Гендерный подход в физическом воспитании дошкольников
ПОЛОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ
ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Проявление различий в развитии мальчиков и девочек дошкольного возраста является объектом изучения генетиков, физиологов, психологов, педагогов и других специалистов. Причины этих различий нельзя считать точно установленными. Их выявление требует дальнейших исследований.
Анатомо-физиологические особенности мальчиков и девочек
Пол будущего ребенка определяется в момент зачатия, и ничто не может его изменить. Пол ребенка зависит от отца. Х-хромосома содержит большее количество генов, в Y-хромосоме генов меньше: это главным образом гены, определяющие черты мужского пола. Мальчики получают свою единственную Х-хромосому от матери. Поэтому от нее же они наследуют все гены, определяющие признаки, связанные с полом. Девочки же получают две Х-хромосомы — по одной от отца и от матери.
Х- и Y-хромосомы обладают разной массой. В Японии разделили Х- и Y-хромосомы и оплодотворили яйцеклетки вне организма матери. По заданной программе получили 95% девочек и 85% мальчиков (так как Y-спермии труднее изолировать). Общественность Японии отнеслась к эксперименту негативно. Однако ученые считают, что подобное планирование пола ребенка оправданно, когда речь идет о наследственном заболевании, связанном с полом.
Впервые пол до зачатия был предопределен в 1986 году в США. 29-летняя домохозяйка родила здоровую девочку по заранее разработанной программе (А. И. Брусиловский, 1991).
Э. К. Суслова, Т. Репина отмечают, что половые различия закладываются уже на ранних этапах эмбрионального развития, а именно с 6-й недели внутриутробной жизни. Уже на 8—10-й неделе формируются внутренние половые органы, и начинают продуцироваться зародышевые половые гормоны. Под их влиянием происходит формирование не только анатомических особенностей пола, но и особенностей развития мозга, различных для женщин и мужчин, — половое дифференцирование мозга. Таким образом подготавливается основа для дальнейшего психосексуального развития плода.
Вредные воздействия во время беременности (особенно между 6-й и 32-й неделями) могут нарушить процесс правильного полового дифференцирования мозга, что в дальнейшем отразится на психосексуальном поведении и развитии ребенка. К таким воздействиям относятся введение беременной гормональных препаратов (тестостерона, прогестина), резерпина (широко применявшегося при лечении гипертонии), стрессовые состояния, асфиксия плода при маточно-плацентарных кровотечениях и т. д.
В конце 60-х годов было установлено, что девочки, родившиеся у матерей, получавших для предотвращения выкидыша прогестин, отличались высоким интеллектом, а по физическому развитию походили на мальчиков, играли в войну, дрались, были независимы и самоуверенны. Такие девочки часто становились руководящими работниками, директорами заводов и школ, у них слабо выражался материнский инстинкт, они были агрессивны и неуживчивы в семье. Известно также, что мальчики, родившиеся в блокадном Ленинграде, отличались мягким покладистым характером, играли в куклы, т. е. женские черты в их поведении были связаны со стрессами, перенесенными матерями во время беременности. Эти и другие подобные факты свидетельствуют о том, что в определенном смысле основы полового воспитания закладываются еще до рождения ребенка.
Многие авторы отмечают, что «стартовые возможности» в жизни девочек и мальчиков различны. Так, в исследованиях Д.Н.Исаева и В.Е.Кагана, В.Д.Еремеевой и Т.П.Хризман содержатся сведения о том, что выкидыши у женщин случаются чаще, если они вынашивают мальчиков. Исследователи отмечают, что на 100 зачатий девочек приходится 120—180 зачатий мальчиков. Часто гибель будущего мальчика происходит раньше, чем женщина узнает, что она беременна. А на 100 девочек рождаются 103—107 мальчиков. При рождении мальчиков чаще наблюдаются осложнения. Девочки рождаются на 3—4 недели более зрелыми. Т. Репина (1997) указывает, что, хотя при рождении, как правило, у девочек по сравнению с мальчиками меньше масса тела, рост, удельный вес мускулатуры, уже через 4 недели девочки начинают опережать мальчиков в общем развитии.
У мальчиков больше случаев задержки умственного развития, гемофилии, заикания, неврозов. По данным ряда авторов (Т. С. Грядкина, Т. А. Власова, Л. Л. Юнда), часто болеющих мальчиков больше, чем девочек, особенно в критические периоды роста: 3-й, 4-й, 7-й годы жизни.
Как отмечают В.Д.Еремеева и Т. П.Хризман, мальчики на 2—3 месяца позже начинают ходить, на 4—6 месяцев позже начинают говорить. В то же время Т. В. Тюрина, исследуя конституциональные особенности развития двигательных навыков и речи у детей дошкольного возраста, показала, что сроки развития ребенка во многом определяются его соматотипом. Например, по ее данным, девочки мышечного типа начинают говорить на 4 месяца раньше девочек астеноидного типа. А мальчики мышечного типа начинают стоять и ходить раньше и девочек, и мальчиков всех других соматотипов.
Созревание скелета у девочек происходит раньше, чем у мальчиков. Костный возраст девочек в период детства опережает костный возраст мальчиков примерно на 18 месяцев, хотя ни вес, ни длина тела у них не больше, чем у мальчиков. Более того, мальчики впервые 6 месяцев после рождения растут быстрее девочек, и это преобладание в длине тела сохраняется до четырех лет.
После трех лет, по данным И. М. Воронцова, процесс роста стабилизируется со средними приростами по 5—6 см в год. Однако имеются «пики» или «максимумы» скорости. Первый «максимум» возникает в возрасте от 4 до 5,5 лет у мальчиков и после 6 лет у девочек.
Позвоночник детей, несущий сложные опорные функции, большей частью состоит из хрящевой ткани. У девочек подвижность позвоночника выражена несколько больше, чем у мальчиков (Н. Б. Котелевская). М. В. Волков объясняет это тем, что у женщин относительно короче, чем у мужчин, грудной и длиннее шейный и поясничный отделы. В дошкольном возрасте позвоночный столб очень чувствителен к деформирующим воздействиям.
На основании исследований, проведенных в 70-е годы в дошкольных учреждениях, Л. П. Африканова констатировала, что от 4 до 7 лет нарушения осанки возрастают. Причем количество нарушений осанки у девочек выше, чем у мальчиков. Автор частично объясняет это невысокой двигательной активностью девочек.
Кроме нарушений осанки в дошкольном возрасте нередко встречается деформация стоп. Плоскостопие нарушает двигательную, балансировочную и, особенно, рессорную функцию стопы, отражаясь на функционировании всего организма, предопределяя различные типы нарушений осанки. У мальчиков, по данным Е. Е. Романовой, плоскостопие встречается чаще, чем у девочек. Изучая свод стопы, Л. В. Веремкович установил, что до 4—5 лет плоская стопа оценивается как этап развития стопы и не является патологией. У детей 4—7 лет, не имеющих существенной положительной динамики в состоянии стопы, как правило, плоскостопием страдают родители и другие дети в семье.
Особенность обмена веществ у детей состоит в том, что значительная доля энергии (больше чем у взрослых) идет на процессы роста, развития растущего организма, т. е. на «пластические процессы». Чем моложе ребенок и чем интенсивнее процессы роста, тем потребность в белке выше. По данным, приводимым В. М. Волковым, у мальчиков потребность в белках несколько выше, чем у девочек. Недостаток белка, в свою очередь, замедляет развитие ребенка.
С возрастом изменяется деятельность сердечно-сосудистой системы. Частота сердечных сокращений (ЧСС) с возрастом понижается. ЧСС новорожденного — 135—140 уд./мин, а в 7 лет — 85—90 уд./мин. У девочек пульс несколько чаще, чем у мальчиков того же возраста.
Ударный и минутный объемы крови зависят от физического развития. У детей, отличающихся высоким физическим развитием, ударный и систолический объемы выше, чем у менее физически развитых сверстников. У мальчиков рассматриваемые объемы несколько выше по сравнению с девочками.
У детей с 3 до 7 лет потребность организма ребенка в кислороде возрастает. Обеспечивается это во многом за счет перестройки функции внешнего дыхания. Если у детей 2—3 лет преобладающим является брюшной тип дыхания, то к 5 годам он начинает заменяться грудным. Увеличивается и жизненная емкость легких, причем у мальчиков она несколько больше, чем у девочек. У девочек несколько выше частота дыхания и меньше глубина и минутный объем дыхания, а также потребление кислорода.
Следует отметить, что ни увеличивающаяся подвижность грудной клетки, ни более частые, чем у взрослого, дыхательные движения не могут компенсировать полной потребности ребенка в кислороде. Поэтому у детей, находящихся преимущественно в помещении, быстро снижается работоспособность, появляются раздражительность, плаксивость, снижается аппетит, становится тревожным сон. Все это — результат кислородного голодания.
У девочек и мальчиков несколько различается физиологическая сторона восприятия. В исследовании В. Д. Еремеевой и Т. П. Хризман показано, что до 8 лет острота слуха у мальчиков в среднем выше, чем у девочек, но девочки более чувствительны к шуму. В первых-вторых классах у девочек выше кожная чувствительность, т. е. их больше раздражает телесный дискомфорт и они более отзывчивы на прикосновение, поглаживание. Игры девочек чаще опираются на ближнее зрение: они раскладывают перед собой свои «богатства» — кукол, тряпочки, — играют в ограниченном пространстве, им достаточно маленького уголка. Игры мальчиков чаще опираются на дальнее зрение: они бегают друг за другом, бросают предметы в цель и используют при этом все предоставленное им пространство. Это не может не сказаться на особенностях развития зрительной системы.
Д. Н. Исаев и В. Е. Каган указывают на то, что у девочек ниже порог болевой и тактильной чувствительности. И. П. Петрище, В. И. Гарбузов, Е. А. Кудрявцева, Т. А. Репина отмечают, что, помимо тактильной чувствительности, у девочек лучше развита способность различать запахи, цвета, форму предметов.
