Мониторинг усвоения образовательной программы "Актёрская грамота"
Здесь представлены результаты мониторинга усвоения программы дополнительного образования за 2016-2021 учебные годы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
monitoring.doc | 844 КБ |
Предварительный просмотр:
Мониторинг результатов обучения ребенка по дополнительной образовательной программе
Показатели (оцениваемые параметры) | Критерии | Степень выраженности оцениваемого качества | Возможное кол-во баллов | Методы диагностик |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
П Р Е Д М Е Т Н Ы Е Р Е З У Л Ь Т А Т Ы | ||||
Ι. Теоретическая подготовка ребенка: 1.Теоретические знания (по основным разделам учебно-тематического плана программы) 2. Владение специальной терминологией ΙΙ. Практическая подготовка ребенка: 1. Практические умения и навыки, предусмотренные программой (по основным разделам учебно-тематического плана программы) 2. Владение специальным оборудованием и оснащением 3. Творческие навыки | Соответствие теоретических знаний ребенка программным требованиям; Осмысленность и правильность использования специальной терминологии Соответствие практических умений и навыков программным требованиям Отсутствие затруднений в использовании специального оборудования и оснащения Креативность в выполнении практических заданий |
| 1 5 10 1 5 10 1 5 10 1 5 10 1 5 10 | Наблюдение, тестирование, контрольный опрос и др. Собеседование Контрольное задание Контрольное задание Контрольное задание |
М Е Т А П Р Е Д М Е Т Н Ы Е Р Е З У Л Ь Т А Т Ы | ||||
ΙΙΙ. Метапредметные результаты: 1.Учебно-интелектуальные умения: 3.1.1. Умение подбирать и анализировать специальную литературу 3.1.2. Умение пользоваться компьютерными источниками информации 3.1.3. Умение осуществлять учебно-исследовательскую работу (писать рефераты, проводить самостоятельные учебные исследования 2. Учебно-коммуникативные умения: 3.2.1 Умение слушать и слышать педагога 3.2.2. Умение выступать перед аудиторией 3.2.3. Умение вести полемику, участвовать в дискуссии 3. Учебно-организационные умения и навыки: 3.3.1. Умение организовать свое рабочее (учебное) место. 3.3.2. Навыки соблюдения в процессе деятельности правил безопасности 3.3.3. Умение аккуратно выполнять работу | Самостоятельность в подборе и анализе литературы Самостоятельность в пользовании компьютерными источниками информации Самостоятельность в учебно-исследовательской работе Адекватность восприятия информации, идущей от педагога Свобода владения и подачи обучающимся подготовленной информации Самостоятельность в построении дискуссионного выступления, логика в построении доказательств Способность самостоятельно готовить свое рабочее место к деятельности и убирать его за собой Соответствие реальных навыков соблюдения правил безопасности программным требованиям Аккуратность и ответственность в работе |
испытывает особых затруднений).
испытывает особых затруднений).
испытывает особых затруднений).
испытывает особых затруднений).
испытывает особых затруднений).
испытывает особых затруднений).
испытывает особых затруднений).
испытывает особых затруднений). Удовлетворительно – хорошо – отлично | 1 5 10 1 5 10 1 5 10 1 5 10 1 5 10 1 5 10 1 5 10 1 5 10 | Анализ исследовательской работы Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение |
Л И Ч Н О С Т Н Ы Е Р Е З У Л Ь Т А Т Ы | ||||
IV. Личностные результаты: 1. Формирование контрольно-оценочной деятельности. 2. Мотивация учебной деятельности. 3. Психологический комфорт учащегося в группе. 4. Отношение к нравственным ценностям. |
| Низкий – средний - высокий Низкий – средний - высокий Низкий – средний – высокий Низкий – средний - высокий | 1 – 5 - 10 |
|
КАРТА УСПЕХА
Творческое объединение __________________________________________
Ф.И.О. педагога _______________________________________
Год обучения __________________________________________
Группа | |||||||||||||||
Уровни сформированности УУД: Красный – максимальный уровень Синий – средний уровень Зеленый – минимальный уровень | Фамилия, имя учащегося | ||||||||||||||
I. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 1. Теоретическая подготовка обучающихся: а) теоретические знания | |||||||||||||||
б) владение специальной терминологией | |||||||||||||||
2.Практическая подготовка обучающихся: а) практические умения и навыки, предусмотренные программой | |||||||||||||||
б) владение спец.оборудованием и оснащением | |||||||||||||||
в) творческие навыки | |||||||||||||||
II. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ (основные общеучебные компетентности): 1. Учебно-интеллектуальные умения а) умение подбирать и анализировать специальную литературу | |||||||||||||||
б) умение пользоваться компьютерными источниками информации | |||||||||||||||
в) умение осуществлять учебно-исследовательскую работу (писать рефераты, проводить самостоятельные учебные исследования) | |||||||||||||||
2. Учебно-коммуникативные умения: а) умение слушать и слышать педагога | |||||||||||||||
б) умение выступать перед аудиторией | |||||||||||||||
в) умение вести полемику, участвовать в дискуссии | |||||||||||||||
3. Учебно-организационные умения и навыки: а) умение организовать рабочее (учебное) место | |||||||||||||||
б) навыки соблюдения в процессе деятельности правил безопасности | |||||||||||||||
в) умение аккуратно выполнять работу | |||||||||||||||
III. ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 1. Формирование контрольно-оценочной деятельности | |||||||||||||||
2. Мотивация учебной деятельности | |||||||||||||||
3. Психологический комфорт учащегося в группе | |||||||||||||||
4. Отношение к нравственным ценностям | |||||||||||||||
IV. Участие в различных мероприятиях и награждены: | |||||||||||||||
V. Область применения (творческое объединение, на уровне образовательной организации, муниципальный уровень) |
Условные обозначения:
Участвовали в соревнованиях – С, конкурсах – К, выставках – В, фестивалях – Ф.
Заняли: 1 место – красный цвет; 2 место – зеленый; 3 место – синий; участвовали – желтый.
Участвовали: на уровне творческого объединения – красный цвет; на уровне образовательной организации – зеленый цвет; на уровне города и района - желтый
Диагностический
инструментарий
Промежуточная и итоговая аттестация обучающихся творческого объединения «Лицедеи»
Тест промежуточной аттестации 1-ый год обучения
Выберете правильные ответы и обведите их в кружок.
1. Первые упоминания о кукольном театре связаны с праздниками:
А) Древнего Египта.
Б) Древней Греции.
В) Древнего Рима.
2. Это персонаж русского народного творчества. Изображается обычно в красной рубахе, холщовых штанах и остроконечном колпаке с кисточкой. В словаре В. Даля это: прозвище куклы балаганной, русского шута, потешника, остряка в красном кафтане и в красном колпаке. Кто этот персонаж?
А) Буратино.
Б) Петрушка.
В) Незнайка.
3. Это один из самых известных кукольных театров России. Он был организован в 1931 году. В 1937 году при театре был создан Музей театральных кукол, коллекция которого считается одной из лучших в мире. Кто является создателем и руководителем этого театра?
А) Сергей Владимирович Образцов.
Б) Сергей Владимирович Михалков.
В) Юрий Дмитриевич Куклачев.
4. Как называется театр, где актеры не разговаривают, а поют?
А) Балет.
Б) Опера.
В) Цирк.
5. Как называется реклама спектакля?
А) Объявление.
Б) Афиша.
В) Плакат.
6. Как называется краска на лице актера, помогающая создать определенный образ?
А) Румяна.
Б) Тени.
В) Грим.
7. Соедини картинку, на которой изображена кукла и ее название:
1) Кукла марионетка (Б).
2) Тростевая кукла (В).
3) Перчаточная кукла (А).
А)
Б)
В)
8. Соедини картинку, на которой изображен театр и его название:
1) Театр кукол (А).
2) Театр пантомимы (В).
3) Театр теней (А).
А)
Б)
В)
Практическое задание.
Инсценировка басни
Ивана Андреевича Крылова:
«Лев и Лисица»
Лиса, не видя сроду Льва,
С ним встретясь, со страстей осталась чуть жива.
Вот, несколько спустя, опять ей Лев попался,
Но уж не так ей страшен показался.
А третий раз потом
Лиса и в разговор пустилася со Львом.
Иного так же мы боимся,
Поколь к нему не приглядимся.
«Чиж и Голубь»
Чижа захлопнула злодейка-западня:
Бедняжка в ней и рвался и метался,
А Голубь молодой над ним же издевался.
«Не стыдно ль, – говорит, – средь бела дня
Попался!
Не провели бы так меня:
За это я ручаюсь смело».
Ан, смотришь, тут же сам запутался в силок.
И дело!
Вперёд чужой беде не смейся, Голубок.
Тест промежуточной аттестации 2-ой год обучения
Выберете правильные ответы и обведите их в кружок.
1.Авенсцена это
а. Передняя часть сцены-коробки б. Зеркало сцены
в. За кулисье
2 . Гримёр – это:
а. Исследователь творчества братьев Гримм
б. Работник театра?
3. Как называется время поедания сладостей в театральном буфете?
а. Обед б. Перекус
в. Завтрак г. Антракт
4. Самый приятный для артистов шум во время спектакля - это...
а. Аплодисменты б. Музыка
5.Обувь древнегреческих актёров
а. Пуанты б. Катурны
в. Кеды г.Берцы
6. Установить соответствие (соединить линиями)
жанр
а. Церковный
б. Народный
в. Шекспировский
1. Трагедия
2. Церковная драма
3. Фарс
7. Что означает слово «театр»?
а. В переводе с греческого «зрелище»
б. В переводе с латинского «вид»
в. В переводе с древнеегипетского «соревнование»
8. Что послужило прообразом театра?
а. Охота на животных.
б. Обрядовые игры в честь богов
в. Природные явления
9. В какой стране родилось высокое искусства театра, на основе которого возник европейский театр?
а. В Древней Греции
б. В Древнем Риме
в. Во Франции
Практическое задание.
