Рубрика для родителей воспитанников ДОУ

Коновалова Татьяна Александровна

Предварительный просмотр:

Памятка для родителей

 

В условиях семьи необходимо стремиться соблюдать тот же четкий распорядок дня и занятий детей, что и в детском саду.

  • ·         У ребенка должна быть своя мебель,
    соответствующая его росту (стол, стул, кровать).
  • ·         Когда ребенок сидит, ступни должны полностью касаться пола, ноги согнуты в коленях под прямым углом. Следите, чтобы ребенок сидел прямо, опираясь на обе руки (нельзя, чтобы локоть свисал со стола); можно откинуться на спинку стула; нельзя

наклоняться низко над столом.

  • ·         Не рекомендуется детям младшего возраста спать на кровати с прогибающейся сеткой.

Лучше приучать детей спать на спине.

  • ·         Обратите внимание на то, чтобы дети не спали «калачиком» на боку с высокой подушкой, так как позвоночник прогибается и формируется неправильная осанка, появляется сколиоз.
  •         Следите за походкой ребенка. Не следует широко шагать и сильно размахивать руками, разводить носки в стороны, «шаркать» пятками, горбиться и раскачиваться. Такая ходьба увеличивает напряжение мышц и вызывает быстрое утомление.
  • ·         Постарайтесь выходить чуть раньше, чтобы ребенку не пришлось бежать за родителями, которые тянут его за руку, чаще всего за одну и ту же каждое утро. Все это может привести к дисбалансу мышечного корсета и нарушению осанки.



Предварительный просмотр:

Спорт и дети: в какую секцию отдать?

Задумываясь над проблемами физического воспитания своего ребенка, родители часто оказываются перед выбором: в какую спортивную секцию записать сына или дочку?

Успех физического развития ребенка нередко зависит от «точности попадания». Не стоит руководствоваться при выборе решением своих знакомых или друзей и вести своего ребенка в ту же секцию, куда те отдали своих детей. Присмотритесь к особенностям характера своего чада при выборе направления физического воспитания ребенка.

Если у него хорошо развиты навыки общения, если он в любом коллективе чувствует себя, как рыба в воде, — ему отлично подойдут командные виды спорта: футбол, хоккей, баскетбол, волейбол и т. д.

 Для организации физического развития ребенка, который является выраженным лидером и не привык делиться своими победами, оптимальным вариантом станет секция художественной или спортивной гимнастики, теннис. Для достижения успехов в этих видах спорта потребуются личные усилия ребенка.

Если вы хотите заниматься физическим воспитанием детей гиперактивных, склонных к дракам и конфликтам, можно обратить внимание на секции единоборств. Здесь ребенок сможет выплеснуть излишки энергии и избавиться от своей агрессии.

Если вы озабочены проблемами физического воспитания тихого, замкнутого и застенчивого ребенка, не спешите принуждать его заниматься командными видами спорта в надежде, что он станет более общительным. Скорее ему придется по душе конный спорт или плавание.

Эти же виды спорта отлично подойдут и слишком эмоциональным, вспыльчивым детям, чьи родители стремятся воспользоваться физическим воспитанием детей для укрепления их здоровья.



Предварительный просмотр:

     Взаимодействие инструктора по физической культуре с педагогами и родителями по вопросам активизации двигательной активности детей на воздухе

Основной задачей дошкольного учреждения является оздоровление, обеспечение разностороннего развития ребёнка. Наш детский сад имеет определенные условия, которые позволяют в полной мере заниматься оздоровлением дошкольников. Это закаливающие процедуры, дыхательная гимнастика и точечный массаж, утренняя гимнастика, физкультурные занятия, спортивные праздники и развлечения. 

Для повышения уровня двигательной активности детей на участок следует выносить разнообразные физкультурные пособия. В тёплое время года – мячи, обручи, скакалки, велосипеды, самокаты. Зимой на участке можно организовать катание на санках, скольжение по ледяной дорожке, ходьбу на лыжах. 
В весеннее – летний период подвижные игры и упражнения лучше организовывать в самом начале прогулки, что позволит обогатить содержание дальнейшей самостоятельной двигательной деятельности детей. Поздней осенью и зимой игры и упражнения целесообразно проводить в конце прогулки. Это снижает вероятность простудных заболеваний. 

