АКТУАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ
«Формирование у дошкольников основ безопасного поведения на дороге посредством использования кинетического песка»
Проблема формирования у детей дошкольного возраста устойчивых навыков безопасного поведения на дороге актуальна на сегодняшний день. В детском саду ребёнок должен усвоить основные понятия системы дорожного движения и научиться важнейшим правилам поведения на дороге, тем самым значительно расширить свой социальный опыт, сформировать социальную позицию, усовершенствовать умения и навыки безопасно переходить проезжую часть дороги, тем самым увеличить возможность сохранить свою жизнь и здоровье. Известно, что привычки, закреплённые в детстве, остаются на всю жизнь, поэтому одной из важных проблем в обеспечении безопасности дорожного движения является профилактика детского дорожно-транспортного травматизма. Кинетический песок, завоевавший популярность не только у детей, но и взрослых, является отличным средством решения главной проблемы – предвидеть опасность, избежать её, не совершать очевидных ошибок. И перенос традиционных педагогических занятий в песочницу способны создать любую жизненную ситуацию, исследовать её с различных сторон, обыграть многообразие сюжетных линий, проанализировать, выбрать наиболее продуктивную и безопасную стратегию поведения на дороге, а затем успешно применять её в жизни, нежели стандартные формы обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_po_pdd_2022_god_1.doc | 453 КБ |
Предварительный просмотр:
Скрыпченко Наталья Михайловна
Управление образования администрации Яковлевского городского округа
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Аленушка» г. Строитель Яковлевского городского округа»
«Формирование у дошкольников основ безопасного поведения
на дороге посредством использования кинетического песка»
Скрыпченко Наталья Михайловна,
воспитатель
Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Аленушка» г. Строитель Яковлевского городского округа»
2022 год
Содержание
Информация об опыте……………………………………………………………3
Технология описания опыта……………………………………………………..8
Результативность опыта........................................................................................14
Библиографический список…………………………………………………......16
Приложение к опыту…………………………………………………………….18
Раздел I. Информация об опыте
Условия возникновения и становления опыта
Автор опыта Скрыпченко Наталья Михайловна работает воспитателем в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад «Аленушка» г.Строитель Яковлевского городского округа». В детском саду функционирует 12 групп, из них 2 группы компенсирующей направленности.
Расположение детского сада недалеко от дороги обусловило повышенное внимание педагога к проблеме профилактики детского дорожно-транспортного травматизма. По периметру проходит основная дорога с большим потоком автотранспорта. Дорога в детский сад для многих детей требует перехода через улицу.
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее - ФГОС ДО) одной из задач определено становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий детей, формирование у детей основы безопасного поведения в быту, социуме, природе; готовность к совместной деятельности со сверстниками [23]. Действующее законодательство РФ закрепило ответственность и обязанность родителей в вопросах воспитания, обучения и развития своих детей (ст. 44 Закона РФ «Об образовании», ст.63 Семейного Кодекса РФ).
По данным ОГИБДД МВД России по Белгородской области каждое десятое ДТП происходит с участием детей. Ежегодно происходят аварии, где гибнут дети, которые находятся в автомобилях в качестве пассажиров. Также отмечается рост ДТП по собственной неосторожности детей. Именно поэтому вопросам формирования у дошкольников основ безопасного поведения на дороге на всех уровнях уделяется особое внимание.
В ходе образовательной и самостоятельной деятельности дошкольники проявляют интерес к различному виду транспорта, дорожным знакам. Однако наблюдения за детьми, беседы с ними показали недостаточный уровень сформированных навыков безопасности дорожного движения: незнание правил поведения на дороге для пешеходов и пассажиров, правил перехода проезжей части, устройства проезжей части (виды перекрестков).
Для выявления стартового уровня сформированности у дошкольников основ безопасности дорожного движения проведена диагностика с использованием диагностического инструментария, разработанного на основе комплекса методик: «Динамика знаний детьми правил дорожного движения» Т.И. Даниловой, «Знание детьми дошкольного возраста правил дорожного движения» О.Л. Князевой, Р.Б. Стеркиной, иллюстрированный материал (дорожные ситуации) А.Д. Добрушина (Приложение № 1).
Полученные данные показали, что у 4% детей выявлен высокий уровень, средний у 35% и низкий у 61% детей. Данные результаты подтверждают тот факт, что в силу возрастных особенностей дошкольники не способны обеспечить собственную безопасность.
Опираясь на важность и необходимость работы в данном направлении, педагог обратилась к кинетическому песку, поскольку работа с песком при направленном руководстве и при использовании соответствующих возрасту методов и приёмов дают большой обучающий и развивающий эффект для формирования основ безопасного поведения на дороге.
