Исследовательские и творческие работы учащихся
Исследовательские и творческие работы учащихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Влияние внешних факторов на рост | 110 КБ |
Предварительный просмотр:
Введение
Актуальность. Значение растений в природе очень велико. Зеленые растения выделяют кислород, необходимый для дыхания всех живых организмов. Растения образуют питательные вещества, необходимые для питания всего живого на планете. Все живые организмы зависят от роста и развития растений, потому, что травоядные животные поедают растения, а хищные, питаясь травоядными, получают таким образом переработанную ими пищу. Человек так же питается и растительной, и животной пищей, но животная пища не может быть получена без растений. Если погибнут зеленые растения, погибнут от голода животные и люди.
Растения используются в жизни человека не только как источник питания, но и как сырье для разных отраслей промышленности, например, пищевой, текстильной, бумажной, химической и другой.
Так как значение растений очень важно для жизни всего живого на планете, поэтому очень важно, чтобы урожай культурных растений были стабильно высокими. В связи с этим весьма актуальным является вопрос изучения, как влияют внешние факторы природной среды на рост и развитие растений.
Цель: изучение влияния факторов природной среды на рост и развитие культурных растений для разработки рекомендаций по улучшению их роста и развития в природных условиях.
Задачи:
- рассмотреть теоретические основы влияния факторов природной среды на рост и развитие растений и изучить биологические особенности некоторых культурных растений;
- опытным путем проанализировать воздействие факторов природной среды на прорастание семян, развитие и рост растений;
- разработать рекомендации по улучшению роста и развития растений в природных условиях.
Объект исследования: культурные растения.
Предмет исследования: воздействие факторов природной среды на рост и развитие растений.
Методы исследования: наблюдение, опыт, анализ, обобщение.
Гипотеза исследования: предполагаем, что на рост и развитие растений оказывают воздействие не только факторы неживой природы, но и сами растения оказывают воздействие друг на друга.
Новизна исследования. В результате проведения серии опытов, опытным путем доказано воздействие на рост и развитие растений не только факторов неживой природы, но и самих растений. Кроме того, представленные опыты в исследовательской работе несложны и доступны каждому из обучающихся при проведении собственных дальнейших исследований.
Практическая значимость. Полученные результаты исследования можно применять на уроках окружающего мира, а также огородникам для получения высоких урожаев культурных растений.
1. Основная часть. Теоретический подраздел.
- Влияние факторов природной среды на рост и развитие растений.
Для того, чтобы культурные растения при выращивании давали стабильно высокие урожаи, необходим уход и определенные условия.
Для прорастания семян необходимы вода, тепло и воздух. При достаточном количестве воды семя набухает и плотная кожура разрывается. Тепло, вода и содержащиеся в семени ферменты превращают находящиеся в нем питательные вещества в сахар, который необходим для роста зардышевого корешка, стебелька и почечки.
Потребность в воде и воздухе для прорастания семян у разных растений различная. Засухоустойчивое просо начинает прорастать, если его зерновки поглотили воды в 4 раза меньше их собственного веса, а у гороха и бобов все наоборот. Им воды необходимо вчетверо больше, чем для проса. [1].
Из литературы известно, что для полноценного роста и развития растений необходимы:
- тепло
- свет
- влага
- минеральные вещества и микроэлементы
- воздух
Почва – верхний плодородный слой земли, из которого растение получает воду и элементы питания. В почве происходит минерализация органических остатков. В состав почвы входят песок, глина, минеральные соли, перегной, воздух и вода. Воздух необходим для дыхания корней, поэтому на полях и в садах почву рыхлят. В растение из почвы поступают минеральные соли и микроэлементы.
При недостатке в почве минеральных солей их вносят в виде минеральных удобрений. Минеральные удобрения содержат, главным образом, те элементы, которых обычно не хватает в почве: азот, фосфор, калий. Азот усиливает рост надземных побегов; калий способствует росту корней, клубней, луковиц; фосфор ускоряет созревание плодов. Кроме того, фосфор и калий повышают холодостойкость растений. В нашем эксперименте применяются удобрения: «Фертика-люкс» – бесхлорное удобрение, содержащее все необходимые растениям макро- и микроэлементы.
