Проект Региональной инновационной площадки АОУ детского сада № 4 "Рябинка"
В марте 2017 года Автономное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования г. Долгопрудного центр развития ребенка - детский сад № 4 "Рябинка" получил статус Региональной инновационной площадки по теме " Повышение уровня медико-педагогической компетенции родителей в системе работы по профилактике и коррекции морфофункциональных отклонений в условиях детского сада".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ryabinka.docx | 49.98 КБ |
prikaz_810_o_regionalnoy_ploshchadke.pdf | 194.81 КБ |
Предварительный просмотр:
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Начальник управления образования Директор АОУ детского сада
Администрации города Долгопрудного № 4 «Рябинка»
___________________И.В.Добрук ______________Т.С.Матвеева
«____»______________20____г. «____»_____________20____г.
Областной конкурс дошкольных образовательных организаций муниципальных образований Московской области на присвоение статуса Региональной инновационной площадки Московской области в 2017 году
Инновационный проект
«Повышение уровня медико-педагогической компетенции родителей в системе работы по профилактике и коррекции морфофункциональных отклонений у дошкольников в условиях детского сада»
город Долгопрудный
2017 г.
3.2. Содержание проекта.
3.2.1. Направление реализации проекта: Обеспечение психолого-педагогической поддержки и повышение компетенции родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
3.2.2. Название проекта: Повышение уровня медико-педагогической компетенции родителей в системе работы по профилактике и коррекции морфофункциональных отклонений у дошкольников в условиях детского сада.
3.2.3. Срок реализации проекта: 2017-2019 гг.
3.2.4. Ключевые слова: Морфофункциональные отклонения, физкультурно-оздоровительная работа, профилактика, укрепление и охрана здоровья, включение родителей в педагогический процесс.
3.2.5. Основная идея проекта: Дошкольный возраст - это важный период в развитии ребенка. Именно в этом периоде закладываются основы здоровья и долголетия, вырабатываются правильные привычки, формируется уровень выносливости и сопротивляемости организма к неблагоприятным воздействиям окружающей среды. Дошкольное образовательное учреждение - это место, в котором ребенок проводит большую часть времени, поэтому именно на детский сад ложится функция коррекции и формирования морфофункциональных показателей здоровья. Однако успешность данной работы зависит в первую очередь от взаимодействия с родителями. Разработка и внедрение инновационных методов работы с родителями, просветительская работа, участие в совместных мероприятиях, а также вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс приводят к положительным результатам в коррекции морфофункциональных отклонений у дошкольников.
3.2.6. Актуальность проблемы: По объёму промышленного производства Московская область после Москвы занимает среди регионов России второе место. В области работают десятки предприятий общероссийского значения. В Московской области развиты машиностроение и металлообработка. Производится оборудование тепловой и ядерной энергетики. На территории области особая концентрация предприятий оборонного комплекса. Таким образом, большая часть родителей имеет контакт в течение 3—4 лет с вредными химико-физическими факторами (органические химические вещества, шум, электромагнитные излучения), что приводит к морфофункциональным отклонениям здоровья дошкольников. Органами здравоохранения отмечается тенденция стремительного ухудшения здоровья дошкольников. Таким образом, существует необходимость повышения уровня медико-педагогической компетенции родителей в системе работы по коррекции морфофункциональных отклонений у дошкольников в условиях детского сада.
3.2.7. Обоснование значимости предлагаемого проекта для развития системы образования Московской области и Российской Федерации: Одна из задач, на решение которых направлен федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, это охрана и укрепление физического и психического здоровья дошкольников. В условиях природно-социальной и экологической ситуации Московской области проблематика детского здоровья приобретает глобальный характер. Морфофункциональные отклонения не могут позволить ребенку полноценно осваивать школьную программу, выдерживать школьные нагрузки и мероприятия. Таким образом, на дошкольные образовательные учреждения совместно с органами здравоохранения ложится функция формирования морфофункциональных признаков здоровья, что приводит к необходимости разработки системы коррекции морфофункциональных отклонений у дошкольников, выпуску методических рекомендаций и практических пособий для педагогов дошкольной образовательной организации и родителей дошкольников.
3.2.8. Новизна проекта:
1. Привлечение родителей к участию в работе опытно-экспериментальной площадки по изучению морфофункциональных отклонений у дошкольников и разработки системы их коррекции.
2. Включение родителей различных специальностей, связанных со здоровьем человека, в воспитательно-образовательный процесс с целью ознакомления детей со здоровьесберегающими приемами, используемыми в быту.