Инсценировка басни
Ивана Андреевича Крылова:
«Водопад и Ручей»
Кипящий Водопад, свергался со скал,
Целебному ключу с надменностью сказал
(Который под горой едва лишь был приметен,
Но силой славился лечебною своей):
«Не странно ль это? Ты так мал, водой так беден,
А у тебя всегда премножество гостей?
Не мудрено, коль мне приходит кто дивиться;
К тебе зачем идут?» – «Лечиться», –
Смиренно прожурчал Ручей.
«Крестьянин и Лисица»
Лиса Крестьянину однажды говорила:
«Скажи, кум милый мой,
Чем лошадь от тебя так дружбу заслужила,
Что, вижу я, она всегда с тобой?
В довольстве держишь ты её и в холе;
В дорогу ль – с нею ты, и часто с нею в поле;
А ведь из всех зверей
Едва ль она не всех глупей». –
«Эх, кумушка, не в разуме тут сила! –
Крестьянин отвечал. – Всё это суета.
Цель у меня совсем не та:
Мне нужно, чтоб она меня возила,
Да чтобы слушалась кнута».
Тест промежуточной аттестации 3-ий год обучения
Выберете правильные ответы и обведите их в кружок.
1.На эмблеме какого театра изображена чайка?
МХАТ
ТЮЗ
Большой театр
2. Перечислите Синтетические искусства.
Живопись
Графика
Театр
3. Когда отмечается Международный день театра?
27 апреля
27 марта
27 августа
27 мая
4. Вид комедии положений с куплетами и танцами
Водевиль
Драма
Мелодрама
5. Один из ведущих жанров драматургии
Водевиль
Драма
Мелодрама
6. Определите основные средства актерского перевоплощения:
Бутафория
Маска
Занавес
Костюм
7. Самая древняя форма кукольного театра:
Ритуально-обрядовый театр
Народный сатирический кукольный театр
Кукольный театр для детей
8. К какому виду относятся куклы-марионетки?
К настольным куклам
К напольным куклам
К теневым куклам
9. Что является средством выразительности театрального искусства?
Слово
Звуко-интонация
Освещение
Игра актеров
10. Первый ярус зрительного зала в театре:
Бельэтаж.
Портер.
Амфитеатр
11. Места в зрительном зале, расположенные за партером:
Бельэтаж.
Партер
Амфитеатр
12. Исполнитель ролей в драматических спектаклях и кино:
Бутафор
Сценарист
Актёр
13. Создатель литературной основы будущих постановок в театре:
Драматург
Режиссер
Художник
14. Элементы декорационного оформления спектакля:
Кулисы
Эскизы
Декорации
15. Выразительные средства сценографии:
Композиция
Свет
Пространство сцены
16. Виды сценического оформления:
Изобразительно-живописный
Архитектурно-конструктивный
Художественно-образный
Ответы
1. МХАТ
2. Театр
3. 27 марта
4. Водевиль
5. Драма
6. Маска
Костюм
7. Ритуально-обрядовый театр
8. К напольным куклам
9. Игра актеров
10. Бельэтаж
11. Амфитеатр
12. Актёр
13. Драматург
14. Кулисы
Декорации
15. Свет
Пространство сцены
16. Изобразительно-живописный
Архитектурно-конструктивный.
Практическое задание.
Инсценировка басни
Льва Николаевича Толстого:
«Волк и Журавль»
Подавился волк костью и не мог выперхнуть. Он подозвал журавля и сказал:
«Ну-ка, ты, журавль, у тебя шея длинная, засунь ты мне в глотку голову и вытащи кость: я тебя награжу».
Журавль засунул голову, вытащил кость и говорит:
«Давай же награду».
Волк заскрипел зубами, да и говорит:
«Или тебе мало награды, что я тебе голову не откусил, когда она у меня в зубах была?»
«Ворон и Лисица»
Ворон добыл мяса кусок и сел на дерево. Захотелось лисице мяса, она подошла и говорит:
– Эх, ворон, как посмотрю на тебя, – по твоему росту да красоте только бы тебе царем быть! И, верно, был бы царем, если бы у тебя голос был.
Ворон разинул рот и заорал что было мочи. Мясо упало. Лисица подхватила и говорит:
– Ах, ворон, коли бы еще у тебя и ум был, быть бы тебе царем.
Тест промежуточной аттестации 4-ый год обучения
Ответить правильно на вопрос
1. Искусство созданное с помощью звуков?
- музыка
2.Музыкальный спектакль, содержание которого передаётся с помощью пластических движений?
- балет
3. Театральный спектакль, в котором артисты не говорят , а поют?
- опера
4.Музыкант, управляющий оркестром?
- дирижер
5.Спектакль, в котором пение чередуется с речью и танцами?
- оперетта
6.Группа музыкантов, одновременно играющих на различных музыкальных инструментах?
- оркестр
7. Музыкальное произведение для хора, вокального ансамбля или вокалиста?
- песня
8.Как называется профессия человека, который исполняет роль в спектакле?
- актер
9. Как называется перерыв между действиями в спектакле?
- антракт
10.Как называется театр, где роли исполняют куклы, которыми руководят актеры-кукловоды?
- театр кукол
11. Как называется театр для детей?
- театр юного зрителя
12.Какое слово объединяет перечисленное: полька, вальс, мазурка?
- танец
13.Кто помогает актеру изменить внешность для исполнения роли?
- гример
14. Какое вознаграждение самое дорогое для актера?
- аплодисменты
15.Литературное произведение исполненное актерами на сцене?
- драма
16.Как называется объявление о спектакле?
- афиша
17. Как называется место в театре, где работает актер?
- сцена
18. Назовите кукольный персонаж, полное имя которого – Петр Иванович Уксусов.
- Петрушка
19.Человек, который руководит ходом спектакля, всем указаниям которого артисты должны следовать безукоризненно.
- режиссер
20. Человек, который «подсказывает» слова пьесы артисту, если он вдруг их забыл.
- суфлер
21.Профессия человека, который рисует или мастерит декорации.
- художник декоратор
22.Профессия человека, который управляет музыкой, шумами и прочими звуками, которые мы слышим во время спектакля.
- звукооператор
23.Когда-то это название означало «Мария на нитках».
- марионетка
24.Автор пьес любого жанра?
-драматург
25. Как называется вид драмы, исполненный комического пафоса?
- комедия
26.Вид сценического искусства, где главным средством создания художественного образа является пластическая выразительность человеческого тела, жест и мимика.
- пантомима
27.Творческий работник, придумывающий и ставящий танцы?
- хореограф
28. Возглас, выражающий одобрение, восхищение.
- браво
29.Назовите один из самых известных кукольных театров России.
- Государственный Академический Центральный театр кукол имени С.В.Образцова.
30.Назовите театральный элемент оборудования сцены или оформления спектакля.
- занавес
Практическое задание.
Инсценировка басни
Льва Николаевича Толстого:
«Два товарища»
Шли по лесу два товарища, и выскочил на них медведь. Один бросился бежать, влез на дерево и спрятался, а другой остался на дороге. Делать было ему нечего – он упал наземь и притворился мертвым.
Медведь подошел к нему и стал нюхать: он и дышать перестал.
Медведь понюхал ему лицо, подумал, что мертвый, в отошел.
Когда медведь ушел, тот слез с дерева и смеется: «Ну что, – говорит, – медведь тебе на ухо говорил?»
«А он сказал мне, что – плохие люди те, которые в опасности от товарищей убегают».
«Комар и Лев»
Комар прилетел ко льву и говорит: «Ты думаешь, в тебе силы больше моего? Как бы не так! Какая в тебе сила? Что царапаешь когтями и грызешь зубами, это и бабы так-то с мужиками дерутся. Я сильнее тебя; хочешь, выходи на войну!»
И комар затрубил и стал кусать льва в голые щеки и в нос. Лев стал бить себя по лицу лапами и драть когтями; изодрал себе в кровь все лицо и из сил выбился. Комар затрубил с радости и улетел. Потом запутался в паутину к пауку, и стал паук его сосать. Комар и говорит: «Сильного зверя, льва, одолел, а вот от дрянного паука погибаю».
Тест итоговой аттестации 5-ый год обучения
Выберете правильные ответы и обведите их в кружок.
1. Укажите название направления в искусстве, в основе которого лежит противоречие сюжетности произведения, отсутствие логики конфликта:
а) Авангард; б) Эпатаж; в) Абсурд.
2. Укажите в предложенной ниже цифровой последовательности определений соответствующие им названия в буквенном обозначении:
а) Авансцена; б) «Дорога цветов»; в) Арьерсцена;
1) передняя часть театральной сцены, (перед занавесом);
2) помост, сооруженный от переднего края основной сцены и уходящий в зрительный зал;
3) задняя часть сцены, продолжение основной сцены.
3. Выберите правильный ответ:
а) Приспособление; б) Штамп; в) Оценка;
Определение: Приемы сценической игры, раз и навсегда зафиксированные актером в своем творчестве. Готовые механические приемы актера, которые входят в привычку и становятся его второй натурой, заменяющей на подмостках человеческую природу.
4. Укажите в предложенной ниже цифровой последовательности определений соответствующие им названия в буквенном обозначении:
а) Иллюзия; б) Воображение; в) Аллюзия;
1) прием художественной выразительности, обогащающий художественный образ дополнительными ассоциативными смыслами по сходству или различию путем намека на известное уже произведение искусства;
2) способность сознания создавать образы, представления, идеи и манипулировать ими, элемент внутренней техники актера;
3) ошибочное представление, вызванное обманом чувств, искаженное восприятие действительности.
5. Выберите правильный ответ:
а) Эксперимент; б) Этюд; в) Анализ;
Определение: Метод исследования произведения, состоящий в расчленении целого явления на составные элементы, характеризующие место и время происходящих событий, предлагаемые обстоятельства, картину мира, атмосферу, мотивацию физического и словесного действия персонажей и т.д.