Педагог должен внимательно следить, чтобы дети не перегревались, регулировать их активность, устраивать при необходимости небольшой перерыв (3-5 мин) между повторениями. За это время можно обсудить правила игры, действия участников, их ошибки и т. д. 

Полноценное физическое развитие дошкольника – это, прежде всего правильное и своевременное формирование двигательных умений и навыков, развитие интереса к различным доступным ребёнку видам движений, воспитанию положительных нравственно-волевых черт личности.

Особое внимание необходимо уделять использованию физкультурных упражнений на свежем воздухе в различных формах – физкультурные занятия, спортивные упражнения, упражнения на прогулке, подвижные игры. При проведении занятий на воздухе дети получают возможность проявить большую активность, самостоятельность, инициативу в действиях. Многократное повторение упражнений в условиях большого пространства в тёплое и холодное время года способствует более прочному закреплению двигательных навыков и развитию физических качеств. 

Проведение физкультурных занятий на открытом воздухе обеспечивает выполнение одной из важных задач физического воспитания – совершенствование функциональных систем и закаливание организма ребёнка. Теория и практика свидетельствуют, что особую значимость имеют упражнения, направленные на развитие качества выносливости (бег, прыжки, подвижные игры, эстафеты), которые способствуют расширению функциональных возможностей сердечно-сосудистой, дыхательной систем, совершенствованию деятельности центральной нервной системы и тем самым общему укреплению здоровья и повышению работоспособности организма. Проведение таких же занятий в спортивной форме и при достаточной двигательной активности детей обеспечивает хороший закаливающий эффект.

Для результативного проведения физкультурного занятия на воздухе необходимы хорошо продуманная система подготовки инструктора по физвоспитанию, воспитателей, детей и родителей и активная, вдумчивая работа инструктора по физвоспитанию и воспитателей в тесном контакте с врачом, медицинской сестрой и семьёй. 
Необходимо отметить взаимодействие инструктора по физвоспитанию и воспитателей. Руководящую роль на физкультурном занятии, как в физкультурном зале, так и на свежем воздухе, выполняет инструктор по физвоспитанию. Но воспитатель, зная методику проведения физкультурных занятий, следит за качеством выполнения общеразвивающих упражнений и основных видов движений, помогает инструктору в регулировании физической нагрузки на каждого ребёнка. Происходит взаимообогащение практического опыта инструктора по физвоспитанию и воспитателя. Взаимосвязь в работе инструктора и воспитателя позволяет решить одну из главных задач – качественный подход к физическому воспитанию дошкольников, а так же повысить уровень двигательной активности детей. 

Воспитатель является как бы связующим звеном между инструктором по физвоспитанию и родителями (проводит с последними беседы по рекомендации инструктора, даёт консультации, предлагает разнообразные домашние задания, рекомендуемые инструктором, индивидуально для каждого ребёнка). В работе применяются и такие формы, как составление циклограмм, где просматривается сравнительный анализ физического состояния детей на начало и конец учебного года, тестирование родителей по вопросам физической и психологической подготовленности детей к занятиям на воздухе, спортивные досуги, организация встреч и бесед за круглым столом, организация совместных спортивных праздников «Мама, папа и я – спортивная семья!», оформление папок – передвижек и т. д. Все эти формы помогают заинтересовать родителей в развитии двигательной активности у детей и осуществлении комплексного подхода к физическому воспитанию в целом.

Особое значение инструктор и воспитатели уделяют закреплению учебного материала на прогулках, где чаще используются подвижные игры. 
Разнообразные методические приемы, используемые инструктором и воспитателем на физкультурных занятиях на воздухе, а так же во время прогулок, такие, как словесные замечания, указания, игровая, занимательная форма педагогического руководства, приёмы дифференциации похожих образных упражнений, использование предметов – ограничителей, создание поисковой ситуации способствуют четкой организации физической деятельности и развитию двигательной активности. 
Во время прогулок необходимо учить детей правилам игры, чтобы они усвоили содержание нескольких подвижных игр, могли к концу учебного года самостоятельно организовывать игры с небольшой группой сверстников. 

