"Инновационная деятельность на базе КФУ"
Данные дидактические материалы для мониторинга УУД учащихся в 5 классе по разделу «Морфология. Глагол»подобраны и распределены согласно требованиям ФГОС. Работа поможет учителю в отборе дополнительного практического материала к упражнениям учебника.Материал, приведенный в проекте, учитывает необходимость подготовки к итоговой аттестации уже с 5 класса. В зависимости от уровня подготовки учащихся в процессе использования того или иного материала учитель может обеспечить дифференцированный подход для достижения поставленных целей.
В дальнейшем я хочу разработать комплект дидактических материалов для достижения и оценки планируемых результатов освоения основной образовательной программы по русскому языку для всех классов по основным темам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«Дидактические материалы по теме «Глагол» (5 класс) в рамках реализации ФГОС» | 62.71 КБ |
Предварительный просмотр:
ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»
Институт филологии и межкультурной коммуникации им. Льва Толстого
Приволжский межрегиональный центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
Проектная работа
слушателей курсов повышения квалификации
для учителей русского язык и литературы по проблеме
«Работа с одаренными школьниками: подготовка учащихся к олимпиадам по русскому языку, углубленный курс русского языка (в условиях внедрения ФГОС)»
на тему:
«Дидактические материалы по теме «Глагол» (5 класс) в рамках реализации ФГОС»
Авторы проекта:
Беляева Е.А., учитель русского языка и литературы
МАОУ «Гимназия №57» г. Набережные Челны РТ,
Гольцева А.А., учитель русского языка и литературы
МБОУ «Бехтеревская средняя общеобразовательная школа»
Елабужского муниципального района РТ,
Каримова Г.В., учитель русского языка и литературы
МАОУ «Нурлатская гимназия имени М.Е.Сергеева» г. Нурлат РТ,
Кирсанова Н. П.,учитель русского языка и литературы
МБОУ «Красновидовская основная общеобразовательная школа»
Камско- Устьинского муниципального района РТ,
Соловьева С.Н.,учитель русского языка и литературы
МАОУ «Нурлатская гимназия имени М.Е.Сергеева» г. Нурлат РТ
Научный руководитель
Корнеева Татьяна Александровна
Казань – 2016
Оглавление
1.Введение…………………………………………………………………… 2
2.Актуальность……………………………………………………………….5
3.Цели и задачи проекта……………………………………………………...5
4. Целевая группа проекта…………………………………………………6
5. Жизненный цикл и этапы реализации проекта………………………..6-9
6. Ожидаемые результаты реализации проекта………………………….9
7. Риски реализации проекта и пути их преодоления……………............9
8. Заключение………………………………………………………………..10
9.Список литературы………………………………………………………11
10. Приложения…………………………………………………….............11-31
Введение
Введение государственных стандартов общего образования с необходимостью предполагает разработку педагогических технологий их достижения. Стандарты, определяя конечные, итоговые результаты освоения образовательных программ начального, основного и полного (среднего) образования не являются документом прямого действия, как, например, учебная программа по предмету, а с необходимостью требуют проецирования итоговых требований на данный этап образовательного процесса. Так, в части требований стандарта к учебным достижениям школьников, необходима проекция требований стандарта на результаты освоения той или иной учебной темы.
Это положение особенно важно применительно к стандартам второго поколения, в которых результаты образования не дифференцируются по образовательным областям, а отражают результаты их освоения в целом, т.е. дают интегральное описание итогов освоения целостных общеобразовательных программ начального, основного и полного среднего образования.
Иными словами, стандарты второго поколения задают системе общего образования ожидаемые (планируемые) результаты образования в виде целевых установок, которые требуют дальнейшей конкретизации и наполнения. Важнейшими нормативными документами при этом служат:
- Закон РФ и РТ «Об образовании»
- базисный учебный план РТ
- учебный план ОУ
- фундаментальное ядро содержания образования, включающее как систему основных научных идей, концепций, понятий (или систему основного учебного материала), так и основные виды универсальных учебных действий,
- программа воспитания и социализации обучающихся,
- модель оценки результатов освоения основных общеобразовательных программ.
