Инновационная деятельность на базе КФУ

Гарифуллина Илиса Равильевна

Направление моей инновационной деятельности: применение инновационных технологий на уроках русского языка и литературы.

Для достижения своих целей я работаю в следующих направлениях:

- прохождение курсов повышения квалификации;

- педсоветы, "круглые столы", дискуссии;

- творческая деятельность в школьных и районных методических объединениях;

- участие в научно-практических конференциях;

  - обобщение собственного опыта и опыта своих коллег;

- разработка рабочих программ, конспектов уроков и внеклассных мероприятий, проведение мастер-классов;

- работа с одаренными детьми и отстающими детьми;

- применение ИКТ на уроках русского языка и литературы.

   На муниципальном уровне:

1. Выступление на семинаре для учителей русского языка и литературы по теме "Конструирование современных уроков русского языка и литературы в свете подготовки к ЕГЭ и ОГЭ" на базе МБОУ "Арская СОШ №7", 2015 год;

2. Обмен опытом работы по теме "Повышение качества знаний учащихся путем применения индивидуального, дифференцированного и личностно-ориентированного подходов" на августовской конференции  по проблеме "Совершенствование муниципальной системы образования: новые подходы, идеи, инновации" для учителей русского языка и литературы, 2015 год;

3. Проведение  мастер-класса "Творческая мастерская" на районном семинаре по теме "Формирование базовых компетенций на уроках русского языка и литературы" для учителей русского языка и литературы на базе МБОУ "Старочурилинская СОШ", 2016 год;

4. Проведение открытого урока по теме "Правописание Не с причастиями" на семинаре для учителей русского языка и литературы по теме "Формирование базовых компетенций на уроках русского яхыка и литературы" на базе МБОУ "Старочурилинская СОШ", 2016 год;

5. Прхождение курса повышения квалификации по проблеме "Теория и методика преподавания русского языка и литературы в условиях введения ФГОС", организованных ИП и О КФУ - Приволжский межрегиональный центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования КФУ.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_pravopisanie_ne_s_prichastiyami.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

НЕ с причастиями

Цель урока:

Знать  условия выбора слитного и раздельного написания не с причастиями.

Задачи урока:

  • уметь правильно писать не с причастиями; графически обозначать условия выбора правильных написаний; разграничивать приставку НЕ- и частицу НЕ с причастиями;
  • уметь определять виды орфограмм, связанные со слитным и раздельным написанием не со словами других частей речи;
  • находить и исправлять ошибки в группировке примеров со слитным и раздельным написанием не с разными частями речи (существительными, прилагательными, глаголами, причастиями).

Ход урока

  1. Организационный момент

Доброе утро! Я рада вас всех приветствовать на уроке русского языка. Сегодня мы продолжаем исследование  очень интересной части речи – причастия. С этого мы и начнём наше занятие. Откройте рабочие тетради, запишите число, классная работа. Оставьте одну строку для записи темы урока. Её вы попробуете сформулировать сами. Но перед тем как обратиться к изучению новой темы,   вспомним всё, что знаем о причастии.

II. Актуализация опорных знаний.  «Своя игра»

III.  Подготовка учащихся к исследованию.
Теперь посмотрите, на экран.  ( Актуализация опорных знаний, умений и навыков. Учитель просит учащихся ответить на вопросы и выполнить задания)

(Не)вежда; (не)широкая, а рыбная река;  (не)навидеть; (не)большая, (не)приятель;

(не) заметить; (не)глубокий, а узкий; ничуть (не)красивый, (не)прекращающийся дождь; (не)исследованный, а дикий край; не говорить.

- По какому критерию можно объединить, разграничить следующие слова? (пишутся с Не, разные части речи)

- Распределите их по группам.

Сущ.

прил

гл

прич

Запишите примеры, раскрывая скобки, объясните написание НЕ, 4-ый столбик оставьте пустым.
-Какие словосочетания вызвали сомнения? (непрекращающийся дождь, (не)исследованный, а дикий край).

- Есть ли что-нибудь общее в правилах правописания Не с существительными, НЕ с глаголами и НЕ с прилагательными? (Есть: пиши НЕ слитно, если глагол или прилагательное без НЕ не употребляются. Но различий больше).
Создание проблемной ситуации.

- С какими частями речи у причастий имеется сходство? (С глаголами и прилагательными.)

- Как пишется НЕ с глаголами и прилагательными?

-Можно ли, зная правила правописания НЕ с глаголами и НЕ с прилагательными, вывести из них правила правописания НЕ с причастиями?

  1. Формулировка темы. Создание проблемной ситуации.

---Ребята, с какой темой мы сегодня познакомимся? Слитное и раздельное написание не с причастиями.

