Педагогическая копилка

Белякова Анастасия Дмитриевна

Материалы, конспекты занятий, развлечений и другое

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад №92»

Экологический проект  

«Эколята-дошколята говорят вам всем, ребята: «Осень -чудная пора! Всем дубки сажать пора!»

Проект подготовили и провели: воспитатель Чернышева Ирина Анатольевна, воспитатель Белякова Анастасия Дмитриевна.

Паспорт проекта

Возраст детей: 4-6 лет.

Вид проекта: групповой, познавательно-исследовательский, творческий, практический.

Участники проекта: дети средней группы «Лукошко», старшей группы «Веснушки», воспитатели , родители группы, музыкальный руководитель.

Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Продолжительность проекта: среднесрочный.

Срок реализации: 10 сентября – 6 октября 2016 г, апрель-май 2017г (наблюдение и уход за взошедшими молодыми дубками, посаженными осенью молодыми деревьями – кленами, дубками).

Форма проведения: дневная (в рамках проведения НОД)

Проблема проекта

В преддверии 2017 года – года экологии, а также имеющимися глобальными экологическими проблемами в мире и в нашей стране, недостаточным развитием у детей и взрослых экологического воспитания и поведения требует работы воспитателя над повышением экологической культуры.

Актуальность проекта

Глобальные экологические проблемы современности, бесконтрольная вырубка лесов, недостаток чистого воздуха, загрязненность водоемов, загазованность городов  – все это требует от педагогов работы над привитием детям любви к родной природе, нравственному отношению к природе, правильному поведению, оказанию посильной помощи природе, и осень для этого – одно из благоприятных времен года для работы над вышесказанным, в том числе и для посадки новых деревьев.

Цель проекта: воспитание экологической культуры дошкольников, озеленение групповых участков ДОУ.

Задачи проекта:

  1. продолжать формировать умение отличать объекты живой природы от неживой;
  2. закрепить знания детей об осени как времени года (характерных осенних изменениях в живой и неживой природе);
  3. уточнить представления об осенних изменениях в жизни растений;
  4. воспитывать бережное отношение к природе;
  5. способствовать развитию познавательной активности, мышления, воображения, фантазии, творческих способностей и коммуникативных навыков;
  6. развивать физическую активность, подвижность, ловкость, быстроту, реакцию на смену событий;
  7. развивать связную речь;
  8. формировать основы экологической культуры дошкольников через практическую деятельность с объектами природы, наблюдение, исследовательскую работу.

Этапы проектной деятельности.

Подготовительный этап:

-подбор методической литературы;

-формулировка целей и задач проекта;

-разработка плана мероприятий;

-разработка конспектов занятий, наблюдений, бесед, подготовка сценария праздника осени.

-подготовка для родителей стенда «Золотая осень», оформление тематических уголков в группах, украшение зала к празднику;

-проведение конкурса творческих работ родителей и детей из природного материала «Осенняя фантазия».

Практический этап

- беседы о смене времен года, наступлении осени (подготовка конспектов  и проведение НОД в средней и старшей группах);

-чтение произведений об осени для старшей группы: И. Соколова-Микитова «В осеннем цветистом лесу», И. Бунина «Лес словно терем расписной…», А.С. Пушкина «Унылая пора…», А.К. Толстого «Осень», М. Гумилевской «Почему осенью желтеют листья», Г. Скрепидского «Осенние дожди», П. Тимофеева «Торжество  птичьей братии», Ф. Тютчева «Пустеет воздух…»;   для средней группы: И. Бунина  «Листопад», А. Майкова «Осенние листья по ветру кружатся», И. Токматовой «Ветрено», А.Пушкина «Уж небо осенью дышало», А. Плещеева «Скучная картина», русская потешка «Зайчишка-трусишка», Ю.Тувима «Овощи».

