Внеурочная деятельность
Рабочая программа внеурочной деятельности "Чаша жизни" (духовно-нравственное направление) 1-4 классы (ФГОС НОО)
Календарно-тематическое планирование внеурочной детельности "Чаша жизни" (духовно-нравственное направление) - 4 класс, 35 часов (ФГОС НОО)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab._progr.chasha_zhizni_ktp_1-3_kl.doc | 171 КБ |
ktp_chasha_zhizni_4_kl.doc | 56.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
В соответствии с основной общеобразовательной программой начального общего образования в МБОУ «Атамановская СОШ», реализующем ФГОС НОО, в рамках внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению в 1–4 классах вводится факультатив «Чаша жизни».
Цель программы внеурочной деятельности — формирование у детей нравственных ориентиров при построении деятельности, общения и взаимоотношений, а также основ мировоззрения и самовоспитания.
Задачи:
- развитие способности увидеть нравственную ситуацию;
- осознание нравственных правил как ориентира поступка: ситуация — поведение — правило;
- оценка нравственных поступков.
«Чаша жизни» является компонентом учебного плана внеурочной деятельности, рассчитан на 33 часа в первом классе, по 35 часов во 2–4 классах (1 час занятий в неделю). Общее количество часов – 135 часов.
1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности «Чаша жизни»
В процессе освоения материалов программы внеурочной деятельности обучающийся получает знания о характере взаимоотношений с другими людьми, что становится предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, толерантности, формирования нравственного сознания младшего школьника. Знакомясь с нравственным содержанием пословиц о добре, труде, учении, младшие школьники начинают осознавать базовые гуманистические ценности, характер отношений между людьми, необходимость бережного отношения к людям и предметам их труд. Обсуждение сказок, их инсценировка; обсуждение произведений художественной литературы – всё это нацелено на воспитание первоначальных этических представлений обучаемых (понятия добра и зла, значение «слов вежливости», правил вежливого поведения и их мотивации), развитие их эмоционального восприятия. Система вопросов и заданий, носящая диагностический и тренинговый характер, позволяет решать задачи самооценки и самопроверки, повторять, уточнять и формировать начальные нравственные представления, знакомить с нравственными понятия (например, «Что такое добрый поступок?», «Какой нравственный выбор сделал герой?», «Что можно посоветовать в этой ситуации? Как её изменить?», «Бывает ли так в реальной жизни?»).
Для овладения метапредметными результатами (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей) в материалах внеурочной деятельности содержатся упражнения, способствующие активизации интеллектуальной деятельности учащихся. В них предлагается установить соответствие поступков нравственным правилам; сопоставить, сравнить героев, их поведение; классифицировать материал по разным основаниям (определить группы пословиц по теме – о добре, трудолюбии, отношении к учёбе); сравнить иллюстрации с текстом для определения эмоционального состояния героев.
В целях формирования коммуникативных УУД (ведение диалога, признание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; выражение своего мнения и аргументация своей точки зрения; уважительное восприятие других точек зрения) в материалах для занятий представлены задания, их формирующие. Так, с учащимися организуются коллективные обсуждения, предлагаются вопросы «открытого» типа, например: «Почему?.. Как?..», которые помогают детям высказывать свою точку зрения, выслушать мнение одноклассников, т.е. работать коллективно или в группах, парах, а также задания на выбор ответа, альтернативного решения и др. Использование художественной литературы и работа в библиотеке помогает обучаемым учиться использовать различные способы поиска информации в библиотеке, Интернете. Тематика заданий этой рубрики позволяет учащимся научиться работать в библиотечном пространстве с целью решения информационных и коммуникативных задач. К 4-ому классу учащиеся полностью умеют ориентироваться в школьной библиотеке, находить нужную информацию по нравственной тематике с помощью различных каталогов.
В результате изучения внеурочной деятельности «Чаша жизни» на ступени начального общего образования планируется достижение следующих результатов (предметные):
Обучающийся научится:
- воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации;
- оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене).
