Инновационная деятельность на базе КФУ
В этом учебном году я начала свою деятельность в РИП при КФУ по теме " Обучение русскому языку в условиях поликультурной школы". Приняла участие в работе творческой группы "Условия обеспечения творческой и интеллектуальной самореализации одарённого обучающегося "в рамках республиканской инновационной площадки "Обеспечение реализации системно-деятельностного подхода в начальной школе", для чего разработала олимпиадные уровневые задания по русскому языку. Подготовила мастер-класс на тему "Системно-деятельностный подход при изучении морфемики в условиях поликультурной среды"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Олимпиады по русскому языку | 34.82 КБ |
Сертификат | 1.16 МБ |
Мастер-класс | 102.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Олимпиада по русскому языку
- Расставьте знак ударения в словах:
Камбала, пуловер, колледж, красивее, сливовый, кулинария, звонишь, туфлями, озорничать, щавель, статуя, досыта.
А. Камбала, пуловер, колледж, красивее, сливовый, кулинария, звонишь, туфлями, озорничать, щавель, статуя, досыта.
Б. Камбала, пуловер, колледж, красивее, сливовый, кулинария, звонишь, туфлями, озорничать, щавель, статуя, досыта.
В. Камбала, пуловер, колледж, красивее, сливовый, кулинария, звонишь, туфлями, озорничать, щавель, статуя, досыта.
2. Поставьте существительные в форму родительного падежа множественного числа:
Сапог, носок, чулок, простыня, кочерга, килограмм, дупло, туфля.
А. Сапог, носков, чулок, простынь, кочерёг, килограммов, дупел, туфель.
Б. Сапог, носков, чулков, простыней, кочергов, килограммов, дупел, туфель
В. Сапогов, носков, чулок, простынь, кочерёг, килограмм, дупел, туфлей
3. Определите, сколько раз встречается звук А в предложении?
Кота Потап по лапе хлопал, и от Потапа кот утопал.
А. 10 Б. 12 В. 11
4. Определите, сколько раз встречается звук А в предложении?
Над солёной волной, над высокой волной холодное солнце встаёт.
А. 10 Б. 12 В. 11
5. . Определите, сколько раз встречается звук С в предложении?
Через поле и лесок подаётся голосок.
А. 4 Б.3 В. 5
6. У каких имён существительных нет формы единственного числа?
Очи, бигуди, жалюзи, усы, санки, лыжи, коньки, каникулы
А. Бигуди, жалюзи, санки, каникулы
Б. Очи, бигуди, жалюзи, лыжи
В. Бигуди, жалюзи, коньки, каникулы
7. Вставь пропущенные окончания:
Больш… кенгуру, тёпл… кашне, седьм… авеню, крепк… кофе.
А. Большой кенгуру, тёплое кашне, седьмая авеню, крепкий кофе.
Б. Большое кенгуру, тёплое кашне, седьмое авеню, крепкое кофе
В. Большой кенгуру, тёплое кашне, седьмая авеню, крепкое кофе
8. Вставь пропущенные окончания:
Хохлат… какаду, интересн… интервью, сладк… какао, солнечн… Сочи.
А. Хохлатый какаду, интересное интервью, сладкое какао, солнечный Сочи.
Б. Хохлатое какаду, интересное интервью, сладкое какао, солнечное Сочи.
В. Хохлатый какаду, интересное интервью, сладкий какао, солнечный Сочи.
9. Запиши, как называют жителя (м.р), жительницу (ж.р) и всех вместе жителей (мн.ч) этих городов: Москва, Пермь, Мурманск
(москвич, москвичка, москвичи; пермяк,пермячка,пермяки; мурманчанин, мурманчанка, мурманчане)
10. Запиши, как называют жителя (м.р), жительницу (ж.р) и всех вместе жителей (мн.ч) этих городов: Москва, Красноярск, Санкт-Петербург
(москвич, москвичка, москвичи; красноярец, красноярка, красноярцы; петербуржец, петербурженка, петербуржцы)
11. Укажи слова, в которых все согласные мягкие.
Билет, теперь, около, потом, пять, семя.
А. теперь, пять, семя
Б. теперь, билет, пять
В. билет, пять, семя
12. С помощью какого суффикса НОЖИ и НОГИ превращаются в одно слово?