Актуальность опыта
Проблема формирования у детей дошкольного возраста устойчивых навыков безопасного поведения на дороге актуальна на сегодняшний день.
Мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке, так как безопасность пешехода зависит от соблюдения им правил поведения на улице. И если в сложной ситуации при появлении опасности взрослого человека иногда выручает инстинкт самосохранения, ловкость, быстрота реакций, то у ребёнка-дошкольника, к сожалению, оказавшись в критической ситуации, не полностью сформировано чувство опасности, отсутствует страх, он плохо ориентируется в пространстве, и поэтому больше других подвергается опасности на дорогах.
В детском саду ребёнок должен усвоить основные понятия системы дорожного движения и научиться важнейшим правилам поведения на дороге, тем самым значительно расширить свой социальный опыт, сформировать социальную позицию, усовершенствовать умения и навыки безопасно переходить проезжую часть дороги, тем самым увеличить возможность сохранить свою жизнь и здоровье. Известно, что привычки, закреплённые в детстве, остаются на всю жизнь, поэтому одной из важных проблем в обеспечении безопасности дорожного движения является профилактика детского дорожно-транспортного травматизма.
Кинетический песок, завоевавший популярность не только у детей, но и взрослых, является отличным средством решения главной проблемы – предвидеть опасность, избежать её, не совершать очевидных ошибок. И перенос традиционных педагогических занятий в песочницу способны создать любую жизненную ситуацию, исследовать её с различных сторон, обыграть многообразие сюжетных линий, проанализировать, выбрать наиболее продуктивную и безопасную стратегию поведения на дороге, а затем успешно применять её в жизни, нежели стандартные формы обучения.
Однако обнаруживается противоречие между значительным развивающим потенциалом современных педагогических технологий в дошкольном образовании и ограниченным использованием их в практике дошкольного образовательного учреждения по вопросу предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма;
между пониманием необходимости формирования у воспитанников навыков безопасного поведения на дороге и недостаточной разработанностью подходов к повышению уровня сформированности основ безопасного поведения на дороге у дошкольников с использованием кинетического песка.
Процесс формирования у дошкольников основ безопасного поведения на дороге предполагает активное взаимодействие всех участников образовательного процесса: ребёнка, педагогов, родителей (законных представителей). Значимость семейного воспитания строится на основе близких эмоциональных контактов между родителями и детьми и зависит от положительного примера взрослых. Отсюда возникает противоречие между пониманием родителями необходимостью сформировать определенную теоретическую и практическую базу безопасности жизнедеятельности своего ребёнка и нежеланием родителей приобретать этот материал из-за его сыпучих свойств.
Противоречия стали условием углубленного изучения данной проблемы и обобщения опыта работы.
Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании условий для формирования у дошкольников основ безопасного поведения на дороге посредством использования кинетического песка.
Длительность работы над опытом
Работа по данной проблеме охватывает период с мая 2019 года по май 2022 года и разделена на несколько этапов:
I этап – начальный (констатирующий) – май 2019 – ноябрь 2019 года, предполагал обнаружение проблемы, подбор диагностического материала и анализ методической и научной литературы по данной проблеме, изучение рекомендаций по данному вопросу на сайтах всемирной системы объединённых компьютерных сетей.
II этап – основной (формирующий) – ноябрь 2019 – апрель 2022 года. В рамках основного этапа проводилась работа по выявлению исходного уровня сформированности у дошкольников навыков безопасности дорожного движения; разработка картотеки игр с использованием кинетического песка и непосредственная игровая деятельность с кинетическим песком, дающая возможность скорректировать у детей проблемы по культуре безопасного поведения на дороге; организация и создание в группе условий для самостоятельной деятельности детей, атмосферы доверительного общения и сотрудничества между педагогом и детьми.
III этап – заключительный (контрольный) – апрель 2022 года – май 2022 года. Педагогическая диагностика на заключительном этапе подтвердила успешность выбранной технологии для решения возникших противоречий.
Диапазон опыта представлен системой работы педагога по формированию у дошкольников основ безопасного поведения на дороге посредством использования кинетического песка.
Теоретическая база опыта
К.Д. Ушинский писал, что «образование уменьшает число опасностей, угрожающих нашей жизни, уменьшает число причин страха и, давая возможность измерить опасность и определить ее последствия, уменьшает напряженность страха ввиду этих опасностей». Вопросы профилактики дорожно-транспортного травматизма разрабатывались в дошкольной педагогике, начиная с 30-х годов XX века [15].
В 1937 году В. М. Федяевской впервые были выделены причины несчастных случаев с дошкольниками на улице: незнание детьми правил уличного движения; невнимательность к тому, что происходит на улице; неумение владеть собой; отсутствие сознания опасности. Автором была доказана возможность и необходимость обучения детей уличной безопасности, по преимуществу со старшей группы; «...такая работа должна быть постоянной, вклиниваться во все виды деятельности в детском саду» [24].