- использовать в речи слова вежливости;
- участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по теме, анализировать высказывания собеседников, дополнять их высказывания;
- высказывать предположения о последствиях недобрых поступков (как в реальной жизни, так и в художественных произведениях);
- создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный);
- описывать сюжетную картинку (серию);
- оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты;
- самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы.
- проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок, корректировать его;
- оценивать свои действия во время уроков, дежурств.
- воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в практических и жизненных ситуациях;
- оценивать внешний вид человека.
- использовать в общении доброжелательный тон;
- оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных местах.
2. Содержание курса внеурочной деятельности «Чаша жизни».
Школьный этикет (понятие об основных правилах поведения в школе)
Правила поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой. Приход в школу без опозданий, правильная организация работы на уроке, учебное сотрудничество. Школьные перемены как время активного отдыха, игры. Поведение в столовой, правила поведения за столом.
Формы организации: групповое занятие, ролевая игра, беседа, экскурсия, диспут, проект, «Живая газета», анкетирование, круглый стол, практическое занятие.
Универсальные учебные действия:
— воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации;
— оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене).
Правила общения (взаимоотношения с другими людьми)
Правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых поступках. Знакомство с образом этих поступков с помощью художественных произведений, сказок, фильмов; посредством анализа близких детям жизненных ситуаций (школьного коллектива, семьи). Активное освоение в речевой и поведенческой практике вежливых слов, их значения в установлении добрых отношений с окружающими. Доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу, младшим; добрые и вежливые отношения в семье, проявление уважения к родителям, близким (конкретные жизненные ситуации). Практическое знакомство с правилами коллективных игр, позволяющих играть дружно, без конфликтов. Пути выхода из конфликтной ситуации (предотвращение ссор, драк, признание своей вины). Нравственное содержание ситуации (литературной, жизненной), её оценка.
Формы организации: дискуссия, урок – сказка, ролевая игра, интервью, устный журнал, групповое занятие, урок-игра, чтение рассказов, беседа, диспут, круглый стол, презентация на примерах из жизни класса, инсценирование, практическое занятие, проект, сочинение.
Универсальные учебные действия:
— использовать в речи слова вежливости;
— участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по теме,
анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания;
— высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений);
— создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный);
— описывать сюжетную картинку (серию);
— оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты;
— самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы.
О трудолюбии
Значение труда в жизни людей. Учение как основной труд и обязанность школьника; виды труда детей в школе и дома (начальные представления). Прилежание и старательность в учении и труде. Трудолюбие как главная ценность человека. Элементы культуры труда. Стимулирование оценки учащимися собственного отношения к труду. Бережное отношение к вещам, созданным трудом других людей. Способы преодоления лени, неумения трудиться (избавление от неорганизованности, недисциплинированности). Анализ и оценка своих действий во время уроков, труда, дежурства.
Формы организации: экскурсия, практическое занятие, круглый стол, проект, беседа, интервью, презентация, сообщения.
Универсальные учебные действия:
— проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок дня, корректировать его;
— оценивать свои действия во время уроков, дежурств.
Культура внешнего вида
Культура внешнего вида, чистота, опрятность, аккуратность.
Правила опрятности и их значение для здоровья, хорошего самочувствия, отношения окружающих.
Оценка внешнего вида человека, критерии оценки: аккуратность, опрятность, удобство, соответствие ситуации.
Формы организации: урок – игра, конкурс «Самый, самый…», практическое занятие, проект, беседа – практикум, круглый стол.
Универсальные учебные действия:
— воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в практических и жизненных ситуациях;
— оценивать внешний вид человека.
Внешкольный этикет
Вежливое отношение к людям как потребность воспитанного человека. Особенности вежливого поведения в разных жизненных ситуациях (на улице, в транспорте, во время прогулок): уступить место маленьким и пожилым; за причинённые неудобства, неприятности надо извиниться.
Правила вежливости в общении с ближайшим окружением: здороваться первым; доброжелательно отвечать на вопросы; взрослых называть на «вы»; говорить «спасибо» и «пожалуйста» и т. д.
