Конкурс "Учитель года-2019"
Материалы на конкурс "Учитель года -2019"
Конкурсное задание "Методический семинар"
|
Пояснительная записка к методическому семинару
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_seminar.doc | 53.5 КБ |
metodicheskiy_seminar.pptx | 1.64 МБ |
esse.doc | 47 КБ |
dokumenty_na_konkurs.rar | 1.7 МБ |
Предварительный просмотр:
Методический семинар
«Современные технологии при формировании компетентностного подхода на уроках истории и во внеурочной деятельности».
Пояснительная записка
Цель: реализация компетентностного подхода через использование новых педагогических технологий.
Задачи:
1.Определить роль компетентностного подхода в курсе изучения истории.
2.Систематизировать и проанализировать современные технологии, позволяющие сформировать основные компетенции ученика.
3.Применять интерактивные формы работы в процессе организации учебной деятельности.
4. Организовать учебный процесс в инновационном режиме.
В своей работе стремлюсь: опираться на опыт учащихся (личностно-ориентированное знание); признавать права ученика на собственное мнение и собственную позицию; использую диалогические приемы в работе с детьми в соответствии с ФГОС.
Ведущая идея педагогического опыта - формирование ключевых компетенций школьников на уроках истории.
Основные компетенции.
1. Общекультурная компетентность - обобщенные способы деятельности, позволяющие личности присваивать культурные образцы и создавать новые.
2. Социально-трудовая компетентность - способность личности взаимодействовать с социальными институтами, выполнять социальные функции, ориентироваться на рынке труда.
3. Коммуникативная компетентность - получение, использование, передача информации в процессе взаимодействия.
4. Личностное самоопределение - знания о человеке, его внутреннем мире, отношениях, о собственных психических качествах, возможностях, способностях, ценностях, целях, идеалах.
Использование проектных технологий на уроках истории. Видов проектов множество, назову лишь некоторые из них. Информационный проект направлен на сбор информации о каком-либо объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. Выходом такого проекта часто являются публикации в СМИ, в том числе в Интернете. Ролевой проект. Школьники берут на себя роли литературных или исторических персонажей. Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование. Он включает обоснование актуальности выбранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие. Проектные технологии -это
обучение через открытие; моделирование жизненно важных затруднений в образовательном пространстве и поиск путей их решения; самоопределение обучаемого к выполнению той или иной образовательной деятельности; способность ученика проектировать предстоящую деятельность, быть ее субъектом; осознание учеником деятельности.
Разнообразие форм и методов проведения урока по ФГОС предполагает изменение функций учителя на уроке, но вместе с тем повышаются требования к самоподготовке учителя и его способности к новому. После изученных тем учителя истории проводят повторительно-обобщающие уроки.Один из них мог бы быт проведен с опорой на проблемный диалог. На слайде представлены портреты Екатерины I и Екатерины II. Задание лишь на первый взгляд может показаться простым, в действительности оно предполагает сопоставление внутренней и внешней политики двух императриц, выявление положительного и отрицательного опыта.
-Что могли бы сказать друг другу, если могли встретится, эти две женщины- императрицы? Составьте примерный диалог.
Урок -портет проводится на стадии повторения и систематизации знаний. Учитель зачитывает первое утверждение, в котором представлены сведения об историческом лице. Ученики пытаются угадать это лицо. Если не удается, учитель зачитывает второе утверждение, содержащее более точную информацию, третье утверждение содержит такую информацию, что не узнать загадываемое лицо нельзя. Алгоритм оценивания: если ученики угадывают характеристику с первого утверждения-получают высший балл, со второго захода-оценка ниже, с третьего-еще ниже. Сообщения о деятелях культуры по своим рисункам, такие задания они получили накануне.
Кластер стал применяться в современной школе с момента, когда одной из ключевых задач школьного образования стало развитие критического мышления. В педагогике термином «кластер», обозначают один из способов графической организации информации. Такая форма наглядного изображения помогает ситематизировать, обобщить и излагать изучаемый во время урока материал.
Кластер формирует у учеников такие навыки:
-умение грамотно формулировать вопросы;
-выделять основное в большом объеме информации;
-выявлять причинно-следственные связи;
-делать умозаключения;
-способность проводить параллели и находить аналогии;
-умение анализировать части информации и сравнивать их между собой.