Эти документы подлежат дальнейшей конкретизации в инструктивно-методических документах, содержащих
- примерные учебные программы по предметам,
- программу развития универсальных учебных действий,
- модели и примеры диагностических и проверочных работ.
Важно отметить, что все эти документы описывают – обобщенно или детализированно – лишь планируемые результаты образования, представляющими собой следующий шаг в конкретизации и детализации описания особенностей образовательного процесса.
Согласно Концепции планируемые результаты освоения образовательной программы начального образования раскрывают и конкретизируют Требования стандартов для этой ступени обучения и являются своеобразным «мостиком», соединяющим Требования стандарта и конкретный учебный процесс. Представленные в самостоятельном разделе настоящего отчета планируемые результаты освоения программ по предмету «Русский язык» построены на основе Требований стандарта в соответствии с их общей идеологией и учитывают специфику возрастного этапа развития учащихся, а также ведущие и специальные цели изучения отдельных предметов.
Планируемые результаты освоения программы по учебному предмету «Русский язык» представляют собой систему операционализированныхличностно-ориентированных целей образования, показателей их достижения и моделей инструментария. Они представлены в логике традиционной структуры по предмету и ориентируют учителя как в ожидаемых учебных достиженияхучащихся и объеме изучаемого учебного материала по отдельным разделам курса, так и в способах и особенностях организации образовательного процесса.
Однако реализация и достижение планируемых результатов в ходе учебного процесса не происходят автоматически, напротив, требуется целенаправленная организация учебного процесса на основе
- проектирования учебных задач и ситуаций,
- дифференциации требований к освоению содержания образования,
- использования адекватной системы оценивания.
Поэтому технология достижения планируемых результатов освоения программы включает в себя вышеназванные три основных компонента.
Отвечающая этим требованиям технология достижения планируемых результатов является органической составной частью всего пакета документов, обеспечивающих функционирование стандартов второго поколения. Ее место в системе стандартов может быть проиллюстрировано с помощью следующей схемы.
Актуальность
Данные дидактические материалы для мониторинга УУД учащихся в 5 классе по разделу «Морфология. Глагол»подобраны и распределены согласно требованиям ФГОС. Работа поможет учителю в отборе дополнительного практического материала к упражнениям учебника.
Материал, приведенный в проекте, учитывает необходимость подготовки к итоговой аттестации уже с 5 класса.
В зависимости от уровня подготовки учащихся в процессе использования того или иного материала учитель может обеспечить дифференцированный подход для достижения поставленных целей.
Цели и задачи проекта
Цель проекта: разработать комплект дидактических материалов для достижения и оценки планируемых результатов освоения основной образовательной программы по русскому языку в 5 классе по разделу «Глагол».
Задачи проекта:
1.Изучить ФГОС и методические материалы в рамках преподаваемого предмета.
2.Определить планируемые тематические предметные и метапредметные результаты освоения основной образовательной программы по русскому языку в 5 классе по разделу "Глагол".
3.Разработать систему заданий базового и повышенного уровня для формирования планируемых предметных результатов по разделу программы "Глагол" (5 класс).
Целевая группа проекта: учащиеся 5 класса
Жизненный цикл и этапы реализации проекта
Сроки реализации: апрель – май 2017г
- Подготовительный (далее П)
- Основной (далее О).
