Главные вкладки
Сергеева Ульяна Алексеевна
Родительское собрание в 1 классе
ТЕМА: «Мотивы учения младших школьников»
Задачи: рассказать родителям о влиянии мотивов на характер учебной деятельности; познакомить с классификацией мотивов учения; дать рекомендации по формированию внутренней мотивации.
Мотивация обучения школьника.
«Учение - это серьезный труд,
требующий организованности,
дисциплины, волевых усилий
со стороны ребенка».
В. А. Крутецкий
Беседуя с вами, уважаемые родители, я слышала такие высказывания: «Не хочет идти в школу», «Не хочет делать уроки», «Пока не скажу, не сделает», «Не проконтролирую, не выполнит», и т.д. и т. п. Это не удивительно. Все чаще и больше приходится делать то, что надо, а не то, что хочется. Исходя из этого, я решила посвятить это родительское собрание изучению мотивации учения школьника. Говоря научным языком, мотивация - это совокупность факторов, определяющих поведение. Это понятие описывает отношение, существующее между действиями и причинами, которые его объясняют.Проще говоря, мотивация - это отношение школьника к учению. Как же развиваются отношение к учению?
Динамика отношения к учению.
Правильное отношение к учебе формируется у младших школьников далеко не сразу. Семилетние дети обычно положительно воспринимают перспективу школьного обучения. Можно даже говорить о наличии у детей о своеобразной потребности в этом. Но указанная потребность отличается характерными особенностями. Это, точнее говоря, еще не потребность в учении, овладении знаниями, умениями и навыками, не потребность узнавать новое, а потребность стать школьником, что не одно и тоже.
Потребность стать школьником сводится к желанию изменить свое положение маленького ребенка, подняться на следующую ступень самостоятельности, занять положение «старшего» «занятого» члена семьи. Если спросить первоклассника, вскоре после 1 сентября, что ему особенно нравится в школе, он чаще всего ответить так: «Как учительница учила руку поднимать», «Как мы завтракали».
Но вот проходит некоторое время, и ученик обнаруживает, что учение- это не новая игра, а труд, требующий усилий, напряжения, самоограничений. Приходится делать не то, что хочется, а то, что надо. Если ко всему этому ребенок не привык, если он пользовался дома излишней свободой, родители не требовали строго соблюдения режима, то у него часто наступает разочарование, возникает отрицательное отношение к учению.
Родители должны мягко, но настойчиво приучать школьника к новому режиму жизни, внушать ему мысль, что учение не праздник, не игра, а серьезная напряженная работа, однако очень интересная, т.к. позволит узнать много нового, нужного.
Вскоре после начала обучения важнейшим мотивом учения школьника постепенно становится стремление получить одобрение, похвалу учителя и родителей, желание не огорчать родителей.
В дальнейшем высокие отметки становятся важнейшим мотивом учения. Хорошо ли это? Психологи провели интересный эксперимент: через некоторое время после проведения контрольных работ они задавали младшим школьникам вопросы: «Какую отметку ты получил?», «Какие допустил ошибки?», «Как ты их исправил?». Оказалось, что свои отметки помнят все ученики без исключения. Ошибки свои запоминали лишь пятая часть, а то, как их исправил, еще меньше. Получается, что вначале ученики вообще не помнят значения отметки, а когда начинают понимать, отметка у них заслоняет все. Отметка становится самоцелью учения.
Сначала у первоклассника формируется интерес к самому процессу учебной деятельности, без осознания ее значения. В произношении звуков, написании элементов букв еще очень много от игры. Только после возникновения интереса к результатам своего учебного труда формируется у первоклассников интерес к содержанию учебной деятельности, к приобретению знаний. Ученик начинает понимать, что учение дает возможность узнать много интересного и полезного.
Вот эта основа и является благоприятной почвой для формирования у младшего школьника мотивов учения высокого общественного порядка, связанных с ответственным отношением к учебным занятиям, осознанным чувством долга.
Динамику мотивов учения младшего школьника можно схематично иллюстрировать следующими последовательными его ответами на вопрос о том, зачем надо учиться:
1. «Потому что на уроках интересно руку поднимать»;
2. «Чтобы не огорчать маму»;
3. «Чтобы пятерки получать»;
4. «Чтобы узнать много нового»;
5. «Чтобы, когда вырасту, приносить пользу людям».
Классификация мотивов учения - Две основные группы мотивов, непосредственно связанные с учебной деятельностью и не связанные.