Психологические особенности мальчиков и девочек
Известно, что в той или иной ситуации реакция мужчины отличается от реакции женщины, и отношение представителей мужского пола к событиям, явлениям, фактам, как правило, бывает несколько иным, чем у женщин. И. П. Петрище указывает на то, что эти качественные отличия в поведении, в психологических реакциях на окружающее могут быть обусловлены природой мужского и женского организма и являются их важной характеристикой.
Установлено, что психологические различия полов характерны не только для взрослых. Они выявляются уже в раннем детстве, усиливаются с возрастом и достигают своего максимума в зрелые годы, что в известной мере подтверждает мысль об их биологической обусловленности.
Ряд исследователей (Д.Н.Исаев и В. Е. Каган, Э.К.Суслова) отмечают, что различия между мальчиками и девочками проявляются очень рано. Даже в утробе матери плод в зависимости от половой принадлежности ведет себя по-разному.
В. Д. Еремеева и Т. П. Хризман, используя запись биотоков мозга у новорожденных и детей первых месяцев жизни, установили, что мозг мальчиков и девочек в этом возрасте уже работает неодинаково. На первом месяце жизни процессы восприятия и анализа информации мальчиком и девочкой различаются. После трех месяцев мальчики и девочки по-разному реагируют на поощрение при выработке простых навыков: мальчики лучше обучаются при визуальном поощрении, активнее реагируют на яркие краски, на движущиеся или новые предметы, девочки лучше обучаются при слуховом поощрении, например, ласковом приговаривании. В 6 месяцев у девочек сердцебиение замедляется при прослушивании джазовых мелодий, а у мальчиков — при восприятии немузыкальных прерывистых звуков (Д. Н. Исаев, В. Е. Каган, 1988).
Первые различия в игровом поведении обнаруживаются примерно в 13 месяцев. В этом возрасте девочки неохотно уходят с рук матери, чаще возвращаются к ней или смотрят на нее, больше времени проводят с матерью, тяготеют к пассивным играм, тогда как мальчики более активны.
Крик мальчика настойчивее, агрессивнее. Отделенный барьером стульев от матери, он с года и двух месяцев гневно разрушает преграду, а девочка с плачем будет ждать, когда это сделает мать.
Начиная с трехлетнего возраста, все более проявляются различия у мальчиков и девочек в формирующейся способности мыслить, в проявлении эмоциональности; заметно различается и поведение.
К четырем годам мальчики более маскулинны в поведении, чем девочки феминистичны. Интересы мальчиков больше склоняются к технике, подвижным и военным играм, в которых присутствуют элементы соревнования и соперничества, победы и поражения. Уважением пользуются сильные, смелые, инициативные. Девочки чаще играют небольшими группами, заботясь друг о друге, их игры тише, больше связаны с природой, эстетическим оформлением. Как отмечает Е. А. Кудрявцева, девочки в большей степени ориентируются на партнера по игре, а мальчики — на сам ход игры.
В.Д.Еремеева и Т. П.Хризман обращают внимание на то, что мальчикам, в отличие от девочек, для их полноценного психического развития требуется большее пространство, чем девочкам. Если пространство мало в горизонтальной плоскости, то они осваивают вертикальную: лазают по лестницам, забираются на шкаф. Если попросить детей нарисовать план окрестностей своего дома, то мальчики в рисунках отражают большее пространство, умещают большую площадь, больше улиц, дворов, домов.
По наблюдениям разных исследователей (И. П. Петрище, В. И. Гарбузов), встретив что-либо новое, мальчики часто задают вопросы типа «отчего?» или «почему?». Это означает, что они склонны анализировать, разбираться в явлениях окружающей действительности, в механизмах действия тех или иных устройств, а то и привносить в них свои изменения. Внимание девочек более привлекает манипулирование с конкретными близкими предметами из окружающей обстановки, чем абстрактное суждение о них. Это проявляется в том, что девочка, видя что-либо новое, после вопроса «что такое?» (иногда и без него) оценивает предмет словами «красиво» или «некрасиво». Видимо, отсюда берет начало интерес представительниц женского пола к нарядам, украшениям, повышенное внимание к своей внешности, а иногда и страхи за свою физическую неполноценность и т. д.
В играх дошкольников проявляется способность к творческой деятельности. Если девочки используют все игрушки по их прямому назначению, то мальчики одним и тем же предметам могут находить разнообразное и порой самое необычное применение.
Стремлением понять суть и природу вещей можно объяснить тот факт, что мальчики ломают игрушки чаще девочек. Эта особенность мужского пола может быть названа преобразующей деятельностью, и ее нельзя не учитывать в воспитании мальчиков. Девочки склонны к воспитательно-попечительской деятельности, в основе которой, по-видимому, лежит инстинкт материнства. Ухаживать, нянчить, проявлять заботу, наставлять, поучать — эти черты проявляются уже в ролевых играх девочек-дошкольниц, в их интересе к определенным игрушкам (куклы, наборы посуды).
В игре ребенок обретает те жизненные навыки, которые потребуются ему в дальнейшем, чтобы быть подготовленным к взрослой жизни. Дж. Элиум и Д. Элиум предлагают пройтись по детской комнате и провести ревизию игрушек и обстановки, чтобы попытаться понять, как они формируют полоролевой стереотип, способствуют ли развитию творческого потенциала ребенка и выработке у него конкретных навыков и умений. В комнатах мальчиков обычно бывает больше игрушек, которые готовят их быть деятельными в реальной жизни. Это конструкторы, строительные блоки, ящик с инструментами и гвоздями, коробки с камешками, перышками и шишками, наборы зверушек, рыцари и гномы, корзинка с шариками и т. д. И все это, не считая грузовиков и легковушек, хранящихся на заднем дворе, роликовых коньков и велосипеда в гараже. Большинство этих игрушек способствует тому, что ребенок приобретает различные навыки и расширяет знания об окружающем мире. У него развиваются крупные и мелкие мышцы, совершенствуется координация рук и глаз, а также точность визуально-пространственного восприятия. Многие игрушки требуют творческого подхода, оригинальности мышления и активных действий.
Комнаты девочек чаще наполнены игрушками, которые нужны для более спокойных занятий, ориентированных на дом. Комплект стеклянных собачек и лошадок, полка, забитая животными, коробки с настольными играми, четыре комплекта бумажных кукол, ящик «с драгоценностями», календарики и наклейки с животными, куклы Барби с принадлежностями, кухонная утварь, утюг и гладильная доска. И это далеко не весь перечень вещей, которые есть у девочек в комнатах. Сразу видно, что большинство названных здесь игрушек ориентированы на домашние дела и уход за детьми, что также предполагает творческий подход и воображение, однако здесь гораздо меньше игрушек, которые требуют активности и развивают визуально-пространственное восприятие и моторику (крупную и мелкую).
Имеются отличия и в речи представителей разных полов (И. П. Петрище, Д. Элиум и Дж. Элиум). У девочек и женщин преобладают имена существительные и прилагательные. При передаче прочитанного рассказа, устном изложении какого-либо события они склонны к подробностям, а в устной речи — к повторению отдельных эпизодов, которые при этом обрастают массой детализирующих мелочей. В связи с тем, что мальчики обычно начинают говорить несколько позже девочек, в их словарном фонде часты междометия, позволяющие восполнять недостающие слова при передаче какого-либо события или явления и отражать их эмоциональное состояние.
В. И. Гарбузов отмечает, что, по мнению матерей, мальчики более разносторонни, и это хорошо видно уже после пяти лет. Они оптимистичнее и простодушнее, откровеннее девочек. Они всегда «более дети», чем девочки, которые в пять лет уже «женщины», видящие много больше мальчиков, лучше понимающие, что творится в семье, лучше разбирающиеся в людях, уже со скрытностью, уже с недоброжелательностью к более яркой девочке, уже интересующиеся, во что одета подружка. Из бесед со многими наблюдательными матерями складывается впечатление, что мальчики хотят казаться хуже, чем они есть, а девочки, напротив, стремятся произвести наилучшее впечатление, буквально преображаясь при посторонних. Девочки очень рано начинают понимать, какими их хотят видеть и чего от них ждут. Они послушнее, «правильнее», приветливее и вежливее.
У мальчиков, даже при материнской сверхопеке, в четыре раза чаще, чем у девочек, случаются переломы костей, сотрясения головного мозга, не считая синяков и шишек. По образному описанию В. И. Гарбузова, это плата за природно обусловленную отвагу, предприимчивость, активность, стремление испытать себя, познать новое, уйти далеко-далеко, когда: если направо пойдешь — встретишь дракона, а налево пойдешь — неведомо что найдешь. А уж постараться пробежать быстрее, прыгнуть дальше товарища — сама жизнь для мальчика. А девочка тем временем баюкает куклу и смотрит на героя с восхищением или, напротив, с неодобрением, глазами женщины.
Нарушения дисциплины у девочек более редки, чем у мальчиков, и обычно носят скрытый характер. Девочки чаще склонны обращаться к взрослым с жалобами на мальчиков даже тогда, когда истинными виновниками, зачинщиками нарушения порядка являются сами.
Наблюдая за поведением дошкольников в детском саду, авторы книги «Воспитание детей в игре» 3. В. Зворыгина, Л. В. Градусова и др. (1993) пришли к заключению, что в последние годы возросла агрессивность как мальчиков, так и девочек. Агрессия девочек по форме отличается от агрессии мальчиков: агрессивные девочки стараются избегать прямого выражения открытой враждебности, т. к. подвергаются за это наказаниям. У них преобладает словесная агрессия (обзывают, кричат). Но нередко, как и мальчики, девочки стали прибегать к дракам.