(ИЩ)
13. Замени устойчивое выражение одним словом:
Кот наплакал – мало
Пруд пруди – много
Спустя рукава – плохо
Повесить нос – огорчиться
Как снег на голову - неожиданно
14. Гласные буквы потерялись… В каких словах вместо пробелов можно вставить две буквы Ы, чтобы восстановить слова?
А) м__ш__ Б) ш__н__ В) кр__с__ Г) с__ч__
15. Определите, какой частью речи является выделенное слово в «заколдованном» тексте:
«Зо Кряпча ла катрамная а гувиальная!» - веско произнес гном.
А) прилагательное Б) существительное В) наречие Г) глагол
16. Какая строка не является словосочетанием?
А) по синему небу Б) бежать по траве
В) солнце светит Г) звонкими капелями
17. Каких окончаний не бывает у сочетания слов «лист дерева» в разных падежах?
А) -а,-а Б) -,-а В) -у,-у Г) -е,-а
18. Какого суффикса не существует?
A) -оньк- Б) -за- В) -ист- Г) -енн-
19. Разгадайте зашифрованное слово-ассоциацию:
строка,буква, 33, порядок |
А) синоним Б) портфель В) алфавит Г) дневник
20. В каком слове произносятся только мягкие согласные звуки?
А) сентябрь Б) сеять В) русский Г) яркий
21. В каком слове отсутствует суффикс?
А) волосок Б) чайник В) карманы Г) березка
22. Укажи глагол, образованный с помощью приставки.
А) безоблачный Б) поёт В) съехать Г) подберёзовик
23. Подберите фразеологизм по смыслу: «Мы догадывались, что он нас обманывал»
A) ломал голову Б) пропускал мимо ушей
В) бил баклуши Г) водил за нос
24. Определите части речи в предложении (напиши над словами).
Вероокая трышь грузло обкисляля закорявку.
А. прил., сущ., нареч., предл., глаг., сущ
Б. прил., сущ., глаг., нареч., предл., сущ
В. прил., нареч., сущ., предл., глаг., сущ
25. В каких из следующих примеров выделенные слова являются именем существительным? Обведи буквы выбранных вариантов.
А. Жгут листья
Б. Звенит звонок – он очень звонок
В. Печь пироги
Г. Снежное покрывало землю покрывало
Д. Выучил стих
1. БГД 2. БВД 3. БВГ
26. Найди слово, в котором звуков больше,чем букв». Обведи букву или буквы одного или нескольких подходящих ответов.
А. мешать Б. деревянная В. лишняя Г. мост Д. переход
1. В 2. А. 3. Б
27. Соблюдая правило русской грамматики, выбери словосочетания, в которых необходимо поставить мягкий знак после шипящих.
а) Пятлая куш… г) Дормый делаж…
б) Бурявый папалош… д) Вылюный вагач…
в) Мяувыая дуч… е) Желомная беч…
1.АВЕ 2. АГЕ 3. АВД
28. Какое из sms - сообщений является словосочетанием? Обведи букву выбранного ответа.
А. в самолёте Б. я вылетаю В. на месте Г. самолёт вылетает Д. сел в самолёт
1.Д 2. Б 3.Г
29. Выпиши слова, в которых только твёрдые согласные.
Водит, пашешь, верит, смех, мел, можешь, матч.
А. пашешь, матч
Б. водит, можешь
В. пашешь, можешь
30. В каких предложениях неверно определена грамматическая основа предложения?
а) Отвели они девицу вверх во светлую светлицу.
б) Иван- царевич отправился вслед за клубочком.
в) Днём и ночью бьются о скалы морские волны.
г) Замечательный подарок мне прислал по почте брат.
- АВ 2. АБ 3. БВ
31. Какой падеж следует употребить в предложении: «Как быстро растут под лучам яркого солнца цветы у Ехидны! Или под лучей?..? Обведи букву выбранного ответа.
А. Творительный Б. Предложный В. Именительный
Г. Родительный Д. Винительный
1. А 2. Б 3. Г
32. Подбери синонимы к слову «добрый». Обведи букву выбранного ответа.
А. душевный, добросердечный Г. жадный, невежливый
Б. весёлый, энергичный Д. тихий, скромный
В. умный, красивый
1. А 2. Г 3. Д.
33. В каком слове количество звуков и букв совпадают?
Поздно, веешь, пять, юла. сеют.
