Для педагогов

Станичная Елена Алексеевна

Консультации и семинары-практикумы для педагогов. 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Семинар - практикум Тема: «Экономика для взрослых и детей». Подготовила: старший воспитатель МБДОУ №7 « Жемчужинка » г. Симферополя Станичная Е.А. г. Симферополь, 2021 г. МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ '' ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 7 ''ЖЕМЧУЖИНКА'' МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ СИМФЕРОПОЛЬ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ 295047 г. Симферополь ул. М.Донского 14, тел: (0652) 48-92-08 E - male : duu 7- zhemchuzhinka @ rambler . ru

Слайд 2

Повестка мероприятия: Теоретический блок: 1. «Экономическое воспитание - одна из граней воспитательного процесса дошкольников» (мини - лекция). Практический блок: 1.«Загадки о профессиях». 2. «Профессии в экономике». 3. «Отгадывание шарад». 4. «Экономические понятия». 5. «Анаграммы». 6. «Решение проблемных ситуаций». Цель : повышение компетентности педагогов по вопросу экономического воспитания.

Слайд 3

Теоретический блок: 1. «Экономическое воспитание - одна из граней воспитательного процесса дошкольников» (мини - лекция). Экономическое воспитание - одна из граней воспитательного процесса дошкольников. Термин «экономика» означает в буквальном переводе с греческого «домоводство, законы ведения домашнего хозяйства» (« ойкос » – домохозяйство, « номос » – закон). Ребенок узнает, что такое «моё», «твоё», «наше», «обмен», «деньги», «цена», «дорого», «дешево», «продать», «заработать». Дети быстрее впитывают атмосферу новой реальности, лучше адаптируются к ней.

Слайд 4

Экономическое образование надо начинать уже с дошкольного возраста. Экономическое воспитание позволяет решить следующие задачи: – развивать интерес к познанию экономической картины мира, потребность узнавать новое; – формировать экономический кругозор (компетентность, первоначальные знания и умения, предпосылки экономического мышления; – помочь детям освоить базисные представления (экономическое, математическое, экологическое) об окружающем предметном мире духовных и материальных ценностей, накопить первичный опыт в экономических отношениях; – воспитывать этические и деловые качества (бережливость, рациональность, трудолюбие, расчетливость, честность, щедрость и др.); – развивать у детей самостоятельность, любознательность, ответственность, способность творчески мыслить.

Слайд 5

Практический блок: Игра. Перед началом игры педагоги делятся на две команды и придумывают название своей команды, выбирают капитана. 1 конкурс «Загадки о профессиях». У певицы есть соседи – Близнецы Денис и Федя. Воду варят вечерами, Значит будут ... (поварами). Повара с Валерой в ссоре, Он опять о вкусах спорит. Очень любит он дебаты, Значит будет ... (депутатом). Депутат с Мариной дружит. Той, что вечно в танце кружит, Ведь красавица Марина Стать мечтает (балериной). Балерина дружит с Дашей. Даша кормит с ложки кашей Куклу-капризулю Катю - Подрастает ... (воспитатель). Воспитатель ходит в школу. Вместе с мальчиком веселым. Ян жонглирует мячом, Значит, будет ... (циркачом). Ян - циркач знаком с Иваном, Недоверчивым и странным. Он следит за дядей Дроном И мечтает стать ... (шпионом).

Слайд 6

У шпиона есть братишка. Коля любопытный слишком, Он наукой увлеченный, Значит, вырастет ... (ученым). Наш ученый с другом Васей плавал дома на матрасе. Ловко обогнул диван Вася, храбрый ... (капитан). Капитана Ксюша с Жанной заразили кашей манной. А потом лечили щами. Стать хотят они ... (врачами). У врачей есть три подружки – Наряжаются в подушки. Галя, Машенька и Вера по призванью ... (модельеры).

Слайд 7

2 конкурс «Профессии в экономике». Я буду предлагать вам описание профессии, но с новым модным названием, а вы будете давать ей название. Специалист по строительству подземных сооружений (маркшейдер) . Занимается закупкой рекламных площадей в газетах или эфирного времени на радио и телевидении ( медиа-байер ) . От англ. merchendise – товары - торговый представитель, занимается подготовкой товаров к продаже, распространяет товары по розничным ценам, поддерживает деловые контакты, привлекает новых покупателей. Помогает вести учет складских запасов, консультирует клиентов. Организовывает рекламные акции, презентации продукта, дегустации ( мерчендайзер ) . Лицо, принимающее денежные ставки при игре на тотализаторе, в основном на скачках и бегах (букмекер) . Специалист по операциям с недвижимостью. Занимается покупкой объекта недвижимости и дальнейшей его продажей или сдачей в аренду ( девелопер ) .

Слайд 8

Лицо, осуществляющее инкассацию денежной выручки и иных ценностей в виде в организациях - клиентах Банка (инкассатор) . От франц. commis voyageur - путешествующий в коммерческих целях - разъездной агент торговой фирмы, предлагающий покупателям товары по имеющимся у него образцам, каталогам (коммивояжер) . От франц. courrier - посыльный – разносчик корреспонденции. Осуществляет доставку секретной, дипломатической, деловой почты ( неонщик ) . От англ. promoter – тот, кто содействует, продвигает - человек, занимающийся прямой рекламой некоего товара. В его обязанности входит работа с прохожими и посетителями магазинов и предложение им определенного товара. Может работать как от агентства, так и напрямую от фирмы ( промоутер ) . Человек, занимающийся подбором персонала ( рекрутер ) . От англ. supervise - смотреть, надзирать - куратор, наблюдатель, наставник ( супервайзер ) . Супервайзерами обычно называют руководителей низшего или среднего звена. Осуществляет наблюдение и контролирует деятельность сотрудников.

Слайд 9

3 конкурс «Отгадывание шарад». Шарада – это загадка, в которой загаданное слово делится на несколько частей и каждая из них представляет собой отдельное экономическое понятие. 1 команда: Это слово из двух состоит: Одно о числе нам говорит. Другое личное местоимение. Вместе получится в то же мгновение Кровных людей объединенье. Она существует миллионы лет, В любви и согласье долголетья секрет. (Семь. Я. Семья.) Она всего лишь небольшая птица, В слове букву «Г» смените на «П», и тогда Она сразу же превратится В самое простейшее орудие труда. (Галка. Палка.) Она из стекла. В ней обычно хранят соки, компоты варенье. Без буквы одной – это уже государственное учреждение. (Банка. Банк.) 2 команда: В спорте этим слово можно определить Порыв или резкое движение, Но если в слове букву «В» на «Н» заменить, получится место, где проходит товарное обращение. (Рывок. Рынок.) Чтобы их заработать – тут уж совсем не до песен и танцев… При отсутствии их говорят, что они нам поют романсы. (Финансы) Первый слог – всего лишь нота, Второй – для шахматиста главная работа. Слово из них означает итог, Успешной работы залог. (До. Ход. Доход.)