Исследования В. М. Федяевской были продолжены практическими работниками дошкольных учреждений и сотрудниками милиции. Начиная с 1939 года в журнале «Дошкольное воспитание» публикуется большое количество статей, посвящённых проблеме безопасности детей на улице.
Методы и приёмы обучения дошкольников правилам поведения на улице, предложенные В. М. Федяевской, позже были дополнены Э. Я. Степаненковой, М. Ф. Филенко и др.
Проблемой безопасности, профилактикой детского дорожно-транспортного травматизма, созданием системы деятельности по формированию основ культуры безопасности по правилам дорожного движения, воспитанием осознанного безопасного поведения в окружающем мире, привитии здоровьесберегающих навыков, творческой активности ребенка, использовании разнообразных форм, методов и приемов в образовательном процессе занимаются отечественные педагоги, ученые: Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина [1], Т. И. Алиева, Е. П. Арнаутова, К. Ю. Белая, Е.А. Козырева, Е.Ю. Протасова, Э. Я. Степаненкова. Обобщался опыт дошкольных учреждений в этом направлении А.Д. Добрушиным, В.Н. Зимониной, Н.И. Клочановым, Л.А. Комлевой, Л.В. Куцаковой, Е.А. Козловской, С.А. Козловским, С.И. Мерзляковой, И.С. Окуневым, В.Н. Сахаровой.
Большую организационно-педагогическую и научно-методическую работу проводит Международная академия наук экологии и безопасности жизнедеятельности. В работах отечественных психологов В.В.Давыдова, Л.В.Занкова, А.Н.Леонтьева, С.Л.Рубинштейна, Д.В.Эльконина и др. освещено реальное многообразие идей и подходов к проблемам безопасности жизнедеятельности личности.
Для теоретического обоснования опыта были использованы следующие понятия: песок, игра с песком. Игра с песком - это естественная и доступная для каждого ребёнка форма деятельности. Ещё К.Д. Ушинский говорил: «Наилучшая для ребёнка та игрушка, которую он может заставить по-разному изменяться; для детей наилучшая игрушка – это куча песка» [20].
Кинетический песок (Kinetic Sand) появился на рынке в 2013 году и довольно быстро завоевал определенную популярность. На 98% Kinetic Sand состоит из обычного чистого песка, равноизмельченных кристалликов кварца. Остальные 2% смеси - это вязкое вещество, которое не позволяет песку засохнуть и постоянно поддерживает его в «рабочем» состоянии.
Главным преимуществом кинетического песка является то, что он пластичен, гипоаллергенен и абсолютно безопасен для ребёнка. Консистенция приятна на ощупь и позволяет сделать из продукта множество разнообразных фигурок. Изучив его подробнее и проанализировав отзывы, было найдено много плюсов. Преимущества, которые отмечены при работе с песком: песок не высыхает, состав вещества позволяет ему надолго сохранять тягучесть; для кинетического песка не нужны особые условия хранения, находясь на воздухе, он не потеряет своих свойств; среда вещества неблагоприятна для развития бактерий; при необходимости песок легко моется: под воздействием влаги он не теряет целостности; не возникает сложностей при уборке.
О песке как о материале, возвращающем взрослого человека к «архетипу ребёнка», говорил еще Карл Густав Юнг, швейцарский ученый-психолог первой половины XX века, а английский врач Маргарет Ловенфельд первой начала использовать подносы с песком и маленькие фигурки в работе с детьми. Автором полноценной методики считается последовательница Юнга и ученица Ловенфельд Дора Калфф, благодаря которой метод песочной терапии обрел окончательную форму. Основную идею песочной терапии Д. Калфф сформулировала так: «Игра с песком предоставляет возможность ребёнку избавиться от психологических травм с помощью экстериоризации фантазий и формирования ощущения связи и контроля над своими внутренними побуждениями. Установление связи с бессознательными побуждениями, особенно с архетипом самости, и их выражение в символической форме в значительной мере облегчают здоровое функционирование психики» [9].
Данный опыт работы базируется на методических рекомендациях Т.А. Андреенко [2], Т.М. Грабенко, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой [5], которые раскрывают многогранные возможности игр с песком - это обучение и познание, дающие возможность скорректировать у ребенка проблемы безопасного поведения на дороге.
Новизна опыта заключается в разработке системы использования кинетического песка в деятельности с воспитанниками ДОО, направленной на формирование основ безопасного поведения на дороге.
Характеристика условий, в которых возможно применение данного опыта.
