Трансляция педагогического опыта

Бобров Федор Васильевич

Предварительный просмотр:

Описание опыта учителя физической культуры МБОУ «СОШ №8» Боброва Федора Васильевича

Тема: Формирование двигательной активности обучающихся II – III  ступени в процессе преподавания физической культуры

2.Содержание

1.Введение

Я работаю учителем физической культуры в муниципальном бюджетном общеобразовательном  учреждении «Средняя образовательная школа №8» в течение  18  лет.  Данное учебное заведение характеризуется устойчивым контингентом учащихся, так как в микрорайонах, прилегающих к нему, наблюдается малая миграция населения. Здание находится вблизи культурных центров, что благоприятно сказывается на учебно-воспитательном процессе. Основное направление моей работы связано  с формированием двигательной активности  обучающихся II – III  ступени.

2.Актуальность опыта

       Необходимым условием развития  личности школьника является достаточная двигательная активность. Однако исследования гигиенистов свидетельствуют, что в настоящее время  до 85% дневного времени большинство учащихся находится в статическом положении (сидя). Даже у младших школьников произвольная двигательная деятельность (ходьба, бег, игры) занимает только 16-19% времени суток. Малоподвижный образ жизни ведет к снижению работоспособности всего организма и особенно мозга: снижается внимание, ослабляется память, нарушается координация движений, увеличивается время мыслительных операций. Тезис о приоритетности мероприятий, связанных с охраной здоровья ребенка, повышением его функциональных возможностей, уровнем физической и двигательной подготовленности является ведущим во всех программах обучения и воспитания нашего образовательного учреждения. Из вышесказанного ясно, что двигательная активность учащихся  -  залог их  здоровья

       Сегодня  у учителя физкультуры  особая роль:  для большинства детей  он  являюсь единственным человеком, способным со знанием дела содействовать их физическому развитию, помочь им обрести уровень физической культуры, соответствующий современным требованиям. В школе в образовательной области «Физическая культура» предусмотрено освоение обучающимися умения осуществлять собственную  физкультурно- оздоровительную и спортивно- творческую деятельность как на уроках физической культуры, так и во внеурочное время – во второй половине дня, в выходные и каникулярные дни, в летний период. Успех обучения, воспитания и развития юного гражданина во многом зависит от того, насколько я и другие учителя заинтересуем его, насколько увлечем идеалом физического совершенства, как построим систему своей работы, какой путь изберем к заветной цели, какие средства и методы используем при этом.  Актуальность опыта заключается  и  в разрешении тех противоречий, которые были выявлены в ходе анализа моей педагогической деятельности: между распространенным малоподвижным образом жизни обучающихся  2-3-й ступени и возросшими требованиями к укреплению и сохранению их здоровья; между пренебрежительным отношением отдельных школьников к занятиям физической культурой и необходимостью постоянного повышения уровня их двигательной активности;  между распространением вредных привычек в ученической среде и современным курсом общества на здоровый образ жизни.                   Одна из главных причин того, что физическая культура не всегда является основной потребностью человека - это смещение акцента при её формировании на двигательные компоненты в ущерб интеллектуальному и социально-психологическому. Следовательно, необходимо по-иному взглянуть на проблему формирования физической культуры человека, на её теоретические основы, потому что этого требуют современные условия развития нашего общества. Ведь ценность физической культуры для личности и всего общества в целом, её образовательное, воспитательное, оздоровительное и общекультурное значение заключается именно в формировании здорового образа жизни, развитии телесных и духовных сил. Именно поэтому данная тема становится актуальной как никогда, и поле деятельности учителя значительно расширяется.

Диапазон опыта представлен описанием системы работы по формированию двигательного режима школьников, воспитанию ценностных ориентаций, физическому и духовному совершенствованию личности, закреплению потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями и избранным видом спорта.

3. Основная часть

3.1Теоретическая база опыта. В процессе поиска путей, форм и методов активизации физического обучения, воспитания и оздоровления (повышения двигательной активности) школьников опираюсь на передовой опыт доктора педагогических наук В.И. Ляха, кандидата педагогических наук А.А.Зданевича. Представляет интерес учебник для учащихся 5-7 классов общеобразовательных учреждений под редакцией Виленского М.Я. Важной проблемой в осуществлении физического воспитания является формирование мотива к занятиям физической культурой и спортом. Решение этой задачи возможно только при учете тех ведущих потребностей, которые определяют жизнедеятельность человека. Поэтому при работе над своей темой я особое внимание уделяю трудам Шамина А.М., автора  теории формирования физкультурных потребностей и способностей. Он  отмечает, что готовность личности к деятельности любого рода есть единство трех сформулированных подсистем человека: мотивационной (установки), информационной (знания), операционной (умения). Все эти три подсистемы формируются  в процессе  занятий физической культурой. При составлении тематического планирования я пользуюсь «Комплексной программой физического воспитания учащихся 1-11 классов» (авторы - В.И. Лях, А.А. Зданевич). Основы знаний по физической культуре я даю на вводных и заключительных уроках в каждой четверти, а также в ходе освоения конкретных технических навыков и умений, развития двигательных способностей. Свои сообщения стараюсь подтверждать высказываниями великих людей. Дети знают, что движение – это жизнь. «Суть человеческого естества – в движении. Полный покой означает смерть»,- писал Блез Паскаль – французский философ XVII в.

       Теоретическую базу подкрепляю всей своей практической деятельностью на уроках и во внеурочное время.

3.2. Степень новизны: рационализация, усовершенствование  отдельных

сторон педагогического труда учителя физической культуры. В используемой мною технологии формы и содержание занятий физическими упражнениями взаимосвязаны и расположены в системе, формирующей двигательный режим ученика в минимально необходимом объеме двигательной деятельности, составляющей 3 урока  в неделю и 3 часа внеклассных занятий. Работа   школы в одну смену позволяет вынести уроки физкультуры в среднем и старшем звене на вторую половину дня, что благотворно сказывается  на сохранении здоровья школьников, на режиме их умственного и физического труда

3.3 Технология опыта

Цель педагогического опыта – дифференцированный  подход в обучении школьников физической культуре, формирование личности каждого обучающегося,  обладающего  хорошим физическим здоровьем, способным адаптироваться к любым жизненным ситуациям, стремящегося к постоянному самосовершенствованию.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

1. Формировать  знания по физической культуре и спорту

2. Воспитывать потребность и умение самостоятельно заниматься спортом

3. Развивать двигательные умения и навыки, способности к

рациональному выполнению физических упражнений

4.Расширять функциональные возможности организма и укрепление здоровья

5. Воспитывать  активную  жизненную  позицию, нравственные и волевые качества, способствующие  сознательной потребности в занятиях физической культурой и спортом.