3. Создание оздоровительно-просветительских клубов для родителей на базе детского сада, помогающих родителям создать дома благоприятную среду для гармоничного физического и психического здоровья.
3.2.9. Цель проекта: Разработка и внедрение в систему дошкольных образовательных учреждений инновационных методов работы с родителями дошкольников, способствующих повышению уровня их компетенции в вопросах профилактики и коррекции морфофункциональных отклонений.
3.2.10. Ключевые задачи проекта:
- продолжить работу опытно-экспериментальной площадки по изучению особенностей и путей коррекции морфофункциональных отклонений у дошкольников в условиях детского сада;
- создать условия для овладения педагогами новыми образовательными технологиями и методами работы с родителями, способствующими повышению их компетентности;
- разработать систему работы с родителями по повышению уровня их медико-педагогической компетенции;
- включение родителей, профессионально связанных со здоровьем специальностей, в воспитательно-образовательный процесс.
3.2.11. Ожидаемые результаты проекта:
- Создание системы продуктивного взаимодействия между участниками коррекционно-образовательного процесса;
- Совершенствование программно-методической базы по профилактике и коррекции морфофункциональных отклонений у дошкольников;
- Разработка программы повышения уровня медико-педагогической компетенции родителей в вопросах профилактики и коррекции морфофункциональных отклонений, а также системы родительского включения в воспитательно-образовательный процесс;
- Улучшение материальной базы ДОУ для реализации проекта;
- Расширение возможностей для участия в разнообразных семинарах, форумах, как педагогов, так и родителей.
3.2.12. Ожидаемые эффекты проекта:
- Развитие профессионального взаимодействия педагогов и родителей для обмена инновационным опытом между другими дошкольными заведениями города.
- Повышение уровня компетентности педагогов и родителей в работе по профилактике и коррекции морфофункциональных отклонений у дошкольников в условиях детского сада;
- Активное развития профессионального роста педагогического коллектива, создание единой команды «Педагоги-родители дошкольников»
- Формирование культуры здорового образа жизни в семьях воспитанников, повышение уровня здоровья детей.
3.2.13. Ожидаемая практическая значимость предлагаемого проекта для системы образования Московской области:
- Создание банка методических разработок для распространения проекта среди дошкольных образовательных организаций города.
- Повышение компетенции педагогических кадров дошкольного учреждения, комплексных характеристик качества образовательной деятельности и подготовки воспитанников, степень их соответствия федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, запросам и потребностям государственной политики в сфере дошкольного образования.
- Развитие системы оздоровительных клубов родителей в системе дошкольных образовательных организаций города и области.
3.2.14. Календарный план реализации проекта с указанием сроков реализации по этапам:
N | Этап | Наименование мероприятия | Краткое конкретное описание содержания мероприятия | Сроки или период (в мес.) | Ожидаемые результаты | Предшествующие мероприятия | Исполнители | Механизм контроля | Создаваемые объекты интеллектуальной собственности |
1. | Организационный | Подготовка к планированию, разработке и внедрению проекта. Изучение опыта работы с родителями образовательных учреждений города. | Изучение и анализ методической литературы. Анализ ресурсного обеспечения, возможных рисков и способов их преодоления. Создание инициативной группы. Разработка и утверждение Положений о ведении инновационной деятельности и инициативной группе. Установление взаимосвязей с заинтересованными организациями и социальными партнерами. | 04.2017 – 06.2017 | Выработка целей и задач педагогической деятельности в рамках инновационного проекта. Изучение нормативно документов, регламентирующих деятельность дошкольной образовательной организации по коррекции морфофункциональных отклонений в условиях детского сада. | Анкетирование воспитателей и родителей. Педагогический совет «Взаимодействие с семьями воспитанников по коррекции морфофункциональных отклонений. Проблемы и вопросы» | Директор Заместитель директора по ВМР Педагог-психолог Детский специалист по лечебно-профилактической работе | Анализ документации, методического сопровождения проекта | Памятки для воспитателей «Использование нестандартного коррекционного оборудования в режиме дня». Памятки для родителей «Массажные коврики» |