На слайде представлен кластер при проверке домашнего задания по теме « Отклоняющееся поведение в 8 классе по обществознанию. На уроках по истории культуры учащиеся с трудом ориентируются в вопросах происхождения деятелей науки или искусства. Картографический метод изучения культуры XVIII века помогает школьникам усвоить материал. С этой целью учащиеся готовят географическое лото или путешествуют вместе с историческими персонажами по карте. На слайде представлены стадия производства продукта, готовый продукт и использование на уроках картографического метода. Имена деятелей культуры приклеиваются к контурам тех стран, где они родились или творили.
Принципиальным отличием современного подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимается не только предметные знания, но и умение применять эти знания в практической деятельности. В связи с этим учителя применяют на своих уроках технологию коллективно-группового обучения: мозговой штурм, микрофон, незаконченные предложения, дерево решений. А также популярна технология кооперативного обучения: работа в парах, карусель, аквариум.
Интерактивное обучение имеет свои преимущества: это умение анализировать систематизировать, сравнивать, обобщать, формируются навыки культуры общения, умение вести дискуссию, вырабатывается умение принимать общие решения. Результатами обучения становятся сформированные компетентности, такие как информационная, коммуникативная, образовательная, социальная. При формировании толерантности у детей технология критического мышления- это не столько умение замечать ошибки в работе других, но и умение находить положительное и отрицательное.
ФГОС предполагает единство урочной и внеурочной деятельности. Метод проектов используется педагогами в научно-исследовательской работе. Здесь используется деятельностный подход: исследовательская работа, проектное, личностно- ориентированное обучение. Проекты могут быть индивидуальные, групповые, коллективные. По времени: краткосрочные, мини, средней продолжительности. Федеральные государственный образовательный стандарт (ФГОС) ставит перед школой новые задачи: создание обучающей среды, мотивирующей учащихся самостоятельно добывать, обрабатывать полученную информацию, обмениваться ею. Получение знаний рассматривается как средство для решения задач, связанных с интеллектуальным и духовно-нравственным развитием личности учащегося, ее социальной адаптацией, приобщением к ценностям культуры, активизацией его потенциальных возможностей, развитием критического мышления. Иными словами, ориентация на знания, присущая отечественной школе, сменяется системно - деятельностным подходом к образованию.
К основополагающим компетенциям относятся 1)Знание учениками исторических фактов «Я знаю, что это наше!». 2) Положительное отношение к определенным фактам истории и культуры» «Я горжусь...». 3)Готовность участвовать в практической деятельности. « Я готов действовать».
Внеурочная работа, которая является продолжением учебного процесса, позволяет мне выявить у своих подопечных потенциальные возможности и интересы, помочь им их реализовать и достичь определенного успеха. Цель моей работы – вырастить творческую личность, способную думать, созидать, создавать. Девиз моей работы: «Каждое дело – творчески!». Каждый ребенок по-своему талантлив, каждый имеет свою «изюминку», я просто помогаю ему раскрыться. Реализация ФГОС через применение принципиально новых дидактических подходов к уроку, построение обучения на деятельностной основе ощутимо способствует повышению результативности учебного труда и внеурочной деятельности школьников. Через научно-исследовательскую деятельность, через взаимодействие с социальными партнерами, через реализацию региональных проектов «История села: люди и достижения», «Сурский оборонительный рубеж», через участие в олимпиадах, всероссийских викторинах и конкурсах ребенок набирается социального опыта, формируется и закаляется как личность. Об этом подробнее расскажут материалы на сайте школы, в разделах «Реализуемые проекты» и «Школьный музей». Постоянными становятся уроки и экскурсии в музее. Последним там был проведен урок обществознания «Деньги и их функции».
Обобщение моего педагогического опыта как учителя представлено на слайде, это открытые уроки для родителей, занятия патриотического клуба, участие в конкурсах.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
МБОУ СОШ р.п. Шемышейка Кузасева Татьяна Васильевна Учитель истории и обществознания МБОУ СОШ р.п. Шемышейка МБОУ СОШ р.п. Шемышейка
Цель: реализация компетентностного подхода через использование новых педагогических технологий. Задачи: 1.Определить роль компетентностного подхода в курсе изучения истории. 2.Систематизировать и проанализировать современные технологии, позволяющие сформировать основные компетенции ученика. 3.Применять интерактивные формы работы в процессе организации учебной деятельности. 4. Организовать учебный процесс в инновационном режиме. В своей работе: операюсь на опыт учащихся ( личностно-ориентированное знание), признаю права ученика на собственное мнение и собственную позицию, использую диалогические приемы в работе с детьми, в соответствии с ФГОС. .
