Внеурочная деятельность
Курс внеурочной деятельности социального направления
Скачать:
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Каратузская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Е.Ф. Трофимова.
«Рассмотрено» Методический совет Протокол № _____ от «___»____________2016г | «Согласовано» Заместитель директора по ВР _________ Н.В.Пальчевская «___»____________2016г | «Утверждаю» Директор МБОУ «Каратузская СОШ» __________ И.В.Булгакова Приказ № ____ от «___»____________2016г |
Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«Познай себя»
(социальное направление)
5-6 классы
Составитель: Пальчевская Наталья Владимировна,
высшая квалификационная категория
2016 год
с.Каратузское
Программа "Познай себя" для учащихся 5 – 6 классов
Пояснительная записка
Программа составлена на основе авторской программы «Самосовершенствование личности» (автор Селевко Герман Константинович).
Ведущими идеями современной школы являются идеи гуманизации образовательного процесса. В связи с этим большое внимание уделяется личности ученика как субъекту учебного процесса, равноправному партнеру общения. Такой подход к организации образовательного процесса предполагает умение всех участников вести диалог, выбирать необходимые формы и средства общения, позволяющие конструктивно взаимодействовать (сотрудничать) как на уроке, так и во внеурочной деятельности. Несомненно, ведущую роль в этом играет педагог как более опытный, знающий, компетентный участник субъектно-субъектных отношений. Однако эта ситуация ставит и обучающихся в позицию выбора, что делает актуальным его способность к рефлексии и самооценке. Не менее важным становится умение эмоциональное состояние собеседника, чтобы выбрать наиболее оптимальные способы и средства общения. Поэтому у школьников возникает необходимость в получении психологических знаний.
С другой стороны, с переходом из начальной школы в школу II ступени школьник вступает в новую фазу своего психического развития: он становится младшим подростком. Соответственно меняется ведущий вид деятельности. На первый план выходит общение как средство познания себя и окружающего мира. Но конструктивное общение невозможно без осознания собственного “Я”, своих особенностей и потребностей, поэтому идет интенсивный поиск, происходит половая и ролевая самоидентификация. Однако общение также немыслимо и без внимания к собеседнику, принятия его как личности, равноправного партнера по общению, а необходимых знаний у подростка нет. Возникают своеобразные ножницы. Подросток ищет выход из ситуации, некомфортной для него, но путей решения данной проблемы он не знает. Все это приводит к снижению самооценки, повышению уровня тревожности. По результатам психологических исследований, более 60% младших подростков показывают заниженную самооценку.
Анализ педагогической сложившейся ситуации позволил выявить следующие противоречия:
- между потребностью в общении как ведущим видом деятельности подростков и недостаточным уровнем развития коммуникативных умений обучающихся;
- между потребностью подростков быть понятым и принятым другими и собственным умением понять и принять других;
- между потребностью обучающихся в творческой самореализации и недостаточно сформированными у них умениями, необходимыми для творческой деятельности.
На разрешение данных противоречий и направлена программа “Познай себя”, разработанная для учащихся 5-6-х классов.
Нормативные документы для разработки программы:
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»
ФГОС. Утвержденный приказом Министерства образования и науки от 6 октября 2009 года
Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях (Приложение к письму Минобразования России от 11 июня 2002 г. № 30-51-433/16)
О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в общеобразовательном учреждении (Письмо Минобразования России от 11.02.2000г. №101/28-16)
Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации на период до 2010 года (проект)
Цель программы:
Психолого-педагогическое сопровождение внеурочной деятельности учащихся с введением ФГОС ООО для создания здоровье сберегающей среды, социально – психологических условий развития личности учащихся и их успешного обучения.
Задачи программы:
1. Формировать стремление к самопознанию, погружению в свой внутренний мир и ориентации в нем.
2. Расширять знания школьников о чувствах и эмоциях, развитие способности без оценочного их принятия, формирование умения управлять выражением своих чувств и эмоциональных реакций.
3. Формировать навыки общения, умение слушать, высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению и пониманию других людей.
