиях внеурочной деятельности направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные:

-формулировать личные учебные задачи по освоению модели успешного общения;

-рефлексировать личный опыт общения, проводить его самооценку;

-согласовывать цели совместных дел, работы в команде со своими собственными интересами;

-высказывать личную точку зрения.

Метапредметные:

  • Овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, проводить эксперименты, описывать и анализировать полученные данные, делать выводы из исследования;
  • Умение соотносить свои действия с планируемыми, осуществлять самоконтроль, коррекцию своих действий в соответствии с изменившейся ситуацией;
  • Умение организовывать совместную деятельность в рамках учебного сотрудничества, работать индивидуально и в группе;
  • Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • Развитие навыков прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса;
  • Формирование умений работать с различными источниками информации: печатными изданиями, научно-популярной литературой, справочниками, Internet, ЭОР; формирование ИКТ-компетенции;
  • Развитие умения анализа статистических данных, их обработки, составления диаграмм, таблиц, схем;
  • Формирование навыков адекватного использования речевых средств в ходе ведения дискуссии, аргументированного отстаивания своей точки зрения; развитие коммуникативных качеств личности школьников, навыков совместной деятельности в коллективе;

Предметные:

  • Актуализация знаний по вопросам охраны природы; приобретение знаний о влиянии деятельности человека на природу;
  • Систематизация знаний о растениях и их роли в сохранении здоровья человека;
  • Овладение учащимися методами биологической науки (наблюдение, описание биологических объектов и процессов, постановка экспериментов и объяснение их результатов);
  • Освоение учащимися приёмов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми  растениями, обработке ран, остановке кровотечений, при простудных заболеваниях.

Предполагаемые результаты освоения программы.

Учащиеся должны знать:

  • строение и особенности жизнедеятельности растений;
  • о современных проблемах охраны природы;
  • о современном состоянии растительного мира;
  • об особенностях экологической обстановки в Омской области;
  • о воздействии растений на здоровье человека;
  • о мерах по укреплению и сохранению здоровья;

Учащиеся должны уметь:

  • выявлять зависимость состояния здоровья от состояния окружающей среды;
  • вести наблюдения в природе;
  • осуществлять исследовательскую деятельность;
  • фиксировать результаты исследования в виде исследовательских проектов;
  • определять растения по морфологическим признакам и с помощью определителей;
  • оказывать первую доврачебную помощь в случае отравления растениями;
  • осуществлять посев семян, уход за рассадой и высадку растений в открытый грунт;
  • работать с дополнительной литературой;
  • обрабатывать статистические данные.

Практический выход деятельности учащихся, членов кружка:

  • создание информационных стендов;
  • создание и реализация экологических проектов;
  • просветительская деятельность среди школьников:
  • подготовка рассады и оформление школьных клумб;
  • участие в областных, городских, районных акциях.

Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности

Методы и формы организации учебного процесса

Формы обучения:

  • индивидуальные (практические и творческие задания, консультации, беседы);
  • групповые (биологические эксперименты, конкурсы, экологические праздники, ролевые игры, акции, выставки);
  • обучение в микрогруппах (проектная деятельность, создание компьютерных презентаций).

Типы и виды занятий

  1. Учебные занятия:
  • комплексное; индивидуальные; экскурсии; полевой практикум; лабораторные и практические работы.
  1. Контрольные занятия:
  • выставка; защита проекта; конференции, круглые столы; анкетирование; викторины;

Вводное занятие 1 ч. (1/-/-/-)

Теор. часть. Краткая история экологии. Предмет экологии, структура экологии.

Практ. часть. Работа со справочной литературой, просмотр журналов, видеофрагментов.

Определители флоры и фауны 6 ч. (1/3/-/2)

Теор. часть. Понятие об определителе флоры и фауны. Методика работы с определителями растений, грибов, лишайников, зверей, птиц, рыб.

Практ. часть. Работа с определителем. Написание реферата по результатам экскурсий. Экскурсии. В парк, на луг, к водоему. Работа с определителями флоры и фауны.

Гербарий растительности 7 ч. (2.5/3.5/-/1)

Теор. часть. Понятие о гербарии. Классификация гербариев. Методика и правила сбора гербария.

