Уроки литературы
Разработки уроков,презентации,тесты
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 14.37 КБ |
![]() | 832.9 КБ |
![]() | 44.19 КБ |
![]() | 1.11 МБ |
![]() | 52.75 КБ |
![]() | 458.38 КБ |
![]() | 29.14 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРАКТИКУМ ПО ТВОРЧЕСТВУ А.Т.ТВАРДОВСКОГО (9 КЛАСС)
1.Когда А.Т. Твардовский впервые побывал в Москве?
2.Что из творчества А.Т.Твардовского стало первой значительной поэтической удачей?
3.Какая тема стала центральной в творчестве А.Т.Твардовского в 30-х годах?
4.Какие вузы закончил А.Т.Твардовский?
5.Главным редактором какого журнала был А.Т. Твардовский?
6.Стихотворение «Я знаю: никакой моей вины…» было написано А.Т. Твардовским в 1968 году. Известно, что в первоначальной редакции произведение имело другой конец:
Речь не о том. Но все же… что же все же? Не знаю.
Только знаю, в дни войны На жизнь и смерть у всех права равны.
Почему изменил концовку стихотворения?
7.Твардовский был военным журналистом, но ему никогда не разрешали участвовать в боях. На фоне какого эмоционального порыва поэт создал это стихотворение?
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 6 классе. Поэтическая мастерская. А. Фет «Ель рукавом мне тропинку завесила…»
Цели урока: краткое ознакомление с фактами биографии А.А. Фета, его литературной деятельностью; повторение понятий «лирика», «лирический герой», «лирический образ», «эпитет», «метафора», «олицетворение», «строфа» и др.; учить понимать мысль поэта о безыскусственности лирики, стремление Фета остановить мгновение и запечатлеть его в слове, понимать, какие чувства испытывает лирический герой стихотворения при восприятии картин природы; объяснять роль восклицания, слышать музыкальный ритм поэтической речи Фета, определять средства художественной выразительности и объяснять их роль в стихотворении
Образовательные:
- познакомить с жизнью и творчеством Фета, пробудить интерес к его лирике, помочь понять настроение, чувства поэта;
- совершенствовать умения выразительного чтения, навыки анализа поэтического текста;
- способствовать взаимосвязи интеллектуального и нравственного развития учеников, разнообразить формы взаимодействия и сотрудничества школьников на уроке (ученик-учитель, ученик-ученик);
Развивающие:
- развивать культуру читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции;
- развивать образное и аналитическое мышление;
- развивать навыки совместной работы, межличностного общения;
Воспитательные:
- воспитывать патриотические чувства;
- воспитывать эстетический вкус;
- формировать познавательную активность учащихся.
Оборудование: презентационный материал о А.А. Фете, мультимедийная установка, высказывание Фета «Поэт тот, кто в предмете видит то, что без его помощи другой не увидит», учебник литературы под редакцией В.Я. Коровиной, 6 класс; фонохрестоматия к учебнику «Литература. 6 класс» под ред. В.Я. Коровиной.
Тип урока: поэтическая мастерская построения знаний.
Формы работы: фронтальная, групповая (в парах, в четвёрках), индивидуальная
МЕТОДЫ
I. По источнику получения знаний:
1. Словесные (беседа, рассказ);
2. Практические (анализ лирического произведения).
II. По уровню активности познавательной деятельности:
1. Эвристический (творческая работа; поиск учениками решений поставленных образовательных и воспитательных задач);
2. Объяснительно-иллюстративные (беседа, словесные объяснения);
3. Исследовательский (творческий подход к решению задач и применение знаний).
III. По функциям:
1. Методы поисковой и творческой работы учащихся по восприятию и усвоению материала;
2. Методы учебной работы по применению знаний на практике и выработке умений и знаний (умение четко формулировать мысли, применять полученные знания в актах коммуникации, умение
самостоятельно мыслить).
Межпредметные связи:
– с историей (информация о биографии писателя);
– с русским языком (характеристика отдельных частей речи).
