Муниципальный этап Всероссийского конкурса "Педагог-психолог 2023"

Занятие "Барьеры общения и как их преодолеть"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятие-тренинг по теме «Барьеры общения и как их преодолеть».

Целевая аудитория: ученики 6 класса.

                                     

Цель : развивать у детей навыки эффективного общения.

Задачи :

- сформировать понятие  «барьеры в общении» и способы их преодоления;

- определить правила успешного общения;

- развивать умение взаимодействовать с окружающими;

Ход

1.Организационная часть

1.1.Упражнение  «Рукопожатие».

Цель: создание доброжелательной обстановки, эмоциональный настрой на совместную работу.

Ход упражнения: Ведущий предлагает поприветствовать друг друга с помощью рукопожатия и обняться всем вместе.

Ведущий - «Чтобы комфортно нам было работать, я предлагаю вам вспомнить правила  группы».

      «Правила группы».

  1. Обращаться друг к другу по имени (всегда приятно любому человеку слышать свое имя).
  2. Уважительно относиться к каждому участнику (нельзя насмехаться над говорящим или над его ответом).
  3. Нет правильных или неправильных ответов.
  4. Не перебивать говорящего (каждый хочет, чтобы его слушали внимательно).
  5. Относиться друг к другу доброжелательно (по-доброму, по-хорошему).

1.2.  Разминка.  

Ведущий:

Поменяйтесь местами – те, кто любит:

 -мороженое;

- любит купаться в речке;

Хлопните в ладоши  кто:

- любит школу;

- кто любит конфеты.

Положите руки на плечи те, кто:

 -любит яблоки;

-у кого голубые глаза;

 Топните те, кто:

- улыбался сегодня;

- любит слушать музыку;

Повернитесь вокруг себя те, кто:

- любит маму;

- у кого есть друзья;

- кто ценит честность.

Учитель: «Спасибо. Садитесь, пожалуйста».

(садятся на стулья)

2. Основная часть

Учитель:  Ребята.  Сейчас вы не просто выполняли мои просьбы, а взаимодействовали друг с другом. Для продуктивного взаимодействия людям нужно общаться и понимать друг друга. Но часто у людей возникают препятствия в общении.

Вопрос к детям:

Что мешает Вашему общению с другими людьми? Всегда ли вы можете понять другого человека? (Грубость. Неумение слушать и слышать Нежелание понять другого Равнодушие. Нетерпимость к чужим ошибкам Нежелание прощать Эгоизм, Плохое настроение)2-3 ответа!

Обращаемся к слайду«Барьеры общения». Выделим основные барьеры общения: (под барьерами мы понимаем препятствия в общении)

  • Внешний вид человека
  • Трудности в понимании речи
  • Неумение слушать собеседника
  • Плохое настроение собеседника

Обращение к детям: «Ребята, наша задача научиться преодолевать препятствия в общении!»

Учитель:  «Рассмотрим 1 препятствие  «Внешний вид человека».

Вопрос: Что во внешности человека может оттолкнуть от желания общаться с ним?

Ответы: мода, грязная одежда, запах, волосы

Учитель:  Хорошо.! Я предлагаю вам правило, которое поможет преодолеть это препятствие в общении.

Ребята, Обращаемся к слайду «Барьер внешности».

Чтобы преодолеть этот барьер, нужно выработать правило:

В отношении себя каждый человек должен работать над своей внешностью, быть опрятным.

В отношении других людей - терпимее относиться к внешним недостаткам.

 Учитель:  «Рассмотрим 2  препятствие «Плохое произношение».

Послушайте текст:

«Чтобы жить с друзьями дружно,

Обижать друзей не нужно»

 (Ведущий произносить фразу не проговаривая некоторые буквы )

-Ребята, вы меня поняли?

-нет

Учитель: Очень часто, мы не понимаем собеседника, потому что он не может выразить мысль, подобрать нужные слова. Говорит нечетко.

-Что мы можем посоветовать такому человеку?

( ответы: больше читать., развивать речь, дикцию)

Ребята,  обращаемся к слайду  «Правило преодоления барьера в понимании речи».

Прочитать.

 Учитель:  «Рассмотрим 3  препятствие  «Неумение  слушать».

Учитель: Ребята, я предлагаю вам встать в 2 шеренги. Девочки подходят ко мне, мальчики остаются на местах.

Упражнение «Я-ты».

Учащиеся встают  друг с другом в пару и по сигналу начинают громко произносить один говорит «Я», другой «ТЫ».

 Учитель:  Что вы чувствовали, когда вас перебивали?

Ответы: злость, напряжение, агрессию.

Учитель:  Я вам предлагаю упражнение на снятие злости, агрессии.

Упражнение «Кулак».

Учитель:  Когда человек сердится, то злость  отражается  у него  на лице.

Сожмите кулак сильно, почувствуйте как у вас напряжено все тело, мышцы рук.  Расслабьтесь. Вдохните, медленно выдохните. Садитесь.

Прежде чем ответить на обидную реплику выполняйте это упражнение.

Учитель:  Посмотрим на слайд: «Правило конструктивного общения».

Учитель:  «Рассмотрим 4  препятствие  «Плохое настроение» (посмотрите на слайд)

- Ребята, какое настроение у этого человека?

- ответ: плохое, грустное, печальное.

- Находясь в плохом  настроении человек не хочет общаться.

-Представим ситуацию, что плохое настроение у вас, но вам нужно провести важный разговор. Что вы будете делать?

Ответ: постараемся преодолеть себя, поменять настроение.

- Представим ситуацию, что плохое настроение у вашего собеседника.

-Что вы будете делать?

Ответ: развеселим, если не поможет отложим разговор.

-Хорошо, вы правы. Давайте это обобщим в правило.  Слайд «Правила общения».

 Волевыми усилиями сдерживать негативные эмоции

Не настаивать на общении, если собеседник не намерен общаться

Но если очень нужно высказаться, то можно сказать.“Знаешь, сейчас мне очень нужно, чтобы ты меня поддержал, а потом обсудим твое настроение”.)

3. Заключительный этап:

Учитель:  Итак, у нас получился сегодня конструктивный диалог, и мы выработали правила общения. Посмотрите, что у нас получилось. (Слайд читаем.)

-Ребята, эти правила могут быть вам полезны для работы  над собой по преодолению барьеров в общении?

-Эти правила помогут вам терпимее относится к людям с трудностями в общении?

-Какие из этих правил вы могли бы применить в своей ситуации? (дать высказаться нескольким ученикам).

Учитель: Я надеюсь, что сегодняшнее занятие помогло вам в навыках конструктивного общения. Всем спасибо. Можете быть свободны.

.



Предварительный просмотр:

Резюме педагога-психолога МКОУ «СКОШ№7»

Корниенко Марины Николаевны

Образование:

2000 г., Новокузнецкий государственный педагогический институт,

специальность «Педагогика и психология», специализация «Преподаватель дошкольной педагогике и психологии».

Профессиональная переподготовка:

2020 г., Московская академия профессиональных компетенций, специальность «Педагогика и психология», специализация «Учитель дефектолог»

Повышение квалификации:

2020г.,ООО «Инфоурок», «Когнитивно-поведенческая терапия детей и подростков», 72 часа,.

2020г., ООО «Инфоурок», «Экзаменационный стресс как частая проблема педагогв и учащихся и пути ее решения», 72 часа,.

2020г .,КРИПКиПРО  «Основы психосоматики, возвращение к здоровью», 72 часа,.

