Эссе "Чтобы научиться просить и прощать..."

 

     Одно из характерных свойств человеческого ума в том, что,  сталкиваясь с  противоречием, он не может оставаться пассивным. Ум приходит в движение с целью разрешить противоречие. Всем своим прогрессом человек обязан этому факту.

                                     Эрих Фромм –  социолог, философ, психолог

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 121033_esse._chtoby_nauchitsya_prosit_i_proshchat.docx39.59 КБ

Предварительный просмотр:

Эссе. Чтобы научиться просить и прощать…

     Одно из характерных свойств человеческого ума в том, что,  сталкиваясь с  противоречием, он не может оставаться пассивным. Ум приходит в движение с целью разрешить противоречие. Всем своим прогрессом человек обязан этому факту.

                                     Эрих Фромм –  социолог, философ, психолог

Всегда интересовалась философией, это мое такое личное хобби, но почему-то именно мысли немецкого философа Фромма мне показались более близкими по духу, особенно те из его утверждений, где речь идет о внутреннем противоречии в характере человека, о внешнем противоречии поступков…

 Иногда кажется, что я в этом многогаммном, жесткосердном мире просто песчинка и лично от меня ничего в нем   не зависит. Чем дольше  живу, тем больше чувствую свое бессилие и ощущаю увеличивающуюся зависимость от других людей, поэтому никто из нас не застрахован от падений. С годами разум давлеет над чувствами – по крайней мере у большинства людей, особенно у совестливых людей. Это не то чтобы как-то мешает жить, но уж точно ее, эту жизнь, не облегчает, а, наоборот, делает ее сложнее, потому что приходишь к ВЕРЕ, если не уверовал в ГОСПОДА в детском или юношеском возрасте. Начинаешь анализировать свои поступки, находишь в себе несовершенство, работаешь над своими недостатками… Становишься более милосердным, а потому очень чувствительным к чужой боли…  Эмоциональное  и физическое состояние больше подвержено стрессам.  Обратите внимание: люди более прозаичные, с выработанным  антистрессовым  иммунитетом болеют  реже… У них есть нравственная броня уверенности в себе.

Говорят, что поступками человека движет первое наитие, но поступки эти как бы подготовлены всем предшествующим ходом жизни. Вспоминаю отца, ветерана Великой Отечественной войны, который во время разговора о градации человеческих поступков (а речь шла о подвиге стюардессы в самолете, угнанном бандитами в далеком 70-ом году) сказал решительно, что на самые дерзкие, смелые поступки способны люди с крайне выраженной степенью милосердия. Такие люди обычно не задумываются о возможном собственном страдании, их порывы естественны, такие люди в минуты опасности не просчитывают свои действия…  просто делают то, что кому-то спасает жизнь, кого-то ограждает от опасности, кого-то  подвигает  к проявлению высоких нравственных чувств.

Отец рассказывал о том, что в годы войны в первую очередь гибли люди не безрассудные, а волевые, с обостренным чувством любви к людям. Они первыми закрывали грудью амбразуру дота, первыми поднимались в атаку, делились  последним куском хлеба… История каждодневного подвига на войне по-своему уникальна своей обыденностью. Когда фашисты обнаружили партизан (в 1941-ом году отец был в партизанском отряде в Белоруссии), один из его товарищей, чтобы отвлечь внимание фашистов и дать возможность своим скрыться,  подорвал себя гранатой. Это был спокойный, неразговорчивый мужчина, который и в отряде держался особняком, мало с кем общался. Потом, уже после его гибели, товарищи узнали, что он был отцом троих  сыновей, что перед самой войной у него умерла жена и своих детей он оставил у престарелого отца в деревне, которую вскоре заняли фашисты.

Подвиг не определяется своеобразием характера человека, но определяется нравственными критериями отношения к жизни. Наверно, именно поэтому я с трудом могу представить себе людей, обманувших свой народ, нажившихся на его бедах, способных к человеческому подвигу. Однако  именно они зачастую определяли или определяют климат нашей с вами жизни, наши судьбы.  Как обычно, такие люди смело  перешагивают через многое, их не мучают муки совести, потому что она, совесть, в их душах очень редкий гость. Они не анализируют свои поступки, не испытывают душевных волнений: броня равнодушия и эгоизма заслоняет их от внешних волнений и неудобств. Мир , как им кажется, движется только применительно к их собственным чаяниям и стремлениям.

