Главные вкладки
Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ОВЗ
Коррекционно-развивающая деятельность в рамках реализации ФАООП УО, ФАООП НОО ЗПР, ФАООП ООО ЗПР
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Преодолеваем пропуски букв в словах»
учитель-логопед
Бурлакова Татьяна Ивановна
Одна из главных проблем правописания – необъяснимый пропуск букв в словах. Всем бывает обидно, когда оценка снижена из-за таких глупых ошибок! Почему же ученик пропускает буквы? Действительно ли это необъяснимо?
В каждом случае пропуска букв причины бывают разные, но, в общем, ответ один: у ребенка не сформирован или недосформирован образ слова. Что же скрывается под этим определением?
Образ слова является существенным компонентом чувства языка, необходимого для полноценного владения языком. Это единство фонематической (как звучит), семантической (что обозначает), грамматической (из каких грамматических элементов состоит и в какую семью однокоренных слов входит) и графической (как пишется) природы слова. В идеале перед тем, как написать, ребенок должен осознать слово по всем этим параметрам.
Значит, пропуск букв может возникнуть прежде всего по следующим причинам:
- ребенок первый раз слышит слово;
- ребенок раньше слово слышал, но не знает, что оно обозначает;
- ребенок знает значение слова, но ни разу не встречал его написанным.
Иногда же ребенок продолжает пропускать буквы даже в хорошо знакомых ему словах, которые он писал неоднократно, а то и каждый день. Тогда, вероятно, мы имеем дело с такими причинами:
- у ребенка снижен фонематический слух (а иногда и физиологический), т.е. он просто «не слышит» данный звук в слове;
- у ребенка не развиты или слабо развиты процессы звуко-слогового анализа и синтеза слов;
- у ребенка не хватает внимания, чтобы уловить в неверно написанном слове отличия от образца;
- ребенок слыша слово, сразу представляет называемый объект, а не его символическое (буквенное) обозначение.
Но какова бы ни была причина, очевидно одно: ребенку нужна помощь в преодолении данного нарушения (или недоразвития).
Ниже представлены задания, направленные на устранение обозначенной проблемы в письменных работах детей.
Специфика предложенных упражнений состоит в том, что их применение возможно при любом уровне языкового развития ребенка, при работе в классе и дома, при занятиях с группами и индивидуально. Их применение является эффективным для устранения элементов дисграфии: при постоянном пропуске букв, их недописывании, перестановке букв и слогов.
Упражнения, направленные на устранение пропуска букв, их недописывания, перестановки букв и слогов.
- «Магазин»
Рисуются определенные предметы, например арбуз и мышь, а затем они «продаются». Слова рекламируются по каждой букве: а – ароматный, р – рубиновый, б – большой, у – укатить домой, з - звонкий.
Это упражнение не только формирует полноценный семантический образ слова, но и является хорошим тренингом при общем речевом недоразвитии ребенка.
- «Кузовок»
Задача: собрать кузовок. Складывать в кузовок можно все слова, которые заканчиваются на -ок. (также можно собирать, корзину, коробку, ящик, пакет и т.д.)
Задание направлено на четкое осознание звуковой и грамматической структуры слова: ударения, деления на слоги, типичных суффиксов и окончаний. Особенной заметны результаты, если ребенок во время игры не записывает слова, а только произносит их.
- «Арабское письмо»
Ведущий диктует слова, которые ребенок должен записать, начиная с правой стороны строчки. Начинать писать «по-арабски» следует с коротких слов, постепенно переходя к предложениям.
Это упражнение дает хорошие результаты в тех случаях, когда ребенок переставляет буквы и не дописывает слова. Не стоит сразу предлагать ребенку писать «по-арабски» целые предложения. Начните с коротких слов, в которых чередуются гласные и согласные (вода, море), затем возьмите слова более трудные, где рядом стоят по 2-3 согласных (столик, столбик), а уж потом работайте с предложениями.
- «Древнерусское письмо»
Ведущий диктует слова, которые ребенок записывает только согласными, обозначая гласные многоточиями. Сразу же предлагается записать это же предложение (слово) только гласными, ставя точки на месте согласных.
При выполнении этого упражнения отрабатывается механизм переключения, избирательности при письме. Через некоторое время дети пишут только согласными целые тексты, а показателем их мастерства считается время в секундах и отсутствие помарок.
- «Неудачный робот»
Робот запрограммирован так, что пишет слова не полностью, а воспроизводит какую-то определенную часть (если ученик недописывает конец слова, то пусть записывает только последние буквы, если пропуски в середине – то две средние буквы и т.д.), отмечая пропущенное черточками.
Упражнение помогает избавиться от недописывания букв на конце слова или от пропуска букв и слогов внутри слова.
