Эссе
Предварительный просмотр:
Эссе «Педагог будущего».
Я часто задаю себе вопрос : «Кто он такой - воспитатель будущего? Каким он должен быть?»
Одна восточная мудрость гласит : « Труд воспитателя можно сравнить с трудом садовника, который выращивает различные растения: «Одно растение любит солнечный свет, другое – прохладную тень. Одно растение любит берег ручья, другое –высохшую горную вершину, одно произрастает на песчаной почве, другое – на жирной, глинистой. Каждому нужен особый, только для него подходящий уход, иначе оно не достигнет совершенства в своём развитии».
Если вспомнить о том, как я пришла работать в наш детский сад «Солнышко», то становится немного стыдно. Не было у меня огромного желания работать с детьми, никогда в детстве я не мечтала стать воспитателем. Окончив школу, я так и не смогла для себя решить, кем я хочу стать по профессии и полностью положилась на мнение своих родителей, которые за меня сделали мой выбор. Мама сказала: «Ты будешь учителем» и я поступила в Зерноградское педагогическое училище. Сейчас я очень благодарна своим родителям за то, что тогда, они помогли мне сделать мой первый шаг в педагогику.
Мой путь к профессии воспитателя оказался очень долгим. Возможно, я просто не осознавала, что это именно то, что мне необходимо. После окончания педагогического училища я стала вожатой. Я проводила с детьми много времени – мы вместе занимались, гуляли, готовили разные праздники, ходили в походы и часто посещали детский сад, который находился рядом со школой. Многие выпускники «Солнышко» становились учащимися нашей школы. С малышами я всегда любила возиться – играла, читала им сказки, а со старшими я устраивала разные концерты для детей и их родителей. И я даже не подозревала тогда, что профессия воспитателя станет для меня единственной. Помню свое волнение в первые дни работы в детском саду, когда принимала от коллег «эстафету» воспитателя и очень признательна моим опытным коллегам за их поддержку, совет и понимание.
Мне 32 года. Все говорят, что у меня получается: коллеги, дети и родители довольны. Мне и самой очень нравится взаимодействовать с ребятами, но через некоторое время начинаю понимать, что не хватает теоретических знаний. И вот уже в институте, изучая педагогику как науку, понимаю, что с профессиональными знаниями работается намного легче и интереснее. И я уже с большей уверенностью могу сказать, что педагог – это конечно призвание, а не профессия!
Быть воспитателем в современных условиях сложно и ответственно, так как нужны не только всесторонние знания, опыт, но и огромное терпение, постоянно находиться в творческом поиске, вносить в работу что-то новое. Теперь я уже с большей уверенностью могу ответить на вопрос: «Какой он, педагог будущего?»
Случайных людей в профессии воспитателя быть не должно. Некоторые быстро уходят из этой профессии, поняв, что воспитатель- не их призвание. Воспитатель – это огромный труд, это постоянный поиск чего-то нового, это творческий подход, это новые открытия. И чтобы быть нужной и полезной детям, необходимо постоянно совершенствоваться самой, необходимо желание расти в профессии, как педагог, который со временем, с приобретением опыта, становится только мудрее. Сейчас, в связи с реализацией ФГОС дошкольного образования, для педагогов предоставляется больший объём для развития творческих и проектных возможностей, для саморазвития. И только при очень большом желании можно достигнуть наибольших высот. Я считаю, что моя главная задача, так как и я являюсь педагогом будущего – помочь ребенку познать мир, подсказать все возможные для этого способы. Способствовать развитию познавательной активности ребенка, содействовать овладению практическими навыками. Побуждать детей познавать, наблюдать, думать, обсуждать, спорить, доказывать, исследовать, экспериментировать и этот список можно продолжать бесконечно. В педагогике будущего должны отсутствовать консервативные принципы дошкольного образования: занятия без отклонения от конспекта, дети, соответствующие возрастным нормам, требования к расстановке мебели, рассадке детей на занятия, положению рук, ног. Воспитатель будущего – это педагог и мама, эти понятия конечно разделимы, но в тоже время должны быть неразрывно связаны. В них заключены нежность, любовь, принятие, ответственность, счастье. И постоянные вопросы: как, почему, зачем? Воспитатель будущего получает искреннее удовольствие от общения с детьми, каждый раз восхищается их мыслями, чувствами и словами - как они умеют просто жить и безусловно принимать окружающий мир во всем его многообразии.
Не важно каким объемом знаний обладают дети, главное что они умеют думать, анализировать, сравнивать и открыты всему новому. И это еще раз нашло подтверждение , когда я начала работать над проблемой «Детская журналистика, как средство формирования исследовательских умений и навыков детей». Я поняла, как важно дать детям возможность высказывать свое мнение по обсуждаемому вопросу, и так, чтобы они не боялись дать «неправильный" ответ. И теперь я уверена, что в дошкольном образовании должен быть услышан голос ребенка , а у взрослых появляется возможность удивляться глубине и рассудительности детских мыслей, услышать их умение вести диалог.
Я могу с уверенностью сказать, что можно научиться правильно вести урок или занятие, изучить возрастные особенности детей, знать требования к развивающей предметно-пространственной среде, освоить инновационные методы обучения и развития, свободно ориентироваться в технологии ТРИЗ или Квест, или любой другой, быть активным слушателем районного методического объединения «Познавательное развитие дошкольников» , иметь первую категорию и т.д., и т.п. Но, к сожалению, нельзя научиться понимать и безусловно принимать ребенка; умению учиться у него; умению быть артистом - мобильным и находчивым, чтобы детям с тобой было весело и комфортно. Именно таким должен быть педагог будущего и я к этому стремлюсь!