Очень важно совершенствовать в детском саду и дома, навыки езды на велосипеде, самокате, катания на санках, скольжения по ледяным дорожкам, ходьбы на лыжах, игры с мячом, обручем. Освоение и совершенствование умений и навыков в основных видах движений. Подвижных играх и спортивных упражнениях должно предусматриваться во всех формах работы, организуемой инструктором по физвоспитанию и воспитателем на физкультурных занятиях, на утренней прогулке, во время индивидуальной работы на вечерней прогулке. При этом должно соблюдаться важное условие – ежедневность проведения подвижных игр и физкультурных упражнений на прогулке. Они подбираются в зависимости от предшествующей работы в здании, их количество и продолжительность различны в разные дни недели. Так, в дни проведения физкультурных занятий в зале на прогулке организуются одна подвижная игра и какое-либо физическое упражнение (продолжительность 12-15 мин). В другие дни, когда физкультурные занятия не проводятся, должны быть организованы две подвижных игры и спортивное упражнение или одна игра, спортивное упражнение и игровое упражнение (продолжительность 20-25 мин).

Вследствие многообразия видов и форм физического воспитания можно использовать большое количество игр и забав на воздухе, стимулирующих активную двигательную деятельность детей. Среди них подвижные игры с элементами спортивных игр, эстафеты, развлечения, разнообразные игровые упражнения, которые выполняются и без предметов, и с игровым материалом: обручами, мячами, скакалками, клюшками, ракетками, кеглями и т. п. В подвижных играх и развлечениях целесообразно использовать естественные условия местности (пеньки, канавы, деревья, снежные горки и др.), а также природный материал (шишки, желуди, каштаны, палки, камешки). 
Чаще всего подвижные игры используются в целях двигательной активизации детей. Незначительная усталость, вызываемая участием в игре, полезна: систематически повторяясь, она способствует приспособлению организма к повышенной физической нагрузке, увеличению работоспособности. 

Для того чтобы у детей сохранялось бодрое и жизнерадостное состояние, чтобы были обеспечены благоприятные условия для решения всего комплекса задач умственного, нравственного и физического их развития, необходимо следить за целесообразным чередованием, определённой периодичностью применения игр и развлечений разного характера. При этом нужно стремиться к тому. Чтобы игры с высокой двигательной активностью разумно сочетались с более спокойными видами деятельности. 

При взаимодействии инструктора по физвоспитанию с воспитателями и родителями важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения. Ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьёй, если не создано детско-взрослое сообщество (дети – родители – педагоги), для которого характерно содействие друг другу, учет возможностей и интересов каждого, его прав и обязанностей. 

Работа инструктора с родителями охватывает широкий круг проблем по вопросам физического воспитания, развития двигательной активности и оздоровлении детей. Родителям важно знать возрастные особенности детей, наиболее благоприятные периоды развития тех или иных физических качеств, способы и средства профилактики плоскостопия и нарушения осанки, методики проведения утренней гимнастики, подвижных игр, закаливающих процедур, совместных походов в парк, в лес, досугов. Основные требования к организации рациональной развивающей среды для повышения двигательной активности детей в домашних условиях, на воздухе и т. д. 
В современном информационном пространстве существует множество источников, из которых родители дошкольников могут пополнять свои знания физическому воспитанию и развитию двигательной активности детей: телевизионные программы, радиопередачи, публикации в периодических изданиях, методические пособия, Интернет. Но всё это не может заменить педагога, играющего ведущую роль в передаче родителям педагогических знаний и умений, так как именно педагог обладает системными профессиональными знаниями, умениями, навыками, опытом в работе с детьми, располагает объективными данными о проблемах и достижениях каждого конкретного ребёнка, о нюансах его развития. 
Работа инструктора с родителями разнопланова. Она осуществляется по нескольким направлениям, или блокам, все блоки взаимодействия инструктора по физвоспитанию с родителями находится в тесной взаимосвязи между собой. Каждый из блоков одинаково необходим в определённой мере и не может существовать отдельно от других. 

1 блок. Ознакомительно-диагностический. 

2 блок. Наглядно-информационный. 


3 блок. Консультативный.

4 блок. Субъективно-дифференцированный. 

5 блок. Репрезентативно-практический. 