2021г.,КРИПКиПРО, «Цифровая трансформация учителя»,72ч

2021г., КРИРПО «Кузбасский региональный институт развития профессионального образования г. Кемерово «Профилактика деструктивного поведения детей и молодежи: вызовы и риски современности», 36 ч.

2021г., МАОУДПО «Институт повышения квалификации» г. Новокузнецк,2021г.,«Восстановительные профилактические программы в деятельности школьных служб примирения», 72 часа.

2022г «Социально-психологическое тестирование по единой методике: проведение и использование результатов коррекционной и профилактической работы педагогов-психологов» ГОО «Кузбасский региональный центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Здоровье и развитие личности» (36 часов);

Опыт работы

Педагог-психолог, МБДОУ№4 «Уголек»

1998-2019

Педагог-психолог, МКОУ «СКОШ№7»

2019-по н.в.

Профессиональные  навыки:

-Осуществляю профессиональную деятельность, направленную на сохранение психического и социального благополучия детей в процессе воспитательно-образовательной деятельности.

-Оказываю консультативную помощь родителям и педагогам.        

-Осуществляю мероприятия по профилактике здорового образа жизни.

-Владею навыками проведения индивидуального и группового консультирования; проведения психологического тестирования и обработки полученных результатов; составления психологических карт, заключений, характеристик, представлений; психодиагностическими методиками; проведения психологических тренингов, занятий с детьми, родителями, педагогами; современными компьютерными технологиями.

-Владею ИКТ и здоровье сберегающими технологиями, эффективно применяю их в практической деятельности.

Публикации:

сайт «Альманах педагога», 2020 «Развитие коммуникативных навыков и умений  у подростков»

сайт «Педагогический альманах», 2021 «Экзамен без стресса»

Разработки:

Рабочие программы:

-«Развитие коммуникативных умений и навыков обучающихся 6-8 классов»

- «Коррекция и развитие познавательных процессов», 6 класс

- «Коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы», 6-7 класс;

- «Психологическое сопровождение выпускников при  сдаче ОГЭ», 9 класс

Достижения

Принимаю участие в работе психолого-педагогического консилиума МКОУ СКОШ№7.

        Веду свой сайт с методическим материалом по адресу. https://nsportal.ru/kornienko-marina-nikolaevna

 Повышаю свой профессиональный уровень через участие в семинарах, вебинарах.



Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Специальная коррекционная общеобразовательная школа№7»

«Развитие коммуникативных компетенций»

Рабочая программа внеурочной деятельности для 5-8 классов

Составитель: педагог-психолог

 Корниенко М.Н.

Мыски 2021

Пояснительная записка

Подростковый возраст представляет собой переходный этап  онтогенеза, когда происходит коренная перестройка всех основных, уже сложившихся ранее, анатомических и психофизиологических характеристик организма, формируются основы сознательного поведения, определяется направленность нравственных представлений и социальных установок личности.

Ведущая потребность этого возрастного периода – потребность в общении со сверстниками. Для подростка характерна значимость межличностных отношений со сверстниками, желание быть принятым и признанным ими, иметь определенный статус, престиж. В процессе социализации группа сверстников в значительной степени замещает родителей и становится референтной группой.

Только в группе подростки могут успешно освоить нормы поведения в обществе, разрешить межличностные и внутриличностные проблемы, а также  сформировать основные качества личности и характерологические черты. Поэтому для работы с детьми данного возраста была выбрана групповая форма - социально-психологический тренинг.

Социально-психологический тренинг – вид специально организованного обучения, подразумевающий активные методы групповой работы, использование специфических форм сообщения знаний, обучения навыкам и умениям в сферах общения, деятельности, личностного развития и коррекции.

Предлагаемая программа развития межличностных отношений подростков предназначена для обучающихся 5-6 классов и направлена на повышение уровня коммуникативной компетентности подростков, что способствует стимулированию социального развития и личностного роста.

Цель программы: способствовать формированию у подростков коммуникативных навыков, умения продуктивно общаться и взаимодействовать, конструктивно и  адекватно действовать в конфликтных ситуациях.

Задачи

  • формировать у обучающихся представление о стратегии продуктивных межличностных отношений со сверстниками посредством активной совместной деятельности;
  • развивать навыки эффективного общения;
  • развивать навыки конструктивного поведения и саморегуляции в конфликтных и стрессовых ситуациях;
  • закреплять навыки бесконфликтного общения на разных уровнях;
  • мотивировать обучающихся на обращение к внутреннему миру, анализу собственных поступков;
  • развивать позитивную моральную позицию по отношению к окружающему миру, другим людям, к себе;
  • способствовать повышению самооценки, созданию условий для самовыражения и раскрытия личностного потенциала подростков;
  • способствовать закреплению и переносу умений и навыков продуктивного взаимодействия в реальные жизненные ситуации;
  • способствовать сплочению коллектива, формированию взаимного доверия.

   Результаты освоения курса:

  Личностными результатами  являются следующие умения и качества:

  • осознание своей индивидуальности и стремление к более глубокому самопознанию;
  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками;
  • способность к эмпатии и рефлексии.

            Метапредметными результатами  является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • умение соблюдать правила и выражать свои негативные эмоции в социально приемлемых способах;
  • умение самостоятельно контролировать своё поведение в эмоционально-напряжённой обстановке и управлять им;
  • принимать решения в проблемной ситуации на основе выбора социально приемлемых форм поведения;
  • владеть навыками слушания и понимания собеседника;
  • прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.

Познавательные УУД:

  • осуществлять поиск и выделять конкретную информацию с помощью учителя;
  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения этических задач в зависимости от конкретных условий;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить логическое рассуждение.

Коммуникативные УУД:

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
  •  умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
  • умение бесконфликтного и эффективного общения;
  • учитывать при принятии решения разные мнения;
  • продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов всех участников.

Содержание курса с указанием форм организации и видов деятельности

Содержание программы: программаразработанана 34 часа, частота проведения - 1 раз в неделю.

Тренинговая программа включает в себя 3 этапа:ориентировочный, основной и заключительный.

Ориентировочный этап работы состоит в создании благоприятных условий для работы в группе, ознакомлении с основными принципами работа социально-психологического тренинга, формулировании правил группы. На этом же этапе проводится первичная диагностика уровня развития коммуникативных способностей и навыков обучающихся.

На основном этапе идет работа в соответствии с календарно-тематическимпланом занятий и направлена на реализацию поставленных задач.

Заключительный этап включает в себя повторную диагностику,подведение итогов и  определениеэффективности программы.

Каждое занятие тренинга состоит из следующих основных компонентов:

- вступление (приветствие, рефлексия прошлого занятия, разминка);

- основная часть (упражнения, направленные на достижения цели занятия);

- заключение (рефлексия и релаксация).

Основные методы работы на тренинге: игра (психотехнические игры, игровые методы разрешения конфликтных ситуаций, ролевые игры и др.); групповая дискуссия (анализ ситуаций, мозговой штурм и т.д.); психогимнастика.

Можно выделить следующие формы работы на тренинге: индивидуальная работа, работа в парах, работа в микро-группе, групповая работа и др.

Основные содержательные линии программы:

  • психологические механизмы установления позитивного контакта сдругими людьми;
  • развитие самопознания как условия успешного взаимодействия с самимсобой и окружающим миром;
  • развития способностей к анализу и прогнозу ситуаций;
  • формирование адекватной самооценки, своей позиции и выбора моделиповедения в затруднительных ситуациях;
  • развитие навыков общения;
  • развитие рефлексии своего состояния.

