"Инновационная деятельность на базе КФУ"

     Данные дидактические материалы для мониторинга УУД  учащихся  в 5 классе по разделу «Морфология. Глагол»подобраны и распределены согласно требованиям ФГОС. Работа поможет учителю в отборе дополнительного практического материала к упражнениям учебника.Материал, приведенный в проекте, учитывает необходимость подготовки к итоговой аттестации уже с 5 класса. В зависимости от уровня подготовки учащихся в процессе использования того или иного материала учитель может обеспечить дифференцированный подход  для достижения поставленных целей.

     В дальнейшем я хочу разработать комплект дидактических материалов для достижения и оценки планируемых результатов освоения основной образовательной программы по русскому языку для всех классов по основным темам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»

Институт филологии и межкультурной коммуникации им. Льва Толстого

Приволжский межрегиональный центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования

Проектная работа

слушателей курсов повышения квалификации

для учителей русского язык и литературы по проблеме

«Работа с одаренными школьниками: подготовка учащихся к олимпиадам по русскому языку, углубленный курс русского языка (в условиях внедрения ФГОС)»

на тему:

 «Дидактические материалы по теме «Глагол» (5 класс) в рамках реализации ФГОС»

Авторы проекта:

Беляева Е.А., учитель русского языка и литературы

МАОУ «Гимназия №57» г. Набережные Челны РТ,

Гольцева А.А., учитель русского языка и литературы

МБОУ  «Бехтеревская средняя общеобразовательная школа»

Елабужского муниципального района РТ,

Каримова Г.В., учитель русского языка и литературы

МАОУ «Нурлатская гимназия имени М.Е.Сергеева» г. Нурлат РТ,

Кирсанова Н. П.,учитель русского языка и литературы

МБОУ «Красновидовская основная общеобразовательная школа»

Камско- Устьинского муниципального района РТ,

Соловьева С.Н.,учитель русского языка и литературы

МАОУ «Нурлатская гимназия имени М.Е.Сергеева» г. Нурлат РТ

Научный руководитель

                                                               Корнеева Татьяна  Александровна

Казань – 2016

Оглавление

1.Введение…………………………………………………………………… 2

2.Актуальность……………………………………………………………….5

3.Цели и задачи проекта……………………………………………………...5

4. Целевая группа проекта…………………………………………………6

5. Жизненный цикл и этапы реализации проекта………………………..6-9

6. Ожидаемые результаты реализации проекта………………………….9

7. Риски реализации проекта и пути их преодоления……………............9

8. Заключение………………………………………………………………..10

9.Список литературы………………………………………………………11

10. Приложения…………………………………………………….............11-31

Введение

    Введение государственных стандартов общего образования с необходимостью предполагает разработку педагогических технологий их достижения. Стандарты, определяя конечные, итоговые результаты освоения образовательных программ начального, основного и полного (среднего) образования не являются документом прямого действия, как, например, учебная программа по предмету, а с необходимостью требуют проецирования итоговых требований на данный этап образовательного процесса. Так, в части требований стандарта к учебным достижениям школьников, необходима проекция требований стандарта на результаты освоения той или иной учебной темы.

        Это положение особенно важно применительно к стандартам второго поколения, в которых результаты образования не дифференцируются по образовательным областям, а отражают результаты их освоения в целом, т.е. дают интегральное описание итогов освоения целостных общеобразовательных программ начального, основного и полного среднего образования.

        Иными словами, стандарты второго поколения задают системе общего образования ожидаемые (планируемые) результаты образования в виде целевых установок, которые требуют дальнейшей конкретизации и наполнения. Важнейшими нормативными документами при этом служат:

- Закон РФ и РТ «Об образовании»

  • базисный учебный план РТ
  •  учебный план ОУ
  • фундаментальное ядро содержания образования, включающее как систему основных научных идей, концепций, понятий (или систему основного учебного материала), так и основные виды универсальных учебных действий,
  • программа воспитания и социализации обучающихся,
  • модель оценки результатов освоения основных общеобразовательных программ.

