Инновационная деятельность на базе КФУ
Направление моей инновационной деятельности: применение инновационных технологий на уроках русского языка и литературы.
Для достижения своих целей я работаю в следующих направлениях:
- прохождение курсов повышения квалификации;
- педсоветы, "круглые столы", дискуссии;
- творческая деятельность в школьных и районных методических объединениях;
- участие в научно-практических конференциях;
- обобщение собственного опыта и опыта своих коллег;
- разработка рабочих программ, конспектов уроков и внеклассных мероприятий, проведение мастер-классов;
- работа с одаренными детьми и отстающими детьми;
- применение ИКТ на уроках русского языка и литературы.
На муниципальном уровне:
1. Выступление на семинаре для учителей русского языка и литературы по теме "Конструирование современных уроков русского языка и литературы в свете подготовки к ЕГЭ и ОГЭ" на базе МБОУ "Арская СОШ №7", 2015 год;
2. Обмен опытом работы по теме "Повышение качества знаний учащихся путем применения индивидуального, дифференцированного и личностно-ориентированного подходов" на августовской конференции по проблеме "Совершенствование муниципальной системы образования: новые подходы, идеи, инновации" для учителей русского языка и литературы, 2015 год;
3. Проведение мастер-класса "Творческая мастерская" на районном семинаре по теме "Формирование базовых компетенций на уроках русского языка и литературы" для учителей русского языка и литературы на базе МБОУ "Старочурилинская СОШ", 2016 год;
4. Проведение открытого урока по теме "Правописание Не с причастиями" на семинаре для учителей русского языка и литературы по теме "Формирование базовых компетенций на уроках русского яхыка и литературы" на базе МБОУ "Старочурилинская СОШ", 2016 год;
5. Прхождение курса повышения квалификации по проблеме "Теория и методика преподавания русского языка и литературы в условиях введения ФГОС", организованных ИП и О КФУ - Приволжский межрегиональный центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования КФУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_pravopisanie_ne_s_prichastiyami.doc | 59 КБ |
Предварительный просмотр:
НЕ с причастиями
Цель урока:
Знать условия выбора слитного и раздельного написания не с причастиями.
Задачи урока:
- уметь правильно писать не с причастиями; графически обозначать условия выбора правильных написаний; разграничивать приставку НЕ- и частицу НЕ с причастиями;
- уметь определять виды орфограмм, связанные со слитным и раздельным написанием не со словами других частей речи;
- находить и исправлять ошибки в группировке примеров со слитным и раздельным написанием не с разными частями речи (существительными, прилагательными, глаголами, причастиями).
Ход урока
- Организационный момент
Доброе утро! Я рада вас всех приветствовать на уроке русского языка. Сегодня мы продолжаем исследование очень интересной части речи – причастия. С этого мы и начнём наше занятие. Откройте рабочие тетради, запишите число, классная работа. Оставьте одну строку для записи темы урока. Её вы попробуете сформулировать сами. Но перед тем как обратиться к изучению новой темы, вспомним всё, что знаем о причастии.
II. Актуализация опорных знаний. «Своя игра»
III. Подготовка учащихся к исследованию.
Теперь посмотрите, на экран. ( Актуализация опорных знаний, умений и навыков. Учитель просит учащихся ответить на вопросы и выполнить задания)
(Не)вежда; (не)широкая, а рыбная река; (не)навидеть; (не)большая, (не)приятель;
(не) заметить; (не)глубокий, а узкий; ничуть (не)красивый, (не)прекращающийся дождь; (не)исследованный, а дикий край; не говорить.
- По какому критерию можно объединить, разграничить следующие слова? (пишутся с Не, разные части речи)
- Распределите их по группам.
Сущ. | прил | гл | прич |
Запишите примеры, раскрывая скобки, объясните написание НЕ, 4-ый столбик оставьте пустым.
-Какие словосочетания вызвали сомнения? (непрекращающийся дождь, (не)исследованный, а дикий край).
- Есть ли что-нибудь общее в правилах правописания Не с существительными, НЕ с глаголами и НЕ с прилагательными? (Есть: пиши НЕ слитно, если глагол или прилагательное без НЕ не употребляются. Но различий больше).
Создание проблемной ситуации.
- С какими частями речи у причастий имеется сходство? (С глаголами и прилагательными.)
- Как пишется НЕ с глаголами и прилагательными?
-Можно ли, зная правила правописания НЕ с глаголами и НЕ с прилагательными, вывести из них правила правописания НЕ с причастиями?
- Формулировка темы. Создание проблемной ситуации.
---Ребята, с какой темой мы сегодня познакомимся? Слитное и раздельное написание не с причастиями.
- Чему мы должны научиться на уроке ? (знать правила слитного и раздельного написания НЕ с причастиями
III. Основная работа.
1. Выдвижение гипотез.
Что можно предположить?
