Глоссарий
Образование | универсальный способ трансляции исторического опыта, дар одного поколения другому; это общий механизм социального наследования; механизм связывания людей и способа их жизни; передача и сохранение норм, ценностей общей жизни во времени |
Воспитание | как социальное явление заключается в подготовке подрастающего поколения к жизни. Воспитание в педагогическом смысле — это специально созданные условия, содействующие развитию ребенка (Т. М. Бабунова) |
Развитие | процесс количественных и качественных изменений, происходящих под влиянием различных факторов, в том числе и воспитания (Т. М. Бабунова) |
Формирование | специально организованное управление всей жизнедеятельностью ребенка с учетом совокупности факторов. (Т. М. Бабунова) |
Обучение | специально организованный процесс взаимодействия воспитателя с детьми, направленный на передачу информации, ее переработку и создание новой. Важным при этом является воспитание положительного отношения к процессу познания, формирования специальных умений и навыков работы с информацией, социально-нравственных привычек (Т. М. Бабунова) |
Социализация | (от лат. "социум" — общественность) – процесс усвоения индивидом социально-культурного опыта — трудовых навыков, знаний, норм, ценностей, традиций, накапливаемых от поколения к поколению; процесс включения индивида в систему общественных отношений, формирования у него социальных качеств |
Индивидуализация | (от лат. "неделимо") — процесс порождения и осознания индивидом собственного опыта, в котором он признает себя в качестве субъекта, свободно определяющего и реализующего собственные цели, добровольно возлагающего на себя ответственность за результаты как следствие своей целенаправленной деятельности |
Сензитивные периоды | это периоды особой восприимчивости ребенка к тем или иным способам, видам деятельности, способам эмоционального реагирования на основе некоторого внутреннего импульса и в течение некоторого узкого промежутка времени (то есть ребенок что-то заметил, выделил, принял для себя; обучение в сензитивный период происходит легко и радостно для ребенка) |
Качество дошкольного образования | определяется предоставлением возможности выбора для ребенка "индивидуального образовательного маршрута" на основе разнообразия содержания, форм и методов работы с детьми |
Образованность | степень развитости способностей личности к самостоятельному решению проблем в разных сферах жизнедеятельности на основе использования культурного и исторического опыта (элементарная грамотность и компетентность) |
Компетентность | комплексная характеристика личности, отражающая результат субъективированного (через себя) освоения знаний, умений, навыков, отношений, проявляющихся в готовности и способности принимать ответственные решения в социально-ориентированной деятельности (социальная, коммуникативная, информационная, деятельностная, здоровьесберегающая) |
Портфолио ребенка
| целенаправленный сбор информации о ребенке, которая комплексно отражает его усилия, успехи и достижения в разных сферах развития |
Самоценность детства | Понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий, значимого тем, что происходит с ребенком сейчас |
Интеграция содержания дошкольного образования | состояние (или процесс, ведущий к такому состоянию) связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей содержания дошкольного образования, обеспечивающее целостность образовательного процесса |
Основные направления развития личности ребенка | 1. Социально-коммуникативное развитие 2. Познавательное развитие 3. Художественно-эстетическое развитие 4. Речевое развитие 5. Физическое развитие |
Когнитивное развитие
| развитие всех видов мыслительных процессов, таких как восприятие, память, формирование понятий, решение задач, воображение и логика. |
Мышление | Это высшая форма познавательной деятельности человека, социально обусловленный психический процесс, опосредованного и обобщенного отражения действительности, процесс открытия существенно нового. |
Продуктивная деятельность | это деятельность ребенка с целью получения продукта (постройки, рисунка, аппликации, лепной поделки и т. п.), обладающего определенными заданными качествами. Основными ее видами являются конструктивная и изобразительная деятельность. |
Визуальная информация | Информация, воспринимаемая органами зрения (текстовая, числовая, графическая) |
Коммуникация | в деятельностном подходе - совместная деятельность участников коммуникации (коммуникантов), в ходе которой вырабатывается общий (до определенного предела) взгляд на вещи и действия с ними. |
Коммуникативные навыки | Навыки общения невербальные (мимика, жесты, поза, интонация) и вербальные (человеческая речь) |
Инклюзивное образование | Обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающих с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей |
Вариативность | Обеспечение множественности отличающихся между собой форм получения образования, форм обучения, осуществляющих образовательную деятельность |
Образовательная среда | Совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей |
Социокультурная среда | Конкретное, непосредственно данное каждому ребенку социальное пространство, посредством которого он активно включается в культурные связи общества |
Вербальное общение | Использование в качестве знаковой системы человеческой речи |
Зона ближайшего развития | Уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности. |
Творческие способности | способности ребенка принимать творческие решения, принимать и создавать принципиально новые идеи |
Развивающая предметно- пространственная среда | Часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т.п.), материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития. |
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ №1155 от 17 октября 2013 года) | Совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и /или к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. |