        Эти документы подлежат дальнейшей конкретизации в инструктивно-методических документах, содержащих

  • примерные учебные программы по предметам,
  • программу развития универсальных учебных действий,
  • модели и примеры диагностических и проверочных работ.

        Важно отметить, что все эти документы описывают – обобщенно или детализированно – лишь планируемые результаты образования, представляющими собой следующий шаг в конкретизации и детализации описания особенностей образовательного процесса.

        Согласно Концепции планируемые результаты освоения образовательной программы начального образования раскрывают и конкретизируют Требования стандартов для этой ступени обучения и являются своеобразным «мостиком», соединяющим Требования стандарта и конкретный учебный процесс. Представленные в самостоятельном разделе настоящего отчета планируемые результаты освоения программ по предмету «Русский язык» построены на основе Требований стандарта в соответствии с их общей идеологией и учитывают специфику возрастного этапа развития учащихся, а также ведущие и специальные цели изучения отдельных предметов.

        Планируемые результаты освоения программы по учебному предмету «Русский язык» представляют собой систему операционализированныхличностно-ориентированных целей образования, показателей их достижения и моделей инструментария. Они представлены в логике традиционной структуры по предмету и ориентируют учителя как в ожидаемых учебных достиженияхучащихся и объеме изучаемого учебного материала по отдельным разделам курса, так и в способах и особенностях организации образовательного процесса.

        Однако реализация и достижение планируемых результатов в ходе учебного процесса не происходят автоматически, напротив, требуется целенаправленная организация учебного процесса на основе

  • проектирования учебных задач и ситуаций,
  • дифференциации требований к освоению содержания образования,
  • использования адекватной системы оценивания.

        Поэтому технология достижения планируемых результатов освоения программы включает в себя вышеназванные три основных компонента.

        Отвечающая этим требованиям технология достижения планируемых результатов является органической составной частью всего пакета документов, обеспечивающих функционирование стандартов второго поколения. Ее место в системе стандартов может быть проиллюстрировано с помощью следующей схемы.

     Актуальность

     Данные дидактические материалы для мониторинга УУД  учащихся  в 5 классе по разделу «Морфология. Глагол»подобраны и распределены согласно требованиям ФГОС. Работа поможет учителю в отборе дополнительного практического материала к упражнениям учебника.

       Материал, приведенный в проекте, учитывает необходимость подготовки к итоговой аттестации уже с 5 класса.

     В зависимости от уровня подготовки учащихся в процессе использования того или иного материала учитель может обеспечить дифференцированный подход  для достижения поставленных целей.

Цели и задачи проекта

Цель проекта:  разработать комплект дидактических материалов для достижения и оценки планируемых результатов освоения основной образовательной программы по русскому языку в 5 классе по разделу «Глагол».

Задачи проекта:

1.Изучить ФГОС и методические материалы в рамках преподаваемого предмета.

2.Определить планируемые тематические предметные и метапредметные результаты освоения основной образовательной программы по русскому языку в 5 классе по разделу "Глагол".

3.Разработать систему заданий базового и повышенного уровня для формирования планируемых  предметных результатов по разделу программы "Глагол" (5 класс).

Целевая группа проекта: учащиеся 5 класса

Жизненный цикл  и этапы реализации проекта

Сроки реализации: апрель – май 2017г

  1. Подготовительный (далее П)
  2. Основной (далее О).
  3. Заключительный (далее З)

Исходный материал для анализа и разработки: планируемые результаты

Этап

Задача этапа

Результат этапа

Примечания

П

Выделить  нужный этап                                        отрезок учебного процесса конец курса,

Блоки календарно-тематического планирования.