«Агрикола» – жидкое комплексное удобрение, которое содержит сбалансированное количество макро- и микроэлементов, а также гуминовые кислоты. [2].
Зеленая окраска растений обусловлена наличием в клетках растения особого вещества – хлорофилла. Для образования его необходим свет. Выросшие без света побеги бывают белыми или бледно-желтыми. Хлорофилл участвует в процессе фотосинтеза – это образование органических веществ на свету из углекислого газа и воды.
Из сахаров, образовавшихся при фотосинтезе, а также, минеральных солей, поглощенных корнями из почвы, растение создает вещества, которые ему необходимы: белки, жиры и многие другие. Из одних веществ строятся новые клетки, другие используются в процессе дыхания, как источник энергии, третьи откладываются в запас. [3].
- Биологические особенности некоторых культурных растений.
Также хотелось бы несколько слов сказать об объектах исследования.
Горох и бобы – растения из семейства Бобовых.
Горох посевной – одно из самых древних культурных растений, его возделывали еще до нашей эры.
Возделывается горох как высокопитательное пищевое растение. В его семенах содержится до 34% белка, почти столько же, сколько в мясе.
Горох посевной – однолетнее растение с мощными корнями, глубоко уходящими в почву. На корнях имеются клубеньки, в клетках которых живут клубеньковые бактерии. Они усваивают азот из воздуха, поэтому все бобовые богаты белком. [4].
Лук репчатый – одна из важнейших овощных культур семейства Лилейных. Это луковичное растение с трубчатыми листьями. В пищу используются и луковицы, и листья, которые содержат много витаминов, особенно витамин С.
И лук, и чеснок широко используются в колбасном производстве и консервной промышленности для засолки огурцов и грибов.
Также в этих растениях содержатся фитонциды – летучие вещества, угнетающие многие бактерии, поэтому они используются как средство против инфекционных болезней. [5]
- Понятие «фитонциды».
В состав фитонцидов входят эфирные масла, альдегиды уксусной и пропионовой кислот, метиловый и этиловый спирты и другие соединения.
Фитонциды являются одним из факторов естественного иммунитета: растение стерилизует себя продуктами собственной жизнедеятельности. К образованию фитонцидов способны все растения, причем повреждение клеток усиливает их выделение. Именно поэтому при проведении вышеописанных опытов мы использовали кашицу, получаемую путем растирания листьев. [6].
- Практическая часть.
С целью изучения влияния внешних факторов природной среды на рост и развитие растений нами проведены ряд опытов. В качестве культурных растений были взяты семена гороха посевного. Перед проведением опыта семена предварительно были проверены на всхожесть.
Частота проведения опыта составила 3 раза.
Опыт №1: чтобы доказать необходимость воды и воздуха в прорастании семян, был поставлен следующий опыт.
Берем 3 стакана, на дно каждого кладем семена гороха по 30 штук.
Стакан №1 оставляем сухим; стакан №2 заполняем водой до краев (т.е. без доступа воздуха); стакан №3 – наливаем воды столько, чтобы она смачивала семена, но не покрывала их полностью.
Рисунок 1(см. приложение 1).
Опыт №2: помимо влаги и воздуха на прорастание семян влияют температурные условия. В этом тоже легко убедится. Чтобы доказать необходимость температурных условий в прорастании семян, был поставлен следующий опыт.
Брали 2 стакана, клали в них по 30 горошин и наливали воды столько, чтобы она смочила семена, но не покрывала их полностью.
Стакан №1 оставляли в комнате (t=23-25).
Стакан №2 ставили в холодильник ( t=4-6).
Рисунок 2(см. приложение 1).
Опыт №3: чтобы доказать влияние минеральных веществ на рост и развитие растений, был поставлен следующий опыт.
Проросшие семена гороха были посажены в 3 горшка с почвой, при следующих условиях:
- горшок №1 – темное прохладное место, полив – отстоявшейся водой;
- горшок №2 – светлое теплое место, полив – отстоявшейся водой;
- горшок №3 – светлое теплое место, полив – отстоявшейся водой; подкормка минеральными удобрениями; рыхление почвы.
Рисунок 3(см. приложение 1).
Помимо исследованных абиотических факторов внешней среды на рост и развитие растений оказывают влияние биологически активные вещества, которые выделяют другие растения. Явление взаимного влияния растений носит название аллелопатии (от греческого «аллелон»- взаимно, «патос» - страдание).
