4. Повторение. Первичное закрепление.
| Работа над звуками и буквами. Эй, скажите мне друзья, Что увидеть нам нельзя? Стук калитки, шум дождя Разве видите, друзья? Кто увидел пенье птиц, Шелестение страниц, Если мы в ладоши хлопнем, Или мы ногою топнем, Догадайся, милый друг, Значит, мы услышим…(звук).
- Какой речью мы сейчас пользовались?
-Из чего состоит устная речь?
- Еще одна загадка: Сели на странички Тридцать три сестрички. Сели рядом – не молчат, Нам загадки говорят? (Буквы).
На доске: ти, б, ну, з, ме, вёд, р.
Работа над словом. Игра «Определи слово».
Разбор слова «яма» по алгоритму. 1.Лексическое значение слова. 2.На какой вопрос отвечает. Что обозначает. 3.Родственные слова. 4.Корень слова. 5. Звуковой анализ слова. ( По алгоритму: 1.Прочитай слово. 2.Поставь ударение. 3.Раздели слово на слоги. 4.Характеристика звуков. 5.Посчитай кол-во слогов, букв, звуков. 6.Запиши транскрипцию.
Разбор слова «акула» по алгоритму. 1.Лексическое значение слова. 2.На какой вопрос отвечает. Что обозначает. 3.Родственные слова. 4.Корень слова. 5. Звуковой анализ слова. ( По алгоритму: 1.Прочитай слово. 2.Поставь ударение. 3.Раздели слово на слоги. 4.Характеристика звуков. 5.Посчитай кол-во слогов, букв, звуков. 6.Запиши транскрипцию.
Работа над предложением.
(Прикрепляю вопросы на доску: «кто?» « что делает?» «где?»)
(Прикрепляю на доску вопрос «какая»?) (Прикрепляю на доску вопрос «за кем»?)
Работа над интонацией.
Повторяем 3 правила написания предложения (7 слайд): 1.Начало предложения пишется с заглавной буквы. 2. В конце предложения ставится .!? 3. Слова в предложении пишутся раздельно.
Физминутка: (8 слайд) Рыбки плавали, ныряли В теплой солнечной воде. То сожмутся, разожмутся, То зароются в песке.
-На доске записаны слова: ( 9 слайд ). Прибавить, семья, ум, добрая, и, сила | Добрая семья прибавит силы и ума. |
Работа в парах.
Работа над связью слов в предложении. ( 10 слайд ). Фронтальная работа.
| -А что мы знаем о звуках?
- Б-П, В-Ф, … продолжите и назовите что это за дружные звуки?
- А как нам можно увидеть звуки? - Что мы знаем о буквах?
-А что получится, если буквы встанут рядом – согласная с гласной? - Выпишите только слоги.
- Если слоги встанут рядом- получаются ?…. (На доске картинки: кошка и собака. Называю слова: кот, собака, амя, уалка.
-Почему на последние два слова ты не выбрал картинки?
-Подумайте, что нужно сделать, чтобы эти звуки превратились в слова?
- А какие бывают слова по обозначению?
-Как мы можем поработать с этим словом?
- Почему в слове – яма звуков больше, чем букв?
-Как мы можем поработать с этим словом?
- Молодцы ребята!
-Что делает акула? -Что вы сейчас составили? -Докажите.
-О ком это предложение? Что она делает? -А мы узнали - где акула плавает? -Что вы заметили – какое стало предложение? -А мы узнали из предложения - какая была акула? -Добавим слова – признаки. - А мы узнали - за кем плавает акула? - Сравните первое и последнее предложения. Какое предложение больше нравится? Почему?
-Итак, с помощью чего мы сейчас составили такое длинное и красивое предложение?
-Какой вывод можно сделать, что же такое предложение?
- Произнесем это предложение с разной интонацией.
Спишите предложение – 1 ряд: повествовательное. 2 ряд: вопросительное. 3 ряд: восклицательное.
-Прочитайте. Сравните слова в левом и правом столбиках. Какая группа слов составляет предложение? - Докажите, что это предложение! Прочитайте его!
-На что похоже это предложение? -Какой смысл пословицы?
- Спишите это предложение без ошибок и проверьте. (В парах). Составьте схему предложения.
- Как связаны слова в предложении? Запишите, проговаривая. | - В русском языке звуки делятся на 2 группы. Бывают гласные – воздух проходит свободно, и согласные - воздух встречает преграду. - Г-К, Д-Т, Ж-Ш, З-С. Это парные согласные. - Согласные бывают - парные и непарные, глухие и звонкие. Гласные бывают - ударные и безударные. Гласные ЕЁЮЯ обозначают два звука: в начале слова, после гласного, после Ъ и Ь. Всегда твердые согласные - Ж Ш Ц. Всегда мягкие согласные - Й Щ Ч.) -Ь и Ъ не дают звука и разделяют согласный с гласным. Ь смягчает согласный.
-Устной.
-Устная речь состоит из звуков.
- Звуки в русском языке обозначаются буквами. Это письменная речь. - Букв в алфавите- 33, они бывают гласные и согласные, гласные буквы на письме обозначают гласный звук, согласные буквы на письме – обозначают согласный звук.
- Дружат гласная с согласной, составляя вместе - слог!
- Ти, ну, ме –открытые слоги, вёд – закрытый слог.
- Слова.
1 ученик у доски показывает картинку и объясняет, почему он выбрал эту картинку.
- Это не слова, а набор звуков.