Если спросить у детей, кем они хотят стать, когда вырастут, то девочки ответят, что они хотят быть врачами, учителями, воспитателями детского сада, просто мамами, а мальчики — космонавтами, шоферами, летчиками, военными. Дети называют профессии, характерные для своего пола.
Мальчики чаще рисуют танки, самолеты, различные машины, а девочки — природу, людей (Т. А. Репина, 1993).
Еще в 1978 году исследованиями Т. П. Хризман было установлено, что у девочек и мальчиков дошкольного возраста «разная стратегия мозга», их эмоции имеют различную генетическую основу. Дальнейшие исследования зарубежных и отечественных психологов показали, что морфологическое созревание головного мозга, особенно его левого полушария, у девочек происходит быстрее, чем у мальчиков. Это является причиной того, что на ранних стадиях онтогенетического развития девочки в запоминании чисел и решении задач, в выполнении вербальных заданий доминируют над мальчиками, а после периода полового созревания картина меняется.
В своей работе В.Д.Еремеева и Т. П. Хризман отмечают, что девочки обычно после начала занятия быстро набирают оптимальный уровень работоспособности. Мальчики же долго «раскачиваются».
Девочки лучше выполняют задачи уже не новые, типовые, шаблонные. Мальчики лучше выполняют поисковую деятельность. Мальчику лучше чуть-чуть недообъяснить, натолкнуть его на нахождение решения.
Авторы отмечают, что мальчики кратковременно, но ярко и избирательно реагируют на эмоциональный фактор, а у девочек в ситуации деятельности, вызывающей эмоции, резко нарастает общая активность, повышается эмоциональный тонус коры мозга. Мозг девочек как бы готовится к ответу на любую неприятность, поддерживает в состоянии готовности все структуры мозга, чтобы в любую секунду отреагировать на воздействие, пришедшее с любой стороны. Мальчики же обычно быстро снимают эмоциональное напряжение и вместо переживаний переключаются на продуктивную деятельность. Именно поэтому недовольство действиями мальчика следует выражать в нотации короткой, но емкой по смыслу. Необходимо объяснить ситуацию точно и кратко. На замечание «ты плохой» мальчик не может отреагировать — он дезориентирован.
Существует различие и в реакции детей разного пола на оценку их деятельности. Для мальчиков очень важно, что конкретно оценивается в их деятельности, а для девочек — кто их оценивает и как. То есть мальчиков интересует суть оценки (какой момент их деятельности оценивается), а девочки более заинтересованы в эмоциональном общении со взрослыми, для них важно, какое они произвели впечатление.
Девочки очень эмоционально реагируют на все оценки: и на положительные, и на отрицательные. Мальчики реагируют избирательно, и только на значимые для них оценки. Мальчик обязательно должен понять, чем конкретно недоволен педагог. Девочкам нельзя сказать слово «плохо», так как бурная эмоциональная реакция не позволит ей осознать, что именно плохо и что надо изменить. Поэтому в оценке следует соблюдать принцип — прежде чем ругать за результат, надо похвалить за старание.
Давать оценку деятельности следует разными словами. По результатам исследования В. Д. Еремеевой и Т. П. Хризман, слово «молодец» оказалось более эмоционально значимым для мальчиков. Для девочек это слово не столь эмоционально значимо. Девочкам следует давать другие положительные оценки, имеющие более сильный эмоциональный компонент, например «умница» и т.д.
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК
История педагогики показывает, что во все периоды развития общества воспитание девочек отличалось от воспитания мальчиков. Отличия основывались на разных функциях, которые в будущем предстояло выполнять детям во взрослой жизни. Физическое воспитание также, в первую очередь, было нацелено на подготовку ребенка к роли мужчины или женщины. Учет половых особенностей детей осуществлялся еще в первобытном обществе.
Сегодня, основываясь на исследованиях в областях медицины, педагогики, физической культуры и др., дошкольное учреждение, организуя процесс физического воспитания детей, не может не учитывать их половые особенности.
Развитие движений у мальчиков и девочек
Особенности развития движений у дошкольников в зависимости от пола одной из первых исследовала Е. Г.Леви-Гориневская. Ею были получены данные, свидетельствующие об отставании девочек от мальчиков по результатам большинства контрольных упражнении.
Последующие исследования разных авторов также показали, что средние результаты мальчиков в беге, прыжках и метании превышают средние результаты девочек. Девочки же выполняют лучше мальчиков упражнения на гибкость и равновесие. Это послужило основанием к тому, что в большинство учебно-методических пособий по физической культуре дошкольников были включены нормативы физической готовности, различные для девочек и мальчиков (Т. И. Осокина, В. Г. Фролов и Г. П. Юрко, Н.В.Алябьева, В. Н.Шебеко, В. А. Шишкина, Н. Н. Ермак).
Известно, что двигательные способности начинают проявляться уже в дошкольном возрасте. Их становление характеризуется гетерохронностью. Н. А. Ноткина считает, что на каждом возрастном этапе можно выделить ведущие двигательные способности. Для детей младшего и среднего возраста наиболее значимы скоростно-силовые способности, для детей 6 лет — скоростные способности и выносливость, а для детей 7-го года жизни — скоростные и координационные способности.
Однако Н. Б. Котелевская в своем исследовании приходит к выводу, что сензитивные периоды развития двигательных способностей для девочек и мальчиков не совпадают, и наиболее целесообразно организацию занятий физическими упражнениями у дошкольников проводить по следующей схеме:
- для мальчиков младшей группы направленность основных упражнений должна быть главным образом на развитие скоростно-силовых качеств;
- для мальчиков средней группы — как на развитие скоростно-силовых качеств, так и на совершенствование выносливости;
- для мальчиков старшей группы — на развитие выносливости;
- для девочек младшей группы должны использоваться упражнения в основном на развитие выносливости;
- для девочек средней группы — на развитие скоростно-силовых качеств;
- для девочек старшей группы — на комплексное развитие скоростно-силовых качеств и выносливости.
Следует отметить, что исследователи, пытавшиеся обосновать нормативы физической подготовленности мальчиков и девочек, вынуждены были констатировать значительные индивидуальные различия в проявлении двигательных способностей, не совпадавшие со схемой «мальчики-девочки». Так, Г. П. Юрко указывала, что на протяжении всего дошкольного периода выявляется положительная связь морфологических показателей — роста, веса — с рядом показателей, отражающих скоростно-силовую подготовленность детей — прыжок в длину с места и бросок набивного мяча. При этом в младшем дошкольном возрасте (3—5 лет) эта связь более выражена, а с возрастом уменьшается. Е. Н. Вавилова обращала внимание на то, что в течение всех лет наблюдений были выявлены дети со стойким постоянным проявлением одного из двигательных качеств. А Н. А. Ноткина отмечала, что в каждой возрастной группе есть 1—2 ребенка, которые опережают сверстников на 2—3 года.
Эти факты требовали новых подходов к оценке двигательных способностей дошкольников.
В исследовании Г. Н. Михайлович было доказано, что взаимосвязь между суммарными показателями двигательной подготовленности детей 5—6 лет и особенностями их телосложения проявляются в высокой нелинейной зависимости. А работа В. Ю.Давыдова, направленная на изучение морфофункциональных показателей и развитие моторики у детей 3—6-летнего возраста разных типов конституции дала новое направление в разработке этой проблемы. В своем исследовании автор использовал традиционную для русской антропологической школы схему В. Г. Штефко и А. Д. Островского, по которой типы конституции подразделяются на астеноидный, торакальный, мышечный и дигестивный.
Астеноидный тип характеризуется тонким скелетом, длинными нижними конечностями, пониженным развитием мышечной и жировой ткани, острым эпигастральным углом, впалым или прямым животом, узкой грудной клеткой и сутулой спиной.
Для торакального типа характерны развитая грудная клетка и те части лица, которые принимают участие в дыхании, большая жизненная емкость легких, нормальное жироотложение, нормально развитая мускулатура. Форма спины прямая, живот прямой, эпигастральный угол прямой, форма ног нормальная.
Мышечный тип отличается высоким уровнем развития мышечной ткани и костяка, хорошо выраженным контуром мышц при нормальном или умеренно повышенном жироотложении, грудной клеткой цилиндрической формы средней длины, широкими и высокими плечами, прямой спиной и эпигастральным углом, близким к прямому, округлой или квадратной формой лица.
Дигестивный тип отличается уплощенной спиной, короткой и широкой грудной клеткой конической формы, тупым эпигастральным углом, выпуклым животом, Х-образными ногами, выраженными жировыми складками, развитой нижней третью лица, короткой шеей.
В. Ю. Давыдов показал, что результаты двигательных тестов у дошкольников в большей степени зависят от типа их конституции.
Новые данные не позволяют сегодня относиться к оценке физической подготовленности дошкольников упрощенно: «мальчики опережают девочек в упражнениях на силу и скорость, а девочки лучше выполняют упражнения, требующие координации движений и гибкости». В связи с тем, что результаты последних исследований не нашли еще отражения в методических пособиях по физической культуре дошкольников, попробуем проследить, насколько значительно расходятся взгляды разных авторов на развитие двигательных способностей детей.
Н. А. Ноткина обобщила результаты многих исследований по вопросам развития двигательных качеств у дошкольников. Приведенные ею данные показывают существенный прирост быстроты движений в дошкольном возрасте. Так, максимальная скорость в беге на дистанцию 30 м у мальчиков немного выше, чем у девочек, а результаты выполнения детьми скоростно-силовых упражнений свидетельствуют о некотором превосходстве мальчиков над девочками. С этими данными согласуются результаты исследований В. Н. Шебеко, В.А. Шишкиной, Н. Н. Ермак и Н. В.Алябьевой.