- Заключительный (далее З)
Исходный материал для анализа и разработки: планируемые результаты
Этап | Задача этапа | Результат этапа | Примечания |
П | Выделить нужный этап отрезок учебного процесса конец курса, | Блоки календарно-тематического планирования. | Изучается после раздела «Имя прилагательное» |
О | спроецировать на выделенный этап учебного процесса итоговые ожидаемые результаты | Список тематических результатов обучения | Синтаксическая роль глагола в предложении; морфологический разбор |
О | в самом начале изучения темы/ раздела «открыть» их учащимся | Стенд и/или индивидуальные памятки для учащихся | Грамматические признаки глагола |
О | провести диагностику готовности учащихся к освоению темы/раздела | Результаты стартовой диагностики: | Стартовая диагностика по разделу «Виды глагола», «Времена глагола» |
О | определить педагогические задачи изучаемой темы/ раздела: в целом и по отдельным блокам уроков данной темы | Система учебных задач, предназначенных для выполнения учащимися | Знание основных грамматических признаков, образования видовых пар с помощью суффиксов и приставок, правописания НЕ с глаголами |
О | отобрать учебный материал, методические и дидактические средства | Планы-конспекты уроков или блоков уроков | «Глагол как часть речи», «Правописание –тся и –ться в глаголах », «Глаголы движения», «Правописание НЕ с глаголами» «Неопределенная форма глагола» |
О | определить способы организации учебных ситуаций и/или определить тематику и спланировать этапы выполнения мини-проектов |
| Примеры учебных ситуаций и мини-проектов см. технологическую карту урока. Порядок действий учителя (мера помощи учащимся) и порядок взаимодействия учащихся (групповая, фронтальная, индивидуальная работа и т.п.) определяются с учетом результатов стартовой диагностики |
О | спрогнозировать возможные действия учащихся | План реализации учебной ситуации | План должен предусматривать вопросы и/или задания для
|
З | отобрать и конкретизировать средства осуществления обратной связи | Результаты текущей и промежуточной диагностики, итогового контроля | В ходе обучения целесообразно фиксировать продвижение учащихся в их учебных достижениях В конце этапанеобходи-мо фиксировать достижение итоговых/ тематических планируемых результатов |
Ожидаемые результаты реализации проекта
В ходе изучения раздела «Глагол» ученик научится:
- опознавать глагол как самостоятельную (знаменательную) часть речи и его грамматические признаки;
- употреблять формы глагола в речи в соответствии с нормами современного русского литературного языка;
- применять морфологические знания и умения в практике правописания, в различных типах текста;
- распознавать явления грамматической омонимии, существенные для решения орфографических и пунктуационных задач.
- опознавать основные выразительные средства морфологии в различныхстилях речи;
- извлекать необходимую информацию из словарей грамматических трудностей, в том числе и мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.
Риски реализации проекта и пути их преодоления
1 | 2 | 3 |
Риски | Условия возникновения | Пути преодоления |
Мотивационные | Пропадает интерес к предмету вследствие отсутствия результата или низкого результата. | Переключить внимание ребёнка на другое направление, например, на творческие конкурсы или исследовательскую работу, где он может добиться успеха. |
Организационные | У ребёнка может не хватать времени выполнение какого – нибудь большого по объему задания или творческой работы, вследствие этого понижается результативность. | Скоординировать работу с учеником, провести дополнительную диагностику. |
Заключение.
Дидактические материалы должны помочь подготовить ученика к жизни в условиях конкуренции, чтообеспечивает формирование у школьников предметных умений, метапредметных универсальных учебных действий, личностных качеств в условиях перехода к ФГОС ООО. Совместная работа учителей русского языка и учеников должна быть направлена на обучение, развитие, стимулирование обучающихся. От этого во многом зависит успешность реализации данного проекта в отдельно взятом учреждении. С окончанием реализации проекта работа с детьми не заканчивается. Необходимо и дальше искать оптимальные пути реализации творческого и интеллектуального потенциала учащихся. Очень важно сохранить преемственность и продолжать работу в этом направлении в 7-11 классах.