Оргмомент 1 мин. | Учитель: Я рада вновь вас видеть! Сегодня с нами на уроке гости. Мы их приветствуем. Давайте подарим друг другу улыбки и хорошее настроение. Хочу пожелать, чтобы сегодняшний урок обогатил вас новыми знаниями и вы получили удовольствие от работы. Садитесь. |
Мотивация Целеполагание и планирование деятельности. 1 мин. Демонстрация слайдов - картин художников – экспрессионистов 3 мин. Кластер со словом природа /вижу, слышу, чувствую/2 мин. Вызов Формулировка темы урока 1 мин. Постановка цели 2 мин. | Учитель: Сегодня я приглашаю вас в поэтическую мастерскую. Вам предстоит не только усвоить новый материал, но и выполнить ряд заданий, побывать в роли литературоведов и творцов. Сегодня мы продолжим учиться видеть, слышать и понимать красоту художественного слова. Для работы нам понадобятся учебник и тетрадь по литературе. Учитель: Тему, над которой мы будем работать в поэтической мастерской, вы сформулируете сами, а для этого мы побываем в виртуальной картинной галерее. Посмотрите на экран. . В нашей мастерской репродукции картины известных художников. /слайды./ Что объединяет эти картины? (Это картины родной природы - пейзажи). Учитель: Ребята, я попрошу вас составить кластер со словом природа. Запишите ассоциации, которые возникают в вашем воображении, когда вы слышите это слово. /чтение 1-2 работ/ Учитель: Замечательно, у вас очень разнообразные представления о родной природе. И эти представления сформированы не только нашими собственными наблюдениями, но и различными произведениями искусства, в том числе и поэтическими. - Вы догадались, о чем пойдет речь сегодня на уроке? - Правильно, сегодня мы поговорим о том, как изображается природа в поэзии. - Сегодня в центре нашего внимания стихотворение поэта 19 века. Его портрет перед вами. /слайд 15/ Послушайте строки из стихотворений, принадлежащих перу поэта и постарайтесь вспомнить их названия.
Свет небес высоких,
Вы узнали, кто это? Правильно, А.А. Фет. /слайд 16/ Учитель: Итак, сформулируйте тему урока. Природа в поэзии А.А.Фета. Стихотворение «Ель рукавом мне тропинку завесила». /слайд 17/ Учитель: Какие же цели мы поставим? Что вы должны узнать и чему научиться в поэтической мастерской? Используйте слова-помощники: Список на доске: узнать, познакомиться, учиться, уметь, выяснить, проанализировать, сделать вывод, разобраться, понять. (познакомиться с творчеством поэта. Учиться выразительно читать, работать с текстом стихотворение. Понять, что хотел сказать автор своим произведением) |
Презентация. Очерк жизни и творчества А.Фета 3 мин. Работа ученицы в качестве домашнего задания | Учитель: Сейчас мы познакомимся с очерком жизни и творчества А.А. Фета, который в качестве домашнего задания приготовила Кузнецова Д. |
Прослушивание стихотворение 1.08 мин. Беседа на выявление восприятия текста. Обмен мнениями 2 мин. | Учитель: Природа – любимая тема А. Фета. А сейчас сядьте удобнее и настройтесь на восприятие лирического произведения. Послушайте стихотворение Фета в исполнении мастера художественного слова народной артистки Алины Покровской. /слайд 18/ Фонохрестоматия - Ребята, понравилось ли вам стихотворение? - Какое впечатление произвело на вас стихотворение в исполнении актрисы? - Посоветуйтесь друг с другом и назовите одно слово, которое точно опишет ваше чувство, которое вы испытали, слушая стихотворение. |
Работа с эпиграфом, записанным на доске 1 мин. «Поэт тот, кто в предмете видит то, что без его помощи другой не увидит» /А. Фет/ | Учитель: Обратите внимание на эпиграф к нашему уроку. /читать с доски/ - Как вы понимаете эти строки? И сегодняшняя наша задача проанализировать стихотворение поэта, заглянуть в его поэтическую мастерскую, увидеть и почувствовать, что же он скрыл за своими строками. |
Работа с текстом стихотворения /самостоятельно по учебнику/ 2 мин. | Учитель: Текст стихотворения откройте в учебнике ( стр.203). Прочитайте его самостоятельно и вдумчиво. Сопоставьте своё чтение с чтением актрисы. |
Анализ стихотворения 10 мин. 1 строфа Ель рукавом мне тропинку завесила. Ветер. В лесу одному Шумно, и жутко, и грустно, и весело, - Я ничего не пойму. 2 строфа Ветер. Кругом всё гудет и колышется, Листья кружатся у ног, Чу, там вдали неожиданно слышится Тонко взывающий рог. 3 строфа Сладостен зов мне глашатая медного! Мёртвые что мне листы! Кажется, издали странника бедного Нежно приветствуешь ты. | - Сколько строф в стихотворении? Прочитаем внимательно первую строфу…/слайд 19/ и вопросы на слайдах Учитель: Что вы представили, когда услышали первую строку стихотворения? Как вы думаете, о чём или о ком пойдет речь? Ответы: лес; человек пробирается сквозь чащу деревьев…. Учитель: Случалось ли вам быть в одиночку в осеннем лесу? Что вы чувствовали, переживали? Ответы: страх, радость, тревогу, спокойствие…. Какие чувства испытывает герой, оставшись один в лесу? Ответы: ему жутко, грустно, но в то же время весело. Учитель: Вы правы, в осеннем лесу у одинокого человека возникло смешанное чувство грусти и веселья, может быть, ожидание изменений в природе и в душе. сам герой говорит: «Я ничего не пойму». Он в растерянности. Не потому ли