Однако исследования Т. И. Сулимцева, В. И. Данилушкиной, А. Д. Бланина убедительно показали, что в каждой группе дошкольников 4—6 лет, относящихся к одному типу конституции (астеноидному, торакальному, мышечному или дигестивному), результаты мальчиков действительно выше результатов девочек. Но эта тенденция не сохраняется, когда речь идет о результатах детей разных типов конституции. Так, в беге на 30 м результаты девочек мышечной группы (6,8 с) лучше результатов мальчиков всех других групп (астеноидной — 7,8 с; торакальной — 7,2 с; дигестивной — 8,2 с). То же самое можно сказать и о тесте «прыжок в длину с места»: результаты мальчиков дигестивного типа (111,2 см) значительно хуже результатов девочек мышечного (126 см) и торакального (123 см) типов.
По данным В. Ю. Давыдова, девочки 5 и 6 лет астеноидного, торакального и мышечного типов пробегают дистанцию на 30 м быстрее не только сверстников своего типа конституции, но и вообще всех мальчиков, а результаты девочек дигестивного типа выше результатов мальчиков этого типа. В то же время 10 м «с хода» мальчики пробегают быстрее, чем девочки того же типа конституции. В прыжках в длину с места 6-летние девочки мышечного типа показывают результат значительно выше и девочек, и мальчиков всех типов конституции.
Развитие гибкости, более чем другого двигательного качества, обусловлено морфофункциональными особенностями ребенка и влиянием педагогической среды. Н.А. Ноткина отмечает, что в литературе представлены разноречивые данные. Большинство авторов отмечают преимущество девочек перед мальчиками в выполнении упражнений на гибкость и улучшение результатов у дошкольников с возрастом (В. Н. Шебеко, В.А.Шишкина, Н.Н.Ермак). В то же время Э. С. Вильчков-ский констатирует, что подвижность позвоночного столба (тест «наклон вперед») к пяти годам у мальчиков увеличивается с 5,79 см до 6,62 см, а у девочек было отмечено ухудшение с 7,04 см до 5,57 см.
Проведенный нами анализ результатов, полученных В. Ю. Давыдовым, показал, что и гибкость в значительной степени зависит от типа конституции ребенка. Во все годы (с 3 до 6 лет) девочки показывают лучшие результаты, чем мальчики того же типа конституции. В то же время среди мальчиков лучшие результаты зафиксированы у представителей мышечного типа конституции. В 3 года эти мальчики показывают результат выше (5,2 см), чем девочки дигестивного типа (4,8 см), в 4 года (5,8 см) — выше, чем девочки астеноидного типа (5,7 см), в 5 лет (7,5 см) — выше, чем девочки дигестивного типа (7,4 см) и в 6 лет (9,4 см) — так же, как девочки дигестивного типа (9,4 см).
Прирост результативности с 3 до 7 лет также имеет значительные отличия у детей разных типов конституции. И у мальчиков, и у девочек самый незначительный прирост наблюдается у представителей астеноидного типа (соответственно — 1,2 см и 4,5 см), а самый большой — у представителей мышечного типа (соответственно — 4,2 см и 12 см).
Разноречивость результатов разных авторов в исследовании гибкости у дошкольников можно объяснить следующим. Во-первых, гибкость регрессирует с возрастом. Для ее сохранения необходимы специальные физические упражнения (Б. А. Никитюк). В этой связи уровень организации физкультурной работы в дошкольном учреждении может оказать заметное влияние на эффективность развития данного качества. Во-вторых, разногласие в результатах может быть связано с усредненным подходом к девочкам и мальчикам, без учета типа их конституции.
Как отмечает Б. А. Никитюк, сила и выносливость у детей дошкольного возраста по-своему значительны, позволяя им длительное время находиться в движении, однако для окончательного оформления этих качеств необходима иная гормональная ситуация организма.
По данным, опубликованным Н.А. Ноткиной, у детей обоего пола отмечается разница в силе правой и левой рук, что обусловлено наследственными факторами и предопределенной долей участия в трудовых и бытовых действиях. Автор констатирует, что прирост результативности статической выносливости в упражнении «вис» у девочек больше, чем у мальчиков.
В. Ю. Давыдов использовал тесты «вис на согнутых руках» и «подъем туловища в сед из положения лежа». В результатах теста «вис» наблюдается интересная тенденция. В каждой конституциональной группе результаты мальчиков лучше результатов девочек. Причем в 3 и 4 года различия невелики, а в 5 и 6 лет у мальчиков регистрируются значительно лучшие результаты, чем у девочек (например, в 5 лет результаты детей астеноидного типа: мальчики — 17,7 с, девочки — 6,0 с). Во всех группах, кроме детей дигестивного типа, с 3 до 5 лет наблюдается улучшение результатов, но в 6 лет дети показывают результаты хуже, чем в 5 лет. По-видимому, это может быть связано с увеличением веса детей, и, как следствие, уменьшением относительной силы. Дети дигестивного типа (как мальчики, так и девочки) во все годы показывают худшие результаты по сравнению с детьми других типов. Однако их результаты с 3 до 6 лет неуклонно повышаются. Мальчики дигестивного типа проигрывают девочкам мышечного типа.
В упражнении «подъем туловища» с 3 до 6 лет в каждой конституциональной группе результаты мальчиков выше результатов девочек. Однако во все годы (с 3 до 6 лет) девочки мышечного типа выигрывают у мальчиков дигестивного типа.
Относительно развития выносливости у мальчиков и девочек авторы также не могут прийти к единому мнению. Так, В. Г. Фролов указывает на несколько периодов в развитии выносливости у дошкольников. При этом он отмечает, что выносливость у мальчиков и девочек развивается по-разному. Например, за дошкольный период продолжительность бега у мальчиков увеличивается в 2—2,4 раза, а дистанция в 2,9—3,5 раза. При этом выделяются три периода: бурный прирост от 3 до 5 лет (с 3 до 4—81%, с 4 до 5—30%); относительная стабилизация от 5 до 6 лет (13%); второй прирост от 6 до 7 лет (30%).
У девочек уровень выносливости повышается в 2,9 раза и периодичность развития иная: первый прирост от 3 до 4 лет (увеличение на 56%); относительная стабилизация от 4 до 5 лет (прирост 20%); второй прирост от 5 до 6 лет (45%); период стабилизации от 6 до 7 лет (8,5%). Таким образом, наибольшие темпы прироста выносливости у девочек приходятся на 4-й и 6-й годы жизни, а у мальчиков на 4-й и 7-й годы жизни.
Н.А.Ноткина, Н.В.Алябьева считают, что способность длительное время выполнять работу без снижения интенсивности у мальчиков выше, чем у девочек. Однако, опираясь на средние показатели бега на выносливость у дошкольников, полученные в исследовании В. В. Белоярцевой, можно отметить следующую тенденцию. В 5 лет результаты мальчиков и по продолжительности бега и по преодоленной дистанции превышают результаты девочек; в 6 лет показатели практически уравниваются, а в 7 лет девочки и по продолжительности бега, и по длине дистанции показывают лучшие результаты, чем мальчики. В качестве примера автор приводит результат Вики П., которая пробежала 7 200 м за 56 мин. Е. Н. Вавилова тоже описывает случай, когда девочка без особого напряжения преодолела 4 км со скоростью 2,06 м/с.
В. И.Усаков и Г. С. Крапошина отмечают, что у 7—9-летних девочек появляется даже некоторое превосходство над сверстниками.
Опираясь на результаты о развитии выносливости у детей 4— 6 лет, полученные В. Ю. Давыдовым, можно констатировать следующее.
В 4 года девочки всех типов конституции, кроме астеноидного, показывают в беге на 300 м результат выше, чем мальчики соответствующих типов. Следует отметить, что при.этом прослеживается преимущество детей торакального и мышечного типов. Так, результаты детей торакального типа: 3,49 мин — мальчики; 3,10 мин — девочки; детей мышечного типа: 3,20 мин — мальчики; 3,07 мин — девочки, в то время как результаты детей астеноидного типа: 5,11 мин — мальчики; 5,42 мин — девочки; детей дигестивного типа: 5,76 мин — мальчики; 5,51 мин — девочки.
В 5 лет в группе детей астеноидного и дигестивного типов выше результат зафиксирован у мальчиков, а в группе детей торакального и мышечного типа — у девочек. В 6 лет снова девочки всех типов конституции, кроме астеноидного, показывают результат лучше, чем мальчики соответствующих типов. Самые значительные результаты отмечаются у девочек мышечного типа, которые пробегают дистанцию 300 м более чем в 1,5 раза быстрее, чем мальчики дигестивного типа.
Исследование темпов прироста показателей координационных способностей, проведенное Л.Т.Майоровой и Н. Г.Лопиной, выявило неравномерность их развития у детей дошкольного возраста. Показатели способности к реагированию на световой и звуковой сигналы у девочек с 4 до 5 лет улучшаются значительнее, чем у мальчиков. Темпы прироста показателей ритмической способности у девочек также несколько выше, чем у мальчиков. С 5 до 6 лет прирост способности дифференцировать временные интервалы у мальчиков несколько выше, чем у девочек. Такими же темпами прироста характеризуется показатель способностей дифференцирования усилия. Максимальные темпы прироста обнаружены у девочек в период от 6 до 7 лет по показателю способности дифференцировать пространственные параметры движения.
Проанализировав мнения разных исследователей по проблеме развития двигательных способностей у детей дошкольного возраста, мы присоединяемся к выводам С. И. Изаак в том, что в дошкольном возрасте различия по комплексу морфологических и моторных тестов между типологическими группами превышают естественные различия между половыми группами. Это подтверждает необходимость учета типов конституции дошкольников в оценивании их двигательных возможностей.
