Родительское собрание во 2 классе
Возрастные особенности младших школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Родительское собрание во 2 классе. | 18.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание во 2 классе «А»
Классный руководитель: Кучерова И.Е.
Тема: возрастные изменения младшего школьника.
Цель: определение изменений в младшем школьном возрасте. Показать, каких изменений ожидать и к каким изменениям стремиться.
Основные психологические изменения в период младшего школьного возраста.
- Возникновение первичного цельного детского мировоззрения. Ребёнок не может жить в беспорядке. Всё что видит, ребёнок пытается привести в порядок, увидеть закономерные отношения, в которые укладывается непостоянный окружающий мир. Дети в этом возрасте считают, что всё, что существует вокруг них, в том числе и явления природы, - результат деятельности людей. Строя картину мира, ребёнок выдумывает, изобретает теоретическую концепцию. Для объяснения используются знания, почерпнутые из телевизионных программ от взрослых. Он троит глобальные схемы. Хотя, приходя в школу, он вынужден от глобальных мировых проблем перейти к элементарным вещам, тогда обнаруживается несоответствие между познавательными потребностями и тем, чем учат ребёнка.
- Возникновение первичных этических норм: «что такое хорошо и что такое плохо». Эти этические нормы растут рядом с эстетическими. «Красивое не может быть плохим».
- Возникновение соподчинения мотивов. Уже можно наблюдать преобладание обдуманных действий над импульсивными. Преодолении непосредственных желаний определяется не только ожиданием награды или наказания со стороны взрослого, но высказанным обещанием самого ребёнка (принцип «данного слова»). Благодаря этому формируются такие качества личности, как настойчивость и умение преодолевать трудности.
- Возникновение произвольного поведения. Произвольное поведение – это поведение, которое осуществляется в соответствии с образцом (дан ли он в форме действия другого человека или в форме правила). Этот образец сначала существует в конкретной наглядной форме, но затем он становится более или менее обобщённым (в форме правил, норм). Появляется стремление управлять собой, своими поступками.
- Возникновение личного сознания – возникновение сознания своего ограниченного места в отношениях с взрослыми. Возникает осознание возможностей своих действий, он начинает понимать, что не все может (начало самооценки). Внешнее превращается во внутреннее.
- Позже формируется произвольность и осознанность всех психических процессов и их интеллектуализация, их внутреннее опосредование, которое происходит благодаря усвоению системы научных знаний. Интеллект развивается, но ещё не знает самого себя. Осознание своих собственных изменений в результате развития учебной деятельности.
Каждый возраст характеризуется прежде всего социальной ситуацией развития, т.е. теми единственными неповторимыми связями и взаимоотношения ребёнка со взрослыми, социальной средой в целом, которые складываются на определённом возрастном этапе. С жизнью ребёнка в определённой социальной ситуации неразрывно связана типичная для данного возраста деятельность ребёнка. Именно в ведущей деятельности на каждом возрастном этапе возникают и развиваются новые психологические функции и качества.
В дошкольном возрасте основным видом деятельности является сюжетно-ролевая игра. В младшем школьном возрасте ведущей деятельностью становится учебная деятельность. Учебная деятельность, имея сложную структуру, проходит длинный путь становления. Её развитие будет продолжаться на протяжении всех лет школьной жизни, но основы закладываются в первые годы обучения. От результативности учебной деятельности непосредственно зависит развитие личности младшего школьника. Учебная деятельность ребёнка развивается также постепенно, через опыт вхождения в неё. Учебная деятельность – это деятельность, направленная на самого учащегося. Ребёнок учится не только знаниям, но и тому, как осуществлять усвоение этих знаний. Учась способам письма, счёта, чтения ребёнок ориентируют себя на самоизменение – он овладевает необходимыми, присущими окружающей его культуре способами служебных и умственных действий. Он сравнивает себя прежнего и себя нынешнего. Конечная цель учебной деятельности – сознательная учебная деятельность ученика, которую он сам строит по законам этой деятельности. Учебная деятельность, первоначально организуемая взрослым, должна превращаться в самостоятельную работу ученика, т.е. учебная деятельность превращается в самообучение. Это происходит при условии совместной деятельности учителя и ученика.
(Использованы методические рекомендации Кабисовой А.Д.)