чувство смешанное, что Фет этой строкой создает атмосферу таинственности, сказочности? А строка «Ель рукавом мне тропинку завесила...» - метафора : ель - женщина-колдунья, ветка - рукав ее платья. Как вы думаете, что автор этим хотел передать? Может автор сравнивает ель с женщиной – колдуньей, которая преградила дорогу путнику, манит его вглубь леса и закрывает от его взора лесные тропинки? - Прочитайте 2–4 строчки: какой гласный звук повторяется в них чаще других? Каким он является: ударным или безударным? Какое чувство вызывает повторение этого звука? - Путник словно бы не осознает себя; главное его ощущение — ветер, который заполняет собой все окружающее пространство. Читаем 2-ю строфу…/слайд 25/ и вопросы на слайдах С какого слова – предложения начинается эта строфа? Как вы думаете, почему? Ответы: со слова «ветер», возможно, автор показывает одиночество героя. На какие части делится вторая строфа? Ответы: строфа делится на две части: кругом всё гудёт и колышется и неожиданный звук рога. - Как вы понимаете значение глагола “гудет”? (издает гул, урчание). Каким является это слово: общеупотребительным или диалектным? Как, по-вашему, отличается смысл глагола “гудет” от смысла глагола гудит? - Какое слово разделяет строфу? Ответы: Разделяет строфу слово «чу». Учитель: Правильно. А к какой части речи оно (слово «чу») принадлежит? И с какой целью используется? Ответы: Чу – междометие, которое означает призыв обратить внимание на какие-то звуки. Междометие носит просторечный характер. Учитель: А каким словом можно заменить это просторечное междометие? Ответы: вдруг, слышишь…. Учитель: И что же герой неожиданно слышит? Ответы: взывающий рог. Учитель: Правильно. А что означает в осеннюю пору звук рога в лесу? Ответы: если ученики не знают, то учитель объясняет. Статья учебника (с. 209, ч. 1) говорит: “Но неожиданно до слуха доносится звук „тонко взывающего рога“. На самом деле с помощью рога посылали сигналы друг другу охотники. Осенью открывался охотничий сезон, помещики съезжались вместе и с собаками охотились на различного зверя, причем часто охота длилась много дней и уходила довольно далеко от жилья. На охоте человек двигается, чувствует азарт и всеобщее движение, и переживание одиночества развеивается при воспоминании об охоте, от мысли о близком присутствии человека”. - Как вы понимаете значение «взывающий»? Ответы: взывающий – обращаться с призывом, звать. Учитель: Часто ли это слово «взывающий» употребляется в современной речи? Постарайтесь подобрать к нему синонимы. Ответы: Не употребляется, потому что высокого стиля. Синонимы: зовущий, зазывающий, ведущий, вызывающий, приглашающий... Учитель: Литературовед Б.Я.Бухштаб пишет, что «природу Фета мы видим всегда в определенный час суток и в точно определенное время года… Пейзажи Фета не просто весеннее - летние, осенние или зимние. Фет изображает более частные, более короткие отрезки сезонов – например, приметы поздней осени или ранней весны.» Как вы считаете, о каком времени года идет речь в этом стихотворении. Подтвердите строчками. С помощью звукописи Фет передает нам, как сквозь шум ветра и шуршание листьев (“неожиданно слышится”) доносится иной звук: “тонко взывающий рог” (в этой строке “работают” и ударные гласные, и сочетание согласных [вз]). Звук рога словно бы прорезает ветер, разрушает околдовывающее влияние стихии. - Как меняется настроение во второй части строфы? Ответы: Звук рога будто прорезает ветер, разрушает околдовывающее влияние стихии. Молодцы! Теперь читаем 3-ю строфу… /слайд 32/ и вопросы на слайдах Рассмотрим первую строку 3-ей строфы: «Сладостен зов мне глашатая медного!». Сладостен - краткое прилагательное мужского рода единственного числа именительного падежа; Какова полная форма слова «сладостен»? Ответы: сладостный. Учитель: Верно. А, как вы думаете, в чем отличие значений прилагательных «сладкий» и «сладостный»? Ответы: Сладкий – имеющий вкус, свойственный сахару или меду. Сладостный – приятный, доставляющий удовольствие. - Глашатай - в старину вестник, всенародно объявляющий что-нибудь. - Найдите в предыдущей строке слово, однокоренное существительному зов. Какие гласные чередуются в этом корне? Какие согласные остаются неизменными?/вз/ Учитель: Здесь зов «глашатая медного» – символ жизни, присутствия человека – противопоставлен символу угасания природы – «мертвым листам» А теперь обратимся к двум последним строчкам стихотворения. Кажется, издали странника бедного Нежно приветствуешь ты. К кому или к чему обращается герой в этих строчках? Ответы: к глашатаю медному, то есть к рогу. Если нет ответа, то учитель поясняет. Учитель: Наверное, герой обращается к рогу – глашатаю медному. Вы согласны? Ответы: Да, согласны. Если нет, то слушает возможные варианты и их аргументацию. Учитель: Как вы понимаете выражение странник бедный: «бедный» в значении «имеющий мало денег» или «несчастный, одинокий»? Ответы: несчастный, одинокий. - Какие слова в стихотворении кажутся вам высокими и обычно не употребляются в устной речи? Как появление слов высокого стиля связано с изменением настроения в стихотворении? Взывающий, сладостен, глашатай.