2. | Основной практический | Методическая работа с педагогами | Консультации: «Формы взаимодействия с семьями воспитанников» «Как повысить интерес родителей к участию в воспитательно-образовательном процессе» «Использование лучших традиционных и нетрадиционных здоровьесберегающих технологий» «Взаимодействие с родителями по формированию здорового образа жизни семьи» «Совместная работа образовательной организации и родителей по созданию клубов здорового образа жизни» Мастер-классы: «Организация досуговой деятельности для семей воспитанников» «Инновационные формы проведения родительских собраний» «Профилактика морфофункциональных отклонений у воспитанников дошкольной образовательной организации» Семинары-практикумы: «Принципы построения содержания образовательного процесса в ходе взаимодействия с семьями воспитанников по вопросам укрепления и охраны здоровья детей» «Взаимодействие с семьями – условие успешной работы по формированию у детей здорового образа жизни» «Инновационная развивающая среда дошкольной образовательной организации в системе работы по коррекции морфофункциональных отклонений у детей» «Новые образовательные технологии и методы работы по повышению психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах охраны и укрепления здоровья детей» Педагогические советы: «Осуществление интеграции специалистов дошкольной образовательной организации и воспитателей, направленной на физическое и психическое развитие детей» «Инновационные формы работы с родителями» «Семья и дети. Проблемы и вопросы» (дискуссионный круглый стол) «Взаимодействие педагогов и родителей в сохранении психического и физического здоровья детей» Мультимедийные презентации: «Совместные праздники с родителями» «Мы и наши дети. Растим здоровое поколение» «День открытых дверей в родительском клубе «Академия здоровья»» «Тропа здоровья» «Закаливание» «Предметно-пространственная среда для коррекционной работы в дошкольной образовательной организации и дома» Представление опыта работы на городских методических объединениях, на сайте детского сада, публикации в средствах массовой информации. Создание мини-библиотеки «Дружная семья» «Здоровая семья» | 2017-2019 | Улучшение способностей педагогической системы детского сада достигать высокого качества взаимодействия с родителями. Активизация родительской общественности в воспитании у дошкольников здорового образа жизни. | Создание банка данных по коррекции морфофункциональных отклонений у дошкольников. Обновление предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации. | Заместитель директора по ВМР Воспитатели Инструктор по физической культуре Педагог-психолог Музыкальный руководитель Детский специалист по лечебно-профилактической работе | Монито- ринг внедрения проекта | Картотеки консультаций, мастер-классов, семинаров-практикумов по инновационной деятельности |
Просветительская психолого-педагогическая работа с родителями | Консультации: «Изучение, обобщение и распространение положительного опыта семейного воспитания» «Играйте с ребенком» «Ключи-подсказки родителям по профилактике и коррекции морфофункциональных отклонений у дошкольников» «Закаливающие мероприятия» «Формула здорового ребенка: движение + движение» «Виды спорта, рекомендуемы для детей с морфофункциональными отклонениями развития» Мастер-класс: «Полезная гимнастика» Родительские собрания: «Здоровье детей в наших руках» «Здоровье – это психофизическая гармония» «Здоровьесбережение как залог успешности ребенка» «Физкультурно-оздоровительная работа в дошкольной образовательной организации с участием семей воспитанников» «Что я знаю о своем ребенке» Семейный консультационный клуб «Академия здоровья» - общение родителей со специалистами: логопедом, дефектологом, музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре, медицинской сестрой детской поликлиники, детским специалистом по лечебно-профилактической работе, массажистом. Совместные праздники: Дни здоровья, совместные спортивные досуги. Предоставление родителям возможности попробовать себя в роли «коллективного педагога» (проведение родителями занятий по познавательному развитию «Здоровый образ жизни») Тесное сотрудничество с Родительским комитетом, координация совместной деятельности. Привлечение родителей к подготовке и организации совместных мероприятий с обществом инвалидов «От сердца к сердцу». Изготовление подарков и организация гуманитарной помощи Благотворительному фонду «Сила Веры». | Сознательное желание родителей участвовать системе работы по профилактике и коррекции морфофункциональных отклонений | Создание банка данных о семьях воспитанников. Создание семейного клуба «Академия здоровья». Расширение информационного пространства. | Заместитель директора по ВМР Воспитатели Инструктор по физической культуре Педагог-психолог Музыкальный руководитель Детский специалист по лечебно-профилактической работе | Буклет «Как сохранить здоровье в семье» | ||||