Ведущая педагогическая идея опыта Формирование ключевых компетенций школьников на уроках истории
1. Общекультурная компетентность - обобщенные способы деятельности, позволяющие личности присваивать культурные образцы и создавать новые. 2. Социально-трудовая компетентность - способность личности взаимодействовать с социальными институтами, выполнять социальные функции, ориентироваться на рынке труда. 3. Коммуникативная компетентность - получение, использование, передача информации в процессе взаимодействия. 4. Личностное самоопределение - знания о человеке, его внутреннем мире, отношениях, о собственных психических качествах, возможностях, способностях, ценностях, целях, идеалах. Основные компетенции
Проектные технологии обучение через открытие; моделирование жизненно важных затруднений в образовательном пространстве и поиск путей их решения; самоопределение обучаемого к выполнению той или иной образовательной деятельности; способность ученика проектировать предстоящую деятельность, быть ее субъектом; осознание учеником деятельности
Технология проблемного диалога Что могли бы сказать друг другу, если могли встретится, эти две женщины- императрицы? Составьте примерный диалог. Екатерина I Екатерина II
УРОК — ПОРТРЕТ ПРОВОДИТСЯ НА СТАДИИ ПОВТОРЕНИЯ И СИСТЕМАТИЗАЦИИ ЗНАНИЙ УЧИТЕЛЬ ЗАЧИТЫВАЕТ ПЕРВОЕ УТВЕРЖДЕНИЕ, В КОТОРОМ ПРЕДСТАВЛЕНЫ СВЕДЕНИЯ ОБ ИСТОРИЧЕСКОМ ЛИЦЕ. УЧЕНИКИ ПЫТАЮТСЯ УГАДАТЬ ЭТО ЛИЦО. ЕСЛИ НЕ УДАЕТСЯ, УЧИТЕЛЬ ЗАЧИТЫВАЕТ ВТОРОЕ УТВЕРЖДЕНИЕ, СОДЕРЖАЩЕЕ БОЛЕЕ ТОЧНУЮ ИНФОРМАЦИЮ. ТРЕТЬЕ УТВЕРЖДЕНИЕ СОДЕРЖИТ ТАКУЮ ИНФОРМАЦИЮ , ЧТО НЕ УЗНАТЬ ЗАГАДЫВАЕМОЕ ЛИЦО НЕЛЬЗЯ . АЛГОРИТМ ОЦЕНИВАНИЯ: ЕСЛИ УЧЕНИКИ УГАДЫВАЮТ ХАРАКТЕРИСТИКУ С ПЕРВОГО УТВЕРЖДЕНИЯ-ПОЛУЧАЮТ ВЫСШИЙ БАЛЛ, СО ВТОРОГО ЗАХОДА -ОЦЕНКА НИЖЕ, С ТРЕТЬЕГО-ЕЩЕ НИЖЕ. Презентация работы по биографии Миклухо-Маклая Сообщения о деятелях культуры по своим рисункам
Картографический метод изучения культуры XVIIIвека Стадия производства Готовый продукт Применение на уроках
Технология саморазвития, самовоспитания -кружки -олимпиады -исследовательские проекты Игровые технологии -игры путешествия сюжетно-ролевые игры -интеллектуальные игры ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
№ Участник Тема Год, результат 1 Золкина Яна «Гидронимы Шемышейского края на языке черемисов» 2015, Муниципальный (грамота), 1 место 2 Борискина Елена «Свадебный обряд мордвы -мокши в селе Старая Яксарка» 2016, Муниципальный ( грамота ) 2 место 3 Туманина Анна «Судьба дореволюционного крестьянского землепользования на примете надела Деяна Симонова» 2018, Муниципальный (грамота) 1 место 4 Макаркин Илья «История создания школьного музея » 2019 Муниципальный ( грамота) 2 место Научно-исследовательская деятельность школьников Участие в научно-практической конференции «Старт в науку»
Игровые технологии на уроках в 6 классе Историческая математика и ролевые игры на уроке
Основополагающие компетенции: Знание учениками исторических фактов - « Я знаю, что это наше! » Положительное отношение к определенным фактам истории и культуры - « Я горжусь …» Готовность участвовать в практической деятельности- « Я готов действовать » .
Знание истории своей семьи, своего народа, села, края, страны помогает определить жизненную, общественную позицию. Ребенок должен знать, что он хранитель памяти своих предков и должен передать её своим потомкам. Память о предках-это показатель нравственного здоровья нации.
Главное – помочь каждому ребенку обрести личное осознанное отношение к истории, соотнося свое мнение с ценностями разных эпох и общечеловеческими ценностями.