Тематическое планирование

5-6  класс

№ п/п

Тема

Цель

Форма проведения

1.

Вводное занятие. Знакомство с правилами групповой работы.

Знакомство с курсом; принятие правил поведения в группе; создание предпосылок для возникновения и развития межличностных отношений.

1.«Веселое приветствие».

2.Упражнение «Интервью».

  1. Упражнение «Колокол».

2.

Диагностика уровня развития коммуникативных способностей и навыков обучающихся.

Определение уровня развития коммуникативных способностей и навыков обучающихся.

3.

Привет, индивидуальность, или Чем я отличаюсь от других.

Дать возможность осознать ценность и уникальность личности каждого подростка; развитие навыков самопознания и принятия самого себя.

1. Игра «Ласковое имя».

2. Беседа «Что я знаю о себе?»

3. Игра «Кто я?»

4. Упражнение «Найди себя».

4.

Я в мире людей.

Развитие коммуникативных навыков, выработка доброжелательного отношения друг к другу.

1. Упражнение «Клубочек».

2. Упражнение «Доброе животное».

3. Притча «Солнце и ветер».

4. Упражнение «Давайте жить дружно».

5.

Характер и эмоции.

Формирование чувства эмпатии, представлений о взаимосвязи эмоций и характера, развитие чувственного восприятия, умения с уважением и пониманием относиться к эмоциональным проявлениям других людей,

показать важность умения управлять своими чувствами.

1. Упражнение «Число три».

2. Упражнение «Мои чувства».

3. Упражнение «Список черт характера».

6.

Самоанализ «Кто я?», «Какой я?»

Повышение самооценки, познание своего внутреннего мира.

1. Упражнение «Настроение».

2. Упражнение «Горячий стул».

3. Упражнение «Пожелания».

7.

Я глазами других.

Формирование возможности распознавать собственные личностные качества и качества других людей.

1. Упражнение «Какой он?»

2. Упражнение "Пять добрых слов".

3. Упражнение «Хорошо или плохо».

8.

Я в школе.

Осознание проблем, связанных со школьной тревожностью, получение эмоциональной поддержки от окружающих. Обучение способам саморегуляции в напряженной ситуации.

1. Упражнение «Новое, хорошее…».

2. Упражнение «Рассказ о школьном страхе».

3. Упражнение «Рисование школьных страхов».

9.

Поведение и культура.

Стимулирование поведенческих изменений, обучение индивидуализированным приемам межличностного общения.

1. Упражнение «Ворвись в круг».

2. Упражнение «Оцени ситуацию».

3. Упражнение «Подарок».

10.

Общение в жизни человека.

Дать представление о значении общения в жизни человека.

1. Упражнение «Пустой стул».

2. Тест-игра «С тобой приятно общаться».

3. Упражнение «Ива на ветру».

11.

Общение и уважение.

Формирование навыков эффективного повседневного общения, выработка доброжелательного отношения друг к другу.

1. Упражнение «Я рад общаться с тобой».

2. Упражнение «Расшифруй слово».

3.Упражнение «Подойди ближе».

4. Упражнение «Слепой и поводырь».

12.

Оказание поддержки, помощи, услуги.

Создание в классе доброжелательной обстановки, способствующей сплочению детского коллектива; воспитание отзывчивости к  другим людям, желания оказать им поддержку в трудной жизненной ситуации.

1. Игра « Войди в круг».

2.Упражнение «Просьба о помощи».

3. Упражнение «Ласковое слово».

13.

Умение отказывать.

Обучение умению сказать «нет!».

Оказание помощи детям  в осознании ответственности за свой выбор.

1. Упражнение «Когда трудно сказать «Нет!» 2. Упражнение «Учимся говорить “нет!”».

3. Ролевая игра «Выбор решения».

14.

Самооценка.

Дать понятие о самоценности человеческого «Я».

Продолжать развитие навыков самоанализа и самооценки.

Закрепление навыков групповой работы.

1. Упражнение «Похвальное слово самому себе».

2. Методика «Самооценка».

3. Дискуссия «Самое-самое».

4. Методика «Моя вселенная».

15.

Уверенность в себе и ее роль в развитии человека.

Познакомить участников с понятием «уверенный человек», со способами поведения и признаками, характерными для уверенного в себе человека.

1. Упражнение«Уверенное поведение».

2. Упражнение. «Правильный выбор».

3. Упражнение «Голос».

4. Упражнение «Доведи дело до конца».

16.

«Ярмарка достоинств».

Продолжать развитие навыков самоанализа и самооценки.

Закрепление у обучающихся навыков самоанализа.

Обучение преодолению барьеров на пути самокритики.

Развитие уверенности в себе.

1. Упражнение «На что похоже моё настроение».

2. Игра «Ярмарка достоинств»

3. Упражнение «Вверх по радуге».

17.

Конгруэнтность: учимся управлять собой.

Приобретение умения согласовывать свое внутреннее состояние с внешним видом и поведением.

1. Упражнение «Кто я?»

2. Упражнение «Круг ролей».

3. Упражнение «Карусель».

18.

Конфликт. Виды конфликтов.

Знакомство с понятием «конфликт», видами конфликтов.

1. Мозговой штурм «Что такое конфликт?»

2. Информационная часть«Виды конфликтов и способы их разрешения»

3. Упражнение «Рубка дров».

4. Игра «Толкалки без слов».

19.

Конфликт. Способы разрешения конфликтов.

Знакомство со способами разрешения конфликтов.

1.«Испорченный телефон».

2. «Датский бокс».

3.«Разговор с собой».

20.

Конфликт как возможность развития своего Я.

Дать представление о том, как можно найти в конфликте положительные стороны и как их использовать для развития собственной личности.

1. Упражнение на «Я-высказывание».

21.

Комплимент - дело серьезное?

Развитие умения замечать положительные качества в людях, выражать это в доброжелательной и приятной форме.

1. Упражнение «Мешочек «Кричалки-визжалки».

2. Упражнение «Шаг навстречу».

3. Игра «Король комплимента».

22.

А без друзей на свете трудно жить...

Осмысление понятия «друг», «дружба», совершенствование навыков общения.

1. Упражнение «Солдат и тряпичная кукла».

2. Упражнение «Сиамские близнецы».

3. Упражнение «Ищу друга».

23.

Барьеры общения

Дать обучающимся представления о вербальных барьерах общения.

Обучение альтернативным вариантам поведения.

Обучение анализу различных состояний.

1. Упражнение «Определение границ».

2. Упражнение «Договоритесь».

3. Упражнение
«Условия бесконфликтного общения».

24.

Эмпатия и рефлексия как способы восприятия и понимания.

Знакомство с понятием эмпатия, эмоциональное сопереживание. Контроль над эмоциями.

1. Упражнение«Автопортрет».

2. Упражнение «Без маски».

3. Упражнение«Карусель».

25.

Кто такой агрессивный человек?

Знакомство с понятиями «агрессивность», «агрессивный человек», «агрессивное поведение».

Формирование отрицательного отношения к агрессивным формам взаимодействия с окружающими.

Развитие умения анализировать собственное поведение, качества личности.

1. Упражнение «Портрет агрессивного человека».

2. Упражнение «Темные и светлые мешочки».

3.  Дискуссия «Большой секрет для маленькой компании».

4. Упражнение «Волшебные очки».

26.

Учимся правильно выражать обиду и гнев.

Обучение приемлемым способам выражения обиды и гнева.

Обогащение репертуара поведенческих реакций в конфликтной ситуации.