Список литературы
1. Закон РФ и РТ «Об образовании»
2.Базисный учебный план РТ
3. Учебный план ОУ
4.Письмо МО и Н РТ от 23.06.2012 г. №7699/12 « Об учебных планах для 1-9 классов школ РТ, реализующих программы НОО и ООО в соответствии ФГОС»
Раздел программы | Планируемые предметные результаты | Планируемые метапредметные результаты |
Морфология. Глагол. | 1.Знание грамматических признаков глагола |
|
2. Правописание глагола | 2. Умение составлять инструкцию для определения правописания чередующихся гласных в корне | |
3. Синтаксическая роль глагола в предложении | 3. Умение обсуждать с соседом по парте правописание глаголов на -тся, - ться | |
4. Виды глагола | 4. Умение использовать фразеологические обороты в творческих работах | |
5. Правописание глаголов с чередующимися гласными в корне | 5. Умение различать видовые пары глаголов | |
6. Умение анализировать стихотворения | ||
1. Умение составлять связный текст с использованием глаголов | 7.Умение вести беседу на предложенную тему | |
2. Умение вести диалог на заданную тему | 8. Умение составлять связный текст | |
9. Умение анализировать, оценивать |
5. Закон РТ « О государственных языках РТ и других языках в РТ»
6. Русский язык 5 класс Авторы: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова, 2015 год.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Задания базового уровня:
- Определить грамматические признаки глаголов: узнавать ,интересуются, улыбнулся, увлекаюсь
- Произвести синтаксический разбор простого предложения: Медленно наступает утро в глухом лесу
- Объяснить правописание –тся и –ться в глаголах: разобраться, разберутся, нагревается, нагреваться, встречается, встречаться
- Определите виды глаголов движения: идти пройти, шагать, прошагать, шествовать прошествовать
- Выделите корни и подчеркните чередующиеся гласные в них: расстилать, стелю, разбирать, разберу, сдирать, сдеру
Задания повышенного уровня
1.Составить лингвистическую сказку на тему « В стране Глаголия»
2.Составить мини- диалог на тему « В трамвае с использованием глаголов движения
Планируемые результаты освоения основной образовательной программы по русскому языку в 5 классе
Контрольно-диагностический лист по разделу программы
«Морфология. Глагол»
Планируемые метапредметные результаты
Задания регулятивные
- Составить план сочинения на лингвистическую тему « В стране «Глаголия»
- Объясните правописание чередующихся гласных в корне
- Игра «Ищу ошибку» в правописании глаголов на – тся и –ться
- Составить алгоритм рассуждения о правописании безударных окончаний глаголов 1 и 2 спряжения.
- Напишите по памяти определение глагола как части речи. Сверьте написанное с эталоном по учебнику.
- Подбери и запиши к каждой картинке подходящий глагол. Какое задание вы придумаете по этим глаголам.
- Запишите план морфологического разбора глагола. Сравните его с эталоном по учебнику.
Задания познавательные
- Определить значение фразеологических оборотов по словарю «Держать язык за зубами», «Бить баклуши », «Надуть губы»
- Игра «Найди отличия» в следующих парах: изучить- изучать, решить- решать, бросить- бросать
- Выпишите из стихотворения С. Есенина «Черемуха» примеры олицетворения
- Придумайте и запишите небольшой рассказ на тему «На уроке русского языка», включив в него данные словосочетания. Употребите глаголы в нужной форме (Можно взять любые словосочетания по заданной теме)
- Используя словарь синонимов, подберите к глаголам синонимы, которые пишутся с НЕ слитно. (Он возмущался. Нельзя его принуждать. Брат удивлялся. Я чувствую себя не совсем хорошо. Шторм бушевал.)
- Укажите, в каком времени употреблены глаголы в предложении. Ответ запишите словами.
Царь Гвидон зовёт их в гости, их он кормит и поит.
Задания коммуникативные
- Составить диалог с использованием возвратных глаголов на тему «В походе»
- Написать заметку в школьную стенгазету о занятиях спортивного кружка
- Составь отзыв на ответ соседа
- Подготовьте презентацию о глаголе как части речи.
- Подготовьте небольшое сообщение о происхождении глагола зиждиться
- Составьте синквейн на тему «Глагол»
- Напишите сочинение на тему «В чём особенность спряжения глагола?»
- Напишите сочинение «В чём смысл частицы не перед глаголами?»
Методы диагностики:
интервьюирование
наблюдение
тестирование
различные виды диктантов, сочинений, творческих работ
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Глагол как часть речи
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Метапредметная тема: знающее незнание.
Цели урока: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.
Развивать умения учащихся самостоятельно определять свои знания-незнания по изучаемой теме; работать в парах; сравнивать, анализировать, формулировать вопросы, делать вставки; систематизировать материал в кластер.
Воспитывать желание переосмысления собственных знаний по изучаемой теме и их практическое применение.
Оборудование:учебник для 5 класса, авторыЛадыженская, Баранов, Тростенцова. .:Просвещение, 2015
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Вариант 1
1.Контрольный диктант с грамматическими заданиями.
КАЛАНЫ1
На острове Медном живут очень редкие звери — каланы.
Целый день каланы проводят в море. Играют, резвятся, дремлют, покачиваясь на волнах. Веселые зверьки!