А. веешь Б. сеют В. юла
34. В каком слове есть только твёрдые согласные?
Звонить, земля, ребята, рушит, сеновал.
А. рушит Б. звонить В. сеновал
35. У разных слов бывает много общего. Написаны слова: На окраине, у дороги, в школе, об ученике. Что общего у данной группы слов. Обведи одну или несколько букв правильных вариантов ответа.
А. употребление с предлогом Б. смысл
В. количество слогов Г. падежное безударное окончание
1.А 2. В 3. Г
36. В каком слове неправильно названа буква? Выпиши слово.
Книга- [кэ], [эн], [и], [гэ], [а]
Палец- [пэ], [а], [эль], [е], [цэ]
Марка- [эм], [а], [эр], [ка], [а].
- Книга 2. Марка 3. Палец
37. Выбери слова, написание которых не соответствует их произношению.
1) устный 2) сжать 3) кукла
4) мудрый 5) бантик 6) сказка
А. 1256 Б. 1456 В. 1235
38. Подчеркни имена прилагательные.
1) тихий 2) тишь 3) рыбий 4) веселее 5) прозрачен
А.135 Б. 134 В. 145
39. Найди и отметь предложения с однородными сказуемыми.
1. Снег пропитался водой, отяжелел и осел.
2. В мае зацветают в лесу душистые ландыши, воздушные одуванчики и пахучая черёмуха.
3. Букет состоял из красных, жёлтых и фиолетовых тюльпанов.
4. Подула зима холодом, сорвала листья с деревьев и разметала их по дорогам.
А.134 Б. 124 В. 234
40. Отметь предложение, которое соответствует данной схеме.
_ . _ . _ . ======= ~~~~~~~ ________ _ _ _ _ _ _
1. Женя выстроил снежный домик.
2. На крылечке дремал рыжий кот.
3. Узкая тропинка ведет в лес.
4. Внимательно следила хитрая лисица за детьми.
А. 4 Б. 2 В. 3
41. Найди и отметь предложения, в которых правильно поставлены запятые.
1. Тонкие стволы деревьев гнулись от сильного ветра, но не ломались.
2. Заяц поднял одно ухо, послушал, и сел на задние лапы.
3. И зимой, и летом хороша русская берёзка!
4. Лес весь лучится сверкает, светится.
А. 1,3 Б. 1,2 В. 2,3
42. Определи, сколько раз встречается звук [ц] в предложении.
Наша ученица Наташа Куницына собирается отправиться в Братск.
А.5 Б. 4 В. 3
43. В каком предложении есть синонимы?
А) Лиса живёт хитростью, а заяц — прыткостью
Б) Сова спит днём, а охотится ночью
В) В поэтической речи глаза часто называют очами
Г) Эскалаторы движутся вверх и вниз
1. В. 2. Б 3.Г
44. Отметь + слова, которые соответствуют схеме: ¬ ∩ €
1) проводок 2) проезд 3) посадка 4) почтальон 5) пони 6) пожар
А. 2,6 Б. 2,3 В. 1,2
45. Подчеркни слова, в которых звуков больше, чем букв.
платье, юбка, маяк, гномик
А. юбка, маяк Б. платье, юбка В. платье, маяк
46. . Отметь пары слов, в которых звуковой состав совпадает.
1) плод – плот 2) хвала – хваля 3) спешите - спишите 4) люк – луг 5) бал – балл
А. 135 Б. 123 В. 234
47. Выбери слова, в которых все согласные звуки твёрдые.
1) чудо 2) тётя 3) рожь 4) ваза
А. 134 Б. 124 В. 123
48. Отметь слова, в которых нет приставки.
1) поганка 2) подруга 3) поляна
4) подорожник 5) повар
А. 1,3 Б. 1,5 В. 2,3
49. Проводник объявил пассажирам: «Поезд прибывает согласно...» Как ему надо закончить фразу?
(А) с расписанием; (Б) расписания; (В) расписанию;
(Г) расписаний; (Д) по расписанию.
1.В 2. Б 3. Г
50. Готовясь к уроку, учитель подобрал пять слов на новое правило: врачи, жара,часы, грибной... Сформулируй правило, которое необходимо применить, чтобы выбрать пятое слово. Отметь, какое слово будет пятым?