6. Укажите в предложенной ниже цифровой последовательности определений соответствующие им названия в буквенном обозначении:
а) Апарте; б) Мизансцена; в) Труакар;
1) расположение на сцене, пластический рисунок тела или группы актеров, по отношению друг к другу и к зрителю, композиционная единица пластической партитуры спектакля;
2) движение по диагонали сцены, ракурс корпуса, поворот головы актера в три четверти по отношению к залу;
3) сценические монологи или реплики, произносимые в сторону, для публики, и якобы, не слышные партнерам на сцене.
7. Выберите правильный ответ:
а) Биография; б) Декорации; в) Атмосфера;
Определение: Среда, в которой развиваются события; окружающие условия, обстановка, состояние актеров, которые взаимодействуя друг с другом, создают ансамбль. «… - это воздух времени и места, в котором живут люди, окруженные целым миром звуков и всевозможных вещей».
8. Выберите правильный ответ:
а) Мистерия; б) Гротеск; в) Пантомима:
Определение: Изображение явления в фантастическом, уродливо-комическом стиле, основанное на резких контрастах и преувеличениях. Вид художественной образности, обобщающий и заостряющий жизненные отношения посредством замысловатого и контрастного сочетания реального и фантастического, правдоподобия и карикатуры.
9. Укажите правильный ответ:
а) Задача; б) Импровизация; в) Система;
Определение: Условие творческого характера; то, что требует исполнения, разрешения. Она является основой выполнения любого действия на сцене, с ее помощью актер знает, чего добивается и к чему стремится.
10. Укажите в предложенной ниже цифровой последовательности определений соответствующие им названия в буквенном обозначении:
а) Эмпатия; б) Катарсис; в) Духовность;
1) термин античной эстетики, обозначающий душевное облегчение, очищение, наступающее у человека после сильных эмоциональных переживаний, вызванных просмотром произведения искусства;
2) сохранение исторических и культурных традиций, имеющих общечеловеческие ценности. Показатель богатства творческого состояния автора или исполнителя, его системной образованности, образа и формы мышления;
3) понимание эмоциональных состояний других людей, в том числе при восприятии объектов и явлений окружающего мира и произведений искусства. Чувствование и сопереживание, умение понимать “не умом, а сердцем”.
11. Укажите в предложенной ниже цифровой последовательности определений соответствующие им названия в буквенном обозначении:
а) Зона молчания; б) Внутренний монолог; в) Приспособление;
1) внутренняя речь, произносимая не вслух, а про себя, ход мыслей, выраженный словами, который сопровождает человека всегда, кроме времени сна;
2) как внутренние, так и внешние приѐмы, способы актерской игры. Внутренние и внешние ухищрения в достижении цели; психологические ходы, изобретательность в воздействии одного человека на другого;
3) органический процесс восприятия и накопления эмоциональной энергии. Короткие и длинные паузы, где актер не говорит, а наблюдает, слушает, воспринимает, оценивает, накапливает информацию, готовится к возражению и т.д.
12. Выберите правильный ответ:
а) Главное; б) Финальное; в) Исходное;
Определение Событие, которое произошло до того, как поднялся занавес или до выхода героя на сцену. Конфликтный факт, произошедший за пределами пьесы или предлагаемые обстоятельства, провоцирующие последующие действия. Это событие является частью действенного анализа пьесы и роли.
13. Укажите в предложенной ниже цифровой последовательности определений соответствующие им названия в буквенном обозначении:
а) Память эмоциональная; б) Предлагаемые обстоятельства; в) Наблюдения;
1) это фабула, эпоха, место и время действия, события, факты, обстановка, взаимоотношения, явления, а также условия жизни, наше актерское и режиссерское понимание пьесы; мизансцены, постановка, декорации и костюмы художника,
бутафория, освещение, шумы, звуки и т.д.;
2) один из способов формирования сценического образа. Данный способ основан на копировании и подражательности реально существующей действительности, вызывающей неподдельный интерес, с перспективой художественного осмысления
образа;
3) один из методов освоения элементов актерского мастерства, основанный на острых переживаниях, воспоминаниях, сильных впечатлениях в жизни, т.е. на ощущениях. Это материал, который питает творчество актера в сочетании с фантазией и воображением. Дает мощный толчок творчеству.
14. Выберите правильный ответ: Конфликт – это:
а) режиссерское средство увеличения емкости мизансцены. Физическое действие актера, неожиданное или противоположное по отношению к произносимому в этот момент тексту и т.д.;
б) психофизическая реакция на враждебное или неприязненное действие действующего лица. Противоборствующая сторона. Процесс борьбы. Сила, противостоящая сквозному действию спектакля.
в) резкое столкновение сторон, мнений, интересов. Спор, серьезное разногласие, результатом которого являются неожиданные действия противоборствующих сторон.
15. Выберите правильные ответы:
А) Сверхзадача; Б) Сквозное действие:
1. расчетливое гармоническое соотношение и распределение частей при охвате всего целого роли. Движение по событиям пьесы от первого появления до финальной сцены. В практической работе над ролью существует и у персонажа, и у артиста;
2. основная, главная, всеобъемлющая цель, притягивающая к себе все без исключения события, задачи, действия, вызывающая творческое стремление двигателей психической жизни;
3. действенный путь к осуществлению сверхзадачи, проходящий через всю пьесу, непрерывное стремление артисто-роли, определяющее задачу каждой отдельной сцены и наполняющее действие, необходимым для ее осуществления, эмоциональным содержанием;
4. Эмоциональная суть роли, символическое решение, «цементирующее» образ.
16. Укажите в предложенной ниже цифровой последовательности понятий соответствующие им определения:
А) Инструмент актерского искусства; Б) Материал актерского искусства;
В) Сценическое внимание;
1. восприятие;
2. действие;
3. тело актера (жест, мимика, голос, пластика).
17. Укажите в предложенной ниже цифровой последовательности определений соответствующие им названия в буквенном обозначении:
А) Пристройка; Б) Публичное одиночество; В) Оценка;
1) психологическое состояние актера в период переживания и действия партнера, вслед за которым должна возникнуть реакция, соответствующая этому действию. Это реакция (видеть и слышать) на психологическое состояние партнера, новые предлагаемые обстоятельства, события и факты. Как правило, она возникает в период паузы действий одного из актеров;
2) начинается немедленно после оценки в тот самый момент, когда в сознании возникла конкретная предметная цель, а также преодоление физических преград, препятствий на пути субъекта к его цели. Бывают “снизу”, “сверху”, “наравне”;
3) произвольное внимание. Увлечение тем, что есть и событиями, происходящими на сцене, не отвлекаясь на зрителя. Творческий круг, в котором актер сосредотачивает все свое внимание на выполняемом действии или на партнере.
18. Укажите в предложенной ниже цифровой последовательности определений соответствующие им понятия:
А) Ритм; Б) Темп; В) Темпо-ритм;
1) скорость развертывания сценического действия;
2) напряжение сцены, акта, спектакля, рожденное глубоким проникновением в предлагаемые обстоятельства и присвоением их актерами, острым восприятием событий;
3) он является прямым, непосредственным, иногда даже почти механическим возбудителем эмоциональной памяти, а, следовательно, и самого внутреннего переживания. Его нельзя вспомнить и ощутить, не создав соответствующих видений, не представив себе мысленно предлагаемых обстоятельств и не почувствовав задач и действий.
19. Подставьте буквенные значения соответственно цифровым:
А) Эксцентрик; Б) Травести; В) Трагик; Г) Фат; Д) Комик;
1. сценическое амплуа актера, исполняющего трагические роли;
2. самодовольный, пошлый франт, щеголь. Амплуа актера, играющего роли эффектных, самовлюбленных и ограниченных (преимущественно молодых) людей;
3. актерское амплуа: человек, любящий вести пространные рассуждения, преимущественно нравоучительного характера. Действующее лицо в старой комедии, устами которого автор высказывает свои взгляды, нравоучения, наставления;
4. актерское амплуа: исполнительница ролей простодушных, наивных молодых девушек.
5. актерское амплуа: представляет собой служанку с находчивым и лукавым характером и бойким нравом. Как правило, она помогает своим хозяевам в их любовных похождениях.
6. актерское амплуа: актриса, исполняющая роли подростков, мальчиков, девочек, а также роли, по ходу действия требующие переодевания в мужской костюм;
7. артистическое амплуа: исполнитель комедийных ролей.
8. ярко выраженное комедийное амплуа, часто гротесковое изображение нелогичных,
нелепых героев.
20. Подставьте буквенные значения соответственно цифровым:
А) Софиты; Б) Портал; В) Зеркало сцены; Г) Штанкет; Д) Колосники; Е) Рампа;
1. металлическая труба на тросах. К ней подвешиваются кулисы, падуги, светоаппаратура и необходимые детали декораций;
2. сооружение из монолитных или легких переносных материалов, ограничивающее ширину сцены слева и справа от авансцены;
3. решетка под крышей сцены, к ней крепятся блоки подвесной системы;
4. сценическое пространство между порталами сцены по длине, и между просцениумом и арлекином по высоте, т.е. сам квадрат сцены, видимый нами из зала после авансцены;
5. специальная световая аппаратура, помещенная над сценой и скрытая падугами;
6. низкий барьер вдоль авансцены, закрывающий от зрителя осветительные приборы, направленные на сцену. Тем же словом в театре называют осветительную аппаратуру на полу сцены, служащая для освящения передней части сцены снизу.
Практическое задание.
Инсценировка басни
Льва Николаевича Толстого:
«Дележ наследства»
У одного отца было два сына. Он сказал им:
- Умру - разделите всё пополам.
Когда отец умер, сыновья не могли разделиться без спора. Они пошли судиться к соседу. Сосед спросил у них:
- Как вам отец велел делиться?
Они сказали:
- Он велел делить всё пополам.
Сосед сказал:
- Так разорвите пополам все платья, разбейте пополам всю посуду и пополам разрежьте всю скотину.
Братья послушали соседа, и у них ничего не осталось.
«Дойная корова»
У одного человека была корова; она давала каждый день горшок молока. Человек позвал гостей; и чтобы набрать для гостей больше молока, он десять дней не доил коровы. Он думал, что на десятый день корова даст ему десять кувшинов молока.