Каланы любят плавать на спине. Так им удобнее. Нырнет, достанет со дна морского ежа, ляжет на спину, иголки лапками обломает и грызет. А лапки — как ручки! И детишек своих каланы нянчат в море. Сидит малыш у матери на животе, как на островке, она его подбрасывает, щекочет. Только на ночь калан выходит на берег. Выжмет лапками шубку, свернется калачиком и спит прямо на камнях. (М. М и т у ри ч.)
КАЛАНЫ1- камчатский бобр, морская выдра; хищное млекопитающее.
Задание.
Ученики выбирают из текста диктанта глаголы с безударными личными окончаниями; определяют их спряжение и объясняют правописание.
Ключ: проводят -2спр, играют-1 спр, резвятся-2спр, дремлют-1 спр, любят-2спр, достанет-1спр, ляжет-1спр, нянчат-2спр, сидит-2спр, подбрасывает-1спр, щекочет-1спр, выходит-2спр, выжмет -1спр.
2.Самостоятельная работа
а) Выборочный диктант с грамматико-орфографическим заданием: выбрать из текста глаголы с безударными личными окончаниями, написать их, обозначив окончание и указав спряжение.
...Раннее утро. Низко над водой стелется туман. Едва заметно колеблются тростники. В их зарослях бормочут и возятся какие-то крупные птицы. Чуть слышно шепчутся прибрежные ивы. С жестяным свистом проносятся утки.
Пахнет дымком. Это рыбаки развели костер, закинули удочки и смотрят, не отрываясь, на поплавки: а вдруг клюнет?
Ключ.
Стелется-1спр, колеблются-1спр, бормочут-1спр, шепчутся-1спр, проносятся-2 спр, пахнет-1спр, смотрят-2спр, клюнет-1спр.
б) Разбор предложения Тихо струится лесной ручеек, колышутся над водой зеленые травинки.
Задание: определить спряжение глагола колышутся; устно проспрягать его, четко проговаривая окончания.
Ключ колышутся-1спр, колышешься, колышемся, колышется.
в) Выпиши из орфографического словаря слова в два столбика: семь слов I спряжения и семь слов II спряжения.
Ключ. 1спр- сеять, реять, лелеять, блеять, бороться, разведывать, таять
2спр- строить, возить, пилить, клеить, переносить, лететь, увозить
г) Составьте связное высказывание на лингвистическую тему:
«Какие правила о правописаниях глагола ты знаешь? (Зачем нужен Ь в глаголах, глаголы I и II спряжения).
Глагол - очень хитрая часть речи. Он любит задавать нам загадки. Например,как узнать, когда нужен ь знак глаголу? Глагол и ь знак бывают друзьями, а иногда врагами. Чтобы определить, когда они друзья или враги, нужно задать вопрос ы что делать? что делает? Что делать? - есть ь знак, значит друзья, а что делает? нет ь знака, к сожалению враги.
У глагола есть друзья, два брата близнеца. Первое спряжение и второе спряжение. Как глагол узнаёт два брата близнеца, кто есть кто? Оказывается, все очень просто: нужно поставить глагол в неопределенную форму и посмотреть, какая гласная стоит перед ть. Так и узнаешь какое это спряжение. Также этот способ поможет, если ты не знаешь, какая буква стоит перед л в прошедшем времени глагола.
Глагол очень любит ставить людей в тупик, но на каждый такой случай есть умные книги, учебники, которые всегда могут помочь.
Задание3. Вариативная(разноуровневая) работа по карточкам
Карточка 1
В каком ряду у всех глаголов в корне пишется –И-
1) заж...гать, зап...рать, вым...рать, раст...рать;
2) ст...лить, забл...стел, наб...рать, переж...гать;
3) соб...ру, выт...реть, разд...ру, вым...реть;
4) бл...стать, зам...реть, прод...раться, расст...латься.
Карточка 2
В каком ряду у всех глаголов в корне пишется -Е-
1) заж...гать, зап...рать, вым...рать, раст...рать;
2) ст...лить, забл...стел, наб...рать, переж...гать;
3) соб...ру, выт...реть, разд...ру, вым...реть;
4) б л... стать, зам...реть, прод...раться, расст...латься
Карточка 3
Найдите лишнее слово. Вставьте пропущенные буквы.