Знакомство с техникой «Я - высказывание», ее отработка.

Развитие умения анализировать собственное поведение.

1. Упражнение «Опасно - безопасно».

Упражнение «Волшебная фраза».

2. Упражнение

 3. «Психологический театр».

27.

Избавляемся от гнева правильно.

Знакомство обучающихся с приемлемыми способами избавления от гнева и других негативных эмоций.

Обогащение репертуара поведенческих реакций в конфликтной ситуации.

Знакомство обучающихся с разными техниками «выпускания пара» (ауторелаксацией, саморегуляцией, дыхательной гимнастикой, самовнушением и др.), их отработка.

Развитие умения анализировать собственное поведение, эмоции.

1. «Как правильно «выпускать пар»?»

 2. Упражнение «Кулачки» («Лимон»).

3. Упражнение «Посчитай до десяти».

 4. Упражнение «Воздушный шарик». 5. Упражнение «Лист гнева».

6.  Упражнение «Боксерская груша».

28.

Как реагировать на грубость?

Создание условий для профилактики конфликтов в классном коллективе.

Обогащение репертуара поведенческих реакций в конфликтной ситуации.

Развитие умения анализировать собственное поведение, чувства.

1. «Как правильно вести себя в ответ на грубое поведение человека?».

2. «Психологический театр».

29.

Что делать, когда дразнят?

Создание условий для профилактики конфликтов в классном коллективе.

Обогащение репертуара поведенческих реакций в конфликтной ситуации.

Развитие умения анализировать собственное поведение, чувства.

Создание положительного эмоционального настроя, доброжелательной атмосферы в классном коллективе.

1. Упражнение «Называй меня ласково».

2.  «Ромашка ласковых имен».

30.

Вежливые слова – помощники в дружбе.

Формирование положительной мотивации на использование вежливых слов в повседневном общении.

Обогащение репертуара поведенческих реакций в ситуации повседневного общения.

Развитие умения анализировать собственное поведение, свои качества личности.

1. Упражнение «Темные и светлые мешочки».

2.  Упражнение «Волшебные очки».

 3. «Краткий словарик вежливых слов».

31.

Мотивы наших поступков.

Способствование пониманию мотивов межличностных отношений.

1. Упражнение«Я хочу - они хотят - я поступаю».

2. Упражнение«Мотивы наших поступков».

32.

Критика.

Знакомствообучающихся с понятием «критика».

Отработка навыков правильного реагирования на критику.

1. Игра «Что звучит обидно?».

2. Упражнение  «Я – сообщение».

3. Упражнение «Нападающий и защищающий».

4. Упражнение «Волшебный щит».

33.

На пути к гармонии...

Закрепление полученных знаний.

1. Игра «Спасибо, что ты рядом!»

2. Игра «Волшебный сундук».

3. Упражнение «Дорисуй портрет».

4. Игра «Коммуникация».

34.

Диагностическое занятие.

Определение уровня развития коммуникативных способностей и навыков обучающихся.

7-8  класс

№ п/п

Тема

Цель

Форма проведения

1.

Вводное занятие. Знакомство с правилами групповой работы.

Создание благоприятных условий для работы в группе, ознакомление с новой формой работы – социально-психологическим тренингом и основными принципами работы социально-психологического тренинга.

1. Упражнение «Моё настроение».

2.«Правила нашей группы».

3.Игра «Поменяйтесь местами».

4. Упражнение«Змея».

2.

Диагностика уровня развития коммуникативных способностей и навыков обучающихся.

Определение уровня развития коммуникативных способностей и навыков обучающихся.

3.

Общение. Способы общения.

Знакомство с различными способами общения. Обучение основам эффективного и безопасного общения.

1. Игра-активатор «Общение руками».

2. Дискуссия «Способы общения».

4.

Знакомство с невербальными средствами общения. Виды и значение невербальных умений.

Знакомство с невербальными средствами общения.

1. Упражнение«Распознавание невербальных сообщений».

2. Игра-упражнение «Разговор через стекло».

5.

Развитие невербальной коммуникации.

Развитие навыков невербальной коммуникации, экспрессивности, умения расшифровать невербальные сигналы других участников общения.

1. Разминка «Сбор по голосам».

2. Упражнения «Стеклянная дверь».

3. Упражнение «Выстраивание по росту».

4. Упражнение «Разговор в рисунках».

6.

Развитие вербальных и невербальных умений.

Развитие навыков вербальной и невербальной коммуникации.

1. Упражнение «Вавилонская башня».

2. Упражнение «Говорящие руки».

3. Упражнение «Интервью».

4. Упражнение «Передай другому».

7.

Речевые средства общения. Значение интонации при передаче сообщения. Ораторское искусство. Правила успешного выступления на публике.

Обучениеумению доходчиво излагать свои мысли, получать сведения о навыках самоконтроля и преодоления страха перед аудиторией.

1. Упражнение «Интересные вопросы».

2. Упражнение «Другой акцент».

3. Упражнение «Передать одним словом».

8.

Игры и упражнения, направленные на развитие речевых умений.

Развитие речевых умений.

1. Упражнение«Передай другому».

2. Упражнение «Другими словами».

9.

Развитие навыка активного слушания

Развитие навыка активного слушания.

1.  Упражнение«Спина к спине».

2. Упражнение«Чтение с эхом».

10.

Техники слушания. Определение степени выраженности умения слушать другого человека. Понятия «слушать» и «слышать».

Демонстрация искажения информации при ее передаче от человека к человеку, важность обратных связей в общении и навыков эффективного слушания.

1. Разминка «Привет себе».

2. Упражнение «Испорченный телефон».

3. Информационный блок «Психология общения».

4. Упражнение «Рисование по инструкции».

5. Анкета «Умеете ли Вы слушать».

6. Упражнение «Слушание в разных позах».

11.

Упражнения на развития навыка слушания.

Развитие навыка слушания.

1. Упражнение «Два подсказчика».

2. Упражнение «Испорченный телефон».

3. Упражнение «Выслушай и повтори».

12.

Гибкость в общении.

Дать представление о понятии «гибкость в общении». Тренировка ее на практике с помощью упражнений, обучение адекватно выражать своё внутреннее состояние, став более конгруэнтными.

1. Упражнение «Стратегия в диалоге».

2. Упражнение «Угадай рифму».

13.

Знаки внимания при общении.

Обучение  пониманию и распознаванию знаков внимания в общении.

Обучение применению навыков пассивного и активного слушания на практике, использованию знаков внимания при коммуникации.

1. Информационный блок. Знаки внимания при общении.

2. Упражнение «Знаки внимания».

3. Работа в группах. Упражнение «Вавилонская башня».

14.

Качества, важные для межличностного общения.

Рассмотрение возможности использовать эти качества в реальных ситуациях общения, определение своего коммуникативного уровня и причин, мешающих общаться эффективно.

1.Упражнение  «Фотография».

2. Упражнение «Телевизор».

3. Упражнение «Телепатия».

15.

Конгруэнтность: учимся управлять собой.

Приобретение умения согласовывать свое внутреннее состояние с внешним видом и поведением.

1. Упражнение «Кто я?»

2. Упражнение «Круг ролей».

3. Упражнение «Карусель».

16.

Конфликт, способы поведения в конфликте.

Анализ сущностиконфликтов, причины их возникновения. Знакомство с самыми распространенными моделями поведения.

1. Разминка «Встреча на узком мостике».

2. Информационный блок: психология конфликта.

3. Практическая работа «Конфликтогены».