Может быть, НЕ с причастиями пишется по правилам правописания НЕ с глаголами?
Чем вы это докажете?
Наверное, причастия от глаголов ненавидеть, негодовать тоже пишутся с НЕ вместе, т. к. без НЕ получатся слова, которых в русском языке нет: навидящий, навидевший.
Вы правы, но это только одно из правил, есть и другие.
2.Наблюдение над дидактическим материалом с целью нахождения правил.
3.Сопоставительный анализ. Фронтальная работа.
Цель: путём сопоставления подвести уч-ся к самостоятельному выводу о написании НЕ с причастиями.
На доске запись:
Ошибка не замечена Негодующий взгляд
Не замеченная, а пропущенная ошибка Незамеченная ошибка
Не замеченная учеником ошибка
Отнюдь не решенная задача)
- Найти написание НЕ с причастием, знакомое всем по прилагательному.
- Почему напротив причастия негодующий записано причастие не замечена? Какое это причастие?
- В остальных трёх случаях записано полное причастие. Но почему в левом столбике НЕ – раздельно, а в правом – слитно?
IV. Ознакомление с алгоритмом.
Употребляется ли слово без НЕ
Не употребляется – пишу слитно. Употребляется – смотрю:
Краткое или полное
Если краткое – пишу раздельно. Если полное – смотрю:
.
Раздельно: Слитно:
1. Если есть противопоставление с союзом А, 1. Нет противопоставления с союзом
А .
2. Если есть зависимые слова . 2. Нет зависимых слов.
3. Когда не входит в состав усилительных 3.Если имеются наречия меры и
отрицаний («слова-магниты»: далеко не, отнюдь не,.
вовсе не. степени – совершенно, очень,
весьма, крайне, вполне, в высшей
степени
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
-Если причастие страдательное, наклоняемся вправо.
-Если действительное — влево.
-Если в краткой форме, приседаем.
Успевающий, примятый,одевающая, одеваемая, покрыт, дувший, возвышавшийся, выполнено, сорванная, изрытая, прочитана, сидящую, брошенного, спавший, нарисованы, усеянный, цветущий, увлекаемый, вымыт, облетевший.
V. Закрепление.
1.Объясните правописание НЕ в данных примерах:
- Не закончено_______________________________________________
- Негодующий_______________________________________________
- Не рассказанный мною_______________________________________
- Невыученный_______________________________________________
- Не начавшееся, а закончившееся собрание___________________________________________________
- Пишется раздельно, т.к. у причастия есть зависимое слово ,
- пишется слитно, т.к. причастие без НЕ не употребляется,
- пишется раздельно, т.к. это краткое причастие,
- пишется слитно, т.к. это одиночное причастие,
- пишется раздельно, т.к. есть противопоставление с союзом А.
2. Объяснительный диктант.
(Не)собранные грибы (одиночное причас.); никогда (не)выигрывающий (когда?) (завис.слово); грибы (не)собраны (крат.прич.); (не)пойманная рыба (одиноч.прич.); (не)пришитая, а оторванная пуговица (противопоставление с союзом а); мясо (не)поджарено (крат.прич); (не)пройденный путь (одиночное прич.); (не)мигающие (где?) на небе звёзды (завис.слово); книги (не)сложены (крат.прич.); (не)слышимый шорох (одиноч. прич.), (не)просохшая (после чего?) после дождя земля (завис.слово), негодовавший покупатель (без не употреб.), далеко не предусмотренное обстоятельство.
I. ИТОГ УРОКА.
Какую цель мы ставили в начале урока?
Заполнение карточки.
1) Если причастие в полной форме одиночное, то с НЕ оно написано…
2) Если у причастия в полной форме есть зависимые слова, то с НЕ оно написано…
3) Если причастие в краткой форме, то с НЕ оно написано…
4) Если причастие без НЕ не употребляется, то с НЕ оно написано…
5) Если причастие в полной форме употреблено при противопоставлении, то с НЕ оно написано…
Запишем домашнее задание ( Слайд)
Рефлексия.
Я (узнал, получил, приобрел; смог придумать, представить, изобразить, показать, вообразить) … и захотелось …
Мне удалось (понять, постигнуть, осмыслить, разобраться, уяснить, осознать, систематизировать разрозненные сведения) …, теперь я …
Самым интересным (познавательным, удивительным, невероятным, необыкновенным, странным, чудным, невообразимым, немыслимым, исключительным, выдающимся, незаурядным, феноменальным, редчайшим) сегодня было (стало) …
Труднее всего мне сегодня показалось, когда …, и все-таки (все же, тем не менее, однако, при всем том, поэтому, оттого, отчего, благодаря этому, посему, потому что, оттого что, благодаря тому что, потому как) …
- Сформулируйте свой ответ, выбрав слова из образца. Если здесь нет подходящих слов, подберите свои.
- Спасибо за урок .Вы молодцы.