А) роща; Б) лыжи; В) рукав; Г) трава; Д) частый.
1. Г 2. А. 3. Д
51. Какое слово написано с ошибкой?
(А) бреют; (Б) клеют; (В) реют; (Г) сеют; (Д) тлеют.
1. Б 2. В 3. Г
52. Посмотри на список слов: дверь, куртка, волосы, бельё — и напиши, что лишнее:
(А) заколка; (Б) застёжка; (В) прищепка; (Г) скрепка; (Д) задвижка.
- Г. 2. Б. 3. А
53. Даны слова: высокий, длинный, новый, узкий, старый, низкий, широкий. Слова новый и старый составляют пару. Если таким же образом разбить на пары остальные слова, одно останется лишним. Какое?
(А) высокий; (Б) длинный; (В) низкий; (Г) узкий; (Д) широкий.
- Б 2. В 3. Д
54. Один из месяцев в белорусском языке называется «студень».Это
(А) сентябрь, (Б) май, (В) август, (Г) апрель, (Д) январь.
1. Д. 2. А 3. Г.
55. Какое из этих существительных не того рода, что остальные?
(А) муравьишка, (Б) зайчишка, (В) скворушка, (Г) соловушка, (Д) коровушка.
1. Д 2. Б 3. В
56. Вот пять слов. Какое из них отличается от других по составу?
(А) журналист, (Б) танкист, (В) машинист, (Г) трубочист, (Д) гитарист.
1. Г 2. А. 3. Д
57. В какой из этих пар слова произошли от одного корня?
(А) перец-перечить, (Б) уксус-кукситься, (В) горчица-огорчаться,
(Г) лук-лукавить, (Д) вино-виниться.
1. В 2. Г 3 .Д
58. В каком из глаголов приставка по- употреблена не в том значении, что в остальных?
(А) побегать, (Б) поспать, (В) поплыть, (Г) поиграть, (Д) полежать.
1.В 2. Г 3. Д
59. Найдите слово, из которого можно получить новое слово, написав сначала второй слог, а потом первый
(А) актёр, (Б) тополь, (В) марка, (Г) банка, (Д) парта.
1. Г 2.Б 3. Д
60. Какое слово не является однокоренным со всеми остальными?
(А) речь, (Б) нарекание, (В) прорицатель, (Г) речка, (Д) изречение.
1. Г 2. Б 3. Д
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Пашина Наталья Александровна,
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ№179»
Уважаемые коллеги! Тема моего мастер-класса «Системно-деятельностный подход при изучении морфемики в условиях поликультурной среды». В процессе поликультурного образования осуществляется приобщение ребенка к родной культуре, а от нее — к российской и мировой. Школа создает условия для введения учащихся в родную культуру, родной язык. Изучение родного языка должно быть направлено не только на повышение уровня речевого развития, но и на освоение культурного достояния этноса, на формирование научного мировоззрения. Моя тема в рамках инновационной площадки «Обучение русскому языку в условиях поликультурной школы». Считаю её очень актуальной. В моём классе 36 учеников. Национальный состав очень разнообразный:9 татар, 22 русских, 1 мариец, 1 чуваш, 1 белорус, 1 ненец, 1 узбек. Все эти дети обучаются в условиях поликультурной среды, где наряду с русским и татарским языком, ребята изучают английский и немецкий языки. Хочу показать вам, как использую на уроке русского языка особенности своего многонационального класса.
Мне хочется начать свое выступление с цитаты Льва Николаевича Толстого, которая, на мой взгляд, является очень актуальной на сегодняшний момент в современной школе.
«Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений». Л.Н. Толстой
В основу ФГОС НОО положен системно-деятельностный подход, концептуально базирующийся на обеспечении соответствия учебной деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям.
Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, формирование гражданской идентичности. Отличает данную систему обучения то, что в ней упор делается на зону ближайшего развития, то есть область потенциальных возможностей, которые позволяют учащемуся вступать в контакт со взрослыми и под его руководствам на более высоком уровне решать поставленные задачи. Выход на зону ближайшего развития осуществляется через постановку учебных задач. Учитель руководит поиском ответов на поставленный вопрос или учебную задачу: предполагается помощь, а не подсказка. Деятельность школьника в рамках своей зоны ближайшего развития предусматривает использование им дополнительных сведений из вспомогательных источников (словарей, справочников, энциклопедий), с которыми ученик работает самостоятельно. Работа ученика с учетом зоны ближайшего развития способствует повышению уровня самоконтроля, саморегуляции и планирования собственной деятельности в условиях контроля и помощи со стороны учителя.