4. Тесты самооценки конфликтности и тактики поведения в конфликте.

5. Ролевая игра «Финансовые авантюристы».

17.

Конфликт, конструктивное разрешение.

Изучение и  применение на практике адекватных способов решения конфликтов.

1. Разминка. «Гвалт».

2. Диагностика стилей поведения в конфликтных ситуациях.

3. Ролевая игра «Конфликты».

18.

Конфликт как возможность развития Я.

Дать представление о том, как можно найти в конфликте положительные стороны и как их использовать для развития собственной личности.

1. Упражнение «69».

«Преграда».

2. Упражнение«Проработка конфликтов».

19.

Правила ведения дискуссии.

Знакомство с правилами ведения дискуссии.

1. Упражнение«Ведение переговоров».

2. Упражнение «Отстаивание своего мнения».

3. Упражнение «Один поднос на четверых».

20.

Развитие группового взаимодействия. Групповая дискуссия, принятие решения.

Формирование ответственности за свои решения и умение учитывать интересы группы, научиться эффективному поведению для достижения  согласия  при решении групповых задач.

1. Игра «Необитаемый остров».

2. Ролевая игра «Бомбоубежище».

21.

Эмпатия и рефлексия как способы восприятия и понимания.

Обучение умению выражать эмоции, пониманию эмоционального состояния собеседника, «вхождению» в его состояние, анализирование личностных особенностей других людей и своих (саморефлексия).

1. Упражнение «Знатоки чувств».

2.Упражнение  «Эмоциональные загадки».

3.Упражнение  «Передача чувств».

22.

Наши эмоции и чувства.

Понимание, что такое эмоции и чувства, а так же совершенствование умения конструктивного выражать их.

1. Разминка «Путаница».

2. Информационный блок: основные эмоции и чувства.

3. Упражнение «Угадай эмоцию».

4. Практическая работа «Польза и вред эмоций».

5. Упражнение «Скульптор и глина».

23.

Проявления эмоций и чувств.

Обучение расшифровке внешних проявлений основных эмоций и чувств у других людей, а также развитие собственной эмоциональной экспрессивности.

1. Разминка «Хлопки по коленям».

2. Практическая работа с иллюстративным материалом «Внешние проявления эмоций».

3. Игра - соревнование «Замороженные».

24.

Развитие уверенности в себе, повышение самооценки.

Развитие уверенности в себе, повышение самооценки через определение своих лучших качеств, использование их в качестве ресурса в преодолении трудных ситуаций.

1. Упражнение«Молекулы».

2. Упражнение«Я в лучах солнца!»

3. Упражнение«Гимн себе».

4. Упражнение«Формула любви к себе».

25.

Знакомство с понятием «уверенность». Отличие уверенности от самоуверенности. Признаки уверенного поведения.

Знакомство с понятием «уверенный человек», со способами поведения и признаками, характерными для уверенного в себе человека.

Отработка на практике некоторых из этих способов поведения.

Показ необходимости формирования определенных жизненных навыков человека.

1. Дискуссия «Признаки уверенного в себе человека и последствия неуверенности в себе».

2. Ролевая игра «Сомнительное приключение».

26.

Упражнения на повышение самооценки подростков, развитие уверенности в себе.

Тренировка навыков уверенного поведения.

1. Упражнение«Я такой же, как ты».

2. Упражнение«Золотой стул».

3. Упражнение«Комплименты».

27.

Групповое давление. Сопротивление групповому давлению.

Знакомство с понятием «групповое давление» и его видами.

Показ взаимосвязи навыков сопротивления групповому давлению с признаками уверенного человека.

1. Упражнение-активатор «Разожми кулак».

2. Рассказ о видах группового давления.

Отработка навыков распознавания способов группового давления.

3. Ролевая игра «Выбор решения».

28.

Мы – команда.

Сплочение группы.

Формирование у подростков чувства команды.

1. Разминка «Циферблат».

2. Упражнения «Узелок», «Связанные» группы».

3. Групповая дискуссия «Факты о нас».

4. Упражнение «Встреча взглядами».

29.

Наши сходства и различия.

Сплочение группы.

1. Разминка «Построение круга».

2. Упражнение «Поиск сходства».

3. Психогеометрический тест.

4. Упражнение «Запоминание позы».

30.

Сплочение и доверие.

Продолжение работы по групповому сплочению.

 Формирование доверительной обстановки.

1. Разминка «Скалолаз»

2. Упражнения «Передача движений», «Маятник», «Круг доверия», «Падение в пропасть», «На пальцах».

31.

Развитие и закрепление навыков взаимодействия в группе.

Развитие и закрепление навыков взаимодействия в группе.

1. Упражнение «Паззл».

2. Упражнение «Кто быстрее?».

32.

Манипуляции и защита от них.

Знакомство подростков с основными способами психологических манипуляций и путями защиты от них.

1. Разминка «Толкачи».

2. Изучение способов манипулирования.

3. Ролевые игры «Манипуляции», «Бункер».

33.

Портрет нашего класса

1. Закрепление результатов, достигнутых в ходе программы.

1. Рисуночная разминка «Протяни на встречу руку».

2. Композиция «Мои ресурсы».

3. Групповая композиция «Наш сад».

34.

Диагностическое занятие

Определение уровня развития коммуникативных способностей и навыков обучающихся.

Приложение

Календарно-тематическое планирование

5-6 класс

№ п/п

Тема

Количество часов

Дата

1.

Вводное занятие. Знакомство с правилами групповой работы.

1

2.

Диагностика уровня развития коммуникативных способностей и навыков обучающихся.

1

3.

Привет, индивидуальность, или Чем я отличаюсь от других.

1

4.

Я в мире людей.

1

5.

Характер и эмоции.

1

6.

Самоанализ «Кто я?», «Какой я?»

1

7.

Я глазами других.

1

8.

Я в школе.

1

9.

Поведение и культура.

1

10.

Общение в жизни человека.

1

11.

Общение и уважение.

1

12.

Оказание поддержки, помощи, услуги.

1

13.

Умение отказывать.

1

14.

Самооценка.

1

15.

Уверенность в себе и ее роль в развитии человека.

1

16.

«Ярмарка достоинств».

1

17.

Конгруэнтность: учимся управлять собой.

1

18.

Конфликт.  Виды конфликтов.

1

19.

Конфликт. Способы разрешения конфликтов.

1

20.

Конфликт как возможность развития своего Я.

1

21.

Комплимент - дело серьезное?

1

22.

А без друзей на свете трудно жить...

1

23.

Барьеры общения

1

24.

Эмпатия и рефлексия как способы восприятия и понимания.

1

25.

Кто такой агрессивный человек?

1

26.

Учимся правильно выражать обиду и гнев.

1

27.

Избавляемся от гнева правильно.

1

28.

Как реагировать на грубость?

1

29.

Что делать, когда дразнят?

1

30.

Вежливые слова – помощники в дружбе.

1

31.

Мотивы наших поступков.

1

32.

Критика.

1

33.

На пути к гармонии...

1

34.

Диагностическое занятие.

1

Итого:

       34

7-8 класс

№ п/п

Тема

Количество часов

Дата

1.

Вводное занятие. Знакомство с правилами групповой работы.

1

2.

Диагностика уровня развития коммуникативных способностей и навыков обучающихся.

1

3.

Общение. Способы общения.

1

4.

Знакомство с невербальными средствами общения. Виды и значение невербальных умений.

1

5.

Развитие невербальной коммуникации.

1

6.

Развитие вербальных и невербальных умений.