Наши ссылки Сайт учителя истории Кузасевой Т.В. https://nsportal.ru/kuzaseva-tatyana-vasilevna Раздел «Школьный музей» на сайте МБОУ СОШ р.п.Шемышейка http://shemshkola.ucoz.com Проект «История поселка Шемышейка: люди и достижения в разделе «Реализуемые проекты» на сайте МБОУ СОШ р.п. Шемышейкаhttp://shemshkola.ucoz.com/index/istorija_sela_ljudi_i_dostizhenija/0-132 Проект «Сурский оборонительный рубеж» в разделе Школьный музей на сайте МБОУ СОШ р.п. Шемышейка http://shemshkola.ucoz.com/index/issledovatelskaja_rabota/0-180 Ссылка на публикацию научно-исследовательской работы на сайте правозащитного общества «Мемориал» «Музей истории Пензенской области» http://musei.penza.memo.ru/-sudbi-kupecheskih-usadeb-i-ih-vladeltsev-v-shemisheike-avtor-anoshkina-anastasiya-rukovoditel-kuzaseva-t-v-e2501.html Виртуальная экскурсия по улицам Шемышейки ( канал Экспресс. Программа «Робинзоны. В Шемышейском районе» ч.1) https://yandex.ru/video/search?text=робинзоны%20в%20шемышейском%20районе%20ч.1
ФГОС предполагает единство урочной и внеурочной деятельности На уроке обществознаниня в школьном музее «Деньги и их функции». Дети, увлекающиеся нумизматикой, поделились своими успехами, юные экскурсоводы познакомили ребяи с коллекцией музея.Ребята научились устанавливать время выпуска старинных монет. Квест-игра «Интересные факты из жизни известных людей»
Обобщение педагогического опыта учителя Тема по самообразованию «Развитие критического мышления школьников на уроках истории по ФГОС» 2016 Районное методическое объединение учителей истории и обществознания.Выступление с докладом «Предметные и метапредметные результаты обучения истории и обществознанию. Текстовая компетенция как метапредметный результат обучения. Современные стратегии работы с текстом». 2017 Доклад на тему «Реализация основ патриотического воспитания через краеведческую работу». Районная августовская конференция учителей. 2018 Открытый урок по обществознанию «Деньги и их функции». РМО учителей истории и обществознания 2018 Открытый урок для родителей по обществознанию «Защита Отечества» 2018 Доклад « Организация сопутствующего повторения в течение всего учебного года. Методика проведения уроков повторения - залог успешной сдачи ЕГЭ и ОГЭ». 2018 Общешкольное родительское собрание.«Всероссийские проверочные работы». Выступление. 2018 Участие в Международном конкусе Учитель года -2018» по версии сайта «Молодежное движение» Диплом I степени 2018 Областной форум по сотрудничеству ветеранских организаций и школьников « Времен связующая нить» с отчетом по проекту «Сурский оборонительный рубеж»
Наши достижения
Сайт учителя истории Кузасевой Т.В. https://nsportal.ru/kuzaseva-tatyana-vasilevna Раздел «Школьный музей» на сайте МБОУ СОШ р.п.Шемышейка http://shemshkola.ucoz.com Проект «История поселка Шемышейка: люди и достижения в разделе «Реализуемые проекты» на сайте МБОУ СОШ р.п. Шемышейка http://shemshkola.ucoz.com/index/istorija_sela_ljudi_i_dostizhenija/0-132 Проект « Сурский оборонительный рубеж» в разделе Школьный музей на сайте МБОУ СОШ р.п. Шемышейка http://shemshkola.ucoz.com/index/issledovatelskaja_rabota/0-180 Ссылка на публикацию научно-исследовательской работы на сайте правозащитного общества «Мемориал» «Музей истории Пензенской области» http://musei.penza.memo.ru/-sudbi-kupecheskih-usadeb-i-ih-vladeltsev-v-shemisheike-avtor-anoshkina-anastasiya-rukovoditel-kuzaseva-t-v-e2501.html Виртуальная экскурсия по улицам Шемышейки ( канал Экспресс. Программа « Робинзоны . В Шемышейском районе» ч.1) https://yandex.ru/video/search?text=робинзоны%20в%20шемышейском%20районе%20ч.1 Автор шаблона: фона презентации Хлопянова Татьяна Витальевна Учитель начальных классов высшей категории МБОУ «СОШ № 14» г. Новомосковска Тульской области
Предварительный просмотр:
Эссе на конкурс «Учитель года Шемышейского района 2019»
Кузасевой Татьяны Васильевны,
учителя истории Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы рабочего поселка Шемышейка
имени Героя Советского Союза Александра Тимофеевича Бодряшова
«Чем бы вы ни занимались в жизни,
делайте это всем своим сердцем».