6 блок. Рекреационно-досуговый. 

7 блок. Перспективный. 

Благодаря регулярности проводимой работы и настойчивости педагогов последние завоёвывают у них прочный авторитет. Как правило, у родителей дошкольников появляется интерес к физическому воспитанию своих детей, пополняется багаж необходимых педагогических знаний, происходит укрепление внутрисемейных связей между родителями и детьми. Родители вправе ожидать от педагогов поддержки и всесторонней помощи. Педагогам необходимо приложить максимум усилий, чтобы вовлечь родителей в актуальный и увлекательный для них процесс познания способностей и возможностей своего ребёнка, превратить их в своих союзников и активных помощников.

Благодаря целенаправленным занятиям физической культурой в нашем дошкольном учреждении большинство детей обладает достаточным запасом движений, с охотой выполняют физические упражнения и поступают в школу активными, крепкими, готовыми к перемене условий, более значительным нагрузкам, с заложенной основой для формирования опорно-двигательного аппарата. Организация физического воспитания во всех возрастных группах проводится при медико-педагогическом контроле. 



Предварительный просмотр:

Правильная детская обувь

  1. Обувь должна соответствовать форме, размеру стопы.

  1. Подошва должна быть гибкой. Недостаточная гибкость ограничивает движение в суставах, предъявляет повышенные требования к мышцам голени и стопы. При этом нарушается походка.

  1. Подошва не должна быть высокой, поскольку в процессе ходьбы в такой обуви нарушаются сцепление пальцев с опорной поверхностью и толчковая функция стопы.

  1. Слишком мягкая подошва также не допустима, так как способствует формированию плоскостопия при ходьбе по жёсткому грунту, асфальту или полу.

  1. Важным элементом обуви для дошкольников является каблук, высота которого влияет на распределение нагрузки на различные отделы стопы, её положение. Высота каблука не должна превышать 5 – 10 мм.

  1. В профилактике деформации стопы особое значение имеет наличие, фиксированного задника, который позволяет прочно удерживать пяточную кость и предотвращает её отклонение наружу.

  1. Прочная фиксация в носовой части. Открытый носок в летних туфлях, часто используемых в качестве сменной обуви, приводит к неустойчивому положению стопы.  

  1. Хорошая вентиляция обуви.

 



Предварительный просмотр:

Профилактика плоскостопия у детей

В последнее время у детей дошкольного возраста все чаще встречается плоскостопие, а родители нередко проявляют достаточно легкомысленное отношение к этому заболеванию. Однако при кажущейся безобидности плоскостопие отрицательно сказывается на общем состоянии ребенка и может привести к различным тяжелым заболеваниям. Стопа - это опора, фундамент всего организма. Изменение формы стопы вызывает повышенную утомляемость и боль при ходьбе, провоцирует «встряску» костей нижнего отдела позвоночника, поэтому очень часто оно является причиной нарушений осанки. Плоскостопие может полностью нарушить амортизацию стопы, в результате вся нагрузка при ходьбе придется на голень и тазобедренный сустав, что в дальнейшем может привести к развитию артроза. Активное формирование функции опорно-двигательного аппарата ребенка происходит до 6 лет. После этого плоскостопие вылечить намного сложнее. Именно по этой причине так важно проводить профилактику плоскостопия у дошкольников. Плоскостопие - заболевание, выражающее в деформации (расплющивании, опускании) свода стопы. Возникает тогда, когда нагрузка на своды стопы оказывается чрезмерной. Связки и мышцы стопы перенапрягаются, растягиваются, теряют пружинистые свойства, своды стоп опускаются, расплющиваются - возникает плоскостопие.

Правила профилактики плоскостопия у ребенка

1. При обучении ходьбе использовать специальную обувь (высокая пятка, застежка на голеностопе, наличие супинатора, гибкая подошва).

2. Запрещать ходить без обуви по плоским поверхностям: ковер, пол, кафель и др.

3. Запрещать спрыгивать с высоты более 20 см.

4. Учить прыгать мягко на носках, работая стопой.

5. Планомерно укреплять мышечно-связочный аппарат голени и стопы, используя специальные игры и игровые упражнения.

Задачи по профилактике плоскостопия

1. Развивать мышечно-связочный аппарат голени и стопы.