Но в корове перегорело все молоко, и она дала меньше молока, чем прежде.
МЕТОДИКА «СКЛОННОСТЬ К ТВОРЧЕСТВУ»
Цель: выявить, в какой степени у учащихся развита склонность к творчеству.
Ход опроса: учащихся просят ответить на вопросы либо «да», либо «нет», имея в виду, что «плохих» или «хороших» ответов не бывает.
Педагогу следует ответ «да» оценивать в 1 балл, ответ «нет» в 0 баллов.
Вопросы
Есть ли предметы, которые тебе очень нравятся и по которым у тебя всегда всё получается?
Задаешь ли ты много вопросов?
- Нравится ли тебе играть в сложные игры?
- Постоянно ли ты что-то мастеришь?
- Есть ли у тебя новые интересные идеи?
- Нравится ли тебе слушать о выдающихся великих людях?
- Всегда ли тебе интересна новая работа?
- Считаешь ли ты, что солнце на картине может быть синего цвета?
- Часто ли ты становишься инициатором новых дел в детском саду, в ЦВО, во дворе?
- Считаешь ли ты, что сочинять стихи не пустая трата времени?
- Любишь ли ты читать, в том числе и литературу по интересующим тебя темам?
- Нравится ли тебе выступать на сцене (петь, читать стихи)?
Обработка результатов
Необходимо подсчитать количество ответов «да». Это и будет сумма баллов.
10 и более баллов – учащийся имеет много из того, что называют творческими способностями. Проявляет инициативу, придумывает интересные и даже оригинальные идеи. Это приносит не только удовлетворение, но и стимулирует появление новых идей. Можно говорить о высоком уровне склонности к творчеству.
5-9 баллов – у учащегося тоже есть все шансы стать творческой личностью. Но надо обязательно развивать и укреплять способности. Необходимо быть решительнее и настойчивее, не пасовать перед препятствиями – они преодолимы. Это средний уровень направленности на творческую деятельность.
4 и менее баллов – склонность к творчеству у учащегося дремлет (низкий уровень). Она скована нерешительностью, боязнью проявить себя. Возможно, учащийся стесняется высказывать свои идеи на людях.
ТЕСТ «СКЛОННОСТЬ К ТВОРЧЕСТВУ»
Цель: выявить, в какой степени у Вас развита склонность к творчеству.
Ход опроса: просим ответить на вопросы либо «да», либо «нет». Имейте в виду, что «плохих» или «хороших» ответов не бывает.
Ф.И. воспитанника __________________________ Дата _______________
№ вопроса | Ответы на вопросы («да», «нет») |
МЕТОДИКА «ПОТРЕБНОСТЬ В ДОСТИЖЕНИИ УСПЕХА»
Методика разработана преподавателями Московского педагогического института (Ю.М. Орлов, В.И. Шкуркин, Л.П. Орлова).
Проверьте, есть ли у Вас стремление к «улучшению», т.е. стремление к творческой деятельности, к постоянному совершенствованию. По определению психологов, это стремление именуется как потребность в достижениях.
В анкете имеются утверждения, которые позволяют уточнить Вам мнение по ряду вопросов, ваши интересы и то, как вы оцениваете себя.
Инструкция
Если Вы согласны с утверждением, то напишите «да» рядом с его номером. Если не согласны с утверждением, то напишите «нет». Имейте в виду, что утверждения очень коротки и не могут содержать все необходимые подробности. Представляйте себе типичные ситуации. Возможно, что некоторые утверждения будет трудно отнести к себе. В этом случае все-таки постарайтесь ответить «да» или «нет». Не стремитесь произвести заведомо благоприятное впечатление. Свободно выражайте свое мнение. Хороших или плохих ответов не существует.
Утверждения
- Думаю, что успех в жизни зависит скорее от случая, чем от расчета.
- Если я лишусь любимого занятия, то жизнь для меня потеряет смысл.
- Для меня в любом деле важнее его исполнение, а не конечный результат.
- Считаю, что люди больше страдают от неудач на работе, чем от плохих взаимоотношений с близкими.
- По моему мнению, большинство людей живут далекими мыслями, а не близкими.
- В жизни у меня было больше успехов, чем неудач.
- Эмоциональные люди мне нравятся больше, чем деятельные.
- Даже в обычной работе я стараюсь усовершенствовать некоторые ее элементы.
- Поглощенный мыслями об успехе, я могу забыть о мерах предосторожности.
- Мои родители считали меня ленивым ребенком.
- Думаю, что в моих неудачах повинны скорее обстоятельства, чем я сам.
- Мои родители слишком строго контролировали меня.
- Терпения во мне больше, чем способностей.
- Лень, а не сомнение в успехе вынуждают меня часто отказываться от своих намерений.
- Думаю, что я уверенный в себе человек.
- Ради успеха я могу рискнуть, если даже шансы не в мою пользу.
- Я не усердный человек.
- Когда все идет гладко, моя энергия усиливается.
- Если бы я был журналистом, я написал бы, скорее, об оригинальных изобретениях людей, чем о происшествиях.
- Мои близкие обычно не одобряют моих планов.
- Уровень моих требований к жизни ниже, чем у моих товарищей.
- Мне кажется, что настойчивости во мне больше, чем способностей.
Обработка результатов
Подсчитайте количество ответов «да» в левой колонке бланка. Подсчитайте количество ответов «нет» в правой колонке бланка. Сложите оба числа. Сумму сравните с психодиагностической шкалой.
2… | 1… |
6… | 3… |
7… | 4… |
8… | 5… |
14… | 9… |
16… | 10… |
18… | 11… |
19… | 12… |
21… | 13… |
22… | 15… |
17… | |
20… | |
Сумма «да»… | Сумма «нет»… |
Уровни (психологическая шкала) | ||||
Низкий | Ниже среднего | Средний | Выше среднего | высокий |
0-10 | 11-12 | 13-14 | 15-16 | 17 и выше |
Лица с высоким уровнем потребности в достижениях имеют следующие характерные черты:
- Настойчивость в достижении своих целей, неудовлетворенность достигнутым.
- Постоянное стремление сделать дело лучше, чем делал раньше.
- Склонность сильно увлекаться работой.
- Стремление в любом случае получить удовольствие от работы.
- Неспособность плохо работать.
- Стремление изобретать новые приемы работы в исполнении самых обычных дел.
- Отсутствие духа соперничества.
- Желание того, чтобы другие вместе с ним пережили успех.
- Неудовлетворенность от неожиданной легкости задач.
- Готовность принимать помощь и помогать другим при решении трудных задач.
АНКЕТА «ПОТРЕБНОСТЬ В ДОСТИЖЕНИИ УСПЕХА» (раздаточный лист)
Проверьте, есть ли у Вас стремление к «улучшению», т.е. стремление к творческой деятельности, к постоянному совершенствованию. По определению психологов, это стремление именуется как потребность в достижениях.
В анкете имеются утверждения, которые позволяют уточнить Вам мнение по ряду вопросов, ваши интересы и то, как вы оцениваете себя.
Если вы согласны с утверждением, то напишите «да» рядом с его номером. Если не согласны с утверждением, то напишите «нет». Имейте в виду, что утверждения очень коротки и не могут содержать все необходимые подробности. Представляйте себе типичные ситуации. Возможно, что некоторые утверждения будет трудно отнести к себе. В этом случае все-таки постарайтесь ответить «да» или «нет». Не стремитесь произвести заведомо благоприятное впечатление. Свободно выражайте свое мнение. Хороших или плохих ответов не существует.
Бланк для заполнения анкеты «Потребность в достижениях»
Ф.И. учащегося ________________________________________
Дата _______________
2… | 1… |
6… | 3… |
7… | 4… |
8… | 5… |
14… | 9… |
16… | 10… |
18… | 11… |
19… | 12… |
21… | 13… |
22… | 15… |
17… | |
20… | |
Сумма «да»… | Сумма «нет»… |
МЕТОДИКА «ВАШ ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ»
Цель: выявить творческий потенциал личности.
Ход выполнения. Общеизвестно, что составляющими основными качествами творческого потенциала личности являются следующие способности – любознательность, вера в себя, постоянство, амбициозность, слуховая, зрительная память, стремление быть независимым, способность абстрагировать, сосредоточенность.
Выявить творческий потенциал личности возможно, если ответить на вопросы, выбрав один из предложенных вариантов а, б, в.
Вопросы
- Считаете ли вы, что окружающий вас мир может быть улучшен:
а) да; б) нет, он и так достаточно хорош; в) да, но только кое в чем.
- Думаете ли вы, что сами можете участвовать в значительных изменениях окружающего мира:
а) да, в большинстве случаев; б) нет; в) да, в некоторых случаях.
- Считаете ли вы, что некоторые из ваших идей принесли бы значительный прогресс в той сфере деятельности, в которой вы работаете:
а) да
б) да, при благоприятных обстоятельствах
в) лишь в некоторой степени.
- Считаете ли вы, что в будущем будете играть столь важную роль, что сможете что-то принципиально изменить:
а) да, наверняка; б) это маловероятно; в) важно.
- Когда вы решаете предпринять какое-то действие, думаете ли вы, что осуществите свое начинание:
а) да
б) часто думаете, что не сумеете
в) да, часто.
- Испытываете ли вы желание заняться делом, которое абсолютно не знаете:
а) да, неизвестное вас привлекает
б) неизвестное вас не интересует
в) все зависит от характера этого дела.
- Вам приходится заниматься незнакомым делом. Испытываете ли вы желание добиться в нем совершенства:
а) да; б) удовлетворяетесь тем, чего успели добиться;
в) да, но только, если вам это нравится.
- Если дело, которое вы не знаете, вам нравится, хотите ли знать о нем все:
а) да
б) нет, вы хотите научиться только самому основному
в) нет, вы хотите только удовлетворить свое любопытство.
- Когда вы терпите неудачу, то:
а) какое-то время упорствуете, вопреки здравому смыслу
б) махнете рукой на эту затею, как понимаете, что она нереальна
в) продолжать делать свое дело, даже, когда становится очевидно, что препятствия непреодолимы.