1

7.

Речевые средства общения. Значение интонации при передаче сообщения. Ораторское искусство. Правила успешного выступления на публике.

1

8.

Игры и упражнения, направленные на развитие речевых умений.

1

9.

Развитие навыка активного слушания

1

10.

Техники слушания. Определение степени выраженности умения слушать другого человека. Понятия «слушать» и «слышать».

1

11.

Упражнения на развития навыка слушания.

1

12.

Гибкость в общении.

1

13.

Знаки внимания при общении.

1

14.

Качества, важные для межличностного общения.

1

15.

Конгруэнтность: учимся управлять собой.

1

16.

Конфликт, способы поведения в конфликте.

1

17.

Конфликт, конструктивное разрешение.

1

18.

Конфликт как возможность развития Я.

1

19.

Правила ведения дискуссии.

1

20.

Развитие группового взаимодействия. Групповая дискуссия, принятие решения.

1

21.

Эмпатия и рефлексия как способы восприятия и понимания.

1

22.

Наши эмоции и чувства.

1

23.

Проявления эмоций и чувств.

1

24.

Развитие уверенности в себе, повышение самооценки.

1

25.

Знакомство с понятием «уверенность». Отличие уверенности от самоуверенности. Признаки уверенного поведения.

1

26.

Упражнения на повышение самооценки подростков, развитие уверенности в себе.

1

27.

Групповое давление. Сопротивление групповому давлению.

1

28.

Мы – команда.

1

29.

Наши сходства и различия.

1

30.

Сплочение и доверие.

1

31.

Развитие и закрепление навыков взаимодействия в группе.

1

32.

Манипуляции и защита от них.

1

33.

Портрет нашего класса

1

34.

Диагностическое занятие

1

Итого:

       34



Предварительный просмотр:

Характеристика профессиональной деятельности

педагога-психолога МКОУ «Специальная коррекционная общеобразовательная школа  №7» Мысковского городского округа

Корниенко Марины Николаевны

Раздел 1. Cведения о профессиональном и дополнительном профессиональном образовании

Педагогический стаж: 25лет

Квалификационная категория: высшая

Образование:

2000 г., Новокузнецкий государственный педагогический институт,

специальность «Педагогика и психология», специализация «Преподаватель дошкольной педагогике и психологии».

Профессиональная переподготовка:

2020 г., Московская академия профессиональных компетенций, специальность «Педагогика и психология», специализация «Учитель дефектолог»

Повышение квалификации:

2020г.,ООО «Инфоурок», «Когнитивно-поведенческая терапия детей и подростков», 72 часа,.

2020г., ООО «Инфоурок», «Экзаменационный стресс как частая проблема педагогв и учащихся и пути ее решения», 72 часа,.

2020г .,КРИПКиПРО  «Основы психосоматики, возвращение к здоровью», 72 часа,.

2021г.,КРИПКиПРО, «Цифровая трансформация учителя»,72ч

2021г., КРИРПО «Кузбасский региональный институт развития профессионального образования г. Кемерово «Профилактика деструктивного поведения детей и молодежи: вызовы и риски современности», 36 ч.

2021г., МАОУДПО «Институт повышения квалификации» г. Новокузнецк,2021г.,«Восстановительные профилактические программы в деятельности школьных служб примирения», 72 часа.

2022г «Социально-психологическое тестирование по единой методике: проведение и использование результатов коррекционной и профилактической работы педагогов-психологов» ГОО «Кузбасский региональный центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Здоровье и развитие личности» (36 часов);

Раздел 2. Сведения об особенностях организации и об особенностях субъектов образовательных отношений, включенных в программу профессиональной деятельности

С 2019 года осуществляю свою профессиональную деятельность в МКОУ «СКОШ №7» г.Мыски в должности педагога-психолога основной школы. Имею опыт работы в должности  педагога-дефектолога с детьми с ментальными нарушениями. (место работы ГБУ "Мысковский Детский Дом-Интернат для Детей с Ментальными Нарушениями".)

   В МКОУ «СКОШ №7» образовательная деятельность осуществляется по программам начального общего, основного общего образования (Согласно лицензии от 9июня 2016года, № 16132 серия №0003187).

 Основная задача школы – реализация  адаптированной основной образовательной программы начального общего образования, основного общего образования для детей с ОВЗ (задержка психического развития). В связи с тем, что контингент обучающихся - дети с ОВЗ,  адаптированная основная образовательная программа содержит раздел «Коррекционная программа», в рамках которой осуществляется психолого-педагогическое сопровождение.

В процесс психолого-педагогического сопровождения включены все категории участников образовательных отношений: дети (обучающиеся), их родители (законные представители), педагогические работники образовательной организации.

Цель – создание оптимальных психолого-педагогических условий для исправления недостатков развития обучающихся, нормализации учебной деятельности, активизации  познавательной деятельности, благоприятной адаптации  и социализации. В рамках профессиональной деятельности вхожу в состав Совета профилактики, психолого-педагогического консилиума школы.

Раздел 3. Сведения о цели, задачах и основных направлениях профессиональной деятельности Конкурсанта в соответствии с профессиональным стандартом «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»

Основная цель моей профессиональной деятельности – оказание психолого-педагогической помощи детям, родителям (законным представителям), педагогическим работникам по своевременному выявлению, сопровождению, интеграции в общество детей с ОВЗ.

Реализация цели осуществляется посредством выполнения следующих задач:

  1. оказывать консультативную помощь родителям (законным представителям)детей, педагогам по вопросам воспитания, обучения, развития  и коррекции нарушений развития детей;
  2. совершенствовать и развивать эффективные методы, формы, технологии оказания психолого-педагогической помощи;
  3. повышать эффективность и качество профессиональной деятельности через участие в работе методических объединений, творческих групп, освоение программ повышения квалификации, самообразование.

Основными направлениями моей деятельности являются[1]:

  1. Психологическая диагностика обучающихся.
  2. Психологическое просвещение субъектов образовательного процесса по поддержке детей с ОВЗ.
  3. Психологическая профилактика нарушений поведения и отклонений в развитии детей с ОВЗ
  4. Психологическое консультирование детей, родителей (лиц их замещающих), педагогических работников
  5. Психологическая коррекция поведения и развития обучающихся с ОВЗ

Психологическое просвещение

Обучающиеся

Педагоги

Родители

Всероссийские акции

и Областные акции,«Будущее без наркотиков», Неделя безопасного интернета «Я выбираю реальную жизнь», «Детский телефон доверия», «СТОП ВИЧ,СПИД» и др.Ежегодно проводиться «Неделя психологического здоровья;»

-Мультимидийные презентации, видеоматериалы

Педсоветы,

М.О специалистов школы

Наглядно-текстовая информация, консультации (индивидуальные, по запросам), тренинги, беседы, анкетирование

Выступление на родительских собраниях,

Консультации (индивидуальные, групповые проводятся по запросам и по результатам диагностики,

Наглядно текстовая информация,

Видео-вебинары

Психологическая профилактика нарушений поведения и отклонений в развитии детей с ОВЗ, детей и обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, а так же работа с  семьями СОП, стоящими на внутришкольном учете. Профилактика снижения экзаменационного стресса в 9 классе, профилактика и предотвращение суицидов у подростков, работа с педагогами по предупреждению эмоционального выгорания.

Провожу акции направленные на профилактику табакокурения, употребления психоактивных веществ, половой распущенностии. Актуальной считаю работу по  профилактике конфликтов, межличностных отношений по запросу классных руководителей.

