Методическая копилка

Алифирова Наталья Александровна

 

Паспорт проекта «Осторожно огонь!» Спичку не тронь – в ней огонь

Цель проекта: формирование у детей основ пожарной безопасности, навыков осознанного, безопасного поведения, создание условий для усвоения и закрепления знаний детей о правилах пожарной безопасности в ДОУ.

Задачи проекта: - уточнить, систематизировать и углубить знания детей о правилах пожарной безопасности, формировать привычки их соблюдения;

- учить детей правилам поведения в экстремальной ситуации (набирать номер телефона пожарной части, вести диалог с диспетчером по телефону: четко называть свой адрес);

- познакомить со средствами пожаротушения;

-способствовать овладению приемами элементарного практического взаимодействия с окружающими предметами, с помощью которых можно потушить пожар;

- расширить знания детей о профессии пожарного;

- воспитывать в детях уверенность в своих силах, проводить работу по преодолению страха перед огнем;

-развивать в детях желание заниматься физической подготовкой, чтобы быть ловкими, смелыми и сильными, как пожарные;

-привлечь внимание родителей к данному вопросу и участию в проекте;

- формировать чувства ответственности за свои поступки и личное отношение к соблюдению и нарушению правил пожарной безопасности;

Вид проекта: краткосрочный, творческий.

Время реализации проекта: 22.10.2012-26.10.2012 г.

Участники проекта: дети группы, родители, воспитатели, музыкальные руководители.

Аннотация к проекту: Проект посвящен актуальной проблеме - воспитанию у детей дошкольного возраста осознанного отношения к себе как к активному субъекту противопожарной безопасности. Актуальность проекта связана и с тем, что у детей этого возраста отсутствует защитная психологическая реакция на противопожарную обстановку. Желание постоянно открывать что-то новое, непосредственность часто ставят их перед реальными опасностями. Подсчитано: на тысячу пожаров сто вспыхивает по вине детей, которые становятся жертвами своего незнания и легкомыслия. Число детей пострадавших от пожара возрастает с каждым годом. Это не может не вызвать тревогу, особенно на фоне повышенной пожароопасности в нашем регионе, районе.

Чтобы сделать отношение человека к этой проблеме осознанным, необходимо уже с дошкольного возраста заниматься вопросами пожарной безопасности. Эта работа должна вестись целенаправленно и систематически. Детскому саду и родителям надо объединить усилия, чтобы уберечь детей от трагедии.

Предполагаемый результат

  • углубление знаний детей о правилах пожарной безопасности, формирование привычки их соблюдения;
  • правильное поведение в экстремальной ситуации (набирать номер телефона пожарной части, вести диалог с диспетчером по телефону: четко называть свой адрес);
  • знать средства пожаротушения;
  • уметь правильно действовать в случае обнаружения пожара;
  • знать о профессии пожарного;
  • профилактика панического страха перед огнём;
  • изменение отношения родителей к данной проблеме;
  • осознанное выполнение правил противопожарной безопасности.

Продукт проектной деятельности

Изготовление совместно с родителями брошюр, книжек «Что мы знаем про огонь»;

Продуктивная деятельность рисование рисунков «Пожар»;

Выпуск с детьми стенгазеты «С огнём не шути»;

Папки-передвижки для детей и родителей по пожарной безопасности;

Удостоверения для детей «Юный пожарный».

Презентация проекта

Интеллектуальная игра блиц - турнир «Юные пожарные»

Этапы проекта

1 этап. Подготовительный

  • Составление паспорта проекта
  • Подбор детской художественной литературы для чтения детям
  • Подбор презентаций для просмотра
  • Изготовление дидактических игр
  • Подбор материала для проведения опытов и экспериментов
  • Подбор сюжетных картинок и иллюстраций
  • Работа с методическим материалом, литературой по данной теме

2 этап. Выполнение проекта

  • Проведение с детьми бесед о пожарной безопасности;
  • Проведение подвижных, дидактических, сюжетно-ролевых игр, спортивного развлечения;
  • Чтение художественной литературы детям (заучивание стихов, загадывание загадок по теме);
  • Рассматривание картин, рисование рисунков, выпуск стенгазеты, изготовление книжек;
  • Экскурсия по детскому саду (знакомство с уголком пожарной безопасности), в пожарную часть;
  • Проведение опытов, экспериментов

3 этап. Результаты

  • Подготовка к блиц - турниру «Юные пожарные»
  • Презентация проекта в форме показа интеллектуального блиц – турнира «Юные пожарные»

Схема реализации проекта

Дни недели/Тема

Цель

Содержание и формы работы

Понедельник «Осторожно, огонь!»