- По-вашему, профессию надо выбрать, исходя из:
а) своих возможностей, дальнейших перспектив для себя
б) стабильности, значимости, нужности профессии, потребности в ней
в) преимуществ, которые она обеспечит.
- Путешествуя, могли бы вы легко ориентироваться на маршруте, по которому уже прошли:
а) да
б) нет, боитесь сбиться с пути
в) да, но только там, где местность вам понравилась.
- Сразу же после какой-то беседы сможете ли вы вспомнить все, что говорилось:
а) да, без труда
б) всего вспомнить не можете
в) запоминаете только, что вас интересует.
- Когда вы слышите слово на незнакомом вам языке, то можете повторить его по слогам, без ошибок, даже не зная его значения:
а) да, без затруднений
б) да, если это слово легко запомнить
в) повторите, но не совсем правильно.
- В свободное время вы предпочитаете:
а) оставаться наедине, поразмыслить
б) находиться в компании
в) вам безразлично, будете ли вы один или в компании.
- Вы занимаетесь каким-то делом. Решаете прекратить это занятие только тогда, когда:
а) дело закончено и кажется вам отлично выполненным
б) вы более или менее довольны
в) вам еще не все удалось сделать.
- Когда вы один:
а) любите мечтать о каких-то даже, может быть, абстрактных вещах
б) любой ценой пытаетесь найти себе конкретное занятие
в) иногда любите помечтать, но о вещах, которые связаны с вашей работой.
- Когда какая-то идея захватывает вас, то вы станете думать о ней:
а) независимо от того, где и с кем вы находитесь
б) вы можете делать это только наедине
в) только там, где будет не слишком шумно.
- Когда вы отстаиваете какую-то идею:
а) можете отказаться от нее, если выслушаете убедительные аргументы оппонентов
б) останетесь при своем мнении, какие бы аргументы ни выслушали
в) измените свое мнение, если сопротивление окажется слишком сильным.
Обработка полученной информации
Необходимо подсчитать очки, которые набрал опрашиваемый, таким образом:
За ответ «а» - 3 очка,
За ответ «б» - 1 очка,
За ответ «в» - 2 очка.
Вопросы 1,6,7,8 определяют границы любознательности; вопросы 2,3,4,5 – веру в себя; вопросы 9 и 15 – постоянство; вопросы 12 и 13 – слуховую память; вопрос 11 – зрительную память; вопрос 14 – стремление быть независимым; вопросы 16 и 17 – способность абстрагироваться; вопрос 18 – степень сосредоточенности.
Общая сумма набранных очков показывает уровень творческого потенциала.
49 и более очков. В вас заложен значительный творческий потенциал, который представляет вам богатый выбор творческих возможностей. Если вы на деле сможете применить ваши способности, то вам доступны самые разнообразные формы творчества.
От 24 до 48 очков. У вас вполне нормальный творческий потенциал. Вы обладаете теми качествами, которые позволяют вам творить, но у вас есть и проблемы, которые тормозят процесс творчества. Во всяком случае, ваш потенциал позволит вам творчески проявить себя, если вы этого пожелаете.
23 и менее очков. Ваш творческий потенциал, увы, невелик. Но, может быть, вы просто недооцениваете себя, свои способности? Отсутствие веры в свои силы может привести вас к мысли, что вы вообще не способны к творчеству. Избавьтесь от этого и таким образом решите проблему.
ТЕСТ «ВАШ ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ» (раздаточный лист)
Цель: выявить Ваш творческий потенциал личности.
Ход выполнения. Общеизвестно, что составляющими основными качествами творческого потенциала личности являются следующие способности – любознательность, вера в себя, постоянство, амбициозность, слуховая, зрительная память, стремление быть независимым, способность абстрагировать, сосредоточенность.
Выявить творческий потенциал личности возможно, если ответить на вопросы, выбрав один из предложенных вариантов а, б, в.
Инструкция: отметьте один из предложенных вариантов а, б, в.
Ф.И. воспитанника _____________________________________
Дата ______________
№ вопроса | Ответы на вопросы |
МЕТОДИКА «ТВОИ ТАЛАНТЫ»
Цель: выявить способности испытуемых, уровень творческого мышления.
Инструкция: испытуемых просят при ответах на вопрос отвечать «да» или «нет». Педагогу следует ставить оценку – 1 за ответ «да» или оценку - 0, за ответ «нет».
Вопросы:
- Случается ли тебе находить необычное применение какому-либо предмету?
- Меняешь ли ты со временем свои наклонности?
- Любишь рисовать абстрактные картины?
- Любишь рисовать воображаемые предметы?
- Любишь фантастические истории?
- Сочиняешь рассказы или стихи?
- Любишь вырезать затейливые узоры из бумаги?
- Изобрел когда-нибудь что-то неизвестное всем?
- Бывает ли желание переделать что-нибудь на свой вкус?
- Боишься темноты?
- Изобрел ли когда-нибудь новое слово?
- Считал ли это слово понятным без объяснения?
- Пробовал ли переставлять мебель дома по своему вкусу?
- Был ли удачен этот эксперимент?
- Использовал ли свои вещи не по назначению?
- Мог ли, будучи маленьким, угадывать назначение предметов?
- В выборе одежды предпочитаешь свой вкус или носишь то, что купят?
- Есть ли у тебя свой собственный мир?
- Ищешь ли ты объяснение тому, что не понимаешь?
- Часто ли просишь окружающих объяснить тебе непонятное?
- Любишь ли читать книжки без иллюстраций?
- Изобретаешь ли собственные игры и развлечения?
- Помнишь ли и рассказываешь ли свои сны или пережитые впечатления?
Обработка полученной информации. Необходимо подсчитать количество набранных баллов.
Если ты набрал 20-23 балла: ты очень сообразителен, способен иметь свою точку зрения на окружающее.
15-19 баллов: ты не всегда обнаруживаешь свои способности, но находчив и сообразителен, лишь, когда чем-то заинтересован.
9-14 баллов: твоя сообразительность достаточна для многих областей знаний, где необязателен свой взгляд на вещи. Однако для творческой деятельности тебе многого не хватает.
4-8 баллов: твое творческое мышление проявляется только тогда, когда ты увлечен важной для тебя целью, ты более склонен к практической деятельности.
До 4 баллов: тебе пока не хватает изобретательности. Ты можешь быть хорошим исполнителем, даже в сложных профессиях.
ТЕСТ «ТВОИ ТАЛАНТЫ» (раздаточный лист)
Цель: выявление Ваших способностей, уровень творческого мышления.
Инструкция: Просим при ответах на вопрос
ответить – «да»
или – «нет».
Ф.И. воспитанника __________________________ Дата _______________
№ вопроса | Ответы на вопросы («да», «нет») |
МЕТОДИКИ ДИАГНОСТИРОВАНИЯ УРОВНЯ
ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ
Цель: выявить степень сформированности у учащихся уровень творческой активности.
Ход выполнения: замеры осуществляются по следующим критериям: чувство новизны, критичность, направленность на творчество, а также самооценка творчества.
Оценивание проводится по каждому критерию отдельно, определяется средний балл, а затем определяется общий уровень творческой активности:
- низкий – от 0 до 0,7 балла,
- средний – от 0,8 до 1,6 балла,
- высокий – от 1,7 до 2 баллов.
МЕТОДИКА «ЧУВСТВО НОВИЗНЫ»
Цель: выявить уровень сформированности творческого качества – чувство новизны.
Ход выполнения: выберите тот ответ, который соответствовал бы вашему поступку в предложенных ниже ситуациях, и обведите кружочком в каждом вопросе соответствующую букву, а затем подсчитайте сумму набранных баллов и разделите на 10 (количество вопросов). Так вы определите уровень сформированности у вас творческого качества (чувства новизны).
1. Если бы я строил дом для себя, то:
а) построил бы его по типовому проекту – 0
б) построил бы такой, который видел на картинке в журнале или в кино – 1
в) построил бы такой, которого нет ни у кого – 2.
2. Если мне нужно развлекать гостей, то я:
а) провожу вечер, как проводят родители со своими гостями – 0
б) сочиняю сам сюрприз для гостей – 2
в) стараюсь провести вечер, как любимые герои в кино – 1.
3. Среди предложенных задач на контрольной я выбираю:
а) оригинальную - 2
б) трудную - 1
в) простую – 0
4. Если бы я написал картину, то выбрал бы для нее название:
а) красивое – 1
б) точное – 0
в) необычное – 2.
5. Когда я пишу сочинение, то:
а) подбираю слова как можно проще – 0
б) стремлюсь употреблять те слова, которые привычны для слуха и хорошо отражают мои мысли – 1
в) стараюсь употребить оригинальные, новые для меня слова – 2.
6. Мне хочется, чтобы на уроках:
а) все работали – 1
б) было весело – 0
в) было много нового – 2.
7. Для меня самое важное в общении:
а) хорошее отношение к товарищам – 0
б) возможность узнать новое («родство души») – 2
в) взаимопомощь – 1.
8. Если бы я был поваром, то:
а) стремился бы к тому, чтобы все, кто ест мои блюда, были сыты и довольны – 0
б) создавал бы новые блюда – 2
в) старался бы мастерски готовить все известные блюда – 1.
9. Из трех телевизионных передач, идущих по разным программам, я выбрал бы:
а) «Седьмое чувство» - 0
б) «Поле чудес» - 1
в) «Очевидное-невероятное» - 2.
10. Если бы я отправил в путешествие, то выбрал бы:
а) наиболее удобный маршрут – 0
б) неизведанный маршрут – 2
в) маршрут, который хвалили мои друзья – 1.
ОПРОСНИК «ЧУВСТВО НОВИЗНЫ» (раздаточный лист)
Ф.И. воспитанника _________________________________________
Дата _________________
№ вопроса | Ответы на вопросы (а, б, в) |
Итого: |
Уровни творческой активности:
- низкий – от 0 до 0,7 балла,
- средний – от 0,8 до 1,6 балла,
- высокий – от 1,7 до 2 баллов.