даже когда ты один и тебе всё препятствует, выход есть всегда, только нужно собраться и услышать звук спасительного рога. И словно весь мир вокруг оживает — раздвигаются ветви деревьев, отрывая путь страннику, солнце выходит из-за туч, чтобы порадоваться внезапному счастью героя. И вот мы уже вместе с ним спешим навстречу этому счастью, навстречу любви, навстречу жизни. - Обратите внимание на разную длину строк. Как это связано с теми чувствами, которые передает поэт? - Как высчитаете, они напоминают вам порывы ветра? Ответы: Да, они похожи на порывы ветра. |
Творческая работа. Поэтическая мастерская 8 мин. Творческий процесс: поиск и анализ информации, планирование, распределение ролей в группе, подготовка к защите. Представление группами задания –мини – проекта 3 мин. Реализация построенного проекта | Учитель: Итак, ребята, сейчас вам предстоит выполнить самостоятельно исследовательскую работу. Вы будете работать в парах. /слайд 40/ «Чтецы» готовят выразительное чтение стихотворения. Постарайтесь в своём чтении не только раскрыть сложную гамму переживаний лирического героя, но и передать мелодию, создаваемую чередованием длинных и коротких строк стихотворения. «Психологи» отвечают на вопросы: какие чувства, ощущения преобладают в частях стихотворения, почему лирический герой переживает смятение чувств , на что надеется и т.д., составляют эссе (подобно предложенному в учебнике с.219), в котором передают психологическое состояние лирического героя стихотворения. «Литературоведы» представляют анализ стихотворения, опираясь на вопросы: в) Художественные приёмы и изобразительно-выразительные средства. (Метафоры - " ель рукавом мне тропинку завесила", "листья кружатся у ног" - помогают понять душу природы; эпитеты - " глашатай медный", "тонко взывающий рог", " странник бедный" - делают текст выразительным, мелодичным, аллитерация «кругом всё гудёт и колышется, листья кружатся у ног» помогает благодаря обилию шипящих и свистящих звуков передать шум деревьев на ветру). «Аналитики» Ответить на вопросы «Почему нам нужно обращаться к творчеству А.А. Фета? Что нам дает чтение стихов этого поэта?» «Философы» Мережковский сказал: «Стихи Пушкина – золотые, стихи Лермонтова стальные, стихи Некрасова – каменные». Подберите определение к стихам Фета. |
Формулировка выводов 1 мин. | Учитель: Теперь давайте сделаем выводы – о чём стихотворение А.А. Фета «Ель рукавом мне тропинку завесила…»? (класс принимает участие в формулировке выводов урока). /слайд 41/ - Поэт изображает своего героя в момент наибольшего эмоционального напряжения, показывает его душу на фоне прекрасного мгновения природы. - Фет в стихотворении создает образ, который позволяет читателю увидеть нарисованную картину. - В строках стихотворения поэт использует предложения разных структур. Итак, мы видим, что в этом стихотворении А.А. Фета состояние природы сливается с человеческими эмоциями. Характер, переживания, мысли и чувства лирического героя стремятся отобразить всю красоту и очарование окружающей действительности Чайковский писал о Фете: «Считаю его поэтом абсолютно гениальным…». Согласны ли вы с этим высказыванием? - Меняется политическая обстановка, меняется жизнь общества, но вечными остаются общечеловеческие ценности: любовь, красота, природа, музыка – все то, что составляет мир поэзии А.А.Фета. |
Рефлексия 2 мин. | Учитель: Сейчас я даю вам минутку на размышление, пожалуйста, подумайте, что дал вам сегодняшний урок. Подведем итоги нашей мастерской. Я предлагаю вам оценить собственный вклад в работу на уроке и продолжите предложения. /слайд 42/ Сегодня на урокеЯ понял, что…. Я для себя открыл… Мне понравилось… |
Подведение итогов учебного занятия 0,5 мин. | Благодарность за сотрудничество. |
Контроль и самоконтроль 1 мин. | Учитель: Сегодня на уроке мы все хорошо поработали. Но нам нужно выставить оценки. Давайте вместе попробуем это сделать. Каждый оценит свою работу. /слайд 43/ |
Домашнее задание 1 мин. | Выучить наизусть стихотворение А.А. Фета «Ель рукавом мне тропинку завесила». /слайд 44/ Индивидуальное задание. |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
|
|
| ||||||||
|
|
|
Предварительный просмотр:
РАБОЧИЙ ЛИСТ. А.Блок «Двенадцать»
«Под сенью дружных муз…»: работа с иллюстрациями Ю. П. Анненкова
к поэме «Двенадцать»
(Иллюстрации размещены на доске.)