Правила поведения в общественных местах (в магазине, библиотеке, театре и т. д.): не мешать другим людям.
Формы организации: ролевая игра, экскурсия, беседа, проект, сообщения, доклады, КВН, практическое занятие, презентация, конкурс чтецов.
Универсальные учебные действия:
— использовать доброжелательный тон в общении;
— оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных местах.
3. Тематическое планирование внеурочной деятельности «Чаша жизни».
№ | Наименование раздела | Часы учебного времени |
1 класс | 33 часа | |
1 | Школьный этикет | 5 |
2 | Правила общения | 11 |
3 | О трудолюбии | 6 |
4 | Культура внешнего вида | 4 |
5 | Внешкольный этикет | 7 |
2 класс | 34 часа+1час резерв | |
1 | Школьный этикет | 5 |
2 | Правила общения | 11+1час резерв |
3 | О трудолюбии | 7 |
4 | Культура внешнего вида | 4 |
5 | Внешкольный этикет | 7 |
3 класс | 34 часа+1час резерв | |
1 | Школьный этикет | 5 |
2 | Правила общения | 11 |
3 | О трудолюбии | 8 |
4 | Культура внешнего вида | 4 |
5 | Внешкольный этикет | 6+1час резерв |
4 класс | 34 часа+1час резерв | |
1 | Школьный этикет | 8 |
2 | Правила общения | 8 |
3 | О трудолюбии | 7+1час резерв |
4 | Культура внешнего вида | 4 |
5 | Внешкольный этикет | 7 |
Календарно – тематическое планирование по внеурочной деятельности «Чаша жизни» для 1 класса на 2016 – 2017 учебный год (Приложение № 1)
Календарно – тематическое планирование по внеурочной деятельности «Чаша жизни» для 2 класса на 2016 – 2017 учебный год (Приложение № 2)
Календарно – тематическое планирование по внеурочной деятельности «Чаша жизни» для 3 класса на 2016 – 2017 учебный год (Приложение № 3)
Календарно-тематическое планирование
внеурочной деятельности «Чаша жизни»
1 класс – 33часа
№ | Наименование раздела и тем занятий | Форма проведения | Дата |
Школьный этикет (5 ч.) | |||
Мы в школе | Групповое занятие | ||
Мы пришли на урок | |||
Зачем нужны перемены? | |||
Мы в школьной столовой | |||
Правила поведения за столом | Ролевая игра | ||
Правила общения (11 ч.) | |||
Зачем нужны вежливые слова (доброжелательность)? | |||
Правила вежливости | |||
Элементарные представления о добрых и недобрых поступках | Дискуссия | ||
Знакомство с образом добрых поступков с помощью художественных произведений, сказок, фильмов | Урок- сказка | ||
Значение вежливых слов в жизни | |||
Мои товарищи: вежливое обращение к сверстникам | Ролевая игра | ||
Мой учитель | Интервью | ||
Думай о других: сочувствие, как его выразить? | |||
Моя семья | Устный журнал | ||
Пути выхода из конфликтной ситуации | Групповое занятие | ||
Практическое знакомство с правилами коллективных игр | Урок – игра | ||
О трудолюбии (6 ч.) | |||
Значение труда в жизни людей | |||
Что помогает учиться лучше (старательность) | |||
Учение как основной труд и обязанность школьника | |||
Трудолюбие как главная ценность человека | |||
Трудолюбие как главная ценность человека | экскурсия | ||
Бережливость: каждой вещи своё место (береги свои школьные вещи) | |||
Культура внешнего вида (4 ч.) | |||
Внешний вид человека | |||
Правила опрятности и их значение для здоровья | |||
Основные правила Мойдодыра | |||
Итоговое занятие | Конкурс «Самый, самый…» | ||
Внешкольный этикет ( 7 ч.) | |||
Правила поведения на улице | |||
Правила поведения в транспорте | Ролевая игра | ||