Использование системно-деятельностного подхода ориентировано, прежде всего, на формирование информационно-коммуникативной культуры учащихся. Резко возрастает роль познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Преимуществом деятельностного подхода является то, что он органично сочетается с различными современными образовательными технологиями: ИКТ, игровые технологии (деловые и ретроспективные игры, интеллектуальные турниры), технология критического мышления, технология «Дебаты», технология исследовательской и проектной деятельности, что способствует формированию универсальных учебных действий.
Системно-деятельностный подход предполагает другую организацию урока.
Организация деятельности учеников на уроке происходит через: постановку цели деятельности; планирование своих действий по реализации поставленной цели; саму деятельность, рефлексию полученных результатов.
Использование данного метода в практике позволяет нам грамотно выстроить урок, включить каждого обучающегося в процесс “открытия” нового знания.
Практическая часть
Практическую часть нашего мастер-класса начнем с мотивации. Данный этап предполагает осознанное вхождение учащихся в пространство учебной деятельности. С этой целью на данном этапе организуется его мотивирование к учебной деятельности, а именно:
- актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности (“надо”);
- создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность (“хочу”);
- устанавливаются тематические рамки (“могу”).
Прошу выйти коллег, которые при входе получили карточки с буквами. Постройтесь по высоте букв, начиная с большой буквы. Какое слово получилось (Мастер-класс).У нас сейчас мастер-класс. Пусть для вас он пройдет с пользой. Желаю вам успеха.
(На фоне музыки читаю стихотворение)
Здравствуйте, я говорю вам, здравствуйте!
Доброго здоровья люди вам.
Каждый день и час желаю — здравствуйте!
Я для вас тепло души отдам.
Солнца луч пусть дарит вам здоровье,
Летний дождик силой напоит.
Матушка-Земля пусть хлебом-солью
За труды вас щедро наградит.
Здравствуйте, я говорю вам, здравствуйте!
Всем родным, знакомым и друзьям.
Будьте счастливы, и просто, здравствуйте,
Мира, радости и процветанья вам!
Сейчас я постаралась смотивировать и настроить вас на работу на мастер-класс, таким же приемом можно провести мотивацию с детьми.
Уважаемые коллеги, давайте немного пофантазируем, и перенесёмся в прошлое. Вы - ученики начальной школы. У нас урок русского языка.
Мотивация.
Ой вы гой еси, добры молодцы и молодушки! Собралися мы не на почестен пир, а на работу добрую да складную. Чтоб был у нас мир да согласие. И работа наша была дружною. Хочу пожелать вам активнее в ней участвовать.
-Какие произведения устного народного творчества начинаются с такого вступления? (Былины.)
-Что такое былины?(Это жанр устного народного творчества. Это героические песни о подвигах богатырей и исторических событиях).
-Кто является героем былин? (Богатыри).
-Каких русских богатырей вы знаете?(Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович, Святогор).
- А есть ли богатыри у других народов? (Да. Могучих и справедливых богатырей татары называли «алыпами». Могучие и справедливые богатыри у чувашского народа – «улып». В марийских преданиях воины-исполины, великаны называются «онар». Алып - сказочный богатырь, герой татарского фольклора. Образы алыпов в татарских дастанах – Алпамша (Алпамыш), Ак Кубек.)
-Какими человеческими качествами обладали богатыри?(Мужеством, храбростью, выносливостью, хитростью, смекалкой, любовью к родной земле, к Родине).
-Мы сегодня попробуем на уроке тоже проявить эти качества. Выясним, у кого острый ум, зоркий глаз, хорошая наблюдательность, кто не бросит товарищей в трудную минуту и поможет.
На этапе Актуализации знаний повторим изученный материал, необходимый для “открытия нового знания”
Использую прием «Жокей и лошадь». Класс делится на группы. Каждой группе даю карточки с вопросами и карточки с правильными ответами. Мы с вами сейчас тоже выполним такое задание. Вспомним все части слова и их определения. После выполнения по очереди читаете вопрос и даете правильный ответ. (2 человека)
На данном этапе также можно использовать прием «Кластер». Кластер - это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. В центре листа записывают ключевое понятие, а от него рисуют стрелки-лучи в разные стороны и записывают понятия связанные с ключевым понятием. Мы сейчас выполним такую работу. Будете работать в парах. (Раздаю карточки со схемами)
На этапе Постановки проблемы организуется работа по созданию проблемной ситуации и обсуждению затруднения.
