Конспект занятия клуба «Лингводилижанс» по теме «Орфография слова есть биография слова»
Клуб "Лингводилижанс".
Основное направление работы клуба - этимология. Основу этимологических изысканий составляет сравнительно-исторический метод, который опирается на законы фонетических изменений, на закономерности и тенденции изменения морфологического, словообразовательного, синтаксического и лексического уровней языка. Поэтому изучение словарного состава языка с точки зрения его истории и происхождения слов закрепляет в сознании учащихся мысль о развитии языка, расширяет их знания о современном и историческом составе слова, о родстве слов разных языков, их взаимодействии, формирует научно-лингвистическое мировоззрение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya.doc | 46 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия клуба
«Лингводилижанс» по теме
«Орфография слова есть биография слова»
Наталья Владимировна Кудрявцева, учитель русского языка и литературы МБОУ «Лингвистическая гимназия №27» г. Северодвинск
Цели:
образовательная: углубить знания школьников об этимологическом анализе как орфографическом приёме;
развивающая: способствовать развитию интереса к работе исследователя языка, обогащать языковое мышление учащихся;
воспитательная: сформировать внимательное отношение к слову и культуре своей речи.
Форма занятия: занятие-исследование
Методические приемы: этимологический анализ, элементы анализа текста, игра.
Оборудование: этимологичекие словари, толковый словарь, сигнальные карточки.
Ход занятия:
1. Слово учителя.
- «Природа страны, история страны и народа, отражаясь в душе человека, выражаются в слове. Люди исчезли, но слово, созданное ими, осталось бессмертной неисчерпаемой сокровищницей языка». Этими словами известного русского педагога XIX века К.Д.Ушинского я начинаю очередное занятие нашего элективного курса. Мы знаем, что многие слова имеют свою тайну, а в человеке неистребимо желание проникнуть в тайну рождения слова, разгадать незримую связь явлений, запечатлённую в нём.
- Что помогает нам удовлетворить эту языковую потребность? (Этимологический анализ)
- Комментарий темы занятия и постановка цели.
Цель: доказать, что этимологический анализ способен помочь объяснить орфограммы в слове и даже переместить непроверяемые слова в разряд слов с проверяемыми написаниями.
3. Работа с понятием «слово».
- Объяснить, почему имена существительные «сословие», «благословение», «слово» являются этимологическими родственниками. Объяснить правописание этих слов, выполнить этимологический морфемный разбор (Работа с этимологическими и толковыми словарями. Попутное повторение термина «опрощение»).
4. Лингвистическое исследование. Работа в группах.
Задание: исследовать пары слов; доказать, являются ли они этимологическими родственниками; прокомментировать орфограммы
1. Благовоние, об..няние;
2. Благоденствие, д..нщик;
3. Длинный, подл..нник;
4. Целостный, поц..луй;
5. Мех, м..шок.
План лингвистического исследования
- Определить современное лексическое значение слова.
- Дать этимологическую справку.
- Прокомментировать орфограмму.
- Сделать вывод.
5. Сообщение ученика (Приём индивидуально-авторской этимологии как способ придания образности слову. На примере заметки Н.М.Шанского «О дремучем слове дремучий).
В рассказе К.Г.Паустовского «Клад», повествующем о его путешествии с А.Гайдаром по Приокскому лесному краю, мы встречаемся с очень интересной индивидуально-авторской этимологией. Этимологической операции писателем здесь подвергается слово «дремучий»: «Мы восхищались точностью русского языка. Действительно, лесные дебри как бы цепенели в дремоте. Дремали не только леса, но и лесные озёра и ленивые лесные реки. По берегам этих рек росли цветы – кукушкины слёзы.В народе их звали «дрёмой». Это растение было под стать дремучим лесам. Венчики кукушкиных слёз сонно висели, согнувшись до самой земли».Всем приведённым текстом художник слова подводит нас к тому, что прилагательное «дремучий», подобно словам «горючий», «сыпучий», образовано от «дремать», «дрёма». Но как показывают языковые факты, слова «дремать» и «дремучий» -- не родственники. Слово «дремать» - из той же семьи, что франц .dormir «спать», нем. traumen «видеть сон», «мечтать». А в прилагательном «дремучий» тот же корень, что и в греч. dryma «роща», «деревья».
- Итак, можно ли проверить правописание безударной гласной в корне слова « дремучий» словом «дрёма»? (Нет, они не являются этимологическими родственниками).
- К чему может привести ложная этимологизация? (К орфографической ошибке).
6. Лингвистическая игра «Верю, не верю» (использование сигнальных карточек)
Вопросы игры:
1.Верите ли Вы, что слова «паломник» и «пальма» являются этимологическими родственниками? (Да, т.к. паломник-это странник, возвратившийся из святых мест с пальмовой ветвью). Попутно решаем орфографическую задачу: паломник
2. Верите ли Вы, что слова «простыня» и «простой» являются этимологическими родственниками?
3. Верите ли Вы, что слова «валидол» и «инвалид» являются этимологическими родственниками?
4. Верите ли Вы, что слова «галактика» и «галантерея» являются этимологическими родственниками?
5. Верите ли Вы, что слова «дотошный» и «точка» являются этимологическими родственниками?
7. Словарный диктант (при необходимости обратиться к этимологическому словарю.)
Используем слова, включающие два типа иноязычных элементов
- ман - (греч. манус - рука);
- мон – (греч. моно - один).
Манера, монархия, маникюр, манжета, монограмма, манускрипт, монолог, манипуляция, манифест, монолит.
8. Завершение занятия традиционной рубрикой «Лингвистические детективы».
Баю-Бай
Родное, знакомое всем с детства междометие усыпления ребенка употребляется обычно не в одиночку(баю или бай), а целой цепочкой, иногда даже в уменьшительно-ласкательной форме(баюшки или баиньки).
По своему происхождению баю после отпадения конечного безударного у (ср. нет - нету) является формой 1-го л. ед.ч. глагола баять «говорить ;рассказывать сказки». Таким образом, слово баю-бай оказывается того же корня, что и басня, краснобай и обаятельный.
Список литературы
- Ваулина С.С. Основные принципы этимологического анализа. – Калининград, 1995
- Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. – М., 1978
- Львова С.И. Орфография. Этимология на службе орфографии. – М., 2001
- Львова С.И. Русский язык в кроссвордах. – М.: Дрофа. 2002
- Подшибякина Н.А. Роль этимологического анализа в воспитании интереса к русскому языку. - Русский язык в школе. М. 1984, N2.
- Преображенский А.Г. Этимологический словарь русского языка. – М.,1959
- Черных П.Я. Историко-этимологический словарь русского языка. – М., 1994
- Шанский Н.М. Лингвистические детективы. – М.: Дрофа, 2002
- Шанский Н.М., Боборова Т.А Снова в мире слова. Пособие для учителя – словесника.- М., 2001
- Школьный словарь иностранных слов / В.В. Одинцов и др. – М., 1994