        В течение года проводится работа по профилактике подростковой наркозависимости с учащимися «группы риска», а так же  с обучающимися 6 классов проводится тренинг «Поиск выхода из трудной ситуации», в 8-9 классах «Профилактика подростковой наркозависимости». Через личный сайт, соц. родительские группы (6, 8, 9 классов) родители знакомятся с информацией о психологической безопасности детей: получают памятки:«Родителям о психологической безопасности детей и подростков», «Твоя психологическая безопасность», «Как защитить ребенка от интернет рисков». Для родителей старшеклассников актуальным было ознакомление  о подготовке к экзаменам:«Памятка учащимся 9 класса при сдаче экзамена в форме тестирования», «Стратегии преодоления страха при подготовке к экзаменам».Учащиеся с 6-9 классов участвуют в областных и Всероссийских акциях. В рамках Всероссийской акции «СТОП ВИЧ,СПИД», приуроченной ко Всемирному дню борьбы со СПИдом,  9 класс участвовал в интернет опросе по выявлению профильной компетенции в области профилактики ВИЧ-инфекции на веб- ресурсе (опрос-молодежи о ВИЧ.рф;). В рамках Международного дня  без интернета «Я выбираю реальную жизнь», совместно с классными руководителями, проводилась акция «Я могу без телефона, есть сила воли у меня» (2-9 класс) . Обучающиеся 7-9 классов принимают участие в областной антинаркотической акции «Будущее без наркотиков», «Детский телефон доверия». Так же размещаю информационный  материал телефона горячей линии в родительские группы, на сайте школы.

Совместно со специалистами и классными руководителями школы ежегодно проводится «Неделя психологического здоровья», с целью повышение психологической компетентности педагогов и родителей школы по психологическим проблемам обучения, воспитания и развития обучающихся, сохранению и укреплению психического здоровья обучающихся.

Психологическое консультирование детей, родителей (лиц их замещающих), педагогических работников, по вопросам развития, воспитания, обучения детей; по проблемам нарушений познавательной, поведенческой и эмоционально-волевой сферы детей, а также путей возможной коррекции и профилактики; по проблемам самопознания, профессионального самоопределения, личностным проблемам.

Психологическая коррекция поведения и развития обучающихся с ОВЗ.

Коррекционно-развивающая деятельность проводится с разными категориями детей в индивидуальной и групповой форме посредством разработки и реализации рабочих программ курсов и планов коррекционно-развивающих занятий.

Основные направления коррекционно-развивающей работы:

  • коррекция и развитие познавательных процессов - в рамках индивидуальной работы по итогам диагностики  интеллектуального развития 6 классы.
  • коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы, снятия тревожности-  в рамках индивидуальной работы по итогам диагностики, 6-7 класс.
  • развитие коммуникативных умений и навыков обучающихся – в рамках  рабочей программы внеурочной деятельности коррекционной направленности  для 6-8 классов.
  • психологическое сопровождение выпускников при  сдаче ОГЭ - в рамках  рабочей программы внеурочной деятельности коррекционной направленности  для 9 класса.

  • коррекция отклонений в поведении детей, состоящих на внутришкольном учете, на учете АОП  по индивидуальным программам.

Участвую в работе школьного консилиума, в совете профилактики.

Раздел 4. Перечень применяемых психолого-педагогических технологий, методик, программ в соответствии с задачами профессиональной деятельности

Специфика  контингента обучающихся с ОВЗ предполагает использование коррекционных психолого-педагогических технологий, методик, программ. От правильно подобранных подходов, технологий и методов психолого-педагогического воздействия зависит эффективность коррекционно-развивающей работы

Наименование

Содержание, виды деятельности

Здоровье-сберегающие технологии

- Учет индивидуальных особенностей и возможностей детей, соблюдение санитарно-эпидемиологических требований, режима трудаи отдыха, двигательной активности и др.

-Цикл занятий по психологическому сопровождению выпускников в период подготовки к ОГЭ. -Создание презентаций «Как справиться с отрицательными эмоциями и снизить тревогу», «Эмоции и чувства»

-Ежегодное планирование и проведение «Психологической недели  здоровья».

-Индивидуальные занятия, направленные на развитие навыков саморегуляции, эмоционально-волевой сферы»

Информационно-коммуникационные технологии

  • компьютерные методики психологической диагностики обучающихся;
  • мультимедийные технологии: презентации для проведения мероприятий в рамках психологического просвещения всех участников образовательного процесса; мультимедийные материалы в рамках коррекционно-развивающих и профилактических занятиях с обучающимися;
  • разработка информационных буклетов; памяток, рекомендаций
  • включение  в занятия видеоматериала, презентаций, «Характер и эмоции», «Групповая дискуссия. Правила неагрессивного поведения», «Культура поведения»

Применение психодиагностических методик

- наблюдение за учащимися;

- беседы с учащимися, родителями, педагогами;

- анализ продуктов учебной деятельности учащихся;

- стандартизированные методики и опросники, рекомендованные в письме Минобрнауки России от 10.02.2015 N ВК-268/07 «О совершенствовании деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи»;

- психодиагностические методики, рекомендованные  распоряжением Минпросвещения России от 28.12.2020 №Р-193; Об утверждении методических рекомендаций по системе функционирования психологических служб в общеобразовательных организациях"

Игровые технологии

-использование игровых упражнений в тренинге;

-комплекс упражнений направленных на развитие коммуникативных навыков;

-на преодоление тревожности и повышения самооценки;

-комплекс упражнений направленных на развитие произвольной регуляции деятельности и поведения;

-психологические тренинги по формированию ЗОЖ, профилактике суицида, профилактике подростковой наркозависимости

Диагностический инструментарий, применяемый в работе

Диагностическое направление

Методики

1.Развитие основных психических функций

Тест "Стандартные Прогрессивные матрицы Плюс Дж. Равена"

Методика «Таблицы Шульте» 

Методика А.Р.Лурии «Заучивание 10 слов»

«Изучение объема кратковременной памяти

Школьный тест умственного развития (ШТУР)

2. Изучение развития. Оосбенности личностного развития

Методика диагностики эмоционального отношения к учению (модифиц. опросник Ч.Д. Спилбергера, выполненный А.Д. Андреевой)

«Тест Люшера»

«Тест школьной тревожности Филлипса»

«Шкала тревожности Кондаша»

«Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан» и др.

Методика изучения отношения к учебным предметам Г.Н. Казанцевой

Методика для диагностики учебной мотивации школьников (методика М.В. Матюхиной в модификации Н.Ц. Бадмаевой)

Шкала социально-психологическойадаптированности (СПА) К. Роджерс,

Диагностика состояния агрессии (опросник Басса-Дарки)

Шкала личностной тревожности А.М. Прихожан

"Подростковый личностный опросник" (Junior EPQ) Г. Айзенк

"Подростковый личностный опросник" (Junior EPQ) Г. Айзенк

Выявление суицидального риска у детей. А.А. Кучер, В.П. Костюкевич

3. Изучение развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей обучающихся

Проективные методики «Несуществующее животное», рисунок человека, рисунок семьи

 «Тест Люшера»

«Тест школьной тревожности Филлипса»

«Шкала тревожности Кондаша»

«Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан» и др.

4. Определение уровня развития психических функций: восприятия, внимания, памяти, мышления

 «Тест Тулуз-Пьерона»

Методика «Таблицы Шульте» 

Методика А.Р.Лурии «Заучивание 10 слов»

«Изучение объема кратковременной памяти» 

«Воспроизведение рассказа»

Методика «Простые аналогии»

Метдики «Исключение слов», «Общее слово», «Сравнение понятий»,

«Выделение существенных признаков» и др.