Разобрать с детьми ситуации возникновения пожара, углубить и систематизировать знания детей о причинах возникновения пожара.

- беседа «Почему огонь полезен и опасен?»

- чтение «Как в селе пожарную каланчу построили»

С.Маршак «Пожар»

- загадывание загадок по теме- совместное изготовление с родителями брошюр, книжек «Что мы знаем про огонь»

- рассматривание сюжетных картинок «С огнём играть нельзя!»

- просмотр презентаций «Огонь друг или враг», «Какой он, огонь»

- д/и «Да или нет»

- проведение опытов, экспериментов «Знакомьтесь, огонь» (знакомство со свойствами огня)

Вторник «Пожарный герой – он с огнём вступает в бой»

Познакомить детей с профессией пожарного, развивать понимание того, что соблюдение правил пожарной безопасности обязательно всегда и везде. Прививать уважение к труду пожарных.

- беседа о труде пожарных

- рассматривание картины «Пожарная машина спешит на помощь»

- с.р.и. «Мы - пожарные»

- п/и «Пожарные на учении»

- физкультурный досуг «Пожарная дружина»

- заучивание стих-я «Мы - пожарные»

- д/и «Опасно-неопасно», «Подбери определение к слову пожарный», «Что нужно пожарному для работы»- чтение «Как Тимоша царевну спас»

- чтение отрывка С.Маршака «Рассказ о неизвестном герое»

Среда «Детские шалости с огнём и их последствия»

Сформировать представление детей о предметах, которыми пользоваться категорически запрещено: спички, газовая плита и т.д. Познакомить с правилами пожарной безопасности.

- беседа «Эти предметы таят опасность», «спички детям не игрушка»

- загадывание загадок

- Чтение «Сказка о спичке и добром огне»  К.Чуковский «Путаница», С.Михалков «Дядя Стёпа»

- ситуация «Что делать если…»

- анкетирование родителей-папка – передвижка «Пожарная безопасность»

 Игра-загадка «если возник пожар»

- д/и «Пожароопасные предметы»- рисование «Спички детям не игрушка»

Четверг «Знает каждый гражданин, этот номер - 01»

Познакомить детей с основными правилами пожарной безопасности, с первыми действиями при обнаружении пожара. Учить правильно сообщать о пожаре по телефону.

- экскурсия по детскому саду (знакомство с уголком противопожарной безопасности

- экскурсия в пожарную часть

- Практикум «Учимся сообщать о пожаре по телефону»

- беседа «Знает каждый гражданин, этот номер 01»

- заучивание стих-я

–д/и «Как избежать неприятностей»

- Игра «Это я, это я, это все мои друзья»

- разгадывание кроссворда «Что может вызвать пожар»

- продуктивная деятельность рисование «Пожар»-

 чтение С.Маршак «Кошкин дом»Г.Остер «Вредные советы»

Пятница Блиц – турнир «Юные пожарные»

Закрепить знания детей о правилах пожарной безопасности, умение найти выход в случае опасности.

- литературная викторина

- загадывание загадок- игра «Не играй с огнём», «Собери номер пожарной охраны»

- чтение стихов- разминка «Чем тушат пожар»

- вручение удостоверений «Юный пожарный»

 

В группе накоплен достаточный наглядный, методический материал по ознакомлению дошкольников с правилами противопожарной безопасности. Проект позволит на основе интегрированного подхода реализовать идею формирования у детей осознанного отношения к себе как субъекту противопожарной безопасности.