Юрий Анненков. Иллюстрации к поэме А. А. Блока «Двенадцать». 1918
Комментарий. Многоликость поэмы обладала огромной притягательно-
стью для иллюстраторов. Первым иллюстратором поэмы был Юрий Павлович
Анненков. Он увидел нового поэта, услышал новый голос, он искал в новой поэ-
ме ключевую фразу, сказанную когда-то поэтом: «Музыка есть сущность мира».
Два художника, два современника, они слышали и видели революцию. В дан-
ном случае живопись является ещё одним доказательством объективно сти Бло-
ка. Анненков вносит главный элемент в первые же иллюстрации — движение,
которое корёжит мир, создаёт неустойчивость, ненадёжность, то ли катастрофу,
то ли переустройство. Геометрические казусы придают пространству скачущий,
несколько несуразный облик. Искажения, изломы, странные конфигурации.
Искажены и лица людей. Рушатся дома, падают кресты с церквей. Винтовки,
штыки, возбуждённые лица людей, пламя охватывает дома.
«Улица ворвалась в мастерскую художника, и золотое время одиноких стран-
ствий миновало» (А. А. Блок). Картина погрома. Бутылки коньяка. Разбиваю-
щиеся вдрызг окна, мечущиеся фигурки людей, чёрные силуэты воору жённых
отрядов. Испуганно глядит из окна обыватель. А. А. Блок называл иллюстра-
ции Ю. П. Анненкова к поэме параллельным графическим текстом, рисован-
ным близнецом.
• Почему А. А. Блоку понравились иллюстрации Ю. П. Анненкова к поэме?
• Охарактеризуйте стиль, в котором созданы художником Ю. П. Анненковым
иллюстрации к поэме «Двенадцать».
Выполнение интерактивного упражнения «Пресс» (работа в парах)
• Вы ознакомились с различными мнениями писателей, критиков, литера-
туроведов о творчестве Блока, о его поэме «Двенадцать». Докажите право-
мерность оценки современника поэта Сергея Митрофановича Городецкого,
которую он дал поэзии Блока: «Острая значительность его поэзии для наших
дней и бессмертие её в истории большой русской литературы определяются
той исключительной честностью песнопения, с которой он выполнил свой
подвиг и которая делает самые фантастические строки его стихов фактиче-
ским документом его эпохи».
Предварительный просмотр:
Открытое внеклассное занятие в рамках Дня открытых дверей «По страницам сказок Г.Х. Андерсена»(5 класс)
1. Учитель слайд 1-4
В моём шкафу теснится к тому том,
И каждый том на полке словно дом…
Обложку-дверь откроешь второпях –
И ты вошёл, и ты уже в гостях.
Как переулок – каждый книжный ряд.
И весь мой шкаф – чудесный Книгоград…(Д. Кугультинов)
Давайте и мы с вами откроем обложки-двери книг, книг со сказками Г.Х.Андерсена и совершим удивительное путешествие в этот замечательный волшебный мир.
Сказки Андерсена полюбились и детям и взрослым, они обрели бессмертие. В сказках оживает каждая вещь – мельница, монетка, фонарь, ветер, огоньки, а люди, цветы, деревья и животные каждый живут особенной и удивительной жизнью. В своих произведениях писатель часто изображает несчастных и обездоленных детей, неравенство между бедными и богатыми, высмеивает людей эгоистичных и властных. С годами Андерсен все больше стал уделять внимание взрослому читателю. Сказки стали часто заканчиваться «как в жизни» - героев ожидали тяжелые испытания и беспросветный конец. Но в то же время они остаются счастливы, потому что своей болью и страданиями они расплачиваются за жизнь и счастье других людей.
– Сколько сказок Г.Х.Андерсена вы знаете? (Ответы).
слайд 5
А их у него более 170! Волшебные, фантастические, и в то же время абсолютно реалистичные, они вмещают в себя мир чудаков и мудрецов, королей и нищих, учёных, крестьян, служивых, птиц, животных, растений…
В сказках Андерсена живут природа, любовь, добро, честь. Тихим, ровным голосом рассказчик повествует об обычных и необычных приключениях, защищает достоинство обиженных, мужественно вступая в борьбу со злом.
