Материал по ФЭМП
С чего начинать занятия математикой?
Интересный факт: у ребенка запоминание происходит независимо от воли и сознания, при этом лучше всего запоминается яркое, интересное. Именно в игре формируется воображение, а неразвитость игровой деятельности может стать причиной не только низкого уровня творческих способностей, но и неготовности к школе. Совсем не нужно, так как это делала Мальвина, сразу же усаживать детей за стол и учить их писать цифры, складывать яблоки и т.д. Лучше просто, разговаривая с ребенком, обращать его внимание на свойства различных предметов, сравнивать их между собой: арбуз тяжелее, чем яблоко, кошка ростом меньше папы. Потом, не спеша, начните упоминать простые числа: принеси мне три тарелки, в вазочке осталось еще две конфеты. Одновременно с числами по такому же принципу нужно знакомить детей с основными понятиями геометрии – показывать и рассказывать, что значит круглый, треугольный, длинный и короткий. Для детворы 5-6 лет уже не составит большого труда осознать эти понятия, особенно если родители будут подкреплять эти, в общем-то, абстрактные понятия практическими будничными примерами: этот дом выше, а тот ниже, дорога к бабушке длиннее, чем дорога в детский сад.Примеры математических игр с детьми:
Один - много
Загадайте ребенку загадку, а он пусть нарисует (возможно, с вашей помощью) отгадку.
♦ Днем светится один глаз, а ночью — много. (Солнце и звезды)
♦ Нога одна, а рук — много. (Дерево)
♦ Пять чуланов, одна дверь. (Перчатка)
Три загадки
Разных три имеет глаза,
Но откроет их не сразу.
Если глаз откроет красный:
— Стоп! Нельзя идти! Опасно!
Желтый глаз — ты подожди!
А зеленый — проходи! (Светофор)
Деревянные сестрички,
Две сестрички-невелички,
Застучали по бокам.
Я ответил: «Трам-там-там». (Барабан и барабанные палочки)
Под крышей четыре ножки.
А на крыше — суп да ложки. (Стол)
Волшебные фигуры
Нарисуйте на листе несколько геометрических фигур: круг, треугольник, квадрат, пятиугольник и шестиугольник. Скажите ребенку, что один волшебник превратил разные предметы в геометрические фигуры. Попросите вписать в каждую фигуру ту цифру, которая соответствует количеству углов у фигуры. И если он напишет правильную цифру, то фигура снова превратиться в то, чем она была. (Предоставьте возможность ребенку пофантазировать и дорисовать фигуру, превращая ее во что-то новое.)
Пальчики
Предложите ребенку обвести пальчики на своей правой руке, присвоить им порядковые номера и дорисовать симпатичные рожицы, можно с элементами одежды. Затем попросите обвести пальчики левой руки и тоже присвоить им порядковые номера и дорисовать им личики. Пусть ребенок сравнит их количество и придумает историю о том, почему большой палец стоит в сторонке.
Ну-ка, цифры, встаньте в ряд
Напишите цифры от 1 до 10 в разных частях страницы. Попросите ребенка найти и соединить все цифры по порядку.
Запомни цифры
Приготовьте карточки с цифрами. Положите на стол перед ребенком сначала три карточки с разными цифрами. Пусть он посмотрит и запомнит эти цифры. Смешайте их с остальными карточками и попросите назвать и выбрать только те цифры, которые он запомнил (повторно можно усложнить задание, предложив расположить эти цифры в той последовательности, в которой они были предъявлены первоначально). Затем предложите запомнить пять цифр, семь цифр, девять цифр и десять цифр.
Ответ без слов
Попросите ребенка ответить на вопросы, не произнося ни звука, с помощью карточек с цифрами.
♦ Сколько козлят было у козы из сказки про волка и козлят? (Семь)
♦ Сколько медведей жило в домике, в который пришла Машенька, когда заблудилась в лесу? (3 или 1 — сказки: «Три медведя» или «Машенька и медведь»)
♦ Сколько сказочных персонажей тянуло репку? (Шесть)
♦ Сколько дней в неделе? (Семь)
♦ Какая цифра, перевернувшись на голову, станет цифрой 6? (Девять)
♦ Сколько крыльев у слона? (Ноль)
♦ Сколько рожек у жирафа? (Два)
♦ Сколько ты знаешь зимних месяцев? (Три)
♦ Сколько букв в слове «лето»? (Четыре)
♦ Какая цифра стоит между четверкой и шестеркой? (Пять)
Собери цифры
Карточки с цифрами от 1 до 10 разрежьте пополам. Перемешайте половинки нижних частей карточек и попросите соединить половинки так, чтобы снова получились цифры.
Хлопушки
Предложите ребенку закрыть глаза. Хлопните в ладоши несколько раз и спросите: «Сколько лопнуло хлопушек?» Затем малыш может хлопать в ладоши, а взрослый называть количество его хлопков. Чтобы разнообразить эту игру, задания можно изменить так: «Сколько раз я постучу в дверь?», «Сколько раз промычит теленок?», «Сколько раз просигналит машина?» и т. д.
Где сидит жучок?
Научите ребенка ориентироваться по горизонтальной и по вертикальной линиям и находить точки их пересечения. Приготовьте таблицу, состоящую из 25 клеток (5 х 5). Вырежьте жучка (или бабочку) или возьмите простую пуговицу, которая будет жучком. Скажите ребенку, что жучок ползал по полянке и оказался на пересечении клеток: 3 по вертикали и 3 по горизонтали. Это означает, что ребенок должен поставить жучка на пересечении третьей клетки по горизонтали и третьей клетке по вертикали. Проверьте, так ли это?
Назови следующее число
Выберите ведущего. Он бросает мяч одному из игроков и называет число от 1 до 9. Поймавший называет следующее число и возвращает мяч ведущему.
Поймай цифру «7»
Попросите ребенка хлопнуть в ладоши, когда он услышит цифру «7». В остальных случаях хлопать не надо. Итак, начали:
(в конце игры цифру «7» надо произнести много-много раз подряд, чтобы ребенок поаплодировал). А теперь поиграйте с другими цифрами.
Математические прописи
Если у мамы нет возможности купить готовые прописи в магазине, их можно сделать самим. Это несложно – на бумаге пунктирной линией рисуется контуры любой цифры или фигуры, которые затем малыш должен будет обвести. Такие занятия очень рекомендуются во всех программах подготовки к школе, начиная с 5 лет. При работе с любыми прописями нарабатываются навыки аккуратного письма, развивается внимательность и усидчивость.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
didakticheskaya_igra_gde_spryatalas_figura.pdf | 327.75 КБ |
tsifra_8.ppsx | 2.9 МБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Два кольца, но без конца, В середине нет гвоздя. Если я перевернусь, То совсем не изменюсь. Ну, какая цифра я?
На что похожа цифра восемь? Мы у ребят об этом спросим .
Цифра восемь так вкусна – Из двух бубликов она. Г. Виеру
Цифру восемь, цифру восемь На носу всегда мы носим. Цифра восемь плюс крючки – Получаются очки.
У восьмерки два кольца – без начала и конца
К этой цифре ты привык , Эта цифра – снеговик . Лишь зима сменяет осень, Дети лепят цифру восемь. Только к цифре ты, дружок, Третий не лепи кружок. В. Бакалдин
Неваляшка есть у Тоси, Ну совсем как цифра восемь.