Практ. часть. Знакомство с гербариями. Изготовление папки для гербария. Изготовление гербариев.

Экскурсии. В лес, на луг. Сбор материала для составления гербариев древесно-кустарниковой и травянистой растительности.

4. Редкие и исчезающие виды флоры и фауны Омской области 5 ч. (2/3/-/-)

Теор. часть. Экологический подход к охране редких и исчезающих видов и мест их обитания. Красная книга. Виды растений и животных Омской области, занесенных в Красную книгу. Реликты и эндемики флоры и фауны Омской области

Практ. часть. Знакомство с реликтовыми, эндемичными, редкими и исчезающими видами растений и животных края по гербариям, иллюстрациям и плакатам. Изучение Красной книги. Составление карты ареалов редких видов животных и растений Омской области. Написание реферата "Реликтовые, эндемичные, редкие и исчезающие виды флоры и фауны Омской области".

Особо охраняемые территории Омской области 6ч. (2/4/-/-)

Теор. часть. Охраняемые территории, причины их организации и значение. Классификация заповедников.

Практ. часть. Работа с зоогеографическими картами заповедников. Просмотр видеофильмов, работа со справочной литературой. Работа с Красной .

Экологические факторы и среды жизни организмов  7 ч. (2/3/1/1)

Теор. часть. Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенный. Свет, вода, температура как абиотические факторы. Законы Аллена, Бергмана, Ламотта, Вант-Гоффа. Биологические ритмы. Теория расчетных низкочастотных ритмов (физический цикл - 23 дня, эмоциональный цикл - 28 дней, интеллектуальный цикл - 33 дня). Фотопериодизм. Закон Хопкинса. Лимитирующие факторы. Законы Либиха, Вильямса, Шелфорда. Эдафический фактор. Растения-индикаторы. Биотические отношения: внутривидовые (конгруэнции, каннибализм), межвидовые (конкуренция, аллелопатия, хищничество, паразитизм, симбиоз, мутуализм, комменсализм, аменсализм). Среды жизни организмов: водная, наземно-воздушная, почва как среда жизни, живые организмы как среда обитания. Жизненные формы организмов (классификации И.Г.Серебрякова, К. Раункиера, Д.Н. Кашкарова).

Практ. часть. Работа с определителями растений "Выделение экологических групп растений по отношению к освещению". Составление индивидуальных биологических ритмов. Составление климадиаграмм. Работа с определителями растений "Выделение экологических групп растений по отношению к влажности". Работа с атласами, зоогеографическими картами. Знакомство с растениями - индикаторами. Изучение приспособлений организмов к водной среде на примере обитателей аквариума. Создание экосистемы аквариума. Решение экологических задач. Работа со справочной литературой. Написание рефератов: "Наблюдение за растениями - индикаторами", "Жизненные формы растений городского парка", "Описание экосистемы аквариума".

Иссл. работа. Влияние освещения на биологическое состояние комнатных растений. Суточная активность животных зооуголка. Влияние температурного режима и влажности на биологическое состояние комнатных растений. Самоизреживание растительной популяции. Экскурсии. В городской парк. Наблюдение за растениями - индикаторами. Жизненные формы растений.

Заключительное занятие 2 ч. (-/2/-/-)

Практ. часть. Конференция исследовательских работ кружковцев

Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы в  8 классе

№ занятия

Сроки проведения

Тема  занятия

Количество часов

Аудиторная

Внеауд.

Теория

Практика

Дата

Раздел1 Введение (1ч)

1

1

Введение. Техника безопасности во время экскурсий и практических работ в природе и на участке образовательной организации.

1

Раздел 2. Определитель флоры и фауны (6 часов)

2

1

Понятие об определителе флоры и фауны.

1

3

2

Методика работы с определителями растений, грибов, лишайников, зверей, птиц, рыб.

1

4-5

3-4

Работа с определителем.

2

6-7

5-6

Работа с определителями видового разнообразия флоры  парка, луга.  Экскурсии. В парк, на луг, к водоему. Работа с определителями флоры и фауны.

1

1

Гербарий растительности (7 часов)

8

1

Понятие о гербарии.

