Педагогика Удивления (мои статьи и публикации)

Балвакова Наталья Викторовна

В разделе представлены статьи и публикации по теме самообразования.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Балакова Наталья Викторовна

учитель английского языка

МБОУ «СОШ №6 имени сирина Н.И.»

г. Ханты-Мансийск

Реализации ФГОС через педагогику удивления в процессе обучения английскому языку в общеобразовательной школе

Аннотация: Статья посвящена рассмотрению основных путей реализации идей педагогики удивления в обучении английскому языку в общеобразовательной школе. В данном ключе автор рассматривает: удивление учебной средой, удивление фактом, удивление методом, удивление формой проведения урока, удивление обучающихся собственным потенциалом.

Ключевые слова: обучение английскому языку, педагогика удивления, пути реализации идей педагогики удивления в обучении английскому языку.

Многочисленные изменения различного характера оказали непосредственное влияние на изменение роли, миссии и статуса учебного предмета «Иностранный язык». Особый акцент делается на изучении английского языка. Потребность в хорошем владении английским языком в России возрастает с каждым годом. В связи с обозначенными потребностями и тенденциями в школах внедряются новые учебно-методические комплекты, увеличивается количество часов в неделю, разрабатываются и используются инновационные технологии, модернизируются кабинеты иностранного языка, усиливаются требования к профессиональной компетентности учителя, меняется роль ученика на уроке, в рамках реализации ФГОС планируется введение обязательных государственных экзаменов в 9, 11-х классах. В качестве одного из инновационных направлений, идеи которого могут быть эффективно использованы в обучении английскому языку, можно обозначить педагогику удивления. В статье мы остановимся на обосновании основных путей реализации идей педагогики удивления в обучении английскому языку в условиях общеобразовательной школы.

Прежде всего, отметим, что положения педагогики удивления были разработаны П.А. Степичевым [1]. Исследователь полагает, что потенциал эмоции удивления, на который можно опереться при формировании мотивации на уроке, используется в неполной мере. Удивление, в свою очередь, может рассматриваться в качестве базиса формирования устойчивой внутренней мотивации к учению.

Педагогика удивления ориентирована на создание таких условий, отбор тех инновационных методов, технологий и средств, которые бы вызвали у обучающихся приятное удивление, и, как следствие, способствовали бы возникновению положительного познавательного интереса, возникновению «импульса» к изучению иностранного языка и развитию данного направления [1].

В обучении иностранному (английскому) языку педагогика удивления обладает комплексом следующих возможностей:

1.         Создание мотивационной среды обучения иностранному языку.

2.         Положительное влияние на уровень сформированности различных навыков и умений в иноязычных видах речевой деятельности и аспектах иноязычной речи.

3.         Усовершенствование обучающего пространства кабинета иностранного языка.

4.         Развитие психических процессов – памяти, языковой догадки, мышления.

5.         Реализация воспитательного потенциала учебного предмета «Иностранный язык».

6.         Развитие личностного потенциала обучающихся.

Для удобства восприятия мы представили педагогику удивления в виде следующей формулы: 5 У + У², где:

У первое учитель удивляет учебной средой;

У второе  учитель удивляет фактом;

У третье  учитель удивляет методом;

У четвертое  учитель удивляет формой проведения урока;

У пятое ученик удивляется собственными силами;

У²  учитель и ученик совместно удивляются полученному результату.

Таким образом, идеи педагогики удивления в лингводидактическом контексте могут быть реализованы посредством: удивления учебной средой; удивления фактом; удивления методом; удивления формой проведения урока; удивления обучающимися собственными силами. Остановимся на данных составляющих.

Удивление учебной средой. Английский язык  необычный предмет, имеющий огромный потенциал для удивления. Возникновению удивления способствует сам факт широкого распространения языка и проникновения англицизмов во все сферы нашей жизни. Изучающие данный предмет могут встретить множество удивительных фактов при изучении культуры и традиций жителей Объединенного Королевства, истории, литературы и музыки Великобритании.

Удивление у ребенка могут вызвать только факты лично значимые для него, то есть то, что вызывает интерес у одного ребенка, другого может оставить равнодушным, так как уже не является новым и неизведанным для него или просто не соответствует его интересам.

В своей педагогической деятельности мы уделяем одинаковое значение всем источникам удивления, но считаем, что как театр начинается с вешалки, так и удивление ученика начинается с кабинета английского языка.

Попадая в кабинет иностранного языка, ученик с первых же минут погружается в обучающую среду. Именно кабинет английского языка представляет собой материальное воплощение лингводидактической среды. Здесь все должно вызвать любопытство, порождать интерес и желание удовлетворить его с помощью ответов на возникающие вопросы, стимулировать к поиску, мотивировать к дальнейшему расширению своих знаний и развитию языковых способностей. Задача учителя удивлять снова и снова, заставлять думать, сомневаться, искать ответы на иногда непростые вопросы, учить учиться и развиваться.

Полагаю, что к одному из подобных средств относятся как основные  компоненты используемого УМК так и вспомогательные средства: дополнительные методические пособия, книги для чтения, нагляднодидактические и раздаточные материалы, игрушки, игры, пальчиковые куклы, тренажеры, подручные средства (прищепки, веревочки, нитки, кнопки, крупа, одноразовая посуда) и т.д. (рис. 1).

Рис. 1.C:\Users\Наталья\Desktop\Camera\IMG_20171004_141231.jpg

C:\Users\Наталья\Desktop\картинки для опыта\Презентация Microsoft Office PowerPoint.jpgНаглядно-дидактические материалы

Современный хорошо оборудованный кабинет позволяет эффективно использовать различные виды информационно-коммуникационных технологий. Одним из ключевых атрибутов удивления является оформление кабинета в «английском стиле».

Учебная среда кабинета должна быть комфортной, необычной, креативной. Именно при соблюдении данного условия будет происходить удивление средой.

Удивление фактом. Английский язык обладает огромным потенциалом для удивления фактом. Считаю, что интересные факты, входящие в область английского языка удивительны и безграничны. На первых же уроках английского языка дети встречаются с новыми для них фактами о грамматических явлениях английского языка и фонетическом строе, о традициях и культуре Великобритании и совершают маленькие открытия. Я, как учитель и наставник, помогаю им в этом.

В процессе знакомства учащихся со звуками английского языка дети узнают о важности правильного произношения английских звуков и необходимости соблюдения долготы \ краткости и твердости \ мягкости звуков, положении органов речи при произнесении того или иного звука, мелодике, интонационных особенностях. Они с удивлением постигают, что один неправильно произнесенный звук полностью меняет смысл слова. Так, например, вместо краткого [i] в слове ship  корабль можно произнести долгое [i:] и корабль превратиться в овцу (sheep), вместо bad (плохой) может зазвучать bed (кровать), в место dear (дорогой, дорогая) deer (олень).