Конфуций
Заря просыпается над Узой. А вместе с ней и белокаменная школа на высоком обрывистом берегу речки Шемышейки. Перед уроками все ребята придут в наш класс поделиться впечатлениями, накопившимися за вечер, и новый школьный день вступит в свои права. Придя сегодня на работу, я опять окунусь в мир Детства, который наполнен вопросами, улыбками, движением, смехом, горящими глазами и безмерным доверием маленьких сердец.
Детство дается человеку лишь раз, поэтому я стараюсь украсить его для своих ребят яркими моментами. Я среди них растворяюсь, от них я постоянно подзаряжаюсь энергией молодости и, не устаю повторять: «Мне никогда не будет шестьдесят - а лишь четыре раза по пятнадцать!». Взрослые, вспомните свои детские годы! Мне нравилось в детстве буквально все: картошка в мундире, ива на берегу, на которой мы практически с подругой выросли, строя шалаши, мой побег из дома за братиком на рынок - так хотелось, чтобы он поскорей был у нас и выбрать брата на свой вкус и цвет, а сейчас он - моя надежда и опора. Детство моё прошло по адресу улица Свердлова № 35 — в «учительском доме». 11 педагогов выросло и проживало в этом шестнадцатиквартирном доме. Так оказалось, что будто сама судьба распорядилась кем я буду в жизни. Все девочки из нашего подъезда после 10-го класса шли в педагогический: Наташа, две Татьяны, Ольга, Галина. И всю свою жизнь не сменили работу, посвятив себя детям.
Я выросла в многодетной семье с неукоснительным правилом - всё делаем вместе. Мама брала ответственность за нас и наше будущее, как когда-то тринадцатилетней девочкой решила помочь семье деньгами, ушла на работу и спрятала паспорт, чтобы уж точно взяли. Она шила фуфайки, помогая фронту и очень этим гордилась. Но отвезти меня после школы в Воронеж в институт кутьтуры у семьи не было возможности. Мама всегда повторяла мне: «Среди моих детей нет никого с высшим образованием, и ты будешь первой». И её слова запали мне в душу. Хотя среди моих детских увлечений были пение в детском хоре, туризм, но желание мамы для меня было превыше. Так я оказалась в педагогическом институте. Хотелось не обременять семью расходами на учебу и на втором курсе я уже работала учителем в Уваровской школе, и Затеева Александра Иосифовна была и останется для меня образцом настоящего школьного директора. Она вместе с молоденькими учителями разгружала до полуночи уголь, чтобы его не занесло снегом, а вечером заходила, чтобы поинтересоваться не надо ли чего. Сейчас ей 79 лет, но как о своих учителях когда-то, так же она заботится сейчас о своих односельчанах.
Летом студентов историков ждали экспедиции по местам засечных черт с Лебедевым Виталием Ивановичем. И спали в спальных мешках, и комары совсем некусачие были или просто молодость и романтика застилали глаза. Как давно это было...Более 30-ти лет позади. Но пройденную дорогу я привыкла мерить не годами, а приобретенными друзьями и интересными впечатлениями.
После уроков собираемся с краеведами вместе и ухаживаем за могилами ветеранов войны и педагогического труда. Так родился социальный проект «Могиле этой поклонись», которому уже несколько лет. Мой сын Дмитрий со второго класса вместе с нами во всех акциях, походах и экскурсиях, не раз бывал в школах области на форумах «Молодежь моего района».
Приобщение к культуре начинается для моих детей с «живых картин». И не случайно.Только в Пензе находится единственный в мире музей одной картины. Побывав там один раз, решили и в школе устроить такой музей на школьной сцене. Особенно моим ребятам удалась картина «Царевна Софья в Новодевичьем монастыре», тем более что «двойник царевны Софьи» учился в нашем классе.
У юных экскурсоводов школьного музея ощущается волнение, когда они проводят экскурсии для учителей ветеранов, родителей, представителей общественности, «ведь ты рассказываешь им о событиях, свидетелями которых они были. И здесь ошибиться нельзя и слово неподходящее боишься вставить», - делятся со мной экскурсоводы.
