Конспект урока по географии,
составленный по принципу системно-деятельностного подхода
1. ФИО: Cидорова Елена Ивановна, учитель географии, МАОУ СОШ № 2 г.Нурлат РТ
2. Предмет: география
3. Класс: 6
4. Тема урока: «Загрязнение гидросферы», раздел II: «Гидросфера», урок № 12 (6)
5. Учебник «География. Землеведение 6 классы». Авторы: Дронов В.П., Савельева Л.Е., М., «Дрофа», 2012.
6. Цель: формирование навыков и умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
- 7. Задачи:
- развивающие: развитие умения использовать новейшие технические средства (GPS- навигатор, компьютер, интернет);
- развивающие: развитие творческой инициативы детей и подростков в процессе эколого-географической и краеведческой деятельности;
- обучающие: углубление знаний учащихся по географии, экологии, краеведению;
- Обучающие: продолжать формирование умений анализировать, систематизировать и делать выводы;
- воспитательные: формирование дружного коллектива, не безразличного к природе и проблемам взаимоотношений природы и человека.
8. Планируемые результаты:
- личностные : осознание ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира;
- метапредметные : умение ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках,
принимать решения.
- предметные: умение применять географические знания о гидросфере в повседневной жизни, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности
9. Универсальные учебные действия:
- личностные: . Гармонично развитые социальные чувства и качества: эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования
- регулятивные : принимать и формулировать учебную проблему.
- познавательные: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений.
- коммуникативные : умение общаться и взаимодействовать друг с другом.
10. Тип урока: комбинированный.эколого – географическая игра «Искатели тайников»
11. Формы работы учащихся: коллективная, групповая, работа в парах
12. Оборудование: мультимедийная установка, персональный компьютер, презентация.
13. Структура и ход урока
№ п/п |
| Деятельность |
|
Цель учителя | учителя | ученика | УУД |
Этап 1. Актуализация опорных знаний по теме «Загрязнение гидросферы» | Создать стимул для изучения темы | Приветствие учащихся, проверка готовности уч-ся к уроку 1)-Ребята давайте решим задачу: – Все живое на планете не может обойтись без воды. Вода входит в состав любого организма. В организме человека вода занимает 2/3. Вчера вы узнали собственный вес. Возьмите белую карточку. Подставьте в выражение вместо Х число, обозначающее ваш вес. Вы найдете примерное значение, показывающее количество воды в вашем организме. Возьмите желтую карточку и выполните задание. Х=____кг Х:3 х 2= Ответ: _______кг воды в моем организме. 2) - Вы узнали, сколько литров воды в вашем теле. Человеку нужна чистая вода. Посмотрите видеоролик и подумайте, какая тема урока
Видеоролик о загрязение гидросферы
3)Предлагает сформулировать тему урока и её корректирует | Приветствие учителя, готовность к уроку.
Вспоминают изученный ранее материал (П).
Определяют, каких знаний им не хватает (Р) 2)Ученики решают задачу 45:3Х2=30кг. Я вешу 45 кг. В моём теле 30 кг. Воды.значит вода – это источник жизни.
2)Просматривают видеоролик «Загрязнение воды»
3) формируют тему урока. | -регулятивные познавательные
|
Этап 2. Создание проблемной ситуации | Научить искать проблему | Побуждает учащихся на создание проблемной ситуации -Какая причина загрязнения воды?
| Вступают в диалог, проговаривают и осознают (К, Р)
Объясняют и формулируют тему, записывают в тетради (П) Загязнение гидросферы
| ; (Р)-регулятивные ; (П)-познавательные ; (К)-коммуникативные . |
Этап 3. Целеполагания: | Научить планировать свои действия для достижения цели | Объявление темы урока. Подводящий диалог для формулирования учениками целей урока. -Почему воду человек загрязняет,
Предоставляет «конфликтный» материал, создаёт готовность к предстоящей деятельности. |
Цель записывается на доске и обсуждается (Р).