Изучается после раздела «Имя прилагательное»

О

                                                    спроецировать на выделенный этап учебного процесса итоговые ожидаемые результаты

Список тематических результатов обучения

Синтаксическая роль  глагола в предложении; морфологический разбор

О

в самом начале изучения темы/ раздела «открыть» их учащимся

Стенд и/или индивидуальные памятки для учащихся

Грамматические признаки глагола

О

провести диагностику готовности учащихся к освоению темы/раздела

Результаты стартовой диагностики:

Стартовая диагностика по разделу «Виды глагола», «Времена глагола»

О

определить педагогические задачи изучаемой темы/ раздела: в целом и по отдельным блокам уроков данной темы

Система учебных задач, предназначенных для выполнения учащимися

Знание основных грамматических признаков, образования видовых пар с помощью суффиксов и приставок, правописания НЕ с глаголами

О

отобрать учебный материал, методические и дидактические средства

Планы-конспекты уроков или блоков уроков

«Глагол как часть речи»,

 «Правописание –тся и –ться в глаголах »,

«Глаголы движения»,

 «Правописание НЕ с глаголами»

«Неопределенная форма глагола»

О

определить способы организации учебных ситуаций и/или определить тематику и спланировать этапы выполнения мини-проектов

  • методические и дидактические средства, провоцирующие детей на осуществление учебных действий
  • порядок действий учителя
  • порядок взаимодействия учащихся

Примеры учебных ситуаций и мини-проектов см. технологическую карту урока. Порядок действий учителя (мера помощи учащимся) и порядок взаимодействия учащихся (групповая, фронтальная, индивидуальная работа и т.п.) определяются с учетом результатов стартовой диагностики

О

спрогнозировать возможные действия учащихся

План реализации учебной ситуации

План должен предусматривать вопросы и/или задания для

  • актуализации имеющихся знаний,
  • мотивации детских действий,
  • разрешения возможных проблемных ситуаций
  • самооценки, самоанализа и/или рефлексии

З

отобрать и конкретизировать средства осуществления обратной связи

Результаты текущей и промежуточной диагностики, итогового контроля

В ходе обучения целесообразно фиксировать продвижение учащихся в их учебных достижениях

В конце этапанеобходи-мо фиксировать достижение итоговых/ тематических планируемых результатов

Ожидаемые результаты реализации проекта

В ходе изучения раздела «Глагол» ученик научится:

  • опознавать глагол как самостоятельную (знаменательную) часть  речи и его грамматические признаки;
  • употреблять формы глагола в речи в соответствии с нормами современного русского литературного языка;
  • применять морфологические знания и умения в практике правописания, в различных типах текста;
  • распознавать явления грамматической омонимии, существенные для решения орфографических и пунктуационных задач.
  • опознавать основные выразительные средства морфологии в различныхстилях речи;
  • извлекать необходимую информацию из словарей грамматических трудностей, в том числе и мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.

                Риски реализации проекта и пути их преодоления

1

2

3

Риски

Условия возникновения

Пути преодоления

Мотивационные

Пропадает интерес к предмету вследствие отсутствия результата или низкого результата.

Переключить внимание ребёнка на другое направление, например, на творческие конкурсы или исследовательскую работу, где он может добиться успеха.

Организационные

У ребёнка может не хватать времени выполнение какого – нибудь большого по объему задания или творческой работы,  вследствие этого понижается результативность.

Скоординировать работу с учеником,  провести дополнительную диагностику.

Заключение.

Дидактические материалы должны  помочь подготовить ученика к жизни в условиях конкуренции, чтообеспечивает формирование у школьников предметных умений, метапредметных универсальных учебных действий, личностных качеств в условиях перехода к ФГОС ООО. Совместная работа учителей русского языка и учеников  должна быть направлена на  обучение, развитие, стимулирование обучающихся. От этого во многом зависит успешность реализации данного проекта в отдельно взятом учреждении. С окончанием реализации проекта работа с  детьми не заканчивается. Необходимо и дальше искать оптимальные пути реализации творческого  и интеллектуального потенциала учащихся. Очень важно сохранить преемственность и продолжать работу в этом направлении в 7-11 классах.