-посещение библиотеки в средней группе, проведение НОД на тему «Осень»;

-изучение дидактического материала «Деревья и листья»;

-рассматривание, с дальнейшей беседой, картин в старшей группе И. Грабаря «Сентябрьский снег», И.И. Левитана «Осень», Г. Смехова «Поздняя осень»;

-посещение старшей группой художественного музея, проведение НОД на тему «Как великие художники отражают свое настроение, миропонимание посредством живописи»;

-чтение, заучивание наизусть пословиц, поговорок, загадок, стихов об осени;

-выставки детских рисунков, поделок, аппликаций в старшей группе: «Корзинка с грибами», «Осеннее дерево», «Ежик под березой», «Мухоморы под деревом», «Осеннее дерево моей мечты», «Кувшин с осенними листьями и гроздья рябины», в средней группе «Осеннее дерево», «Рябиновая веточка», «Грибы в лукошке», «Мухомор», «Кленовый листочек», «Лисичка-сестричка».

-проведение экскурсии в средней и старшей группах в осенний парк: наблюдение и кормление уток в природной среде, беседа о бережном отношении к живой природе; наблюдение за осенними изменениями в неживой природе (изменение на реке, земле, изменения цвета неба, формы облаков, снижение температуры воздуха, солнце опустилось ниже над уровнем горизонта, выпадение осадков осенью, наблюдение за дождем);

-закрепление знаний об отличиях  и сходствах между деревьями, кустарниками, травами; наблюдение за осенними цветами; умение отличать разные породы деревьев (береза, лиственница, клен, рябина, ель, дуб); знакомство с частями растений, проведение беседы на тему «Образование тени»; наблюдение за ветром;

-проведение подвижных и дидактических игр на экскурсии «Природа и человек», «Бездомный заяц», «Назови растение с нужным звуком», «Что растет в лесу», «Охотник и заяц», «Мяч вверху».

-Сенсорное развитие: сбор и рассматривание природного материала (листьев деревьев, желудей); отбор проросших семян дуба для посадки деревьев на участке ДОУ;

-труд на участке: средняя группа – наблюдение, уход, сбор урожая в огороде. Старшая группа – уборка опавшей листвы и яблок;

-подготовка природного материала (помывка, просушка, отбор, калибровка желудей, деление их на дольки), -посадка семян дуба детьми на территории сада, присоединение к акции «Живи, лес!» (посадка на территории ДОУ совместно с воспитанниками и воспитателями, работниками лесничества, членом Государственно Думы деревьев –кленов, дубов).

Заключительный этап

-обобщающая НОД в  обеих группах «Осень – чудная пора!»

-проведение осенних праздников: в средней группе «Вот и осень к нам пришла!», в старшей группе «Осенний бал»;

- выполнение коллективной работы – панно «Осенний букет в вазе».

Итог проекта

В ходе проекта воспитанники старшей и средней групп ДОУ расширили и обогатили свои знания в области экологической культуры. Стали лучше понимать и чувствовать природу, эмоционально реагировать на ее красоту, осознали то, что природа нуждается в помощи человека.

Знания детей о правилах поведения в природе расширились.

В ходе реализации проекта у детей шло активное развитие во всех пяти образовательных областях. В процессе НОД работали все пять органов чувств детей. Воспитанники стали лучше высказывать свои чувства, мысли, их речь стала более активной и правильной.

Познавательная деятельность детей активизировалась.

Список методической литературы:

  1. Бондаренко В.М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет;
  2. Вохринцева С. Познавательно-речевое развитие детей. Деревья и листья;
  3. Горькова Л.Г. , Кочергина А.В., Обухова Л.А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию;
  4. Запартович Б.Б., Криворучка Э. Н., Соловьева Л.И. С любовью к природе;
  5. Карпухина Н.А. Чтение художественной литературы. Коммуникация в средней группе детского сада;
  6. Кобзева Т.Г., Холодова И.А., Александрова Г.С. Организация деятельности детей на прогулке.  Старшая группа, 2015г;
  7. Кобзева Т.Г., Холодова И.А., Александрова Г.С. Организация деятельности детей на прогулке.  Средняя группа, 2015г;



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение «Детский сад №92»

Конспект открытого мероприятия

посвященного году экологии и Дню Книги

По страницам Красной Книги

 нашего края

                

Подготовили:

Воспитатель Белякова А.Д.