– Сегодня мы вспомним сказки Х.К.Андерсена, поразмышляем, почему они так полюбились детям и взрослым и узнаем, какая команда знает лучше эти сказки.
Участники нашей игры – 3 команды.
Команды, представьтесь.
1) Представление команд.
1-я команда с6
Девочка спит и пока что не знает.
Что в этой сказке её ожидает:
Жаба под утро её украдёт,
В нору упрячет бессовестный крот…
Впрочем, довольно! Нужна ли подсказка?
Кто эта девочка? Чья это сказка?
“Дюймовочка”
2-я команда с7
Бравых 25 солдат,
И друг другу каждый брат.
Самый младший из бойцов
Был на подвиги готов.
В грустной сказке — западня…
Нет спасенья от огня.
3 команда с8
Перед нами птичий двор.
Мы заглянем за забор.
Гуси тут, а тут хохлатки,
И у всех свои порядки.
Средь обиды, зла живёт
Неуклюженький урод.
Но обидчики не знают,
Что красавца обижают.
(Гадкий утёнок)
Все задания рассчитаны на 2 команды. На каждом слайде одно задание для 1-й команды, а второе задание для 2-й команды.
2 выступление литераторов (сказочные премудрости) с9
3 Узнай свою иллюстрацию (мгновения сказки) с10-16
4 Выступление художников с17
5.Вопросы от с 18
«Гадкий утёнок»
В какое время года вылупился из яйца гадкий утёнок? (Летом)
Куда отправились утка и утята , когда те вылупились из яйца? (На птичий двор)
Какой породы была самая знатная утка на птичьем дворе? (Испанской)
Почему гадкий утёнок сбежал с птичьего двора? (Его все обижали)
Так прошел первый день, затем пошло еще хуже. Все гнали бедняжку, даже братья и сестры сердито говорили ему: «Хоть бы кошка утащила тебя, несносного урода!» — а мать прибавляла: «Глаза бы мои тебя не видали!» Утки клевали его, куры щипали, а девушка, которая давала птицам корм, толкала ногою.
Не выдержал утенок, перебежал двор и — через изгородь! Маленькие птички испуганно вспорхнули из кустов.
Кого встретил утёнок в избушке у старушки? ( Кота и курицу)
Как называла старушка курицу? ( Коротконожка)
Что умел делать кот? (Выгибать спину и пускать искры)
Что делала курица в доме у старушки? (Несла яйца)
Почему утенок ушёл от старушки? ( Он мечтал плавать и нырять)
В кого превратился гадкий утёнок? (В лебедя)
«Полечу-ка я к этим царственным птицам; они, наверное, убьют меня за мою дерзость, за то, что я, такой безобразный, осмелился приблизиться к ним, но пусть! Лучше быть убитым ими, чем сносить щипки уток и кур, толчки птичницы да терпеть холод и голод зимою!»
И он слетел в воду и поплыл навстречу красавцам лебедям, которые, завидя его, тоже устремились к нему.
— Убейте меня! — сказал бедняжка и опустил голову, ожидая смерти, но что же увидал он в чистой, как зеркало, воде? Свое собственное отражение, но он был уже не безобразною темно-серою птицей, а — лебедем!
Не беда появиться на свет в утином гнезде, если вылупился из лебединого яйца!
Теперь он был рад, что перенес столько горя и бедствий: он лучше мог теперь оценить свое счастье и все окружавшее его великолепие. Большие лебеди плавали вокруг него и ласкали его, гладя клювами по перышкам.
11.Какими качествами обладает наш главный герой?
Все говорили, что новый красивее всех. Такой молоденький, прелестный!
И старые лебеди склонили перед ним головы.
А он совсем смутился и спрятал голову под крыло, сам не зная зачем. Он был чересчур счастлив, но нисколько не гордился: доброе сердце не знает гордости, помня то время, когда все его презирали и гнали.
1.Понравился ли вам сказка?
2.Какое настроение вызвала у вас эта сказка?
3. Как бы вы поступили, увидев гадкого утенка?
«Стойкий оловянный солдатик»
Сколько всего солдатиков было в коробке?(25)
Кем приходились солдатики друг другу?(Братьями)
Кто была их мама? (Старая оловянная ложка)
Чем отличался последний солдатик от своих братьев? (Он был одноногим)
В кого влюбился солдатик? (В бумажную танцовщицу)
Кто жил в табакерке? (Маленький черный тролль)
С какого этажа упал солдатик? ( с третьего)
Из чего сделали мальчишки лодочку для солдатика? (Из старой газеты)
Начал накрапывать дождь, капли падали все чаще, и наконец хлынул настоящий ливень. Когда он кончился, пришли двое уличных мальчишек.
— Гляди-ка! — сказал один. — Вон оловянный солдатик! Давай отправим его в плаванье!