формирование навыков и умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде Узнают, запоминают, сравнивают, анализируют, делают вывод (П , Р, К) | (Р)-регулятивные УУД; (П)-познавательные УУД; (К)-коммуникативные УУД. |
Этап 4. «Открытие» нового знания | Научить самостоятельно по инструкции добывать знания |
Побуждает учащихся к теоретическому объяснению фактов.1)
- найти в тексте учебника и узнать информацию о том, как загрязняются вода на Земли, доказательства ш
- задаёт вопрос сравнение
Стимулирует активное участие всех детей к практической части 2) Работа по компьютеру СPS – навигатор Найти географические координаты деревни Кар- Гора 3) По Скайпу топонимика поселения на берегу реки большой Черемшан:Кар – Гора 4)Учитель раздаёт путевые журналы. -Дети дайте характеристику рекиБольшой Черемшан из прослушанного сообщения( на доске таблица)
Населённый пункт | Название реки | республика | Исток | устье | течение | длина | ширина | глубина |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- найдте по карте реку Большоё Черемшан и деревню Кар – Гора
5) Учитель разливает воду по стаканам.раздаёт стаканы по групам и даёт задание -определите степень загрязнения воды в реке Большой Черемшан , взятый около деревни Кар – Гора по иструкции и заполните таблицу Название реки | Цвет воды | Запах воды | мутность | Степень загрязнения |
|
|
|
|
|
- как вы думайте, какие причины загрязнения воды в реке ответы запишите в тетради, |
1)Работают с учебником : находят и узнают информацию, передают своими словами содержание (П,Р)
2))Работа по компьютеру СPS-интерактивный метод
Сравнивают, анализируют, объясняют, обсуждают(П,К)
. 3) краеведение Сообщение о д.Кар – Гора. Индивидуальная работа Сообщение о реке Болшой Черемшан Практикум: работа в группах ответы записывают в тетради в таблице. (П,Р,К.)работа на электроной доске 4)география оформление путевого журнала
Населённый пункт | Название реки | республика | Исток | устье | течение | длина | ширина | глубина |
работа по карте нахождение поселения и реки 5) определяют степень загрязнения воды в реке по инструкции и причины и ответы записывают в тетради,
Название реки | Цвет воды | Запах воды | мутность | Степень загрязнения |
|
|
|
|
|
ответы записывают в тетради,
| ; (Р)-регулятивные УУД; (П)-познавательные УУД; (К)-коммуникативные УУД. |
Этап 5. Учебные действия по реализации плана. Выражение решения. Применение нового знания. | Научить полученные знания использовать на практике | Предлагает задания на «новое» знание, побуждает учащихся к теоретическому объяснению фактов, противоречий между ними 1) - А теперь работа парой нарисуйте рисунок конкурс рисунков пляж после отдыха людей. Какие правила люди не соблюдают (Послушайте, как шумит вода). 2)Физ . минутка. К речке быстро мы спустились, Наклонились и умылись. Раз, два, три, четыре, Вот как славно освежились. А теперь поплыли дружно, Плыть нам как дельфины нужно. Вышли на берег крутой И отправились дамой.
3) Задача. а) Ученые подсчитали, что в Москве попадает в реки с заводов и фабрик 205.000 т вредных веществ в год, с жилых домов сливается на 35.000 т меньше, чем с заводов, а с автотранспорта в 2 раза меньше, чем с жилых домов. Сколько всего тонн отходов попадает в реки Москвы за год? б) В Москве живет примерно 10.000.000 жителей. Сколько килограммов вредных отходов приходится на каждого москвича в год? – Влияет ли такое количество отходов на качество воды в водоемах города? 4)Игра Нужно «расставить» их в порядке возрастания: капля, лужа, родник, ручей, озеро, река, море, океан. 5) рассказ учителя озагрязнение океанов и показ презентации Стимулирует активное участие всех детей в поисковой деятельности при дискуссии по вопросу напишите «Каковы причины загрязнения воды на Земли в ?»
6)Предлагает ученикам рассказать о результатах выполнения работы.
|
1)Парой рисуют рисунок и составляют правила поведения на пляже ( играет музыка шум воды)
2) Физ . минутка
3) решают задачи. Обсуждают в группах и индивидуально, обосновывают выбор своего решения или несогласие с мнением других. (Р,К ,П)
Объясняют, анализируют, формулируют.(П,Р,К)
4) игра
Дают развернутый ответ, обобщают информацию. (К, Р)
5) просмотра презентации и записать причины загрязнения океанов
6) дети читают причины загрязнения |
|
Этап 6. Рефлексия (итог урока) | Научить детей анализировать свою работу | Формулирует выводы, выставляет оценки за работу на уроке - А теперь послушайте стихотворение Найдите в стихотворении что нам вода даёт - зачем вода должна быть чистой - почему мы должны беречь воду
« Береги воду»
Вода- это то, что всем жизнь нам дает. Что силы и бодрости нам придает. Кристально чиста или очень грязна. В любом состоянье полезна она. Где водится грязь, там лягушки живут. Для них лишь в болоте покой и уют. Для нас же вода должна чистою быть, Что б мы не боялись и мыться, и пить. Не менее, впрочем, полезна вода Которая в виде замерзшего льда. Она охлаждает, морозит, бодрит. И в зной нам прохладу и радость дарИт. Давайте же воду все будем беречь. От трат неразумных ее все стеречь. Иначе закончится может вода, И жизнь на планете затихнет тогда. ©
2)-ребята а теперь продолжите предложения
| 1)Дети читают и отвечают на вопросы
Определяют степень продвижения к цели (Р,Л,П) -
2) продолжают предложения На уроке я узнал…… На уроке я делал… На уроке мне было интересно…. На уроке мне было трудно… Я бы ещё хотел узнать |
|
Этап 6. Домашнее задание |
| Комментирует д/з : §11, повторить тему «Земля во Вселенной» | Записывают домашнее задание |
|
Примечание: (Л)-личностные УУД; (Р)-регулятивные УУД; (П)-познавательные УУД; (К)-коммуникативные УУД.