МЕТОДИКА «КРИТИЧНОСТЬ»
Цель: выявить уровень сформированности качества творческой личности – критичность.
Ход выполнения: согласны ли вы со следующими высказываниями великих? Обозначьте свои ответы следующими символами:
А) полностью согласен – 0.
Б) не согласен – 2.
В) не готов дать оценку данному высказыванию – 1.
- Знания и только знания делают человека свободным и великим (Д.И.Писарев).
- Лицо – зеркало души (М.Горький).
- Единственная настоящая ценность – это труд человеческий (А.Франс).
- Разум человека сильнее его кулаков (Ф. Рабле).
- Ум, несомненно, первое условие для счастья (Софокл).
- Дорога к славе прокладывается трудом (Публиций Сир).
- Боится презрения лишь тот, кто его заслуживает (Франсуа де Ларошфуко).
- Нас утешает любой пустяк, потому что любой пустяк приводит нас в унынье (Блез Таскань).
- Способности, как мускулы, растут при тренировке (К.А.Тимирязев).
- Только глупцы и покойники никогда не меняют своих мнений (Д.П.Оруэлл).
ОПРОСНИК «КРИТИЧНОСТЬ» (раздаточный лист)
Ф.И. воспитанника ___________________________________________
Дата _________________
№ вопроса | Ответы на вопросы А - полностью согласен, Б - не согласен, В - не готов дать оценку данному высказыванию |
Итого: |
Уровни творческой активности:
- низкий – от 0 до 0,7 балла,
- средний – от 0,8 до 1,6 балла,
- высокий – от 1,7 до 2 баллов.
Выводы
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Педагог дополнительного образования
МЕТОДИКА «НАПРАВЛЕННОСТЬ НА ТВОРЧЕСТВО»
Цель: выявить уровень направленности учащихся на творчество.
Ход выполнения: учащихся просят ответить на вопрос, выбирая наиболее приемлемый в каждой ситуации вариант: а, б, в.
Если бы у вас был выбор, то что бы вы предпочли?
- а) читать книгу – 0
б) сочинять книгу – 2
в) пересказывать содержание книги друзьям – 1.
- а) выступать в роли актера – 2
б) выступать в роли зрителя – 0
в) выступать в роли критика – 1.
- а) рассказывать всем местные новости – 0
б) не пересказывать услышанное – 1
в) прокомментировать то, что услышали – 2.
- а) придумывать новые способы выполнения работы – 2
б) работать, используя испытанные приемы – 0
в) искать в опыте других лучшие способы работы – 1.
- а) исполнять указания – 0
б) организовывать людей – 2
в) быть помощником руководителя – 1.
- а) играть в игры, где каждый действует сам за себя – 2
б) играть в игры, где можно проявить себя – 1
в) играть в команде – 0
- а) смотреть интересные фильмы дома – 1
б) читать книгу – 2
в) проводить время в компании друзей – 0.
- а) размышлять, как улучшить мир – 2
б) обсуждать с друзьями, как улучшить мир – 1
в) смотреть спектакль о красивой жизни – 0.
- а) петь в хоре – 0
б) петь песню соло или дуэтом – 1
в) петь свою песню – 2.
- а) отдыхать на самом лучшем курорте – 0
б) отправиться в путешествие на корабле – 1
в) отправиться в экспедицию с учеными – 2.
Обработка полученной информации: необходимо подсчитать количество набранных баллов и разделить на 10 (количество утверждений). Получим средний балл.
Можно выделить 3 уровня творческой активности:
- низкий – от 0 до 0,7 балла,
- средний – от 0,8 до 1,6 балла,
- высокий – от 1,7 до 2 баллов.
ОПРОСНИК «НАПРАВЛЕННОСТЬ НА ТВОРЧЕСТВО» (раздаточный лист)
Ф.И. воспитанника ____________________________________________
Дата _________________
№ вопроса | Ответы на вопросы (а, б, в) |
Итого: |
Уровни творческой активности:
- низкий – от 0 до 0,7 балла,
- средний – от 0,8 до 1,6 балла,
- высокий – от 1,7 до 2 баллов.
МЕТОДИКА «САМООЦЕНКА ТВОРЧЕСТВА»
Цель: выявить самооценку уровня творческой активности учащихся.
Ход выполнения: необходимо оценить каждый ответ: да – 2 балла, трудно сказать – 1 балл, нет – 0 баллов.
Высказывания.
- Мне нравится создавать фантастические проекты.
- Могу представить себе то, чего не бывает на свете.
- Буду участвовать в том деле, которое для меня ново.
- Быстро нахожу решения в трудных ситуациях.
- В основном стараюсь обо всем иметь свое мнение.
- Мне удается находить причины своих неудач.
- Стараюсь дать оценку поступкам и событиям на основе своих убеждений.
- Могу обосновать: почему мне что-то нравится или не нравится.
- Мне не трудно в любой задаче выделить главное и второстепенное.
- Убедительно могу доказать свою правоту.
- Умею сложную задачу разделить на несколько простых.
- У меня часто рождаются интересные идеи.
- Мне интереснее работать творчески, чем по-другому.
- Стремлюсь везде найти такое дело, в котором могу проявить творчество.
- Мне нравится организовывать своих товарищей на интересное дело.
- Для меня очень важно, как оценивают мой труд окружающие.
ОПРОСНИК «САМООЦЕНКА ТВОРЧЕСТВА» (раздаточный лист)
Ф.И. воспитанника ___________________________________
Дата _________________
№ вопроса | Ответы на вопросы (да, нет, трудно сказать) |
Итого: |
Уровни творческой активности:
- низкий – от 0 до 0,7 балла,
- средний – от 0,8 до 1,6 балла,
- высокий – от 1,7 до 2 баллов.
Выводы
МЕТОДИКА «КРЕАТИВНОСТЬ ЛИЧНОСТИ» Д.ДЖОНСОНА
Методика «Креативность личности» - это экспресс-диагностика, позволяющая оценить наличие у подростка восемь характеристик креативности: чувствительность к проблеме, предпочтений сложностей; беглость; гибкость; находчивость, изобретательность, разработанность; воображение, способность к структурированию; оригинальность, изобретательность и продуктивность; независимость, уверенный стиль поведения с опорой на себя, самодостаточное поведение. Данная методика, позволяет изучить уровень развития творческого мышления (креативности).
Опросник «Креативность личности» – это объективный список характеристик творческого мышления и поведения, разработанный специально для идентификации проявлений креативности, доступных внешнему наблюдению.
Данная методика позволяет провести как самооценку учащимися старшего школьного возраста (9-11 классы), так и экспертную оценку креативности другими лицами: учителями, родителями, одноклассниками.
Инструкция
Вам предлагается 8 пунктов основных характеристик творческого мышления, оцените каждый пункт по шкале, содержащей пять градаций:
1 = никогда,
2 = редко,
3 = иногда,
4 = часто,
5 = постоянно.
Контрольный список характеристик креативности
Ф.И. учащегося _____________________________ Дата _____________
Вопрос: «Творческая личность способна» | Ответ в баллах |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
|
Обработка полученной информации
Общая оценка креативности является суммой баллов по восьми пунктам (минимальная оценка – 8, максимальная оценка - 40 баллов). Следующая таблица предлагает распределение суммарных оценок по уровням креативности.
Уровни креативности
Очень высокий | 40-34 балла |
Высокий | 33-27 баллов |
Нормальный, средний | 26-20 баллов |
Низкий | 19-15 баллов |
Очень низкий | 14-0 баллов |
ОПРОСНИК Д.ДЖОНСОНА «КРЕАТИВНОСТЬ ЛИЧНОСТИ»
(раздаточный лист)
Ф.И. учащегося ____________________________________
Дата _________________
№ вопроса | Ответы на вопросы |
ОПРОСНИК Д.ДЖОНСОНА «КРЕАТИВНОСТЬ ЛИЧНОСТИ»
(Общий лист ответов)
ФИО респондента (педагога, заполняющего анкету)
В таблице под номерами от 1 до 8 отмечены характеристики творческого проявления (креативности), которые описаны выше.
Пожалуйста, оцените, используя пятибальную систему, в какой степени каждый ученик вашего детского объединения обладает вышеописанными творческими характеристиками.
Возможные оценочные баллы:
5 — постоянно; 4 —- часто; 3 — иногда; 2 — редко; 1 — никогда
№ | ФИ учащихся | Творческие характеристики | Сумма баллов | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |||
Выводы ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Педагог дополнительного образования
МЕТОДИКА «ТЕСТ ДИВЕРГЕНТНОГО (ТВОРЧЕСКОГО) МЫШЛЕНИЯ»
Автор: Вильямс Ф.Е. (адаптация Туник Е.Е.).
Серия рисуночных тестов, выявляющих способности к творческому самовыражению ребенка по пяти показателям: беглость мышления (продуктивность), гибкость мышления (подвижность), оригинальность, разработанность, название (богатство словарного запаса и образность речи).
Время проведения: для детей 5 – 10 лет - 25 минут; 11 – 17 лет – 20 минут.
Возраст респондентов: 5 - 17 лет.
Цель: выявление способности к творческому самовыражению.
Тестирование проводится в групповой форме. Желательно, чтобы во время тестирования дети сидели за столом или партой по одному. Для детей детского сада тестирование следует проводить в малых группах по 5-10 человек.
Инструкция
Перед началом тестирования нужно прочитать инструкцию к Тесту дивергентного мышления: «Это задание поможет узнать, насколько вы способны к творческому самовыражению с помощью рисунков. Вам предлагается 12 рисунков. Работайте быстро. Постарайтесь нарисовать настолько необычную картинку, которую никто другой не сможет придумать. Вам будет дано 20 (25) минут, чтобы нарисовать ваши рисунки. Работайте в квадратиках по порядку, не прыгайте беспорядочно с одного квадрата на другой. Создавая картинку, используйте линию или фигуру внутри каждого квадрата, сделайте ее частью вашей картины. Вы можете рисовать в любом месте внутри квадрата, в зависимости от того, что вы хотите изобразить. Можно использовать разные цвета, чтобы рисунки были интересными и необычными. После завершения работы над каждым рисунком подумайте над интересным названием и запишите название в строчке под картинкой. Не волнуйтесь о правильном написании. Создание оригинального названия более важно, чем почерк и орфография. Ваше название должно рассказать о том, что изображено на картинке, раскрыть ее смысл».