Поражаешься, насколько талантливы современные дети. На них приходится смотреть ни как на учеников, а как на маленьких искателей истины. Это молодые, восприимчивые, энергичные люди, круг интересов которых неисчерпаем. Я не работаю, а живу Учителем. В музее однажды дети наткнулись на одну похоронку. «Какая короткая война была у Егора Лёскина, в 41-м уже погиб...», - вырвалось из уст одного. «И ни каких сведений о нем..», «кто этот боец?». Вопросы сыпались один за другим. Оказалось внучка бойца в нашей школе работает секретарем, нашлись и другие родственники, его военные фотографии - их две, они сильно обветшали от времени. Ребята отдали их на восстановление опытыному фотографу. Но с обновленной фотографии смотрел на нас воин со знаком гвардейца на противоположной стороне груди, новый шлем танкиста на голове. Дети сразу заметили недочеты и были возмущены. И в тот миг они поняли, что к истории надо относится трепетно и решили оставить оригиналы в непрекосновенном виде. На сегодняшний день дети собрали про Егора много нового и восстановили полностью его биографию, короткий, но героический путь бойца-земляка. По воспоминаниям генералов по минутам восстановлен последний день его жизни, такой важный для обороны Москвы и нашей страны. В этот день шли бои у деревни Скирманово. Так по крупицам родилась книга «Короткая война Егора Лёскина».
Понятие «Малая родина» для ребенка тесно связано с местом где живет его семья, ближайшее окружение - родственники, друзья, соседи. Это природа, которая окружает ребенка. Для интересного и познавательнго путешествия вовсе не нужно отправляться в дальнюю дорогу, достаточно отъехать от областного центра на 50 км и оказаться в Шемышейском районе. А красоты необыкновенных мест, местные легенды не заставят туриста долго ждать. Идеальное путешествие и отдых ждут моих ребят поблизости от родного дома. А уж слава такого святого места, как «Семи Ключи», давно перешагнула границы региона. Сюда приезжают паломники со всей страны и из заграницы. Когда-то здесь жили 7 монахов, а сейчас вновь в небо устремились шатровая крыша часовни, кельи монахов и семь крестов расположенных по росту. Это Тихвинский скит. Впечатлившись, мы решили рассказать о красотах края в Туристической карте. А другое место, в котором мы побывали - Шемышейский рай, настоящая находка с серебряной целебной водой. Сюда люди несут свои старые иконы. А уж как заинтересовала ребят история ногайского погрома, рассказ о том, как хан Батый в 1237 году на Узе зимовал или как отряды Пугачева проходили по здешним местам.
После урока обществознания «Человек и природа» ребятам из трех 6-х классов захотелось убрать берег Узы, но с условием, что после акции «Чистый берег» организуем поход с костром, футболом и песнями под гитару. И я их ожидания не обманула. Пока болели за обе наши команды, стало темнеть, а расходиться ужасно не хотелось.
Туризм требует от руководителя кружка спортивной формы. Нормы ГТО оказались мне по силам и я сдала их на серебряный значок. Во время зимних каникул с ребятами отправляюсь в села района в лыжный поход, чтобы дать концерт для местных жителей. Ох, как пригодилось мне мое хобби - пение в данной ситуации. Так я стала участницей похода в Армиево, Старую Яксарку.
В мае отправились с экскурсией за пределы района, в музей-заповедник села Наровчат. По приезде дети были удивлены «Как много в Наровчате музеев, на каждом углу. А почему у нас не так?» И тут же получают от экскурсовода ответ: «Через Наровчат проходил почтовый тракт, гнали каторжников в Сибирь, вот и свидетельств прошлого у нас осталось видимо-невидимо». В музее истории и этнографии нам сообщили, что все экскурсоводы заняты, большой наплыв туристов. И я, взяв указку в руки, уже веду экскурсию по залам незнакомого мне музея. После посещения Троице - Сканова монастыря XVII века нас ждали Скановы пещеры Наровчата глубиной с 14-ти этажный дом. Если вы хотите знать куда исчезли буртасы, кто такие монахи-отшельники и почему они жили в пещерах, спали на каменных кроватях, то ответы на эти вопросы Вы найдете в Наровчате. Птицы в этих местах особо звонко поют. И ребят надо учить ни только отстаивать свое мнение, но научить слушать тишину.