1

9

2

Классификация гербариев.

1

10

3

Методика и правила сбора растений.

1

11

4

Знакомство с гербариями.

0,5

0,5

12

5

Экскурсии. В лес, на луг. Сбор материала для составления гербариев древесно-кустарниковой и травянистой растительности

1

13-14

6-7

Изготовление папки для гербария. Изготовление гербариев.

2

Редкие и исчезающие виды флоры и фауны Омской области (5 часов)

15

1

Экологический подход к охране редких и исчезающих видов и мест их обитания.

1

16

2

Красная книга. Виды растений Омской  области, занесенных в Красную книгу.

1

17

3

Знакомство с реликтовыми, эндемичными, редкими и исчезающими видами растений края по гербариям, иллюстрациям и плакатам.

1

18

4

Изучение Красной книги Омской  области. Составление карты ареалов редких видов растений.

1

19

5

Охрана растений родного края. Это должен знать каждый!

1

Особо охраняемые территории Омской области (6 часов)

20

1

Охраняемые территории, причины их организации и значение.

1

21

2

Классификация заповедников. Заповедники Омской  области.

1

22

3

Работа с зоогеографическими картами заповедников.

1

23

4

Просмотр видеофильмов, работа со справочной литературой.

1

24

5

Работа с Красной книгой

1

25

6

Флора и фауна Омских заповедников.

1

Экологические факторы и среды жизни организмов  7 ч.

26

1

Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенный. Свет, вода, температура как абиотические факторы.

1

27

2

Биологические ритмы.

1

28

3

Растения-индикаторы.

1

29

4

Среды жизни организмов: водная, наземно-воздушная, почва как среда жизни, живые организмы как среда обитания.

1

30

5

Работа с определителями растений "Выделение экологических групп растений по отношению к освещению".

1

31

6

Влияние температурного режима и влажности на биологическое состояние комнатных растений.

1

32

7

Экскурсии. В городской парк. Наблюдение за растениями -индикаторами. Жизненные формы растений.

1

Биосфера (1 час)

33-34

1-2

Конференция исследовательских работ

2



Предварительный просмотр:

бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 4»

г. Калачинска Омской области

  Согласовано                                                                                         Утверждаю                                  Зам. директора по ВР:                                                                           Директор школ               ________________                                                                _____________

            «___»  ___________ 20_                                                                  «____» ______________20_

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

                     внеурочной деятельности

«Зеленая лаборатория»

6 класс

Общеинтеллектуальное направление

               

        

        

Составитель:

Наумова Татьяна Николаевна,

учитель биологии

                                              2017 год

                                   

                                         ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

     Программа «Зеленная лаборатория» предназначена для дополнительного обучения и воспитания в системе школьного образования и рассчитана на 1 год обучения.

    Создание данной программы связано с переходом на образовательные стандарты второго поколения.        

    Ключевое отличие нового образовательного стандарта – переход от минимизационного подхода к конструированию образовательного пространства на основе принципа фундаментальности образования. Развитие личности обеспечивается формированием универсальных учебных действий на основе системно - деятельностного подхода. Универсальные учебные действия создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей. Термин УУД обозначает умение ученика учиться, самостоятельно усваивать новые знания и умения, включая организацию этого процесса. Существенное место должны занять метапредметные учебные действия.

Очень важно формирование ключевых компетенций учащихся.

   

 Рабочая программа внеурочной деятельности «Зеленная лаборатория» составлена на основе    -    

    - нормативных документов:

  1. Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
  2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования".
  3. Приказ Минобрнауки России от 31.12.2015 г. №1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования»
  4. Федеральный закон от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ "О пожарной безопасности".
  5.  Федеральный закон от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населенияв ст. 36.
  6. Федеральный закон от 10 января 2002 года № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" в ст. 71, Ч.1 ст. 72.
  7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 4 октября 2010 г. N 986 г. Москва "Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений"
  8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 28 декабря 2010 г. N 2106 г. Москва "Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников".
  9. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года в редакции от 13 января 2015 г.
  10. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"
  11. Основная образовательная программа основного  общего  образования БОУ «СОШ №4» г. Калачинска Омской области

- информационно-методических материалов:

1. Авторской программы по биологии  5-9 кл  системы «Алгоритм успеха» издательского центра «Ветана-Граф»: Т.С. Сухова, С.Н. Исакова .Биология: 5-11 классы: программа. — М.:Вентана - Граф, 2015. — 312 с.