4. Способствовать осознанию своей жизненной перспективы, жизненных целей, путей и способов их достижения.
Формы проведения занятий:
Форма работы групповая.
Принципы программы:
- принцип коллективности обучения и воспитания детей;
- принцип преемственности, последовательности и систематичности педагогического процесса;
- принцип наглядности;
- принцип сознательности и активности учащихся в целостном педагогическом процессе;
- принцип опоры на положительное в человеке, поддержки сильных сторон его личности;
- принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников при организации их деятельности.
Механизм реализации программы
Занятия являются тематическими и определены структурой проведения, частота проведения 1 час в неделю в объеме 8 часов.
План занятий:
- ориентировка и подготовка учащихся;
- разминка;
- структурированные упражнения;
- рефлексия занятия.
Цели и задачи достигаются через средства и методы обучения:
Рассказ, беседа, иллюстрации, психологические игры, тренинги, информационно-
коммуникативные технологии, групповая работа, практическая работа, индивидуальный подход к ребенку, тесты, опросники.
В результате изучения данного курса дети:
- Овладеют определенными психологическими знаниями;
- Овладеют приемами конструктивного взаимодействия;
- Умеют правильно управлять своими эмоциональными реакциями;
- Совершенствуют навыки общения;
Содержание курса «Познай себя»
I. Личность. Человек как индивид и как личность. Физическое и психическое содержание человека. Сознание – основная характеристика человеческой личности. Роль личности в собственном развитии. Самовоспитание, самосовершенствование.
II. Самопознание как основа самосовершенствования. Человек – загадка для самого себя. Знание о людях, живущих вокруг тебя, как одно из условий познания себя.
III. Самосознание, самоощущение. Образ Я, Я-концепция. Разнообразие «Я» (субличностей) человека.
IV. Организация (методика) самопознания: самоанализ, самонаблюдение, самокритика, самоконтроль, самооценка, рефлексия. Регистрация самопознания: тесты, анкеты, автобиография.
Примеры практических занятий
• упражнение «Знаете ли вы свою внешность»;
• самоанализ качеств: мои достоинства, мои недостатки;
• упражнение «Диалог субличностей»;
• составление карты самооценки;
• анализ социальных ситуаций-проб.
Контроль за успешностью усвоения обучающимися программного материала:
Проводится анализ качества выполнения самостоятельных и творческих работ, творческих заданий. Итоговый контроль проводится в виде беседы на заданную тему, практикума решения задач, групповой работы, игры, выполнения творческих работ.
Учебно-методическое сопровождение
1.Селевко Г.К. Познай себя. Изд.2-е, стереотипное. М.:Народное образование, НИИ школьных технологий, 2009. 96с (серия «Самосовершенствование личности»).
2. «Неповторимые МЫ» Т.Л. Богатырева, Москва «просвещение» 2007г.
3.Уроки самопознания», Е.А. Сорокоумова Москва 2007 г.
5.Аграшенков А.В. Психология на каждый день: советы, рекомендации, тесты. М., 1996.
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Планируемая Дата Проведения 5б 5а | Фактическая дата проведения 5б 5а |
1 | Знакомство с собой. Образ вашего Я | 1 | 6.09 8.09 | 6.09 8.09 |
2 | Я и окружающие. Вы – человек и Вы - личность | 1 | 13.09 15.09 | 13.09 15.09 |
3 | Оценивание себя. | 1 | 20.09 22.09 | 20.09 22.09 |
4 | Как Вы воспринимаете окружающий мир. | 1 | 27.09 29.09 | 27.09 29.09 |
5 | Настоящий друг? | 1 | 4.10 6.09 | 4.10 6.09 |
6 | Тренинг «Умение общаться» | 1 | 11.10 13.09 | 11.10 13.09 |
7 | Богатство Вашей личности | 1 | 18.10 20.09 | 18.10 20.09 |
8 | Защита проектов «Расскажите о себе» | 1 | 25.10 27.09 | 25.10 27.09 |