Главные вкладки
Маланкина Валентина Сергеевна
Успешное изучение родного языка и литературы учащимися школ невозможно без глубокого интереса к нему. Поэтому стремлюсь раскрывать перед своими учениками красоту, богатство родного языка, показывать его многообразные возможности, пробуждать у ребят постоянное желание узнавать новое о родном языке, его развитии, приучать их вдумчиво относиться к слову, обращаться к словарям, справочникам, бороться за культуру речи. Лишь так можно сформировать у ребят осознанные и прочные языковые знания и умения, научить владеть всеми сокровищами родного языка и полюбить этот непростой предмет.
Большую роль в этнокультурном направлении играют уроки родной литературы .На этих уроках обучаю учащихся пользоваться всеми средствами литературного языка, развивать словарный запас учащихся, формирование умений выражать свои мысли . Именно на этих уроках, изучая произведения родной литературы , родного края осуществляется воспитание нравственных начал.
Для эффективного решения задач обучения и воспитания, а также для активного усвоения по мордовскому языку использую в 5-11 классах кроме учебников и программ для общеобразовательных учреждений , методическое руководство по мордовскому языку и литературе , журналы «Мокша», «Якстерь тяштеня»,газету «Мокшень правда», сборник диктантов и изложений , дидактический материал для 5-9 классов. На уроках использую дополнительный материал: пословицы, поговорки , праздники и обычаи мордовского народа.
В нашей школе уделяется большое внимание работе с одаренными детьми. Составлен план работы с одаренными детьми. Показателем этой работы являются призовые результаты учащихся в районных, межрегиональных ,Всероссийских конкурсах и олимпиадах.
Ученики школы победители и призеры Межрегиональной олимпиады:
Кабаева Кристина победитель 2014 г, Кабаева Анна победитель 2016 г., Пятин Андрей призер 2011 г., Мылкина Анна призер 2015 г.
Во Всероссийском конкурсе Пронина Вера призер 2016 г.
Ряд лет наши ученики в районных олимпиадах являются победителями и призерами:
Пятина Г., Норкина М., Левина Н., Кузьмин И., Панькина А., Мишина А., Пронина В., Маркина М., и другие .
В нашей школе проводятся мероприятия и открытые уроки :
«Тяниень пингонь сёрмады писательхне и поэттне» литературный вечер, «Минь коеньке - обуцяньке» литературный вечер, «Монь шачема- касома уженязе панжезь- панжи» конкурс, «Монь велезе войнань кизотнень».
Проводятся литературные вечера посвященные поэтам –землякам: В.Волкову, П.Торопкину, А.Малькину, Р. Федькину.
Ежегодно проводится месячник родного языка и литературы и неделя родного языка и литературы .
Проводятся мероприятия по сохранению традиций мордовского народа :
«Мокшень культурать ванфтомац. Койхне-обуцятне», «Сай пингонь таколдоматне», «Мокшень моротне эждихть ваймот».
Но наряду с положительными моментами есть и проблемы в преподавании родного языка и литературы в нашей школе. В 8,9,11 классах учебники по литературе не соответствуют с программным материалом. Малое количество часов на преподавание предмета.
Подытоживая вышеизложенное, подчеркнем, что родной язык и литература как учебные дисциплины востребованы. Наша зада как учителей-языковедов- привить любовь к предмету, к родному языку, к родной культуре. Ведь язык позволяет лучше узнать мир, историю своего народа. И чем больше человек знает, тем легче и точнее он ощущает связь времен.