Система оценивания образовательных достижений

Донец Светлана Леонидовна

Система оценивания образовательных достижений

Скачать:


Предварительный просмотр:

Система оценивания образовательных достижений

Для достижения высокого качества, доступности и непрерывности образования, для детей разного возраста начиная с дошкольного детства, был внедрён ФГОС ДО, где ФГОС — это определённый шаблон-стандарт, требования для всех дошкольных образовательных организаций, где каждое ДОУ свободно в выборе путей достижения этих стандартов.

Для определения эффективности работы педагогических коллективов и определения образовательных достижений в той или иной организации, необходим механизм общего мониторинга, одним из составляющих которого является педагогический мониторинг.

Целью мониторинга являются - определение динамики изменений показателей результатов индивидуального развития воспитанников, способный дать объективные и достоверные данные о ходе педагогического процесса и его результатах, для своевременного изменения направления работы и её коррекции.

Задача каждого образовательного учреждения в том, чтобы создать оптимальную систему педагогического мониторинга в своем ДОУ: что бы он давал ясную картину результативности педагогического процесса, но вместе с тем не был обременителен для педагогов, не сводился к заполнению большого количества бланков, бумаг, т.к. основной целью работы педагога — это практическая работа с детьми.

Модель механизма педагогического мониторинга в МБДОУ ЦРР – д/с «Теремок», представляет собой:

  • систему действий воспитателя, включающую в себя сбор, обработку, анализ и интерпретация информации о результатах эффективности работы по каждой образовательной области в своей возрастной группе, позволяющей оценивать процесс и результат этих достижений, их прогноз и коррекцию;
  • систему действий старшего воспитателя, включающую в себя операции сбора, обработки, анализа и интерпретации информации о результатах эффективности педагогических воздействия по всем возрастным группам по всем образовательным областям, позволяющей оценивать процесс и результат этих достижений в целом по учреждению, их прогноз и коррекцию;
  • принятие решений с целью оптимизации воспитательно-образовательного процесса.

Для определения уровня достижения планируемых результатов во всех возрастных группах проводится педагогический мониторинг: в начале учебного года - вводный и в конце учебного года - итоговый. Педагогический мониторинг проводился на основе определённого инструментария «Педагогический мониторинг в новом контексте образовательной деятельности. Изучение индивидуального развития детей. Подготовительная группа. Авторы: Афонькина Ю. А. Издательство: Учитель, 2016. В основе педагогического мониторинга лежит определение индивидуального развития воспитанников по всем образовательным областям:

  • - социально – коммуникативное развитие;
  • - познавательное развитие;
  • - речевое развитие;
  • - физическое развитие;
  • - художественно-эстетическое развитие.

Основной метод педагогической диагностики это самый распространенный и естественный в работе каждого педагога - метод наблюдения. 

Форма таблицы для проведения индивидуального мониторинга.

Таблицы ведутся по каждому ребёнку и сопровождается с момента его поступления и до выпуска из д/с. Образовательная область "Социально - коммуникативное развитие"

Воз./гр.

Период

Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности

Развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками

Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий

Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости,сопереживания;формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками

Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации

Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества

Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе

Группа раннего возраста

Н.г

К.г

 Рекомендации по совершенствованию образовательной деятельности:

2.Образовательная область "Познавательное развитие"

Воз./гр.

Период

Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации

Формирование познавательных действий, становление сознания

Развитие воображения и творческой активности

Формирование первичных представлений о себе, других людях

Формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира

Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных праздниках, о планете Земля как общем доме людей, о многообразии стран и народов мира

Формирование первичных представлений об особенностях природы

Группа раннего возраста

Н.г

К.г

К.г

Рекомендации по совершенствованию образовательной деятельности

3.Образовательная область "Речевое развитие"

Воз./гр.

Период

Владение речью как средством общения и культуры

Обогащение активного словаря

Развитие связной грамматически правильной диалогической и монологической речи

Развитие речевого творчества

Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха

Знакомство с книжной культурой, детской литературой; понимание на слух текстов различных жанров детской литературы

Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте

Группа раннего возраста

Н.г

К.г

К.г

Рекомендации по совершенствованию образовательной деятельности

4. Образовательная область "Художественно - эстетическое развитие"

Воз./гр.