Мы решили провести опыты, чтобы выяснить, как влияют эти летучие выделения одних растений – фитонциды (от греческого «фитон» - растение, «цидо»- убиваю) – на другие растения.
Мы решили выяснить, как фитонциды влияют на прорастание семян.
Для проведения опыта мы взяли наклюнувшиеся семена гороха и огурцов, листья комнатных растений алоэ древовидное и пеларгония зональная, шесть чашек Петри диаметром 9 см, шесть чашечек диаметром 5 см, ступку с пестиком, фильтровальную бумагу.
В большие чашки Петри мы положили фильтровальную бумагу, вырезанную в виде круга диаметром 9 см, в центре чашек установили чашечки (диаметром 5 см) и вокруг них на смоченную водой фильтровальную бумагу разложили подготовленные семена: в три чашки – семена гороха по 6 штук, в три чашки - семена огурца по 6 штук.
Рисунок 4(см. приложение 1).
Затем взяли по 10 граммов листьев алоэ и пеларгонии и растёрли в ступке с песком. Полученную кашицу мы поместили в чашечки диаметром 5 см: по 5г в чашечку с семенами гороха и в чашку с семенами огурца и по 5г пеларгонии в чашку с семенами гороха и в чашку с семенами огурца. Большие чашки Петри быстро закрыли и поставили в тёплое место. Ещё две чашки Петри - одна с семенами гороха и одна с семенами огурца - были контрольными. В находящиеся в них маленькие чашечки мы налили воду.
Рисунок 5(см. приложение 1).
2.1. Результаты исследования.
В результате проведения опыта № 1 получили следующие результаты.
Через 5 дней:
Стакан №1 – осталось без изменения;
Стакан №2 – семена набухли, но не проросли;
Стакан №3 – семена дали ростки
Рисунок 6(см. приложение 1).
Результат первого опыта доказывает, что для прорастания семян необходимы воздух и вода.
В результате проведения опыта № 2 получили следующие результаты.
Через 5 дней получили результат:
Стакан №1 – семена проросли;
Стакан №2 – осталось без изменений.
Рисунок 7(см. приложение 1).
Следовательно, для прорастания семян необходима определенная температура. С этими особенностями семян связаны разные сроки посевов (пшеницу и рожь сеют ранней весной; кукурузу и огурцы – поздней весной, когда почва уже прогрелась).
В результате проведения опыта № 3 получили следующие результаты.
Горшок №1: растения взошли позднее, чем в горшках №2,3 на 4 дня. Имеют вытянутую форму, стебли слабые, окраска бледная, желто-зеленая.
Горшок №2: растения взошли позднее, чем в горшке №3 на 2 дня. Стебли имеют обычную форму, зеленого цвета.
Горшок №3: растения взошли раньше других, у луковицы большее количество листьев, чем в горшках №1,2; растения крепкие, ярко-зеленого цвета.
Результат третьего опыта доказывает, что для наилучшего роста и развития растений необходима совокупность внешних факторов (света, тепла, влаги, кислорода воздуха, минеральных солей).
Рисунок 8(см. приложение 1).
В результате проведения опытов по исследованию влияния фитонцидов на прорастание семян, нами получены следующие результаты.
Через сутки проросли семена огурцов.
Таблица 1.
Результаты опыта через сутки с семенами огурцов.
Чашка с алоэ | Чашка с пеларгонией | Чашка с водой (контроль) | ||||||||||||
Зало-жено семян (шт.) | Проросло | Дли-на корешка | Заложено семян (шт.) | Проросло | Длина корешка | Заложено семян (шт.) | Проросло | Длина корешка | ||||||
шт. | % | № п/п | мм | шт. | % | № п/п | мм | шт. | % | № п/п | мм | |||
6 | 6 | 100 | 1 | 5 | 6 | 4 | 73 | 1 | 5 | 6 | 6 | 100 | 1 | 9 |
2 | 5 | 2 | 5 | 2 | 9 | |||||||||
3 | 5 | 3 | 2 | 3 | 9 | |||||||||
4 | 5 | 4 | 2 | 4 | 6 | |||||||||
5 | 2 | 5 | - | 5 | 6 | |||||||||
6 | 2 | 6 | - | 6 | 2 | |||||||||
Средняя длина корешка 4мм | Средняя длина корешка 3,2мм | Средняя длина корешка 7,8мм |
В чашке с кашицей алоэ проросли все семена, т.е. 100%, средняя длина корешков у семян составила 4мм и у этих семян корешки были самыми толстыми по сравнению со всеми другими семенами.