В исследованиях, характеризующих возрастные, половые и индивидуальные особенности двигательной активности детей дошкольного возраста (Э. С. Вильчковский, Л. В. Карманова, В. Н.Шебеко, Т. Ю.Логвина), отмечается зависимость двигательной активности от различных факторов, в том числе от сезонных явлений года, климатических условий, от уровня постановки физического воспитания в детских учреждениях. Изучая особенности двигательной активности детей 5—7 лет на прогулке, М. А. Рунова подчеркивает наличие наиболее значимых половых различий в средних величинах показателей двигательной активности (объем, интенсивность) у детей 5 лет. Автор приводит следующие данные. Средний объем двигательной активности мальчиков 5 лет в свободной деятельности составляет 2300 движений, девочек — 1370; мальчиков 6 лет — 2500, девочек — 2210; мальчиков 7 лет — 3275, девочек — 3040.
Т. Ю. Логвина считает, что наиболее благоприятным для девочек 5—6 лет является режим средней двигательной активности (до 2,5 часов в неделю занятий физическими упражнениями), а для мальчиков этого возраста — режим большой двигательной активности (до 3,5 часов в неделю).
Большинство педагогов, организующих двигательную деятельность детей, отмечают, что существует ряд движений, темпы овладения которыми различаются у мальчиков и девочек. Наиболее яркими примерами могут служить отличия в сроках овладения метанием (вызывающим затруднения у девочек) и прыжками через скакалку (вызывающими затруднения у мальчиков).
Исследования А. П. Усовой свидетельствуют о высокой степени достоверности половых различий в обучении метанию на дальность у детей 7 лет. Прирост показателей у девочек с 6 до 7 лет составил, по данным автора, всего 2,5%, в то время как у мальчиков — 17%. При этом следует учитывать, что метание исторически было прерогативой мужчин, мальчикам нравятся подобные упражнения, и они чаще самостоятельно тренируются в этом виде движений.
О. Г. Аракелян и Л. В. Карманова указывают, что уже в пятилетнем возрасте отмечается значительная разница между мальчиками и девочками в прыжках через скакалку. Они считают, что это также можно объяснить предпочтением этих упражнений девочками, в то время как мальчики практически не используют этот вид движений в самостоятельной деятельности. Авторы отмечают, что при отсутствии целенаправленного обучения разница в прыжках через скакалку у мальчиков и девочек 6—7 лет огромна: обычно мальчики не овладевают безостановочными прыжками, совершая одиночные перепрыгивания; девочки же осваивают разнообразные прыжки, широко используя их в самостоятельной деятельности.
Двигательные предпочтения мальчиков и девочек
Содержательная сторона двигательной деятельности дошкольников имеет свою специфику в зависимости от пола. У мальчиков и девочек есть свои двигательные предпочтения, то есть та деятельность, которая им интереснее, лучше удается, и в которой наиболее ярко проявляются их особенности, связанные с полом. Результаты, полученные нами совместно с Н. Е. Соколовой и И. В. Смирновой в ходе опроса руководителей физического воспитания о двигательных предпочтениях мальчиков и девочек, согласуются с выводами проведенных ранее исследований Э. Ю. Пээбо, Э. С. Вильчковского, Н. Н. Ефименко, Н. Бочаровой. В частности, в процессе игр у мальчиков большее место занимают движения скоростно-силового характера (бег, метание предметов в цель и на дальность, лазанье, борьба, спортивные игры); девочки предпочитают игры с мячом, со скакалкой, упражнения в равновесии (ходьба по бревну, скамейке и пр.), танцевальные упражнения. В то же время большинство опрошенных нами респондентов отметили, что такие виды, как подвижные игры, эстафеты, плавание, нравятся и мальчикам, и девочкам, в равной степени.
Н. Бочарова определила, что двигательные предпочтения проявляются и в выборе дошкольниками спортивных секций и кружков. Так, секции по художественной, ритмической гимнастике, фигурному катанию, хореографии посещают преимущественно девочки, а мальчики занимаются спортивными играми с мячом и шайбой, упражнениями на тренажерах, легкой атлетикой. А секции по туризму, плаванию, теннису, общефизической подготовке привлекают и девочек, и мальчиков.
Представляет интерес исследование, которое провели В. В. Костюков, В. И. Родионов, А. Е. Дубовой, В. Б. Продан. Ими были опрошены 1530 детей старшего дошкольного возраста. На вопрос «Почему ты занимаешься физкультурой?» самым распространенным был ответ «Нравится» (45% — мальчики, 49% — девочки). Мотив занятий «для укрепления здоровья» занял последнее место и составил 4% у мальчиков и 1% у девочек. В выборе вида физических упражнений мальчики в первую очередь отметили спортивные и подвижные игры (47%), у девочек выбор был иным: подвижные игры — 27%, гимнастика — 23% и плавание — 20%. Из спортивных игр мальчики в 60% выбирают футбол и подвижные игры; девочки — подвижные игры.
Отношение педагогов к организации занятий физическими упражнениями с мальчиками и девочками
Вопрос, поставленный еще в 1970-х годах о дифференцированном подходе к мальчикам и девочкам в процессе занятий физическими упражнениями, и сегодня не имеет для педагогов однозначного решения. Большинство исследователей считают, что подход к физическому воспитанию мальчиков и девочек не должен быть одинаковым. Но в чем должны проявляться отличия — в средствах, нагрузке, требованиях, распределении ролей, организации занятий и т. п., — до конца не определено.
Э. С. Вильчковский, проследив изменение уровней физического развития одних и тех же детей на протяжении значительного времени, убедился, что различия между мальчиками и девочками определяются как половыми особенностями, так и их двигательной активностью в повседневной жизни и интересом к физическим упражнениям, подвижным играм. Однако он пришел к выводу о том, что эти различия до 7 лет не столь существенны, чтобы учитывать их при выборе средств физического воспитания. Аналогичной позиции придерживается М. Н. Королева. По ее данным, разница в уровне развития физических качеств у мальчиков и девочек в дошкольном возрасте только намечается, что дает право говорить о нецелесообразности разного подхода к физическому воспитанию детей с учетом пола.
Анализируя проявление волевых качеств у дошкольников в процессе занятий физическими упражнениями, Е. А. Сагайдачная констатировала отсутствие статистически значимых различий как между возрастными группами детей 5—6 лет, так и между мальчиками и девочками одного возраста. Она обращает внимание на то, что в проявлении этих качеств ярко выражены индивидуальные различия.
В свою очередь, Н. Бочарова считает целесообразным дифференцированное воспитание мальчиков и девочек. В то же время, обсуждая идею проведения физкультурных занятий отдельно для мальчиков и для девочек, она приводит в пример экспериментальные уроки Э. Ю. Пээбо и справедливо отмечает, что при всей успешности подобных занятий раздельное проведение лишает мальчиков и девочек эмоционального контакта, совместных переживаний и познания друг друга, а педагога — возможности формирования ценных нравственных качеств, правильных взаимоотношений разнополых детей.
Наше исследование возможности организации физического воспитания мальчиков и девочек в дошкольном учреждении, основанное на опросе руководителей физического воспитания Санкт-Петербурга, проведенное совместно с Н. Е. Соколовой и И. В. Смирновой, показало следующее.
Большинство руководителей физического воспитания (95%) считают целесообразным осуществление дифференцированного подхода к мальчикам и девочкам на физкультурных занятиях. В то же время 5% опрошенных дали отрицательный ответ, аргументируя это сложностью в организации подобных занятий. У респондентов, давших положительные ответы, мнение об организации этих занятий тоже не было однозначным
На вопрос, как должны быть организованы физкультурные занятия мальчиков и девочек, лишь 5% опрошенных считают, что все физкультурные занятия для девочек и мальчиков должны проводиться отдельно. Самое большое количество голосов (45%) было отдано за совместные занятия, на которых дети занимаются по единой программе, но руководитель учитывает характер движений и физическую нагрузку. Достаточно большая часть респондентов (35%) указывают на необходимость часть занятий проводить вместе, часть — раздельно. 15% опрошенных руководителей физического воспитания считают, что занятия должны быть совместные, но часть заданий для девочек и мальчиков должны быть различны.
Опрос выявил также, что предпочтения руководителей физического воспитания в выборе способов организации занятий, основанных на учете половых особенностей дошкольников, не всегда подкреплены собственным опытом. Из числа опрошенных менее половины (46,7%) имели опыт проведения раздельных занятий для мальчиков и для девочек. Часть респондентов, не имеющих опыта проведения раздельных занятий, и не пытались его приобрести, так как считают, что важнее учитывать индивидуальные особенности детей, чем половые.
Собственный многолетний опыт работы автора с дошкольниками показал, что наиболее целесообразно, как с точки зрения учета половых особенностей развития детей, так и в связи с формированием их полоролевого поведения, проводить часть физкультурных занятий раздельно, а часть совместно.
Нас интересовал вопрос, в каких группах (смешанной, группе девочек, группе мальчиков) нравится работать тем руководителям физического воспитания, которые имели опыт проведения раздельных занятий с мальчиками и девочками?
Из числа этих педагогов половина считают, что легче проводить занятия в смешанной группе. Это решение аргументируется тем, что можно использовать привычную методику проведения занятий. 37,5% опрошенных считают, что легче проводить занятия в группе девочек, так как они послушнее. Лишь 12,5% считают, что лучше работать с мальчиками, так как они проявляют больший интерес к занятиям физическими упражнениями.
По вопросу возраста, с которого следует учитывать половые особенности детей на физкультурных занятиях, большинство (87,3%) руководителей физического воспитания считают, что делать это следует со старшего дошкольного возраста, когда дети могут осознанно относиться к различиям в предъявляемых к ним требованиях. 12,7% опрошенных убеждены, что учитывать половые особенности дошкольников в воспитании вообще и в физическом воспитании в частности надо как можно раньше.
Таким образом, большинство руководителей физического воспитания предпочитают работать в смешанной группе, они считают целесообразным учитывать половые особенности дошкольников в процессе занятий физическими упражнениями, но не всегда знают, как это делать.