Далее приводятся незаполненные бланки тестовой тетради, необходимые для проведения тестирования.
Тестовая тетрадь состоит из трех отдельных листов, стандартного формата А-4, на каждом листе бумаги изображено по четыре квадрата, внутри которых имеются стимульные фигуры. Под квадратами стоит номер фигуры и место для подписи.
Работа с каждой из трех методик обсуждается отдельно ниже.
Обработка полученных данных
Описываемые далее четыре когнитивных фактора дивергентного мышления тесно коррелируют с творческим проявлением личности (правополушарный, визуальный, синтетический стиль мышления). Они оцениваются вместе с пятым фактором, характеризующим способность к словарному синтезу (левополушарный, вербальный стиль мышления). В результате получаем пять показателей, выраженных в сырых баллах:
— беглость (Б)
— гибкость (Г)
— оригинальность (О)
— разработанность {?)
— название (Н)
1. Беглость — продуктивность, определяется путем подсчета количества рисунков, сделанных ребенком, независимо от их содержания.
Обоснование: творческие личности работают продуктивно, с этим связана более развитая беглость мышления. Диапазон возможных баллов от 1 до 12 (по одному баллу за каждый рисунок).
2. Гибкость — число изменений категории рисунка, считая от первого рисунка.
Четыре возможные категории:
— живое (Ж) — человек, лицо, цветок, дерево, любое растение, плоды, животное, насекомое, рыба, птица и т. д.
— механическое, предметное (М) — лодка, космический корабль, велосипед, машина, инструмент, игрушка, оборудование, мебель, предметы домашнего обихода, посуда и т. д.
— символическое (С) — буква, цифра, название, герб, флаг, символическое обозначение и т.д.
— видовое, жанровое (В) — город, шоссе, дом, двор, парк, космос, горы и т. д.
(см. иллюстрации на следующей странице).
Обоснование: творческие личности чаще предпочитают менять что-либо, вместо того чтобы инертно придерживаться одного пути или одной категории. Их мышление не фиксировано, а подвижно. Диапазон возможных баллов от 1 до 11, в зависимости от того, сколько раз будет меняться категория картинки, не считая первой.
3. Оригинальность — местоположение (внутри-снаружи относительно стимульной фигуры), где выполняется рисунок.
Каждый квадрат содержит стимульную линию или фигуру, которая будет служить ограничением для менее творческих людей. Наиболее оригинальны те, кто рисует внутри и снаружи данной стимульной фигуры.
Обоснование: менее креативные личности обычно игнорируют замкнутую фигуру-стимул и рисуют за ее пределами, т. е. рисунок будет только снаружи. Более креативные люди будут работать внутри закрытой части. Высоко креативные люди будут синтезировать, объединять, и их не будет сдерживать никакой замкнутый контур, т. е. рисунок будет как снаружи, так и внутри стимульной фигуры.
1 балл — рисуют только снаружи (см. образец 1); 2 балла — рисуют только внутри (см. образец 2).
3 балла — рисуют как снаружи, так и внутри (синтез — см. образец 3).
Общий сырой балл по оригинальности (О) равен сумме балов по этому фактору по всем рисункам.
4. Разработанность — симметрия-асимметрия, где расположены детали, делающие рисунок асимметричным.
0 баллов — симметрично внутреннее и внешнее пространство (образец 1)
1 балл — асимметрично вне замкнутого контура (образец 2).
2 балла — асимметрично внутри замкнутого контура (образец 3).
3 балла — асимметрично полностью: различны внешние детали с обеих сторон контура и асимметрично изображение внутри контура (образец 4).
Общий сырой балл по разработанности (Р) — сумма баллов по фактору разработанность по всем рисункам.
5. Название — богатство словарного запаса (количество слов, использованных в названии) и способность к образной передаче сути изображенного на рисунках (прямое описание или скрытый смысл, подтекст).
0 баллов — название не дано.
1 балл — название, состоящее из одного слова без определения (см. пример 2 заполненной тестовой тетради: рисунки 2, 4, 8, 10, 12).
2 балла — словосочетание, несколько слов, которые отражают то, что нарисовано на картинке (см. пример 1 заполненной тестовой тетради: рисунки 5, 9, 11).
3 балла — образное название, выражающее больше, чем показано на картинке, т. е. скрытый смысл (см. пример 1 заполненной тестовой тетради: рисунки 1, 3, 6, 7).
Общий сырой балл за название (Н) будет равен сумме баллов по этому фактору, полученных за каждый рисунок.
Итоговый подсчет по тесту дивергентного мышления
(смотри оценки Б — Г — О — Р — Н, приведенные в образце теста на следующих страницах).
БЕГЛОСТЬ | Общее количество выполненных рисунков. Возможно тах 12 баллов (1 балл за каждый рисунок). |
ГИБКОСТЬ | Количество изменений категорий, считая от первой картинки. Возможно тах 11 баллов (1 балл за каждое изменение категории). |
ОРИГИНАЛЬНОСТЬ | Где выполняется рисунок: — вне стимульной фигуры — 1 балл — внутри стимульной фигуры — 2 балла — внутри и снаружи стимульной фигуры — 3 балла (суммируются баллы по данному фактору по всем нарисованным картинкам). Возможно тах 36 баллов. |
РАЗРАБОТАННОСТЬ | Где дополняющие детали создают асимметрию изображения: — симметрично повсюду — 0 баллов — асимметрично вне стимульной фигуры — 1 балл — асимметрично внутри стимульной фигуры — 2 балла — асимметрично внутри и снаружи — 3 балла (суммируются баллы по данному фактору для всех нарисованных картинок). Возможно тах 36 баллов. |
НАЗВАНИЕ | Словарный запас и образное, творческое использование языка: — название не дано — 0 баллов. — название из одного слова — 1 балл. — название из нескольких слов — 2 балла. — образное название, выражающее больше, чем показано на картинке — 3 балла. (суммируются баллы по данному фактору для всех нарисованных картинок). Возможно тах 36 баллов. |
МЕТОДИКА «УЗОР» (Л.И.ЦЕХАНСКОЙ)
Цель: определение уровня овладения элементами учения, умения подчинять свои действия правилу, слушать и последовательно выполнять указания взрослого. Материалы и оборудование: стимульный материал (геометрические фигурки, расположенные в три ряда. Верхний ряд состоит из треугольников, нижний - из квадратов, средний - из кружков. Квадраты находятся точно под треугольниками, кружки — в промежутке между ними. Треугольников и квадратов по 17 в ряду, кружков - 16. Все три ряда геометрических фигур в дальнейшем называются «полоской»), листы бумаги, карандаши. Инструкция Мы будем учиться рисовать узор. У вас на листочке нарисованы ряды треугольников, квадратов и кружков. Мы будем соединять треугольники и квадраты, чтобы получился узор. Надо внимательно слушать и делать то, что я буду говорить. У нас будут такие три правила: 1. два треугольника, два квадрата или квадрат с треугольником можно соединять только через кружок; 2. линия нашего узора должна идти только вперед (вправо); 3. каждое новое соединение надо начинать с той фигурки, на которой остановились, тогда линия будет непрерывной и в узоре не получится промежутков. Посмотрите на «полоску» А, как можно соединять треугольники и квадраты (внимание детей обращается на образец, дается его анализ). Далее следует первая серия диктанта. Взрослый говорит: «Теперь мы будем рисовать на «полоске» Б. Вы должны внимательно слушать и соединять те фигуры, которые я буду называть, но не забывайте, что их можно соединять только через кружок, что линия узора должна идти все время вперед и быть непрерывной, то есть начинать каждое новое соединение надо с той фигурки, на которой кончилась линия. Если ошибетесь, то не исправляйте ошибку, а начинайте со следующей фигурки». Диктант для первой серии («полоска» Б). «Соедините треугольник с квадратом, квадрат с треугольником, два треугольника, треугольник с квадратом, два квадрата, квадрат с треугольником, треугольник с квадратом, два квадрата, квадрат с треугольником, два треугольника, два треугольника, треугольник с квадратом». Диктант для второй серии («полоска» В). «Соедините квадрат с треугольником, два треугольника, треугольник с квадратом, два квадрата, еще раз два квадрата, квадрат с треугольником, два треугольника, треугольник с квадратом, квадрат с треугольником, треугольник с квадратом, два квадрата, квадрат с треугольником». Диктант для третьей серии («полоска» Г). Соедините два квадрата, квадрат с треугольником, два треугольника, треугольник с квадратом, два квадрата, квадрат с треугольником, треугольник с квадратом, квадрат с треугольником, два треугольника, треугольник с квадратом, квадрат с треугольником, два треугольника». Диктовать следует медленно, так, чтобы все дети успевали прочертить очередное соединение. Повторять одно и то же дважды нельзя, поскольку некоторых ребят это может натолкнуть на прочерчивание лишних соединений. Никакой помощи испытуемым во время выполнения задания экспериментатор не оказывает. После того, как все дети окончат работу, листочки собирают. На выполнение каждого узора дается полторы-две минуты. Общее время проведения методики обычно составляет около 15 минут. Данная методика может проводиться как индивидуально, так и в группе детей (лучше, если учащиеся будут сидеть по одному человеку за партой). Оценка результатов. Каждое правильное соединение засчитывается за два очка. Правильными являются соединения, соответствующие диктанту. 1. За лишние соединения, не предусмотренные диктантом (кроме находящихся в конце и в начале узора, т.е. предваряющих диктант и следующих за ним); 2. За «разрывы» - пропуски «зон» соединения - между правильными соединениями. Максимально возможное количество очков в каждой серии - 24 (0 штрафных очков). Максимально возможное количество очков за выполнение всего задания (три серии) - 72. Интерпретация полученных результатов. 62-72 очка - достаточно высокий уровень умения действовать по правилу. Может одновременно учитывать несколько правил в работе. 48-61 очков - умение действовать по правилу сформировано недостаточно. Может удерживать при работе ориентацию только на одно правило. Средний уровень. 36-47 очков - низкий уровень умения действовать по правилу. Постоянно сбивается и нарушает правило, хотя и старается на него ориентироваться. Низкий уровень. Менее 36 очков - умение действовать по правилу не сформировано. Очень низкий уровень. Стимульный материал к заданию «Узор». Образцы правильного выполнения заданий (а – вводная серия, б – первая серия, в – вторая серия, г – третья серия) | |
МЕТДИКА ПИАЖЕ, 1997 Г.