Применение данного опыта возможно в условиях дошкольной образовательной организации, начальной школы, учреждениях дополнительного образования. Опыт охватывает всех участников образовательной деятельности (детей, педагогов, родителей) и может быть интегрирован в другие интерактивные формы взаимодействия.
Раздел II
Технология описания опыта
Целью опыта является формирование у дошкольников основ безопасного поведения на дороге в процессе включения в игровую деятельность с кинетическим песком.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
- создание педагогических условий, способствующих активизации образовательной деятельности, направленной на формирование представлений о правилах дорожного движения;
- создание развивающей предметно-пространственной среды, побуждающей добывать знания опытным путем и применять их в дальнейшей практической деятельности;
- включение в практику работы с воспитанниками игр с кинетическим песком, направленных на предупреждение несчастных случаев на улицах и дорогах города;
- развитие воображения, прогностических способностей, формирование умения предвидеть возникновение потенциально опасных ситуаций, их возможные последствия, различать игровую (виртуальную) и реальную ситуации;
- формирование умения применять освоенные знания и способы деятельности для решения новых задач, преобразовывать способы решения задач в соответствии с особенностями ситуации в различных видах деятельности.
Реализация данных задач и формирование основ дорожной безопасности осуществлялось с учётом следующих принципов:
- принцип системности и последовательности заключается в том, что любая новая ступень в обучении ребёнка опирается на опыт ребёнка в предыдущем;
- принцип доступности определяется соответствием возрастных возможностей ребёнка, степени сложности тематического материала;
- принцип наглядности предполагает, что дети должны сами всё увидеть, услышать, потрогать и тем самым реализовать стремление к познанию;
- принцип деятельности - включение ребёнка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции;
- принцип дифференцированного подхода. Решение задачи эффективной педагогической помощи детям в специально созданных педагогических ситуациях, не по правилам дорожного движения, а по правилам безопасного поведения на дороге;
- принцип возрастной безопасности - одно и то же содержание используется для работы в разных группах с усложнением соответствующим возрастным особенностям детей;
- принцип социальной безопасности. Дошкольники должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения;
- принцип интегрированного подхода реализуется в сотрудничестве с воспитателями и другими педагогами ДОО, с семьей, а также при перспективном планировании (Приложение № 2) с учетом взаимосвязи всех видов образовательных областей;
- принцип психологической комфортности предполагает снятие всех стрессообразующих факторов образовательной деятельности, создание на доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогического сотрудничества. Развитие диалоговых форм общения.
Чтобы сформировать у дошкольников основы безопасности, необходимо научить ребёнка самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из различных областей, умение прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умение устанавливать причинно-следственные связи.
Игры с кинетическим песком – естественная и доступная для каждого ребёнка форма деятельности. Они направлены на решение многих задач в дошкольной педагогике, в том числе являются одним из методов обучения дошкольников правилам дорожного движения. Целесообразность использования песочных игр обусловлена тем положительным эффектом, который они оказывают на детей, а именно:
- песок - это интересный и доступный для детей материал. В песочных играх создается естественная стимулирующая среда, в которой ребёнок чувствует себя комфортно и активно;
- использование данного метода открывает широкие возможности для моделирования различных дорожных ситуаций; позволяет прорабатывать их на символическом уровне;
- «проживание» в играх всевозможных ситуаций на дорогах позволяет осуществлять взаимный переход воображаемого в реальное и наоборот;
- игры с песком выступают в качестве вспомогательного средства, позволяющего стимулировать ребёнка в желании изучать правила дорожного движения, помогают разнообразить методы и приёмы обучения.
Внедрение технологии в образовательную деятельность осуществлялась в определенной последовательности.
На первом этапе - подготовительном - проводятся занятия, направленные на создание положительного и заинтересованного отношения ребёнка к дальнейшей деятельности, на установление эмоционального контакта с педагогом. На данном этапе используются упражнения, помогающие воспитанникам познакомиться с песком и настроиться на дальнейшую работу (Приложение № 3).
Второй этап - дети переходят от предметных, манипулятивных игр к играм с элементами моделирования, на основе которых формируются первичные умения и навыки по дорожной безопасности. В зависимости от поставленных задач, важно на данном этапе сосредоточить внимание детей на действиях в песочнице.
Деятельность педагога и детей при работе с кинетическим песком распределялась следующим образом:
1. Вводная часть: постановка игровой мотивации, позволяющая заинтересовать, привлечь детей к предстоящей деятельности; упражнения на снижение психомышечного напряжения; релаксационные упражнения на сплочение и эмоциональный настрой.
2. В основную часть входят моделирование ситуаций, игры-эксперименты, упражнения, задания, которые дают детям возможность интенсивно совершенствовать зрительно-пространственную координацию, свободно выражать свои мысли, эмоции, активно взаимодействовать с взрослым и сверстниками.
