Инновационная деятельность на базе КФУ
Я составила образовательную программу "Художественная керамика в практической биологии". Предлагаю ученикам работать с природным материалом с "Глиной". Такая практическая работа является изюминкой программы. Реализую её с 2006 года, основная направленность -внеурочная деятельность . с 2014 года включила работу детей с глиной непосредственно в Урок, на этапе закрепения знаний. На будущее запланировала разработать технологические карты для уроков "Обобщения знаний" с применением глины.
Обоснование необходимости данной программы.
Человеческое общество неотделимо от природы. Оно непрерывно взаимосвязано с ней в самых разнообразных направлениях. Без природной среды общество не может существовать, потому, она имеет многогранное значение для жизни человека: производственное, научное, оздоровительное, воспитательное, духовное. Новизна и актуальность программы заключается в сочетании практической и художественной форм работы, направленных на дополнение и углубление биологических знаний, с учетом региональных особенностей.
Занятие по данной программе позволит школьникам, расширить свои знания о мире живой природы, продемонстрировать свои умения и навыки в области биологии перед учащимися школы на внеклассных мероприятий. Задача учителя- организовать внеклассную работу так, чтобы она заинтересовала учеников. Вовлечь их в процесс познания живой природы, заставить их задуматься о тонких взаимоотношениях внутри биоценозов, научить высказывать свои мысли и отстаивать их - это основа организации биологического кружка, т.к. биологическое образование формирует у подрастающего поколения понимание жизни как величайшей ценности. Программа данного курса составлена на основе базовых знаний, «школьного материала»,При изучении которого у учащихся будет конкретизироваться знания, полученные при изучении ботаники, зоологии, цитологии, генетики, и рассчитана для учащихся 7-10 классов. На изучение курса выделено 70 часов (2 часа в неделю)
В процессе занятий предполагается приобретение учащимися опыта поиска информации, умения подготовки сообщений, коллекции, гербариев, совершенствования практических навыков при работе с микроскопом и с живыми организмами. Планируются практические работы и экскурсии в различные биоценозы, в ходе которых учащиеся приобретают способность искать и анализировать информацию, творческие мастерские, где дети будут работать с глиной. Это смелая инновационная технология, направленная на гармоничное развитие личности школьника. Реализация этой программы, в ходе открывает возможность для развития детского научно- познавательного творчества, в тесном сплетении с художественным. Уникальность программы в том, что разработана и апробировала на практике школьного процесса один из видов декоративно- прикладного искусства –«Художественная керамика». Знания, полученные человеком заинтересованным, усваиваются глубоко и надолго. Разве может ребёнок забыть сколько лапок у жука, если он воссоздал его из кусочка глины. Приёмы художественной керамики позволяют углубить и закрепить конкретные знания по биологии. У детей вырабатываются аккуратность и прилежание, ловкость и сноровка, когда в процессе работы детские пальчики разминают влажную глину. Такой массаж раздражает рецепторы кожи, тем самым активизируя нервную систему школьника, глина обладает лечебными свойствами, соответственно на таких уроках биологии реализуется здоровье- сберегающая технология. Воспитывается взаимоуважение и умение оценивать творческие работы из глины своих товарищей.
Важный момент: в процессе творчества не подавить, а развить индивидуальность ученика.
Вводятся различные формы работы: совместная работа по получению знаний - диалоговая, групповая - это развивает коммуникативную деятельность ребят, индивидуальная и работа в парах укрепляет уверенность и взаимопонимание. Учащимся предлагается литература по каждой теме курса и дополнительные наглядности для практических работ и исследований, также возможна работа по сайтам в Интернете. Разнообразная деятельность, запланированная на занятиях, поможет юным биологам определиться с выбором своей будущей профессии, также поможет при сдаче ГИА и ЕГЭ. Основной акцент направлен на активную работу в форме диалога учитель -ученик, активного обсуждения материала в форме ученик - ученик.
Цель и задачи программы
Цель программы:
-углубить и систематизировать знания по ботанике, зоологии и общей биологии,
-развивать практические, художественные и творческие умения и навыки, связанные с овладением простейших приемов проведения исследований и практических работ.
Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие
Задачи:
Образовательные - закрепить знания по темам :развитие жизни, царство животные, химические компоненты живого, эволюция и формировать новые понятия : знания о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); выдающихся открытиях в биологической науке; методах научного познания; овладеть умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий;
Развивающие - расширять кругозор учащихся, познавательные интересы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру;
Развивать умения проводить наблюдения за живыми системами, проводить опыты, применять знания, с целью их описания, находить и анализировать информацию о живых объектах;
устанавливать причинно-следственные связи, объяснять процессы и явления,
Воспитательные – воспитывать убежденность в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению кружковцев при обсуждении результатов опытов.
Воспитывать культуру речи, общения, уважение друг другу, и толерантность к животным и растениям, любовь к родному краю. Помочь учащимся в подготовке к поступлению в вузы и удовлетворении интересов, увлекающихся ботаникой, зоологией и генетикой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
фото занятия кружка "Художественная керамика в практической биоогии" | 210.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие кружковцев по программе «Художественная керамика в практической биологии»