Выступления на научно-практических конференциях, педагогических чтениях, семинарах, методических объединениях

Шишова Наталья Александровна

Тема доклада на

ММО( Музыкальное методическое объединение)

«Нравственно- патриотическое воспитание через песенно- музыкальное творчество на образовательной и свободной  деятельности детей дошкольного возраста»

 

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Музыкальные игры для развития навыков

 пространственной ориентировки

Ни для кого не секрет, что игра является основным видом  деятельности детей дошкольного возраста. Музыкальная игра, это творческий процесс, связанный с активным осмысленным восприятием музыки, способствующим развитию фантазии ребёнка, а также эстетических и нравственных чувств.

Задача музыкальной игры - формировать у детей восприятие музыкальных образов и способствовать   выражению   своих движений  в соответствии с музыкой.

Так какие же бывают  музыкальные  игры?

- Подвижные игры;  

- Музыкально-дидактические игры;

- Хороводные музыкальные игры;

-Музыкально-ритмические игры;

С помощью музыкально-ритмических игр дети учатся:

- двигаться ритмично

- координировать движения

- ориентироваться в пространстве

- эмоционально откликаться на музыку, чувствовать ее характер

- менять движения в соответствии с формой музыкального произведения

- взаимодействовать с коллективом сверстников

- импровизировать с использованием оригинальных и разнообразных движений

 Сегодня мы познакомимся с  музыкально – ритмическими  играми, направленными на  развитие  ориентировки   детей в пространстве.

Почему именно  я взяла такие игры.

Проблема.

У детей  дошкольного возраста  в наше время есть проблема  в понятии основных  построениях и танцевальных движениях. Проблема в неумении  правильно услышать информацию  и скоординировать свои действия с речевым сигналом.

Связано это  с общим недоразвитием речи, которая  влияет  на ритмичность и неспособность удерживать заданный темп мелодии.  Такие  дети  очень неуверенные в себе, застенчивы и замкнуты. Как же я помогаю детям?

Начиная с младшей группы   я знакомлю детей с понятием круг, но не даю им точного названия, говорю им   « Хоровод», «Пузырь», «Шарик» - детям такие названия понятны.

«Рассыплемся как горошинки», « бусинки»-  такие термины, пользуются   спросом и восторгом у детей.  Например, игра « Бусы»

Детям дается одна большая лента, резинка ( завязанная), а дети превращаются в бусины, берутся руками за ленту или резинку.

На счет раз-два-три бусины рассыпались, дети разбегаются по ковру и останавливаются по сигналу музыкального инструмента или хлопка.

С ориентацией в пространстве поступаю  следующим образом; на ковер я приклеиваю картинки по временам года- Осень- листики, Зима- снежинки, Капельки- весна) или обычные  кружочки, для ориентира « встань врассыпную».

Перестроение парами – использую термин «Липучка», « Лодочка».

Начиная со среднего возраста я использую игры  на перестроение в соответствии с ритмом и темпом музыки.

Игра «Я иду к тебе»

Цель: перемещение и перестроение в пространстве в соответствии с ритмом и темпом музыки.

Муз.руководитель. Хорошо вокруг,       

Дети. (Свободно гуляют по комнате.)

Муз.руководитель. Солнце светит нам.  (Находят себе партнера, становятся напротив друг друга и выполняют хлопки.)

Муз.руководитель. Улыбаюсь я  всем моим друзьям.

Дети. (Стоящие в парах берутся за руки и делают хлопки.)

(Пары перестраиваются в общий круг и делают три хлопка и, взявшись за руки, идут по кругу.)

Муз.руководитель. Здравствуй, миленький дружок!

Становись со мной в кружок!

Хорошо вокруг,

Солнце светит нам,

Улыбаюсь я

Всем моим друзьям.

Если в  младшей группе  наклейки на ковре   были использованы  для ориентира, то в средней группе  я учу понятию «  встань в мое окошко», «загляни в мое окошко» . Такой термин очень понятен,  нежели, чем понятие  шахматный порядок. Понятие «хоровод» меняю на понятие « круг».

 « Круг» похож  на Солнце, как говорят сами дети, используя свое воображение. И полукруг – Солнце дети улыбнулось в полукруг е не сомкнулось.

Снова будем веселится  в танце  Солнце покружится.

Понятия Круг и полукруг. Все объясняю в игре и стихах.

Сейчас, хочу остановить Ваше внимание на средней и старшей группах.

Попрошу  выйти 6 человек  для фокус  группы.

 1 фокус группа ( 3 чел.)

На Ваших столах лежат картинки  и текст  к игре.

Ваша задача, придумать   движения к  игре, используя данный материал.

 «В поле выросли цветы, -  

Распустили лепестки. –

Вдруг повеял ветерок, -
Закружился лепесток. -

Оторвался, полетел

В нежном вальсе заблестел  …-  

 «Раз, два, три!

Свой  цветок скорей найди!» - 

 2 фокус группа ( 3 чел.)

Игра «Речка, Озеро, Лужа» . Вы видите картинки  к игре.  Придумайте как можно  использовать данные картинки используя перестроения.

Пока Фокус  группы  придумывают игры, мы тоже с вами поиграем.

Знакомство с основными движениями в песне.

Движения к  песне « Молодая лошадь»

1 к.Пойте вместе с нами,------------топаем ногами

 хлопайте в ладоши, -----------------хлопаем в ладоши

На конюшне старой--------------- дом

горевала лошадь -------- плакса

У её конюшни -----------дом

маловата площадь---------- гнездо

Не попрыгаешь---------- прячем  коленки  руками

и ног не разомнёшь.----------- шалтай-ка ( руки лежат на коленях, качаем ногами из стороны в сторону)

Припев: - 2 раза повтор

Далеко, --------------- смотрим в даль в право

 далеко--------------- смотрим в даль в лево

Ускакала в поле  молодая лошадь. ----------- имитируем скачку на лошади

Так легко, так легко,----------------миксер

Не догонишь, ---------------хлопок  в левом  верхнем углу  ( бежим на месте)

не поймаешь,----------------хлопок в правом верхнем углу ( хлопаем перед собой)

 не вернёшь. -------------  обнимаем себя.

2 к. Не жалейте уши, --------------- показываем уши

хлопайте в ладоши, ------------ хлопаем в ладоши

На свою конюшню----------------дом

 не вернулась лошадь.------------часики пальчиками указательными

Ни седла, ни сбруи,---------------пожимаем плечами

 и не надо больше-------------- часики

В четырёх стенах томиться день и ночь.------------ обнимаем себя

Припев: повтор  движений

Ничего, что жарко,----------- веер ( машем ладошками на себя)

 хлопайте в ладоши.-------- хлопаем в ладоши

Ничего не жалко.-------- хлопаем 2 раза по своим коленям, 2 раза  по коленям друга( переносим свою  руку на колени  соседа)

 для людей хороших.-------- хлопаем 2 раза по своим коленям, 2 раза  по коленям друга( переносим свою  руку на колени  соседа)

Потанцуйте вместе,-----------------(1 вариант стоя-  лодочка) --------- 2 вариант сидя -миксер

и тогда, быть может, -------- миксер

Я тебя пойму ---------показываем на себя

и ты меня поймёшь. -------  руки вытянуты ладошками вверх

Припев: повтор  движений

Проверка как справились Фокус группы с заданиями « Придумай Игру»

Рефлексия.

Похлопаем в ладошки и крикнули «Ура!» понравилось занятие.

Потопаем ногами – не понравилось занятие.