3. В заключительной части использовалось художественное слово, спокойные игры и упражнения. Обратная связь.
Содержание деятельности выстраивалось с учетом следующих методов и приёмов:
- игровые методы: дидактические игры в пространстве песочницы позволяют закрепить полученные знания в ходе бесед, наблюдений и поделиться личным опытом;
- игровые сюжетные ситуации. Например, на песке разыгрывается ситуация, что мальчик устроил игры на проезжей части. Взрослый просит детей рассказать мальчику об опасных ситуациях, которые могут возникнуть, когда не соблюдаешь правила безопасности на дороге;
- моделирование ситуаций позволяет ребёнку применять полученные знания на практике и готовит его к умению выбраться из экстремальной ситуации;
- экспериментирование направлено на самостоятельный поиск решений;
- метод sand-art: рисование и конструирование на песке;
- поисковый: самостоятельное решение проблем.
При построении системы работы было определено три блока взаимодействия ребёнка с транспортной системой города. Для блоков выбрано такое содержание, которое проходило через реальное «проживание», моделирование и проигрывание опасных и безопасных дорожных ситуаций с кинетическим песком.
1 блок: «Знакомство с дорожным окружением». Начиная со среднего возраста, дети знакомились с простейшими правилами дорожного движения («пешеход», «пассажир», «водитель», «светофор», «проезжая часть», «транспорт» и т.д.).
В старшем дошкольном возрасте дошкольники получали более полные представления о правилах поведения пешеходов и пассажиров, знакомились с сигналами светофора для регулирования дорожного движения.
Движение транспорта и пешеходов на улицах и дорогах - для детей слишком сложное явление, чтобы ориентироваться в нем самостоятельно. А так как изучение правил дорожного движения опирается на решение задач по формированию у детей умения ориентироваться в пространстве, следовательно, игры и упражнения с кинетическим песком были направлены на развитие таких качеств личности, как внимание, ответственность за свое поведение, уверенность в своих действиях (Приложение № 4).
Так, в игре «Выполни поручение» ребёнку (4- 5лет) предлагалось взять машинки разных цветов и расставить в песочнице согласно инструкции: синюю машинку поставить в верхний правый угол песочницы, желтую - в нижний левый угол, зелёную - в нижний правый, а красную - в верхний левый угол. А реализация содержания игры «Поставь игрушки, как я скажу» (4-5 лет) предусматривала определение положения предметов по отношению к себе: поставь в песочнице перед собой машинку, справа от машинки поставь мишку, слева – собачку, позади машинки поставь котёнка и т.д.
Закрепление полученных впечатлений от вышеописанных игр, дети применяют на практике во время прогулки по городу: самостоятельно определяют правую часть тротуара и придерживаются её, определяют положение того или иного предмета по отношению к себе: впереди меня - забор, за ним - дом, справа от меня - машина, слева - дорога и т.д.
Используя игры «Повороты», «Как проехать?», «Расположи так, чтобы…», дети (5-7 лет) учились определять положение того или иного предмета не только по отношению к себе, но и по отношению к другим на улицах города: слева от Саши - машина, перед ним - дорога с пешеходным переходом. Именно такие игры помогают воспитанникам усвоить правила поведения и свободно ориентироваться не только на участке детского сада, но и в ближайшем микрорайоне: где находится школа, магазин, аптека, поликлиника, дом.
Особенно следует подчеркнуть необходимость формирования пространственных представлений для детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет), ведь они - будущие школьники, которым придётся самостоятельно переходить дорогу, выполнять обязанности пешехода и пассажира. В этом возрасте дошкольники должны уметь самостоятельно давать оценку действиям водителя, пешехода и пассажира, предвидеть опасность на улице.
Замечено, что легче всего выучить ребёнку «пешеходный переход» и особенно то, как он выглядит внешне, когда он сделает его своими руками не один раз. Можно, конечно, лепить, рисовать, делать аппликации, но всё это довольно долго, а вот создание «шедевров» на песке не потребует много времени, поэтому повторять игру можно многократно. Необходимо показать, как он выглядит, и предложить детям повторить изображение «зебры» на песке. Как вариант, для имитации пешеходного перехода, дети используют полоски бумаги, предметы-заместители (дощечки, счётные палочки, веревочки белого цвета).
Для воспитания грамотного пешехода, готового соблюдать правила дорожного движения, заботиться о своей безопасности и безопасности других людей, первое, чему учим ребёнка – как переходить дорогу по светофору. Красный, жёлтый и зелёный цвета должны пониматься детьми на уровне подсознания. Игры «Собери светофор», «Сломанный светофор», «Расположи правильно сигналы светофора», требовали от детей умения различать цвета светофора, и были направлены на закрепление основ безопасного поведения на дороге.