Как оно - ходить в походы? Никто кроме детей не скажет лучше. Члены кружка в своем сочинении на тему «Почему я решил стать туристом?», отмечали разные причины: хочется стать сильнее, люблю приключения, хочу помогать слабым, быть нужным. И вот, наконец, долгожданный пеший поход, для некоторых он останется единственным походом в их жизни, или не единственным, но то, что он запомнится как яркое воспоминание детства, это точно. Там были и те, кто в походе ни разу не был. В походе ребенок получает шанс увидеть на что он способен, встретиться с другим собой - настоящим, проявить свои лучшие качества, обогатиться новыми впечатлениями от увиденного и пережитого. И самое главное - найти себе новых друзей. В походе он другой, несет рюкзак, подбирает мусор перед тем, как покинуть поляну. Походы - настоящий рай для романтической детской души. Надолго запомнится ребятам отдых в эко-клубе «Армиёво», катание на лодке по Армиевскому пруду, ночлег в овраге около пруда и тучи комаров. А еще - тихая песня Юрия Семеновича под гармошку у костра. Впереди нас ждет много интересных походов.
На экскурсию в Пензу собрался весь класс, по пути сделали пару фотографий у памятника Первопоселенцу, а впереди нас ждал каток. Практически у каждого ребенка дома есть коньки - родители постарались, а вот безопасного места для катания нет. Разве что хоккейная площадка рядом со школой. Поэтому, увидев каток, девочки обрадовались больше парней. Я даже не ожидала, что они все так хорошо умеют кататься. Потом согрелись за чашечкой чая, долго делились своими впечатлениями и напоследок сходили в кинотеатр.
В школе наступил настоящий переполох, когда формировалась группа для поездки в Санкт-Петербург. Группа была укомплектована в считанные дни. И вот полный вагон детей из Шемышейки и Кузнецка уже «бежит, качается», путь дальний, но все были в ожидании чуда, хохотали, играли, кто-то тихо смотрел в окно, за которым была наша необъятная Россия, с её бескрайними полями и даже домики за окном, казалось, были похожими как близнецы-братья на наши шемышейские. Да и сама я нет-нет, да и впомню поездку в Петербург, и так защемит сердце, и захочется к водам Невы, Финского залива. «Кто не был в Петербурге, тот и не жил вовсе», - решили ребята. Кому-то запомнится в Санк-Петербурге Петр I, идущий навстречу нам по мостовой, ледокол Красин, ночные поездки по городу, как стояли под атлантами, ожидая очереди в музей и чувствовали себя муравьишками по сравнению с ними. В Екатерининском дворце на детей произвели впечатление фотографии дворца после разрушений фашистами. «Как можно было восстановить его, там же живого места нет?!», - удивлялись дети. Группа была разновозрастной, ребята понимали, что у семи нянек дитя без глазу, но малыши оказались более организованными и не отходили ни на минуту от меня. Девушки долго рассматривали наряды Екатерины, а мальчишки мечтали посидеть на львах, но им запретил это экскурсовод. Уезжая, я назвала Петербург «памятником крепостным», ведь их руками он строился. В Эрмитаже можно все каникулы блуждать и всего не пересмотреть. Программа была завершена, экскурсовод проводила нас до вокзала и попращалась. Но как дети могли уйти, не прокатившись на катере по Неве и не поднявшись на Исакиевский собор? Ты когда-нибудь прикасался к «носу» ледокола, к египетской мумии, к обшивке крейсера Аврора, на котором служили наши земляки в 1917 году? В Петербурге в гостинце «Выборгская» нас поселили на одном этаже с детьми из детского дома. Им хотелось общения, и они украдкой подсматривали за веселящимися ребятами. Но уже минут через десять все они стали нашими знакомыми, и мы все вместе весело и интересно провели вечер. «Истиное назначение вашего путешествия — это не место на карте, а новый взгляд на жизнь», - говорил Генри Миллер. И наше путешествие в город белых ночей стало новым взглядом на жизнь у моих детей. Ребята менялись на глазах. Сейчас многие из них снова отправились бы в северную столицу за новыми впечатлениями.
Традиционно, в канун Нового года в школе принято проводить КВН. Команды детей вызывают на бой команду учителей под названием «Не тот день». За семь лет ребятам ни разу не удалось победить их (вернее нас), а мне жюри даже вручило грамоту как самому креативному игроку. Тем самым, учителя задавали более высокую планку ученикам и в ненавязчивой форме обучали ребят писать сценарии, шутки без колких фраз и едких насмешек. Учительская команда выходила на сцену в образе готов, танцоров балета, в образе олимпийской сборной. Важно было не само выступление, а процесс: репетиции и написание сценария, а само выступление мы и не видим вовсе, разве лишь в записи. А самое большое счастье — эмоции детей!