Правила поведения в общественных местах | Экскурсия | ||
Вежливое отношение к людям | |||
«Спасибо» и «пожалуйста» | |||
«Здравствуйте» и «до свидания» | |||
Итоговое занятие |
Календарно-тематическое планирование
внеурочной деятельности «Чаша жизни»
2 класс – 34 часа+1 час резерв
№ | Наименование раздела и тем занятий | Форма проведения | Дата | |
Школьный этикет (5 ч.) | ||||
1 | Дисциплина в школе | Групповое занятие | ||
2 | Дисциплина в классе | Беседа | ||
3 | В библиотеке | Экскурсия | ||
4 | Книга — твой друг, береги её | Диспут | ||
5 | Твоя школа, твой класс: соблюдение чистоты и порядка. | Проект | ||
Правила общения (11 ч.+1 час резерв) | ||||
6 | Что такое сопереживание? | Чтение рассказов, беседа | ||
7 | Помощь друзьям | Диспут | ||
8 | «Дружба каждому нужна. Дружба верностью сильна» | Круглый стол | ||
9 | Преданный друг | |||
10 | О доброте и бессердечии | Презентации на примерах из жизни класса | ||
11 | Дал слово — держи его | Беседа | ||
12 | Диалоги со сверстниками и со взрослыми | Инсценирование | ||
13 | О зависти. | Круглый стол | ||
14 | О скромности. | Круглый стол | ||
15 | Учимся находить хорошее в человеке, даже если он нам не нравится | Диспут | ||
16 | Учимся понимать настроение другого по внешним признакам | Беседа | ||
17 | Чего в другом не любишь, того и сам не делай | Беседа по прочитанным рассказам | ||
О трудолюбии (7 ч.) | ||||
18 | Самообслуживание | Занятие «Всё только сам» | ||
19 | Учусь всё делать сам | Занятие «примером буду я служить» | ||
20 | Взаимопомощь дома и в школе | «За круглым столом» | ||
21 | Труд моих родных | |||
22 | Труд людей вокруг нас | Проект | ||
23 | В мире мудрых мыслей | «Запишу себе в тетрадь» Создаем книжку – малышку | ||
24 | Что значит беречь результаты труда? | Беседа | ||
Культура внешнего вида (4 ч.) | ||||
25 | Правила личной гигиены | |||
26 | Игра «Узнай по описанию» | Урок – игра | ||
27 | Бережное отношение к своей одежде | |||
28 | Ремонт одежды | Практическое занятие | ||
Внешкольный этикет (7 ч.) | ||||
29 | Правила поведения в общественном транспорте | Беседа | ||
30 | Правила поведения в музее, кино, театре | Экскурсия | ||
31 | Растения в жизни человека | Проекты, сообщения | ||
32 | Братья наши меньшие | Доклады | ||
33 | Бережное отношение к природе | Беседа | ||
34 | В мире мудрых мыслей | Сообщения | ||
35 | Итоговое занятие | КВН |
Календарно-тематическое планирование
внеурочной деятельности «Чаша жизни»
3 класс – 34 часа+1 час резерв
№ | Наименование раздела и тем занятий | Форма проведения | Дата | |
Школьный этикет (5 ч.) | ||||
1 | Правила поведения в школе | Беседа | ||
2 | Перемена с увлечением | |||
3 | Долг воспитанных ребят — режим школьный выполнять | Групповое занятие | ||
4 | Взаимопомощь: учёба и труд | «Живая газета» | ||
5 | Школьное имущество надо беречь | Беседа | ||
Правила общения (11 ч.) | ||||
6 | Добрый день. Здравствуйте | Практическое занятие | ||
7 | По стране вежливых слов | Урок – сказка | ||
8 | Поговорим о доброте | |||
9 | Без друга в жизни туго | Круглый стол | ||
10 | Порадовать близких — как это просто! | Проект | ||
11 | Можно и не ссориться | Дискуссия | ||
12 | Большое значение маленьких радостей | |||
13 | Этикет познавая, дружно, весело играем! | Урок – игра | ||
14 | Время надо беречь | |||