- Чему мы должны научиться на уроке ? (знать правила  слитного и раздельного  написания НЕ с причастиями

III. Основная работа.

1. Выдвижение гипотез.
Что можно предположить?
Может быть, НЕ с причастиями пишется по правилам правописания НЕ с глаголами?
Чем вы это докажете?
Наверное, причастия от глаголов ненавидеть, негодовать тоже пишутся с НЕ вместе, т. к. без НЕ получатся слова, которых в русском языке нет: навидящий, навидевший.
Вы правы, но это только одно из правил, есть и другие.
2.Наблюдение над дидактическим материалом с целью нахождения правил.
3.Сопоставительный анализ. Фронтальная работа.

Цель: путём сопоставления подвести уч-ся к самостоятельному выводу о написании НЕ с причастиями.

На доске запись:

Ошибка не замечена                                                                    Негодующий взгляд

Не замеченная, а пропущенная ошибка                                    Незамеченная ошибка

Не замеченная учеником ошибка

Отнюдь не решенная задача) 

  1. Найти написание НЕ с причастием, знакомое всем по прилагательному.
  2. Почему напротив причастия негодующий записано причастие не замечена? Какое это причастие?
  3. В остальных трёх случаях записано полное причастие.  Но почему в левом столбике НЕ – раздельно, а в правом – слитно?

IV. Ознакомление с алгоритмом.

                 Употребляется ли слово без НЕ

Не употребляется – пишу слитно.                       Употребляется – смотрю:

                                                            

                                                                                 

                                                                                  Краткое или полное

                               Если краткое – пишу раздельно.                   Если полное – смотрю:

                         . 

                       

Раздельно:                                                                                   Слитно:

1. Если есть противопоставление с союзом А,                  1. Нет противопоставления с союзом

                                                                                                         А .

2.  Если есть зависимые слова .                                          2. Нет зависимых слов.                                                                                            

3. Когда не входит в состав усилительных                             3.Если имеются наречия меры и  

отрицаний («слова-магниты»: далеко не, отнюдь не,.

вовсе не.                                                                                         степени – совершенно, очень,

                                                                                                          весьма, крайне, вполне, в высшей

                                                                                                          степени

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

-Если причастие страдательное, наклоняемся вправо.

-Если действительное — влево.

-Если в краткой форме, приседаем.

Успевающий, примятый,одевающая, одеваемая, покрыт, дувший, возвышавшийся, выполнено, сорванная, изрытая, прочитана, сидящую, брошенного, спавший, нарисованы, усеянный, цветущий, увлекаемый, вымыт, облетевший.

V. Закрепление.

1.Объясните  правописание НЕ в данных примерах:

  1. Не закончено_______________________________________________
  2. Негодующий_______________________________________________
  3. Не  рассказанный мною_______________________________________
  4. Невыученный_______________________________________________
  5. Не начавшееся, а закончившееся собрание___________________________________________________
  1. Пишется раздельно, т.к. у причастия есть зависимое слово ,
  2. пишется слитно, т.к. причастие без  НЕ  не  употребляется,
  3. пишется раздельно, т.к. это краткое причастие,
  4. пишется слитно, т.к. это одиночное причастие,
  5. пишется раздельно, т.к. есть противопоставление с союзом А.

2. Объяснительный диктант.

(Не)собранные грибы (одиночное причас.); никогда (не)выигрывающий (когда?) (завис.слово); грибы (не)собраны (крат.прич.); (не)пойманная рыба (одиноч.прич.); (не)пришитая, а оторванная пуговица (противопоставление с союзом а); мясо (не)поджарено (крат.прич); (не)пройденный путь (одиночное прич.); (не)мигающие (где?) на небе звёзды (завис.слово); книги (не)сложены (крат.прич.); (не)слышимый шорох (одиноч. прич.), (не)просохшая (после чего?) после дождя земля (завис.слово), негодовавший покупатель (без не употреб.), далеко не предусмотренное обстоятельство.

I. ИТОГ УРОКА.

Какую цель мы ставили в начале урока?

Заполнение карточки.

1) Если причастие в полной форме одиночное, то с НЕ оно написано…

2) Если у причастия в полной форме есть зависимые слова, то с НЕ оно написано…

3) Если причастие в краткой форме, то с НЕ оно написано…

4) Если причастие без НЕ не употребляется, то с НЕ оно написано…

5) Если причастие в полной форме употреблено при противопоставлении, то с НЕ оно написано…

Запишем домашнее задание ( Слайд)

Рефлексия.

Я (узнал, получил, приобрел; смог придумать, представить, изобразить, показать, вообразить) … и захотелось …

Мне удалось (понять, постигнуть, осмыслить, разобраться, уяснить, осознать, систематизировать разрозненные сведения) …, теперь я …

Самым интересным (познавательным, удивительным, невероятным, необыкновенным, странным, чудным, невообразимым, немыслимым, исключительным, выдающимся, незаурядным, феноменальным, редчайшим) сегодня было (стало) …

Труднее всего мне сегодня показалось, когда …, и все-таки (все же, тем не менее, однако, при всем том, поэтому, оттого, отчего, благодаря этому, посему, потому что, оттого что, благодаря тому что, потому как) …

- Сформулируйте свой ответ, выбрав слова из образца. Если здесь нет подходящих слов, подберите свои.

 

- Спасибо за урок .Вы молодцы.