Всё больше внуков и правнуков Победы идут в составе Бессмертного полка. В этом году я решила провести опрос: «Что ты знаешь о своем прадеде, чей портрет у тебя в руках?» С удовольствием мальчишки и девчонки позировали мне, гордо поднимая портреты бойцов в солдатской форме. Волновались все: и они и я. Оказалось, несколько ребят ничего не смогли сказать о своих родных: в каких войсках служил прадед, в какой году вернулся с фронта, был ли ранен. Но эта работа так увлекла ребят, что уже на следующий день они знали свою родословную, а Константин принес свою родословную в школу. Оказалось, что он дважды достоин нести портрет в составе бессмерного полка, так как и по линии мамы и по линии папы является либо правнуком либо праправнуком героического предка.
Через территорию нашего края проходил Волжско-Сурский оборонительный рубеж. Выпускники 1942 года вспоминают, как копали окопы после уроков, а где, к сожалению, вспомнить не могли. Вот мы и отправились в экспедицию по маршруту река Уза - река Няньга — село Наумкино - село Воробьевка. После уроков родители уже ждали нас с транспортом. В этот вечер в Наумкино все обратили внимание на семиклашек, которые брали интервью у старожилов села, искали остатки рвов и делали какие-то зарисовки. Тут каждый ребенок понял, как ценен вклад каждого труженника тыла в общую Победу. И хотя Волжско-Сурский рубеж и не стал местом жарких боев, но труд строителей рубежа обороны был ненапрасным. В этом и заключается особенность труда военных строителей на фронте: лучший его результат - когда враг даже не осмеливается приблизиться к созданному мощному рубежу.
Чтобы максимально актиивзировать наглядно-чувственное восприятие, я приглашаю краеведов на встречи с ветеранами войны, форумы, совместно с Пензенским областным Советом ветеранов. От ветеранов ребята получают полезные наставления, волнуются, рассказывая о событиях, в которых принимали участие наши земляки. Форумы - это еще и отчет краеведов о своей работе. А работу ребята проводят огромную. Это и экспедиции по местам строительства Сурского рубежа, и оформление альбомов, и познавательные экскурсии для населения и школьников.
Каникулы для меня и моих ребят - время действий, пробы и проверки сил, время освоения и осмыслеия окружающего мира ребенком. Каждый день, каждый час каникул - удивительное и неповторимое время. В каникулы я - воспитатель пришкольного лагеря «Солнышко», а летом - воспитатель в лагере труда и отдыха «Дружный». Нам взрослым хочется, чтобы наши ученики умели сопереживать, знали цену уважению, настоящей дружбе и любви, верили в себя и в свои силы, умели радоваться простым моментам жизни, умели быть счастливыми в суровой реальности. В «Дружном» мы научились не только ценить друг друга, быть командой, но и любить животных, к нам регулярно захаживали ужи, ящерицы, ежи, птицы и, конечно, комары. Куда без них! На территории лагеря проживало несколько многодетных семейств ежей. Как только лагерь пытался заснуть, ежи выходили погреться под фонарями, поохотиться, полакомиться «мамиными угощениями». А еще запомним песни до утра, батл гитаристов после отбоя и фотографию уснувшей раньше детей на стуле в корридоре в тихий час вожатой... И еще было много слез прощающихся подружек, с последним в лагерной смене закатом над верхушками сосен. на фоне спускаемого до следующего лета флага.
32 года школа встречает ребят, и я 32 года спешу туда. «Жизнь, отданная школе», - говорят про мою жизнь некоторые коллеги и родители, а я их обязательно поправляю: «Жизнь отданная детям, моим детям». Я помню их по именам, фамилии с годами стераются из памяти. Каждый из них при встрече расскажет о семье, промолвится о своих успехах в институтской жизни или в труде. Нести людям добро, дарить им частицу своей души, видеть и ощущать позитивные результаты своего труда – это есть моё человеческое счастье!
Только все вместе, взявшись за руки и создав непрерывную цепочку взаимодействия, мы делаем наших детей счастливыми.
Вот и солнышко зашло за горизонт. А в классе по прежнему горит свет...У меня еще много дел. И выйдя затемно из школы, думаю: «Каким он будет, наш новый день...»
Предварительный просмотр:
В оргкомитет районного конкурса
«Учитель года Шемышейского района -2019»
Кузасевой Татьяны Васильевны
учителя истории и обществознания
МБОУ СОШ р.п.Шемышейка
заявление.
Прошу допустить меня к участию в районном конкурсе «Учитель года Шемышейского района - 2019». Даю разрешение на использование предоставленных мною материалов для размещения в районном банке актуальных педагогических практик, Интернете, буклетах, информационных сборниках и образовательных изданиях с возможностью редакторской обработки.
11.03.2019 Кузасева Татьяна Васильевна /