- «Словесный мяч»
Перекидывая мяч друг другу, называют слова на последнюю, предпоследнюю, вторую, третью от конца и т.д. букву предыдущего слова.
Упражнение универсально: в него можно играть как вдвоем, так и целой группой. Такая игра в увлекательной форме позволяет быстро выработать у детей умение представить графическое выражение слова, отрабатывается механизм переключения. Через некоторое время хорошо перейти на более сложный уровень: например, подбирать существительные только женского рода, только 1 склонения и т.д.
- «Словесные цепочки»
То же, что и «Словесный мяч», только каждое последующее слово должно начинаться с последнего слога предыдущего (арбуз–бузина-народ)
- «Бухгалтер»
Называются слова с одинаковым количеством букв. Ребенок мысленно представляет эти слова записанными в столбик. Удерживая представление в голове, он должен назвать определенную по счету букву во всех словах.
Такое задание формирует умение мысленно видеть и прописывать слова, запоминать их образ, концентрировать внимание, удерживать буквенную структуру слова в памяти.
- «Виселица» или «Балда»
Один игрок загадывает слово, указывая из какой оно области и обозначает его первую и последнюю буквы, а пропущенные буквы между ними заменяет черточками. Другой игрок называет любые буквы, стараясь угадать пропущенные. Правильно названная буква становится на свое место, а неверно названная превращается либо в элемент виселицы, либо в буквы слова «балда».
Это упражнение в игровой форме тренирует процессы звуко-буквенного и языкового анализа и синтеза слов.
- «Волшебный диктант»
Перед началом работы вводятся символы, например: слова с буквой «С» обозначаем Х, слова с гласной «Е» - ∆, а все остальные – «/». Символами лучше обозначать те буквы, при дифференциации которых у ребенка возникают трудности.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Зам. директора по УВР, учитель-логопед
ОКОУ «Курская школа «Ступени»
Бурлакова Татьяна Ивановна
Модель комплексного психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ в условиях реализации АООП.
Условия сегодняшней действительности делают очевидным факт - современная школа должна кардинально измениться и стать ориентированной на любого ребенка с любыми образовательными потребностями и возможностями.
Несомненно, это сложный процесс, требующий организационных, содержательных, ценностных изменений. Нужно менять не только формы организации обучения, но и способы учебного взаимодействия учеников.
Традиция школьного преподавания как трансляции знаний, должна стать специально организованной деятельностью по коммуникации участников обучения, по совместному поиску новых знаний. Профессиональная ориентировка учителя на образовательную программу неизбежно должна измениться на способность видеть индивидуальные возможности ученика и умение адаптировать программу обучения. Профессиональная позиция специалистов сопровождения должна быть направлена на сопровождение учебного процесса, поддержку учителя на уроке, помощь ученику в овладении программным материалом и способами общения с другими детьми.
Говорим ли мы об инклюзии, когда ребенок с ОВЗ включается в среду обычных нормотипичных сверстников или об интеграции, когда вместе обучаются дети с ОВЗ различных нозологий, - основным условием и критерием эффективности образования является возможность получения образовательного опыта, успешная социализация, введение в культуру, развитие социального опыта всех детей вместе со сверстниками.
Прежде, чем говорить о модели комплексного психолого- педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ, необходимо разобраться с самим понятием «сопровождение».
Согласно толковым словарям, сопровождать – это следовать вместе с кем-то, находясь рядом, ведя куда-нибудь. Суть же психолого-педагогического сопровождения ребенка в условиях школьного обучения наиболее точно и полно, на наш взгляд, раскрывается в определении Марины Ростиславовны Битяновой: «Сопровождение представляет собой целостную, системно организованную деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для дальнейшего успешного обучения и психологического развития каждого ребенка в школьной среде».
Понимание задач психолого-педагогического сопровождения должно исходить из общей гуманистической цели образования, которая формулируется как: «Максимальное раскрытие потенциальных возможностей личности ребенка, содействие полноценному его развитию в личностном и познавательном плане, создание условий для полноценного и максимального проявления положительных сторон индивидуальности ребенка, условий для максимально возможного и эффективного обогащения им образовательных воздействий».
В общем виде психолого-педагогическое сопровождение как процесс — это целостная деятельность всех субъектов образовательного процесса, и эта деятельность будет определяться следующими тремя основными взаимосвязанными компонентами:
- Систематическим отслеживанием психолого-педагогического статуса ребенка, динамики его психического развития в процессе обучения.
- Созданием социально-психологических условий для развития личности каждого ребенка, успешности его обучения.
- Созданием специальных социально-психологических и образовательных условий для сопровождения и помощи в обучении и развитии детей с ОВЗ.
Главным организующим и систематизирующим ядром процесса комплексного сопровождения образовательного процесса в целом и ребенка с трудностями любого вида адаптации в частности является школьный психолого-педагогический консилиум.