Слайд 10

4 конкурс «Экономические понятия». Я буду предлагать вам описание экономического понятия, но с новым модным названием, а вы будете давать ей название. Набор различных видов выпускаемой на предприятии продукции, товаров (на складе, в магазине) или предлагаемых услуг (ассортимент) . Торговля товарами сезонного спроса по сниженным ценам (распродажа) . Безвозмездная финансовая помощь для осуществления социально значимых мероприятий (благотворительность ). Учреждение, обладающее правом распоряжаться временно свободными деньгами (вкладами) предприятий, организаций и отдельных людей и осуществлять все виды денежных расчетов, выпуск ценных бумаг и другие функции, связанные с денежным обращением (банк) . Определенная сумма денег, которую каждому производителю товара, каждому получателю дохода, каждому владельцу имущества необходимо уплатить государству для пополнения государственного бюджета (налог) . Создание специальных средств для возмещения ущерба от стихийных и других неблагоприятных явлений (страхование) .

Слайд 11

Недостаток, нехватка чего-либо (дефицит) . Неспособность гражданина или фирмы платить по своим долговым обязательствам из-за отсутствия средств (банкротство) . Использование чего-либо для удовлетворения потребностей (потребление) . Использование некоторой части полученной прибыли на расширение производства или использование средств для создания запасов (накопление) . Средства, вложенные в какое-либо дело или в производство того или иного товара (затраты) . Положительная разница между доходами и расходами ( пpибыль ) . Денежное выражение стоимости товара или услуги (цена) . Форма оплаты труда наемных работников (заработная плата) . Покупка и продажа средств производства и предметов потребления большими партиями с целью их дальнейшего использования в производственном процессе или для перепродажи (оптовая торговля) . Розничная торговля - покупка и продажа товаров через сеть универмагов, универсамов и других торговых точек, как npaвилo , в небольших количествах и предназначенных преимущественно для личного потребления. Реклама - целенаправленное распространение сведений (информации) о потребительских свойствах товаров или услугах с целью их продажи. Товар - продукт труда, произведенный для продажи.

Слайд 12

5 конкурс «Анаграммы». Анаграмма – это слово или словосочетание, образованное перестановкой букв другого слова или словосочетания. 1 команда: Автор – товар. Наказ – казна. Сад, хор – расход. Си, пеня – пенсия. 2 команда: Нырок – рынок. Щетина – нищета. Парта, лаз – зарплата. Ус, сад – ссуда.

Слайд 13

6 конкурс «Решение проблемных ситуаций». Проблемные ситуации: Мама с дочкой пришли в магазин. Девочка попросила у мамы денег купить самой понравившуюся шоколадку, которая стоит 9,90 рублей. Мама дала ей 10 рублей. Должен ли ребенок принести сдачу? Ответ: Ребенок должен принести сдачу, даже если это всего 10 копеек, т. к. это не его деньги, не им заработанные. Ребенок не обращает на номинал денег, для него «денежка», что 10 рублей, что 10 копеек. Ребенок не принесет сдачу с 10, не принесет и со 100 рублей.

Слайд 14

Ребенку на день рождения подарили 1000 рублей, родители на семейном совете решили купить новые ботинки, а ребенку хотелось игрушку. Правильно ли поступили родители? Ответ: Нет, родители поступают не верно. В этом возрасте можно попытаться убедить, что ботинки ему нужнее, чем игрушка, заранее договориться, но не приказывать. Подведение итогов игры, мероприятия.



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

''ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 7 ''ЖЕМЧУЖИНКА''

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ГОРОДСКОЙ ОКРУГ СИМФЕРОПОЛЬ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

295047 г. Симферополь ул. М.Донского 14, тел: (0652) 48-92-08  E-male: duu7-zhemchuzhinka@rambler.ru

Семинар – практикум для воспитателей

на тему:

«Экономика для взрослых и детей»

                                                                                  Подготовила:

                                                                                  старший воспитатель

                                                                                  МБДОУ №7 «Жемчужинка»

                                                                                  г. Симферополя

                                                                                  Станичная Е.А.

г. Симферополь, 2021 г.

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов по вопросу экономического воспитания.

Оборудование: столы, разделенные на две группы, фишки, емкости для фишек, фломастеры, подставки для листов с названием команд, ручки, карточки с заданиями, призы (шоколадные монетки)

Повестка мероприятия:

Теоретический блок:

1. «Экономическое воспитание - одна из граней воспитательного процесса дошкольников» (мини - лекция).

                                Ответственный: старший воспитатель Станичная Е.А.

Практический блок:

  1. «Загадки о профессиях».
  2. «Профессии в экономике».
  3. «Отгадывание шарад».
  4. «Экономические понятия».
  5. «Анаграммы».
  6. «Решение проблемных ситуаций».

                      Ответственный: старший воспитатель Станичная Е.А.

Ход мероприятия:

Вступительное слово заведующего Константиновой Ю.Г.

Теоретический блок:

1. «Экономическое воспитание - одна из граней воспитательного процесса дошкольников» (мини - лекция).

                                Ответственный: старший воспитатель Станичная Е.А.

        Экономическое воспитание - одна из граней воспитательного процесса дошкольников.

Термин «экономика» означает в буквальном переводе с греческого «домоводство, законы ведения домашнего хозяйства» («ойкос» – домохозяйство, «номос» – закон).

        Почему мы сегодня обращаемся к экономическому воспитанию детей дошкольного возраста? Наверное, потому, что все дети -это разные дети. Вспомните, как часто взрослые сталкиваются с новым отношением детей к реальной жизни. Ребенок поневоле встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Он узнает, что такое «моё», «твоё», «наше», «обмен», «деньги»,  «цена»,  «дорого»,  «дешево»,  «продать»,  «заработать».  Дети

быстрее впитывают атмосферу новой реальности, лучше адаптируются к ней.

        Повышение интереса к экономическому воспитанию дошкольников в новых и весьма противоречивых условиях социальной жизни закономерно, так как от экономической культуры во многом зависит преодоление трудностей в политической, социальной и культурной жизни общества.

        Не все семьи имеют возможность систематически заниматься воспитанием детей. От родителей часто можно услышать, что им некогда, они должны зарабатывать деньги. Помочь ребенку найти себя, развить свои способности, пополнить знания о жизни современного общества может работа по программе экономического воспитания.

       В формировании основ экономической культуры большое внимание уделено нравственному аспекту воспитания, соответствующему принципу Н. А. Бердяева: «Экономика для человека, а не человек для экономики».

Введение экономического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях -  это не дань моде, а прежде всего необходимость еще в раннем возрасте дать детям представления о рыночной экономике и ее закономерностях, способствовать развитию самостоятельности детей.

        Когда следует начинать знакомство с экономикой? С какого возраста человек должен узнать о мире экономических отношений? Можно ли говорить об экономическом воспитании самых маленьких детей?