2. Гречушникова Т.Ю. Программа элективного курса «Исследователи природы»

3. Экология 6-11 классы: исследовательская деятельность обучающихся, кружковая работа, экологические практики/сост. И.П.Чередниченко. – Изд. 2-е, перераб. – Волгоград: Учитель. -132с.

Согласно новым стандартам биологию в 6 классе изучают в количестве 35 часов в год (1 час в неделю). Безусловно, для реализации всех задач программы, для формирования УУД, развития ключевых компетенций, этого времени недостаточно. В связи с этим важная роль отводится дополнительной внеклассной работе по предмету.

    Автор данной программы имеет свой взгляд на содержание и подачу материала, считая целесообразным рассматривать особенности жизнедеятельности, многообразие представителей царства Растения и состояние здоровья человечества взаимосвязано. Считаю уместным так же изучение основ ландшафтного дизайна, фитотерапии как составляющих  здорового образа жизни.  Знания  лекарственных, ядовитых растений, мер первой доврачебной помощи при отравлении растениями, использование растений при остановке кровотечений, съедобных дикорастущих растений способствует формированию личности безопасного типа.  

 Актуальность программы

    Данная программа позволяет удовлетворить познавательные интересы учащихся в сфере биологии, экологии и охраны здоровья человека, способствует формированию коммуникативных качеств личности школьников, развитию их творческих способностей, формированию метапредметных умений и навыков, универсальных учебных действий.

     Значительное количество занятий отводится на проектную деятельность, что в значительной мере способствует формированию у школьников регулятивных, коммуникативных, личностных УУД. В ходе работы в группах учащиеся формируют и развивают способность определять траекторию своего развития, ставить цели, задачи, намечать пути решения, осуществлять само и взаимопроверку. Работа над коллективными проектами позволяет школьникам повышать коммуникативную компетентность. Они учатся организовывать учебное сотрудничество с одноклассниками и учителем, работать группами и в парах, находить общее решение, разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.

    Новизна программы проявляется в особенностях её планирования. Программой предусмотрено чередование теоретических занятий с практическими, совместные акции, экскурсии, выполнение творческих работ. Значительное количество времени отводится на овладение учащимися технологии проектной деятельности.

    Цель программы: создать условия для усвоения учащимися знаний о растениях как части живой природы, как биосистеме, об их месте и роли в биосфере,  о современном состоянии окружающей среды; обобщить и углубить знания о взаимосвязи состояния здоровья с условиями среды обитания; способствовать развитию у школьников умения осуществлять познавательную, коммуникативную, практико-ориентированную деятельность. Развивать у учащихся навыки проектной деятельности.

Программа внеурочной деятельности имеет деятельностную и практическую направленность, носит метапредметный характер. Рассчитана на 1 год обучения ( 34 часа в год, 1 час в неделю в 6-х классах). Занятия по программе проводятся во внеурочное время.

Возраст детей, на которых ориентирован курс

 Программа ориентирована на учащихся 6 класс (11-12 лет). Формы и методы организации деятельности учащихся ориентированы на их индивидуальные и возрастные особенности

Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения программы

В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение на занятиях внеурочной деятельности направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные:

  • Формирование ответственного отношения к учению, способности обучающихся к саморазвитию, самообучению на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению индивидуальной траектории образования;
  • Знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
  • Формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение природы; экологического мировоззрения, экологической нравственности, гражданской ответственности и неравнодушия к проблемам окружающего мира;
  • Формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве со сверстниками педагогами;
  • Формирование универсальных учебных действий; развитию творческого мышления учащихся.