Заведующий: Пискунова М.В.

Иваново, 2017

Содержание

Актуальность                                                                                3

Вводная часть                                                                               5

Основная часть                                                                             6

Заключительная часть                                                                10

Список литературы                                                                     11

Актуальность

        2017 год – объявлен годом экологии в России. Только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей смогут вывести нашу планету из катастрофического состояния.  

       Экологическое воспитание значимо с позиции личности ребенка. Правильно организованное, систематически осуществляемое в образовательный учреждениях экологическое воспитание оказывает интенсивное влияние на его ум, развитие, чувства, волю.

На основе приобретенных знаний у дошкольников формируются такие качества, реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относится ко всему живому.

      В рамках проведения Дня Книги, знакомство дошкольников с Красной Книгой родного края, послужит формированию экологической культуры, расширению знаний о флоре и фауне родного края, нуждающихся в защите, привитию любви к природе. А выбранная нами форма организации мероприятия – познавательная викторина, позволит заинтересовать каждого воспитанника.

Возраст детей: средняя группа

Задачи образовательных областей:

Познавательное развитие: формирование представлений о значимости Красной книги, знаний о видах флоры и фауны родного края, нуждающихся в охране, формирование познавательного интереса к научной литературе, развитие мышления.

Социально-коммуникативное развитие: воспитание экологической культуры, правил поведения в природе, любви и заботы к живому, формирование навыков общение со сверстниками и взрослыми, формирование благоприятной эмоциональной среды для развития ребенка.

Речевое развитие: обогащение словарного запаса, активизация активной речи, развитие связанной, грамматически правильно поставленной речи, развитие фонематического слуха.

Художественно-эстетическое развитие: развитие творческого воображения, становление эстетического восприятия к окружающему миру.

Физическое развитие: снятие общего мышечного напряжения, развитие ловкости, быстроты, координации, развитие реакции.

Предпосылки УУД: умение узнавать и называть объекты, умение сравнивать, выделять из множества, обобщать, умение отвечать на вопросы, общаться со сверстниками и взрослыми.

Оборудование для педагога:  дидактическое пособие «Красная книга», презентация, комнатное растение «Мухоловка».

Музыкальное сопровождение: «Почему на голове не растут цветочки», С. Крылов; «Зайцы делают зарядку», М. Гаур; «Полет шмеля», П. Дранга; презентация; комнатное растение «Мухоловка»; звуки животных.

Оборудование для детей: дидактическое пособие «Красная книга», карточки – изображения редких животных и растений, цветы из бумаги, клей, карточки «Знаки природы», стенды с красными и зелеными квадратами.

Форма работы: групповая

Виды детской деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, двигательная, продуктивная.

Вводная часть

Дети под музыку «Почему на голове не растут цветочки», (С. Крылов) входят в зал.

Ведущий: Здравствуйте, дорогие ребята! Мы рады видеть вас в этом зале! Скажите, пожалуйста, любите ли вы книжки? Сегодня, мы предлагаем  отправиться в путешествие по страницам книги, но не обычной, а очень важной книги!

Охраняется этой книгой

Много редких животных и птиц.

Чтобы выжили те, кого мало,

Нужно их очень беречь!

Необходимая и важная

Называют эту книгу ….  (дети: Красная!)

https://pp.userapi.com/c637931/v637931062/32465/GfkfGDquFMk.jpg

Рис.1 Дидактическое пособие «Красная книга»

Основная часть

Воспитатель: 

-По страницам Красной книги нашего края мы будем сегодня путешествовать, но чтобы быть готовым к приключениям необходимо  как следует размяться!

Музыкальная разминка: М.Гаур «Зайцы  делают зарядку»

Проигрыш: И.П. – ноги вместе, руки на поясе; «пружинка»,

1 куплет: Зайцы встали по-порядку, зайцы делают зарядку.