        Удивительным открытием для детей становится тот факт, что слово «goodbye» когда-то полностью звучало как «God be with yе» (староанглийское «Да пребудет с тобою Господь». История слова похожа на происхождение слова «спасибо», которое из Спаси Боже со временем сократилось в «спасибо»).

Выражение удивления появляется у всех детей без исключения, когда они узнают о том, что совершенно обыкновенное на первый взгляд предложение «The quick brown fox jumps over the lazy dog» оказывается совершенно необыкновенным, так как в нем содержатся все буквы английского алфавита. И этот вывод проверяется детьми экспериментально путем поиска в предложении букв в алфавитном порядке.

        Постепенно я открываю детям секрет о том, что удивительные факты, связанные с английским языком встречают нас повсюду: на улице, в магазинах, в кино, фильмах, песнях, книгах.

        Удивление обычное явление в тот момент, когда они узнают тот факт, что «Head&Shoulders» это не что иное как «Голова и плечи», пятновыводитель «Ваниш» происходит от английского глагола «vanish»  исчезать, а название популярной шоколадки «Bounty» означает подарок, дар.

Все эти факты мотивируют детей на дальнейший поиск и перевод аналогичных слов, фраз, предложений. Они осознают важность и необходимость изучения иностранного языка. И с гордостью делятся с одноклассниками, друзьями и родителями информацией о том, что «Fix Price» происходит от английского «fix»  фиксация, фиксировать и «price» цена, «Second hand» «вторая рука», а любимый многими «фреш» (англ. fresh) называется так потому, что действительно свеж.

Практика показывает, что указанные и многие другие удивительные факты стимулируют познавательную активность обучающихся, влияют на расширение общекультурного кругозора, когнитивной мотивации.

Удивление методом. Метод является ключевым инструментом обучения иностранному языку. От выбора конкретного метода зависит эффективность и избранная стратегия обучения иностранному языку. Метод действительно способен сделать процесс обучения удивительным, если он является оригинальным и нестандартным.

Одним из наиболее оригинальных и эффективных на наш взгляд методов обучения иностранному языку в обозначенном аспекте является метод чантов [3]. Чант представляет собой напевание, ритмичное проговаривание образца небольшого фрагмента специального иноязычного текста. Впервые чантовый метод был разработан К. Грэхэм.

Однако, в ходе использования джазовых чантов Каролин Грэхэм на своих уроках, я столкнулась с противоречием. Большинство чантов не соответствуют темам в том или ином классе, так как в них встречается большое количество незнакомой учащимся лексики или сложной грамматики, что затрудняет их использование для решения определенной задачи урока. В то же время чанты являются удивительным средством изучения иностранного языка. Они очень удобны в том случае, если необходимо быстро освоить какое-то грамматическое явление, запомнить новые слова и выражения, снять эмоциональное напряжение, поднять настроение, создать атмосферу праздника, сделать процесс «зазубривания» увлекательным и эмоционально окрашенным. В связи с этим нами создан специальный сборник чантов для учащихся 5-8 классов, в который вошли чанты по всем основным разделам школьной программы. Кроме того, новые чанты продолжают рождаются прямо на уроке в тот момент, когда возникает необходимость отработки какого-либо грамматического явления или новой лексики.

Удивление формой урока. Мы полагаем, что одним из эффективных средств реализации идей педагогики удивления является урок, а точнее его форма. С общих позиций, любые уроки иностранного языка могут ранжироваться на стандартные и нестандартные. Именно нестандартный урок иностранного языка наиболее эффективен с точки зрения педагогики удивления.

Потенциал нестандартного урока велик: они помогают снять напряжение, способствуют формированию у учащихся устойчивого интереса к учению, оказывают благоприятное эмоциональное воздействие на детей, в результате чего у них формируются более прочные, глубокие знания. В рамках педагогики удивления нестандартный урок превращается в урок удивления, т.к. подобная организационная форма всегда необычна для обучающихся. А там где есть что-то оригинальное и необычное – всегда есть удивление.

        Нестандартные уроки, по сути, являются уроками удивления. Для них характерны наглядно-дидактическая насыщенность, использование музыки, игровых приемов, элементов арт-терапии, импровизации и театрализации. Ему присущи частная смена видов деятельности и вариативность заданий. Урок удивления – это всегда что-то новое, оригинальное, выходящее за рамки обычного.

Такие уроки, как правило, проводятся после изучения какойто большой темы, например определенного модуля и носят междисциплинарный характер. Уроки основаны на сотворчестве педагога и обучающихся, возможно и привлечение родителей. Для них характерна атмосфера увлеченности и праздника (рис. 2).

Примерные формы уроков Удивления: футбольный матч, виртуальная экскурсия, урок-спектакль, путешествие, межгалактическая экспедиция, премьера фильма, конкурс, шоу, телевизионная программа, поход, написание сценария фильмы, проба пера, урок-сказка, съемка фильма, перевернутый урок, урок показ мод и др. Довольно частое применение имеют ролевые игры и проектная деятельность.

C:\Users\HP\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\IMG_0554.jpg

Рис. 2 Урок удивления 8Б класс

Как правило, уроки удивления вызывают множество положительных эмоций у детей и нравятся им гораздо больше, чем традиционные занятия со строгой структурой и привычным режимом работы.

Удивление обучающегося собственным потенциалом. Удивление собственными силами – важный шаг в формировании устойчивой мотивации к глубокому изучению предмета.

        О потенциале этого источника удивления ёмко сказал В. А. Сухомлинский: «Провести человека через детство и отрочество по пути изумления собственными силами – в этом кроется наша педагогическая мудрость. Там, где есть изумление и восторг, есть и неудовлетворенность. Человек безграничен в своих стремлениях, и, чем выше становится уровень его притязаний, тем глубже испытывает он недовольство достигнутым. А ведь именно в недовольстве достигнутым заключается источник саморазвития человека. Учитель, способный вызвать такие эмоции у ученика – не только специалист, но и творческая и духовная личность» [2, c.133].

Огромный потенциал для удивления учащихся как удивительными фактами, так и собственными результатами, полученными в итоге работы имеет научноисследовательская деятельность учащихся.

Одним из самых непредсказуемых и удивительных этапов работы над исследовательским проектом является его рождение. Иногда она появляется из личных интересов и увлечений учащихся. Так, например, возникла идея исследовательской работы «Teddy Bear игрушка на все времена» (рис.4). Работа, посвященная феномену популярности плюшевого медведя самой любимой игрушки детей и взрослых разных стран на протяжении более чем 110-летнего периода, возникла на одном из уроков в 6 классе, посвященных теме «Мои увлечения». В данном ключе можно привести множество подобных примеров (рис. 5, 6). 