И они сделали из газетной бумаги кораблик, посадили в него оловянного солдатика, и он поплыл по водосточной канаве. Мальчишки бежали рядом и хлопали в ладоши. Батюшки, какие волны ходили по канаве, какое стремительное было течение! Еще бы, после такого ливня!
Кораблик бросало то вверх, то вниз и вертело так, что оловянный солдатик весь дрожал, но он держался стойко — ружье на плече, голова прямо, грудь вперед.
Вдруг кораблик нырнул под длинные мостки через канаву. Стало так темно, будто солдатик опять попал в коробку.
«Куда меня несет? — думал он. — Да, да, все это проделки тролля! Ах, если бы со мною в лодке сидела та барышня, тогда будь хоть вдвое темнее, и то ничего!»
Какой документ попросила крыса у солдатика под мостом? (Паспорт)
Затем кухарка взяла солдатика двумя пальцами за поясницу и принесла в комнату. Всем хотелось посмотреть на такого замечательного человечка — еще бы, он проделал путешествие в брюхе рыбы! Но оловянный солдатик ничуть не загордился. Его поставили на стол, и — каких только чудес не бывает на свете! — он оказался в той же самой комнате, увидал тех же детей, на столе стояли те же игрушки и чудесный дворец с прелестной маленькой танцовщицей. Она по-прежнему стояла на одной ноге, высоко вскинув другую, — она тоже была стойкая. Солдатик был тронут и чуть не заплакал оловянными слезами, но это было бы не пригоже. Он смотрел на нее, она на него, но они не сказали друг другу ни слова.
Что осталось от солдатика и танцовщицы в конце сказки? ( Кусочек олова и брошка)
Вдруг один из малышей схватил оловянного солдатика и швырнул в печку, хотя солдатик ничем не провинился. Это, конечно, подстроил тролль, что сидел в табакерке.
Оловянный солдатик стоял в пламени, его охватил ужасный жар, но был ли то огонь или любовь — он не знал. Краска с него совсем сошла, никто не мог бы сказать, отчего — от путешествия или от горя. Он смотрел на маленькую танцовщицу, она на него, и он чувствовал, что тает, но по-прежнему держался стойко, не выпуская из рук ружья. Вдруг дверь в комнату распахнулась, танцовщицу подхватило ветром, и она, как сильфида, порхнула прямо в печку к оловянному солдатику, вспыхнула разом — и нет ее. А оловянный солдатик стаял в комочек, и наутро горничная, выгребая золу, нашла вместо солдатика оловянное сердечко. А от танцовщицы осталась одна только блестка, и была она обгорелая и черная, словно уголь.
Что общего у оловянного солдатика у солдатика с танцовщицей?
Конец сказки веселый или грустный?
Почему история любви часто заканчивается грустно?
«Дюймовочка»
Какое зерно дала старая колдунья бедной женщине? ( Ячменное)
Сколько денег заплатила женщина за это зерно? (12 грошей)
Что выросло из ячменного зернышка? (Цветок, похожий на тюльпан)
Жила-была женщина; очень ей хотелось иметь ребёнка, да где его взять? И вот она отправилась к одной старой колдунье и сказала ей:
— Мне так хочется иметь ребёночка; не скажешь ли ты, где мне его достать?
— Отчего же! — сказала колдунья. — Вот тебе ячменное зерно; это не простое зерно, не из тех, что крестьяне сеют в поле или бросают курам; посади-ка его в цветочный горшок — увидишь, что будет!
— Спасибо! — сказала женщина и дала колдунье двенадцать скиллингов; потом пошла домой, посадила ячменное зерно в цветочный горшок, и вдруг из него вырос большой чудесный цветок вроде тюльпана, но лепестки его были ещё плотно сжаты, точно у нераспустившегося бутона.
— Какой славный цветок! — сказала женщина и поцеловала красивые пёстрые лепестки.
Что-то щёлкнуло, и цветок распустился. Это был точь-в-точь тюльпан, но в самой чашечке на зелёном стульчике сидела крошечная девочка. Она была такая нежная, маленькая, всего с дюйм ростом, её и прозвали Дюймовочкой.
От чего цветок распустился? (женщина поцеловала)
Какого роста была девочка в цветке? ( Один дюйм или 2,7см)
Что служило колыбелькой для Дюймовочки? (Скорлупка грецких орехов)
Кто похитил Дюймовочку из дома? (Жаба)
У кого перезимовала Дюймовочка? ( У полевой мыши)
Кто официально сватался к Дюймовочке, соблюдая все правила? (Крот)
Кто помог Дюймовочке сбежать от Крота? (Ласточка)
Всю зиму прожила тут ласточка, и Дюймовочка ухаживала за ней. Ни крот, ни полевая мышь ничего не знали об этом — они ведь совсем не любили птичек.