Для решения поставленных задач

- осуществляю мониторинг уровня физического развития и состояния здоровья школьников;

-  совершенствую  формы  и методы  проведения уроков физкультуры и внеклассных мероприятий;

-  укрепляю средства  материально-технической базы.

        Педагогический процесс, в первую очередь, направлен на развитие и саморазвитие ученика, на создание соответствующей программе схемы (модели) технологии, ориентирующей меня на управление занятиями физическими упражнениями. Для меня оптимальна технология физического воспитания школьников, направленная на формирование двигательного режима. Педагогическое поле моей деятельности выглядит следующим образом:

- общеобразовательный урок физической культуры;

- занятия в спортивных  секциях;

- физкультурно – оздоровительные и спортивно – массовые мероприятия.

Какой бы содержательной ни была учебная программа, ее успешное выполнение целиком зависит от профессиональной подготовленности учителя, его педагогического мастерства. Считаю важнейшим условием работы четкое планирование учебного процесса. Стараюсь правильно и последовательно спланировать прохождение материала программы, исходя из воспитательных и дидактических задач, климатических условий, уровня  подготовленности учащихся, оснащенности учебно-воспитательной базы, личного опыта. Все это отражается в следующих документах:

- годовой план-график уроков физической культуры, определяющий

объем учебного материала на год;

- распределение программного материала по четвертям;

- календарно-тематическое планирование как приложение к рабочей программе;

- поурочные планы на четверть;

- годовой план физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой

работы;

- план проведения дней здоровья в школе.

Урок физической культуры в школе – это главный урок здоровья. Педагогическая общественность всё больше осознает, что учитель может сделать очень многое для здоровья школьников. Для решения данной задачи  в системе применяю  современные педагогические технологии на уроках физической культуры,  создаю психолого-педагогические условия для формирования у школьников потребности в совершенствовании своего физического здоровья.

 Использование  современных педагогических технологий, в том числе информационно-коммуникационных за три последних года

2010-2011 уч.г.

2011-2012 уч.г.

2012-2013 уч.г.

1. Использование ИКТ в процессе обучения предмету

- по отношению  к общему количеству уроков/%

23/102

38/102

45/102

2. Использование проектных,

исследовательских технологий,  

др. развивающих образователь-ных технологий

30%

56%

3. Использование ИКТ в воспитательной работе (в %)

100%

100%

100%

4.Педагогика сотрудничества

100%

100%

100%

5. Игровые технологии, спортивные и подвижные  игры

100%

100%

100%

6. Дифференцированный и индивидуальный подход в обучении

100%

100%

100%

Использование информационно-коммуникативных технологий  занимают особое  место  в современном информационном мире. Навыки владения компьютером, умение использовать его в повседневной работе, работе в Интернете, умение использовать  электронные информационные ресурсы, находящиеся в распоряжении человечества, являются  для меня обязательным как на уроках физической культуры, так и на секционных занятиях. Я часто  применяю электронный вариант тактических схем и технических действий  игры в баскетбол. Это способствует быстрому пониманию поставленных задач и  освоению учебного материала. Учащиеся с удовольствием смотрят и более продуктивно усваивают теоретическую часть техники и тактики упражнений и комбинаций в баскетболе. А уже на практических занятиях легче воспроизводят элементы отдельных упражнений с мячом и без него. В своей практической деятельности я успешно использую записи занятий  мастер - классов ведущих тренеров России, которые я демонстрирую в нашем школьном компьютерном классе. Это я делаю для того, чтобы вместе с ребятами анализировать технику различных элементов баскетбола, обсуждать  положительные моменты игры, удачные броски, разбирать  по частям правильное исполнение упражнений. Дети принимают данный метод и с нетерпением ждут новых записей. Также они сами следят за новинками Интернета, подбирают  интересные упражнения, комбинации, над которыми мы потом вместе работаем на уроках и секционных занятиях. Современная материальная база школы позволяет мне использовать на уроках и секционных занятиях видеокамеру. Отснятый материал анализируется и проводится работа над ошибками. В настоящее время  я  разработал    программу по формированию двигательной активности школьников, которая  включает в себя программу для подготовки к олимпиаде, тестовые задания  в печатном и электронном виде, методические рекомендации, учебные нормативы для работы с детьми, пропустившими уроки по болезни, рекомендации по ведению мониторинга физической подготовленности учащихся.  

          Для повышения эффективности своей работы я использую комплексность обучения. Обучая двигательным умениям, развивая физические способности детей, стараюсь действовать всегда комплексно, потому  что одновременно формирую мир представлений, дум и чувств школьника, воспитываю его ум и волю, целеустремленность, прививаю ему нравственные и эстетические качества. Для  этого я использую принципы воспитывающего обучения, систематичности и последовательности, доступности и индивидуализации, прочности и прогрессирования, принцип наглядности. На начальном этапе стараюсь дать представление учащемуся о том или ином упражнении, которое ему предстоит выполнить. Для этого использую метод показа, рассказа, наглядного пособия, подводящие упражнения от простого к сложному (поэтапное обучение). Дозирую нагрузку учащихся, опираясь на технологии дифференцированного и индивидуального обучения. При выполнении тех или иных упражнений использую наглядные образы, которые позволяют учащимся представить, в каких жизненных ситуациях могут быть необходимы полученные навыки.