2. Формировать навык правильной ходьбы и осанки.

3. Познакомить родителей и педагогов с упражнениями, играми и правилами для профилактики плоскостопия.

4. Укреплять физическое и психическое здоровье детей.

5. Расширять совместный двигательный опыт педагогов, родителей и детей.



Предварительный просмотр:

Упражнения для профилактики плоскостопия

«Ежик»

И.П. - сидя на ковре или стуле, под правой стопой массажный мяч любого диаметра, спина прямая.

 Этот мячик так хорош! (катать стопой мяч вперед-назад.)

Он на ежика похож.

Буду ножки укреплять (катать мяч стопой по кругу)

Мячик ножками катать.

Выполнить то же другой ногой.

 «Лягушата»

И.П. - сидя на ковре, ноги согнуть, стопа упирается в стопу, руки на колени, спина прямая.

Жили-были лягушата (руками надавливать на колени и соединять колени вместе),

Озорные, как ребята.

Они лапки разминали (упор руками сзади в пол; скользя внешней стороной стоп, разгибать и сгибать ноги),

Силу лапок показали.

Могли комариков поймать (приподнять ноги, похлопать стопами): Раз, два, три, четыре, пять!

«Корова»

И.П. - сидя на стуле, хват руками за край сиденья, спина прямая.

У нашей коровы ножки открыты.

Вместо сапог у коровы копыта. (По очереди ставить ноги вперед на пятки.) По лужам шагает смело всегда,

Ей не страшна дождевая вода. (Шагать носочками вперед-назад.)

«Переложи платок!»

И.П. - сед, ноги врозь, руки в упоре сзади, спина прямая.

Я платок возьму ногой (захватить платок правой стопой),

Поднесу его к другой (медленно перенести его к левой ноге.)

Я несу платок, не сплю, Коврик я не зацеплю.

Выполнить то же другой ногой.

«Йог»

И.П. - сидя, ноги скрестно, правая нога сверху, руки на коленях, спина прямая, глаза закрыты.

Ноги скрестно мы сидели (надавливать на колени),

 Но не пили и не ели.

Спинки ровно мы держали (плечи назад, вытянуться вверх)

И о чем-то все мечтали.

Повторить упражнение, сменив ноги.

«Мои ножки»

И.П. - сидя на стуле, руки на поясе, спина прямая.

Эта ножка танцует. (Носочком правой ноги начертить кружок.)

Эта ножка рисует. (То же левой ногой.)

Раз, два, три, четыре, пять! (Повторить правой и левой ногой.)

Нарисуй кружок опять.

«Упрямцы»

И.П. – сед согнув ноги на полу, руки в упоре сзади, , соединить стопы, спина прямая.

Встретились два козленка,

Два упрямых ребенка. (Приподнять ноги, давить стопами друг друга.) Бодались, бодались,

Сражались, сражались...

Потом они устали,

Играть вместе стали. (Опустить ноги, выпрямить, отдохнуть.)

«Нарисуй ногами!»

И.П. - сидя на стуле, упор руками о сиденье, спина прямая.

Нарисуем мы ногами

Как художники, руками. (Рисовать то правым, то левым носочком небольшие картинки в воздухе.)

Это высший класс!

Получается у нас.

«Гармошка»

И.П. - то же, на полу перед ногами расстелена простынка.

Соберу простынку ножкой,

 Словно ребрышки гармошки. (Собрать правой стопой простынку.)

Разглажу быстро я стопой

И соберу другой ногой. (Разгладить простынку, удерживая край.)



Предварительный просмотр:

Комплекс упражнений,

направленных на предупреждение плоскостопия

Исходное положение: лёжа на спине

  1. Одновременное сжимание и разжимание пальцев рук и ног с последующим растопыриванием пальцев;
  2. Максимально натянуть носки от себя, затем на себя (поочередное и одновременное выполнение двумя стопами);
  3. Согнуть ногу поставить на носок, выпрямить (поочередное и одновременное выполнение);
  4. Поднять ногу, натянуть носок от себя, натянуть на себя, опустить (одновременное и поочередное выполнение);
  5. Согнув ногу подтянуть к животу, натянуть носок на себя, выпрямить натянуть носок от себя.
  6. Круговые движения стопами внутрь и наружу
  7. Упражнение «велосипед» с акцентом на движения стопами.