Организация непосредственной организованной образовательной деятельности с детьми | Познавательные эвристические беседы: «Семейные секреты здоровья» «Семейные традиции по здоровьесбережению» «Как мы отдыхаем» «Все профессии важны». Физкультурные досуги: «День семьи» «Веселые старты» «Папа может все, что угодно..», «День защиты детей» «День инвалидов в России». Непосредственная организованная образовательная деятельность: «Моя здоровая семья» «Ярмарка спортивных талантов». Спортивные праздники «Папа, мама и я – спортивная семья», «Я и папа – чемпионы» «Всей семьей со спортом дружим». Игровые обучающие ситуации: «Сестренка заболела» «Если бабушка устала» «Поможем папе». Выпуск стенгазеты «Будь здоров!» | Сформированность у детей представлений о семье и семейных традициях по созданию здорового образа жизни. Умение и желание отражать свои знания в различных видах деятельности. | Изучение рисунков «Моя спортивная семья». Беседы с детьми. | Заместитель директора по ВМР Воспитатели Инструктор по физической культуре Педагог-психолог Музыкальный руководитель Детский специалист по лечебно-профилактической работе | Посещение мероприятий, наблюдения, беседы, опрос, тематический контроль. Мониторинг знаний и умений детей (для внутреннего контроля) | Конспекты, сценарии | |||
Итоговый обобщающий. Диссимиляция педагогического опыта. | Подведение итогов внедрения инновационного проекта. Анализ результатов, их оценка. | Презентация результатов работы по инновационному проекту на городских методических объединениях, конференциях, в средствах массовой информации, на сайте образовательной организации. Обобщение, распространение и внедрение результатов инновационного проекта в массовую практику. | 01.2019-07.2019 | Использование опыта работы детского сада педагогами образовательных организаций города | Эффективное социальное партнерство с заинтересованными сторонами | Директор Заместитель директора по ВМР Воспитатели Инструктор по физической культуре Педагог-психолог Музыкальный руководитель Детский специалист по лечебно-профилактической работе | Анализ методического материала. Анкетирование | Методические рекомендации по повышению медико-педагогической компетенции родителей в системе работы по профилактике и коррекции морфофункциональных отклонений у дошкольников. |
- Нормативно-организационное обеспечение проекта:
- Конституция Российской Федерации (принята 12.12.1993 г.)
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки России от 17.10.2013 г. 3 1155)
- СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 г. № 26
- Приказ министра образования Московской области от 25.06.2012 г. № 2915 «О развитии инновационной инфраструктуры в системе образования Московской области»
- Устав Автономного дошкольного образовательного учреждения муниципального образования города Долгопрудного центра развития ребенка – детского сада № 4 «Рябинка»
- Лицензия на право осуществления образовательной деятельности по образовательным программам Автономного дошкольного образовательного учреждения муниципального образования города Долгопрудного центра развития ребенка – детского сада № 4 «Рябинка»
- Положение о проектной деятельности Автономного дошкольного образовательного учреждения муниципального образования города Долгопрудного центра развития ребенка – детского сада № 4 «Рябинка»
- Выписка из протокола общего родительского собрания
3.2.16. Кадровое обеспечение проекта:
N п/п | Ф.И.О. сотрудника | Должность, образование, ученая степень (при наличии), ученое звание (при наличии) | Контактный телефон и электронный адрес сотрудника | Функционал специалиста в проекте организации-заявителя (руководитель, разработчик, эксперт и т.д.) |
1. | Коровкина Юлия Васильевна | Старший преподаватель кафедры олигофренопедагогики Московского городского педагогического университета Кандидат педагогических наук | 89165514310 mozjulia@list.ru | куратор |
2. | Матвеева Татьяна Сергеевна | Директор, образование высшее Почётный работник общего образования Российской Федерации | 89035882067 4083877@mail.ru | руководитель |
3. | Мокрова Оксана Николаевна | Заместитель директора по воспитательно-образовательной работе, образование высшее | 89035615980 mokrova.ox@yandex.ru | разработчик |
4. | Кузьмина Анна Валентиновна | Инструктор по физической культуре, образование средне-профессиональное | 89162041910 1220259@mail.ru | разработчик |
5. | Животовская Анна Геннадьевна | Педагог-психолог, образование высшее | 89264353020 anya976@mail.ru | разработчик |
6. | Якушина Алла Евгеньевна | Воспитатель спецгруппы, образование высшее | 89161814368 alla.yakushina@mail.ru | разработчик |