Целью деятельности ППк в школе является – создание целостной системы сопровождения, обеспечивающей оптимальные условия для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, уровнем актуального развития, состоянием физического и психического здоровья.
Исходя из цели, специалисты ППк работают над реализацией следующих задач:
- осуществление психолого-педагогической диагностики для раннего выявления различного рода проблем у детей, определения причин их возникновения и поиска наиболее эффективных способов их преодоления и профилактики;
- выявление резервных возможностей развития обучающихся;
- осуществление в разнообразных формах индивидуального сопровождения развития ребенка, направленного на преодоление проблем, возникающих у него в процессе обучения и воспитания;
- оценка динамики в развитии детей;
- обеспечение преемственности в процессе обучения и сопровождения ребенка;
- реализация индивидуальных образовательных маршрутов сопровождения, направленных на профилактику проблем в учебной, социальной и эмоционально-волевой сферах, сохранение здоровья учащихся;
- осуществление информационной поддержки учащихся, учителей и родителей по проблемам в учебной, социальной и эмоциональной сферах;
- подготовка и ведение документации, отражающей актуальное развитие ребенка, динамику его состояния, уровень школьной успешности;
- обеспечение тесного взаимодействия сотрудников ППк, учителей, родителей и ученика в процессе разработки и реализации индивидуально-ориентированных программ сопровождения.
Что же или кто является объектом сопровождения?! Всем известно, что в поле зрения специалистов школьных консилиумов попадают дети, группы детей и их семьи, которые придя в школу (а иногда и проучивших какое-то время) сталкиваются с проблемой, когда они без дополнительной помощи не могут продолжать эффективную деятельность в школьной среде. И даже в образовательной организации для детей с ОВЗ, где, казалось бы, каждый ребенок в силу своих особенностей требует индивидуального подхода, выбора образовательного и социального маршрута развития, есть категории детей, которым более, чем другим требуется комплексная помощь и поддержка.
Говоря о создании особой образовательной среды и запуске процесса комплексного сопровождения, мы не можем рассматривать деятельность ППк только в отношении непосредственно ребенка с ОВЗ, как основного и единственного объекта сопровождения. Поскольку консилиум ОО силами своих специалистов призван сопровождать образовательный процесс, реализуемый в данном образовательном учреждении в целом, то в «поле зрения» специалистов консилиума, а точнее в «фокусе» его деятельности оказываются и другие субъекты образовательной среды. В первую очередь, следует говорить о других детях, включенных в процесс обучения, которые окружают сопровождаемого ребенка, а также о родителях всех детей с ОВЗ, всех педагогах, работающих с детьми с ОВЗ.
Таким образом, психолого-педагогический консилиум это постоянно действующий, объединенный общими целями, скоординированный коллектив специалистов, реализующий психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ в соответствии с индивидуальной образовательной программой, а также осуществляющий сопровождение всех субъектов образовательной среды.
И если общую стратегию (целостный образовательный маршрут и специальные условия его реализации) включения ребенка в определенной степени определяют специалисты ПМПК (психолого-медико-педагогической комиссии), то разработка тактических задач сопровождения, конкретизация последовательности подключения того или иного специалиста, детализация необходимых условий в ОО, подбор конкретных коррекционных программ, тактик, технологий сопровождения наиболее адекватных особенностям ребенка и всей ситуации его включения в среду сверстников, является задачей именно школьного консилиума.
Определив цели, задачи, объект сопровождения, пришло время рассмотреть алгоритм деятельности ППк в рамках комплексного сопровождения ребенка с ОВЗ.
Работа начинается со сбора и анализа информации о ребенке в ходе беседы с родителем, изучения медицинских и психолго-педагогических документов, собеседования с ребенком (первичная диагностика). В результате выстраивается предварительная гипотеза, относительно выбора возможного образовательного маршрута.
На следующем этапе осуществляется углубленная диагностика ребенка каждым специалистом, совместное обсуждение итогов обследования и как результат формулировка проблемы, выступающей на первый план в данный момент. Тут же назначается ведущий специалист.
На основании данных диагностического исследования специалисты ППк определяют специальные образовательные потребности детей с ОВЗ. Определив образовательные потребности ребенка, специалисты консилиума разрабатывают определенный индивидуальный маршрут ребенка; дают рекомендации педагогам, родителям, т.е. определяют пути решения проблемы.
Далее начинается непосредственно коррекционно-развивающая и социально-реабилитационная работа. Работа по практическому решению обозначенной проблемы, которую осуществляет ведущий специалист и другие привлеченные участники сопровождения.
На протяжении всего периода работы с ребенком осуществляется промежуточный и итоговый мониторинг результативности выбранного маршрута сопровождения, а также своевременная корректировка перспективных планов.
Работа по сопровождению ребенка, отнесенного к группе риска, ведется до достижения стабильной положительной динамики (часто, до конца обучения в школе).