Отношение родителей
к физическому воспитанию мальчиков и девочек
Физическое состояние дошкольников во многом определяется отношением родителей к физическому воспитанию ребенка в семье. В. И. Усаков и Г. С. Крапошина, Т. С. Грядкина констатируют, что низкие физические кондиции детей наблюдаются вследствие низкого образовательного уровня родителей в вопросах использования средств физического воспитания в условиях семьи. Известно, что отношение общества к физической культуре отражается и на отношении родителей к занятиям физическими упражнениями их детей. В своем исследовании К. И. Тешев установил, что каждый седьмой отец и каждая пятая мать не видят пользы и необходимости занятий физическими упражнениями.
Как показало исследование М. И. Сергеева, А. И. Гендина, А. Н. Фалалеева, В. И. Столярова, среди выделенных восьми основных групп качеств, которые родители хотят сформировать в процессе воспитания, физическое развитие занимает 3 место. Отцы оценивают физическое развитие в качестве цели воспитания несколько выше, чем матери (на первые места родители ставят трудолюбие и группу нравственных качеств). Авторы отмечают, что в большинстве случаев физическому воспитанию мальчиков родители придают большее значение, чем девочек. Подтверждая этот вывод, В. И. Усаков и Г. С. Крапошина тем не менее указывают, что до трех лет физическая готовность и мальчиков, и девочек в структуре факторов воспитания оценивается родителями одинаково (1—3 места). С 3 до 5 лет значимость этого фактора для родителей и мальчиков, и девочек снижается до 7—8 места. После 5 лет наблюдается значительное расхождение в оценивании родителями значимости физической готовности для мальчиков и девочек: для родителей мальчиков в возрасте с 5 до 6 лет она повышается до 3 места и до 1—2 места для мальчиков с 6 до 7 лет, в то время как для родителей девочек она сначала (с 5 до 6 лет) незначительно повышается до 6 места, но к 7 годам снова снижается до 7—8 места.
Специалисты в области образования дошкольников давно говорят о необходимости активного привлечения родителей к физическому воспитанию их детей. 3. Е. Романова показала, что обучение родителей методике проведения основных форм физического воспитания можно эффективно проводить при детской поликлинике. Однако большинство авторов (А. Лебедева, А. М.Демиденко, Т. В. Калина и др.) считают, что организатором этой работы должно стать дошкольное учреждение, и в первую очередь — руководитель физического воспитания.
Исследуя факторы, которые, по мнению родителей, имеют действенное значение в физическом воспитании дошкольников М. И. Сергеев, А. М. Гендин, А. Н. Фалалеев, В. И. Столяров отмечают, что и матери (40,7%) и отцы (48,9%) считают самым важным личный пример взрослых. Знаменательно, что и матери (27,5%), и отцы (25,1%) на второе место ставят совместные с ребенком занятия физическими упражнениями. Далее идут «средства массовой информации», «наблюдение и посещение детьми спортивных зрелищ» и на последнем месте — «беседы о важности физической культуры в жизни человека» (отцы — 6,8%, матери — 9,2%).
Многие авторы (К. И. Тешев, А. М.Демиденко, Т. В. Калина, М. Н. Попова) уверены, что совместные физкультурные занятия детей и родителей очень эффективны не только для физического, но и эмоционального развития ребенка. С появлением родителей на занятиях физической культуры повышается их результативность. Постоянный контроль руководителя физического воспитания исключает возможность того, что родитель по незнанию нанесет вред своему ребенку.
Родители старших дошкольников выбирают разные упражнения для физического совершенствования девочек и мальчиков. По данным А. Б. Лагутина, родители мальчиков предпочитают, чтобы их дети занимались спортивными и подвижными играми, ходьбой на лыжах, акробатическими упражнениями и упражнениями силового характера, в то время как родители девочек выбирают для своих дочерей общеразвивающие и музыкально-ритмические упражнения.
Формирование полоролевого поведения дошкольников в процессе занятий физическими упражнениями
Формирование соответствующего полоролевого поведения мальчиков и девочек — задача дошкольного учреждения, и осуществляться оно должно не только воспитателем, но и всеми педагогами, работающими с детьми, в том числе и руководителем физического воспитания.
Н. Е. Татаринцева отмечает, что формирование основ полоролевого поведения возможно при создании следующих педагогических условий:
- формирование системы представлений о мужчинах и женщинах, особенностях их поведения;
- разработка методов, способствующих развитию элементов «женского» и «мужского» поведения;
- моделирование социокультурной среды, создающей условия для реализации детьми стиля и действий, характерных для мужского и женского типов поведения;
- взаимодействие с семьей в формировании основ полоролевого поведения детей дошкольного возраста.
Эти условия должны реализовываться и в процессе занятий дошкольников физическими упражнениями. Представления о мужчинах и женщинах формируются постепенно. Т. Г. Кукулите дает общие рекомендации для воспитателя. Основываясь на описанной схеме в соответствии с возрастом детей, проследим, как это можно сделать на физкультурном занятии.
В младшем дошкольном возрасте активно познаются названия полов, особенности внешнего облика их представителей. Ребенок усваивает свою половую принадлежность, но еще не осознает, каким содержанием должны быть наполнены слова «мальчик» и «девочку». На физкультурных занятиях педагог акцентирует внимание детей на принадлежность их к определенному полу. Например: «Мальчики берут мячи и садятся на скамейку. А теперь девочки. Кто здесь девочки? Подняли руки вверх! Умницы, девочки, опустили руки. Девочки берут ленточки и подходят ко мне».
С четырех лет формируется активное отношение ребенка к окружающим как к представителям полов. Разделение на мальчиков и девочек и осознание себя представителем определенного пола основывается на восприятии анатомических половых различий.
На физкультурных занятиях важно обращать внимание детей на различия в проявлении характера движений мальчиков и девочек, подбирая соответственные общеразвивающие упражнения. С этого возраста следует разделять роли в установке и уборке физкультурных снарядов. Например, руководитель не только дает задание по уборке оборудования, но и комментирует его: «Девочки у нас всегда следят за порядком в зале, поэтому Оля, Наташа и Настя аккуратно сложат кубики в коробку, а Ира и Лена повесят обручи. Мальчики сильнее девочек, поэтому они будут выполнять тяжелую работу. Давайте, мальчики, встанем около скамейки, все вместе возьмем ее и отнесем на место».
Девочкам и мальчикам должны предъявляться разные требования к выполнению одних и тех же движений: четкости, ритмичности, затратами дополнительных усилий (для мальчиков); пластичности, выразительности, грациозности (для девочек). В упражнениях и подвижных играх можно закреплять представления детей о мужских и женских именах, профессиях, одежде, игрушках. Например, игра «Я знаю пять имен девочек». Известная игра малой подвижности «Съедобное — несъедобное» может быть преобразована в вариант «Мамина одежда» или «Игрушки мальчиков».
Игра «Игрушки мальчиков». Играющие становятся в круг. Руководитель находится в центре круга с мячом в руках. Поочередно перебрасывая мяч играющим, педагог называет различные игрушки. Если названа игрушка, в которую играют мальчики, то ребенок должен поймать мяч, если названа игрушка, в которую играют девочки, то мяч ловить не надо.
В сюжетно-ролевых играх должна осуществляться четкая дифференциация ролей, в которых проявляются различные черты характера, свойственные мужскому или женскому полу. В процессе игры педагог может создавать различные ситуации, которые будут способствовать более яркому проявлению тех или иных черт. Например, игра «Такси» помогает закрепить представление о мужской профессии водителя автомобиля. Мальчики берут обручи («машины») и «подъезжают» к остановке (гимнастическому мату), где стоят пассажиры-девочки. Девочки «садятся в машины» (берутся руками за обруч) и едут по своим делам — в магазин, в парикмахерскую, в детский сад.
Сюжетно-ролевые игры с акцентом на разнополое поведение педагог может использовать для определения типа полоролевого поведения детей (маскулинный, феминный, андрогинный, недифференцированный) и, при необходимости, спланировать кор-рекционную работу с ними.
Физкультурные досуги также можно проводить на тему «Мы — мальчики», «Мы — девочки», где в двигательной деятельности следует закреплять определенные половые стереотипы в поведении детей.
В старшем дошкольном возрасте появляется восприятие своего пола с точки зрения принадлежности к группе, объединенной общностью интересов ее представителей, возникновение ориентации на образ «Я» мальчика или девочки.
Следует отметить, что проблема дифференцированного подхода в воспитании мальчиков и девочек находит отражение в работах
A.С. Макаренко, В. А. Сухомлинского. В книге «Воспитание детей в игре» авторы указывают на то, что А. С. Макаренко предупреждал о невозможности воспитать мужество одними словесными методами. По его мнению, нужно создавать условия для проявления детьми этих качеств в повседневной жизни. В. А. Сухомлинский призывал с дошкольного возраста воспитывать долг мужчины, ответственность мужчины, достоинство мужчины. Он отмечает, что для этого необходимо приучать мальчиков к тому, чтобы они всюду брали на себя большую нагрузку и ответственность по сравнению с девочками; создавать реальную практику, тренирующую волю, чтобы из мальчика вырос мужчина. Одним из основных методов воспитания мужчины В. А. Сухомлинский считал военные игры, для того чтобы научить мальчиков выдержке, умению преодолевать трудности. Большая воспитательная сила военной игры состоит в том, что мальчики вынуждены проявлять в ней доблесть не ради похвалы и награды, а из внутренней потребности быть сильными, мужественными, выдержанными, благородными. Принципиальный подход к воспитанию мужчины
B.А. Сухомлинский видел не в параллельных процессах, происходящих в мальчиках и девочках, а во взаимосвязанных, взаимообусловленных: через женщину влиять на мужчину, утверждая в нем нравственную красоту. Для этого в одной общей деятельности должны быть определены места и роли мальчиков и девочек.