Метапредметные:

  • Овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, проводить эксперименты, описывать и анализировать полученные данные, делать выводы из исследования;
  • Умение соотносить свои действия с планируемыми, осуществлять самоконтроль, коррекцию своих действий в соответствии с изменившейся ситуацией;
  • Умение организовывать совместную деятельность в рамках учебного сотрудничества, работать индивидуально и в группе;
  • Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • Развитие навыков прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса;
  • Формирование умений работать с различными источниками информации: печатными изданиями, научно-популярной литературой, справочниками, Internet, ЭОР; формирование ИКТ-компетенции;
  • Развитие умения анализа статистических данных, их обработки, составления диаграмм, таблиц, схем;
  • Формирование навыков адекватного использования речевых средств в ходе ведения дискуссии, аргументированного отстаивания своей точки зрения; развитие коммуникативных качеств личности школьников, навыков совместной деятельности в коллективе;

Предметные:

  • Формирование и систематизация знаний учащихся об особенностях строения и функционирования клетки как структурной единице живого; особенностях клетки растений;
  • Актуализация знаний по вопросам охраны природы; приобретение знаний о влиянии деятельности человека на природу;
  • Систематизация знаний о растениях и их роли в сохранении здоровья человека;
  • Овладение учащимися методами биологической науки (наблюдение, описание биологических объектов и процессов, постановка экспериментов и объяснение их результатов);
  • Освоение учащимися приёмов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми  растениями, обработке ран, остановке кровотечений, при простудных заболеваниях.

Предполагаемые результаты освоения программы.

Учащиеся должны знать:

  • строение и особенности жизнедеятельности растений;
  • о современных проблемах охраны природы;
  • о современном состоянии растительного мира;
  • об особенностях экологической обстановки в Омской области;
  • о воздействии растений на здоровье человека;
  • о мерах по укреплению и сохранению здоровья;
  • съедобные, лекарственные, ядовитые растения Омской области;

Учащиеся должны уметь:

  • выявлять зависимость состояния здоровья от состояния окружающей среды;
  • вести наблюдения в природе;
  • осуществлять исследовательскую деятельность;
  • фиксировать результаты исследования в виде исследовательских проектов;
  • определять растения по морфологическим признакам и с помощью определителей;
  • оказывать первую доврачебную помощь в случае отравления растениями;
  • ухаживать за комнатными растениями;
  • проектировать цветники и клумбы;
  • осуществлять посев семян, уход за рассадой и высадку растений в открытый грунт;
  • работать с дополнительной литературой;
  • обрабатывать статистические данные.

Практический выход деятельности учащихся, членов кружка:

  • создание информационных стендов;
  • создание и реализация экологических проектов;
  • просветительская деятельность среди школьников:
  • подготовка рассады и оформление школьных клумб;
  • участие в областных, городских, районных акциях.

Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации

 и видов деятельности

Методы и формы организации учебного процесса

Формы обучения:

  • индивидуальные (практические и творческие задания, консультации, беседы);
  • групповые (биологические эксперименты, конкурсы, экологические праздники, ролевые игры, акции, выставки);
  • обучение в микрогруппах (проектная деятельность, создание компьютерных презентаций).

Типы и виды занятий

  1. Учебные занятия:
  • комплексное;
  • индивидуальные;
  • экскурсии;
  • полевой практикум;
  • лабораторные и практические работы.
  1. Контрольные занятия:
  • выставка;
  • защита проекта;
  • конференции, круглые столы;
  • анкетирование;
  • викторины;

Раздел 1. Введение (1 час)

  Включает в себя занятия по изучению истории развития науки ботаники как части биологии, объектов и методов, значения в современном мире. Происходит знакомство школьников с основными методами исследования. Обсуждаются правила поведения в кабинете биологии и в природе. Поводится вводный инструктаж.

Раздел 2. Зелёная лаборатория (5 часов)

   Включает теоретические и практические занятия по изучению строения растительной клетки. Учащиеся знакомятся с историей открытия клеточного строения, заслугами великих естествоиспытателей и учёных Левенгука, Гука для развития цитологии. Совершенствуют навыки работы с микроскопом и приготовления микропрепаратов. Рассматривают под микроскопом и выявляют черты  различия и сходства у клеток разных растений и разных растительных тканей.

   На основе опытов по проращиванию семян учатся формулировать проблему, выдвигать гипотезы, планировать проведение опытов, фиксировать результаты и делать выводы.