        В изменяющихся условиях современной общественной жизни непрерывное экономическое образование и воспитание необходимо начинать именно с дошкольного возраста, - когда детьми приобретается первичный опыт в элементарных экономических отношениях. Конечно, ребенок-дошкольник не освоит эту область самостоятельно, но  вместе с педагогом и родителями, путешествуя по этому новому удивительному и увлекательному миру, он приобретет доступные ему знания и поймет, какое место экономика занимает в окружающей его действительности, где и когда каждый человек соприкасается с ней.

        Экономическое образование надо начинать как можно раньше, желательно уже с дошкольного возраста.

Экономическое воспитание позволяет решить следующие задачи:

– развивать интерес к познанию экономической картины мира, потребность узнавать новое;

– формировать экономический кругозор (компетентность, первоначальные знания и умения, предпосылки экономического мышления;

– помочь детям освоить базисные представления (экономическое, математическое, экологическое) об окружающем предметном мире духовных и материальных ценностей, накопить первичный опыт в экономических

отношениях;

– воспитывать этические и деловые качества (бережливость, рациональность, трудолюбие, расчетливость, честность, щедрость и др.);

– развивать у детей самостоятельность, любознательность, ответственность, способность творчески мыслить.

Практический блок:

Игра. Перед началом игры предлагаю вам разделиться на две команды. Придумать название своей команды, выбрать капитана.

1 конкурс  «Загадки о профессиях».

      Труд является важной категорией в экономике, поэтому в качестве разминки предлагаю вам отгадать загадки о профессиях. Загадывать буду каждой команде по очереди. В случае если команда не сможет дать ответ, у команды – соперницы будет возможность заработать дополнительные баллы, ответив на вопрос.

У певицы есть соседи –
Близнецы Денис и Федя.
Воду варят вечерами,
Значит  будут ... (поварами).

Повара с Валерой в ссоре,
Он опять о вкусах спорит.
Очень любит он дебаты,
Значит  будет ... (депутатом).

Депутат с Мариной дружит.
Той, что вечно в танце кружит,
Ведь красавица Марина
Стать мечтает (балериной).

Балерина дружит с Дашей.
Даша кормит с ложки кашей
Куклу-капризулю Катю -
Подрастает ... (воспитатель).

Воспитатель ходит в школу.
Вместе с мальчиком веселым.
Ян жонглирует мячом,
Значит, будет ... (циркачом).

Ян - циркач знаком с Иваном,
Недоверчивым и странным.
Он следит за дядей Дроном
И  мечтает стать ... (шпионом).

У шпиона есть братишка.
Коля любопытный слишком,
Он наукой увлеченный,
Значит, вырастет ... (ученым).

Наш ученый с другом Васей
плавал дома на матрасе.
Ловко обогнул диван
Вася, храбрый ... (капитан).

Капитана Ксюша с Жанной
заразили кашей манной.
А потом лечили щами.
Стать хотят они ... (врачами).

У врачей есть три подружки –
Наряжаются в подушки.
Галя, Машенька и Вера
по призванью ... (модельеры).

2 конкурс «Профессии в экономике».

      Сейчас, кроме, привычных нам, профессий, например, учитель, строитель, появляются новые, или это все те же профессии, но с новым модным названием.

      Я буду предлагать вам описание профессии, а вы будете давать ей название. Для облегчения задания у вас на столе лежит листок с названиями профессий. Это задание на скорость. Кто первый догадается, поднимает руку и отвечает. Если ответ командой дан неверный, команда – соперница может ответить.

Маркшейдер - специалист по строительству подземных сооружений.

Медиа-байер - занимается закупкой рекламных площадей в газетах или

эфирного времени на радио и телевидении. Основная задача - добиться от средств массовой информации минимальных расценок на рекламу.

Мерчендайзер - от англ. merchendise – товары - торговый представитель, занимается подготовкой товаров к продаже, распространяет товары по розничным ценам, поддерживает деловые контакты, привлекает новых покупателей. Помогает вести учет складских запасов, консультирует клиентов. Организовывает рекламные акции, презентации продукта, дегустации.

Букмекер - лицо, принимающее денежные ставки при игре на тотализаторе, в основном на скачках и бегах.

Девелопер - специалист по операциям с недвижимостью. Занимается покупкой объекта недвижимости и дальнейшей его продажей или сдачей в аренду.

Инкассатор - лицо, осуществляющее инкассацию денежной выручки и иных ценностей в виде в организациях - клиентах Банка.

Коммивояжер - от франц. commis voyageur - путешествующий в коммерческих целях - разъездной агент торговой фирмы, предлагающий покупателям товары по имеющимся у него образцам, каталогам.

Неонщик - от франц. courrier - посыльный – разносчик корреспонденции. Осуществляет доставку секретной, дипломатической, деловой почты.

Промоутер - от англ. promoter – тот, кто содействует, продвигает - человек, занимающийся прямой рекламой некоего товара. В его обязанности входит работа с прохожими и посетителями магазинов и предложение им определенного товара. Может работать как от агентства, так и напрямую от фирмы.

Рекрутер - человек, занимающийся подбором персонала.

Супервайзер - от англ. supervise — смотреть, надзирать — куратор, наблюдатель, наставник. Супервайзерами обычно называют руководителей низшего или среднего звена. Осуществляет наблюдение и контролирует деятельность сотрудников.

3 конкурс  «Отгадывание шарад».

       Один из путей повышения интереса к изучению экономики – отгадывание шарад. Шарада – это загадка, в которой загаданное слово делится на несколько частей и каждая из них представляет собой отдельное экономическое понятие. У вас на столе лежит листок с шарадами, для каждой команды по три. Даю вам три минуты, чтобы разгадать их.

1 команда:

Это слово из двух состоит:

Одно о числе нам говорит.

Другое личное местоимение.

Вместе получится в то же мгновение

Кровных людей объединенье.

Она существует миллионы лет,

В любви и согласье долголетья секрет. (Семь. Я. Семья.)

Она всего лишь небольшая птица,

В слове букву «Г» смените на «П», и тогда

Она сразу же превратится

В самое простейшее орудие труда. (Галка. Палка.)

Она из стекла. В ней обычно хранят соки, компоты варенье.

Без буквы одной – это уже государственное учреждение. (Банка. Банк.)

2 команда

В спорте этим слово можно определить

Порыв или резкое движение,

Но если в слове букву «В» на «Н» заменить, получится место, где проходит товарное обращение. (Рывок. Рынок.)

Чтобы их заработать – тут уж совсем не до песен и танцев…

При отсутствии их говорят, что они нам поют романсы. (Финансы.)

Первый слог – всего лишь нота,

Второй – для шахматиста главная работа.

Слово из них означает итог,

Успешной работы залог. (До. Ход. Доход.)

4 конкурс «Экономические понятия».

      Сейчас я каждой команде по очереди буду давать описание экономического понятия, а вы меня выслушайте, посовещайтесь и дайте ответ. За правильный ответ я буду давать вам балл. В случае, если команда не сможет дать ответ, у команды – соперницы будет возможность заработать дополнительные баллы ответив на вопрос.