               Саша тоже не ленись, на зарядку становись.

        (упражнение для шейного отдела – «наклоны головы»)

                Припев: Прыг-скок, руки вверх,

                    (два прыжка, два хлопка над головой)

                Прыг-скок, руки вниз

                    (два прыжка, два хлопка по коленям)

                А теперь давай дружок подтянись.

                 (встать на носочки, поднять руки вверх) (2 раза)

2 куплет: Рядом ежик травку топчет, заниматься с нами хочет,

                      (ходьба на пяточках)

              Будем с ежиком шагать выше ноги поднимать.  

                   (марш на месте)

Припев: Топ-топ, шаг вперед, топ-топ, шаг назад,

                (два притопа, шаг вперед, два притопа, шаг назад)

                А теперь в ладошки хлопнуть, встали и стоять.  

                    (три хлопка в ладоши) (2 раза)

Ведущий:

- И сейчас мы отправляемся на первую страничку, которая подготовила для каждой команды задание. На экране представлены по четыре изображения. На каждой из этих картинок одно из четырех изображений  является лишним. Внимательно посмотри на картинки и определи, какая картинка,  является лишней.

  1. Ворона, голубь, клевер белый, воробей;
  2. Белка, мышь, еж, беркут;
  3. олень, кузнечик, оса, муравей;
  4. Липа, береза, фиалка луговая, ель.

                https://bulk2.destructoid.com/ul/208325-header-t.jpghttp://img.jhf.ru/news/200/1b/7a/9fd283b8d953d52efafc7d10a1ff.jpghttp://img3.wikia.nocookie.net/__cb20151216164038/warscatsfunbooks/ru/images/thumb/c/c1/%D0%9C%D1%8B%D1%88%D1%8C_%D0%BB%D0%B5%D1%81%D0%BD%D0%B0%D1%8F.jpg/130px-53%2C404%2C0%2C310-%D0%9C%D1%8B%D1%88%D1%8C_%D0%BB%D0%B5%D1%81%D0%BD%D0%B0%D1%8F.jpghttps://im1-tub-ru.yandex.net/i?id=96a43a1ca52d1f15ddb29d6a65333e8b-l&n=13

http://cs01.services.mya5.ru/CwABAIQAeAFa_8P7Dw/Dw1p8ECgiNqO49Sf29ZXOA/sv/image/5d/a4/dc/175438/50/158543754_aaa.jpg?1441608173http://assets.change.org/photos/6/iy/rq/WmIyrqLNKVTjfAB-1600x900-noPad.jpg?1469117188http://cs620823.vk.me/v620823541/1a799/ODWNkU0DN4g.jpghttp://1600x1200-nature-wallpapers.com/wallpapers-birds/birds-of-prey/thumbnails/birds-of-prey-52.jpg

                        

Рис.2 Этап «Выбери лишнее»

Дети выбирают картинки и объясняют свой выбор.

Ведущий:

-Выбранные вами растения и животные на  картинках занесены в Красную книгу нашего края и нуждаются в защите, так как их осталось очень мало.

Ведущий предлагает командам прикрепить выбранные картинки в книгу.

Ведущий:

- Следующая страничка нашего путешествия отправляет нас в «Мир звуков». Задача команд по звуку определить  название животного.

После отгадывания ведущий иллюстрирует изображения названных животных.  Команды прикрепляют их в книгу: зеленый дятел, бурый медведь, сыч мохноногий, сизая чайка.

Ведущий:

-А мы попадаем на страничку «В гости к веселому шмелю».

Ведущий демонстрирует изображение. 

- Веселому шмелю и его семье  необходимо опылять цветы.  И сегодня они предлагают нам помочь им.