C:\Users\HP\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\IMG_0253.jpg

Рис. 3.Защита проекта «Teddy Bear – игрушка на все времена

Важным также является и возможности учителя в раскрытии потенциала у обучающихся со слабой языковой подготовкой. Если учитель сумеет увидеть в ребенке его потенциал и сделать все для его развития, то такие ученики удивляются собственным достижениям вдвойне, они начинают работать над собой, собственным учебно-профессиональным ростом.

Итак, педагогика удивления вариативна и многогранна. В процессе обучения английскому языку она может быть реализована в нескольких направлениях, которые во многом совершенствую данный процесс.

Список литературы

1.         Степичев П. А. Педагогика удивления: новая парадигма образования в XXI веке // Paradigmata poznání.  2015.  № 4.

2.         Сухомлинский, В. А. Как воспитать настоящего человека. Педагогическое наследие  / Сост. О. В. Сухомлинская. – М.: Педагогика, 1990, – 288 с. – (Б-ка учителя).

3.         Чант [Электронный ресурс]  Режим доступа: https://gufo.me/dict/enru_full/chant#ixzz4v0XXEagK (дата обращения: 17.09.2017 г.).



Предварительный просмотр:

УДК 372.881.1

Балвакова Наталья Викторовна,

учитель английского языка,

МБОУ «СОШ №8»,

г. Ханты-Мансийск

Педагогика удивления как инновационное направление и ее миссия в обучении иностранному языку в условиях общеобразовательной школы

Аннотация: В статье осуществлен комплексный анализ возможностей педагогики сотрудничества в лингводидактическом аспекте в условиях общеобразовательной школы. Автор, прежде всего, раскрывает магистральные положения и особенности педагогики удивления, далее обозначает возможные пути её реализации на уроках английского языка, описывая собственный опыт.

Ключевые слова: педагогика удивления, пути реализации педагогики сотрудничества в обучении иностранному языку.

Актуальность исследования, прежде всего, обусловлена рядом изменений различного характера, которые оказывают непосредственное влияние на генезис учебного предмета «Иностранный язык», трансформацию его целевых ориентиров. В условиях современной реальности появляется всё больше желающих изучать иностранные языки с личными и профессиональными целями. Потребность в высоком уровне владения иностранным языком в нашей стране возрастает с каждым годом. Аксиоматично, что высокий уровень языковой подготовки выпускника значительно увеличивает его конкурентоспособность и дает ему значительные преимущества во многих отношениях. Тем не менее, знания иностранного языка многих обучающихся общеобразовательных школ оставляют желать лучшего. С целью коррекции сложившейся ситуации разрабатываются и внедряются новые учебно-методические комплекты, увеличивается количество часов в неделю, разрабатываются и используются инновационные технологии, модернизируются кабинеты иностранного языка, усиливаются требования к профессиональной компетентности учителя, меняется роль ученика на уроке. Однако, так или иначе, ведущая роль в организации процесса обучения иностранным языкам принадлежит учителю. Именно он, как ключевая фигура образовательного процесса, должен быть в курсе всех лингводидактических инноваций, уметь отобрать нужные и эффективно использовать их на практике. В рамках данной статьи мы остановимся на анализе такого инновационного направления, как педагогика удивления.

Известно, что изначально концептуальные положения современной педагогики удивления были разработаны П.А. Степичевым, возможности же удивления в педагогике рассматривались еще В.А. Сухомлинским [3]. В полной мере разделяя имеющиеся точки зрения, мы полагаем, что потенциал эмоции удивления, на который можно опереться при формировании мотивации на уроке, используется в неполной мере, хотя удивление может быть основой для формирования устойчивой внутренней мотивации к учению.

Раскрывая идеи педагогики удивления, П.А. Степичев исходит из того, что «в современных условиях существует противоречие между растущим объемом знаний и девальвацией их ценности. В век, когда всю необходимую информацию можно найти в Интернете, необходимость усвоения знаний подвергается сомнению. Учитель сталкивается с отсутствием мотивации со стороны обучающихся, сложностью в необходимости запоминания тех или иных фактов или изучения закономерностей по своему предмету» [2, c.35]. На современном уровне технологического развития общества получать необходимые знания гораздо проще, чем раньше, и одним из ключевых вопросов становится не запоминание большого количества информации, а способность к её отбору и анализу. Удивление как реакция на новое – один из механизмов подобного отбора. 

Педагогика удивления ориентирована на создание таких условий, отбор тех инновационных методов, технологий и средств, которые бы вызвали у обучающихся приятное удивление, и, как следствие, способствовали бы возникновению положительного познавательного интереса, возникновению «импульса» к изучению иностранного языка и развитию данного направления.

Педагогика удивления непосредственно взаимосвязана с личностно-ориентированным подходом к организации образовательного процесса и педагогикой свободного воспитания. Суть личностного подхода раскрывается в плоскости ориентации на уникальность личности. Будущий учитель должен знать о том, что «в школу приходят не просто ученики, а ученики  личности со своим миром чувств и переживаний. Это следует учитывать учителю в первую очередь – он должен знать и использовать такие приемы педагогики сотрудничества, в которых ученик чувствует себя уникальной личностью, чувствует внимание учителя лично к нему, он уважаем, никто не может его оскорбить» [1, c.12]. Приемы удивления необходимы для образования педагогически комфортной среды, которая необходима для обеспечения качества языкового образования. Подобная среда, в том числе, организуется посредством приемов удивления. Неожиданное, ярко эмоциональное педагогическое действие позволяет обучающемуся почувствовать себя личностью, вызывает у него положительные эмоции, когнитивный интерес, указывает на субъектно-субъектные отношения.

Педагогика удивления является личностно  ориентированной и содержит в себе идеи педагогики свободного воспитания, т.к. прежде всего, является педагогикой отношений, а не педагогикой требований, в том смысле, что эмоциональная реакция на преподаваемый материал и его транслятора  учителя создает поле для совместной работы, особые взаимоотношения между учеником, учителем и учебным материалом. Это по своей сути диалогическая педагогика, когда изучаемый материал становится поводом для диалога между познающими и их наставниками. Удивление может стать одним из конструктов подобного пространства [2, c.36].

Обозначенные выше положения позволяют нам детализировать возможности педагогики удивления в процессе обучения иностранному языку в условиях общеобразовательной школы. К данным возможностям относятся:

1. Создание мотивационной среды обучения иностранному языку. Приемы удивления способны вызвать положительную ответную реакцию, побудить, стимулировать к познавательному движению вперед. Приемы удивления способны воодушевить, избавить от рутины, сделать иногда монотонный процесс увлекательным и необычным.