В организации деятельности по изучению правил дорожного движения дошкольники знакомились с различным видом транспорта, так как дети интересуются и улицей, и дорогой, и, конечно же, транспортом. Это способствовало расширению представлений об окружающем мире и формированию правильного отношения к дорожной ситуации. А поскольку игры в песочнице направлены на усвоение, уточнение, закрепление знаний, следовательно, особое место отводилось играм, где дети складывали изображение машины из деталей геометрического конструктора-мозаики, комбинируя различные фигуры, изменяя их положение на плоскости песка. Так, в игре «Машины», дети среднего дошкольного возраста рассмотрели, из каких частей состоят машины (кузов, кабина, колеса); какие геометрические фигуры используются (треугольник, прямоугольник, квадрат, круг). Далее, опираясь на схему, из частей собирали одно целое – машину.
В старшем возрасте знакомились с различными видами транспорта, особенностями их внешнего вида и назначения: «Скорая помощь», «Пожарная», машина МЧС, «Полиция», трамвай, троллейбус, автобус.
Безопасность напрямую зависит от тех игр, в которые играет дошкольник. Именно игра позволяет ребёнку смоделировать окружающий мир, найти свое безопасное и комфортное место в этом сложном мире городского жителя. В игре «Цветные автомобили» дошкольники старшего возраста осознали всю серьезность движущегося потока автомобилей, умеющих не нарушать правила дорожного движения: дети обозначали в песочнице дороги, выбрали автомобили и по сигналу начинали движение, стараясь не сталкиваться и выполняя элементарные команды, предлагаемые взрослым, например, «Стоп!», взрослый поднимает красный круг. «Продолжить движение!», поднимает зелёный круг.
Сенсорные занятия с таким материалом, как кинетический песок, способствовали закреплению представлений детей о транспорте, игра «Угадай транспорт» - умению по описанию узнавать транспорт. Это не просто игра, это взаимодействие ребенка с «партнером по общению». Так, взрослый загадывает детям загадки, а транспорт - отгадка зарыта в песок. Отгадал - проверь себя, откопай разгадку или нарисуй её.
Примерив на себе роль пассажиров маршрутных транспортных средств, дети-пассажиры одновременно закрепляли правила поведения в автомобиле, где четко сформировали привычку передвижения в детском кресле с пристегнутым ремнем безопасности; знакомились с правилами поведения в общественном транспорте, впоследствии закрепляя полученные знания на практике. Умение правильно вести себя в общественном транспорте должно стать привычкой.
2 блок: «Дорожные знаки» - на данном этапе дети знакомились с дорожными знаками, их классификацией, усваивали значение лишь тех, с которыми они регулярно сталкиваются:
- предупреждающими (изображены в красном треугольнике): «пешеходный переход», «дети», «дикие животные», «железнодорожный переезд со шлагбаумом и без», «скользкая дорога»;
- запрещающими (изображены в круге красного цвета – ободок): «пешеходное движение запрещено», «велосипедное движение запрещено», «въезд запрещен», «стоянка запрещена», «звуковой сигнал запрещен»;
- предписывающими (изображение в круге голубого цвета): «круговое движение», «движение только прямо», «направо», «налево», «пешеходная дорожка», «велосипедная дорожка»;
- указательными (изображены в квадрате голубого цвета или прямоугольнике): «пешеходный переход», «место стоянки», «пункт медицинской помощи», «телефон». Внимание детей было обращено на то, что знак «пешеходный переход» бывает предупреждающим и указательным. Водителей он предупреждает о пешеходном переходе, а пешеходам показывает, где надо переходить проезжую часть.
Учитывая тот факт, что обучение, проверка и закрепление знаний эффективно осуществляется в игровой форме, в распознавании дорожных знаков, в умении классифицировать их, большую помощь оказали игры с кинетическим песком «Поставь дорожный знак», «Путаница», «Этот дорожный знак…», «К своим знакам», «Угадай, какой знак» (Приложение №5).
Изучение дорожных знаков - нужный и интересный процесс, благодаря которому ребёнок учится ориентироваться в дорожном движении. Практическое применение повысит важность обучения, и, увидев красный треугольник – ребёнок знает, что впереди опасный участок, а красный круг - что-то запрещено. А указатель для водителя - предупреждает его о том, что в этом месте возможно появление детей. Ведь не случайно знак «Дети» устанавливают вблизи детских образовательных учреждений. Важно, чтобы дошкольники усвоили, что играть здесь, как и в любом другом месте, где едут машины, опасно.