          Уроки физкультуры невозможно  представить вне технологии  педагогики сотрудничества  В «Концепции среднего образования Российской Федерации»  педагогика сотрудничества трактуется как идея совместной деятельности взрослых и детей  на основе взаимопонимания, проникновения в духовный мир друг друга, совместного анализа хода и результатов деятельности. Важнейшее место в системе отношений занимает диалог «учитель-ученик», а сотрудничество реализуется в общей жизнедеятельности школьных коллективов, принимая различные формы: содружества, соучастия, сотворчества, соуправления. Процесс урока – это процесс, в котором учитель учит ученика, но при этом ученик учит учителя видеть и слышать, находить новые методические приемы,  эффективные способы обучения. В концепции сотрудничества мой главный принцип – быть здоровым и научить этому других. Думаю, учитель должен не только хорошо провести уроки физической культуры, но также организовать для детей во внеурочное время занятия в различных секциях, обеспечить выступление школьных команд в различных внешкольных соревнованиях, организовать соревнования по различным видам внутри школы (причем таким образом, чтобы в них могло принять участие как можно больше детей).  Считаю своей обязанностью пропаганду физической культуры и спорта среди школьников и воздействую личным примером. Веду большую общественную работу: принимаю активное участие в Спартакиаде города среди предприятий, являюсь организатором  городской Спартакиады работников общеобразовательных и дошкольных учреждений,  главным судьёй соревнований на кубок города по баскетболу,  главным  судьёй по лыжным гонкам, лёгкой атлетике среди общеобразовательных и дошкольных учреждений. В добрых традициях нашей школы стало проведение соревнований по  баскетболу среди сборной учителей и сборной учащихся. В нашей школе проводится много внутришкольных соревнований:  «Осенний кросс», соревнования по спортивным играм, Веселые старты, Семейные старты и другие. Организуются всевозможные спортивные вечера ко Дню защитника Отечества, ко Дню Победы,  ведется большая спортивная  работа в пришкольном лагере «Берёзка»  К организации и проведению соревнований я привлекаю своих учеников – старшеклассников. Они с удовольствием выступают в роли организаторов, судей, наставников, капитанов. Поддерживаю связь с выпускниками школы, участниками и призерами городских и окружных  олимпиад и различных  спортивных соревнований.  Для привлечения большего числа учащихся в спортивные секции тесно работаю с родителями и родительским комитетом школы. Посещая родительские собрания, стараюсь убедить родителей в необходимости занятий физкультурой и спортом. На основании своих наблюдений советую родителям записать своего ребенка в ту или иную детскую спортивную школу или секцию.   Стараюсь, чтобы на моих уроках не было детей, освобожденных по причине болезни. Таких детей привлекаю в качестве помощников учителю на уроке физической культуры. По моему глубокому убеждению, ни в коем случае нельзя дать ученику почувствовать себя на уроке лишним. Это развивает чувство неполноценности и отчуждения от коллектива. Из опыта своей работы знаю, как непросто бывает соединить на уроке задачи обучения и воспитания учащихся. Считаю, исключительно ответственна  работа учителя физической культуры по формированию морально-волевых качеств личности школьников, потому что  она  требует от него особого мышления и специальных знаний. Большую роль играет и целенаправленность воспитания, и потому особенно следует отметить необходимость полного взаимопонимания, сплоченности, выработки единых требований к учащимся со своей стороны. На своих уроках уделяю внимание стороне воспитания личности. Мне очень нравятся слова Л.С.Выготского: «Психологически грамотный педагог должен опираться «не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития», «не на созревшие, а на созревающие функции», иначе говоря, он должен учитывать не только то, чем в психологическом отношении уже обладает школьник, но и то, что у него будет формироваться в данном возрасте.

              Двигательную активность    обучающихся развивает применение игровых  технологий, спортивных  и  подвижных  игр. Игровая технология строится на основе активизации и интенсификации деятельности ученика, позволяет включить в процесс обучения эмоциональную сферу.  Игра уже одним своим содержанием переносит ребят в иное измерение, в новое психологическое состояние. В игре они обретают не только уверенность, но и реальную возможность стать лидерами. «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития» - писал  В.А.Сухом-линский. Игровая технология в физкультуре – это опыт, дошедший с глубокой древности. Многое в подвижных играх пришло к нам от традиционных народных игр и праздников. Культура спортивных состязаний Древней Греции – олимпийские игры   до сих пор  остаются  мировым идеалом, объединяющим людей. Такие игры учат взаимодействию, взаимопониманию, ответственности, развивают волю и чувства, поэтому я считаю, что игровые технологии – самый прогрессивный и эффективный метод развития мышления, способствуют физическому совершенствованию. . Урок должен быть увлекательным, этому способствуют проводимые мною игры и игровые ситуации: «Поход за рекордами » - уроки-соревнования по легкой атлетике,  уроки-конкурсы по тестированию развития физических качеств учащихся «Если хочешь быть здоров – занимайся!».            

  Обучая детей двигательным действиям, для снижения раздражительности, агрессивности использую различные игровые приемы: «Переключение внимания», когда в конфликтной ситуации достаточно переключить внимание на другой вид деятельности, и возбуждение снижается. Например, неожиданно дать задание: провести по 5 бросков в баскетбольное кольцо, затем подойти к учителю и сказать свой результат; «Выталкивание в приседе»-конфликтующие находятся в круге диаметром 3 м. Они принимают положение приседа и берутся руками за голеностопы.

Задача: толкаясь плечами или грудью, заставить соперника выйти из равновесия.    При этом нельзя выпускать его за пределы круга. Поединок продолжается 30 сек. Если

одолеть друг друга соперникам не удалось, объявляется ничья; «Борьба на линии» - двое участников стоят друг против друга перед линией, слегка расставив ноги в стороны и держа обе руки перед собой. Каждый стремится вывести соперника из равновесия вперед или назад. При этом запрещается отрывать пятки от опоры. Время — до 30 сек. Игровые технологии на своих уроках я применяю постоянно в форме подвижных игр, эстафет, веселых стартов, народных игр  и конечно, традиционных  спортивных  игр, таких  как «снайпер», баскетбол, футбол. Наиболее удачным считаю свой опыт в развитии баскетбола, так как элементы этой игры включают в себя огромное разнообразие упражнений, доступных большинству учащихся (бег, прыжки, бросок на точность, бросок на дальность, координация движений). Кроме того, баскетбол – коллективная игра, требующая слаженности, взаимопонимания, взаимовыручки, быстроты реакции, выносливости, ловкости, смекалки, взаимоуважения участников игры. Мною создана программа «Баскетбол», которой пользуются  в своей работе коллеги города. В ходе работы по реализации данной  программы  в  системе провожу  мониторинг уровня физической подготовленности учащихся, который  показывает,  что  растет результат в таких учебных нормативах, как прыжок в длину с места, бег на длинные дистанции, челночный бег, прыжки в высоту. Занятия баскетболом способствуют развитию всего организма, ускорению роста,  укреплению сердечно-сосудистой и дыхательной систем.  Все это позволяет решать образовательные и воспитательные задачи. 