2. Положительное влияние на уровень сформированности различных навыков и умений в иноязычных видах речевой деятельности и аспектах иноязычной речи.

Педагогика удивления содержит нестандартные упражнения, которые могут использоваться в обучении различным видам речевой деятельности и аспектам иноязычной речи.

3. Усовершенствование обучающего пространства кабинета иностранного языка. Элементы педагогики удивления могут иметь материальное оформление. Проявляя методическую креативность, учитель может создать материальный инструментарий педагогики удивления из подручных средств. Кроме того, этому способствует имеющееся в классе оборудование, необычный дизайн кабинета и т.д.

4. Развитие психических процессов. Элементы удивления могут активизировать память, мышление, языковую догадку обучающихся.

5. Реализация воспитательного потенциала учебного предмета «Иностранный язык». Каждый урок выполняет воспитательную функцию.

6. Развитие личностного потенциала обучающихся. Реализация идей педагогики удивления помогает обучающимся поверить в свои силы, стимулирует их познавательный интерес и движение вперед.

        Итак, педагогика удивления включает себя идеи личностно-ориентированной педагогики, являясь их определенным синтезом. Педагогика удивления в обучении иностранному языку полифункциональна и содержит ряд возможностей, реализация которых направлена на его усовершенствование. По данной причине необходимость воплощения идей педагогики удивления в практике преподавания иностранного языка является актуальной и востребованной. Не смотря на то, что в полной мере не разработана методика преподавания, основанная на потребности детей удивляться новому и удовлетворять интерес познания нового, порожденный удивлением, педагогика удивления адаптирована нами, проверена на практике и приносит ощутимые результаты.

В ходе исследования модель педагогики удивления П.А. Степичева была осмыслена, дополнена и адаптирована нами для средней общеобразовательной школы. Полагаем, что педагогика удивления действительно проста и дает ощутимые результаты.

Принимая во внимание изложенное выше, мы считаем, что идеи педагогики удивления в лингводидактическом контексте могут быть реализованы посредством: удивления учебной средой; удивления фактом; удивления методом; удивления формой проведения урока; удивления обучающимися собственными силами. Остановимся на данных составляющих более подробно.

        Удивление учебной средой. Удивление у ребенка могут вызвать только факты лично значимые для него, то есть то, что вызывает интерес у одного ребенка, другого может оставить равнодушным, так как уже не является новым и неизведанным для него или просто не соответствует его интересам.

В своей педагогической деятельности мы уделяем одинаковое значение всем источникам удивления, но считаем, что как театр начинается с вешалки, так и удивление ученика начинается с кабинета английского языка.

Попадая в кабинет иностранного языка, ученик с первых же минут погружается в обучающую среду. Именно кабинет английского языка представляет собой материальное воплощение лингводидактической среды. Здесь все должно вызвать любопытство, порождать интерес и желание удовлетворить его с помощью ответов на возникающие вопросы, стимулировать к поиску, мотивировать к дальнейшему расширению своих знаний и развитию языковых способностей. Задача учителя удивлять снова и снова, заставлять думать, сомневаться, искать ответы на иногда непростые вопросы, учить учиться и развиваться. Учитель должен создавать то, что порождает удивление и вопросы учеников, помогать им найти ответы.

Рассмотрим основные подсистемы обучающей среды, способствующие реализации идей педагогики удивления.

        Одной из важнейших подсистем являются средства обучения, то есть материалы учебного процесса, которые помогают учителю организовать эффективное обучение иностранному языку, а учащимся – эффективно овладеть им.

        Полагаю, что к одному из подобных средств относятся как основные  компоненты используемого в моем случае УМК «Spotlight», так и вспомогательные средства: дополнительные методические пособия, книги для чтения, нагляднодидактические и раздаточные материалы, игрушки, игры, пальчиковые куклы, тренажеры, подручные средства (прищепки, веревочки, нитки, кнопки, крупа, одноразовая посуда) и т.д.

        Кабинет, в котором я работаю, небольшой, но очень уютный. Он оборудован следующими техническими средствами обучения: магнитной доской, компьютером с выходом в Интернет, интерактивной доской и проектором. Все это позволяет эффективно использовать различные виды информационно-коммуникационные технологий. Одним из ключевых атрибутов удивления является оформление кабинета в «английском стиле». Здесь я попыталась хотя бы в какой-то степени приблизиться к Англии путем размещения иллюстративных материалов с архитектурными достопримечательностями, использованию шкафа в виде известной красной телефонной будки. Стараюсь сделать все подручные средства лингводидактически полезными. Так, шторы используются в качестве пособия для изучения английского алфавита. В кабинете также размещены самые разнообразные методические пособия, коллекция цифровых образовательных ресурсов.

Таким образом, кабинет английского языка является неотъемлемым компонентом обучающей лингводидактической среды. Основная идея учителя – сделать эту среду увлекательной, познавательной, удивительной, предать ей свойства эмоционального триггера.

Удивление фактом. Считаю, что интересные факты, входящие в область английского языка удивительны и безграничны. На первых же уроках английского языка дети встречаются с новыми для них фактами о фонетическом строе и грамматических явлениях английского языка, о традициях и культуре Великобритании и совершают маленькие открытия. Я, как учитель и наставник, помогаю им в этом.

        В процессе знакомства учащихся со звуками английского языка дети узнают о важности правильного произношения английских звуков и необходимости соблюдения долготы \ краткости и твердости \ мягкости звуков, положении органов речи при произнесении того или иного звука, мелодике, интонационных особенностях. Они с удивлением постигают, что один неправильно произнесенный звук полностью меняет смысл слова. Так, например, вместо краткого [i] в слове ship  корабль можно произнести долгое [i:] и корабль превратиться в овцу (sheep), вместо bad (плохой) может зазвучать bed (кровать), в место dear (дорогой, дорогая) deer (олень).

        Выражение удивления появляется у всех детей без исключения, когда они узнают о том, что совершенно обыкновенное на первый взгляд предложение «The quick brown fox jumps over the lazy dog» оказывается совершенно необыкновенным, так как в нем содержатся все буквы английского алфавита. И этот вывод проверяется детьми экспериментально путем поиска в предложении букв в алфавитном порядке.

        Постепенно я открываю детям секрет о том, что удивительные факты, связанные с английским языком встречают нас по всюду: на улице, в магазинах, в кино, фильмах, песнях, книгах, привожу наглядные примеры.