На доске: Сыноч…к мой, Добрынюшка, не надобно тебе купаться в Пучай -реке.
-В какой части слова пропущена буква? (В суффиксе).
- Что такое суффикс?
- Разберём слово по составу.
- А задумывались ли вы , какую гласную надо написать в суффиксе этого слова Е или И?
- В чем затруднение? ( Не можем обосновать, объяснить выбор написания ИК, ЕК, т.к не знаем правила.)
- Как вы думаете, какая тема у нашего урока? (Правописание суффиксов ИК,ЕК)
- Какую учебную задачу поставим перед собой?
- Главная задача нашего урока – провести исследование и выяснить, когда и какую гласную надо писать в суффиксах ИК и ЕК.
Теперь мы переходим к этапу решения возникшей учебной задачи. На данном этапе ученики в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов. Вернемся к возникшей проблеме.
На доске: КЛЮЧИК
ЗАМОЧЕК
Запишите эти слова. Выделите в них корни. Поставьте ударение. Выделите суффикс.
- Гласный суффикса находится в сильной позиции или в слабой?( Гласные в суффиксах тоже безударные)
- Произнесите про себя эти слова и понаблюдайте, совпадает или расходится произношение суффиксов с его написанием? (В слове «КЛЮЧИК»- совпадает, а в слове «ЗАМОЧЕК»- не совпадает).
- Сделайте вывод, надо ли проверять гласный звук в суффиксах ИК,ЕК? ( Да,надо)
-А чтобы решить эту задачу перед нами 2 пути. Мы опять, как богатыри на распутье, стоим перед выбором.
1 путь - взять готовое правило из учебника.
2 путь – самим изобрести это правило. Как вы поступите и почему? (Лучше попробовать самим , так правило лучше запомнится).
На доске: в один ряд прикреплены карточки со словами
КУЗНЕЧ…К КЛУБОЧКИ КУЗНЕЧИКИ КЛУБОЧ…К МЯЧ…К ОРЕШКИ МЯЧИКИ ОРЕШ…К
(У детей на столах карточки для работы в паре)
- На какие 2 группы можно разделить эти слова? (На существительные в единственном и множественном числе).
Ед. число Множ. число
КУЗНЕЧ…К КУЗНЕЧИКИ
МЯЧ…К МЯЧИКИ
ОРЕШ…К ОРЕШКИ
КЛУБОЧ…К КЛУБОЧКИ
- Как выбрать нужную букву, чтобы правильно написать суффикс? Как вы думаете? Для этого проанализируйте слова второго столбика. Что интересного вы заметили?
(Если во множественном числе пишется И, то и в суффиксе надо писать букву И. Если при изменении формы слова гласный И остаётся, то его и надо писать в суффиксе ИК. А если при изменении формы слова гласный исчезает, выпадает, то надо писать ЕК).
На этапе Первичного закрепления проводятся такие виды работ, как проговаривание нового знания, фронтальная работа, работа в парах; комментирование, обозначение знаковыми символами.
Подтвердить наше научное предположение поможет отрывок из мультфильма, снятого по книге Лии Гераскиной « В стране невыученных уроков».
( показ кадра из мультфильма)
- Какое слово было у Вити Перестукина – помощником? ( НЕТ)
НЕТ КЛЮЧИКА – КЛЮЧИК
НЕТ ЗАМОЧКА - ЗАМОЧЕК
-Откройте учебник на стр. 41 и прочитайте правило.
КЛЮЧИКИ –КЛЮЧИК
ЗАМОЧКИ- ЗАМОЧЕК
Верно мы с вами провели исследование?(Да, верно)
Вернёмся к Добрыне Никитичу. Какую же гласную в суффиксе надо написать и почему?
( СЫНОЧКИ – СЫНОЧЕК . Гласный выпадает, значит пишем Е). Какое значение придают словам суффиксы ИК,ЕК? (Уменьшительно-ласкательное). А сможете привести примеры слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами из татарского языка? (дускай-дружок, кошчык-птенчик, кызчык-маленькая девочка, китапчык-книжечка).