Исходное положение: сед на полу, руки в упоре сзади

  1. Натянуть носки стоп от себя – на себя (одновременно, поочередно) – сед ноги вместе;
  2. Согнуть колени ползающими движениями пальцев стоп, выпрямить.
  3. Отрывая носки от пола, развести их в стороны, вернуться в и.п. (сед согнув ноги);
  4. Отрывая пятки от пола, развести их в стороны, вернуться в и.п. (сед согнув ноги);
  5. Перекат с пятки на носок (сед согнув ноги);
  6. Согнуть ноги поставить на носки, выпрямить ноги натянуть носки на себя;
  7. Катание стопами малого мяча, гимнастической палки.

Исходное положение: сед на стуле, хват руками за сиденье

  1. Поочередное поднимание носков и пяток;
  2. Активно сгибать/разгибать пальцы ног (смотреть, насколько уменьшилась/увеличилась длина стопы);  
  3. Поднимая и опуская носки, надавливая при этом пальцами на пол, имитировать подгребание ими песка;
  4. Повороты и вращения стоп с предельно согнутыми пальцами (выполнять с прямыми ногами);
  5. Развести пятки в стороны поставить стопы на носки, затем свести пятки вместе развести носки поставить стопы на пятки;
  6. Выставить правую ногу на пятку, максимально натянув носок на себя, вернуться в и.п. (поочередно и одновременно);
  7. Катание стопами малого мяча, гимнастической палки.

Исходное положение: стоя на полу

  1. Перекат с пятки на носок;
  2. Ходьба на месте без отрыва пальцев от пола;
  3. Разведение пяток и носков;
  4. Максимально подняться на носки, опуститься (возможно выполнение на платформе);
  5. Собирание пальцами ног мелких предметов, рассыпанных на полу;
  6. Бросание пальцами ног мелких предметов в цель, на дальность;
  7. Прыжки на передней части стопы (на одной, на двух ногах) на месте, с продвижением вперед, боком.

Упражнения в ходьбе

  1. Ходьба на носках,
  2. Ходьба на пятках;
  3. Ходьба с перекатом с пятки на носок;
  4. Ходьба по неровным поверхностям;
  5. «Гармошка».И.п. – стоя, пятки вместе, носки врозь, руки на пояс. Пятки врозь, носки врозь, скользящим движением перемещаться вправо, затем влево;
  6. Елочка». И.п. – стоя, пятки, носки вместе. Приподнимаем носки, переносим вправо, затем пятки, продвигаясь вправо, затем влево;
  7. Перемещение с помощью движения пальцев стоп вперед и назад (одновременное и поочередное движение стоп).



Предварительный просмотр:

https://i.pinimg.com/originals/c5/01/7c/c5017cb48edadfd672c15d102d9dfb80.jpg



Предварительный просмотр:

Комплекс упражнений для формирования

и закрепления навыка правильной осанки

Исходное положение (далее – и. п.) – стоя: принять правильную осанку, касаясь стены или гимнастической стенки, при этом затылок, лопатки, ягодичная область, икры ног и пяток должны касаться стены.

И. п. – стоя. Отойти от стенки на 1-2 шага, сохраняя правильную осанку.

И. п. – стоя. Сделать 2 шага вперед, присесть, встать. Вновь принять правильную осанку.

И. п. – стоя. Сделать 1-2 шага вперед, расслабить последовательно мышцы шеи, плечевого пояса, рук и туловища. Принять правильную осанку.

И. п. – стоя. Приподняться на носочки, удерживаясь в этом положении 3-4 сек. Вернуться в и. п.

Повторить упражнение 5, но без гимнастической стенки.

И. п. – стоя. Присесть, разводя колени в стороны и сохраняя прямое положение головы и позвоночника. Медленно встать и принять и. п.

И. п. – сидя: сесть на гимнастическую скамейку у стены, принять правильную осанку, прижав затылок, лопатки и ягодицы к стене.

И. п. – сидя. Расслабить мышцы шеи, уронить голову, расслабить плечи, мышцы спины, вернуться в и. п. сидя.