        Все новые факты мотивируют детей на дальнейший поиск и перевод аналогичных слов, фраз, предложений. Они осознают важность и необходимость изучения иностранного языка. И с гордостью делятся с одноклассниками, друзьями и родителями информацией о том, что «Fix Price» происходит от английского «fix»  фиксация, фиксировать и «price» цена, «Second hand» «вторая рука», а любимый многими «фреш» (англ. fresh) называется так потому, что действительно свеж.

        В связи с этим, задания на перевод англицизмов, вошедших в нашу жизнь всегда находят отклик в душах детей и они выполняют их с большим удовольствием. Так, например, при прохождении тем «Профессии», «Одежда», «Еда» я предлагаю ребятам найти среди них те слова, которые, пришли к нам из английского языка. Не меньший интерес у школьников вызывает перевод всевозможных надписей (на одежде, посуде, на улицах), английских пословиц и поговорок. Учащиеся всегда могут найти интересный для изучения материал на страницах моего сайта. В этом году на сайте появился раздел «Музей удивительных фактов», который постоянно пополняется и вызывает большой интерес у детей.

        Практика показывает, что у всех без исключения обучающихся подобное обустройство кабинета вызывает лишь положительные эмоции. Когда ученик заходит в подобный кабинет впервые, то он вызывает у него неподдельный интерес, желание рассмотреть каждое лингводидактическое средство, и, в конечном итоге, узнать, что это такое.

Удивление методом. Метод является ключевым инструментом обучения иностранному языку. От выбора конкретного метода зависит эффективность и избранная стратегия обучения иностранному языку. Метод действительно способен сделать процесс обучения удивительным, если он является оригинальным и нестандартным.

Одним из наиболее оригинальных и эффективных на наш взгляд методов обучения иностранному языку в обозначенном аспекте является метод чантов [4].

        Согласно словарю современного английского языка издательства Longman «чант» представляет собой многократно повторяемый речевой элемент [5, с. 125]. Большинство он-лайн словарей дают следующее определение слову «чант»: Chant [tʃɑ:nt] 1. сущ. 1) муз. песнь, песнопение; напев, хорал Syn: song 2) монотонное произнесение текста; произнесение нараспев. 2. гл. 1) петь; воспевать, восхвалять (в музыкальной форме) 2) монотонно говорить, говорить с повторениями, говорить нараспев песнь.

        Известно, что использование музыки и пения в учебных целях является очень актуальным и несет в себе элемент здоровьесбережения.

        Идея использования и создания чантов на уроке была заимствована у очень талантливого американского преподавателя, композитора и джазовой певицы Каролин Грэхэм - автора «Jazz Chants». Ее джазовые чанты очень популярны на западе, но мало используются в России [4].

        Джазовый чант – это нечто среднее между песней и стихотворением. Ему присущи: ритм, темп, ударение, простота музыкального сопровождения, динамичность. Все это делает чант мощным дидактическим инструментом в преподавании иностранного языка. Здесь изначально заложены механизмы, способствующие запоминанию. В них содержатся популярные речевые обороты, фразы повседневного обихода, фразеологизмы и идиомы, различные грамматические конструкции и прочие компоненты языка.

        Однако, при использование джазовых чантов Каролин Грэхэм на своих уроках я столкнулась с противоречием. Большинство чантов не соответствуют темам в том или ином классе, так как в них встречается большое количество незнакомой учащимся лексики или сложной грамматики, что затрудняет их использование для решения определенной задачи урока. В то же время чанты являются удивительным средством изучения иностранного языка. Они очень удобны в том случае, если необходимо быстро освоить какое-то грамматическое явление, запомнить новые слова и выражения, снять эмоциональное напряжение, поднять настроение, создать атмосферу праздника, сделать процесс «зазубривания» увлекательным и эмоционально окрашенным.

        В связи с этим возникла необходимость создания собственных коротких чантов, соответствующих школьной программе. Мои ученики с радостью поддержали идею и в настоящее время уже ни один урок не обходится без чанта. Созданные на уроках чанты вошли в методическое пособие «Chants! Chants? Chants….» к учебнику «Английский в фокусе» для 5 класса. Все они появились при прохождении нового материала конкретного модуля учебника для решения тех или методических задач: в качестве рефлексии или физкультминутки, с целью введения нового лексического и грамматического материала, для создания благоприятного психологического климата на уроке.

        Метод чантов является полифункциональным и действенным не только в обучении различным видам речевой деятельности и речевым аспектам, но и во многом позволяет реализовать воспитательный потенциал урока, реализовать его здоровьесберегающие функции.

Удивление формой урока. Мы полагаем, что одним из эффективных средств реализации идей педагогики удивления является и урок, а точнее его форм. С общих позиций, любые уроки иностранного языка могут ранжироваться на стандартные и нестандартные. Именно нестандартный урок иностранного языка наиболее эффективен с точки зрения педагогики удивления.

Потенциал нестандартного урока велик: они помогают снять напряжение, способствуют формированию у учащихся устойчивого интереса к учению, оказывают благоприятное эмоциональное воздействие на детей, в результате чего у них формируются более прочные, глубокие знания. В рамках педагогики удивления нестандартный урок превращается в урок удивления, т.к. подобная организационная форма всегда необычна для обучающихся. А там где есть что-то оригинальное и необычное – всегда есть удивление.

        Нестандартные уроки, по сути, являются уроками удивления. Для них характерны наглядно-дидактическая насыщенность, использование музыки, игровых приемов, элементов арт-терапии, импровизации и театрализации. Ему присущи частная смена видов деятельности и вариативность заданий. Урок удивления – это всегда что-то новое, оригинальное, выходящее за рамки обычного.

Примерные формы уроков Удивления: футбольный матч, виртуальная экскурсия, урок-спектакль, путешествие, межгалактическая экспедиция, премьера фильма, конкурс, шоу, телевизионная программа, поход, написание сценария фильмы, проба пера, урок-сказка, съемка фильма, перевернутый урок, урок показ мод и др. Довольно частое применение имеют ролевые игры и проектная деятельность.

        Итогом урока должен стать определенный результат: получение нового знания, решение коммуникативной задачи; создание проекта, совместного продукта: фильма, письма, открытки, стихотворения, наглядно-дидактического пособия, рекомендаций, спасение сказочного персонажа, получение главного приза, разработка маршрута или написание текста для проведения экскурсии по родному городу и т.д.

        Следует отметь, что уроки удивления вызывают множество положительных эмоций у детей и нравятся им гораздо больше, чем традиционные занятия со строгой структурой и привычным режимом работы.

Удивление обучающегося собственным потенциалом. Удивление собственными силами – важный шаг в формировании устойчивой мотивации к глубокому изучению предмета.

Огромный потенциал для удивления учащихся как удивительными фактами, так и собственными результатами, полученными в итоге работы имеет научноисследовательская деятельность учащихся.