Эстафета «Веселый шмель» (под музыку «Полет шмеля», Петр Дранга). Перед участниками выложены дорожка из цветов, их задача, перепрыгивая с цветка на цветок, перебраться на другую сторону дорожки. Команда, прибывшая первой, прикрепляет изображение шмеля мохового в книгу.

https://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=27b3435c02591013d4a4360b7428ff38-l&n=13

Рис.3 Шмель моховой

Ведущий:

-Молодцы, ребята. Мы прилетели на страничку под названием «Знаки природы». Для того, что бы всем животным и растениям в лесу хорошо жилось, гостям, пришедшим к ним в лес необходимо соблюдать правила поведения. Перед вами на столах разложены знаки с изображением правил поведения на природе и клей, а на стендах круги красного цвета и зеленого, необходимо приклеить запрещающие  знаки и разрешающие.

Как вы думаете на круги какого цвета нужно приклеить запрещающие знаки (разрешающие) ?

Дети выполняют задание и комментируют получившийся результат.

http://previews.123rf.com/images/lenm/lenm1109/lenm110900052/10560247-Illustration-of-Kids-Cleaning-up-a-Camp-Stock-Photo.jpghttps://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=cc4bb5ca60382d525acc517db0181e92-l&n=13https://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=bd66e28112f8c1c84dc6e0d9d709c976-l&n=13

Рис. 4 «Знаки природы»

Ведущий:

-А знаете ли вы, дорогие путешественники, что существуют необычные растения, которые питаются мелкими животными: «Растения-хищники» (ответы детей)?

Ведущий демонстрирует детям комнатное растение «Мухоловка».

-Когда, насекомое садиться на растение, ловушка захлопывается.

Подвижная игра «Мухоловка»  Дети одной команды встают в круг и поднимают руки вверх, образуя ворота – они мухоловка. Вторая команда – мухи, которые летают под воротами в разных направлениях, по окончании музыки руки опускаются – мухоловка «захлопывается». Дети, которые, оказались внутри занимают место в круге. Затем команды меняются ролями.

Ведущий:

-Молодцы, ребята. А в Красную книгу нашего края занесено растение-хищник, которое называется Росянка. На его листьях выделяется липкая жидкость, к которой прилипают мелкие насекомые.

Ведущий демонстрирует картинку на экране. Дети закрепляют ее в книге.

http://mandarin-shop.ru/images/cms/data/hishnie/rosyanka/k102.jpghttp://cveti-rasteniya.ru/wp-content/gallery/venerina-muholovka/11.jpg

 Рис.5 Росянка английская                             Рис.6 Венерина мухоловка

Заключительная часть

Ведущий:

-На этом наше путешествие  заканчивается. Мне очень понравилось с вами путешествовать. Давайте, подойдем к нашей книге, и еще раз назовем растения и животных, которые нуждаются в защите.

Все участники викторины получают памятные медали.

https://pp.userapi.com/c837527/v837527062/25bea/dAq8_N3MERU.jpg

 

 

  Рис.7 Памятные медали

 

                 

           

Список литературы:

  1. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! Экологические проекты. ФГОС, - 2016г.
  2. Масленникова О.М. Экологические проекты в детском саду, - 2015г.
  3. Красная Книга Ивановской области. Том 1. Животные, - 2007г.
  4. Красная Книга Ивановской области. Том 2. Растения и грибы, - 2010г.
  5. Роль игры в экологическом воспитании детей дошкольного возраста. Режим доступа: http://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2013/09/18/rol-igry-v-ekologicheskom-vospitanii-detey-doshkolnogo [13.03.2017]
  6. Дидактические игры для дошкольников в рамках изучения Красной Книги. Режим доступа: https://educontest.net/ru/90606/комплект-дидактических-игр-для-детей/ [13.03.2017]


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проект во второй младшей группе «такие разные профессии» МБДОУ № 92, воспитатель: Белякова А. Д., г.Иваново .

Слайд 2

Цель проекта: з накомство детей с разными видами профессий, формирование знаний о деятельности и значимости данных профессий, знакомство с профессиями семьи.

Слайд 3

Задачи: - формирование представления о труде, разных видах профессий; -формировать интерес к профессиям семьи, их видам работ; -развивать социально- комммуникативные навыки общения со сверстниками, родителями, формирование навыков работы в группе; -развитие речи, обогащение словарного запаса, формирование связанной речи; -развитие мелкой моторики рук, укрепление общего физического состояния; -развитие художественных способностей, воображения, творчества детей, развитие музыкальных навыков, прививание любви к музыке.