Ассортимент – набор различных видов выпускаемой на предприятии продукции, товаров (на складе, в магазине) или предлагаемых услуг.

Распродажа – торговля товарами сезонного спроса по сниженным ценам.

Спонсор - помощник в деле, который готов оплатить расходы, необходимые для его успешного осуществления, и не требует возврата своих денег.

Благотворительность - безвозмездная финансовая помощь для осуществления социально значимых мероприятий.

Банк - учреждение, обладающее правом распоряжаться временно свободными деньгами (вкладами) предприятий, организаций и отдельных людей и осуществлять все виды денежных расчетов, выпуск ценных бумаг и другие функции, связанные с денежным обращением.

Налог - это определенная сумма денег, которую каждому производителю товара, каждому получателю дохода, каждому владельцу имущества необходимо уплатить государству для пополнения государственного бюджета.

Страхование - это создание специальных средств  для возмещения ущерба от стихийных и других неблагоприятных явлений.

Дефицит – недостаток, нехватка чего-либо.

Банкротство – неспособность гражданина или фирмы платить по своим долговым обязательствам из-за отсутствия средств.

Потребление - использование чего-либо для удовлетворения потребностей.

Накопление - использование некоторой части полученной прибыли на расширение производства или использование средств для создания запасов.

Затраты - средства, вложенные в какое-либо дело или в производство того или иного товара.

Пpибыль - положительная разница между доходами и расходами.

Цена - денежное выражение стоимости товара или услуги.

Заработная плата - форма оплаты труда наемных работников.

Оптовая торговля - покупка и продажа средств производства и предметов потребления большими партиями с целью их дальнейшего использования в производственном процессе или для перепродажи.

Розничная торговля - покупка и продажа товаров через сеть универмагов, универсамов и других торговых точек, как npaвилo, в небольших количествах и предназначенных преимущественно для личного потребления.

Реклама - целенаправленное распространение сведений (информации) о потребительских свойствах товаров или услугах с целью их продажи.

Товар - продукт труда, произведенный для продажи.

5 конкурс «Анаграммы».

     Сейчас я предлагаю вам анаграммы. Анаграмма – это слово или словосочетание, образованное перестановкой букв другого слова или словосочетания.

1 команда: Автор – товар; Наказ – казна; Сад, хор – расход; Си, пеня – пенсия.

2 команда: Нырок – рынок; Щетина – нищета. Парта, лаз – зарплата; Ус, сад –

ссуда.

6 конкурс  «Решение проблемных ситуаций».

       Решая проблемную ситуацию (экономического, математического, экологического содержания) люди приобщаются к экономической действительности, учится думать, ориентироваться в окружающем, проявлять инициативу, высказывать собственную и принимать чужую позицию, растет и реализуется их творческий потенциал.

      Предлагаю рассмотреть проблемные ситуации.

  1.  Мама с дочкой пришли в магазин. Девочка попросила у мамы денег купить самой понравившуюся шоколадку, которая стоит 9,90 рублей. Мама дала ей 10 рублей. Должен ли ребенок принести сдачу?

Ответ:  Ребенок должен принести сдачу, даже если это всего 10 копеек, т. к. это не его деньги, не им заработанные. Ребенок не обращает на номинал денег, для него «денежка», что 10 рублей, что 10 копеек. Ребенок не принесет сдачу с 10, не принесет и со 100 рублей.

  1. Ребенку на день рождения подарили 1000 рублей, родители на семейном совете решили купить новые ботинки, а ребенку хотелось игрушку. Правильно ли поступили родители?

Ответ: Нет, родители поступают не верно. В этом возрасте можно попытаться убедить, что ботинки ему нужнее, чем игрушка, заранее договориться, но не приказывать.

Подведение итогов игры мероприятия, награждение команд за участие.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

''ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 7 ''ЖЕМЧУЖИНКА''

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ГОРОДСКОЙ ОКРУГ СИМФЕРОПОЛЬ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

295047 г. Симферополь ул. М.Донского 14, тел: (0652) 48-92-08  E-male: duu7-zhemchuzhinka@rambler.ru

Консультация для педагогов

«Школы молодого специалиста»

на тему: «Структура и содержание портфолио педагога»

                                                                                  Подготовила:

                                                                                  старший воспитатель

                                                                                  МБДОУ №7 «Жемчужинка»

                                                                                  г. Симферополя

                                                                                  Станичная Е.А.

г. Симферополь, 2021 г.

Задачи:

  1. Познакомить педагогов с технологией «портфолио»: определение, функции, классификация, планирование работы.
  2. Рассказать о наиболее часто встречающихся ошибках при создании портфолио, критериях оценивания, плане написания комментариев к портфолио.
  3. Учить формировать портфолио,  с целью более глубокого осознания и оценки результатов  своей  профессиональной  деятельности и прохождения аттестации.  

Материалы и оборудование: примеры портфолио аттестовавшихся педагогов: Асановой З.Ф., Ибраимовой Э.С., Дулама М., примеры портфолио молодых педагогов: Ивановой А.А, Йосыпив Е.Д., бумага, ручки, стулья по числу присутствующих.

Ход мероприятия:

Слайд 1

Структура и содержание портфолио педагога.

Слайд 2

В последнее время в педагогической литературе активно обсуждаются вопросы использования портфолио. Что же такое портфолио?

Историческая справка. «Портфолио» - досье, собрание достижений (согласно «Новейшему словарю иностранных слов и выражений») происхождение: от французских слов "porter" (излагать, формулировать) и "folio" (лист, страница).

Что представляет собой потрфолио? Портфолио - это набор материалов, демонстрирующих умение педагога решать задачи своей профессиональной деятельности, выбирать стратегию и тактику профессионального поведения и предназначенный для оценки уровня своего профессионализма. Портфолио - индивидуальная папка в которой фиксируются, накапливаются и оцениваются индивидуальные достижения за определенный период времени в разнообразных видах деятельности.

Слайд 3

Цели создания портфолио:

  • для прохождения очередной аттестации,
  • для устройства на работу,
  • для презентации на родительском собрании, в педагогическом сообществе,
  • для саморазвития, самообразования и повышения самооценки.

Слайд 4

Портфолио может быть:

По  принадлежности  (авторству) –  может быть:

  • портфолио  дошкольного учреждения;
  • портфолио  коллектива (педагогического, творческого, детского).
  • портфолио  педагога;
  • портфолио  дошкольника;
  • портфолио  семьи.  

Слайд 5

Роль портфолио:

  • систематизировать, проанализировать и обобщить результаты деятельности;
  • объективно оценить уровень мастерства;
  • определить направления развития.

Слайд 6

Типы  портфолио:

  •   Папка достижений.
  • Рефлексивное портфолио.
  • Проблемно-исследовательское.
  • Тематическое портфолио.
  • Портфолио-презентация.

Слайд 7

Рекомендации педагогам по работе с портфолио:

В портфолио может быть включено всё, что служит свидетельством усилий, достижений и прогресса в профессиональной деятельности данного педагога:

- рабочие материалы: видеофайлы с записями детских видов деятельности, конспекты НОД, сценарии, перспективное планирование;

- участие в методической работе ДОУ: семинары, «круглые столы», «мастер-классы»;

- опыт работы: реферат, исследовательская работа, проекты, тезисы докладов,  статей, программы  кружков;

- участие в городских МО: в конференциях, семинарах (тематика, уровень, форма участия, отзывы);

-  разработка авторских программ, ЭОР (название программ, пособий).

  • Портфолио   должено   отражать   субъективную   позицию   педагога    как  

профессионала, которая выражается в умении решать   профессиональные задачи, используя знания и умения, различные освоенные способы деятельности.

Слайд 8

Рекомендации педагогам по работе с портфолио:

  • Каждый отдельный материал должен датироваться.
  • В   портфолио   должны   быть   включены   материалы    за   определённый

промежуток (например, при аттестации – за время, прошедшее с момента прошлой аттестации - межаттестационный период).

  • Все  материалы,  которые  вошли  в  портфолио,  должны  найти  отражение

в  пояснительной  записке  и обосновать тот  факт, что именно эти  материалы

являются свидетельством профессионализма педагога.

Слайд 9

Требования к оформлению  портфолио:

  • Систематичность  и  регулярность самомониторинга  (сбор  и  наполнение

материалов в соответствии с разделами Портфолио осуществляет работник в течение всей своей деятельности);

  • аккуратность и эстетичность оформления;
  • целостность, тематическая завершенность представленных материалов;
  • собранные материалы датируются, разбиваются на разделы, полученные разделы озаглавливаются.

Слайд 10

Практическая значимость портфолио.

  • Аттестация.
  •  Лицензирование, аккредитация  ОУ.
  •  Систематизация  деятельности  педагога.
  •  Стимулирующий  фактор (надбавки  и поощрительные выплаты).
  •  Прохождение  конкурса.
  •  Устройство на работу на вакантную должность.

Слайд 11

Структура и содержание портфолио:

1. Общие сведения о педагоге:

  • Образование (копия диплома), стаж (трудовой, педагогический стаж, стаж работы в данном ДОУ), категория (квалификационная категория, дата и номер приказа о присвоении категории), повышение  квалификации, звания, награды.
  • Документы, дипломы (все документы должны быть заверены администрацией ДОУ).
  • Грамоты, благодарственные  письма (от администрации ДОУ, города).
  • Характеристика-представление (от заведующего ДОУ).

Слайд 12

Структура и содержание портфолио:

2. Результаты  педагогической  деятельности:

  • Итоги диагностики (за 3 года).
  • Участие  в конкурсах (копии грамот, дипломов педагога и полученных детьми).
  • Участие  в  олимпиадах (копии грамот, дипломов полученных детьми).

Слайд 13

Структура и содержание портфолио:

3. Научно-методическая деятельность:

  • Методическая проблема (тема самообразования).
  • Выступления, доклады (в ДОУ, на городских мероприятиях).
  • Открытые мероприятия.
  • Методическая копилка.

Слайд 14

Структура и содержание портфолио:

4. Рефлексивный блок:

  • Личный  план профессионального самообразования.
  • Отзывы  о  работе  педагога (родителей, администрации ДОУ, руководителя  городского МО).

Слайд 15

Диагностика  профессиональной деятельности  позволяет:  

Воспитателю:

  •  реально представить результаты своего труда;
  •  увидеть свои резервы;
  •  иметь стимул к непрерывному самосовершенствованию.

Администрации:

  • осуществлять непрерывную диагностику результатов труда педагога;
  • способствовать развитию профессиональной карьеры педагога;
  • развивать навыки рефлексивной деятельности педагогов;
  • поддерживать и стимулировать мотивацию педагогов к саморазвитию.

Слайд 16

Портфолио по своему оформлению может быть представлено:

- в печатном варианте (в виде папок, портфелей);

- в  электронном виде (электронное портфолио, созданное на различных электронных ресурсах, например:

  •  http://nsportal.ru/
  •  http : //blogger.com/
  •  http://4portfolio.ru/

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ '' ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 7 ''ЖЕМЧУЖИНКА'' МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ СИМФЕРОПОЛЬ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ 295047 г. Симферополь ул. М.Донского 14, тел: (0652) 48-92-08 E - male : duu 7- zhemchuzhinka @ rambler . ru Консультация для педагогов «Школы молодого специалиста» на тему: «Структура и содержание портфолио педагога» Подготовила: старший воспитатель МБДОУ №7 «Жемчужинка» г. Симферополя Станичная Е.А. г. Симферополь, 2021 г.

Слайд 2

Портфолио педагога - это набор материалов, демонстрирующий умение преподавателя решать задачи своей профессиональной деятельности, выбирать стратегию и тактику профессионального поведения и предназначенный для оценки уровня своего профессионализма. Что такое портфолио? Историческая справка. «Портфолио» - досье, собрание достижений (согласно «Новейшему словарю иностранных слов и выражений») происхождение: от французских слов "porter" (излагать, формулировать) и "folio" (лист, страница).

Слайд 3

Цели создания портфолио: для прохождения очередной аттестации, для устройства на работу, для презентации на родительском собрании, в педагогическом сообществе, для саморазвития, самообразования и повышения самооценки.

Слайд 4

Портфолио может быть: По принадлежности (авторству) – может быть: портфолио дошкольного учреждения ; портфолио коллектива (педагогического, творческого, детского); портфолио педагога ; портфолио дошкольника ; портфолио семьи.

Слайд 5

Роль портфолио: систематизировать, проанализировать и обобщить результаты деятельности; объективно оценить уровень мастерства; определить направления развития.

Слайд 6

Типы портфолио: Папка достижений. Рефлексивное портфолио. Проблемно-исследовательское. Тематическое портфолио. Портфолио-презентация.

Слайд 7

Рекомендации педагогам по работе с портфолио В портфолио может быть включено всё, что служит свидетельством усилий, достижений и прогресса в профессиональной деятельности данного педагога. Портфолио должен отражать субъективную позицию педагога как профессионала, которая выражается в умении решать профессиональные задачи, используя знания и умения, различные освоенные способы деятельности.

Слайд 8

Рекомендации педагогам по работе с портфолио Каждый отдельный материал должен датироваться. В портфолио должны быть включены материалы за определённый промежуток (например, при аттестации – за время, прошедшее с момента прошлой аттестации). Все материалы, которые вошли в портфолио, должны найти отражение в пояснительной записке и обосновать тот факт, что именно эти материалы являются свидетельством профессионализма педагога.

Слайд 9

Требования к оформлению портфолио: систематичность и регулярность самомониторинга (сбор и наполнение материалов в соответствии с разделами Портфолио осуществляет работник в течение всей своей деятельности.); аккуратность и эстетичность оформления; целостность, тематическая завершенность представленных материалов; собранные материалы датируются, разбиваются на разделы, полученные разделы озаглавливаются.