Л. В. Градусова также отмечает, что у мальчиков старшего дошкольного возраста наибольший интерес вызывает героическая, в том числе военная тематика, что находит отражение в играх, изобразительной деятельности, выборе произведений художественной литературы, песен соответственного содержания, а также в интересе к определенным сторонам окружающей действительности.
Н. Н. Ефименко предлагает с целью дифференцированного физического воспитания разрабатывать «мальчиковые» и «девчачьи» большие тематические игры, которые можно было бы применять при работе по подгруппам с мальчиками или девочками соответственно. Он отмечает, что для мальчиков могут использоваться игры на темы: «Охотники», «Астронавты», «Спасатели» и т. п., а для девочек — «Из жизни цветов», «Феи», «Кукольный магазин» и т. п.
Особо следует сказать о подборе упражнений для комплексов ритмической гимнастики. Большинство методических пособий по ритмической гимнастике предлагает одинаковые упражнения для девочек и мальчиков, а так как авторы этих пособий, как правило, женщины, то и характер упражнений имеет, в основном, «женскую окраску». Мы убеждены, что музыкальное сопровождение может быть единым, но часть упражнений следует подбирать раздельно для девочек и мальчиков. Движения мальчиков должны носить активный, решительный, силовой характер, в то время как движения девочек должны отличаться артистичностью, пластичностью, изяществом.
При использовании на физкультурном занятии схем построения детей или карточек для самостоятельного выполнения упражнений, следует использовать условные обозначения мальчиков и девочек.
В формировании знаний дошкольников о видах спорта необходимо акцентировать внимание детей на мужские и женские виды спорта, а также на деятельность мужчины и женщины в видах спорта, предусматривающих выступление смешанных пар. Рассматривание скульптур и картин античного содержания в рамках программы олимпийского образования оказывает положительное влияние на формирование у детей здорового отношения к обнаженному телу, формирование умения видеть его красоту.
В старшем дошкольном возрасте эффективно и на физкультурных праздниках предусматривать часть заданий отдельно для девочек и для мальчиков, а также показательные выступления, на которых мальчики показывают свое мастерство в силе, ловкости, быстроте, а девочки состязаются в гибкости, фации, двигательном творчестве. Целесообразно, чтобы мальчики и девочки на физкультурных занятиях носили разную физкультурную форму. Это постепенно будет формировать представление детей об эстетике физического воспитания девочек и мальчиков. Для девочек можно предложить гимнастические купальники, лосины, для мальчиков — майки и спортивные трусы.
Учет половых особенностей дошкольников
в процессе занятий физическими упражнениями
На основе данных теоретического анализа литературы и собственных исследований нами были разработаны рекомендации для педагогов, организующих двигательную деятельность мальчиков и девочек.
Учет половых особенностей дошкольников в процессе занятий физическими упражнениями может вестись по нескольким направлениям: подбор упражнений, нормирование физической нагрузки, методика обучения сложным двигательным действиям, педагогическое руководство двигательной деятельностью детей, участие детей в играх и соревнованиях, двигательные предпочтения детей, взаимодействие детей в процессе выполнения физических упражнений, система поощрений и наказаний, требования к качеству выполнения заданий, инвентарь и оборудование, расстановка и уборка снарядов, диагностика физического состояния.
Рассмотрим подробнее каждое из этих направлений.
Подбор упражнений.
Подбор упражнений зависит от избранного способа организации занятий. Организация занятий, учитывающих особенности мальчиков и девочек, может иметь два следующие варианта.
- Одно из двух занятий в неделю проводится раздельно для мальчиков и для девочек. На эти занятия целесообразно планировать изучение упражнений, которые требуют разных методических подходов при работе с мальчиками и девочками (например, метание) и упражнения, вызывающие интерес у данной группы детей (например, для мальчиков — футбол, хоккей, для девочек — упражнения с лентами). Сюжетное занятие или использование большой тематической игры также может носить ярко выраженную окраску в зависимости от пола занимающихся (например, для мальчиков — тематическая игра «Спасатели», для девочек — тематическая игра «Театр кукол»).
- Все занятия проводятся совместно, но часть заданий имеют отличия для девочек и мальчиков. Этот вариант проведения занятий тоже имеет две разновидности:
- в подготовительной и заключительной частях занятия дети выполняют упражнения все вместе, а в основной части занятия они делятся на подгруппы в зависимости от пола, и каждая группа выполняет свое задание;
- на протяжении всего занятия дети выполняют упражнения вместе, но ряд упражнений предполагает разные варианты исполнения для мальчиков и девочек (например, в обще-развивающих упражнениях — исходные положения; в полосе препятствий — условия преодоления препятствий: мальчики перелезают, девочки подлезают; в метании — расстояние до цели; в ритмической гимнастике — рисунок движений; в упражнениях на развитие силы мышц — дозировка). При этом варианте организации занятий, для того чтобы не снижать моторную плотность, целесообразно иметь карточки-задания, графически отображающие действия мальчиков и девочек.
Нормирование физической нагрузки
в большей степени должно основываться на индивидуальных особенностях детей: состоянии здоровья, физической подготовленности, типе конституции. В этой связи в группе, как правило, всегда можно выделить несколько мальчиков (низкого уровня физической подготовленности), которым повышать физическую нагрузку следует постепенно. В то же время требования полоролевого воспитания предполагают формирование у детей установки на то, что мужчина должен быть сильным, чтобы защищать слабых, уметь брать на себя ответственность. В этих условиях руководитель физического воспитания должен так сконструировать занятия, чтобы, постоянно акцентируя внимание детей на том, что мальчики выполняют более трудные упражнения, тем не менее не нанести вред здоровью детей.
Этого можно добиться разными требованиями к выполнению заданий как в группе мальчиков, так и в группе девочек. Например, упражнение «поднимание туловища в сед из положения лежа» значительно усложняется, если руки ребенка не «помогают», а находятся за головой. Педагог громко объявляет, что девочки выполняют это упражнение 8 раз, а мальчики, так как они будущие мужчины, — 10 раз. А потом, не привлекая внимание детей, предлагает физически неподготовленным мальчикам выполнять поднимание с махом рук, а девочкам, для которых это упражнение не представляет сложности, — в положении «руки за головой».
Учитывая уровень физической подготовленности детей, не следует забывать и о половых отличиях, проявляющихся в реакции организма дошкольников на физическую нагрузку. Как отмечает Б. А. Никитюк, в условиях дополнительных двигательных нагрузок (например, фигурное катание) телосложение у девочек подвергается большим изменениям, чем у мальчиков. У девочек наблюдается задержка ростовых процессов, тогда как у мальчиков-фигуристов они усиливаются. Наследственная обусловленность роста и развития выше у девочек. Приспособиться к повышенному объему физических нагрузок в дошкольный период жизни женскому организму сложнее, чем мужскому.
Ссылаясь на данные Т. В. Панасюк, автор указывает, что дополнительные физические нагрузки у девочек, снижая массу тела, задерживают сроки полового созревания, для начала которого масса должна достичь определенного «критического» уровня. Тем самым они препятствуют своевременному формированию двигательных качеств силы и выносливости.
В этой связи руководитель физического воспитания должен помнить, что упражнения, требующие проявления силы, должны очень осторожно использоваться в физическом воспитании дошкольников вообще, и особенно у девочек.
Методика обучения сложным двигательным действиям.
Как отмечалось ранее, существует ряд упражнений, которыми мальчики овладевают легко, в то время как у девочек они вызывают значительные трудности и требуют большего времени для овладения ими (например, метания на дальность и в цель). И наоборот, есть упражнения, легкие для овладения девочками, и требующие много времени и усилий у мальчиков (например, прыжки на скакалке).
Это требует от руководителя физического воспитания иных методических подходов, что приводит к необходимости построения различных «технологических схем» овладения данными видами движений мальчиками и девочками (разное число повторений, выбор подводящих и подготовительных упражнений, использование вспомогательного оборудования и т. п.).
Педагогическое руководство двигательной деятельностью детей.
Педагог, организуя двигательную деятельность дошкольников, должен помнить, что ее успешность во многом зависит от учета половых особенностей девочек и мальчиков. Так, для мальчиков старшего дошкольного возраста наиболее благоприятен режим большой двигательной активности, в то время как для девочек этого возраста оптимален режим средней двигательной активности. В связи с этим педагог должен определить, когда в режиме дня детям с повышенной потребностью в движениях (в основном мальчикам) следует предоставить возможность для дополнительных занятий физическими упражнениями и чем в это время будут заняты остальные дети. Частично эту проблему можно решить рациональным размещением зоны двигательной активности в группе и через систему занятий в секциях. Кроме того, для нормального развития мальчикам требуется освоение большого пространства. Поэтому при отсутствии в дошкольном учреждении физкультурного зала необходимо чаще планировать занятия на улице.
Следует помнить, что девочки в большей степени нуждаются в побуждении к двигательной деятельности. Именно на них следует обращать больше внимания при организации подвижных игр. Мальчики, как правило, либо сами находят развлечения большой двигательной активности, либо сразу присоединяются к организованной двигательной деятельности.
Педагогу на физкультурных занятиях следует учитывать различия эмоциональности детей. Девочки очень эмоционально реагируют на все оценки — и на положительные, и на отрицательные, — мальчики реагируют избирательно и только на значимые для них оценки. Известно, что мальчики больше подвержены стрессу, например, вследствие разрыва с семьей (положили в больницу, ушел из семьи отец, отдали в круглосуточный детский сад и т.д.). Адаптация к новой ситуации для мальчиков проходит сложнее. В то же время физические упражнения (особенно подвижные игры) служат эффективным средством преодоления стрессового состояния.
Для феминных мальчиков очень важно, чтобы взрослый показывал веру в их силы и возможности.
