Исторический материал на уроках математики
Исторический материал на уроках математики как средство активации познавательной деятельности, направлен на формирование познавательного интереса на уроках.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Формирование познавательного интереса на уроках
Учение, лишенное всякого интереса и взятое
только силой принуждения, убивает в ученике
охоту к овладению знаниями. Приохотить
ребенка к учению гораздо более достойная
задача, чем приневолить.
К.Д. Ушинский [слайд2]
Современное общество ждет от школы мыслящих, инициативных, творческих выпускников с широким кругозором и прочными знаниями. Школа в условиях модернизации системы образования ищет пути, которые позволили бы выполнить этот заказ общества.
При традиционном способе преподавания учитель часто ставит ученика в положение объекта передаваемой ему извне информации. Такой постановкой образовательного процесса учитель искусственно задерживает развитие познавательной активности ученика, наносит ему большой вред в интеллектуальном и нравственном отношении.
Еще В.А. Сухомлинский говорил:
"Страшная это опасность - безделье за партой;
безделье шесть часов ежедневно,
безделье месяцы и годы.
Это развращает".
Другой отечественный педагог М.В. Остроградский писал:
"Скука является самой опасной отравой.
Она действует беспрестанно;
она растет, овладевает человеком
и влечет его к наибольшим излишествам".[слайд 3]
Сейчас вспомнить эти слова особенно своевременно, поскольку из опыта работы и личных наблюдений знаю, что существует проблема утраты познавательного интереса учащихся к учению вообще и на уроках математики в частности, и, как следствие, происходит ухудшение успеваемости.
Встали вопросы: Как избежать этого? Как изжить скуку на уроке? Как сделать учение интересным для учащихся? Как разбудить в ученике стремление работать над собой, стремление к творчеству?[слайд 4]
Каждый учитель должен разработать для себя систему приёмов и методов, направленную на развитие мыслительной деятельности каждого ученика. А это невозможно без развития познавательного интереса. Нельзя научить ученика, если ему не интересно. Когда у ребёнка глаза горят от познания нового - готова почва для его дальнейшего роста и прогресса. Считаю, что развитие познавательного интереса обучающихся – основа успешного обучения, учения с увлечением. [слайд 5]
Для этого учитель должен формировать у них соответствующую мотивацию (совокупность побуждений к действию). Мотивацию познавательной деятельности на уроках математики можно осуществлять через Использование исторического материала.
Математика и история - две неразрывные области знания. Сведения из истории математики, исторические задачи сближают эти два школьных предмета. История обогащает математику гуманитарным и эстетическим содержанием, развивает образное мышление учеников. Математика, развивающая логическое и системное мышление, в свою очередь занимает достойное место в истории, помогая лучше ее понять. Формы подачи исторического материала могут быть различными (беседа учителя, короткие сообщения учеников на заданную тему, решение исторических задач, а так же историко-математическая конференция, защита рефератов по вопросам истории математики и т.д.) [1]
Как, добиться того, чтобы ученики с интересом занимались математикой, как научить их решать задачи, как убедить в том, что математика нужна не только в повседневной жизни, но и для изучения других предметов? Многие школьные учебники математики решают эти проблемы. Для развития интереса к предмету в них есть занимательные задачи, система упражнений, которая формирует необходимые умения и навыки, прикладные вопросы, показывающие связь математики с другими областями знаний. Конечно, в учебниках мы встречаем и исторические страницы. Читая их, узнаём о появлении и развитии математических понятий, возникновении и совершенствовании методов решения задач.
Сведения из истории науки расширяют кругозор учеников, показывают
диалектику предмета. Поэтому так важно, чтобы исторические мотивы
присутствовали на уроках математики, заставляя детей
удивляться, думать и восхищаться богатейшей историей этой
многогранной науки.
На уроках математики необходимо использовать элементы историзма, так как:
1. Вводимый на уроках исторический материал усиливает творческую активность учащихся. Это происходит посредством включения их в поиск новых способов решения интересных исторических задач. Через обзоры жизни и деятельности великих математиков учитель, уже как воспитатель, имеет возможность познакомить учащихся, с самим понятием творчества, с творчеством в науке, коснуться многих решающих правительственных категорий, связанных с этим процессом.
2. С помощью исторических уходов в уроке, педагог может дать возможность ученикам самостоятельно приходить к формулировкам теорем, как бы вновь «открывая» их, давать ученикам искать их доказательства, побуждать в учениках желание самостоятельно выбирать любопытные факты истории, связанные с математическими открытиями, делиться ими со своими одноклассниками. Обычно всё это способствует обучению школьников умению самоопределяться, учиться быть уверенным в своих возможностях и отстаивать собственные взгляды и убеждения.
3. Тщательно продуманные и организованные учителем научные споры на уроках, основанные на обсуждении исторических проблем математики, способствуют воспитанию у учащихся терпимости к чужому мнению, уважению к себе через уважение к другим, через бережное отношение к окружающим, то есть толерантность. Эти научные споры обучат также способности к межличностному взаимодействию - коммуникативным умениям и навыкам, способности и разрешению конфликтных ситуаций.
4. Математическое развитие человека невозможно без повышения общей культуры. Исторический материал способен лучше, чем что-либо на уроке, воспрепятствовать однобокому развитию математических способностей.
5. Исторический материал призван повышать уровень грамотности, расширять знания, кругозор учащихся, это одна из возможностей увеличить интеллектуальный ресурс учащихся, приучить их мыслить, быть способным быстро принять решение в самых сложных жизненных ситуациях.
Хотелось бы подчеркнуть, что формирование познавательной деятельности - не самоцель. Цель учителя - воспитать творческую личность, готовую свои познавательные возможности использовать на общее дело. Развивая познавательные интересы, воспитывая стремление к знаниям, мы развиваем личность человека, умеющего мыслить, сопереживать, творить. Вопросы развития познавательных интересов школьника актуальны, важны для каждого педагога, которому небезразлична судьба своих учеников.
Я всегда помню: «Ученик уже не тот сосуд, который надо заполнить, а факел, который нужно зажечь». И я стремлюсь зажечь в душах обучающихся факел познания».[слайд 13]