Период

Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы

Становление эстетического отношения к окружающему миру

Формирование элементарных представлений о видах искусства

Восприятие музыки

Восприятие художественной литературы, фольклора

Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений

Реализация самостоятельной творческой деятельности

Группа раннего возраста

Н.г

К.г

Рекомендации по совершенствованию образовательной деятельности:

5.Образовательная область "Физическое развитие"

Воз./гр.

Период

Приобретение опыта в двигательной деятельности, связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость

Приобретение опыта в двигательной деятельности, способствующей правильному формированию опорно - двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения

Приобретение опыта в двигательной деятельности, способствующей развитию крупной и мелкой моторики обеих рук

Приобретение опыта в двигательной деятельности, связанной с правильным, не наносящим ущерба организму выполненных основных движений

Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта; овладение подвижными играми с правилами

Становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере

Становление ценностей здорового образа жизни; овладение его элементарными нормами и правилами

Группа раннего возраста

Н.г

К.г

К.г

Рекомендации по совершенствованию образовательной деятельности:

Для удобства заполнения и многоразового использования (отслеживания в течение нескольких лет) Советом педагогов нашего учреждения была предложена и составлена форма таблиц в Microsoft Excel по каждой образовательной области и направлениям их реализации.

Данная таблица позволяет определить и отследить каждого ребёнка, при необходимости составить диаграмму развития на каждого ребёнка.

По результатам такой диагностики данные по группе детей систематизируются и отражаются в сводной таблице с указанием показателей и общего количества детей.

Данная таблица позволяет определить общие показатели по группе.

По итогам данной таблицы составляется диаграмма, делаются выводы, намечается коррекционная работа (таблица 3).

Диагностику результатов работы проводят все педагогические работники: воспитатели, учитель-логопед, музыкальный руководитель, что позволяет получить полную картину работы. Таблицы диагностики у всех специалистов разные.

Система действий старшего воспитателя, заключается в сборе общей информации по каждой возрастной группе. Старший воспитатель делает сводную таблицу результатов педагогического воздействия, анализирует результаты по всем возрастным группам, выносит на обсуждение причины показателей, при необходимости выработка рекомендаций по планированию коррекционной работы и планированию работы на следующий учебный год по учреждению.

         В дополнение к педагогическому мониторингу воспитателями каждой возрастной группы составляются карты сопровождения группы воспитанников, разработанные Советом педагогов. В картах сопровождения группы: отражаются данные о ребёнке: группа здоровья, антропометрические данные, аллергическая реакция (аллергены если есть, указываются какие), биоритмический профиль («сова», «жаворонок»), сенсомоторное развитие, координация движения, эмоциональная сфера (устойчивое, неустойчивое), заболеваемость за год (уровни «высокий», «средний», «низкий»).

Ф.И.О. реб.

Дата рождения

Дата поступления в дошкольное учреждение

Группа  здоровья

Антропометрические данные

Аллергическая реакция

(аллергены если есть)

Биоритмический профиль

(«сова», «жаворонок»)

Заболеваемость (за год)

Группа

Диагноз

Рост

Вес

Сен

май

Сен

май

Использование данных таблиц позволяет диагностировать и вести мониторинг индивидуального развития воспитанников, что позволяет планировать дальнейшую работу и повышать качество образования.

Помимо перечисленных методов оценивания образовательных достижений в группах ведутся портфолио на каждого воспитанника.

Вывод: для повышения качества образования, эффективности организации воспитательно-образовательного процесса важно не только разработать и овладеть системой диагностических методик по определению уровня эффективности педагогического воздействия на воспитанников дошкольниками, но и прогнозировать эти результаты, т.к. мониторинг служит основой модели управления качеством образования.  

Постоянно систематизированная информация о результатах педагогического процесса (система мониторинга) позволяет:

  • отследить уровень индивидуального развития конкретного воспитанника;
  • создать банк информации, как по отдельной группе, так и общей по учреждению;
  • сделать выводы о результативности работы;
  • наметить перспективы в развитии;
  • определить направление работы педагогов.