Трансляция педагогического опыта
Трансляция педагогического опыта
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Секционное заседание методического объединения «Инструктора по физической культуре»
Мастер-класс «Вариативные формы организации двигательной активности дошкольников»
Тема: «Игровая гимнастика для детей. Сказочная партерная гимнастика»
Цель мастер – класса:
Повышение профессиональной компетентности педагогов форм организации двигательной активности дошкольника.
Задачи:
1. Познакомить педагогов с эффективными методами использования партерной гимнастики.
2. Активизировать самостоятельную работу педагогов, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта для улучшения собственного.
3. Познакомить педагогов с рекомендациями по проведению партерной гимнастики, а также с этапами разучивания игр на полу.
Ход мастер-класса
Здравствуйте уважаемые педагоги, я рада видеть вас на нашем мастер-классе. Сегодня мы поговорим об одной из вариативных форм организации двигательной активности дошкольников «Игровая гимнастика для детей. Сказочная партерная гимнастика». В своей работе я применяю авторский курс «Сказочная партерная гимнастика» Мячиковой Олеси Евгениевны с пособиями упражнений, игр и комплексов.
Партерная гимнастика – упражнения на полу в разных позах, сидя, лежа на животе и спине, направленные на растяжку всех мышц тела, их укрепление, на развитие гибкости в суставах.
Благодаря тому, что ребенок находится сидя или лежа на полу снижается нагрузка на позвоночник. В партерной гимнастике используются пассивные упражнения, которые могут быть пружинного или статического характера (с удержанием позы). Такая система растяжки самая безопасная, исключающая травматичное растяжение мышц.
Что касается подбора репертуара – девизом должно стать «Воображение в полную силу!» Детям очень интересно, когда работает их фантазия. Поэтому, для детей дошкольного возраста при любых видах упражнений на гибкость следует использовать образные названия.
И конечно, партерную гимнастику проводят только после разминки, дав возможность мышцам как следует разогреться.
Болевых ощущений при растяжке не должно быть. Необходимо обучить детей чувствовать натяжение мышцы, но не боль!
Также важно следить за правильностью дыхания, вдыхая носом и выдыхая как удобно. Не допускать вдоха ртом. Организм во время выполнения упражнений должен насыщаться кислородом.
Упражнения должны быть дозированы, не допускать большой нагрузки на одну группу мышц. Как натяжение и расслабление должны сменять друг друга, так и сгибание с разгибанием должны чередоваться. Это правило.
Больший эффект дает также комплексный и системный подход в подборе упражнений. Что это значит? Отрабатывая определенные группы мышц упражнения подбираются от простого к более сложному. Давая каждый раз мышцам и связкам ребенка чуть большую нагрузку, увеличивая предел растяжки.
Представляю вашему вниманию фрагмент занятия в подготовительной группе, где часть занятия (вместо ОРУ) сказочная партерная гимнастика «Ящер на болоте». (Приложение 1)
1 часть занятия «По сказочным дорожкам» содержит овд с ходьбой, бегом с заданием. 2 часть «Партерная гимнастика». 3 часть игровые упражнения овд ползание на скамье «Мост на болото» и эстафеты по сказке «Баба Яга помогает Ивану царевичу добраться до болота», «Полет на метле», подвижные игры «Хвост болотного змея» (прыжки через канат).
Приложение 1
Мастер –класс «Партерная гимнастика «Ящер на болоте»
Инструктор по физической культуре рассказывает историю, сопровождая движениями и знакомит детей с «Партерной гимнастикой»
И.п. – сидя на полу по-турецки в шеренгу, на расстоянии вытянутой руки друг от друга.
Иван царевич отправился в дремучий лес. Встретил бабу Ягу, стал спрашивать, не её ли гуси выкрали Аленушку с братцем Иванушкой. Баба Яга рассказала ему что нужно идти в заколдованный лес, чтобы понять куда идти и не заблудиться в заколдованном лесу, дам клубочек ниток, он тебя выведет ото всюду, друзей пригласит на помощь. Фигура А
Прибегут белочки чтобы они тебе помогали, дай орешки. Фигура Б
Если с тобой что - то случится у тебя будет волшебная вода, ты ей взбрызнешь, и у тебя любая рана заживет. Фигура В
Дам еще я тебе ключи, любые двери ими можешь открыть. Фигура Г
Заглянула баба Яга в свой котел, оказывается Ивашка и Аленушка томятся у змея Горыныча на болоте, будь осторожен, Змей Горыныч трехглавый, во все стороны смотрит и головы главной голове нашептывают, сползаются. Фигура Д
Загрустил Иван царевич, как же ему Змея победить? Не, переживай, говорит Баба Яга тебе поможет серый волк, не бойся его, садись ему на спину, поможет он тебе добраться к Сороки Фигура Е
Сидит сорока, кашу варит, смотрит, не идет ли Иван Царевич к ней на встречу Фигура Ж, берет большую поварешку, чтобы сварить кашу для сорочат в большом котле и для маленьких сорочат – поменьше Фигура З. Сорока помогла Ивану царевичу, расправила крылья, смотрит вперед, куда лететь дальше Фигура И. Этим временем Иванушка с Аленушкой сбежали от змея Горыныча, а тот сидит смотрит, где они, сердится! Ниточка волшебная помогла Ивану царевичу выбраться из волшебного леса.
