Эссе
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 4» имени Героя Советского Союза
Знаменского В.С. г. Сухиничи
Сухиничского района Калужской области (МКОУ «Средняя школа № 4»)
Моя педагогическая философия
Я - УЧИТЕЛЬ!
Давыденко Оксана Валерьевна
учитель истории и обществознания
г. Сухиничи, 2020г.
Будь самим собой, ищи собственный путь.
Познай себя прежде, чем хочешь познать детей.
Ты сам тот ребенок, которого должен раньше,
чем другие, узнать, воспитать, научить.
Януш Корчак
Передо мной никогда не стояла проблема выбора профессии, так как я всегда знала, что хочу стать учителем, как моя мама Заболотная Елена Анатольевна. Все мы знаем, что детские воспоминания самые яркие в жизни, вот и мое детство полностью связанно со школой. Меня всегда окружали педагоги: мама - учитель технологии, тетя - учитель физики и английского языка, вторая тетя - учитель этики и эстетики, поэтому, в доме только и разговоры, что о школе, об учениках. Первая учительница Воронина Людмила Михайловна была творческим человеком, что отражалось на ее интересных и ярких уроках. Как сейчас помню первую встречу с ней, когда я нарядная и с огромными бантами пришла в 1 класс. Передо мной стояла невысокая женщина, она улыбалась, а ее добрые глаза, казалось, проникали в самую душу. За эти несколько мгновений, она как будто успела изучить характер каждого притихшего первоклашки. Людмила Михайловна учила нас не только правильно писать и решать задачи, а в первую очередь мыслить логически. Она жила нами, нашими заботами, нашими детскими радостями и печалями. Эти люди и привили мне с детства любовь к учебе и школе в целом.
Получив аттестат, я поступила в Сумской государственный педагогический университет им. А.С.Макаренко, но в школу пришла работать только спустя 10 лет после его окончания. За эти 10 лет я сменила две профессии и четко осознавала, что это не мое. Не было удовлетворения от работы, не было отдачи. Казалось, что жизнь проходит мимо, разнообразные интересные события остаются в стороне. Только став учителем, я получила то, к чему стремилась все это время. Школа – это жизнь, которая находится в постоянном движении. Здесь все кипит. С утра меня встречают горящие глаза ребят и их радостные улыбки. Как это может не волновать и не вдохновлять? Мне это очень нравится, и я не стою на месте. Я стараюсь, ищу, придумываю, как ежедневно превращать мечты ребят в цели, а цели в результаты. Учитель это не профессия, а образ жизни. Я постоянно думаю о школе: и днем и ночью, и на каникулах и в отпуске. Мои родные с шуткой говорят, что я работаю всегда. Вот теперь, работая учителем, я с уверенностью могу сказать, что моя работа любимая и туда я иду с удовольствием.
Педагог – это тот человек, который должен передать
новому поколению все ценные накопления веков
и не передать предрассудков, пороков, болезней.
А. В. Луначарский
Говорят, что педагогом нужно родиться, и я с этим полностью согласна. Но, помимо таланта учитель должен быть целеустремленным, жить своей профессией и делать так, чтобы ученики с удовольствием шли к нему на уроки. Требования, которые предъявляются к педагогу, были всегда высокими. Он обязан быть профессионалом в своем деле и иметь желание всесторонне развиваться. Национальный проект «Образование» дает возможность нам, учителям почувствовать повышенное внимание к себе со стороны Правительства Российской Федерации, понять важность и необходимость учителя в воспитании и становлении каждого ребенка в отдельности и подрастающего поколения в целом. Сегодня, во время больших перемен, все лучшее, что есть в истории и культуре нашей страны, может быть реализовано нами, учителями.
Возникает вопрос, что могу сделать я, человек живущий в маленьком городке, для того чтобы этот проект был успешно реализован? Ведь, я песчинка, в этом огромном мире, под названием «Образование». На ум приходит, ответ, а ведь этот огромный мир и состоит из таких маленьких песчинок, как я, ведь это мы творим историю, мы воспитываем детей и наше будущее зависит только от нас. Поэтому и начинать необходимо с себя.
Что я планирую для этого сделать?
Я пришла в школу и хочу остаться здесь навсегда. В ближайшее время, совместно с учащимися, вырабатывая их исследовательские навыки, я планирую создать музей школы; разработать программу дополнительного образования по краеведению; продолжить экскурсионные поездки, с целью расширения кругозора ребят; вплотную применять инновационные технологии на своих уроках; привлекать большее количество учащихся к работе психологического кружка и многое другое.
Мне нравится быть учителем. А что это значит?