Слайд 4

Сроки реализации проекта: к раткосрочный (11.04 – 22.04.2016г) Тип проекта: п ознавательный, исследовательский, творческий, игровой. Участники проекта: -воспитанники; -воспитатель; -родители; -музыкальный руководитель.

Слайд 5

Актуальность проекта: В младшем возрасте важное значение имеет формирование первоначальных представлений о взрослом мире людей, их труде, существовании разных профессий. Знакомство детей с профессиями семьи способствует формированию социально-коммуникативных качеств, развитию мышления и воображения ребенка.

Слайд 6

Предварительная работа: - поиск и подготовка необходимого материала; подготовка родительского собрания для осуществления помощи в реализации проекта; Подготовка заключительного музыкального открытого занятия.

Слайд 7

На начальном этапе были проведены следующие виды работ: подобраны игровые занятия для знакомства с разными видами профессий; п одобраны виды пальчиковой гимнастики, физкультминуток, стишков; в ыполнен макет «Ферма»; п ошиты костюмы врача и повара; в ыполнен сбор фотографий родителей с места их работы.

Слайд 8

Первые шаги в профессии: -знакомство детей с различными видами профессий; -иллюстрация картинок «Профессии»; -знакомство с профессией повар; -игра с мячом «Из манки каша – манная…», -Знакомство с видами круп, выполнение аппликации из круп.

Слайд 9

Знакомство с профессиями машинист и летчик, шофер: -иллюстрация изображений; -игра «Машинист» -физкультминутка «Летчик» -игры с предметами «Что лишнее».

Слайд 10

Знакомство с профессией фермер: -иллюстрация макета «Фермер»; -формирование представлений о работе фермера; -обобщение и закрепление знаний о домашних животных; -пальчиковая гимнастика «Две свинки в загоне у фермера жили..»; -выполнение аппликаций.

Слайд 11

Знакомство с профессией космонавт: -иллюстрация книг «Космос», «Наша планета»; -игра «Путешествие в космос»; з накомство с праздником «День космонавтики»; -выполнение творческих работ.

Слайд 12

Знакомство с профессиями семьи и профессией репортер: -рассматривание фотографий родителей на месте работы; -знакомство с профессией репортер, проведение интервью на тему «Кем работают ваши родители?», - Создание стенгазеты для родителей «Интервью – Профессии мамы и папы»

Слайд 13

Заключительный этап проекта: ПРАЗДНИК ПРОФЕССИЙ



Предварительный просмотр:

Анализ влияния метода проблемно-игровой ситуации на создание мотивации и заинтересованности дошкольников во время проведения НОД

Современные требования к развивающему обучению в период дошкольного детства диктует необходимость создания новых форм игровой деятельности, при которых сохранились и синте­зировались бы элементы познавательного, учебного и игрового общения, одна из таких форм условно названа игровой проблемно-практической ситуацией.

     Игровая проблемно-практическая ситуация создает «препятствие» или особые условия, ко­торые не позволяют ребенку привычным путем организовать собственную деятельность.

Применяя метод проблемно-игровой ситуации у дошкольников повышается мотивация, интерес к непосредственной образовательной деятельности, а так же повышаются результаты усвоения новых умений и навыков.

График заинтересованности дошкольников к проведению НОД (за период с 12.04.17 – по 29.05.2017г)

Данные собирались и обрабатывались на основе опроса дошкольников и наблюдений воспитателя за результативностью НОД.

-        появление у детей понимания необходимости знаний при решении нестандартных практических ситуаций;

-приобретение детьми познавательного и практического опыта реализации поисковой деятельности; отработка алгоритма поискового поведения;

-усвоение познавательной информации не про запас, а с целью регуляции игровых и учебно-практических действий;

-развитие эвристического мышления;

-возникновение и «вкуса» к процессу познания.