Дюймовочка подняла глаза и увидела ласточку, которая пролетала мимо. Ласточка тоже увидела девочку и очень обрадовалась, а девочка заплакала и рассказала ласточке, как ей не хочется выходить замуж за противного крота и жить с ним глубоко под землёй, куда никогда не заглянет солнышко.
— Скоро придёт холодная зима, — сказала ласточка, — и я улетаю далеко-далеко, в тёплые края. Хочешь лететь со мной? Ты можешь сесть ко мне на спину — только привяжи себя покрепче поясом, — и мы улетим с тобой далеко от гадкого крота, далеко за синие моря, в тёплые края, где солнышко светит ярче, где всегда лето и цветут чудные цветы! Полетим со мной, милая крошка! Ты ведь спасла мне жизнь, когда я замерзала в тёмной, холодной яме.
— Да, да, я полечу с тобой! — сказала Дюймовочка, села птичке на спину, упёрлась ножками в её распростёртые крылья и крепко привязала себя поясом к самому большому перу.
11.За кого вышла замуж Дюймовочка? (За короля эльфов)
12. Самым лучшим подарком для Дюймовочки стали … (Прозрачные крылышки)
1.Какие чувства вызвала у вас сказка?
2.Чему можно учиться у Дюймовочки?
3.Как вы понимаете выражение “человек с большим сердцем”?
4.Можно ли это сказать о Дюймовочке и почему?
6.«Соревнование с Андерсеном» с19-22(приложение)
Сейчас вы получите текст – отрывок из сказки, в котором пропущены прилагательные.
Ваша задача – подобрать нужные, подходящие эпитеты. А жюри сравнит ваши прилагательные и те, которые были в сказке Андерсена. Кто ближе к истине, т.е. кто подобрал более точные слова, тот и получит больше балов. ( Приложение.)
1.______, ______скорлупка ______ ореха была её колыбелькою, ______ фиалки — матрацем, а лепесток розы — одеяльцем; в эту колыбельку её укладывали на ночь, а днём она играла на столе. На стол женщина поставила тарелку с водою, а на края тарелки положила венок из цветов; _______ стебли цветов купались в воде, у самого же края плавал _________ лепесток тюльпана.
2.Все солдатики оказались совершенно ________, и только один-________ был немножко не такой, как все: у него была только одна нога, потому что отливали его ________, и олова не хватило. Но и на ______ ноге он стоял так же твердо, как _________ на двух, и вот с ним-то и приключится _________ история.
3.Раз вечером, когда солнышко еще так славно сияло на небе, из-за кустов поднялась ________ стая _______, _______птиц; утенок сроду не видал таких красавцев: все они были ______ как снег, с ______, ______ шеями! То были лебеди. Они испустили какой-то ________ крик, взмахнули ______, ______ крыльями и полетели с ______ лугов в ______ края, за ______ море.
7. Заключительное слово учителя.с 23
Оле-Лукойе:
Закончились сказки, рассвет настает.
Пора просыпаться, работа всех ждет.
Я каждую звездочку с неба сниму,
Почищу и снова на место верну.
Весь мир разукрашу
К воскресному дню.
А вечером снова
Со снами приду.
слайд 24
Есть в Копенгагене в Центральном городском парке, где всегда много людей и куда каждый день приходят дети, памятник Андерсену. На цоколе памятника великому сказочнику высечены слова: «Воздвигнут датским народом».
слайд 25
И хоть сегодняшнее наше необыкновенное путешествие закончилось, но самый сказочный писатель с вами не прощается, с вами остаются его замечательные истории, которые учат нас быть добрыми, самоотверженными, преданными, учат любить близких нам людей.
(Подведение итогов игры, награждение победителей.)
ПРИЛОЖЕНИЕ.
1.______, ______скорлупка ______ ореха была её колыбелькою, ______ фиалки — матрацем, а лепесток розы — одеяльцем; в эту колыбельку её укладывали на ночь, а днём она играла на столе. На стол женщина поставила тарелку с водою, а на края тарелки положила венок из цветов; _______ стебли цветов купались в воде, у самого же края плавал _________ лепесток тюльпана.
2.Все солдатики оказались совершенно ________, и только один-________ был немножко не такой, как все: у него была только одна нога, потому что отливали его ________, и олова не хватило. Но и на ______ ноге он стоял так же твердо, как _________ на двух, и вот с ним-то и приключится _________ история.
3.Раз вечером, когда солнышко еще так славно сияло на небе, из-за кустов поднялась ________ стая _______, _______птиц; утенок сроду не видал таких красавцев: все они были ______ как снег, с ______, ______ шеями! То были лебеди. Они испустили какой-то ________ крик, взмахнули ______, ______ крыльями и полетели с ______ лугов в ______ края, за ______ море.