а) 1) бл...стала, 2) прож...гать, 3) выб...рать, 4) ум...реть;
б) 1) разж...гал, 2) бл...снул, 3) раст...реть, 4) зам...р.
Карточка 4
Найдите лишнее слово. Вставьте пропущенные буквы
а) 1) перест...лать, 2) отд...рать, 3) прож...гать, 4) соч...тать;
б) 1) бл...стит, 2) выж...гать, 3) подп...реть, 4) выж...чь.
Задание 4. Тест на все умения и навыки, выработанные в процессе изучения темы «Морфология. Глагол».
1. Укажите неверное утверждение.
A. Глагол — часть речи, которая обозначает действие.
Б. Глаголы изменяются по временам.
B. В настоящем времени глаголы изменяются по числам и родам.
Г. Глаголы бывают совершенного и несовершенного вида.
Д. В предложении глагол может быть подлежащим.
2. Найдите глаголы совершенного вида:
а) найти; б) бить; в) доказать; г) отдыхать.
3. Укажите, где нужен ь.
A. По утрам мне хорошо работает..ся.
Б. Хочет..ся уйти пораньше.
B. На дворе смеркает..ся.
Г. Мы не хотим возвращат..ся.
Д. Он приучает нас трудит.ся.
Е. Слышит..ся какой-то шум.
4. Найдите, к какому глаголу неверно подобрана неопределенная форма:
а) встретим — встретить;
б) разожгу — разжечь;
в) разрушу — разрушать;
г) отвечу — ответить.
5. Укажите глаголы I спряжения:
а) лететь; г) выжить;
б) выспаться; д) стоять;
в) выпить; е) бить.
6. Какую букву нужно вставить? Укажите столбик: а), б), в) или г), в котором последовательно расположенные буквы соответствуют пропущенным в данных словах буквам:
а) б) в) г)
зате..т и е и е
гоня..т и е е и
леле..т и е и е
слуша..т е е и и
обид..т и и е е
7. Укажите, где неправильно образована форма 3-го лица ед. ч.:
а) лечь — ляжет; в) ездить — ездиит;
б) ехать — едет; г) ходить — ходит.
9. Какую букву нужно вставить в словах следующего предложения? Отец выраст..т(1) жеребенка, и конь выраст..т (2) на славу.
Выберите правильный ответ.
A. В 1-м случае е, во 2-м — и. Б. В 1-м случае и, во 2-м — е.
B. В обоих случаях и. Г. В обоих случаях е.
10. Укажите глагол с буквой е в суффиксах прошедшего времени:
а) раска..лся; в) обид..л;
б) наде..лся; г) брос.л.
11. Укажите предложение с переходным глаголом.
A. На окне стояли цветы.
Б. Он обезумел от страха.
B. Она поет грустную песню.
Г. Дождь льет весь день.
12. Какую букву нужно вставить в словах следующих предложений?
1. Если вы его окликн..те, то он не отзовется. 2. Ребята, окликн..те Ваню. Выберите правильный ответ.
A. В 1-м случае е, во 2-м — и.
Б. В 1-м случае и, во 2-м — е.
B. В обоих случаях и.
Г. В обоих случаях е.
13. В каком предложении допущена речевая ошибка?
A. Беги и предупреди ребят об опасности.
Б. Шарик, ляг на место.
B. Клава, сотри с доски.
Г. Дима, положь на место ручку.
14. Укажите слово с буквой о в суффиксе:
а) перест..вать; в) узн..вать;
б) создавать; г) совет..вать.
15. Укажите предложение, в котором не с глаголом пишется раздельно.
A. За всем не всегда усмотришь, вот и (не)досмотрели.
Б. Он (не)досмотрел пьесу до второго действия.
B. У всех было такое чувство, что он что-то (не)досказал.
Г. В окнах (не)доставало нескольких стекол.
17. Укажите группу слов, в которых правильно поставлено ударение:
а) звонИшь, балУю, начАл;
б) звонИшь, балУю, нАчал;
в) звОнишь, бАлую, нАчал;
г) звОнишь, бАлую, начАл.