   Содержание учебных занятий способствует формированию у учащихся представлений о клеточном строении растений, об особенностях развития растительного организма из семени.

   В данном разделе планируется проведение лабораторных и исследовательских работ,  работа над проектами и их защита.

Лабораторная работа «Рассматривание под микроскопом клеток кожицы лука, традесканции, кливии, листьев элодеи»;

Лабораторная работа «Рассматривание под микроскопом различных растительных тканей»

Исследовательская работа «Условия прорастания семян некоторых сельскохозяйственных растений»

Защита проектов «Что посеешь, то пожнёшь»

Раздел 3. По следам Робинзона (14 часов)

   Содержание учебных занятий раздела способствует формированию у школьников знаний о многообразии растительного мира, о дикорастущих растениях Омской области. Учащиеся научатся пользоваться определителями растений, закрепят свои навыки в ходе практической работы. Значительная часть времени отводится на приобретение знаний о полезных (съедобных, лекарственных)  и опасных для человека растениях Омской области. Учащиеся научатся различать эти растения на рисунках, в гербарии, познакомятся с использованием растений в случае автономного существования в лесу. Приобретут знания о признаках отравления растениями и мерах первой доврачебной помощи.  

    В ходе работы над проектами подготовят пособие по автономному существованию в лесах Омской области.

    Знакомство с темой будет способствовать формированию экологической культуры школьников на основе признания ценности жизни и необходимости ответственного и бережного отношения к окружающей среде. Знакомство с различными растениями и их свойствами способствует формированию понимания ценности безопасного и здорового образа жизни, усвоению правил безопасного коллективного и индивидуального поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью.

   Школьники приобретут навыки определения растений, составления лечебных сборов. Выясняются причины сокращения численности некоторых видов растений; учащиеся знакомятся с растениями, занесёнными в красную книгу Омской области.

   Предусмотрено проведение викторины, практических работ, проектная деятельность, постановка и показ экологической сказки.

Практическая работа «Определение растений с помощью определительных карточек»

Защита проектов «Лесная столовая», «В гостях у Медуницы», «Обходи их стороной»

Экологическая сказка «Робинзон и ботаники»

Викторина «Узнай растение»

Раздел 4. И запах тёмных лепестков закружит голову без слов (4 часа)

    Раздел включает в себя  материал, посвящённый  влиянию запахов растений, их фитонцидной активности, тизанов на здоровье человека.   Предусматривается знакомство с аромотерапией, фитотерапией как средствами восстановления работоспособности и снятия стресса, использованием растительного сырья в фармацевтической промышленности, в медицине. Рассматриваются аспекты сохранения здоровья человека через изучение воздействия биологически активных веществ растений на организм человека.

   Школьники приобретут навыки составления растительных сборов для заваривания тизанов, узнают правила безопасного использования растительных отваров.

   Проведение  праздника позволит распространить знания о растениях-помощниках  среди школьников, не посещающих занятия кружка.

Практическая работа «Составление и заваривание растительных чаёв - тизанов»

Праздник «Чай»

Раздел 5. Путешествие с домашними растениями (5 часов)

    Содержание раздела создаёт условия для формирования представлений у школьников происхождении комнатных растений, их распространении по странам Старого света. Учащиеся приобретут знания об агротехнике комнатных растений, об основных правилах расположения растений в помещениях. Проведение исследовательской работы будет способствовать развитию умения работать с различными источниками биологической информации, формированию знаний о способности растений к очистке воздуха в помещениях, о воздействии комнатных растений, как части комфортной среды обитания, на здоровье человека.

    Изучение данного материала способствует развитию эстетического сознания, знания основ здорового образа жизни.

    Предусматривается осуществление оценки состояния атмосферного воздуха в помещениях школы методом учёта индекса активности комнатных растений. В ходе работы над проектами учащиеся развивают навыки исследовательской деятельности, формируют свою коммуникативную компетенцию, учатся организовывать учебное сотрудничество со сверстниками и педагогом. Защита проектов помогает закрепить навыки ведения дискуссии и использования речевых средств для аргументации своих взглядов.