           Один  из главных принципов современного урока физической культуры  - дифференцированный  и индивидуальный  подход  в обучении. Суть его – изучение особенностей каждого ученика и нахождение адекватных методов обучения и воспитания. Кроме того  этот метод  предполагает разумное сочетание всех способов организации деятельности учащихся – фронтального, группового и индивидуального. Обязательным же является постоянное пристальное внимание к работе каждого ученика. У каждого учащегося нашей школы есть Паспорт здоровья, в котором отражены его физические показатели по определенным критериям. Все наблюдения проводятся под наблюдением учителя физической культуры и школьного врача два раза в год. С паспортом здоровья может ознакомиться любой родитель и ученик.  На своих уроках подбираю упражнения и дозирую нагрузки с учетом здоровья, направленности физического развития (типа телосложения) и особенностей физической подготовленности (развития двигательных качеств) школьника. Наверное, в каждой школе есть нерадивые, трудные ученики, которым ни математика, ни физика, ни литература не интересны. Где такой ученик может проявить себя? В чем? Кто поможет ему встать на ноги, почувствовать себя полноправным членом общества? Как помочь ему адаптироваться в социуме, отвлечь от улицы? Видя таких учеников в своей школе, я стараюсь привлечь их в свою спортивную секцию, где работаю с ними индивидуально. Мои взаимоотношения с ними построены на доверии. Пытаюсь понять внутренний мир подростка, скорректировать поведение, помочь выстроить отношения с товарищами и учителями, дать ему возможность проявить себя с хорошей стороны на уроках физической культуры и в спортивной секции. Важность этой работы обусловливается  ещё и тем, что ученики даже одного возраста имеют различный уровень двигательной подготовленности, типологические и личностные особенности реагирования на учебную нагрузку и факторы внешней среды. В средних классах нужно учитывать, на какой стадии полового созревания находится тот или иной школьник. И конечно, следует принимать во внимание половые и возрастные различия  обучающихся. Многообразие отличительных черт, своеобразие каждого ученика не значат, что эффективна лишь индивидуальная работа. Это касается ребят подготовительной медицинской группы или отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, занимающихся в силу определенных обстоятельств вместе со всеми. По результатам предварительного учета, который позволяет получить учителю и учащемуся объективную картину исходных показателей физической подготовленности, происходит условное дифференцирование на сильных, средних и слабых учеников. Итоги данного учета выставляются только положительные - это точка отсчета для определения сдвигов в физическом развитии детей. Опираясь на них, я подбираю соответствующие подводящие упражнения, разрабатываю индивидуальные задания. Сильные в плане физической подготовленности ученики - это моя опора на занятиях: они помогают на уроках закрепления материала, следят за правильным выполнением упражнений в своих отделениях, участвуют в судействе. Для слабых детей мною разработаны карточки по различным темам: индивидуальные упражнения баскетболиста, на развитие двигательных способностей, гибкости и т.д. Упражнения детям этой группы подбираю с таким расчетом, чтобы они не отталкивали своей трудностью, и в то же время, требовали определенного напряжения для их выполнения. Именно для этих детей нужна ситуация успеха: «Самооценка разноцветными карточками» (за серию уроков подсчитывается количество набранных карточек и по большинству их цвета выставляется оценка), «Охота за пятерками» (в процессе урока необходимо многократно проявить успешность физкультурной деятельности). Особенно эффективен этот прием при систематическом применении в организующей части урока, при проведении элементов строевой подготовки. «Сам себе чемпион» (выставление оценки за улучшенный личный результат какого-либо теста или самостоятельных заданиях на уроке) и так далее. Для меня главное, чтобы на моем уроке ученик пребывал в ситуации успеха. Задания  по улучшению показателей физической подготовленности должны представлять определенную трудность, но быть реально выполнимыми. Так  серьезную проблему для большинства мальчиков представляет подтягивание из виса. Поэтому, в зависимости от степени развития силовых способностей каждого ученика, я, опираясь на зону ближайшего развития ребенка, используя подводящие упражнения: отжимание от пола, ходьба на руках (тачка), подтягивание, из виса лежа, подтягивание из виса с помощью товарища. Достижение определенных результатов при условии систематических занятий дает основание мне для выставления ученику высокой оценки. Проводя работу по внедрению занятий физическими упражнениями в быт учащихся, стараюсь принимать во внимание отношение каждого ребенка к физкультуре. И в зависимости от этого давать домашние задания. Особенно кропотливо ведется мною  работа с детьми, отстающими в физическом развитии, двигательной подготовленности от своих товарищей. Чтобы такие ребята поверили в свои силы, я стараюсь привлекать их к общественной деятельности, даю им поручения, с которыми они могут справиться, доверяю им командование отделением или даже всем классом, например, при проведении общеразвивающих  упражнений. Кроме того, для слабых учеников и учащихся подготовительной   группы имеется в наличии раздаточный материал, помогающий им овладеть разделом «Основы знаний» и умениями осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность («Правила игры в мини-баскетбол», «Приемы самоконтроля», «Органы кровообращения», «Осанка», «Комплекс упражнений для развития мышц» и т.д.) При оценке успеваемости в первую очередь следует учитывать особенности физического развития и типы телосложения. Учащимся с большой массой и длинной тела легче даются упражнения в метаниях на дальность. Поэтому активно вовлекаю их в работу на занятиях легкой атлетикой. В то же время им значительно сложнее овладеть техникой гимнастических упражнений на снарядах (висы, упоры) и показать высокие результаты на выносливость. В отличие от них дети, имеющие небольшую массу и длину тела, успешнее справляются с гимнастическими и акробатическими упражнениями, легче достигают высоких результатов в заданиях циклического характера, требующих проявления выносливости. Наиболее внимательного отношения требуют к себе дети с избыточной массой тела. Низкие показатели у этих учащихся не являются основанием для снижения оценки успеваемости на моих уроках, которая выставляется по достигнутым приростам за заданное время. Нагрузка для них дозируется индивидуально. Положительно влияют на организм таких учеников игры средней и высокой интенсивности, катание на лыжах, продолжительный бег средней интенсивности. Что касается школьников подготовительной группы, которые имеют незначительные отклонения в состоянии здоровья, то они занимаются с учащимися основной группы. При изучении двигательных действий, связанных с повышенными нагрузками, требования к ним снижаются. Переключение глаз с одного расстояния на другое способствует уменьшению близорукости. Для этой цели больше подходят: волейбол, баскетбол, футбол. В процессе обучения дети двигаются недостаточно. Большую часть дня учащиеся сидят на уроках, за приготовлением домашних заданий, за чтением книг, перед экраном телевизора, компьютера. Вследствие этого возникает дефицит мышечной деятельности, возрастают зрительные нагрузки. Вот почему, наша администрация поставила вопрос об увеличении объема движений детей в школе. Для разнообразия проводимых многими учителями физкультминуток, мною были подобраны новые виды упражнений и рекомендовано включить в комплекс гимнастику для глаз и органов дыхания. У детей с нарушением осанки, как правило, ослаблен опорно-двигательный аппарат, слабые мышцы, поэтому особое внимание обращаю на соблюдение правил техники безопасности этими учащимися при прыжках в длину, занятиях на спортивных снарядах и др. сложных в физическом плане упражнениях. На формирование неправильной осанки большое влияние оказывает состояние нижних конечностей, в частности, плоскостопие. Таким детям ограничивается нагрузка, ими выполняются  общеразвивающие  упражнения для нижних конечностей (дозированная ходьба, бег, приседания, упражнения для укрепления мышц, сохраняющим свод стопы), дополнительно рекомендуются специальные упражнения: ходьба босиком по скошенному лугу, галечнику. Основным в дифференцированном подходе является учет индивидуальных возможностей, особенностей каждого школьника. Чтобы претворить этот принцип в жизнь, учителю надо иметь сведения о состоянии ученика, об усвоении им учебных заданий. Но более перспективный путь решения этой проблемы - вооружение ребят знаниями, необходимыми для осуществления самоконтроля своих действий, формирование у них умения самостоятельно вносить изменения в свою работу. Главная ценность этого направления заключается в том, что самоконтроль будет способствовать более глубокому усвоению учебного материала. Заметив ошибку, выяснив причину ее возникновения, учитель должен своевременно оказать помощь ученику. Знание анатомо-физиологических особенностей детей и подростков дает возможность более рационально и дифференцированно подходить к проведению уроков. Мой контингент учащихся –  средний и старший школьный возраст. Период среднего и старшего школьного возраста (12-17 лет) в процессе созревания организма является переломным. Он характеризуется резкими эндокринными сдвигами, изменением функционального состояния органов и систем, связанными с половым созреванием. В связи с этим физическая нагрузка должна быть строго дозированной. Как учитель я сумел добиться полного охвата внеурочными занятиями своих воспитанников.