Список литературы

1. Закон РФ и РТ «Об образовании»

2.Базисный учебный план РТ

3. Учебный план ОУ

4.Письмо МО и Н РТ от 23.06.2012 г. №7699/12 « Об учебных планах для 1-9 классов школ РТ, реализующих программы НОО и ООО в соответствии ФГОС»

Раздел программы

Планируемые предметные результаты

Планируемые метапредметные результаты

Морфология. Глагол.

1.Знание грамматических признаков  глагола

  1. Умение структурировать текст (зачин, средняя часть, концовка)

2. Правописание  глагола

2.         Умение составлять инструкцию для определения правописания чередующихся гласных в корне

3. Синтаксическая роль глагола в предложении

3.         Умение обсуждать с соседом по парте правописание глаголов на  -тся, - ться

4. Виды глагола

4.         Умение использовать фразеологические обороты в творческих работах

5. Правописание глаголов с чередующимися гласными в корне

5. Умение различать видовые пары глаголов

6. Умение анализировать стихотворения

1. Умение составлять связный текст с использованием глаголов

7.Умение вести беседу на предложенную тему

2. Умение вести диалог на заданную тему

8. Умение составлять связный текст

9. Умение анализировать, оценивать

5. Закон РТ « О государственных языках РТ и других языках в РТ»

6. Русский язык 5 класс  Авторы: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова, 2015 год.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Задания базового уровня:

  1. Определить грамматические признаки глаголов: узнавать ,интересуются, улыбнулся, увлекаюсь
  2. Произвести синтаксический разбор простого предложения: Медленно наступает утро в глухом лесу
  3. Объяснить правописание –тся и –ться в глаголах: разобраться, разберутся, нагревается, нагреваться, встречается, встречаться
  4. Определите виды глаголов движения: идти пройти, шагать, прошагать, шествовать прошествовать
  5. Выделите корни и подчеркните чередующиеся гласные в них: расстилать, стелю, разбирать, разберу, сдирать, сдеру

Задания повышенного уровня

1.Составить лингвистическую сказку на тему « В стране Глаголия»

2.Составить мини- диалог на тему « В трамвае с использованием глаголов движения

Планируемые результаты освоения основной образовательной программы по русскому языку в 5 классе

Контрольно-диагностический лист по разделу программы

«Морфология. Глагол»

Планируемые метапредметные результаты

Задания регулятивные

  1. Составить план сочинения на лингвистическую тему « В стране «Глаголия»
  2. Объясните правописание чередующихся гласных в корне
  3. Игра «Ищу ошибку» в правописании глаголов на – тся и –ться
  4. Составить алгоритм рассуждения о правописании  безударных окончаний глаголов 1 и 2 спряжения.
  5. Напишите по памяти определение глагола как части речи. Сверьте написанное с эталоном по учебнику.
  6. Подбери и запиши к каждой картинке подходящий глагол. Какое задание вы придумаете по этим глаголам.

  1. Запишите план морфологического разбора глагола. Сравните его с эталоном по учебнику.

Задания познавательные

  1. Определить значение фразеологических оборотов по словарю «Держать язык за зубами»,  «Бить баклуши », «Надуть губы»
  2. Игра «Найди отличия» в следующих парах: изучить- изучать, решить- решать, бросить- бросать
  3. Выпишите из стихотворения С. Есенина «Черемуха» примеры олицетворения
  4. Придумайте и запишите небольшой рассказ на тему «На уроке русского языка», включив в него данные словосочетания. Употребите глаголы в нужной форме (Можно взять любые словосочетания по заданной теме)
  5. Используя словарь синонимов, подберите к глаголам синонимы, которые пишутся с НЕ слитно.  (Он возмущался. Нельзя его принуждать. Брат удивлялся. Я чувствую себя не совсем хорошо. Шторм бушевал.)
  6.  Укажите, в каком времени употреблены глаголы в предложении. Ответ запишите словами.

Царь Гвидон зовёт их в гости, их он кормит и поит.