А теперь коротко рассмотри функции субъектов сопровождения.
Педагог (ведущий специалист)
- Выявление причин возникающих проблем при изучении учебного материала
- Оказание помощи:
- Обучение по индивидуальному учебному плану (при необходимости).
- Совместное планирование работы с другими специалистами школы (психолог, логопед, дефектолог, соц. педагог);
- Разработка индивидуально-ориентированных образовательных программ с учетом рекомендаций всех специалистов ППк
- Обучение родителей технологиям развития своего ребенка;
- Беседы и консультации с родителями по поводу обучения, поведения ребенка;
- Организация досуга детей через активное вовлечение ребенка в жизнь класса, школы, систему дополнительного образования.
- Ведение сопроводительной документации
Педагог- психолог, учитель-дефектолог и учитель-логопед
- Проведение индивидуальных и групповых консультаций, бесед с педагогами, родителями (регистрация в журналах индивидуальных и групповых консультаций)
- Проведение диагностики трудностей обучения учащихся
- Проведение диагностики индивидуальных особенностей детей
- Обработка и написание заключений по результатам диагностики
- Проведение коррекционных занятий
- Изучение степени и особенностей приспособления детей к различным социальным ситуациям (наблюдение за поведением, эмоциональным состоянием, особенностями общения)
- Обучение педагогов, родителей технологиям развития ребенка
- Заполнение сопроводительной документации
Социальный педагог
- Определение социальной среды, в которой находится ребенок
- Организация встреч со специалистами по установлению причин кризисных ситуаций и поиску выхода из них;
- Обогащение выбора форм и видов досуга детей
- Оказание материальной помощи
- Посещение обучающихся на дому с целью изучения, анализа ситуации, проблем социально-психологического неблагополучия, определение взаимоотношений в семье
- Проведение бесед с родителями о плохом воспитании детей или невыполнении родителями главных воспитательных функций, разъяснение вреда неблагоприятного психологического климата в семье
- Поиск путей оптимизации взаимодействия школы и семьи
Родители
- Совместная деятельность с педагогами
- Соблюдение необходимых условий, режима для нормального развития ребенка
- Вовлечение детей в кружковую деятельность, участие в организации их досуга
- Обеспечение контроля за ребенком
Такая слаженная целенаправленная работа специалистов службы сопровождения обеспечивает положительные высокие результаты в достижении заданных целей сопровождения: у детей в результате такой комплексной помощи развиваются способности к самореализации в социуме, расширяется среда общения, осуществляется подготовка к самостоятельной и ответственной деятельности в различных сферах, происходит знакомство с различными формами организации позитивного развивающего досуга, обеспечивается формирование способности к саморегуляции своего физического и психического состояния.
На наш взгляд, такой результат совместной деятельности специалистов школы безусловно говорит о высокой эффективности представленной вашему вниманию модели комплексного сопровождения ребенка с ОВЗ в процессе реализации АООП.
Используемая литература
1. Алехина С.В. Современный этап развития инклюзивного образования в Москве // Инклюзивное образование: Сборник статей / отв. ред. Т.Н. Гусева. — Москва: Центр «Школьная книга», 2010. — Вып. 1.
2. Алехина С.В., Алексеева М.А., Агафонова Е.Л. Готовность педагогов как основной фактор успешности инклюзивного процесса в образовании// Психологическая наука и образование, 2011, № 1.
3. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. — М.: Совершенство, 1997. — (Практическая психология в образовании).
4. Битянова М.Р., Азарова Т.В., Афанасьева Е.И., Васильева Н.Л. Работа психолога в начальной школе. — М.: Совершенство, 1998. (Практическая психология в образовании).
5. Газман О.С. Педагогическая поддержка ребенка в образовании// Директор школы. — 2007. — № 3. — с. 51—58.
6. Гущина Т.Н. Технология социально-педагогического сопровождения развития субъектности старшеклассника http://www.openclass.ru/node/261674.
7. Дмитриева Т.П. Организация деятельности координатора по инклюзии в образовательном учреждении. Серия «Инклюзивное образование». вып. 3. — М.: изд-во Центр «Школьная книга», 2010.
8. Казакова Е. Искусство помогать: Что скрывается за термином «Сопровождение развития детей» // Лидеры образования. — 2004. — № 9—10. — с. 95—97.
9. Карпенкова И.В. Тьютор в инклюзивном классе, сопровождение ребенка с особенностями развития. Из опыта работы. — М.: Изд-во Теревинф, 2010.
10. Семаго М.М. Сопровождение ребенка в образовательной среде. Структурно-динамическая модель/Сб. науч. тр. кафедры коррекционной педагогики и спец. психологии. — М.: Изд-во АПКиПРО РФ, 2003. С. 24—37.