        Большое внимание при работе над формированием двигательной активности школьников уделяю технологии  комплексной оценки физического развития и физической подготовленности учащихся, которая подразумевает соотношение физических показателей ребенка с его навыками и умениями, позволяет учителю увидеть проблемы каждого ученика в физическом развитии и вовремя спланировать пути их устранения.  Для меня технология комплексной оценки – это путь к здоровью детей. Одним из приёмов этой оценки является фронтальный способ организации труда школьников. Его достоинства – максимальный охват учеников двигательной деятельностью и, следовательно, большая моторная плотность урока. На этапе повторения двигательных действий чаще всего использую групповой способ, позволяющий наблюдать за выполнением школьниками заданий, точнее дозировать их нагрузку и исправлять ошибки. Достаточно полезен поточный способ организации учебного труда детей, когда они, двигаясь один за другим, выполняют одно или несколько упражнений, одинаковых для всего класса или группы. Этот способ применяю лишь в тех случаях, когда учениками прочно освоены упражнения и обеспечена надежная страховка. Уделяю внимание индивидуальной работе с детьми, личностно-ориентированному подходу. Это помогает ученикам овладеть умениями самостоятельно заниматься физическими упражнениями, что особенно важно для учащихся старших классов. Для комплексного развития двигательных качеств и повышения функциональных возможностей организма предпочитаю круговую

тренировку. Это форма занятий, при которой упражнения выполняются

детьми поочерѐдно, на «станциях» в движении по кругу или всей группой

(фронтально) одновременно по замкнутой линии. Для развития выносливости, силовой выносливости используется поточно – интервальный метод (мощность работы до 50 % от максимума). Время работы на «станции» 40 сек. с отдыхом 10-15 сек. Для развития скорости, «взрывной силы» используется интенсивно - интервальный метод (мощность работы 75% от максимума). Время работы на «станции» 10-15 сек., время отдыха 45-50 сек. Для комплексного развития двигательных качеств используется поточный метод (мощность работы 60 % от максимума). Время работы на «станции» 15-20 сек. с отдыхом - до 40-45 сек. Показателем времени является способность занимающихся выполнить  работу без снижения заданной мощности (темпа, скорости), а критерием готовности к повторной работе – время восстановления пульса до определѐнных величин. Для проведения занятий по круговой тренировке составляю комплекс из 8 - 10 относительно несложных упражнений. Каждое из них воздействует на определенные группы мышц - рук, ног, спины, брюшного пресса. В зависимости от числа станций класс делю на 6 - 10 групп по 2 - 3 – 5 человек. Перед уроком размечаю места (станции) для выполнения

упражнения.  Каждая станция – карточка с графическим изображением или кратким описанием упражнения, выполняемого на этом месте, закреплена на стене зала. Каждой группе указываю, на каком месте она начинает выполнять задание и в каком порядке переходит от станции к станции. В дальнейшем сохраняется тот же порядок. Размечая станции, учитываю, что упражнения для одних мышц должны чередоваться с упражнениями для других. Использую оптимальный ассортимент упражнений для развития физических качеств автора круговой тренировки И.А.Гуревича .

            Слагаемыми физической культуры являются: крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей, знания и навыки в области физической культуры, мотивы и освоенные способы (умения) осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность.