- (Предлагают разные варианты). Надо переставить буквы. Получились понятные слова - яма, акула. Это слова, которые имеют свой определённый смысл.
- Слова обозначают: Предметы – отвечающие на вопросы – Кто? Что? Действия - отвечающие на вопросы – Что делать? Что сделать? Признаки - отвечающие на вопросы – Какой? Какая? Какое? Какие?
1) Яма – это углубление в земле. 2) Яма – отвечает на вопрос - Что? Обозначает неживой предмет. 3) Родственные слова (это слова с одинаковым лексическим значением и одинаковым корнем ) – ямы, ямка, ямочка. 4) Выделяем корень ( это общая неизменяемая часть у родственных слов) у родственных слов– корень ям-. 5) Выполняем звуковой анализ слова (1-у доски, все в тетради). - Проверка.
- Буквы ЕЁЮЯ обозначают 2 звука: 1) В начале слова. 2) После гласной. 3) После Ь и Ъ.
1) Акула – это крупная хищная морская рыба. 2) Акула - отвечает на вопрос - Кто?- обозначает живой предмет. 3) Родственные слова – акулы, акулёнок, акулу, акулами. 4) Выделяем корень у родственных слов – корень акул-. 5) Выполняем звуковой анализ слова (1-у доски, все в тетради).
- Проверка.
- Акула плавает.
- Предложение. - Предложение – это законченная мысль, которая состоит из слов, связанных по смыслу.
- Акула плавает в море.
- Понятное, красивое.
- Нет.
- Серая голодная акула плавает в море.
- Нет. …Серая голодная акула плавает в море за рыбками. - Последнее. Понятное, красивое предложение!
-С помощью вопросов : «кто?», « что делает?», «где?», «какая?», «за кем»?
- Предложение – это законченная мысль, которая состоит из слов, связанных по смыслу - с помощью вопросов.
- Серая голодная акула плавает в море за рыбками? (С вопросительной интонацией) - Серая голодная акула плавает в море за рыбками! (с радостью, восхищением, с восклицанием.)
- Проверяют помощники – ученики (каждый на своем ряду).
Дети выполняют упражнения.
- В правом столбике записано предложение.
(Варианты ответов детей). - Предложение – это законченная мысль, которая состоит из слов, связанных по смыслу - с помощью вопросов. Начало предложения пишется с заглавной буквы. В конце предложения ставится точка.
- Предложение похоже на пословицу.
- Близкие люди всегда помогут в трудную минуту и научат многому.
(Дети списывают).
(Дети оценивают работу соседа. Без ошибок: «+». С ошибками: «-». )
- Слова в предложении связаны по смыслу – с помощью вопросов. Семья (что сделает?) прибавит. Семья (какая?) добрая. Прибавит (чего?) силы и ума.
| Познавательные УУД: - Слушают учителя - Отвечают на вопросы учителя
Предметные УУД: закрепить представление о предложении как сочетании, связанных по смыслу с помощью вопросов слов, выражающих законченную мысль. Наблюдать над связью слов в предложении.
Предметные УУД: закрепить представление о предложении как сочетании, связанных по смыслу с помощью вопросов слов, выражающих законченную мысль. Наблюдать над связью слов в предложении.
|
5. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)
| Закрепление. Предложение рассыпалось.
- На доске даны слова: (11 слайд): туча, закрыть, солнце, хмурая
Работа в группах.
Самооценка в группе.
Работа в рабочей тетради. -с.58
| Организовывает проблемную ситуацию. Включает учащихся в обсуждение проблемных вопросов. Организовывает самостоятельную работу после предварительного инструктажа
-Можно ли назвать это предложением? -Почему?
-Что нужно сделать, чтобы получилось предложение?
-Делимся на группы. Какую работу будете выполнять в группах?
- Проверка.
-Самопроверка всех групп по эталону. (12, 13, 14 слайды). - Оцените свою работу по следующей шкале: Группа справилась: «+» Группа сомневалась: «?» Группа не справилась: «-» (15 слайд) - Это предложение? - Почему?
- Напишите правильно. - Сравните с эталоном. ( 16 слайд).
-Какой вывод сделали?
| Осознание необходимости получения новых знаний. Участвуют в обсуждении проблемных вопросов, формулируют собственное мнение и аргументируют его. Осуществляют анализ, классификацию Работают в группах. Учатся работать самостоятельно по инструктажу.
- Нет.
- Слова не связаны друг с другом.
- Поставить вопросы, изменить слова.
- Составляем из данных слов предложение и определяем связь слов в предложении с помощью вопросов. ( Самостоятельная работа в группах).
Первая выполнившая группа читает предложение и связь слов в предложении с помощью вопросов. Делает вывод, что: предложение – это законченная мысль, которая состоит из слов, связанных по смыслу - с помощью вопросов. Начало предложения пишется с заглавной буквы. В конце предложения ставится точка.
Дети оценивают работу своей группы.
- Нет. - Нет точки, слова написаны слитно. ( Пришлатёплаявесна) -«Пришла тёплая весна.»
-Слова в предложении пишутся раздельно.
| Личностные УУД Познавательные УУД Коммуникативные УУД : умение работать в группе.
Предметные УУД: закрепить представление о предложении как сочетании, связанных по смыслу с помощью вопросов слов, выражающих законченную мысль. Наблюдать над связью слов в предложении.
Коммуникативные УУД: умение слышать других и участвовать в обсуждении.
|