Задания коммуникативные

  1. Составить диалог с использованием возвратных глаголов на тему «В походе»
  2. Написать заметку в школьную стенгазету о занятиях спортивного кружка
  3. Составь отзыв на ответ соседа
  4. Подготовьте презентацию о глаголе как части речи.
  5. Подготовьте небольшое сообщение о происхождении глагола зиждиться
  6. Составьте синквейн на тему «Глагол»
  7. Напишите сочинение на тему «В  чём особенность спряжения глагола?»
  8. Напишите сочинение «В чём смысл частицы не перед глаголами?»

Методы диагностики:

интервьюирование

наблюдение

тестирование

различные виды диктантов, сочинений, творческих работ

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Глагол как часть речи

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Метапредметная тема: знающее незнание.

Цели урока: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.

Развивать умения учащихся самостоятельно определять свои знания-незнания по изучаемой теме; работать в парах; сравнивать, анализировать, формулировать вопросы, делать вставки; систематизировать материал в кластер.

Воспитывать желание переосмысления собственных знаний по изучаемой теме и их практическое применение.

Оборудование:учебник для 5 класса, авторыЛадыженская, Баранов, Тростенцова. .:Просвещение, 2015

Этапы урока, время

Учитель

Ученики

Универсальные учебные действия ученика

1.Самоопределение к деятельности

(Звучит запись «Капель.Шум ручья», «Пение птиц»)

- Ребята, вы слышите? Что это?

-Правильно, капель. Это наступает весна.

(Учитель читает отрывок из стихотворения И.С.Никитина)

-Полюбуйся: весна наступает.

Журавли караваном летят,

В ярком золоте день утопает,

И ручьи по оврагам шумят.

- Так показывает свою любовь к весне И.С.Никитин.

- Ребята, а вам нравится весна? Чем она вас привлекает? Что происходит весной?

- Природа просыпается, оживает, ведь весна – это жизнь, движение, действие. А какая часть речи передаёт действие? (глагол)

- Как вы думаете, всё ли вы знаете о глаголе?

- В русском языке ещё много тайн, которые вам предстоит открыть. Хочется вам этого? Тогда вперёд!

Прослушивают запись. Отвечают на вопросы.

(Весной тает снег, прилетают птицы, вьют гнёзда, наполняют лес живыми звуками, бегут ручьи, появляются цветы, трава, распускаются листья на деревьях

(К) – планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

(Р) – целеполагание

(Л) - самоопределение

2.Актуализация

- Ребята, вспомните всё, что вы знали раньше о глаголе и запишите в первую колонку таблицы «Я знал…»

Я знал(а)

Я узнал(а)

Хочу узнать

- Информацию, с которой согласны оба, оставьте, с которой кто-то не согласен, обозначьте знаком вопроса.

(На доске записаны вопросы, которые помогают детям работать в парах:

  1. На какие вопросы может отвечать глагол?
  2. Что обозначает глагол как часть речи?
  3. Какие морфологические признаки имеет глагол?
  4. Как он изменяется?
  5. Каким членом предложения обычно бывает?

Учитель записывает информацию учащихся на доске.

- А теперь попробуйте сформулировать тему урока. Поставьте перед собой цель.

Заполняют первую колонку таблицы.

Объединяются в пары и обсуждают свои списки.

Одна-две пары зачитывают информацию.

Формулируют тему и цель урока, записывают в тетрадь.

(Р) – выполнение пробного учебного действия

(Р) – целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно)

(П) – осознанное и произвольное построение речевого высказывания

(П) – самостоятельное выделение познавательной цели

(К) – учёт позиции партнёра, передача информации, постановка вопросов

3.Формулирование проблемы

Раздаёт учащимся тексты с правильной информацией

Знаки для маркировки текста:

«!» - я это знал

«+» - новое для меня

«-« - новое для меня

«?» - вопрос

Информационный текст

1.Название «Глагол» происходит от старославянского слова «глаголить», что значит«говорить».

2. Впервые ввёл этот термин в русский язык А.М.Пешковский.