5.Диагностика уровня интеллектуального развития

 «Прогрессивные матрицы Равена»

«Групповой интеллектуальный тест» (ГИТ) (методика М. К. Акимовой, Е. М. Борисовой и др.) и др.

6. Диагностика детей из семей, находящихся в СОП

"Подростки о родителях" (модификация "ADOR" Шафера)

Диагностика семейной адаптации и сплоченности (тест Д. Олсона, адапт.М. Перре)

«Тест Люшера»

«Рисунок семьи»

7. Диагностика суицидальных наклонностей обучающихся

Шкала поиска острых ощущений М. Цукермана

«Опросник суицидального риска» (модификация Т.Н. Разуваевой)

«Опросник детской депрессии»

«Шкала безнадежности Бека» и др.

Выявление суицидального риска у детей. А.А. Кучер, В.П. Костюкевич

Методы работы:

-наблюдение;

-анализ продуктов деятельности;

-опросные методы (анкетирование, интервью, опрос, беседа);

-тестирование;

-методы группового и индивидуального консультирования;

-дидактические методы;

-методы коррекции и развития

-диагностика

Раздел 5. Перечень разработанных локальных и/или методических документов, медиа-продуктов, программ, проектов и иное

  1. Программа коррекционной работы в рамках Адаптированной основной общеобразовательной программы основного общего образования МКОУ «СКОШ №7».
  2. Программы коррекционно-развивающей направленности в рамках плана внеурочной деятельности:

- рабочая программа курса «Развитие коммуникативных умений и навыков обучающихся  для 6-8 классов» , 102 часа.

- рабочая программа курса «Коррекция и развитие познавательных процессов», 34 часа, в рамках индивидуальной работы по итогам диагностики  интеллектуального развития 6 классы.

  •  рабочая программа курса «Коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы, снятия тревожности», 34 часа,  в рамках индивидуальной работы по итогам диагностики , 6-7 класс;
  • Рабочая программа курса «Психологическая сопровождение  выпускников   при  сдаче ОГЭ - в рамках  рабочей программы внеурочной деятельности коррекционной направленности  для 9 класса, 34 часа.
  • Рабочая программа курса «Коррекция отклонений в поведении детей, состоящих на внутришкольном учете, на учете ААП  по индивидуальным программам».

В рамках профессиональной деятельности мною систематически разрабатываются конспекты групповых занятий и консультаций, мастер-классов и семинаров-практикумов, социокультурных мероприятий, презентации и памятки для всех участников образовательного процесса(педагоги, родителя, учащиеся).

Раздел 6. Обобщенные итоги профессиональной деятельности, за последние 3 годаотражающие результативность и эффективность психолого-педагогического сопровождения

По результате реализации программы по коррекции и развитию познавательных процессов  в рамках индивидуальной работы по итогам диагностики  интеллектуального развития в 6 классах наблюдается положительная динамика  уровня развития познавательной сферы.

Рис.1. Динамика уровня развития познавательной сферы учащихся

2019-2020 учебный год

2020-2021 учебный год

2021-2022учебный год

        

Благодаря совместной просветительско-профилактической работе с педагогами школы, обучающиеся 9-х классов  успешно проходят государственную итоговую аттестацию. Средняя отметка  по математике «4» и по русскому языку «3,3». Все обучающиеся получили аттестаты основного общего образования и поступили в  учреждения среднего профессионального образования.

     Психологическое сопровождение выпускников при  сдаче ОГЭ  осуществляется в рамках  рабочей программы внеурочной деятельности коррекционной направленности  для 9 класса.

Рис 2. Определение уровня тревожности  по методике Спилбергера – Ханина

        

2019-2020 уч.год

2020-2021уч.год

Вывод: По итогам реализации программы у обучающихсяснизился уровень тревожности, повысился общий эмоциональный фон.

Развитие коммуникативных умений и навыков обучающихся – в рамках  рабочей программы внеурочной деятельности коррекционной направленности  для 6-8 классов.

Рис.3. Методика «КОС» (В.В. Синявский, Методика «КОС» (В.В. Синявский,

В.А. Федорошин) В.А. Федорошин)

Уровень коммуникативных склонностей

2020-2021 г.

Уровень организаторских склонностей.

2020-2021г.

Рис.4.Методика «КОС» (В.В. Синявский,Методика «КОС» (В.В. Синявский,

В.А. Федорошин)В.А. Федорошин)

Уровень коммуникативных склонностей 2021-2022 уч.г.

Уровень организаторских склонностей.

2021-2022 уч.г.

Вывод: Вывод:  у ребят отмечается повышение уровня коммуникативных и организаторских способностей.

Результатом совместной просветительско-профилактической работы с социальным педагогом школы считаю наличие положительной динамики у обучающихся, состоящих на различных видах учета. Так, в  2019/2020 учебном году с профилактического учета были сняты  5 человек (с 9 человек на начало года до 4человек на конец года). В 2020-21 учебном году на начало года на учете состояло 6 человек, на конец года 4 человека. В 2021-22 учебном году на учете состояло 5 человек. На всех обучающихся, состоящих на учете, были разработаны программы индивидуальной профилактической работы.

Результатом реализации комплексной программы по профилактике суицидального поведения у детей и подростков считаю отсутствие суицидальных попыток среди обучающихся.

Результатом целенаправленной деятельности по пропаганде здорового образа жизни и ежегодных традиционных мероприятий:«неделя психологического здоровья», акций «Будущее без наркотиков», неделя безопасного интернета «Я выбираю реальную жизнь»,  «СТОП ВИЧ,СПИД» можно считать  сформированные устойчивые ценности у подростков.

Результаты практической профессиональной деятельности представляю на различных уровнях:

Принимаю участие в конкурсах:

- 2021 г. - лауреат муниципального конкурса«ИТ-педагог Кузбасса 21 века»в номинации «Steam-педагог”

-2021 г. - участник  областного  конкурса "Школа-территория здоровья"

Публикую разработки:

-2020- на сайте «Альманах педагога», «Развитие коммуникативных навыков и умений  у подростков»

--2021-на сайте «Педагогический альманах».«Экзамен без стресса»

-Веб-сайт с рекомендациями родителям и педагогам

https://nsportal.ru/kornienko-marina-nikolaevna

Выступаю на методических объединениях:

муниципальный уровень:

на МО специалистов школы (темы: «использование  ИКТ в работе психолога «Гугл-форм»,«Анализ коррекционно-развивающий   программы «Развитие коммуникативных навыков» у учащихся основной школы.»

Организую ежегодные акции:

  • «Ты ни один» в рамках Всероссийской акции «Телефон доверия»
  • «Мы выбираем жизнь!» в рамках  Всероссийской акции, приуроченной к Всемирному дню борьбы со  СПИДом.
  • «Будущее без наркотиков» в рамках областной антинаркотической акции.

Являюсь  участником и организатором ежегодного мероприятия «Неделя психологического здоровья».

Награждена:

  • в 2021 г. Дипломом лауреата муниципального этапа конкурса «ИТ-педагог Кузбасса 21 век» в номинации «Steam-педагог»;
  • в 2017 г. Почётной грамотой Администрации Мысковского городского округа.
  • В 2017 г. Почетная грамота Департамента образования и науки Кемеровской области


[1]В соответствии с профессиональным стандартом «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»


Предварительный просмотр: