Главные вкладки
Кобзева Наталья Дмитриева
«Мы земляки по Царскому Селу…»
(историко-литературный очерк)
Царское Село - красивейший пригород Санкт- Петербурга, входящий в понятие «жемчужное ожерелье» пригородов. В 1937 году, в год столетия со дня гибели великого русского поэта А.Пушкина (1799-1837), Царское Село стало носить имя великого русского поэта. Государственный музей - заповедник «Царское Село» знаменит Лицеем, в котором учился А.Пушкин (1811-1817), великолепным Екатерининским дворцом с уникальной Янтарной комнатой, Александровским дворцом - «последним домом последнего императора» Николая II. Историко-литературный материал, который я предлагаю вашему вниманию - попытка рассказать о судьбе этого места с использованием возможностей, представляемых «Царскосельской антологией», выпущенной издательством Пушкинского Дома в 2016 году, составленной Б.Чулковым при участии А.Арьева, а также литературных произведений, повествующих о городе и его судьбе. Один из авторов антологии – это поэт, переводчик, фронтовик, родившийся в этом в городе - Всеволод Рождественский (1895-1977), перу которого принадлежат строки:
«Разве ты не можешь, Вдохновенье,
Легкокрылой бабочки крыло,
Хоть во сне, хоть на одно мгновенье
Возвратить мне Царское Село!»
Близки мне строки из его стихотворения «Все выше к свету по долине лилий», посвященного памяти А.Ахматовой:
«Здесь все друзья. Тропой кремнистой, узкой
Вы шли все выше, оставляя мглу.
Позвольте вас приветствовать по-русски.
Мы земляки по Царскому Селу!».
Материал может быть использован на уроках литературы, истории, краеведения, во внеклассной работе. Откройте для себя литературное Царское Село как город, где «столько лир повешено на ветки…».
«Петербург - единственная в мире столица, строившаяся одновременно с кольцом пригородов, которое было той оправой искусств, в которой город всегда был центром…сады и парки в окрестностях Петербурга должны были служить созданию образа «парадиза» от Охты до Ораниенбаума и Котлина»,- писал Д.Лихачев. Пригороды Петербурга принято сравнивать с жемчужным ожерельем, но как ни хорош жемчуг, в нем все жемчужины должны быть похожи друг на друга, чего нельзя сказать о «лица необщем выраженье» столицы фонтанов - Петергофа, романтической Гатчины и сентиментального, словно овеянного осенней грустью Павловска. Одно из самых ярких явлений среди пригородов Северной столицы - город, носящий имя великого русского поэта, город Пушкин, который по праву можно назвать «музеем под открытым небом», «городом музеев», у него, как у любимого ребенка, много имен. У ленинградки В. Инбер (1870-1972), нередко объяснявшейся этому городу в любви, есть строки:
«Мы слово «Пушкин» говорим,
Поэт ли, город ли, не знаем,
Душой мы с первым и вторым,
Мы их в одно соединяем.
И город наш, и человек-
Они для нас равны отныне,
Любовью слитые навек,
В едином образе России».
Идея возвращения городу Пушкину исторического названия несколько лет назад была выдвинута инициативной группой представителей творческой интеллигенции Петербурга. За имя «Царское Село» выступали Д. Гранин и А. Кушнер, дирекция Музея - заповедника «Царское Село», жители города, которые называют себя по - прежнему, «царскоселами». Возможность переименования вновь обсуждалась в связи с 300 - летним юбилеем города, но многие отнеслось проекту возвращения исторического имени, как к посягательству на память великого поэта. Известный литературный критик, царскосел А. Арьев считает, что историческое название даст городу другой масштаб и другую прелесть. Поэт - царскосел Д.Кленовский (1892-1976) высказал отношение к этому вопросу:
«С каждым изменением названия
Что-то милое идет на слом.
Город Пушкин у меня в сознании
Царским не становится Селом.
Петроград с его тяжелой тризною
Петербургу нашему не брат
И уже совсем зловещим призраком
Нынешний маячит Ленинград».
Зато железнодорожная станция Октябрьской железной дороги «Детское Село», расположенная в городе Пушкине, переименована в «Царское Село». Соответствующее постановление подписал премьер - министр России Д.Медведев. Станции вернули историческое название, которое она носила до революции, смена названия произошла в соответствии с ФЗ «О наименованиях географических объектов». Главная железнодорожная станция города Пушкина, в обиходе именуемая «Вокзалом», была открыта в 1838 году в составе Царскосельской железной дороги - первой железной дороги в России, поезда по которой отправились впервые в 1837 году. После революции город и станцию переименовали в Детское Село. К столетнему юбилею гибели А.Пушкина (1799-1837), по предложению А.Толстого, городу присвоили имя поэта, а вокзал так сохранил послереволюционное название. Администрация и жители города Пушкина указывали, что название станции дезориентирует туристов: они слышали, подъезжая к городу название «Детское Село», не понимая, что состав прибыл в город Пушкин. В сборнике стихов Е. Рывиной (1910 - 1985), бережно хранившей воспоминания о детстве, прошедшем в Лямином переулке города Пушкина, читаем:
«В вечер зимний,
В полдень душный,
Если сердцу тяжело,-
Город Пушкин,
Город Пушкин,
Раньше - Царское Село».
Но давайте разбираться по порядку: в картографических источниках XVIII века местность, в которой находится город, упоминается как дворцовая Саарская мыза. В основе названия финские топонимы «saari» -это «остров» и «moisio» - мыза, что означает: «отдельно стоящая усадьба с хозяйством, поместье». Наиболее точный перевод названия: «возвышенное место среди окружающих низменных равнин», или «мыза на возвышенном месте». Шла Северная война (1700 -1721) и в 1702 году через Сарицхофф, в направлении Дудергофскоого погоста, бежали отступавшие шведы, преследуемые русскими войсками под предводительством сподвижников Петра I (1682-1725) князя Б.Шереметьева (1652-1719) и П.Апраксина (1659-1728), освобождавших край от владычества иноземцев. В поэме «Полтава» А. Пушкин (1799-1837) перечислит тех, кто сопровождал царя в битвах со шведами: «и Шереметев благородный, и Брюс, и Боур, и Репнин, и счастья баловень безродный Полудержавный властелин». В 1703 года Саарская мыза была подарена Петром I генерал - губернатору Ингерманландии, территорию которой занимает сегодня Ленинградская область, А.Меншикову (1673-1729). Он владел усадьбой до 1710 года, а 24 июня 1710 года Петр I передарил Саарскую мызу вместе с сорока тремя приписанными деревнями и угодьями Марте Скавронской, ставшей в 1712 году его женой под именем Екатерины I (1725-1727). Если верить фольклору, загородный дом в этом месте предназначался в подарок любимому супругу в ответ на преподнесенный Петром I Екатерине Алексеевне загородный дворец в Екатерингофе. С дворцом связана сентиментальная легенда, записанная Штелиным. Вот какой полулегендарный рассказ приводит искусствовед И.Грабарь: «Угождение, какое сделал государь императрице, построив для нее Катерингоф, подало ей повод соответствовать ему взаимным угождением. Достойная и благодарная супруга сия хотела сделать ему неожиданное удовольствие и построить недалеко от Петербурга другой дворец. Она выбрала для сего высокое и весьма приятное место, в 25 верстах от столицы к югу, откуда можно было видеть Петербург со всеми окрестностями оного. Прежде была там одна небольшая деревенька, принадлежавшая ингерманландской дворянке Сарре и называвшаяся по ее имени Сариной мызою. Императрица приказала заложить там каменный увеселительный замок со всеми принадлежностями и садом. Сие строение производимо было столь тайно, что государь совсем о нем не ведал. Во время двухлетнего его отсутствия работали над оным с таким прилежанием и поспешностью, что в третий год все было совершенно отделано. Императрица предложила, будто бы своему супругу по его приезде совершить прогулку в окрестностях города, обещая ему показать красивейшее место для постройки дворца, и привела его к возведенному уже дому со словами: «Вот то место, о котором я Вашему Величеству сказывала, и вот дом, который я построила для моего государя". Государь бросился обнимать ее и целовать ее руки. „Никогда Катенька моя меня не обманывала», - сказал он».
Официальной датой основания города считают 24 июня 1710 года, но первый дворец для Екатерины I - «каменные палаты о шестнадцати светлицах», был построен в 1724 году на месте уцелевшей от военных действий усадьбы шведского хозяина поместья. Летом 1718 года были начаты работы: заложены каменные палаты в два этажа, длинною в пятнадцать, шириною в девять сажен. Сегодня «Срединный дом» занимает центральную часть современного дворцового здания. Проектировал каменные палаты представитель петровского барокко, немецкий архитектор И. Браунштейн, до этого работавший в Петергофе. Было построено двухэтажное здание с рустованными углами, из неотесанного камня, окрашенное суриком, а шестнадцать окон были заключены в скромные наличники, крыша покрыта гонтом - клиновидными деревянными дощечками. Небольшие двухэтажные каменные палаты Екатерины I стали основой современного 325-метрового Большого дворца.
В 1725 году мыза стала называться Царским Селом, а в 1728 году имение перешло к цесаревне Елизавете Петровне (1709 - 1761). До ее восшествия на престол в 1741 году единственной значительной постройкой в Царском Селе была Знаменская церковь, созданная в 1734 году архитекторами М. Земцовым (1688-1743) и его помощником И.Бланком (1728-1793). «Для пользы всенародной», - так объяснял смысл своего подвижнического труда Земцов. Восемнадцатый век в истории Петербурга богат творениями русских и европейских архитекторов, но имя М. Земцова выделяется грандиозным размахом деятельности, сочетанием таланта художника и строителя с редким трудолюбием и высокими нравственными качествами. Земцов был первым русским архитектором Петербурга, официально удостоенным этого звания. В 1743 году, по распоряжению императрицы, архитектор М. Земцов (1688-1743) разработал проект нового Большого дворца, но он остался неисполненным из-за смерти автора. В том же году был утвержден новый вариант проекта дворца, созданный молодым "архитекторским помощником" А. Квасовым (до 1720?-1777). По его замыслу дворец имел "против прежнего небольшое излишество", был обширнее и богаче по отделке. Перестройка Большого дворца по этому проекту началась в 1744 году и продолжалась до 1748 года. В 1745 году в Царское село приехал русский архитектор С. Чевакинский (1713?-1783?). Задачу архитекторов осложнило распоряжение Елизаветы Петровны сохранить «Срединный дом», делая к нему пристройки. Дворец, созданный по проекту А. Квасова и С.Чевакинского (1713?-1783?), состоял из трех корпусов, церкви и Оранжерейного зала, соединенных между собой галереями.
Восшествие в 1741 году на престол дочери Петра I Елизаветы Петровны, вызвало подъем русского национального сознания. В искусстве, особенно в архитектуре, утвердился приподнято - торжественный и монументальный стиль «русского барокко», вершиной развития которого в России стал Царскосельский дворцово - парковый ансамбль. После восшествия на престол императрицы Елизаветы Петровны, Царское Село стало официальной летней резиденцией Российских монархов, сменив Петергоф. В 1748 году строительство возглавил Ф.-Б. Растрелли (1700 - 1771), который сознавал, что дворцы создаются «для единой славы Всероссийской». В 1752 - 1756 годах он перестроил Большой дворец, сохранив основные принципы первоначальной планировки всего ансамбля в целом, создал блестящую загородную резиденцию. О впечатлении, производимом дворцом на современников, можно судить по преданию, записанному Павлом Свиньиным: «Когда императрица Елизавета приехала со своим двором и иностранными министрами осмотреть оконченный дворец, то всякий, пораженный великолепием его, спешил изъявить государыне свое удивление. Один французский посол, маркиз де Шетарди не говорил ни слова. Императрица, заметив его молчание, хотела знать причину его равнодушия и получила в ответ, что он точно не находит здесь самой главной вещи - футляра на сию драгоценность». Местность вокруг кардинально меняется, когда на престол вступает «искра Петрова» императрица Елизавета Петровна. «Постепенно, в несколько лет, – пишет Г.Успенский, – из скромного Петровского дворца Елизавета Петровна создала целый фантастически-роскошный мир, соперничающий с Версалем». В годы её правления Царское Село переживает наивысший расцвет и превращается в большой дворцово-парковый комплекс в стиле «русского барокко». В это время расширяется Большой (Екатерининский) дворец, увеличенный пристройками Агатовых комнат и Камероновой галереи, возводится павильон Эрмитаж, надстраивается Церковный корпус, строится Новый (Александровский) дворец. Дворцы и садовые памятники постройки окружаются тремя роскошными парками, занимающими площадь в шестьсот гектаров. Поразителен контраст скромных расходов цесаревны на любимую свою вотчину в эти долгие и трудные годы с теми сказочными тратами, которые она допускала, став императрицей. Во время ее царствования «в несколько лет из скромного петровского дворца создается весь фантастический и роскошный мир «золотых дворцов», который может соперничать с Версалем. Простота и скромность архитектуры петровского времени не удовлетворяла императрицу Елизавету Петровну, желавшую видеть здесь роскошную, поистине царскую резиденцию. Украшением Большого дворца стал лепной убор барочных фасадов, богатство и пластическая насыщенность «золотой анфилады» мастера «елизаветинского барокко» Ф.-Б. Растрелли (1700 - 1771), драгоценное убранство Янтарного кабинета, который называют «восьмым чудом света». В стихотворении «Строители» В.Рождественский (1895-1977) посвятил гению Ф.-Б.Растрелли строки:
«Он, русский сердцем, родом итальянец,
Плетя свои гирлянды и венцы,
В морозных зорях видел роз румянец
И на снегу выращивал дворцы.
Он верил, что их пышное цветенье
Убережет российская зима.
Они росли - чудесное сплетенье
Живой мечты и трезвого ума».
Большой вклад в создание Царскосельского ансамбля Елизавета Петровна сделала, когда решила перенести сюда подарок прусского короля Петру I – знаменитый Янтарный кабинет, что стало апофеозом имперских амбиций. Растрелли усовершенствовал творение прусских мастеров, здесь появились зеркала, мозаики из яшмы и агата, золочёная резьба. Увидев это удивительное творение, французский поэт - романтик Теофиль Готье написал: "Глаз, непривычный видеть янтарь в таком количестве, захвачен и ослеплен богатством и теплотой тонов, которые пробегают всю гамму желтого, от пылающего топаза до светло - лимонного: золото резьбы кажется тусклым и фальшивым на фоне янтаря, особенно тогда, когда солнце освещает стены и проникает своими лучами в прозрачные прожилки янтаря".
У В. Клементьева, нашего современника, есть стихи, посвященные «восьмому чуду света», которые я привожу в сокращенном варианте:
«Янтарная комната - время империй,
Высоких побед, совершенства, стремлений...
Воздвигнута ярким искусством творца -
Для царских особ к приближенью двора.
…………………………………………………………………
Резьба золочёная, яшма, агат,
Мозаикой стиля создали парад.
И свечи, как люстры в прозрачный хрусталь,
Опять зажигают природный янтарь.
Вальс камни поют, и восходит звучанье,
На миг прерывается нота молчанья,
Шедевр ожил первобытным огнём,
И слёзы скользят по панно… янтарём!»
Великая княгиня Екатерина Алексеевна, будущая императрица Екатерина II (1762-1796), наблюдая, как Елизавета Петровна перестраивает Большой дворец, сравнила эту работу с «тканью Пенелопы»: «Завтра ломали то, что сделано было сегодня. Шесть раз дворец был разрушен до основания и вновь отстроен». Результат деятельности поистине поражает, особенно интересен рассказ о том, как Елизавета Петровна в присутствии иностранных министров, приезжала осматривать только что построенный дворец. Все спутники императрицы выражали восторг, кроме французского посла, который хранил молчание, что задело самолюбие императрицы, она решила поинтересоваться: в чем причина такого поведения. Ответ посла не просто польстил императрице, а буквально поразил ее. Посол сравнил дворец с прекрасной драгоценностью и сказал, что он не видит здесь важной детали: «футляра на сию драгоценность».
В XVIII веке селение упоминается как Саарское село, с этим названием оно встречается в произведениях М.Ломоносова (1711-1765), Г. Державина (1743-1816), А. Пушкина (1799 -1837). Воспевалось в поэзии Царское Село за величие царственного замысла, как «чудо света», подобное Петергофу, Ораниенбауму, или новой столице - Санкт - Петербургу. Трудно найти человека, который не помнит строки оды М.Ломоносова из школьного курса литературы:
«Как если зданием прекрасным
Умножить должно звёзд число,
Созвездием являться ясным
Достойно Царское Село».
Привести стихотворные строки о Царском Селе столь же блестящие сложно, но И.Анненский (1855-1909), отбиравший подписи на памятник работы скульптора Р.Баха (1859-1933), не усомнился в том, какие пушкинские строки должны быть начертаны на постаменте царскосельского памятника «Пушкину - лицеисту»:
«Куда бы нас ни бросила судьбина,
И счастие куда б ни повело,
Все те же мы: нам целый мир чужбина;
Отечество нам Царское Село».
Воспевая в оде Царскосельскую резиденцию времён Елизаветы Петровны, М. Ломоносов первым сравнил её с Эдемом - райским садом, пленяющим своим цветением и божественной красотой:
«Мои источники венчает
Эдемской равна красота,
Где сад богиня насаждает,
Прохладны возлюбив места;
Поля, где небу подражают,
Себя цветами испещряют.
Не токмо нежная весна,
Но осень тамо юность года;
Всегда роскошествует природа,
Искусством рук побуждена».
У поэта Ю.Алексеева (1947-2015), музейщика, жителя города Пушкина, есть ироничные строки:
«Мы едем в Царское Село,
В его тенистые аллеи,
В которых все равно светло,-
И это отблеск прежних лет.
Колье, лорнетов, эполет...
И зеленеет юный сад
И по паркету анфилад
Плывет, как праздничный фрегат
Веселая Елисавет»
«Веселый век Елизаветы, одетый в золото и шелк» закончился, новая владелица Царского Села Екатерина II (1762-1796), не принявшая «варварское барокко», увлеченная классицизмом, повелевает создать у себя в резиденции «греко - римскую рапсодию». В Россию приглашен никому не известный шотландский мастер Ч. Камерон (1743-1812), ставший основоположником классицизма в России. Как могло случиться, что молодой архитектор, человек с талантом и амбициями, почти невостребованный в Англии, оказался допущен к прямому общению с могущественной Екатериной Великой - «северной Семирамидой» и завален заказами? Получив безграничные возможности для воплощения своих грандиозных замыслов, он отличался стремительностью работы, восхищавшей императрицу, которая писала о нем: «Это голова, и голова, воспламеняющая воображение». Сама Екатерина II, обладая такой же «воспламеняющейся головой», сумела оценить его талант. Замыслы Ч.Камерона изливались неиссякаемым потоком, завораживая императрицу, она называла его «великим рисовальщиком» и даже признавалась, что «увлечена мистером Камероном». Екатерина II вдохновенно экспериментировала вместе с ним, создавая исключительные по изяществу и роскоши классические постройки и интерьеры. Тридцатишестилетний архитектор возводит уникальные постройки: Агатовые комнаты, Термы, копировавшие вкусы римлян; Висячий сад и Галерею, носящую сегодня имя Камерона. При строительстве использовался грубый камень, чтобы создать иллюзию древности. Наиболее любопытными в его исполнении были Термы, повторяющие «античный дом» с бассейном, теплой ванной и баней. В стихотворении поэта В.Василенко «Царское Село» читаем:
«Взор ослепляют термы Камерона,
и статуи прекрасны и горды.
Струя неиссякающей воды
Сверкает перед девой обнаженной.
Жилище муз, воспетое не раз!
Сады живые русского Версаля!
Вы для меня роднее, ближе стали;
в уединенье думаю о вас,
о сумерках, сходящих на долины
к дряхлеющим дворцам Екатерины».
Период правления Екатерины II (1762-1786) называют «золотым веком» Царского Села: искусно организованные водные партеры, продуманно спланированные парки «в английском вкусе», дополнили пейзажи Царскосельской резиденции. К созданию этого великолепия приложили умение, сердце и талант, выдающиеся художники и зодчие. При Екатерине II Царское Село превращается в загородную императорскую резиденцию. Вместо «Деревни царя», как называли его при Петре I, Царское стали называть «Дворцовым городом», «Петербургом в миниатюре», или «Русским Версалем». Рядом с Царским Селом императрица решила построить новый уездный город Софию – «город военных», устроив там, как она говорила, «Русский Версаль». Теперь это один из районов города Пушкина – София, и снова – это город военных, где получили современные квартиры офицеры Российской армии.
Поэт XVIII века И.Богданович (1743-1803), воспевал Царское Село, где создавалась «каменная летопись» славы России, увековечены воинские победы «екатерининских орлов». Парки Царского Села с воинскими монументами и храмами, колоннами и триумфальными арками должны остаться в веках, как воплощение «просвещенного века» Екатерины Великой. В «Стихах к музам на Царское Село» поэт уподобляет Царское Села памятнику истории, вид которого должен рождать воспоминания о славном прошлом страны:
«Екатерине там послушны элементы
Порядок естества стремятся превзойти:
Там новые водам открылися пути,
И славных росских дел явились монументы.
В их славу древность там
Себе воздвигла храм. И пишет бытия времён неисчислимых,
Какие видел свет,
В теченье наших лет».
В поэзии Г. Державина (1743-1816) оживает блестящая феерия екатерининской эпохи. Век Екатерины Великой - отражение века французского короля Людовика XIV, но наряду с заимствованием и подражанием, он сохраняет черты национального характера. Царствование «философа на троне», как называл императрицу М.А. Вольтер – это период расцвета литературы и архитектуры, роскошный двор величавой «царственной жены», громкие победы «екатерининских орлов» - сподвижников Екатерины. На вопрос: кто ты? - Державин, назначенный на должность личного статс - секретаря императрицы, имел право ответить: «Что в имени тебе моем: я - певец Фелицы». Державин получил известность как автор «Оды к Фелице», напечатанной в 1783 году, которая принесла ему литературный успех. В оде создан опоэтизированный образ деятельной, умной и простой правительницы, под которой подразумевалась Екатерина II. Под именем Фелицы, производным от латинского слова «felicitas» - «счастье», заимствованным из написанной Екатериной II для внука Александра «Сказки о царевиче Хлоре», пустившегося в путешествие в поисках «розы без шипов», выступает императрица. Екатерина II сумела создать вокруг своего имени ореол «просвещенной Матери Отечества» и Державин верил в это. Идеи французских просветителей и буржуазной революции, под знаком которой прошел весь XVIII век, которыми были захвачены передовые люди как в Европе, заставляли самодержавие приспосабливаться к особенностям времени. Познакомившись с одой, императрица послала автору золотую, осыпанную бриллиантами табакерку с пятьюстами червонцами. А в стихотворении «Видение мурзы» поэт упоминает «терема янтарные» и «сребро - розовые светлицы», имея в виду комнаты Большого Царскосельского дворца: Янтарный кабинет, над отделкой которого работал Ф. Растрелли и Серебряный кабинет, выполненный в 1780 годах под руководством Ч. Камерона. Сохранилось высказывание первого петербургского историка, очевидца строительства Большого дворца А. И. Богданова: «Сей дворец в совершенство приведен красотою и великолепием в несказанную славу всему свету, так что ни во всей Европе подобного ему найтися не может, который, кроме превосходной своей архитектуры и всех орденов ее употребления, оный дворец весь, как снаружи, так и внутри весь червонным золотом обложенный и живописью исторической украшенный и прочим уборами снабженный, едва такого строения богатого в целом свете сыщется подобное ему, так что всех иностранных народов смотрителей в великое удивление приводит…». Питерский поэт А.Кушнер описал воздействие на современного зрителя 325 - метрового фасада Большого дворца:
«Екатерининский дворец.
Не умещается во взгляде.
В лучах один его конец.
Другой – во мраке и прохладе».
В Царском Селе по распоряжению Екатерины II возведена галерея, устроенная шотландцем Ч.Камероном (1743-1812), на которую ведет широкая каменная лестница, украшенная скульптурными изображениями богов Геркулеса и Флоры и статуями античных философов. Среди «мраморных кумиров» императрица велела расположить бюст М.Ломоносова. Мечтал иметь со временем право занять тут место и Державин, только как «певец Екатерины…»: «Ты - славою, твоим я эхом буду жить». В 1797 году, уже после смерти Екатерины II, Державин в стихотворении «Развалины» воссоздал выразительную картину Царского Села екатерининского времени:
«Великолепный храм стоял:
Столпы, подзоры, пирамиды,
И купол золотом сиял.
Здесь был театр, а тут качели,
Тут азиатских домик нет;
Тут на Парнасе музы пели».
В 1808 году Сарское село и расположенный рядом «город военных» - София, официально объединяются в единый город - Царское Село. Город был летней был резиденцией Императорского двора и его название вскоре стало звучать как «Царское Село». После Октября 1917 года название становится неприемлемым, город некоторое время называется Солдатское Село, но уже в 1918 году его переименовывают в Детское Село, поскольку комплекс дворцовых сооружений стал использоваться для отдыха детей.
Поэт и переводчик И.Михайлов (1913-1995), современник описываемых событий, оставил нам, своим читателям, «Воспоминание в Детском Селе»:
«Мне снилось Детское Село,
Где наше детство расцвело,
Где мы смешной плели узор
Из первых ласк и первых ссор»
После убийства М.Урицкого (1873-1918) некоторое время город назывался Детское Село имени товарища Урицкого. В связи со столетием со дня смерти А.Пушкина (1799 - 1837) Постановлением ЦИК СССР 9 февраля 1937 года город был переименован и стал носить имя великого русского поэта - город Пушкин. В середине 1820-х годов Пушкин познакомился с поэтом В.А. Жуковским, который в то время подолгу жил в Царском Селе. Поэт высоко оценил необыкновенное дарование юноши, он назвал Пушкина «надеждой нашей словесности» и в 1815 году написал П.Вяземскому: «Нам всем надо соединиться, чтобы помочь вырасти этому будущему гиганту, который всех нас перерастёт». Слова эти поистине стали пророческими, а город останется одним из главных в судьбе поэта и о нем Пушкин напишет:
«В те дни, когда в садах Лицея
Я безмятежно расцветал,
Читал охотно Апулея
А Цицерона не читал,
В те дни в таинственных долинах,
Весной при юшках лебединых,
Близ вод, сиявших в тишине,
Являться муза стала мне».
Литературовед и искусствовед, поэт и график Эрих Голлербах (1895-1942), автор антологии «Город Муз. Царское Село в поэзии» создал цикл «Царскосельские стихи», проникнутые тоской по дому своего детства, в котором до него жил директор Лицея Е.Энгельгардт (1775-1862), а «в оны дни бывали Пушкин, Пущин». Любовь к городу, где «Пушкина родилось вдохновенье и выросло в певучей тишине», где «сам себе мятежностью наскучив, медлительно прогуливался Тютчев», где «Анненский созвучия бросал вслед облакам и кликам лебединым» и мечтала «задумчивая Анна и с ней поэт изысканный и странный», ее супруг Н.Гумилёв. В стихотворении, посвященном О.Мандельштаму, у Голлербаха есть щемящие строки:
«Воспоминание светло:
Не смыть вовек струе летейской
Названье «Царское Село»
И надпись на стене лицейской»
Составитель антологии «Город муз» Э Голлербах писал: «Цари и царицы сделали Царское Село великолепным, А.С. Пушкин сделал этот город священным».
Город Пушкин - это «музей под открытым небом» и город музеев, которому присущи «вкус и мера Царского Села». В летней резиденции нескольких поколений династии Романовых, работали ведущие российские архитекторы, оставив неповторимый след в застройке города, хотя, в значительной степени, их действия определяли пожелания владельцев резиденции. На протяжении столетий создано то, что именуется Царскосельским архитектурным ансамблем, который заслуженно считается одной из вершин архитектурного и строительного дела России XVIII - XX веков. Стихотворение «Город Пушкин» царскосела В. Рождественского (1895-1977) начинается строками:
«Нет, не мог он остаться в былом!
Неподвластный обычным законам,
Бывший некогда Царским Селом,
Стал он царственных муз пантеоном».
Стилевое единство города, застроенного во вкусах европейской архитектуры XVIII - XIX столетий, является той его характерной особенностью, которая создает его своеобразие и уникальность. «Здесь не Темник, не Шуя - город парков и зал», - так писала о Царском Селе А.Ахматова (1889-1966), называвшая этот город «полу - Версалем». Городские постройки регулярного, «прямолинейного» города, не уступают дворцово - парковому ансамблю. Город, по образному определению Е.Ушаковой - это «город, прилепившийся к дворцам». Он завораживает геометрической строгостью улиц, напоминающих аллеи регулярного сада, а улицы города - настоящая «энциклопедия архитектурных стилей» его. Но не только поэтому его называют «музеем под открытым небом».