I. Мотивы, заложенные в самой учебной деятельности:
1) мотивы, связанные с содержанием учения: ученика побуждает учиться стремление узнать новые факты, овладеть знаниями, способами действий, проникнуть в суть явлений и т. п.;
2) мотивы, связанные с самим процессом учения: ученика побуждает учиться стремление проявлять интеллектуальную активность, рассуждать, преодолевать препятствия в процессе решения задач, т. е. ребенка увлекает сам процесс решения, а не только получаемые результаты.
II. Мотивы, связанные с тем, что лежит вне самой учебной деятельности:
1) широкие социальные мотивы: а) мотивы долга и ответственности перед обществом, классом, учителем, родителями и т. п.;
б) мотивы самоопределения (понимание значения знаний для будущего, желание подготовиться к будущей работе и т. п.) и самосовершенствования (получить развитие в результате учения);
2) узко личные мотивы: а) стремление получить одобрение, хорошие отметки (мотивация благополучия); б) желание быть первым учеником, занять достойное место среди товарищей (престижная мотивация);
3) отрицательные мотивы: стремление избежать неприятностей со стороны учителей, родителей, одноклассников (мотивация избегания неприятностей).
Результат тестирования учащихся нашего класса.
Анализ учителем (психологом) уровня мотивации обучения каждого ученика.
Но я бы не стала целиком доверять результатам только одного теста. Чтобы объективно оценить мотивацию учения, нужно учесть мнение родителей, успеваемость соответственно возможностям учащихся, и мнение учителя, результаты труда школьника.
Несформированная внутренняя позиция школьника, низкая мотивация вызывает у ребенка трудности в обучении.
У детей с высокой мотивацией занятия, связанные с выполнением обязанностей ученика, вызывают положительные эмоции, а игры, интересовавшие ребенка в дошкольном возрасте, теряют свою привлекательность.
Бывают случаи, когда у детей более сильными остаются игровые мотиву. Это проявление в том, что во время выполнения заданий ребенок часто отвлекается, невнимателен, в то время, как в игре он может быть очень сосредоточенным.
В таких случаях нужно особое внимание уделить формированию у ребенка чувства гордости за то, что он школьник; развивать познавательные интересы и стремления овладеть школьными навыками так же, как остальные.
Далее идет анализ ответов на вопрос «Ты часто рассказываешь о школе родителям?»
Практика показывает, что низкая несформированная мотивация( нежелание учиться), чаще всего бывает в трех случаях:
Во-первых, когда ребенок в дошкольном детстве не приучен ограничивать желания, преодолевать трудности, и у него сформировалось своеобразная установка на «отказ от усилия». Поскольку школа требует от ребенка постоянных усилий, преодоления трудностей, то у него возникает активное противодействие учению. Следовательно, надо учить преодолевать трудности.
Во-вторых, активное не желание учиться встречается у тех детей, у которых заранее сформировали страх перед школой («Вот пойдешь в школу, там тебе покажут!»)
И наконец, в-третьих, у тех, которым, напротив, рисовали школьную жизнь(будущие успехи ребенка) в радужных тонах. Столкновение с реальностью в этих случаях может вызвать настолько сильное разочарование, что у ребенка возникает резко отрицательное отношение к школе. Наиболее сложным при этом является такие случаи, когда не желание учиться возникает на фоне общей педагогической запущенности ребенка. Следовательно, нужно реально оценивать способности своего ребенка.
Не секрет, что мотивация ученика связана с отношением его родителей к учебе, школе, учителю. Это отношение хорошо просматривается через читательские дневники( проводится анализ работы в читательских дневниках).
Если у вашего ребенка мотивом учения является стремление не огорчить родителей, а родители этим учением не интересуются, то соответственно мотивация не развивается, а, наоборот, опускается вниз. (Приводятся примеры из контингента класса).
Для родителей:
Поддерживайте интерес своего ребенка к учебной и познавательной деятельности (устраивайте совместные интеллектуальные игры, например разгадывание ребусов, кроссвордов).
Составьте совместно с ребенком его режим дня, и следите за соблюдением.
Проявляйте интерес не только к учебной деятельности ребенка.
В случае неуспеха ребенка не стремитесь наказать его, решайте проблему через эффективное общение с ним.
Старайтесь быть примером для своего ребенка (пусть ребенок видит, что в его семье читают художественную литературу, просматривают научно-популярные фильмы и т.п.).
Учитывайте индивидуальные возможности ребенка. По возможности проконсультируйтесь с педагогом - психологом по вопросам развития ребенка в данном возрасте.
ВЫВОД.
Семья и школа должны работать вместе, дружно. Как одна семья, без школы, не может, обучить своего ребенка, также школа, без семьи, этого сделать не может.
Доброго времени! Параллельно с данным сайтом у нашего класса есть группа в социальных сетях ВК. Родители, добавляйтесь в группу!https://vk.com/club159910573