3 блок: « Дорожные ситуации», заключительный, обобщающий этап, в котором дети уже самостоятельно, применяя полученные знания, моделировали дорожные ситуации.
Алгоритм системной работы включал в себя познавательную деятельность по тематике, разбор первичных умений и ошибок, закрепление правильного поведения на дороге в интересной, увлекательной и продуктивной игре с песком. Для этого совместно с детьми моделировали и обыгрывали различные ситуации на дороге в песочнице, используя фигурки пешеходов и транспорта.
Например, в песочнице моделируется ситуация двора: пешеходный переход рисуется на песке или создаётся с помощью предметов – заместителей. Мальчик Андрей (фигурки детей) встретил своего друга Сашу. Саша предложил Андрею пойти на дорогу и посмотреть на «зебру». Андрей очень удивился, но пошёл за другом. Саша повёл друга к дороге, где ездили машины, автобусы. Что же это была за зебра? Почему мальчики пошли смотреть «зебру» не в зоопарк, а на улицу? И далее, дети проигрывают ситуацию (Приложение № 6).
Необходимо отметить, что моделирование игровых ситуаций является важным этапом освоения дошкольниками знаний и навыков безопасного поведения, делают понятным смысл запретов и способов действий безопасного поведения. Проживание ребёнком смоделированной ситуации в ходе игр с кинетическим песком позволяет ему научиться самостоятельному поиску быстрого и эффективного решения, выхода из сложной ситуации.
Третий этап – формирование основ безопасности на дороге, переход к самостоятельным действиям.
В песочнице разыгрываются ситуации, сюжеты, сказки, сочиняются истории с подбором игрушек и расставкой на песке. Чаще всего это происходит в свободной деятельности, когда дети расслаблены, нет чётких указаний педагога, и дети делают, то, что хочется именно им.
В работе с использованием кинетического песка для педагога действуют несколько правил:
- присоединение к ребенку;
- искренняя заинтересованность, заинтригованность событиями и сюжетами, разворачивающимися в песочнице;
- строгое следование профессиональной и общечеловеческой этике. Это правило является одновременно и обязательным условием для любого рода профессиональной помощи ребенку. Педагог не может в присутствии ребенка без спроса изымать фигурки из песочницы, перестраивать картину или высказывать оценочное суждение. Внутренний мир человека чрезвычайно хрупок, и только строгое соблюдение этического кодекса и высокий профессионализм специалиста могут защитить ребенка от психической травмы;
- обязательно выслушивать ребенка до конца, не прерывая его речь, давая возможность выразить свои эмоции от взаимодействия с песком.
Только соблюдая эти правила, педагог сможет достичь поставленных целей.
РАЗДЕЛ III
Результативность опыта
С целью выявления уровня сформированности у дошкольников основ безопасности дорожного движения использован диагностический инструментарий (Приложение № 1), разработанный на основе комплекса методик: «Динамика знаний детьми правил дорожного движения» Т.И.Даниловой, «Знание детьми дошкольного возраста правил дорожного движения» О.Л.Князевой, Р.Б. Стеркиной, иллюстрированный материал (дорожные ситуации) А.Д. Добрушина, в котором оценивались степень самостоятельности ребенка при ответе, полнота ответа и его точность.
Педагогический мониторинг проводился в форме беседы индивидуально с каждым ребёнком, и, по мере успешности ответов на задания, автор определила уровень сформированности у дошкольников навыков безопасности дорожного движения.
Уровень сформированности у воспитанников навыков безопасности дорожного движения
По результатам беседы выявлено, что: высокий уровень сформированности у дошкольников основ безопасности дорожного движения наблюдается у 52% детей; средний уровень показали – 40%; низкий уровень – 8%.
Данные диагностики дают основание считать, что у дошкольников в достаточной степени сформированы основы безопасного поведения на дороге в качестве пешехода, пассажира и водителя транспортных средств. Дети включают освоенные знания и умения в игровые моделирующие ситуации. Могут с небольшой помощью взрослых проанализировать местность, выстроить безопасный маршрут следования к объекту посещения, соблюдая правила дорожного движения в режиме «я-пешеход». Знают основной перечень дорожных знаков для пешеходов, уверенно знают сигналы светофора. Владеют такими терминами как «перекресток», «пешеходный переход», «подземный переход», «тротуар», «зебра». Свободно могут объяснить значение каждого термина.
Использование кинетического песка в работе с детьми по формированию культуры безопасного поведения детей на дороге, позволяет сделать вывод, что применение современных педагогических технологий способствует реализации индивидуальных возможностей, творческого потенциала всех участников образовательных отношений, повышению эффективности системы работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма.
Библиографический список:
1. Авдеева, Н.Н. Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста / Н. Н. Авдеева, Н. Л. Князева, Р. Б. Стеркина. – СПб. : «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2017. – 144 с.