Слайд 10

Практическая значимость портфолио Аттестация. Лицензирование, аккредитация ОУ. Систематизация деятельности педагога. Стимулирующий фактор (надбавки и поощрительные выплаты). Прохождение конкурса. Устройство на работу на вакантную должность.

Слайд 11

Структура и содержание портфолио: 1. Общие сведения о педагоге : Образование, стаж, категория, повышение квалификации, звания, награды Документы, дипломы Грамоты, благодарственные письма Характеристика-представление

Слайд 12

Структура и содержание портфолио: 2. Результаты педагогической деятельности: Участие в конкурсах Участие в олимпиадах Итоги диагностики

Слайд 13

Структура и содержание портфолио: 3. Научно- методическая деятельность: Методическая проблема (тема самообразования) Выступления, доклады Открытые мероприятия Методическая копилка

Слайд 14

Структура и содержание портфолио: 4. Рефлексивный блок: Отзывы о работе педагога Личный план профессионального самообразования

Слайд 15

Диагностика профессиональной деятельности позволяет: Воспитателю: реально представить результаты своего труда; увидеть свои резервы; иметь стимул к непрерывному самосовершенствованию. Администрации: осуществлять непрерывную диагностику результатов труда педагога; способствовать развитию профессиональной карьеры педагога; развивать навыки рефлексивной деятельности педагогов; поддерживать и стимулировать мотивацию педагогов к саморазвитию.

Слайд 16

Портфолио по своему оформлению может быть представлено: - в печатном варианте (в виде папок, портфелей); - в электронном виде (электронное портфолио, созданное на различных электронных ресурсах, например: http://nsportal.ru/ http : //blogger.com/ http://4portfolio.ru/ Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

''ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 7 ''ЖЕМЧУЖИНКА''

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ГОРОДСКОЙ ОКРУГ СИМФЕРОПОЛЬ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

295047 г. Симферополь ул. М.Донского 14, тел: (0652) 48-92-08  E-male: duu7-zhemchuzhinka@rambler.ru

Консультация для воспитателей на тему:

«Что должен знать воспитатель о правилах дорожного движения?»

                                                                                 Подготовила:

                                                                                 старший воспитатель

                                                                                 МБДОУ №7 «Жемчужинка»

                                                                                 г. Симферополя

                                                                                 Станичная Е.А.

г. Симферополь, 2018 г.

     По данным статистики ежедневно на дорогах России:

-  погибает около 1,5 тысяч детей;

- получают ранения 24 тысячи.

Нередко причиной дорожно-транспортных происшествий являются сами дети.

Происходит это из-за элементарного незнания основ Правил дорожного движения и безучастного отношения взрослых к поведению детей.

Наиболее частыми видами нарушений детьми ПДД являются:

• Переход через проезжую часть вне установленных для перехода мест 35-40%;

• Неожиданный выход из-за движущихся или стоящих транспортных средств или других препятствий, мешающих обзору 25-30%;

• Неподчинение сигналам светофора 10-15%;

• Игры на проезжей части и ходьба по ней при наличии тротуара-5-10%.

Известно, что привычки, закреплённые в детстве, остаются на всю жизнь, поэтому одной из важных проблем в обеспечении безопасности дорожного движения является профилактика детского дорожного травматизма в дошкольных учреждениях (слайд 2).

Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется личность и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни.

При обучении детей правилам дорожного движения нужно учитывать возрастные психологические и физиологические особенности.

• Поле зрения ребенка гораздо уже, чем у взрослого.

• Реакция у ребёнка по сравнению со  взрослыми более замедленная.

• Маленький рост ребенка, «скрывающий» его от водителей.

• Малыши не в состоянии на бегу сразу же остановиться.

Чтобы со знанием дела вести воспитательную работу с детьми и родителями, обеспечить собственную безопасность, каждый воспитатель, прежде всего сам должен хорошо знать правила дорожного движения (слайд 3).

Вспомним некоторые из них:

1. Пешеходам разрешается ходить только по тротуарам, придерживаясь правой стороны.

2. Там, где нет тротуаров, нужно ходить по левому краю проезжей части, навстречу движению, чтобы видеть движущийся транспорт и вовремя отойти в сторону.

3. Пешеходы обязаны переходить улицу только шагом по пешеходным переходам, с обозначенными линиями или указателем «пешеходный переход», а на перекрёстках с необозначенными переходами – по линии тротуара.

4. Прежде чем сойти на проезжую часть при двустороннем движении, необходимо убедиться в полной безопасности.

5. Запрещается пересекать путь движущимся транспортным средствам, выходить из-за транспорта на проезжую часть.

6. В местах перехода, где  движение регулируется, пешеходы  должны переходить улицу только при зелёном сигнале светофора или разрешающем жесте регулировщика (когда он повернулся к нам боком).

7. В местах, где переходы не обозначены и где движение не регулируется, пешеходы должны во всех случаях пропускать приближающийся транспорт. Запрещается переходить улицу около кругового или крутого поворота.

8. Группы детей разрешается водить только по тротуару, не более чем в два ряда  (дети идут, взявшись за руки). Впереди и позади колонны должны находиться сопровождающие с красными флажками.

9. Перевозить детей разрешается только в автобусах, двери и окна которых должны быть закрыты. На лобовом стекле иметь опознавательный знак «Дети» (слайды 4-12).

Содержание воспитательной и образовательной работы по ПДД должно соответствовать возрастным требованиям.

С детьми 3-4 лет воспитатель ведёт работу по расширению представлений об окружающем, формированию ориентировки в пространстве. Он организует и постоянно направляет познавательную деятельность детей на предметы, явления и события, которые не только способствуют развитию представлений об окружающем, но и дают первоначальные элементарные знания правил дорожного движения.

Детей знакомят с дорогой, улицей, тротуаром, некоторыми видами транспорта, характерными для нашей местности, их названием.

Они узнают, что люди ездят в легковых автомобилях, автобусах (троллейбусах, трамваях). Грузы возят на грузовых машинах. Обращают внимание детей на части автомашины и грузовой машины. Детям дают первоначальные представления о правилах поведения на улице, в общественном транспорте, о сигналах светофора (слайд 13).

Представления, полученные детьми на занятиях, постепенно закрепляются и расширяются воспитателем при каждом удобном случае. Этому способствует развивающая среда группы, где обязательно представлен макет улицы с тротуаром, проезжей частью, светофором, должны быть в наличии рули, атрибуты к дидактическим и сюжетно-ролевым играм «Мы -пешеходы»«Собери машину»«Светофор».

Воспитатель подбирает книги, соответствующие данному возрасту, для чтения в детском саду и дома. Вашему вниманию предлагается примерный список литературы для чтения детям 3-4 лет.