ЗАДАНИЕ «ЛЕВАЯ И ПРАВАЯ СТОРОНА»
Цель: выявление уровня сформированности действий, направленных на учет позиции собеседника (партнера).
Оцениваемые универсальные учебные действия: коммуникативные действия.
Возраст: 6,5—7 лет.
Описание задания: ребенку задают вопросы, на которые он должен ответить, или предлагают задания, на которые он должен отреагировать действиями.
Задания
1. (Сидя или стоя лицом к лицу ребенка.) Покажи мне свою правую руку. Левую. Покажи мне правую ногу. Левую.
2. То же самое. Покажи мне мою левую руку. Правую.
Покажи мне мою левую ногу. Правую.
В а р и а н т. Дети стоят спиной друг к другу. Одному из детей предлагают, не оборачиваясь, показать левую руку стоящего за его спиной одноклассника. Правую. Дотронуться до его левой ноги. Правой.
3. На столе перед ребенком лежат монета, карандаш: монета с левой стороны от карандаша по отношению к ребенку. Карандаш слева или справа? А монета?
4. Ребенок сидит напротив взрослого, у которого в правой руке монета, а в левой руке карандаш. Монета в левой или в правой руке? А карандаш?
Критерии оценивания:
— понимание возможности различных позиций и точек зрения, ориентация на позицию других людей, отличную от собственной;
— соотнесение характеристик или признаков предметов с особенностями точки зрения наблюдателя, координация разных пространственных позиций.
Уровни оценивания:
1 . Низкий уровень: ребенок отвечает неправильно во всех четырех заданиях;
2. Средний уровень: правильные ответы только в 1-м и 3-м заданиях; ребенок правильно определяет стороны относительно своей позиции, но не учитывает позиции партнера.
3. Высокий уровень:четыре задания ребенок выполняет правильно, т. е. учитывает отличия позиции другого человека.
МЕТОДИКА Г.А.ЦУКЕРМАН (ЗАДАНИЕ «РУКОВИЧКА»)
Цель: выявление уровня сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация).
Оцениваемые универсальные учебные действия: коммуникативные действия.
Возраст: 6,5—7 лет.
Описание задания: детям, сидящим парами, дают каждому по одному изображению рукавички и просят украсить их одинаково, т. е. так, чтобы они составили пару. Дети могут сами придумать узор, но сначала им надо договориться между собой, какой узор они будут рисовать.
Каждая пара учеников получает изображение рукавичек в виде силуэта (на правую и левую руку) и одинаковые наборы цветных карандашей.
Критерии оценивания:
— продуктивность совместной деятельности оценивается
по степени сходства узоров на рукавичках;
— умение детей договариваться, приходить к общему решению, умение убеждать, аргументировать и т. д.;
— взаимный контроль по ходу выполнения деятельности:
замечают ли дети друг у друга отступления от первоначального замысла, как на них реагируют;
— взаимопомощь по ходу рисования;
— эмоциональное отношение к совместной деятельности:
позитивное (работают с удовольствием и интересом), нейтральное (взаимодействуют друг с другом в силу необходимости)
или отрицательное (игнорируют друг друга, ссорятся и др.).
Уровни оценивания:
- Низкий уровень:
в узорах явно преобладают различия или вообще нет сходства. Дети не пытаются договориться или не могут прийти к согласию, каждый настаивает на своем.
- Средний уровень:
сходство частичное — отдельные признаки (цвет или форма некоторых деталей) совпадают, но имеются и заметные различия.
- Высокий уровень:
рукавички украшены одинаковым или очень похожим узором. Дети активно обсуждают возможный вариант узора; приходят к согласию относительно способа раскрашивания рукавичек; сравнивают способы действия и координируют их, строя совместное действие; следят за реализацией принятого замысла.
МЕТОДИКА Г.А.ЦУКЕРМАН (МЕТОДИКА «КТО ПРАВ?»)
Цель: выявление сформированности действий, направленных на учет позиции собеседника (партнера).
Оцениваемые универсальные учебные действия: коммуникативные действия. Возраст: 8—10 лет.
Метод оценивания: индивидуальная беседа с ребенком.
Описание задания: ребенку дают по очереди текст трех заданий и задают вопросы.
Т е к с т 1
Петя нарисовал Змея Горыныча и показал рисунок друзьям. Володя сказал: «Вот здорово!» А Саша воскликнул: «Фу, ну и страшилище!»
Как ты думаешь, кто из них прав? Почему так сказал Саша? А Володя? О чем подумал Петя? Что ответит Петя каждому из мальчиков? Что бы ты ответил на месте Саши и Володи? Почему?
Т е к с т 2
После школы три подруги решили готовить уроки вместе.
— Сначала решим задачи по математике, — сказала Наташа.
— Нет, начать надо с упражнения по русскому языку,
предложила Катя.
— А вот и нет, вначале надо выучить стихотворение,
возразила Ира.
Как ты думаешь, кто из них прав? Почему? Как объяснила свой выбор каждая из девочек? Как им лучше поступить?
Т е к с т 3
Две сестры пошли выбирать подарок своему маленькому
братишке к первому дню его рождения.
— Давай купим ему это лото, — предложила Лена.
— Нет, лучше подарить самокат, — возразила Аня.
Как ты думаешь, кто из них прав? Почему?
Как объяснила свой выбор каждая из девочек?
Как им лучше поступить?
Что бы ты предложил подарить? Почему?
Уровни оценивания:
1. Низкий уровень: ребенок не учитывает возможность разных оснований для оценки одного и того же предмета (например, изображенного персонажа и качества самого рисунка в задании 1) или выбора (задания 2 и 3), соответственно исключает возможность разных точек зрения; ребенок
принимает сторону одного из персонажей, считая иную позицию однозначно неправильной.
2. Средний уровень: частично правильный ответ — ребенок понимает возможность разных подходов к оценке предмета или ситуации и допускает, что разные мнения по-своему справедливы или ошибочны, но не может обосновать свои ответы.
3. Высокий уровень: ребенок демонстрирует понимание относительности оценок и подходов к выбору, учитывает различие позиций персонажей и может высказать и обосновать свое мнение.
МЕТОДИКА «КОДИРОВАНИЕ» (ВЕКСЛЕРА), ЗАДАНИЕ «ДОРОГА К ДОМУ»
(модифицированное задание «Архитектор-строитель», Возрастно-психологическое консультирование…, 2007).
Оцениваемые УУД: умение выделить и отобразить в речи существенные ориентиры действия, а также передать (сообщить) их партнеру, планирующая и регулирующая функция речи
Возраст: ступень начальной школы (10,5 – 11 лет)
Форма (ситуация оценивания): выполнение совместного задания в классе парами.
Метод оценивания: наблюдение за процессом совместной деятельности и анализ результата
Описание задания: двоих детей усаживают друг напротив друга за стол, перегороженный экраном (ширмой). Одному дается карточка с изображением пути к дому (рис. 4), другому — карточка с ориентирами-точками (рис. 5). Первый ребенок диктует, как надо идти, чтобы достичь дома, второй — действует по его инструкции. Ему разрешается задавать любые вопросы, но нельзя смотреть на карточку с изображением дороги. После выполнения задания дети меняются ролями, намечая новый путь к дому (рис. 6).
Материал: набор из двух карточек с изображением пути к дому (рис. 5 и 6) и двух карточек с ориентирами-точками (рис. 4), карандаш или ручка, экран (ширма).
Инструкция: «Сейчас мы будем складывать картинки по образцу. Но делать это мы будем не как обычно, а вдвоем, под диктовку друг друга. Для этого один из Вас получит карточку с изображением дороги к дому, а другой — карточку, на которой эту дорогу надо нарисовать. Один будет диктовать, как идет дорога, второй — следовать его инструкциям. Можно задавать любые вопросы, но смотреть на карточку с дорогой нельзя. Сначала диктует один, потом другой, - Вы поменяетесь ролями. А для начала давайте решим, кто будет диктовать, а кто – рисовать?»
Критерии оценивания:
- продуктивность совместной деятельности оценивается по степени сходства нарисованных дорожек с образцами;
- способность строить понятныедля партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет; в данном случае достаточно точно, последовательно и полноуказать ориентирытраектории дороги;
- умение задавать вопросы, чтобы с их помощью получить необходимые сведения от партнера по деятельности;
- способы взаимного контроляпо ходу выполнения деятельности ивзаимопомощи;
- эмоциональноеотношениек совместной деятельности: позитивное (работают с удовольствием и интересом), нейтральное (взаимодействуют друг с другом в силу необходимости), негативное.
Показатели уровня выполнения задания:
1) низкий уровень– узоры не построены или не похожи на образцы; указания не содержат необходимых ориентиров или формулируются непонятно; вопросы не по существу или формулируются непонятно для партнера;
2) средний уровень– имеется хотя бы частичное сходство узоров с образцами; указания отражают часть необходимых ориентиров; вопросы и ответы формулируются расплывчато и позволяют получить недостающую информацию лишь отчасти; достигается частичное взаимопонимание;
3) высокий уровень– узоры соответствуют образцам; в процессе активного диалога дети достигают взаимопонимания и обмениваются необходимой и достаточной информацией для построения узоров, в частности, указывают номера рядов и столбцов точек, через которые пролегает дорога; в конце по собственной инициативе сравнивают результат (нарисованную дорогу) с образцом.