15 | Слово лечит, слово ранит | Презентация на примерах из жизни класса | ||
16 | Я и мои друзья (справедливость, коллективизм) | Круглый стол | ||
О трудолюбии (8 ч.) | ||||
17 | Твой труд дома | Интервью | ||
18 | Учись учиться | |||
19 | Ответственность | |||
20 | Труд кормит, а лень портит | Проект | ||
21 | Как организовать свой труд | Круглый стол | ||
22 | Даже будни может труд сделать праздничными днями | Презентация | ||
23 | Цена ломтика | |||
24 | Профессии людей | Экскурсия | ||
Культура внешнего вида (4 ч.) | ||||
25 | Уход за своими вещами | |||
26 | Одежда будничная и праздничная | |||
27 | По одёжке встречают | Конкурс | ||
28 | Есть обычай у ребят —гигиену соблюдать | Проект | ||
Внешкольный этикет (6 ч.+1час резерв) | ||||
29 | Разговор по телефону | Практическое занятие | ||
30 | Поведение в гостях | Ролевая игра | ||
31 | Я пишу письмо | |||
32 | Правила безопасности при общении с животными | Презентация | ||
33 | Поведение на природе | Экскурсия | ||
34 | Я в роли прохожего. Путь от дома до школы | Практическое занятие. Встреча с сотрудниками ГИБДД | ||
35 | Обобщение и закрепление знаний. |
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование
внеурочной деятельности «Чаша жизни»
4 класс -34 часа+1час резерв
№ | Наименование раздела и тем занятий | Форма проведения | Дата | |
Школьный этикет – 8 часов | ||||
1 | Отношение к учителю, одноклассникам, окружающим | Беседа - практикум | ||
2 | Забота о младших | Беседа - практикум | ||
3 | «Познай самого себя» | Анкетирование | ||
4 | Определение цели и составление плана самовоспитания на неделю | Практическое занятие | ||
5 | Как я работаю над собой | Сообщения | ||
6 | О терпении | Творческий проект | ||
7 | Конец каждого дела обдумай перед началом | Беседа | ||
8 | «Ты памятью свой разум озари. И день минувший весь пересмотри» | Круглый стол | ||
Правила общения – 8 часов | ||||
9 | Традиции общения в русской семье. | Сочинения | ||
10 | Культура общения в современной семье | Обмен традициями | ||
11 | Правила приличия в житейских ситуациях | |||
12 | Культура спора | Беседа - практикум | ||
13 | Правила этикета: знакомство | Беседа – практикум | ||
14 | Язык, мимика и жесты | |||
15 | «Приветливость — золотой ключик, открывающий сердца людей» | Занятие - практикум | ||
16 | Игра «Город вежливости» | Урок - игра | ||
О трудолюбии – 7 часов+1час резерв | ||||
17 | Культура физического и умственного труда | |||
18 | Положительные герои в былинах и сказках | Круглый стол | ||
19 | Положительные герои в сказках | |||
20 | Книга — источник знаний | Сообщения | ||
21 | Золотые руки | Практическое занятие | ||
22 | Кем быть? | Беседа по профориентации | ||
23 | Твоя малая родина | Проект | ||
24 | Герои труда | Сообщения | ||
Культура внешнего вида – 4 часа | ||||
25 | Что такое культура внешнего вида? | Беседа – практикум | ||
26 | Одежда и осанка | |||
27 | Вежливость и внешний вид | |||
28 | «Вот человек. Что скажешь ты о нём?» | Круглый стол | ||
Внешкольный этикет – 7 часов | ||||
29 | Осваиваем правило «так нельзя» | Беседа | ||
30 | Услышать собеседника | Беседа – диалог | ||
31 | Совесть — основа нравственности | |||
32 | Что такое хорошо и что такое плохо | Проект | ||
33 | В мире мудрых мыслей | Презентация | ||
34 | Россияне о любви к Родине | Конкурс чтецов | ||
35 | Итоговое занятие | КВН |