В чашке с пеларгонией проросло 73% семян, средняя длина корешков- 3,2мм. В контроле проросло 100% семян, средняя длина их была 7,8мм, они выглядели вытянувшимися .
Рисунки 9,10,11 (см. приложение 1).
На 2 сутки проросли семена гороха.
Таблица 2.
Результаты опыта через сутки с семенами гороха.
Чашка с алоэ | Чашка с пеларгонией | Чашка с водой (контроль) | ||||||||||||
Заложено семян (шт.) | Проросло | Длина корешков | Заложено семян (шт.) | Проросло | Длина корешков | Заложено семян (шт.) | Проросло | Длина корешков | ||||||
шт | % | № п/п | мм | шт | % | № п/п | мм | шт | % | № п/п | мм | |||
6 | 6 | 100 | 1 | 15 | 6 | 3 | 50 | 1 | 10 | 6 | 6 | 100 | 1 | 10 |
2 | 15 | 2 | 9 | 2 | 10 | |||||||||
3 | 9 | 3 | 4 | 3 | 12 | |||||||||
4 | 9 | 4 | - | 4 | 12 | |||||||||
5 | 5 | 5 | - | 5 | 5 | |||||||||
6 | 5 | 6 | - | 6 | 5 | |||||||||
Средняя длина корешка 9,3 мм | Средняя длина корешка 6 мм | Средняя длина корешка 9мм |
В чашке с алоэ проросло 100% семян, средняя длина корешков семян гороха составила - 9,3мм. В чашке с пеларгонией проросло 50% семян, средняя длина корешков- 6мм. В контроле проросло 100% семян, средняя длина корешков-9мм.
Рисунки 12,13,14 (см. приложение 1).
В результате проведённых опытов мы увидели, что фитонциды, выделяемые кашицей листьев алоэ древовидного, оказывают на прорастание семян и рост корней гороха посевного и огурцов стимулирующее действие, а фитонциды, выделяемые кашицей пеларгонии зональной - тормозящее действие на семена гороха и огурцов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании результатов данного исследования можно сделать следующие выводы:
- для прорастания семян необходима определенная температура;
- для прорастания семян необходимы воздух и вода;
- для роста и развития растений необходимы следующие факторы: свет, тепло, влага, кислород воздуха, минеральные вещества;
- на рост и развитие растений оказывают влияние не только факторы неживой природы, но и сами же растения оказывают друг на друга определенное воздействие, так, например фитонциды, выделяемые кашицей листьев алоэ древовидного, оказывают на прорастание семян и рост корней гороха посевного и огурцов стимулирующее действие, а фитонциды, выделяемые кашицей пеларгонии зональной - тормозящее действие на семена гороха и огурцов.
Таким образом, наша гипотеза полностью доказана.
Для улучшения роста и развития растений в природных условиях мы рекомендуем следующие мероприятия, представленные в приложении 1.
В дальнейшем мы планируем продолжить исследования по данному направлению и исследовать подробнее влияние одних видов растений на другие.
Список использованной литературы
- Алексеев С.В. Изучаем экологию экспериментально / С.В. Алексеев, А.М. Беккер. - СПб.: Наука, 1993.
- Ашихмина Т.Я. Школьный экологический мониторинг / Т.Я. Ашихмина. - М.: Академа, 2000.
- Багрова Л.А. Я познаю мир (растения).Детская энциклопедия. М.: АСТ: Люкс, 2005 г.
- Богдановский Г. А. Химическая экология / Г. А. Богдановский. - М.: Московский университет, 1994.
- Сергеев Б.Ф. Я познаю мир: Биология: Детская энциклопедия. М.: ООО Издательство АСТ, ООО Издательство Астрель: ЗАО НПП Ермак 2004 г.
- Чистик О.В. Экология // Учебное пособие / О.В. Чистик. - Минск: 2000.