2. Андреенко, Т.А. Использование кинетического песка в работе с дошкольниками. ФГОС. ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСВО-ПРЕСС», 2017 год
3. Александрова, Г.С., Холодова И.А., Кобзева Т.Г., Правила дорожного движения: система обучения дошкольников. – Волгоград: Учитель, 2010.
4. Белая, К. Ю. Инновационная деятельность в ДОУ: Методическое пособие / К. Ю. Белая. – М: ТЦ Сфера. Приложение к журналу «Управление ДОУ», 2017. - 54 с.3. Данилова Т.И. Программа «Светофор». Обучение детей дошкольного возраста Правилам дорожного движения.- СПб.: «Детство-Пресс», 2009.
5. Грабенко, Т.М., Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. «Чудеса на песке: Практикум по песочной терапии». СПб.; Речь, 2005.
6. Данилова, Т.И. Программа «Светофор». Обучение детей дошкольного возраста ПДД / Т. И. Данилова. – СПб: «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2009. - 61 с.
7. Елжова, Н. В. ПДД в детском саду: развивающая среда и методика по ознакомлению детей с ПДД, перспективное планирование, конспекты занятий / Н. В. Елжова. – Изд. 3-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2013. – 173 с.
8. Зеленцова-Пешкова Н.В. Элементы песочной терапии в развитии детей раннего возраста. - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015. - 96 с.
9. Kalff Dora. Sandplay. A Psyhoteraputic Approach to the Psyche [Текст] / Dora Kalff. – Santa Monica: Temenos Press, 2004. - 169 с.
10. Козловская, Е.А. Организация занятий по обучению дошкольников безопасному поведению на улице// Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. 2009. №6.
11. Мальцева, Е. А. Организация работы по профилактике ДТП с детьми в дошкольном учреждении / Е. А. Мальцева. — М.: Дошкольное воспитание. - 2013. - №. 11. - С. 41-51.
12. Осяк, С.А. Образовательный квест – современная интерактивная технология. Современные проблемы науки и образования / С.А. Осяк, С.С. Султанбекова, Т.В.Захарова, Е.Н.Яковлева, О.Б.Лобанова, Е.М. Плеханова – 2015. – № 1. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.science-education.ru/125-20247
13. Новоселова, С.Л. Развивающая предметная среда. – М.: ДОМ Центр инноваций в педагогике, 1995.
14. Селевко, Г.К.Современные образовательные технологии : учеб. пособие / Г. К. Селевко. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.
15. Ситинова, С. Р. Историография безопасности жизнедеятельности у дошкольников / С. Р. Ситинова. - Текст: непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). - Челябинск: Два комсомольца, 2015. - С. 28-32. - URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/147/6960/ (дата обращения: 06.01.2023).
16. Тимофеева, Л.Л., Королева Н.И.Взаимодействие педагогов с семьями воспитанников в процессе формирования культуры безопасности у дошкольников // Детский сад: теория и практика.2013. №10.с. 78-94.
17. Тимофеева, Л.Л. Формирование культуры безопасности у детей от 3 до 8 лет. Парциальная программа. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014.-160 с.
18. Тимофеева, Л.Л., Корнеичева Е.Е., Грачева Н.И. Организационно – методическая работа по формированию культуры безопасности// Управление ДОУ.2014. №4. с.74-85.
19. Ушинский, К.Д. Педагогические сочинения. В 6 т. Т. 1. Объяснительная записка к проектам программ учебного курса. / Сост. С. Ф. Егоров. – М: Педагогика, 1954.
20. Ушинский, К. Д. Собрание сочинений. Т. 10., изд. АПН РСФСР, 1950.
21. Хабибуллина, Е.Я. Дорожная азбука в детском саду: конспект занятий / Е. Я. Хабибуллина. – СПб.: - «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2015. – 64 с.
22. Хромцова, Т. Г. Воспитание безопасного поведения дошкольников на улице: учебное пособие / Т. Г. Хромцова. – М.: Центр педагогического образования, 2016. - 80 с.
23. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – М.: Центр педагогического образования, 2014. Режим доступа: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html
24. Федяевская, В.М. За безопасность детей на улице // Дошкольное воспитание.-1937.-№3.-С.5-7.
ПРИЛОЖЕНИЕ К ОПЫТУ
Приложение №1 – Диагностический инструментарий
Приложение №2 – Перспективный план работы по обучению детей правилам дорожного движения
Приложение №3 – Игры-приветствия и инструкции к ним
Приложение №4 – Игры, направленные на знакомство с дорожным окружением
Приложение №5 – Игры по ознакомлению детей с дорожными знаками
Приложение №6 – Картотека дорожных ситуаций