Практическая работа «Агротехника, черенкование комнатных растений»

Виртуальная экскурсия «Растения в интерьере»

Защита проектов «Растения в помещениях»

Раздел 6. Городские цветы (5 часов)

   Содержание раздела способствует формированию у школьников экологической нравственности, развитию эстетического сознания через освоение азов ландшафтного дизайна. Учащиеся приобретут знания, связанные с особенностями проектирования цветников, подбором цветущих растений, закрепят знания агротехники растений.

   Выполнение практической работы способствует дальнейшему освоению приёмов выращивания и размножения культурных растений и ухода за ними.

   Работа над проектами способствует формированию коммуникативной культуры, развитию ИКТ-компетентности, умению организовывать учебное сотрудничество, умению самостоятельно планировать пути достижения целей, соотносить свои действия с планируемым результатом.

Практическая работа «Проектирование цветника, клумбы»

Практическая работа «Пикировка рассады декоративных цветковых растений»

Защита проектов «Оазис красоты»

Раздел 7. Узнали обо всём на свете? (1 часа)

   Содержание раздела способствует развитию у школьников познавательного интереса, стремления узнать новые тайны живой природы. Предусматривается проведение экскурсии, подведение итогов за год. Намечаются задачи на новый учебный год. Проводится инструктаж по ТБ в летнее время.

Экскурсия «Экологическая тропа»

Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы в  6 классе

№ занятия

Сроки проведения

Тема  занятия

Количество часов

Аудиторная

Внеауд.

Теория

Практика

Дата

Раздел1 Введение (1ч)

1

1

Введение. Техника безопасности во время экскурсий и практических работ в природе и на участке образовательной организации.

1

Раздел 2. Зелёная лаборатория (5 часов)

2

1

Основа основ – клетка. Техника безопасности при работе с микроскопом. Лабораторная работа «Рассматривание под микроскопом клеток кожицы лука, традесканции, кливии, листьев элодеи»

0,5

0,5

3

2

Растительные ткани и их особенности.

Лабораторная работа «Рассматривание под микроскопом различных растительных тканей»

0,5

0,5

4-5

3-4

Условия прорастания семян некоторых сельскохозяйственных растений

Исследовательская работа «Условия прорастания семян некоторых сельскохозяйственных растений»

1

1

6

5

Защита проектов «Что посеешь, то пожнёшь»

1

Раздел 3. По следам Робинзона (14 часов)

7-8-9

1-2-3

Знакомство с растениями различных семейств класса Двудольные и класса Однодольные.

Практическая работа «Определение растений с помощью определительных карточек»

1

1

1

10-11

4-5

Съедобные дикорастущие растения Омской области

1

1

12-13

6-7

Лекарственные растения Омской области

1

1

14-15

8-9

Ядовитые дикорастущие растения Омской области

1

1

16

10

Защита проектов «Лесная столовая», «В гостях у Медуницы», «Обходи их стороной»

1

17

11

Викторина «Узнай растение»

1

18

19

20

12-13-14

Подготовка и показ сказки «Робинзон и ботаники»

1

1

1

                      Раздел 4. И запах тёмных лепестков закружит голову без слов (4 часа)

21

1

Запахи – врачеватели.

1

22

2

Это модное слово «тизаны»

1

23-24

3-4

Подготовка и проведение праздника «Чай»

1

1

                                    Раздел 5. Путешествие с домашними растениями (5 часов)

25

1

Приключения с домашними растениями.

1

26

2

Мои зелёные защитники.

1

27

3

Растения в интерьере. Виртуальная экскурсия «Растения в интерьере»

1

28

4

Защита проектов «Растения в помещении»

1

29

5

Вырасти друга и защитника.

Практическая работа «Агротехника, черенкование комнатных растений»

1

Раздел 6. Городские цветы (5 часов)

30

1

Ландшафтный дизайн

1

31

2

Проектирование клумб и цветников

Практическая работа «Проектирование цветника, клумбы»

1

32

3

Агротехника рассады

Практическая работа «Пикировка рассады декоративных цветковых растений»

1

33-34

4-5

Подготовка и защита проектов «Оазис красоты»

1

1

Раздел 7.Узнали обо всём на свете? (1ч)

35

1

Экологическая тропа.

1