И. п. – лежа: лечь на коврик на спину, голова, туловище, ноги составляют прямую линию, руки прижаты к туловищу.

И. п. – лежа. Приподнять голову и плечи, проверить прямое положение тела, вернуться в и. п.

И. п. – лежа. Прижать поясничную область тела к полу. Встать, принять правильную осанку, придавая поясничной области то же положение, которое было принято в положении лежа.

И. п. – стоя. Ходьба по залу с остановками, сохранением правильной осанки.

Упражнения для создания и укрепления «мышечного корсета»

И. п. – лежа на животе: лечь на пол, на живот, подбородок опустить на тыльную поверхность кистей, положенных друг на друга.

И. п. – лежа на животе. Перевести руки на пояс, приподнять голову и плечи, лопатки соединить, живот не поднимать. Удержать положение несколько секунд, вернуться в и. п.

И. п.- лежа на животе. Перевести кисти рук к плечам или за голову, приподнять голову и плечи. Удерживать положение несколько секунд, вернуться в и. п.

И. п. – лежа на животе. Приподнять голову и плечи, медленно перевести руки вверх, в стороны и к плечам. Вернуться в и. п.

И. п. – лежа на животе. Поднять голову и плечи, руки в стороны. Сжимать и разжимать кисти рук. Вернуться в и. п.

И. п. – лежа на животе. Поднять голову и плечи, руки в стороны. Прямыми руками совершать круговые движения. Вернуться в и. п.

И. п. – лежа на животе. Поочередно поднимать выпрямленные ноги, не отрывая таз от пола. Темп упражнения медленный. Вернуться в и. п.

И. п. – лежа на животе. Приподнять обе ноги, не отрывая таз. Удерживаться в этом положении 3-5 сек. Вернуться в и. п.

И. п. – лежа на животе. Поднять правую ногу, присоединить левую, удерживаться в таком положении 3-5 сек, опустить правую, затем левую ногу.

И. п. – лежа на животе. Приподнять выпрямленные ноги, развести их в стороны, соединить и опустить в и. п.

И. п. – лежа на животе, попарно друг против друга. Приподнять голову и плечи, удерживая согнутыми в локтях руками мяч перед грудью, бросить его партнеру, руки вверху, голова и грудь приподняты, поймать мяч обратно.

Аналогично упражнению 10, но мяч перекатывать, сохраняя приподнятое положение головы и плеч.



Предварительный просмотр:

Домашнее задание для детей с плоскостопием

Продолжительность занятий около 10 минут. Перед занятием можно походить на носках и попрыгать через скакалку.

Упражнение «каток»: поочередно ногами катать вперед-назад мяч, скакалку или бутылку.

Упражнение «разбойник»: ребенок сидит на полу с согнутыми ногами, пятки плотно прижаты к полу и не отрываются от него в течение всего упражнения. Движениями пальцев ноги ребенок старается подтащить под пятки разложенное на полу полотенце, на котором лежит какой-нибудь груз. Упражнение выполняется сначала одной, затем другой ногой.

Упражнение «маляр»: сидя на полу с вытянутыми ногами, ребенок проводит большим пальцем одной ноги по подъему другой от большого пальца к колену. Повторить 3-4 раза. Поменять ноги.

Упражнение «сборщик»: сидя на полу с согнутыми ногами, собирать пальцами одной ноги различные мелкие предметы, разложенные на полу (игрушки, прищепки), и складывать их в кучку. Поменять ноги. Можно перекладывать предметы из кучки в кучку.

Упражнение «художник»: сидя на полу с согнутыми ногами, рисовать на листе бумаги карандашом, зажатым пальцами ноги. Поменять ноги.

Упражнение «гусеница»: сидя на полу с согнутыми ногами, согнуть пальцы ног и подтягивать пятку вперед, затем снова расправить пальцы и повторить движение. Можно одновременно обеими ногами до тех пор, пока пальцы касаются пола.

Упражнение «кораблик»: сидя на полу, согнуть ноги, чтобы подошвы прижались друг к другу. Выпрямлять колени до тех пор, пока пальцы и пятки ног могут быть прижаты друг к другу.