А кто приведет примеры слов из англ.языка и немецкого?( girl-girlie-девчушка; mom-mommy-мамочка; man-mankin-человечек; drop-droplet-капелька. Der Tisch-das Tischlein-столик; das Mauschen-мышонок).
На этапе закрепления изученного материала дети работают в группах по составлению алгоритма написания суффиксов ИК-ЕК. По завершению работы, представители групп презентуют свою работу, остальные проверяют правильность выполнения по слайдам.
Алгоритм написания гласных в суффиксах -ИК,- ЕК.
1 шаг. Измени форму слова ( поставь во множественное число).
2 шаг. Определи, «убегает» ли гласный.
Да. Нет.
(ЕК) (ИК)
Метод эмоциональной разрядки и физической разминки «Тряпичная кукла и солдат»
Прошу вас встать. Полностью выпрямитесь и вытянитесь в струнку как солдат. Застыньте в этой позе, как будто вы одеревенели, и не двигайтесь. Теперь наклонитесь вперед и опустите руки, чтобы они болтались как тряпки. Станьте такими же мягкими и подвижными, как тряпичная кукла. Теперь снова покажите солдата, вытянутого в струнку, теперь снова наклонитесь, превратитесь в тряпичную куклу.
Ориентация стандарта на системно-деятельностный подход ставит процедуру оценки в особое положение. Новый стандарт предполагает переход на формирующее оценивание, которое зарекомендовало себя наиболее эффективным средством повышения образовательных достижений каждого обучающегося и позволяет сократить разрыв между наиболее успевающими детьми и теми, кто испытывает серьезные затруднения в обучении. В процессе формирующего оценивания ученику отводится активная роль. Учитель ему помогает осознать, как он учится, и находить наилучшие стратегии и способы для своей учебной деятельности. В результате у учеников последовательно формируются важнейшие общеучебные умения:
умение анализировать и понимать новую информацию
умение впитывать новые идеи и концепции;
умение оценивать свои результаты и результаты одноклассников, соотнося их с учебными целями и критериями качества обучения
Формирующее оценивание обеспечивает обратную связь ученикам по поводу их успехов в процессе обучения. Для формирования у детей умения оценивать результат своей деятельности можно использовать лист самооценки (поместить его в конце тетради и заполнять по мере необходимости); в течение урока после выполнения задания оценить себя с помощью «волшебных линеечек» или «плюсов» и «минусов» на полях в тетради или прием «Светофор» (Красный цвет – это сигнал тревоги: я этого не могу, мне трудно; жёлтый – неуверенности: я не совсем в этом разобрался; зелёный - благополучия: мне всё ясно, я с этим справлюсь)
На этапе самостоятельной работы предлагаю вам выполнить проверочную работу на нотбуках, где можете сразу получить оценку своей деятельности.
Либо на этом этапе можно провести тест по данной теме, а в конце провести обмен работами ,где учащиеся сравнивают работу товарища с работой, которую демонстрирует учитель.
КОНЧ…К СЛОН…К
КУСОЧ…К ДРУЖОЧ…К
СУХАР…К МЕШОЧ…К
ПАРОХОД…К ОРЕШ…К
Наш мастер класс подходит к концу. У вас на столах лежат 3 картинки: портфель, корзинка, кофемолка. Проведем рефлексию. Выберете 1 из этих картинок, если портфель – возьму с собой, корзинка – забуду, как страшный сон, кофемолка- надо перемолоть. Вот один из способов рефлексии своей деятельности.
На уроке детям в конце урока можно предложить выбрать дорожный знак: «Пешеходный переход» (его выбор означает, что на данном уроке ребенок усвоил материал и он может двигаться дальше вперед) или «Въезд запрещен» (его выбор, означает, что движение вперед невозможно, так ребенок испытывает трудности).
Я вас познакомила с некоторыми приемами системно-деятельностного подхода, используемыми на разных этапах урока.
Свое выступление мне хочется закончить притчей.
Жил – был мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает далеко не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».
Все в наших руках, уважаемые коллеги. В зависимости от того, как вы построите урок, организуете деятельность детей на уроке, будет зависеть будущее детей, как они смогут реализоваться в жизни.