Печально, но это факт: в жизни зачастую процветают и добиваются благополучия  люди с заниженной планкой нравственности и морали, хотя не обобщаю, потому что каждый идет своей дорогой и не надо собственные умозаключения перекладывать на чьи-то плечи… Такие люди  могут прикрываться яркими лозунгами страстного  желания изменить жизнь страны к лучшему, а на самом деле обустраивают собственную жизнь и жизнь своей семьи за счет народа. Откройте любой новостной сайт и узнаете, сколько там радеющих о счастье народном, правда, они денежки вывозят за пределы страны наступающего всеобщего счастья, а заодно вывозят и свои семьи, но это уже, как говорится, другая история.  Я уже не в том возрасте, чтобы верить в утопическую мечту о самоусовершенствовании человечества, более того -  абсолютно уверена в том, что это НЕВОЗМОЖНО хотя бы просто потому, что человек сам по себе не идеальное существо, а, значит, природа устроена таким образом, что всегда в мире будут соседствовать добро и зло. Это как верх-низ, свет-тьма, красота-уродство, честность-бесчестие, радость-горе…

Я верующий человек и очень продолжительное время была убеждена, что вера способна объединить людей разных национальностей, но вера и разъединяет  людей, потому что у каждого из народов свое представление о Боге, о канонах вероисповедания… Да, Вера в Бога поворачивает человека к свету чистоты разума и поступков. Все больше в России людей посещают церкви, все больше строят храмов,  но отчего же тогда в нашем обществе нарастает агрессивность, а зло становится все более изощренным и наступательным? И не становится ли это данью моде, как ни  кощунственно это звучит?

«Дань моде» - как меня раздражает эта фраза, но  мне кажется, что именно так можно охарактеризовать сегодняшнюю ситуацию с появлением все большего количества храмов,  влиянием церкви на дела государственные, внедрением  религиозных основ даже в образование! Вот этого категорически нельзя было делать! И почему-то педагогическое сообщество практически не сопротивлялось таким странным реформистским  новшествам. Странно это выглядит еще и потому, что в школах      основы православия зачастую ведут дилетанты… По одну сторону страны говорим о православии, а по другую – о другой религии. Через несколько лет противостояние на религиозной почве будет только усиливаться. Как этого не понимают горячие головы в Государственной Думе? В нашей многонациональной стране шаг вхождения религии в школы будет неоправданно рискованным и чудовищным по своим последствиям. Глубоко убеждена: к Богу каждый человек должен прийти самостоятельно, потому что это его путь и его выбор.

Человек должен прийти к вере сам, с помощью родителей, но превращать этот процесс духовного развития в профанацию нельзя, потому что при нашем общем образовательном  «служении» так и получится.  Последствия могут быть неожиданными и, как это ни покажется парадоксальным, трагичными. Наша история являет тому немало примеров... Вспомним, что на начало 20 века слово Божие звучало  во всех учебных заведениях, а потом… пошло отторжение и атеизм. Вспомним предупреждения Л.Н.Толстого, глубоко верующего человека, отлученного от церкви за смелость мыслей в отношении того, что церковь вникает в дела государства. Это и нашему обществу предупреждение, потому что великий писатель предвидел и будущие революции...

Понимаю, что мнения педагогов в данном вопросе, собственно, никто и не спрашивал, а просто был констатирован факт включения  поэтапного вхождения в учебные заведения  тех или иных теорий и практик завуалированного религиозного содержания.  «По причине умножения беззакония во многих охладеет любовь», - эта фраза из Библии меня потрясла своей реалистичностью. Любовь прививается не принуждением, а воспитанием. Вот в этом-то я глубоко убеждена, хотя отдаю себе отчет в том, что многие будут не согласны со мной. Мой многолетний опыт работы с детьми подсказывает, что любовь, гуманизм – определяющие того нравственного стержня, что составляет человеческое начало в ЧЕЛОВЕКЕ.

Перечитав Ветхий и Новый Заветы, нашла несоответствия… А у батюшки не нашла ответы на мучившие меня вопросы. Первый Завет носит оттенок агрессивности, а второй – милосерден. Наверно, именно поэтому человечество и находится постоянно на распутье душевных терзаний и нравственных несоответствий, хотя, повторяю, это мое сугубо личное мнение, которое абсолютно не претендует на приоритет…

Разность вероисповеданий иногда ставит мир на грань катастрофы, хотя Бог един. Но посмотрите, какие разные представления у народов о божественном начале…  Недавно долго беседовала по этому поводу с батюшкой, а в конце нашего нелегкого разговора поняла, что и его лично волнуют проблемы взаимоотношения человека с окружающим миром и что он тоже в относительном сомнении насчет будущего идеализированного общества, которое можно воспитать. Это ж утопия! Но в одном мы единогласны: Вера, как никакая другая сила, способна  где-то прагматичное, где-то агрессивное, порой с проявлением радикализма  общество изменить, направить его потенциал, неуемную энергию, жажду самопознания и познания Вселенной в русло постепенного гуманистического начала. Так, наверно, и должно быть.