Ходьба – естественный способ передвижения. В отличие от естественных (бытовых) двигательных действий существуют физические упражнения (общеразвивающие, подводящие, соревновательные). «Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь». (Гиппократ – отец медицины). Ж.Ж. Руссо высказал такую мысль: «Ходьба и движение способствуют игре  мозга и работе мысли». Привожу примеры из жизни великих людей: например А.С. Пушкин отмечал, что его воображение работало лучше, когда он бродил по лесу и никто не мешал ему при этом думать. Гетте подчеркивал, что все наиболее ценное, наилучшие способы выражения мысли приходили ему в голову во время ходьбы.  Поскольку потребности в двигательной деятельности объективны и определяются ощущениями, стремлюсь превратить объективное в субъективное через мотивационную систему личности, т.е. установки, интересы, желания, убеждения. Мотивирую поиском форм, методов, соревновательными условиями. Максимум уроков я провожу на улице, что оказывает закаливающее воздействие на организм. Необходимым условием для проведения уроков на свежем воздухе (особенно зимой) является систематичность занятий. Традиционно  первая  и  четвёртая  четверть - кросс и спортивные игры с минимумом  объяснений, максимумом инвентаря, что снижает простои, способствует  равномерному распределению нагрузки на уроке в ветреные дни и дни с  низкой (20-30*С) температурой воздуха

         Дважды в год провожу экспресс – тестирование УФГ (уровня физической готовности) школьников. Обязательные тестовые упражнения:

1.Тест «прыжок в длину с места» (для измерения динамической силы мышц нижних конечностей). Из исходного положения стоя, стопы вместе или слегка врозь, носки стоп на одной линии со стартовой чертой, выполнить прыжок вперед с места на максимально возможное расстояние. Участник предварительно сгибает ноги, отводит руки назад, наклоняет вперед туловище, смещая вперед центр тяжести тела и с махом рук вперед и толчком двух ног, выполняет прыжок. Определяется результат прыжка с

двух ног в сантиметрах. Для этого теста целесообразно в спортзале разметить краской (цветным скотчем) место – черту, от которой будет выполняться прыжок, и перпендикулярную ей черту с размеченными делениями через 1см. для определения длины прыжка. При тестировании дается три попытки.

Характерной особенностью возрастного развития движений по прыжкам с места в длину является то, что достижения мальчиков и девочек нарастают неравномерно. Небольшая величина прыгучести и равномерное увеличение результата в младшем возрасте от 8 до 13 лет (106.0 – 146.2 см у девочек и 119.8 – 184.2 см у мальчиков), с 13-летнего возраста у мальчиков прыгучесть резко увеличивается (194.1 – 216.5 см), тогда как у девочек (152.9– 170.7 см) увеличивается незначительно. Эти половые различия сохраняются в последующие годы: у мальчиков результаты достоверно

увеличиваются, достигая 216.5 см, а у девочек только 170.7 см. Полученные данные позволяют сделать практические выводы, связанные с контрольными упражнениями по прыжкам для учебных занятий на уроках. Постепенное равномерное повышение требований по прыжкам не совпадают с фактическими возможностями школьников, особенно девочек. Потому для мальчиков с 14 лет требования к прибавке длины прыжка должны быть несколько меньше по сравнению с другими возможностями. У

девочек же последовательное повышение возможно до 14 лет. А далее, с 15 лет и старше очень важно сохранить уровень результатов, достигнутый к этому возрасту.

2.Тест «Подтягивание на перекладине» (для оценки силы и силовой

выносливости мышц плечевого пояса). В висе на перекладине, руки прямые, выполнить максимально возможное число подтягиваний. Подтягивание считается выполненным правильно, когда руки сгибаются, подбородок выше перекладины, затем разгибаются полностью, ноги не сгибаются в коленных суставах, движения без перерывов и махов. Неправильно выполненные подтягивания не засчитываются. Определяет силу мышц рук и плечевого пояса путем подсчета количества подтягиваний. И.п. вис на перекладине прямым хватом, ноги не касаются пола. При выполнении подтягиваний не допускаются раскачивания, маховые движения ногами. При движении вверх подбородок должен оказаться над перекладиной, при движении вниз руки полностью выпрямляются.

3.Тест «Подъем туловища» (для измерения скоростно-силовой выносливости мышц сгибателей туловища). Из И.п. лежа на спине, ноги согнуты в коленных суставах строго под углом 90º, стопы на ширине плеч, руки за головой, локти разведены в стороны, касаются пола, партнер прижимает ступни к полу. По команде «Марш!» выполнить за 30 сек максимально возможное количество подъемов туловища, энергично сгибаясь до касания локтями бедер и возвращаясь в исходное положение, разводя локти в стороны до касания пола лопатками, локтями и затылком. Упражнение выполняется на гимнастическом мате или ковре. Для безопасности       под голову кладут невысокую (не выше 10 см) подушечку.

Неправильное выполнение: отсутствие полного касания пола тремя частями

тела (лопатками, затылком, локтями). Участник, опуская тело в исходное положение, может касаться мата последовательно сначала лопатками, затем затылком, потом локтями. Однако в заключительной фазе тело участника должно прийти в исходное положение. Диагностика физической подготовленности дает возможность

отслеживать состояние физического развития школьников, намечать программу его совершенствования, своевременно вносить коррективы в реализацию программы.

            Источником возникновения мотивации является осознание противоречия между предлагаемым стандартом и местом ученика в данной системе (возникает проблемная ситуация критической самооценки) и стремлением изменить это место. Противоречие выводит ребенка на активную позицию поведения, что способствует его двигательной  активности. Воспитанию интереса к урокам способствует использование таких методических приемов, которые позволяют ученикам проявлять инициативу, творчество, активность, самостоятельность. Например, из числа обучающихся, добившихся лучших результатов на уроках, комплектую сборные команды для участия в городских спортивно – массовых мероприятиях. Этот прием особо действует на активность в самостоятельных занятиях.

             Воспитание нравственности – важнейшая задача современной школы.