Так, например, одним из самых непредсказуемых и удивительных этапов работы над исследовательским проектом является его рождение. Иногда она появляется из личных интересов и увлечений учащихся. Так, например, возникла идея исследовательской работы «Teddy Bear игрушка на все времена». Работа, посвященная феномену популярности плюшевого медведя самой любимой игрушки детей и взрослых разных стран на протяжении более чем 110-летнего периода, возникла на одном из уроков в 6 классе, посвященных теме «Мои увлечения». В данном ключе можно привести множество подобных примеров.

Итак, педагогика сотрудничества является инновационным направлением и ее идеи могут эффективно использоваться на уроках иностранного языка и во внеклассной работе. В данном ключе результативным будет удивление учебной средой, методом, уроком, собственным потенциалом обучающихся.

Список литературы

1. Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования // Педагогика. – 1997.  №4.

2. Степичев П. А. Педагогика удивления: новая парадигма образования в XXI веке // Paradigmata poznání.  2015.  № 4.

3. Сухомлинский, В. А. Как воспитать настоящего человека. Педагогическое наследие  / Сост. О. В. Сухомлинская. – М.: Педагогика, 1990, – 288 с. – (Б-ка учителя).

4. Чант [Электронный ресурс]  Режим доступа: https://gufo.me/dict/enru_full/chant#ixzz4v0XXEagK (дата обращения: 17.09.2017 г.).

5. Longman Dictionary of Contemporary English, 4th ed.  Harlow: Pearson Education Limited, 2003 – 567 с.



Предварительный просмотр:

УДК 372.881.1

Балвакова Наталья Викторовна,

учитель английского языка,

МБОУ «СОШ №8»,

г. Ханты-Мансийск

Пути реализации идей педагогики удивления в обучении английскому языку в общеобразовательной школе

Аннотация: Статья посвящена рассмотрению основных путей реализации идей педагогики удивления в обучении английскому языку в общеобразовательной школе. В данном ключе автор рассматривает: удивление учебной средой, удивление фактом, удивление методом, удивление формой проведения урока, удивление собственным потенциалом обучающихся.

Ключевые слова: обучение английскому языку, педагогика удивления, пути реализации идей педагогики удивления в обучении английскому языку.

Многочисленные изменения различного характера оказали непосредственное влияние на изменение роли, миссии и статуса учебного предмета «Иностранный язык». Особый акцент делается на изучении английского языка. Потребность в хорошем владении английским языком в России возрастает с каждым годом. В связи с обозначенными потребностями и тенденциями в школах внедряются новые учебно-методические комплекты, увеличивается количество часов в неделю, разрабатываются и используются инновационные технологии, модернизируются кабинеты иностранного языка, усиливаются требования к профессиональной компетентности учителя, меняется роль ученика на уроке, планируется введение обязательных государственных экзаменов в 9, 11-х классах. В качестве одного из инновационных направлений, идеи которого могут быть эффективно использованы в обучении английскому языку, можно обозначить педагогики удивления. В статье мы остановимся на обосновании основных путей реализации идей педагогики удивления в обучении английскому языку в условиях общеобразовательной школы.

Прежде всего, отметим, что положения педагогики удивления были разработаны П.А. Степичевым [1]. Исследователь полагает, что потенциал эмоции удивления, на который можно опереться при формировании мотивации на уроке, используется в неполной мере. Удивление, в свою очередь, может рассматриваться в качестве базиса формирования устойчивой внутренней мотивации к учению.

Педагогика удивления ориентирована на создание таких условий, отбор тех инновационных методов, технологий и средств, которые бы вызвали у обучающихся приятное удивление, и, как следствие, способствовали бы возникновению положительного познавательного интереса, возникновению «импульса» к изучению иностранного языка и развитию данного направления [1].

В обучении иностранному (английскому) языку педагогика удивления обладает комплексом следующих возможностей:

1.         Создание мотивационной среды обучения иностранному языку.

2.         Положительное влияние на уровень сформированности различных навыков и умений в иноязычных видах речевой деятельности и аспектах иноязычной речи.

3.         Усовершенствование обучающего пространства кабинета иностранного языка.

4.         Развитие психических процессов – памяти, языковой догадки, мышления.

5.         Реализация воспитательного потенциала учебного предмета «Иностранный язык».

6.         Развитие личностного потенциала обучающихся.

Для удобства восприятия мы представили педагогику удивления в виде следующей формулы: 5 У + У², где:

У первое учитель удивляет учебной средой;

У второе  учитель удивляет фактом;

У третье  учитель удивляет методом;

У четвертое  учитель удивляет формой проведения урока;

У пятое ученик удивляется собственными силами;

У²  учитель и ученик совместно удивляются полученному результату.

Таким образом, идеи педагогики удивления в лингводидактическом контексте могут быть реализованы посредством: удивления учебной средой; удивления фактом; удивления методом; удивления формой проведения урока; удивления обучающимися собственными силами. Остановимся на данных составляющих.

Удивление учебной средой. Английский язык  необычный предмет, имеющий огромный потенциал для удивления. Возникновению удивления способствует сам факт широкого распространения языка и проникновения англицизмов во все сферы нашей жизни. Изучающие данный предмет могут встретить множество удивительных фактов при изучении культуры и традиций жителей Объединенного Королевства, истории, литературы и музыки Великобритании.

Удивление у ребенка могут вызвать только факты лично значимые для него, то есть то, что вызывает интерес у одного ребенка, другого может оставить равнодушным, так как уже не является новым и неизведанным для него или просто не соответствует его интересам.

В своей педагогической деятельности мы уделяем одинаковое значение всем источникам удивления, но считаем, что как театр начинается с вешалки, так и удивление ученика начинается с кабинета английского языка.

Попадая в кабинет иностранного языка, ученик с первых же минут погружается в обучающую среду. Именно кабинет английского языка представляет собой материальное воплощение лингводидактической среды. Здесь все должно вызвать любопытство, порождать интерес и желание удовлетворить его с помощью ответов на возникающие вопросы, стимулировать к поиску, мотивировать к дальнейшему расширению своих знаний и развитию языковых способностей. Задача учителя удивлять снова и снова, заставлять думать, сомневаться, искать ответы на иногда непростые вопросы, учить учиться и развиваться.

Полагаю, что к одному из подобных средств относятся как основные  компоненты используемого в моем случае УМК «Spotlight», так и вспомогательные средства: дополнительные методические пособия, книги для чтения, нагляднодидактические и раздаточные материалы, игрушки, игры, пальчиковые куклы, тренажеры, подручные средства (прищепки, веревочки, нитки, кнопки, крупа, одноразовая посуда) и т.д. (рис. 1).