Мир потому  еще не погрузился  в хаос и тьму, что удерживают  его не только человеческий разум, но и Вера в  промысел Божий,  который признают все религии и который основывается на обновлении человечества искуплением и возведением к высшему нравственному совершенству. А я  вот все копаюсь в своей душе, ищу ответы на вопросы, но …все дело в том, что на некоторые из них нет ответа, хотя ответы, конечно, есть, однако… кажутся мне слишком простыми. Это как игра в дочки-матери. Мать обязательно должна быть любящей, доброй, понимающей… А в жизни иногда все бывает по-другому, и наши детские дома переполнены брошенными детьми.

Чем старше становлюсь, тем меня все чаще волнуют вопросы предназначения человека на Земле, подозреваю, что такие философские стенания характерны для большей половины человечества. Я пришла в этот мир только для того, чтобы продолжить род человеческий? Только для этого много лет назад пришла в этот мир, возвещая его о своем появлении отчаянным звонким криком, повторив биллионный   процесс продолжения жизни на  планете? Само мое появление – случайность на уровне хромосом. Это генетика. Но я верю в то, что Бог даровал мне жизнь. А я вот иду по этой жизни, упираясь, как слепой котенок, в преграды житейских проблем, собственных разочарований и собственного несовершенства. Делаю ошибки, спотыкаюсь о прагматизм  окружающего мира и разбиваю в пух и прах  свою  мечту об обычном человеческом счастье. Понимаю, конечно, что лично от моего пребывания на этом  свете мир не станет лучше, какие бы потуги для этого я ни совершала… И от одной мысли о таком жизненном предопределении становится очень тоскливо.

В церковь прихожу, когда она пуста. Подхожу к иконе Святителя Николая (Николая Угодника, Николая Чудотворца), потому что моя семья – Николаевны и Николаевичи, а первого моего внука тоже нарекли Николаем – в четвертом поколении! Кстати, до начала 20 века это имя было одним из самых распространенных. Молитв знаю мало, вообще, совершенно беспомощна в исполнении внешних атрибутов Веры. Меня смущают образы на иконах, потому что пишутся они людьми, иногда эти образы резко отличаются друг от друга… Нет, нет! Я не прагматичный, не материальный человек, просто я несу Бога в тайнике своей души, боюсь расплескать это божественное чувство, не выношу его на обозрение окружающих, предпочитая разговор с Богом наедине.

Говорю, конечно, я одна. Говорю и говорю… плачу, жалуюсь, сетую, радуюсь… Мне кажется, что Он меня слышит, хотя что я… маленький человек в огромном мироздании, песчинка в бескрайней пустыне человеческого несовершенства. Но в нашем мире появляются и люди совершенно уникальные  - те самые, что могут нести в этот мир слово Бога, потому что живут и несут свой крест на уровне высочайшей морали и нравственности. А нам, земным, обыкновенным, они являют пример служения Богу, тот пример совершенства, без которого мы бы стали духовно беднее, скуднее… Мы же, наоборот, цепляемся за маленькие житейские радости, составляющие решительную основу нашей жизни, набираемся мудрости год от года, но так до конца и не сможем постигнуть тайну провидения Божего  и боль,  горе принимаем как испытание, а    страдание -  как искупление.

Когда-то, в самом начале  юности, наивно казалось, что уж мы-то, повзрослев, сможем изменить мир к лучшему, что в нем исчезнут злоба, ненависть, насилие, что наше поколение дерзко сменит вектор постижения мира. Не получилось! За годы работы в школе на моих глазах выросло не одно поколение, мечтавшее о гармонии в мире, в котором не будет противостояния и непонимания…  Утопическая мечта! Но ведь каждый век выдвигает свою совершенную утопию и ведет за собой миллионы подвижников, свято верующих в идеальное общество. Наверно, так и должно быть, потому что каждое новое поколение «переболеет» своими ошибками, набьет свои шишки, чтобы к старости стать мудрее, терпеливее, чтобы научиться просить и прощать…