После под сопровождение музыки инструктор по физической культуре выполняет «Партерную гимнастику».
(Исп. группа «Иван Купала» из мультфильма «Как поймать перо Жар-птицы»)
Фигура А:
1-4 такт – 4 хлопка ладонями об пол.
5-8 такт – 4 хлопка ладонями по коленям.
9-12 такт – 4 хлопка в ладоши перед грудью.
13-18 такт – 4 хлопка по плечам, руки скрестив на груди.
Фигура Б:
1-4 такт – «Моталочка» согнутыми перед грудью руками.
5-8 такт – Хлопки в ладоши высоко над головой.
9-12 такт – Ладони сжать в кулачки (два раза встряхнуть ими перед грудью). Отвести руки влево, ладони в вертикальном положении.
13-18 такт – то же, но вправо.
Фигура В:
1-4 такт: Два хлопка в ладоши, два раза встряхнуть кистями перед грудью.
5-8 такт – Два хлопка в ладоши, два по коленям.
9-12 такт – Два хлопка в ладоши, хлопок правой рукой по колену,
левая ладонь, как бы бьет по воздуху перед грудью.
13-18 такт – Повторить движения со сменой рук – левая рука хлопает по колену, правая по воздуху.
Фигура Г:
1-4 такт: Хлопок правой рукой по колену, хлопок левой рукой по колену, два хлопка в ладоши.
5-8 такт: Руки скрестить на груди, хлопок правой рукой по левому плечу, хлопок левой рукой по правому плечу. Два хлопка в ладоши.
9-12 такт – Ладони соединить перед грудью, извивающиеся движения рук вверх.
13-18 такт – Согнутые руки развести в стороны ладонями кверху.
Фигура Д:
1-4 такт – Руки остаются в том же положении. Повороты головы
вправо –вперед – влево - вперед.
5-8 такт – Прижать правую руку, пальцы собраны «в щепотку» и касаются плеча. Прижать левую руку. Движение шеей вперед – назад.
9-12 такт – Оторвав руки от плеч, но не меняя их согнутого положения, совершить несколько коротких движений вверх – вниз на встречу друг другу.
13-18 такт – Кисти рук развернуть друг на друга (пальцы остаются собранными «в щепотку»). Поворот кистей вперед.
Фигура Е:
1-4 такт – Правая рука широким жестом через сторону уходит на колено.
То же левой рукой.
5-8 такт – Поднять и опустить плечо правое, затем левое.
9-12 такт – Совершая плечами круговые движения наклонить корпус вперед.
13-18 такт - Совершая плечами круговые движения вернуться в и.п.
Повтор фигур А, Б, В.
Фигура Ж:
1-4 такт – Два хлопка по коленям, два хлопка по плечам соседей.
5-8 такт – Движение повторяется.
9-12 такт – Выставить поочередно вперед прямые ноги.
13-18 такт – Наклон корпуса вперед, правую руку поставить у лба «козырьком» и посмотреть направо. Повторить движение с левой рукой.
Фигура З:
1-8 такт – Кисти рук соединить, будто взять большую ложку. Наклоны корпуса вперед и по кругу, как бы «мешая ложкой кашу».
9-18 такт – Те же движения, но быстрее и с меньшей амплитудой наклона.
Фигура И:
1-4 такт – Обхватив руками щиколотку правой ноги подтянуть ее к себе.
То же движение для левой ноги.
5-12 такт – Соединить стопы ног подошвенной частью, руками взять стопы и подтянуть их ближе к себе, колени вниз. Движения коленями вверх – вниз.
13-18 такт – Наклон вниз, оставаясь в данном положении, как можно больше прижать колени вниз к полу, спинку стараться держать ровной.