Большое место в ознакомлении детей 4-го года жизни с некоторыми правилами дорожного движения отводится прогулкам. Дети наблюдают за движением транспорта и пешеходов, узнают, что пешеходы идут по тротуару, машины едут по дороге, учатся узнавать известные им по рисункам автомобили и их детали. В течение года прогулки периодически повторяются, с тем, чтобы закрепить имеющиеся у детей представления о правилах дорожного движения (слайд 14).

С детьми 4-5 лет воспитатель продолжает работу по формированию знаний об общественном транспорте, о назначении грузового транспорта.

Дети получают представления о таких понятиях, как: проезжая часть, тротуар, перекрёсток, пешеходный переход, островок безопасности.

Детей знакомят с дорожными знаками: сигнал запрещён, пункт медпомощи, пункт питания, автозаправочная станция, пешеходный переход.

Воспитатель рассказывает детям о назначении желтого сигнала светофора, объясняет  правила  перехода улицы пешеходом, закрепляет правила поведения в общественном транспорте.

Обогащению опыта детей, закреплению их представлений о транспорте способствуют наблюдения, которые проводятся на целевых прогулках (слайд 15).

Развивающая среда группы пополняется дополнительным материалом и оборудованием в соответствии с возрастными требованиями.

На макете появляется: перекрёсток, зебра, островок безопасности, необходимо наличие крупных и мелких дорожных знаков, картинок на классификацию видов транспорта.

Соответственно возрасту подбирается художественная литература (слайд 16).

В предшествующих группах дети знакомились с некоторыми правилами дорожного движения. В старшей группе представления детей уточняются и дополняются.

Детей знакомят с запрещающими и предписывающими знаками, с работой регулировщика, формируют умения свободно ориентироваться на дороге, закрепляют правила поведения в общественном транспорте (слайд 17).

Соответственно, на макете улицы появляются разные виды перекрёстков, запрещающие и предписывающие знаки.

Атрибуты к сюжетно-ролевым играм: жезл, фуражки, шапочки-машины.

Дидактические игры: «Умные знаки», «Какие бывают машины»«О чём говорит…»и т.д.

Как и в предыдущих группах, большое значение отводится чтению произведений художественной литературы (слайд 18).

Работу с детьми 6-7 лет по ознакомлению с правилами дорожного движения надо организовать так, чтобы знания, полученные на занятиях, экскурсиях и прогулках, стали прочными и могли быть с успехом применены будущими школьниками. Первокласснику приходится порой самостоятельно переходить улицу. К этому его надо подготавливать.

Прежде всего, в подготовительной к школе группе необходимо закреплять, расширять и углублять представления о правилах дорожного движения, полученные в других группах.

С этой целью с детьми 6-7 лет проводят наблюдения за движением транспорта, работой водителя, сигнализацией светофора. Расширяют знания детей о работе сотрудников ГИБДД, контролирующих движение на улице.

Продолжается знакомство с назначением дорожных знаков и их начертанием.

Детей подготовительной к школе группы знакомят с новыми для них правилами пешеходов и пассажиров:

- в местах, где есть подземные и надземные пешеходные переходы, пешеходы должны пользоваться только ими;

- прежде чем переходить дорогу, пешеход должен убедиться в полной безопасности. Запрещается пересекать путь приближающемуся транспорту;

- там, где движение регулируется, выходить на проезжую часть для перехода дороги можно только при зеленом сигнале светофора или при разрешающем жесте регулировщика;

- ожидать автобус, троллейбус следует на остановках;

- пешеходы  должны  быть внимательны к окружающим, взаимно вежливыми.

Развивающая среда подготовительной группы отличается многообразием книг по заданной тематике, дидактических игр, тематических альбомов.

Следует помнить, что одним из основных факторов успешного воспитания у детей навыков безопасного поведения на улице является пример родителей.

Поэтому воспитатели систематически ведут работу с родителями по ПДД. Форма работы может быть разнообразной.

Это: анкетирование, беседы, консультации, собрания, «Круглые столы», совместные с детьми праздники и мероприятия (слайд 19).

Помощь и рекомендации по организации работы по обучению детей ПДД вы найдёте в изданиях методической литературы по данной тематике, таких как:

1. Ф. С. Майорова «Изучаем дорожную азбуку».

2. Н. А. Извекова «Занятия по правилам дорожного движения».

3. В. Е. Рублях «Правила дорожного движения».

4. К. Ю. Белая «Формирование основ безопасности у дошкольников».

5. Т. Ф. Саулина «Три сигнала светофора».

6. Т. А. Шорыгина «Беседы о правилах дорожного движения с детьми 5-6 лет (слайд 20).

Только совместными усилиями педагогов и родителей можно достичь желаемых результатов, и тогда дети будут чувствовать себя на дороге в безопасности.



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

''ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 7 ''ЖЕМЧУЖИНКА''

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ГОРОДСКОЙ ОКРУГ СИМФЕРОПОЛЬ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

295047 г. Симферополь ул. М.Донского 14, тел: (0652) 48-92-08  E-male: duu7-zhemchuzhinka@rambler.ru

Консультация для педагогов на тему:

«Как учить дошкольника задавать вопросы»

                                                                                     Подготовила:

                                                                                       старший воспитатель

                                                                                     Станичная Е.А.

г. Симферополь, 2021 г.

                                                   Он взрослых изводил вопросом «Почему?»

                                                 Его прозвали «Маленький философ».

                                                 Но только он подрос, как начали ему

                                                 Преподносить ответы без вопросов.

                                                 И с этих пор он больше никому

                                                 Не задает вопросов «Почему?».

                                                                           Самуил Яковлевич Маршак

 

     Любознательность у детей - это норма, даже один из признаков одаренности, поэтому очень хорошо, когда ребенок задает вопросы, и тревожно, когда не задает.

         Более того, нужно похвалить за хороший вопрос, за желание узнать. Но еще лучше, если вы будете, с пониманием относясь к незнанию ребенка, побуждать его самостоятельно находить ответы на вопросы в словарях, справочниках, книгах.

        Каждый вопрос ребенка - это прекрасная возможность научить его самому находить ответ, пользоваться словарями и книгами, помочь ему полюбить сам процесс самостоятельного приобретения знаний и проведения маленьких исследовательских работ. Вопрос направляет мышление ребёнка на поиск ответа, таким образом, приобщая его к умственному труду. В наше время очень много детей не умеют задавать вопросы, из-за чего у них снижается потребность в познании, не расширяются активный и пассивный словари, не активизируется любознательность.

       Вторым возрастом вопросов называют период жизни ребенка от 2,6 до 6-7 лет. К концу этого периода наблюдается «пик любознательности», наибольшая численность вопросов в речи детей, после чего отмечается спад.

Каждому из нас хорошо знаком этот период детства, когда ребенок задает «сто тысяч почему». Но все ли вопросы «почему» следует рассматривать как вопросы, за которыми стоит интерес   к   причинному объяснению?