7. | Рыбакова Тамара Александровна | Музыкальный руководитель, образование высшее | 89265669842 tomahoma@gmail.ru | разработчик |
8. | Матвеева Анна Николаевна | Учитель-логопед, образование высшее | 89161202728 am.80@bk.ru | разработчик |
9. | Димидюк Елена Владимировна | Детский специалист по лечебно-профилактической работе клиники «Добрый доктор», образование средне-профессиональное | 89262259960 4083877@mail.ru | эксперт |
3.2.17. Материально-техническое обеспечение проекта:
N п/п | Наименование имеющегося материально-технического обеспечения для реализации проекта (оборудование, программное обеспечение, контент и пр.) | Марка/модель | Количество (ед.) | Планируемый вид использования |
1. | Телевизор | Philips | 1 | Организация праздников, конкурсов, соревнований. Просмотр познавательных видеоматериалов. |
2. | Музыкальный центр | LG DM5620K | 1 | Музыкальное сопровождение. Подготовка и проведение развивающих, физкультурно-оздоровительных занятий, для организации праздников, конкурсов. |
3. | Стол для рисования песком со световым эффектом игровой | ДФ М | 3 | Для снятия стресса и релаксации на индивидуальных и групповых психолого-педагогических занятиях. |
4. | Акриловая зеркальная панель к пузырьковой трубе | 2 | ||
5. | Интерактивная пузырьковая труба с мягкой платформой | «Ручеек» | 1 | |
6. | Сухой бассейн | 1 | ||
7. | Световой проектор | «Меркурий» | 1 | |
8. | Тактильная дорожка с соединительными элементами | 1 | Предназначено для использования всеми участниками образовательного процесса. Данное оборудование обучает и способствует: повышению эффективности занятий, улучшает координацию движений, корректирует нарушения морфофункциональных отклонений. Развивает мелкую и крупную моторику. | |
9. | Тактильный конструктор «Башня» | 3 | ||
10. | Скамейки гимнастические | 3 | ||
11. | Мяч массажер 65 мм | ИГЛБОЛ | 4 | |
12. | Спортивный игровой модуль «Мат-коорд» | 1 | ||
13. | Гимнастический бум (змейка) | 4 | ||
14. | Балансир-доска «Рыбка» | WPL | 1 | |
15. | Качалка-балансир | WPL | 1 | |
16. | Балансир «Улитка» | WPL | 1 | |
17. | Тренажер для глаз «Хитрая рыбка» | WPL | 4 | |
18. | Беговая дорожка детская | 2455 | 1 | |
19. | Велотренажёр детский | 1 | ||
20. | Гребной тренажёр детский | 1 | ||
21. | Мини степпер | 1 | ||
22. | Тренажёр «Бегущий по волнам» | 1 | ||
23. | Тренажёр «Наездник» | 1 | ||
24. | Мяч утяжелённый (набивной) 500 гр. | 5 | ||
25. | Палка гимнастическая короткая | 71 см | 20 | |
26. | Скакалка | 15 | ||
27. | Обруч малый облегченный | 25 | ||
28. | Кольцеброс | Набор | 2 | |
29. | Набор дуг для подлезаний | 1 | ||
30. | Мяч гимнастический с рожками | 1 |
3.2.18. Финансовое обеспечение проекта:
N п/п | Направления | Год | Источники финансирования | Объемы финансирования (тыс. рублей) |
1. | Обеспечение психолого-педагогической поддержки и повышение компетенции родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей | 2017 | Бюджет городского округа Долгопрудного Московской области | 100 000 |
3.2.19. Основные риски проекта:
3.2.20. Предложения по распространению и внедрению результатов проекта в массовую практику и обеспечению устойчивости проекта после окончания его реализации:
N п/п | Планируемое мероприятие | Механизмы реализации |
1. | Размещение информации об инновационном проекте в сети Интернет на сайте дошкольной образовательной организации | Налаживание обратной связи |
2. | Публикации об инновационном проекте в средствах массовой информации | Статьи, методические рекомендации |
3. | Проведение городских методических объединений, практической конференции по проблемам повышения компетентности родителей в вопросах воспитания здорового ребенка | Распространение и обмен опытом |
4. | Издание методических пособий | Содействие внедрению опыта в других организациях |
3.2.21. Основные реализованные проекты за последние 3 года:
N п/п | Период реализации проекта | Название проекта | Заказчик | Источники и объем финансирования | Основные результаты |
2013-2016 гг. | «Коррекция морфофункциональных отклонений у детей, реализуемая в условиях детского сада» | Управление образования Администрации города Долгопрудного | Бюджет городского округа Долгопрудного 200 000 (двести тысяч) рублей | Разработан и внедрен в практику план коррекции морфофункциональных отклонений в соответствии с возрастными особенностями детей; издано методическое пособие для дошкольных образовательных организаций города. |
3.2.22. Руководитель (ответственный исполнитель) инновационного проекта образовательной организации:
Ф.И.О.: Матвеева Татьяна Сергеевна
Научная степень, звание: Почётный работник общего образования российской Федерации, Почетный гражданин города Долгопрудного
Адрес персональной электронной почты: ts.52@bk.ru
Контактный телефон: 89035882067