На проигрыш - ноги вновь сложить по-турецки, руки на коленях, спина прямая. Четыре движения шеей вперед – назад.
Повторить фигуру Б.
Фигура К:
1-4 такт – Два хлопка в ладоши, два по коленям.
5-8 такт – Два хлопка в ладоши, два по коленям соседей.
9-12 такт – Два хлопка в ладоши, два по плечам, скрестив руки на груди.
13-18 такт – Два хлопка в ладоши, два по плечам соседей.
Повторить фигуру К.
Приложение 2
Авторская партерная гимнастика для детей старшего дошкольного возраста
1. Упражнение на развитие голеностопного сустава.
«Сказка про Муравьишку»
И.п.: Сидя на полу, ноги вместе, носочки натянуты.
Перебирая пальцами обеих рук продвигаться вперед по ногам, до самых носочков – «муравьишки бегут по дороге».
Делать упражнение в умеренном темпе, не допуская резких рывков вперед – мышцы растягиваются медленно. Важно следить за тем, чтобы у ребенка не поднимались колени – муравьишка бежит по ровной дорожке, по горам ему ползти трудно. Обратно перебирать пальчиками уже быстрее – муравьишка торопится домой.
Муравьишка по тропинке
На себе несет травинки.
К домику не близок путь –
Помогите, кто-нибудь!
«Сказка про капризную ножку»
И.п.: Сидя на полу, ноги вместе, носки натянуты.
Рассказываем историю:
Детям предлагают представить, что к их носочкам привязаны невидимые ниточки, которые сейчас будут помогать тренировать упрямые ножки. Взять в руки воображаемые нити и отклоняя корпус тела чуть назад подтягивать к себе то правую, то левую руку – веревочка тянет стопу на себя (максимально сократить стопу). Возвращаясь в и.п. отпустить «веревочку» и натянуть носок ноги.
Выполняя упражнение, дети дают команды своей ноге: «Иди сюда, правая нога!», «Иди сюда, левая нога!», «Идите сюда, мои непослушные ножки!».
На вторую часть упражнения, возвращаясь в и.п. отвечают за свою ногу капризным тоном: «Не хочу!»
2. Упражнение на растяжку.
«Сказка про принцессу»
И.п.: Сидя на ковре, ноги вместе, носки натянуты.
Принцесса по саду гуляла одна,
На слово «принцесса» левую ладонь с широко раскрытыми пальцами приставить к голове – показать корону. Далее перебирая пальчиками по ногам «дойти» до носочков.
Тюльпаны и розы срывала она.
Движение правой и левой рукой, имитирующее срывание цветка. Выполнить от носка с возвращением в исходное положение.
Дракон прилетел и принцессу схватил.
Показать соединенными ладонями крылья дракона. Дотянуться до носочков.
И в замок бедняжку к себе утащил.
Соединить ладони, выпрямиться поднимая руки над головой – показать крышу замка.
Два рыцаря храбрых надели перчатки,
Попеременно ударить кулаком одной руки о ладонь другой. Растопырив пальцы одной руки поглаживать ее ладонью другой, имитируя одевание перчаток.
Надели перчатки и взяли копье.
Сжать пальцы в кулаки выставив только указательные.
- Король, не волнуйся, все будет в порядке.
Ладонью левой руки показать «корону», жест «не волнуйся» показываем правой рукой выставляя указательный палец вверх.
Все будет в порядке: спасем мы ее!
Сжать пальцы в кулаки, большие выставлены.
Вот каждый собрался, вскочил на коня,
Развести ноги в стороны, руки опустить вдоль тела опираясь на пальцы.
Скакали три ночи, скакали три дня.
Постукивая пальцами об пол наклониться вперед – «кони скачут», так дотянуться до носочков.
Два рыцаря храбрых с драконом сражались,
Максимально далеко от себя ударить двумя кулаками об пол на слова «два рыцаря» и «сражались». Ударить об пол раскрытыми ладонями на слова «с драконом».
С драконом сражались, дракону - конец!
Повторить действие, ударяя попеременно кулаками и ладонями. На слово «конец» громко хлопнуть в ладони перед грудью.
От страха они никогда не дрожали.
Потрясти расслабленными кистями из стороны в сторону.
Принцессу вернули домой во дворец.
Показать левой ладонью «корону». На слово «вернули» ноги соединить вместе, носки натянуть. Показать дворец, сложив руки над головой лодочкой. Задержаться в этом положении.
Автор: инструктор по физической культуре О.Е.Мячикова