       Обращаясь к взрослому с вопросом, ребенок начинает ждать и настойчиво требовать ответа. Более того, он выражает свое несогласие, протестует, если предлагаемый ответ расходится с его собственным. Такие возражения ребенка взрослому являются первым признаком того, что ребенок начинает самостоятельно искать ответ на свой вопрос. Так появляются первые ростки превращения вопроса ребенка из необходимого средства  речевого общения, познания мира от окружающих взрослых  в

необходимое звено самостоятельного мышления.

        Внешний диалог ребенка со взрослым часто превращается во внутренний. Функции таких диалогов - восполнить пробелы в знаниях, согласовать их, понять, преодолеть обнаруженные противоречия, поэтому они не просто связаны с мышлением, а входят в мыслительный процесс, образуют его речевую форму.

Поэтому есть ряд причин, по которым необходимо задавать вопросы:

  • чтобы ребенок почувствовал свою значимость;
  • чтобы понять потребности и желания ребенка;
  • чтобы вовлечь ребенка в разговор;
  • чтобы узнать возможные возражения.                                              

       Умение ребенка поставить в проблемной ситуации вопрос, направленный на ее расчленение и исследование, является важнейшим показателем его исследовательских возможностей в целом.

       Рассматривая исследовательские возможности в форме вопросов старших дошкольников и их «спонтанную» любознательность, мы сталкиваемся с расхождением двух линий в развитии вопросов у детей:

1) развитие вопросов как необходимого звена диалога между ребенком и взрослым, ребенком и ребенком;

2) развитие вопросов как необходимого звена самостоятельного мышления.

       Исследованию проблемной ситуации с помощью вопросов ребенок обучается в процессе общения со взрослым в ходе совместной деятельности. Вспомним, как уже в раннем детстве мать стремится получать от ребенка ответы на всё более широкий круг вопросов, вовлекающий систему объектов с их всевозможными признаками и систему функциональной организации объектов. «Не жалейте времени на разговор с ребенком!» - часто говорят психологи в беседах с родителями. И это действительно так, только не всякий разговор приносит пользу ребенку. Например, поспешность в ответах на вопросы ребенка может подавлять его собственную активность, способствовать развитию лености мысли. В связи с этим возникают вопросы: как мы можем развить исследовательскую активность ребенка? Надо ли учить ребенка задавать вопросы?

        Поэтому, важно помнить, что ребенок готов ответить на Ваши вопросы, если соблюдены следующие принципы:

ВЫ задаете ребенку вопросы о нем самом;

ВЫ задаете понятные для ребенка вопросы;

ВЫ задаете вопросы, не содержащие готового ответа, т.е. не  навязываете своего мнения;

ВЫ строите свои вопросы на предыдущем ответе ребенка.

         Задавайте вопросы в нужном месте, в нужной форме и в нужное время. Не превращайте выяснение потребностей ребенка в его допрос. Желательно задавать не более двух.

       Также обратите внимание на то, насколько разносторонне ребенок исследует ситуацию. Если ребенок задает однотипные вопросы, спросите его о чем-либо, используя вопросы других типов (что? когда? как связано? влияет ли? может быть, это...? и т. п.). Это поможет ему преодолеть склонность к стереотипизации, глубже исследовать ситуацию. Полезно также уточнить смысл нечетких вопросов, помочь ребенку точнее сформулировать вопрос, найти более адекватную форму его выражения.

        Такие игры-занятия можно проводить как индивидуально, так и с группой детей,  используя для этого занятия по развитию речи. Немного фантазии и воображения, внимания, желания выслушать и понять ребенка не только доставят ему огромную радость, но и позволят подняться его познавательной активности на новую ступень.

       Что делать, чтобы Ваше объяснение было понятно для ребенка:

- разбивайте речь на смысловые блоки;

- в конце каждого такого блока делайте паузу или уточняйте все ли понятно ребенку;

- делайте ударения на ключевые слова;

- говорите чуть медленней, чем обычно;

- если необходимо проводите аналогию с повседневной жизнью или предыдущим опытом ребенка, для объяснения сложных понятий;

- проявляйте терпение, если вас перебивают, акцентируя внимание на ключевых моментах вашего рассказа.

       Нельзя смеяться над ребенком, задавшим слабый вопрос. Дети имеют право на ошибку. Научите детей уточнять ситуацию - это, как отмечалось, называется задать вопрос на понимание.

       Предложите ребенку составить списки вопросов для решения его ежедневных проблем.

Например:

Список «утренних» вопросов:

Взял ли я ключи, часы? Куда мне надо зайти? Что взять с собой? Непрерывно совершенствуйте этот список.

Составьте список «вечерних» вопросов:

Что мне надо сделать завтра? Что мне надо подготовить сегодня вечером, чтобы завтра утром ничего не забыть?

Список «дачных» вопросов.

Какие дела надо сделать на даче? Что взять с собой? Что купить? Когда

отходят «обратные» автобусы?

Игра «Интервью».

      Сначала познакомьте детей с новыми словами. Интервью - беседа,

предназначенная для передачи по радио, телевидению или в газете.

Репортер - тот, кто задает вопросы.

Респондент - тот, кто отвечает на вопросы.

     Сначала надо научить детей смело говорить в микрофон. Для этого попросите детей по очереди что-нибудь сказать в микрофон, хотя бы сосчитать до 10 прямым и обратным счетом. Затем между детьми распределяются роли. Обсуждаются возможные темы. Настраивается магнитофон.

      Репортеры начинают задавать вопросы. Потом беседу коллективно прослушивают и обсуждают.

Возможные темы: обсуждение похода в театр и просмотренной пьесы; обсуждение праздника, выставки рисунков, интересной книги, самого интересного события за неделю.

Варианты игры:

1) воспитатель интервьюирует ребят;

2) дети берут интервью у воспитателя.

Как отвечать на вопросы?

Сначала разберем, почему дети не отвечают на вопросы или отвечают плохо:

1. Не знают ответа и боятся это показать.

2. Знают, но боятся ошибиться; не знают, с чего начать ответ; долго думают, а взрослый этого не хочет - ни понимать, ни принимать.

3. Ребенку совершенно неинтересен вопрос.

Например, можно проводить беседы на такие темы.

- Чего ты больше всего хочешь?

- Кого (чего) ты больше всего боишься?

- Чему бы ты хотел научиться?

- Учат ли звери и птицы своих детей?

- Что тебе хотелось бы изобрести?

- Что такое зло?

       Отвечать желательно точно и кратко. Ребенку нужно объяснить, что если он не знает ответа, надо так и сказать: «Не знаю». Это тоже ответ.

Но лучше сказать: «Сейчас не знаю, но узнаю (или: подумаю) и отвечу».

      Воспитатель вместе с детьми определяют лучший вопрос и лучший ответ. Потом команды меняются ролями.

      Основной подход к обучению детей отвечать на вопросы заключается в

создании дружелюбной, раскованной обстановки, которая дает ребенку абсолютную уверенность, что над ним не будут смеяться. Как при сеансе мозгового штурма. Непринужденные беседы, с большим количеством

вопросов и ответов.