Рис. 1.C:\Users\Наталья\Desktop\Camera\IMG_20171004_141231.jpg

Наглядно-дидактические материалыC:\Users\Наталья\Desktop\DCIM\100CANON\IMG_3912.JPG

Кабинет, в котором я работаю, небольшой, но очень уютный. Он оборудован следующими техническими средствами обучения: магнитной доской, компьютером с выходом в Интернет, интерактивной доской и проектором. Все это позволяет эффективно использовать различные виды информационно-коммуникационные технологий. Одним из ключевых атрибутов удивления является оформление кабинета в «английском стиле» (рис.2). Здесь я попыталась хотя бы в какой-то степени приблизиться к Англии путем размещения иллюстративных материалов с архитектурными достопримечательностями, использованию шкафа в виде известной красной телефонной будки.

Рис 2.C:\Users\Наталья\Desktop\DCIM\100CANON\IMG_3863.JPG

Оформление кабинетаC:\Users\Наталья\Desktop\DCIM\100CANON\IMG_3864.JPG

Таким образом, учебная среда должна быть комфортной, необычной, креативной. Именно при соблюдении данного условия будет происходить удивление средой.

Удивление фактом. Английский язык обладает огромным потенциалом для удивления фактом.

Считаю, что интересные факты, входящие в область английского языка удивительны и безграничны. На первых же уроках английского языка дети встречаются с новыми для них фактами о фонетическом строе и грамматических явлениях английского языка, о традициях и культуре Великобритании и совершают маленькие открытия. Я, как учитель и наставник, помогаю им в этом.

В процессе знакомства учащихся со звуками английского языка дети узнают о важности правильного произношения английских звуков и необходимости соблюдения долготы \ краткости и твердости \ мягкости звуков, положении органов речи при произнесении того или иного звука, мелодике, интонационных особенностях. Они с удивлением постигают, что один неправильно произнесенный звук полностью меняет смысл слова. Так, например, вместо краткого [i] в слове ship  корабль можно произнести долгое [i:] и корабль превратиться в овцу (sheep), вместо bad (плохой) может зазвучать bed (кровать), в место dear (дорогой, дорогая) deer (олень).

        Удивительным открытием для детей становится тот факт, что слово «goodbye» когда-то полностью звучало как «God be with yе» (староанглийское «Да пребудет с тобою Господь». История слова похожа на происхождение слова «спасибо», которое из Спаси Боже со временем сократилось в «спасибо»).

Выражение удивления появляется у всех детей без исключения, когда они узнают о том, что совершенно обыкновенное на первый взгляд предложение «The quick brown fox jumps over the lazy dog» оказывается совершенно необыкновенным, так как в нем содержатся все буквы английского алфавита. И этот вывод проверяется детьми экспериментально путем поиска в предложении букв в алфавитном порядке.

        Постепенно я открываю детям секрет о том, что удивительные факты, связанные с английским языком встречают нас по всюду: на улице, в магазинах, в кино, фильмах, песнях, книгах.

        Удивление обычное явление в тот момент, когда они узнают тот факт, что «Head&Shoulders» это не что иное как «Голова и плечи», пятновыводитель «Ваниш» происходит от английского глагола «vanish»  исчезать, а название популярной шоколадки «Bounty» означает подарок, дар.

Все эти факты мотивируют детей на дальнейший поиск и перевод аналогичных слов, фраз, предложений. Они осознают важность и необходимость изучения иностранного языка. И с гордостью делятся с одноклассниками, друзьями и родителями информацией о том, что «Fix Price» происходит от английского «fix»  фиксация, фиксировать и «price» цена, «Second hand» «вторая рука», а любимый многими «фреш» (англ. fresh) называется так потому, что действительно свеж.

Практика показывает, что указанные и многие другие удивительные факты стимулируют познавательную активность обучающихся, влияют на расширение общекультурного кругозора, когнитивной мотивации.

Удивление методом. Метод является ключевым инструментом обучения иностранному языку. От выбора конкретного метода зависит эффективность и избранная стратегия обучения иностранному языку. Метод действительно способен сделать процесс обучения удивительным, если он является оригинальным и нестандартным.

Одним из наиболее оригинальных и эффективных на наш взгляд методов обучения иностранному языку в обозначенном аспекте является метод чантов [3]. Чант представляет собой напевание, ритмичное проговаривание образца небольшого фрагмента специального иноязычного текста. Впервые чантовый метод был разработан К. Грэхэм.

Однако, при использование джазовых чантов Каролин Грэхэм на своих уроках я столкнулась с противоречием. Большинство чантов не соответствуют темам в том или ином классе, так как в них встречается большое количество незнакомой учащимся лексики или сложной грамматики, что затрудняет их использование для решения определенной задачи урока. В то же время чанты являются удивительным средством изучения иностранного языка. Они очень удобны в том случае, если необходимо быстро освоить какое-то грамматическое явление, запомнить новые слова и выражения, снять эмоциональное напряжение, поднять настроение, создать атмосферу праздника, сделать процесс «зазубривания» увлекательным и эмоционально окрашенным.

Удивление формой урока. Мы полагаем, что одним из эффективных средств реализации идей педагогики удивления является и урок, а точнее его форм. С общих позиций, любые уроки иностранного языка могут ранжироваться на стандартные и нестандартные. Именно нестандартный урок иностранного языка наиболее эффективен с точки зрения педагогики удивления.

Потенциал нестандартного урока велик: они помогают снять напряжение, способствуют формированию у учащихся устойчивого интереса к учению, оказывают благоприятное эмоциональное воздействие на детей, в результате чего у них формируются более прочные, глубокие знания. В рамках педагогики удивления нестандартный урок превращается в урок удивления, т.к. подобная организационная форма всегда необычна для обучающихся. А там где есть что-то оригинальное и необычное – всегда есть удивление.

        Нестандартные уроки, по сути, являются уроками удивления. Для них характерны наглядно-дидактическая насыщенность, использование музыки, игровых приемов, элементов арт-терапии, импровизации и театрализации. Ему присущи частная смена видов деятельности и вариативность заданий. Урок удивления – это всегда что-то новое, оригинальное, выходящее за рамки обычного.

Такие уроки, как правило, проводятся после изучения какойто большой темы, например определенного модуля и носят междисциплинарный характер. Уроки основаны на сотворчестве педагога и обучающихся, возможно и привлечение родителей. Для них характерна атмосфера увлеченности и праздника (рис. 3).

Примерные формы уроков Удивления: футбольный матч, виртуальная экскурсия, урок-спектакль, путешествие, межгалактическая экспедиция, премьера фильма, конкурс, шоу, телевизионная программа, поход, написание сценария фильмы, проба пера, урок-сказка, съемка фильма, перевернутый урок, урок показ мод и др. Довольно частое применение имеют ролевые игры и проектная деятельность.