Нужно помнить, что мальчики чаще задают взрослым вопросы ради получения какой-то информации, поэтому и ответ педагога должен быть очень конкретным, а девочки задают вопросы для установления контакта с взрослым, и поэтому в общении с ними педагогу следует больше обращать внимание на дружелюбный тон высказывания.
Участие детей в играх и соревнованиях.
На совместных занятиях нужно подбирать игры, задания, эстафеты нейтрального содержания, интересные и для девочек, и для мальчиков. При этом необходимо учитывать, что уровень трудности выбираемого ребенком двигательного задания во многом зависит от сформированного у него типа полоролевого поведения:
- у маскулинных детей самые высокие показатели уровня притязаний. Маскулинными детьми отвергается ситуация неудачи, они стремятся к самоутверждению, часто через самовосхваление;
- у феминных детей отсутствуют такие качества, как упорство, нацеленность на преодоление трудностей. Они часто снижают притязания, боясь неудачи. В поражении обвиняют себя;
- у андрогинных детей результат выполнения задания связывается с наличием или отсутствием у себя необходимых усилий и терпения;
- недифференцированные дети с появлением опыта выполняемой деятельности неадекватно повышают притязания. Они склонны к самообвинению.
Феминные дети поддерживают высокую самооценку с помощью низких притязаний, позволяющих избежать неудачи, маскулинные дети — исключительно с помощью высоких притязаний. Маскулинные дети высокими достижениями считают только результат, для достижения которого прилагается много усилий, дети феминной группы успешным считают такое выполнение задания, которое не вызывает у них никаких затруднений.
Маскулинные дети (и девочки, и мальчики) предпочитают лидирующие позиции (в играх выполняют главные доминантные роли, предполагающие активные действия). Часто сами предлагают себя в роли капитана команды, но самостоятельно организовать игру или руководить ею не способны. Роль организатора лучше всего получается у андрогинных детей.
В эстафетах первыми и последними следует ставить андрогинных детей! Феминных и маскулинных детей — в середине. Поставленные в конце, феминные дети в случае проигрыша могут стать объектом претензий партнеров. Маскулинные дети, постав-i ленные в конце, в случае проигрыша вообще могут отказаться выполнять задание, обидевшись на всех.
Двигательные предпочтения детей.
Дети предпочитают те упражнения, которые у них лучше получаются. Мальчики любят спортивные игры. Например, при предоставлении детям свободы выбора двигательной деятельности они берут мяч, пытаясь играть в футбол, но, как правило, это проявляется в сильных ударах по мячу. Наблюдения показывают, что девочки практически никогда так не поступают. Если им в руки попал мяч, чаще всего они начинают повторять упражнения из «школы мяча». Ленты, скакалки, обручи — предметы девочек. Так как центр тяжести у девочек находится ниже, они легче справляются с упражнениями на равновесие. Если в зале есть бревно, можно наблюдать, как по-разному относятся к этому снаряду девочки и мальчики. Мальчики быстро пробегают и соскакивают с него, в то время как девочки идут по бревну медленно, с приседаниями и поворотами, получая от этого явное удовольствие, любуясь собой. Мальчикам же лучше в это время полазать по гимнастической стенке.
В то же время это усредненный подход к двигательным предпочтениям мальчиков и девочек. Как справедливо отмечает Н. Бочарова, необходимо учитывать не только половые, но и индивидуальные особенности, склонности и интересы детей, так как иногда девочки проявляют способности к упражнениям с видимой «мальчишеской» направленностью, и наоборот. Поэтому педагог не должен подавлять стремление детей заниматься определенным видом движений (если только это не вредит здоровью). Половая принадлежность не должна использоваться в качестве довода против какой-либо двигательной деятельности.
Однако стойкий интерес детей к несвойственной двигательной деятельности должен стать поводом для размышлений педагогов и родителей.
Взаимодействие детей в процессе выполнения физических упражнений.
В процессе занятий физическими упражнениями педагогу периодически необходимо делить детей на группы, подгруппы, пары. Часто при делении на команды используется методический прием, когда капитаны сами выбирают себе партнеров. С одной стороны, этот прием эффективен, когда моделируется воспитательная ситуация — дети не хотят выбирать тех, кто не умеет играть в команде, нарушает дисциплину и т. п. С другой стороны, в группе «нежелательных» партнеров часто оказываются дети, по разным причинам чувствующие себя некомфортно на физкультурных занятиях. В этом случае использование такого приема только еще больше усугубит сложившееся положение.
Следует помнить, что в игре мальчиков больше интересует результат, поэтому в выборе они чаще ориентируются на физические качества партнера, его умения («С Сережкой мы обязательно победим, знаете, как он быстро бегает?»). Девочек же в выборе больше интересуют отношения с партнерами («Я выбираю Алену, потому что она моя подруга, а ее мама подруга моей мамы»).
У дошкольников преобладают игровые объединения, однородные в отношении пола входящих в них детей, поэтому при стихийном образовании команд они чаще всего бывают однополыми. Однако бывают исключения. Девочкам маскулинного типа больше нравится общество мальчишек. Феминные мальчики избегают контактов со сверстниками своего пола, а также маскулинными девочками. Поэтому при распределении в пары нецелесообразно ставить феминного мальчика и маскулинную девочку. Феминная девочка, так же как и феминный мальчик, обычно не берет на себя инициативу, и взаимодействия может не получиться. Поэтому для феминного мальчика в паре больше всего подойдет андрогинная девочка.
Система поощрений и наказаний.
Поощряя или наказывая дошкольников, необходимо учитывать различие в реакции детей разного пола на оценку их деятельности. Для мальчиков очень важно, что конкретно оценивается в их деятельности, а для девочек — кто их оценивает и как.
Для мальчика важно знать, хорошо ли он выполнил задание, и не очень важно, как оценивается взрослым его поведение. Для девочки важнее понравилась ли она. Однако и для мальчиков, и для девочек важно, чтобы сначала педагог похвалил за старание, тогда ребенок готов обсуждать свой даже неудачный результат. Недовольство действиями мальчика следует выражать в нотации короткой, но емкой по смыслу.
Положительную оценку деятельности мальчика и девочки следует давать разными словами. Для мальчика более значимо слово «молодец», а у девочки оно не вызывает такого эмоционального отклика. Девочку лучше оценивать другими словами, например «умница» и т. п.
Требование к качеству выполнения заданий.
Девочкам и мальчикам должны предъявляться разные требования к выполнению одних и тех же движений; четкости, ритмичности, затраты дополнительных усилий (для мальчиков); пластичности, выразительности, грациозности (для девочек). Неодинаковая эффективность овладения мальчиками и девочками отдельными движениями предполагает, что требования к их результативности должны быть разными. Например, в прыжках на скакалке для мальчиков хорошим результатом можно считать безостановочные прыжки, в то время как для девочек хороший результат — усложненные варианты прыжков (прыжки с вращением скакалки назад, прыжки ноги скрестно, прыжки руки скрестно, прыжки вдвоем и т. д.).
Инвентарь и оборудование.
Инвентарь и оборудование физкультурного зала должно предусматривать удовлетворение потребности ребенка в движении, обусловленное его полом. В зале должны быть предметы, которые дети могут выбрать для самостоятельных занятий, а также атрибуты для тематических игр, проводимых отдельно с мальчиками и девочками.
Методика обучения ряду упражнений предусматривает разные условия для мальчиков и девочек. Например, для детей 6 лет при метании в цель оптимальным расстоянием для девочек будет 2,5 м, а для мальчиков — 3,0 м; для детей 7 лет расстояние до цели для девочек — 3,0 м, для мальчиков — 3,5 м. Этим требованиям должна соответствовать разметка в зале.
Расстановка и уборка снарядов.
Действия детей по расстановке и уборке снарядов должны носить выраженный дифференцированный по полу характер. Независимо от уровня физической подготовленное детей (даже если занимается смешанная группа детей разных возрастов), девочки всегда расставляют и убирают только мелкий легкий инвентарь (обручи, мячи, палки, кегли и т. п.), а мальчики группой в несколько человек — тяжелое оборудование (гимнастические скамейки, гимнастические маты и т. п.). Педагогу следует постоянно акцентировать внимание детей на различиях в функциях мальчиков и девочек.
Диагностика физического состояния.
Значительные индивидуальные различия в проявлении двигательных способностей дошкольников подтверждают необходимость учета типа конституции в оценивании их двигательных возможностей. В каждой группе дошкольников 4—6 лет, относящихся к одному типу конституции (астеноидному, торакальному, мышечному, дигестивному) результаты мальчиков, как правило, лучше результатов девочек. Однако эта тенденция не прослеживается, когда речь идет о результатах детей разных типов конституции.
Поэтому при оценке физического состояния дошкольников следует ориентироваться на конституциональный тип ребенка, а не на его пол. Определенную информацию о физической подготовленности ребенка можно получить из расчета прироста результатов тестирования. В то же время не стоит забывать, что чем лучше результат, тем меньше может быть прирост.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Дошкольный возраст — наиболее благоприятный период для формирования полоролевого поведения ребенка. Большинство исследователей, изучавших вопросы дифференцированного подхода к воспитанию девочек и мальчиков, справедливо отмечают, что если педагогический процесс в этом направлении начинается с опозданием, то это уже перевоспитание, которое не может в полной мере компенсировать проблемы, допущенные на предыдущих этапах.
Гуманизация образования предполагает, что в процессе формирования личности ребенка педагог учитывает все его особенности, в том числе и его пол. Мы убеждены, что занятия физическими упражнениями должны занимать в этом процессе одно из ведущих мест, так как имеют большие возможности в формировании мужественности у мальчиков и женственности у девочек. Учет половых особенностей дошкольников позволит педагогу, организующему их двигательную деятельность, добиться высоких результатов, не нарушая ход становления личности, заложенный природой.