Упражнение «мельница»: сидя на полу с выпрямленными коленями, описывать ступнями круги в разных направлениях.

Упражнение «окно»: сидя на полу, разводить и сводить выпрямленные ноги, не отрывая подошв от пола.

Упражнение «барабанщик»: сидя на полу с согнутыми коленями, стучать по полу только пальцами ног, не касаясь его пятками. В процессе выполнения упражнения колени постепенно выпрямляются.

Упражнение «хождение на пятках»: ходить на пятках, не касаясь пола пальцами и подошвой.



Предварительный просмотр:

Анатомо-физиологические особенности опорно-двигательного аппарата детей дошкольного возраста

Развитие скелета, суставно-связочного аппарата у детей до 7 лет еще не окончено. По сравнению со взрослыми костная система ребенка богаче хрящевой тканью и содержит больше органических веществ и меньше минеральных солей, поэтому кости ребенка, легко поддающиеся искривлению, могут приобрести неправильную форму под влиянием неблагоприятных внешних факторов. Окостенение скелета происходит постепенно на протяжении всего периода детства. В это время все кости скелета продолжают значительно изменяется по форме, размерам и внутреннему строению. Костная система дошкольников характеризуется незавершенностью костеобразовательного процесса и сохраняет в отдельных местах хрящевое строение (кисти рук, берцовые кости, некоторые части позвоночника).

Следует помнить, что чрезмерные нагрузки отрицательно сказываются на развитии скелета, вызывают искривление костей, и наоборот, умеренные по нагрузке и доступные для данного возраста физические упражнения – бег, прыжки, лазание - стимулируют рост костей, способствуют их укреплению.

Формирование костного скелета продолжается до периода полового созревания.



Предварительный просмотр:

Особенности мышечной системы  у детей дошкольного возраста

Рост и развитие мышц у детей происходит неравномерно и зависит от их функциональной активности.

Мышечная система у новорожденных слабо развита, как и апоневрозы и фасции живота, что обусловливает выпуклую форму передней брюшной стенки, сохраняющуюся до 3-5 лет. Пупочное кольцо у новорождённого ещё не сформировано, особенно в верхней его части, в связи с чем возможно образование пупочных грыж. Поверхностное паховое кольцо образует воронкообразное выпячивание, более выраженное у девочек.

У новорождённого преобладает масса мышц туловища. В первые годы жизни ребёнка в связи с нарастанием двигательной активности быстро растут мышцы конечностей, причём развитие мышц верхних конечностей на всех этапах опережает развитие мышц нижних конечностей. В первую очередь развиваются крупные мышцы плеча, предплечья, гораздо позднее - мышцы кисти, что приводит к трудностям в выполнении тонкой ручной работы до 5-6летнего возраста.

До 7 лет у детей недостаточно развиты мышцы ног, в связи, с чем они плохо переносят длительные нагрузки. В возрасте 2-4 лет усиленно растут большие ягодичные мышцы и длинные мышцы спины.

 Мышцы-сгибатели развиты несколько больше, чем разгибатели. Поэтому дети 3-4 лет довольно часто принимают неправильные позы - голова опущена, плечи сведены вперед, спина сутулая.

К пяти годам у ребенка значительно увеличивается мышечная масса (особенно нижних конечностей), возрастают сила и работоспособность мышц. Однако дети еще не способны к значительному мышечному напряжению и длительной физической работе.

Работа с попеременным напряжением и расслаблением мышц меньше утомляет ребенка по сравнению с той, которая требует статических усилий (удержание тела или отдельных его частей в определенном фиксированном положении). Поэтому длительное стояние или сидение всегда утомляет ребенка.

Динамическая работа способствует активному притоку крови не только к мышцам, но и костям, что обеспечивает их интенсивный рост. Дети, которые достаточно двигаются, как правило, лучше физически развиты по сравнению с малоподвижными.

Нормальное физическое развитие организма невозможно без всестороннего развития мускулатуры. Однако наряду с систематической тренировкой мышечного аппарата ребенка следует ограничивать для него мышечные напряжения, связанные с длительным сохранением неподвижного положения туловища. Учитывая быструю утомляемость мышц у дошкольников, нужно избегать чрезмерных физических усилий при выполнении упражнений и во время подвижных игр.