C:\Users\Наталья\Desktop\2018-к конкурсу мои материалы\2018-на отработку для конкурса\фотки 17\IMG00330.jpg

C:\Users\Наталья\Desktop\img_20170419_142844.jpg

Рис. 3 Урок английского языка в библиотеке

Как правило, уроки удивления вызывают множество положительных эмоций у детей и нравятся им гораздо больше, чем традиционные занятия со строгой структурой и привычным режимом работы.

Удивление обучающегося собственным потенциалом. Удивление собственными силами – важный шаг в формировании устойчивой мотивации к глубокому изучению предмета.

        Об потенциале этого источника удивления ёмко сказал В. А. Сухомлинский: «Провести человека через детство и отрочество по пути изумления собственными силами – в этом кроется наша педагогическая мудрость. Там, где есть изумление и восторг, есть и неудовлетворенность. Человек безграничен в своих стремлениях, и, чем выше становится уровень его притязаний, тем глубже испытывает он недовольство достигнутым. А ведь именно в недовольстве достигнутым заключается источник саморазвития человека. Учитель, способный вызвать такие эмоции у ученика – не только специалист, но и творческая и духовная личность» [2, c.133].

Огромный потенциал для удивления учащихся как удивительными фактами, так и собственными результатами, полученными в итоге работы имеет научноисследовательская деятельность учащихся.

Одним из самых непредсказуемых и удивительных этапов работы над исследовательским проектом является его рождение. Иногда она появляется из личных интересов и увлечений учащихся. Так, например, возникла идея исследовательской работы «Teddy Bear игрушка на все времена» (рис.4). Работа, посвященная феномену популярности плюшевого медведя самой любимой игрушки детей и взрослых разных стран на протяжении более чем 110-летнего периода, возникла на одном из уроков в 6 классе, посвященных теме «Мои увлечения». В данном ключе можно привести множество подобных примеров (рис. 5, 6). 

Рис. 5C:\Users\Наталья\Desktop\The house of my dfeam\Слайд4.JPG

Проект «Дом моей мечты»C:\Users\Наталья\Desktop\The house of my dfeam\Слайд5.JPG

5 классы, 2016 – 2017 учебный год

Важным также является и возможности учителя в раскрытии потенциала у обучающихся со слабой языковой подготовкой. Если учитель сумеет увидеть в ребенке его потенциал и сделать все для его развития, то такие ученики удивляются собственным достижениям вдвойне, они начинают работать над собой, собственным учебно-профессиональным ростом.

Итак, педагогика удивления вариативна и многогранна. В процессе обучения английскому языку она может быть реализована в нескольких направлениях, которые во многом совершенствую данный процесс.

Список литературы

1.         Степичев П. А. Педагогика удивления: новая парадигма образования в XXI веке // Paradigmata poznání.  2015.  № 4.

2.         Сухомлинский, В. А. Как воспитать настоящего человека. Педагогическое наследие  / Сост. О. В. Сухомлинская. – М.: Педагогика, 1990, – 288 с. – (Б-ка учителя).

3.         Чант [Электронный ресурс]  Режим доступа: https://gufo.me/dict/enru_full/chant#ixzz4v0XXEagK (дата обращения: 17.09.2017 г.).



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Средняя общеобразовательная школа №6"

Имени Сирина Н.И.

Эссе

учитель английского языка

Балвакова Наталья Викторовна

г.Ханты-Мансийск

2020 г

Эссе

И снова Чеширский Кот….

Я снова закрываю глаза.

Передо мной улыбка Чеширского Кота.

Она путеводитель, она секретный код,

Который в Удивленья страну меня зовет.

Работа с детьми  это постоянное удивление и каждодневная необходимость удивлять. Их улыбки, как удивительная улыбка Чеширского Кота из сказки Л. Кэролла «Алиса в стране чудес», появляются и исчезают на глазах в самый неожиданный момент. Улыбки детей говорят о многом. Они являются сигналом счастья, радости, удивления новым знаниям или интересным фактам. И пропадают в тот момент, когда им скучно, неуютно и безразлично.

Для того, чтобы удивлять снова и снова, заинтересовывать и увлекать своим предметом каждому учителю необходимо иметь свою волшебную страну, где чудеса ожидают на каждом шагу. И время от времени посещать ее вместе со своими учениками, дарить им радость познания неизведанного и достижения недостижимого. Ведь именно удивление вызывает интерес и приводит к новому знанию и умению.

«Любая дорога начинается с первого шага. Банально, но верно». (Л. Кэролл).

Я шла к педагогике удивления много лет, встречая на своем пути повороты и ухабы, бесконечность и полет за горизонт, радость и огорчения, взлеты и падения.

«Кто ищет, тот всегда найдет ... если правильно ищет». (Л. Кэролл)

Именно так и случилось. Мои поиски и размышления, кропотливый труд и бессонные ночи помогли мне понять суть педагогического труда и раскрыть его секреты.

«Говорят, ищи, и ты найдешь, но никто не говорит, что ты найдешь». (Л. Кэролл)

А я нашла. Нашла то, что искала. Формула моей педагогики - «Педагогики удивления» очень проста. Она имеет следующий вид: 5У + У², где:

        У первое  учитель удивляет учебной средой;

        У второе  учитель удивляет фактом;

        У третье  учитель удивляет методом;

        У четвертое  учитель удивляет формой урока;

        У пятое  ученик удивляется собственному потенциалу;

        У²  учитель и ученик совместно удивляются полученному результату.

И сейчас, двигаясь по выбранной мной когда-то дороге я понимаю, что «...защитные стены могут мешать тебе, но самые непроходимые стены в мире это те, что окружают наши сердца...», поэтому моё сердце всегда открыто тем, с кем я работаю  детям.

А еще я всегда помню, что «мир открыт перед нами, но действовать нужно быстро», потому, что пока дети маленькие, они могут видеть то, что невидимо для них больших (Л. Кэролл). И потому нужно спешить: удивлять и поражать, увлекать и вовлекать, убеждать в необходимости познания и кропотливого труда, делиться своими знаниями и опытом, любовью и добротой.

 А что это за звуки, вон там?  спросила Алиса.

 А, это чудеса,  равнодушно пояснил Чеширский Кот.

 И что же они там делают?  поинтересовалась девочка.

 Как и положено,  Кот зевнул.  Случаются. (Л. Кэролл)

Чудеса случаются и со мной и с детьми, которых я учу. А помогает нам в этом ……….Чеширский Кот  и «Педагогика удивления».


Скачано с www.znanio.ru

Балвакова Наталья Викторовна, МБОУ "СОШ № 6 имени Сирина Н.И."