Сталкиваясь с нежелательными проявлениями реактивности на занятиях физическими упражнениями, необходимо наряду с общевоспитательной работой тактично, основываясь на убеждениях, сдерживать учащихся в чрезмерном увлечении избранными физическими упражнениями, строго ограничивать нагрузки, рационально организовывать самостоятельную работу, неуклонно повышать требования к точности действия и сдержанности в эмоциональных проявлениях. Свою работу строю в основном на формировании мотивации обучения. Мотивы учения подразделяются на внешние, исходящие от учителя, родителей, класса, и внутренние, или истинные мотивы, имеющиеся у самого учения. Познавательный интерес, активность (интенсивность, прочность, сознательность, систематичность), самостоятельность – важные компоненты мотивации учения. Развитие ученика осуществляется не столько на основе знаний, умений и навыков, сколько по пути совершенствования личности,

обучения ученика самостоятельно мыслить, принимать в жизни адекватные

обстоятельствам решения. При этом развитие строится на основе закономерностей функционирования живой природы с учетом возрастных и других особенностей обучающегося. Перечисленными ниже обстоятельствами определяется эффективность процесса физического воспитания школьников:

- спортивная и учебно-материальная база для занятий;

- врачебный контроль и санитарно-гигиеническое состояние мест занятий;

- учебная работа по физкультуре;

- физкультурно-оздоровительная работа в школе;

- внеклассная спортивно-массовая работа.

Изучая инновационные направления в области физической культуры, работая по новой комплексной программе, стремлюсь к обеспечению комплексного решения задач физического воспитания школьников при взаимодействии всех форм, избранных в школе. Хорошим подспорьем являются актуальные материалы из Интернета. Важным условием в своей работе считаю доведение школьников до требуемой кондиции по формированию их двигательной активности в практической работе.

Организация детей на участие в массовых спортивных соревнованиях совершенствует уровень моих организаторских умений, способность объединять детей и управлять большим количеством школьников в спортивном зале, за городом, на стадионе и так далее. Познавательная деятельность учителя – источник творческой работы. Реализуя в процессе педагогической работы познавательную функцию, я совершенствую  свое

педагогическое мастерство, достигаю более высоких результатов обучения, воспитания и развития учеников. Навыки физкультурой деятельности закрепляются и совершенствуются во время внеклассных, внеурочных и самостоятельных занятий.

В процессе педагогической деятельности реализую общешкольные планы

физкультурно-массовой работы. С целью агитации и пропаганды физической культуры и спорта, популяризации здорового образа жизни организую  спортивные мероприятия, товарищеские встречи по спортивным играм, посвященные знаменательным датам, соревнования с командами школ соседних микрорайонов. Детьми систематически организуются фотовыставки, пропагандируются спортивные успехи, тематические праздники,  традиционные линейки успеха, на которых обучающиеся награждаются грамотами за достижения в спорте и учебе, родители – благодарственными письмами.  Веду учет лучших достижений спортсменов школы, популяризирую их успех. Таблица «Рекорды школы» помещена на спортивном стенде и является гордостью школьного коллектива и мотивационным стимулом к активным занятиям спортом . 

Моя познавательная деятельность выражается в изучении:

-состояния здоровья  учащихся (данные медицинского осмотра, которые

довожу до сведения родителей и педагогического коллектива);

-их физического развития (по результатам антропометрии);

-уровня развития физических качеств (провожу ежегодно мониторинг);

-двигательной подготовленности  детей (в начале изучения темы

провожу контрольные срезы по определению степени технического

владения движениями);

-возрастных и половых особенностей школьников (изучаю медицинскую

литературу);

-в изучении современной педагогической литературы и

положительного опыта работы учителей физической культуры.

Придаю большое значение пропаганде двигательной активности:

-организую фотовитрины «Гимнастика после уроков», «Физическая

культура и спорт на занятиях ОБЖ», «Гордость школы», «Наши

достижения», «Спортивная жизнь школы»

В целом, повышение педагогического мастерства ведет к

улучшению качества всей работы педагога.

4.Заключительная часть

Результативность опыта

Внедряя наиболее эффективные формы, методы и средства

физического воспитания детей, выявляю и развиваю творческие способности

воспитанников, формирую устойчивый интерес учащихся к  физической

культуре, добиваюсь повышения результативности.

Позитивная динамика учебных достижений обучающихся

 

Показатели

2009-2010 уч.г.

2010-2011 уч.г.

2011-2012 уч.г.

1.

Общая успеваемость (%)

100

100

100

2.

Качество обученности (%)

87

91

93

3.

Участие в предметных  олимпиадах (кол-во участников/ кол-во призеров):

-  школьные

-  муниципальные

-  окружные

-  всероссийские

21 / 11

5 / 1

1/ 1

23 / 13

6 / 2

27 / 15

6 / 2

2 / 1

4.

Участие в проектно-исследовательской деятельности

(кол-во работ/ кол-во призеров)

3/1

5/2

5/3

5.

Динамика мотивации к изучению предмета

90

93

95

Успеваемость по физической культуре за последние три года составляет 100%.

Качество успеваемости подтверждается итогами  государственной аттестации выпускников.

Практические вопросы и задания для итоговой аттестации составлены на основе норм, предусмотренных программой Министерства образования Российской Федерации по курсу «Физическая культура» и направлены на развитие двигательных способностей учащихся 1-11 классов. Они выявляют степень приобретения практических навыков, проверяют умения и навыки, необходимые в повседневной жизни.

Количество обучающихся, принявших участие в предметных олимпиадах муниципального уровня за последние два года возросло, увеличилось число призеров. В 2009 – 2010 учебном году два старшеклассника под  моим руководством  заняли призовые места на муниципальном уровне  олимпиады по физической культуре. Один из них стал призером регионального этапа олимпиады школьников.

Использование перечисленных методов находит выражение в высоком уровне двигательной активности детей, в их успехах, результативном участии коллектива физической культуры школы в городских спартакиадах, смотрах – конкурсах на лучшую постановку спортивно – массовой и оздоровительной работы. В результате учащиеся школы добиваются  высоких спортивных результатов  на всех уровнях.

              Позитивные результаты внеурочной деятельности

Показатели

2010-2011   уч.г.

2011-2012 уч.г.

2012-2013 уч.г.

1.

Ведение кружков, секций, факультативов (количество человек)  

41

49

58

2.

Результаты внеурочной деятельности

Творческие работы (темы)

   1 («Упражнения по формированию правильной осанки»)

2

3 («История олимпийских игр», «Герои олимпийских игр», «История и герои пара-олимпийских игр»)

Участие в конференциях (тема доклада)

1 «Здоровьесбеоегающие технологии»

2

2

Участие в конкурсах, спортивных соревнованиях

(кол-во участников)

120

150

162

3.