18. Найдите и отметьте строку, в которой ВСЕ глаголы имеют окончание -ят:
а) они увид..т, дыш..т, гон..тся, завис..т;
б) они распил.. т, слыш..т; скач..т, гре..т;
в) они угон..тся, вылет..т, объяв..т, провер..т;
г) они увид..т, услыш..т, слуша..т, дыш..т.
19. Найдите и отметьте строчку, в которой ВСЕ глаголы имеют окончание на -ет:
а) он колыш..т, ре..т, реша..т, осво..т;
б) он посе..т, чу..т, стел..т, слуша..т;
в) он та..т, кат..тся, реша..т, клее..т;
г) он пове..т, затее..т, кол..т, упуст..т.
20. Найдите и отметьте строчку, в которой ВСЕ глаголы имеют окончание на -ют:
а) они стел..т, клее..т, бре..т, та..т;
б) они стро..т, бор..тся, высп..тся, обве..т;
в) они слуша..т, дремл..т, гон..т, леле..т;
г) они жал..т, кол..т, пол..т, вод..т.
Ключ.1-В, 2-а, в; 3-Г, Д; 4-в, 5-в,г, е; 6-б; 7-в; 8-г; 9-б; 10-в; 11-В; 12-А; 13-Г; 14-г; 15-Б4 16- а;17-б;18-в; 19-б; 20-а.
6. Варианты заданий на сформированные умения и навыки из изученных произведений художественной литературы.
Умения и навыки
Примеры из художественной литературы
1.Определи спряжение глаголов с безударным личным окончанием
1) «Играют волны-ветер свищет,
И мачта гнется и скрипит…
Увы, -он счастия не ищет
И не от счастия бежит!»(М.Ю. Лермонтов)
2) « Он орал, что еще посмотрит, как это вдова меня отберет, что будет глядеть в оба, и если только они попробуют устроить ему такую пакость, то он знает одно место, где меня спрятать , милях в шести отсюда; и пускай тогда ищут хоть сто лет-все равно не найдут»(М.Твен «Приключения Гекльберри Финна»).
2. Выпиши глаголы прошедшего времени, выдели суффикс
Сказка
Мальчик строил лодку.
И построил лодку.
И поплыл по речке
В тихую погодку.
Лодка острым носом
Воду бороздила.
Облако дорогу
Ей загородило.
Мальчик въехал в облако,
В белое,густое.
А за первым облаком -
Облако второе,
Облако пуховое,
Облако из снега.
А за третьим облаком
Начиналось небо.
Мальчик плыл не речкою,
Мальчик плыл по Млечному,
По небу проточному
В сторону восточную.
Мальчик плыл по звездам,
К месяцу тянулся.
Покатался по небу
И домой вернулся.
(Давид Самойлов)
3.Распредели глаголы неопределенной формы по виду
«…Прилег вздремнуть я у лафета…», «…Не смеют , что ли командиры Чужие изорвать мундиры…», «И умереть мы обещали…», «…Вам не видать таких сражений!...», « …Тогда считать мы стали раны, товарищей считать…», «…Были все готовы заутра бой затеять новый И до конца стоять…»(М.Ю. Лермонтов)
2 Вариант
- Контрольный диктант с грамматическими заданиями.
Весна вступила в свои права. Начали лесные жители лесубирать и жилища свои чистить.
Стали они выдирать сухую траву, собирать упавшие ветки. По всему лесу разжигались костры, в которых сжигаласьстарая трава. Пусть растёт молодая, зелёная!
Блестели окошки в лесных избушках. Хозяюшки протиралиполы, расстилали хрустящие скатерти, стелили коврики. К вечеру в окошках зажигались огоньки. Двери не запирались,и все ходили друг к другу в гости.
Ёжик Вася блаженствовал в своём опрятном домике. Целый день он хлопотал, а теперь сидел у печки в кресле, разбиралстарые письма и раскладывал их на чисто вытертом столике.
К ночи шум в лесу замер. На небе заблистали звёзды, которые тоже казались вымытыми до зеркального блеска.
(121 слово)
Задание.
Выпишите глаголы с чередованием гласных в корне.
Графически выделите орфограммы.
Ключ. Начали, убирать, выдирать, собирать, разжигались, сжигалась, растёт, блестели, протирали, расстилали, стелили, зажигались, запирались, , разбирал, замер,заблистали.