Леонтьевскую улицу открывает дом «Колумба Российской истории» Н.Карамзина, автора «Истории Государства Российского», выходящий одним из фасадов в сторону Екатерининского парка. К нему после занятий в Лицее прибегал А.Пушкин и здесь он встречался с В. Жуковским, А. Тургеневым, П. Вяземским, П. Чаадаевым. Позднее в доме Карамзина неоднократно бывал М.Лермонтов, служивший тогда в уездном городе Софии, ставшим сегодня одним из районов города Пушкина. Сюда перед поездкой в Персию приезжал попрощаться писатель и дипломат А.Грибоедов. Царское Село - «город Муз». Хрестоматийны строки А. Ахматовой: «Здесь столько лир повешено на ветки». Навсегда связано с Царским Селом имя А. Пушкина, запечатленное в известных всему миру царскосельских памятниках и названиях улиц. Список выдающихся творцов, причастных к этому месту, огромен: здесь служил М. Лермонтов, а позже и С.Есенин, жил Ф.Тютчев, творили В. Жуковский, А. Толстой, Т. Гнедич. Здесь встретились и полюбили друг друга А.Ахматова и Н.Гумилев. А поэт, переводчик и ученый-лингвист И.Анненский более десяти лет был директором Николаевской Императорской мужской гимназии. Интересно, что к началу двадцатого века сложилось и широко использовалось такое понятие, как «царскосёл», которое обозначало утонченного и восприимчивого к красоте, сдержанного и учтивого, с изысканным лоском интеллигента, воспитанного Царским Селом.
Перу известного русского поэта и переводчика В.Рождественский (1895-1977), родившегося на рубеже веков, трагическом и бурном, принадлежат строки:
«Если колкой вьюгой, ветром встречным
Дрогнувшую память обожгло,
Хоть во сне, хоть мальчиком беспечным
Возврати мне Царское Село!
Разве ты не можешь, Вдохновенье,
Легкокрылой бабочки крыло,
Хоть во сне, хоть на одно мгновенье
Возвратить мне Царское Село!”
Образ города и царскосельских парков «говорящих стихами», не только вдохновляющих, но и рождающих поэтов, останется неизменным и в поэзии XX века. Удивительно тонкий человек, талантливый поэт, прошедший испытание дорогами войны, В.Рождественский – человек, для которого этот город – источник вдохновения, настоящий «Кастальский ключ»:
«Здесь сандалии муз оставляют следы
Для перстов недостойного сына,
Здесь навеки меня отразили пруды,
И горчит на морозе рябина –
Оттого, что я выпил когда-то воды
Из разбитого девой кувшина…».
Близки мне строки из его стихотворения «Все выше к свету по долине лилий», посвященного памяти А.Ахматовой:
«Здесь все друзья. Тропой кремнистой, узкой
Вы шли все выше, оставляя мглу.
Позвольте вас приветствовать по-русски.
Мы земляки по Царскому Селу!».
Попробуйте откликнуться на призыв барда А. Городницкого, позволившего назвать себя «односельчанином Пушкина по Царскому Селу»:
«Давай поедем в Царское Село,
Где птичьих новоселий переклички.
Нам в прошлое попасть не тяжело, -
Всего лишь полчаса на электричке.
Там статуи, почувствовав тепло,
Очнулись вновь в любовном давнем бреде.
Давай поедем в Царское Село,
Давай поедем!
Некрашенные за зиму дворцы,
Нестриженные на зиму деревья.
Какие мы с тобою молодцы,
Что бросили ненужные кочевья!
В каком краю тебе бы ни везло,
Без детства своего ты всюду беден.
Давай поедем в Царское Село,
Давай поедем!».
Литература:
1.Архитекторы Царского Села: от Растрелли до Данини./ Авторы статей: Л. В. Бардовская, И. К. Ботт. СПб., 2010.
2.Памятники архитектуры пригородов Ленинграда. Л., 1983.
3.Павловский АИ. Всеволод Рождественский / Всеволод Рождественский. Стихотворения. Л., 1985.
4.Петров А. Н. Пушкин. Дворцы и парки. Л.-М., 1964.
5.Раскин А. Г. Архитектурное созвездие Царское село. М., 2010.
6.Семенова Г.В. Царское Село: знакомое и незнакомое. М.; СПб., 2010.
7. Шварц В. Пригороды Ленинграда. — Л.; М.: Искусство, 1967. — С. 123-189. — 320 с. — 50 000 экз.
8.Царское Село в поэзии 1750-2000. Антология. 122 поэта о городе муз. СПб.: Фонд русской поэзии, 2000. С. 182-189
9.Царскосельская антология. СПб: Издательство Пушкинского Дома. Издательство Вита Нова,, 1016.
Ресурсы Интернета:
http://magazines.russ.ru/nj/2013/273/17m.htmlВасилий Молодяков «Вкус и мера Царского Села»: поэт Эрих Голлербах.