Достижения (призовые места)

Олимпиады:

-  муниципальные

-  окружные

-  всероссийские

-  международные

1

1

2

2

1

Конкурсы:

-  муниципальные

-  окружные

-  всероссийские

-  международные

7

2

1

9

3

1

11

3

2

Лгкоатлетическая эстафета, посвящённая празднику Победы 9-Мая

1

1

2

Спортивные соревнования

-  муниципальные

-  окружные

11

1

1

12

1

1

15

2

1

КЭС-Баскет

Муниципальный уровень. Региональный (1-место), Всероссийский(4-е место)

Муниципальный уровень(1-е место юноши; 2-е место девушки.

Региональный уровень( 3 место юноши)

1-е место юноши ,2-е место девушки

Муниципальный уровень

(регтональный 2-е место(Региональный уровень (7 место)

Соревнования по стритболу

1-место мальчики),3-е место девочки

1-место мальчики) 3-е место девочки

Соревнования по  баскетболу на кубок  С.Богданова

1-место мальчики, 3-е место девочки

1-место мальчики),3-е место девочк

1-место мальчики) 1-е место девочки

Легкоатлетический кросс «Кросс наций»

1-место мальчики.

1-место мальчики)

1-место мальчики)

           

Распространение собственного педагогического опыта  

Показатели

2009

2010

2011

Муниципальный уровень

Проведение мастер-классов, семинаров, наставничество

Мастер-класс по баскетболу «Обучение технике броска в прыжке»

Мастер-класс по баскетболу «Совершенствование техники ловли мяча и взаимодействий в нападении»

Мастер-класс по баскетболу «Обучение тактическим действиям в защите (зонная защита)»

 Проведение занятий на курсах ПК, в том числе через Интернет

«Мониторинг физической подготовленности школьников»

Участие в конференциях (темы доклада)

«Здоговьесберега

ющие технологии» на уроках физической культуры»

Обобщение и распространение опыта (с указанием темы)

        С целью изучения познавательной мотивации на уроках физической культуры в марте 2009-2010  года, марте 2010-2011  учебного года,  было проведено анкетирование. В исследовании приняли участие: 25 учащихся 9Б класса , 25учащихся 10А класса , 25 учащихся 11А класса. В результате диагностики установлено: в 2009-2010  учебном году высокий уровень мотивации у обучающихся составлял 58%, 42% - средний уровень. В 2010-2011 учебном году высокий уровень вырос и составил 61%,

средний уровень – 39%. В 2010-2011 учебном году значительно возросло количество обучающихся, имеющих высокий уровень мотивации, который составил 77%, средний 23%, что свидетельствует об умении школьников ставить перед собой цели, обосновывать их и достигать в процессе обучения.

 Старшеклассники активно и результативно участвуют в школьных, городских, областных соревнованиях, конкурсах, спартакиадах, олимпиадах. В результате анкетирования выявлено. что только 23% школьников занимаются физической  культурой для получения хорошей отметки, а 77% - увлечены данным предметом. При повышении мотивации к занятиям физической культурой 90% учащихся отмечают работу учителя по пропаганде здорового образа жизни, 80% - разнообразие и объем физических упражнений. Активность и интерес обучающихся сохраняется на протяжении всего урока. Повышенный  уровень интереса к предмету стимулируется системой проведения внеклассных занятий, результативным участием в городских соревнованиях и олимпиадах. По итогам диагностики можно сделать вывод о том, что мотивация к изучению физической культуры выросла за три года на 19%. Положительная динамика в развитии мотивации учения является свидетельством высокой результативности образовательного процесса в школе. Процесс организации

обучения признан успешным и эффективным точки зрения оказания влияния на развитие мотивации учения школьников, так как происходит значительное увеличение процентных показателей количества учащихся с высоким и очень высоким уровнем учебной мотивации и значительное уменьшение количества обучающихся с низким уровнем учебной мотивации. Дважды в год провожу экспресс – тестирование УФГ (уровня физической готовности) школьников. Мои выпускники получают высшее спортивное образование, работают в общеобразовательных и спортивных школах.

Процесс физического образования позволяет вооружить школьников многообразными знаниями в области физической культуры и спорта и смежных с ней отраслями знаний (медицины, психологии, педагогики), что удовлетворяет познавательные потребности учащихся и этим самым делает процесс физического воспитания привлекательным, формирующим осознанную потребность в двигательных действиях.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Барышева, Н.В., Минияров, В.М., Неклюдова, М.Г. Основы физической

культуры школьника. Учебное пособие для учителей физической

культуры/ Н.В.Барышева, В.М. Минияров , М.Г. Неклюдова. – Самара:

Учитель, 1994. – 128с.

Гуревич, И.А. Круговая тренировка при развитии физических качеств/

И.А.Гуревич. – М.: Высшая школа, 1985. – 256с.

Знаменский, Б.Т. Здоровье и окружающая среда/ Б.Т. Знаменский. – М.:

Просвещение, 1992. – 198 с.

Каплан, И.М. Сотвори себя/ И.М. Каплан.– М.: Просвещение, 1997. –

157с.

Лях, В.И., Зданевич, А.А. Комплексная программа физического

воспитания учащихся 1-11 классов/ В.И. Лях, А.А. Зданевич. – М.:

Просвещение, 2004.- 127с.

Мишин, Б.И. Настольная книга учителя физкультуры: Справочно-

методическое пособие/ Б.И.Мишин. – М.: ООО «Издательство АСТ»,

2003.- 526с.

Смирнова, Т.П. Психологическая коррекция агрессивного поведения

детей/ Т.П.Смирнова. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2003. – 285с.

Собянина, Ф.И., Замогильнова, А.И. Основы теории физической

культуры: Учебное пособие для учащихся старших классов

общеобразовательных школ/ Ф.И.Собянина, А.И.Замогильнова. – М.:

ШГПУ, 2002. - 168 с.

19

Янсон, Ю.А. Уроки физической культуры в школе. Новые педагогические

технологии/ Ю.А.Янсон. – Ростов -на -Дону: «Феникс», 2005. - 432 с.

Приложение__