Это не только учить детей, а каждый день, общаясь с ними, помогать раскрыться, понять самих себя и свои таланты. Мне нравиться учить и при этом постоянно учиться самой, самой узнавать что-то новое и интересное. Я всегда в творческом и интеллектуальном поиске новых идей и решений. Раньше я считала, что хорошим учителем можно стать, получив для этого специальное образование. Но на практике я изменила свое мнение. Мой педагогический путь еще очень мал, но я четко понимают, что передо мной лежит огромная ответственность. Знать предмет, который преподаешь - недостаточно. Современные дети живут в постоянно меняющемся мире, и я не могу их учить так, как будто мир стоит на месте.
В чем смысл моей педагогической деятельности?
Я учитель истории и обществознания, и это означает то, что именно в моих силах привить любовь к изучению этих очень важных предметов для человека. Изучать историю нужно, для понимания в первую очередь настоящего и иметь необходимый запас знаний о прошлом. Только тогда можно хоть немного спрогнозировать будущее. Я считаю, что, только обладая этими знаниями, ребенок сможет научиться выражать свою точку зрения, делать осознанный выбор и аргументировать свою жизненную позицию. Очень хорошо по этой теме сказал Л. А. Кацва «…без систематического курса истории, без формирования внятных и последовательных знаний по истории не будет понимания процессов, происходящих в обществе сегодня. И никакое умение анализировать источники не избавит такого человека от опасности подвергнуться манипулированию со стороны различных, в том числе экстремистских, сил».
Обществознание – это один из ведущих гуманитарных предметов. Это комплекс наук, которые направлены на изучение общества и его процессов. Этот предмет помогает человеку понять уже в школе, как устроен окружающий мир, какие функции выполняют законы и государство. Именно обществознание помогает формировать гражданскую позицию, воспитывать гармонично развитую и социально ответственную личность. Что является одной из целей национального проекта «Образование».
Важная задача уроков истории и обществознания – способствовать самоопределению человека, как личности, пониманию им своего места в обществе и восприятию своих исторических корней.
Еще один немаловажный момент в современном образовании – это внедрение Федерального государственного образовательного стандарта. А как создать современный урок с учетом новых требований? Как научиться применять новейшие технологии? Как развивать у учащихся умение мыслить самостоятельно? Именно новый стандарт дает толчок к дальнейшему развитию педагога, выдвигает новые требования к развитию его личностных качеств. Ведь мы, педагоги, должны уметь обучать всех без исключения детей, хотя все они разные. Кто-то рад победе в олимпиаде или конкурсе, кто-то доволен, что запомнил дорогу домой, а кто-то счастлив, что сумел сказать слово «мама». Поэтому мы должны заниматься самообразованием непрерывно. Этого можно добиться благодаря курсам повышения квалификации, олимпиадам для учителей, семинарам, участием в конкурсах педагогического мастерства, взаимодействием с коллегами и т.д.
Наша реальность такова, что в современном мире дети часто испытывают чувство одиночества, что сказывается на дальнейшей их социализации. Этому способствует множество факторов, одним из которых является вина семей, не уделяющих должного внимания воспитанию своих детей. Я считаю, что именно школа, и педагоги в частности способны создать условия для правильного развития ребенка, для его физического и психологического здоровья.
В каждом ученике я вижу личность и уважаю ее. На своих уроках я стараюсь создать атмосферу доброжелательности и взаимопонимания. Чувствуя хорошее отношение к себе, ребята отвечают мне тем же. Одной из важнейших задач педагога, я считаю создание благоприятного психологического климата на уроке. Я не имею права навредить. Наблюдая за состоянием ребят, я безо всяких медикаментов должна лечить их добрым словом, вниманием, поддержкой. В конфликтных ситуациях я должна сглаживать острые углы и учить детей разумно оценивать различные жизненные обстоятельства. Я, как актер, но мой руководитель не Станиславский, который скажет «не верю», и я переиграю спектакль. Я должна сделать все, чтобы мне верили дети.
Для чего я хочу стать хорошим учителем?
Чтобы мною гордилась моя семья, меня уважали и любили дети. Я хочу чувствовать себя значимой, в своей профессии. Чтобы каждый из моих учеников стал грамотным, успешным и благородным человеком. Для этого я должна продолжать развиваться, продолжать любить свою профессию и служить примером для ребят. Нет, слово «должна» здесь неуместно, лучше я напишу «хочу». Да, я хочу оставаться для них интересной, делиться с ними своим накопленным опытом, разжигая в каждом искру познания. Ведь тысячи свечей можно зажечь от одной единственной и жизнь этой свечи, нисколько не станет короче.