3..Глагол –это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие или состояние предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?

4. Глаголы могут иметь лексические значения движения (прыгать, бегать, плавать…); звучания (петь, говорить, кричать);состояния (синеть, золотиться, болеть);процесса (впитываться, нагреваться);существования (жить, находиться) и другие.

5.Глаголы имеют общее грамматическое значение «действие».

6. Глагол имеет следующие морфологические признаки:

1) Постоянные признаки:

     а).вид: совершенный (что сделать?); и несовершенный (что делать?)

      в).возвратность и невозвратность (возвратные глаголы образуются от непереходных глаголов с помощью суффикса –СЯ-СЬ;

       г).спряжение – это изменение глаголов по лицам и числам .

 2)Непостоянные признаки:   

а)  времянастоящее (что делает? Что делают?), прошедшее (что делал (а,о )?), будущее (что будет (ут)  делать? Что сделает (ют)?;

     в) число: единственное и множественное;

     г) лицо: 1 – е (Я –МЫ); 2 – е (ТЫ – ВЫ); 3 – е (ОН – ОНА – ОНО);

     д) род (только у глаголов прошедшего времени, единственного числа.)

7. В предложении является чаще всегосказуемым, может выступать в роли подлежащего

8. Частица –НЕ- с глаголами всегда пишется раздельно, за исключением тех глаголов, которые без не не употребляются.

9.  В художественном тексте глаголы чаще всего выступают в роли олицетворений  (перенос свойств человека на неживой предмет). 

(Вопросы для обсуждения:

Что вам было уже знакомо? Что оказалось новым? С чем вы не согласны?

Что вызвало сомнение и почему?)

Индивидуальная работа с текстом. Производят маркировку текста, чтобы узнать новое и отказаться от неправильной информации.

Словами или словосочетаниями записывают новую информацию во 2-ой столбик таблицы.    

В 3-ий столбик записывают вопросы (только в том случае, если они возникают)                                         

(П) – анализ, сравнение, обобщение

(П) – смысловое чтение

(П) – определение основной и второстепенной информации

(П) – моделирование

(К) – постановка вопросов

(Р) – фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

(Р) – волеваясаморегуляция в ситуации затруднения

(Р) – планирование, прогнозирование

4. Первичное закрепление во внешней речи

- Попробуйте закрыть информационный текст и рассказать то, о чём вы прочитали. Это будет очень трудно.

- Чтобы информация лучше отложилась в памяти, составим кластер (вопросы для составления кластера были записаны на доске, когда дети работали в парах)

- По своим лексическим значениям существительные и глаголы бывают так похожи, что порой трудно отличить одно от другого.

Составляют кластер.

Работают в парах. Обсуждают новую информацию, опираясь на вопросы, записанные на доске. Дополняют свои кластеры

Выполнение упр.695 (определяют сходство и различие между выделенными глаголом и существительными, используя алгоритм рассуждения, стр. 284)

(П) – умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание

(П) – умение структурировать знания

(П) – использование знаково-символических средств

(П) – синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты

(П) – построение логической цепи рассуждений, выведение следствий

(П) – выполнение действий по алгоритму

(К) – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

5. Рефлексия

- Достигли ли вы поставленной перед собой цели? Какая информация отложилась у вас в памяти?

- Обратите внимание на графу с вопросами. Это темы будущих уроков, на которых будут даны ответы на эти вопросы.

Отвечают на вопросы учителя

(П) – рефлексия способов и условий действия

(П) – контроль и оценка процесса и результатов деятельности

(К) – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

(К) – учёт разных мнений

6. Домашнее задание

- выучить материал по кластеру

-выписать глаголы из стихотворения Ф.И.Тютчева «Весенние воды» и определить их грамматические признаки

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Вариант 1

1.Контрольный диктант с грамматическими заданиями.

КАЛАНЫ1

На острове Медном живут очень редкие звери — каланы.

Целый день каланы проводят в море. Играют, резвятся, дремлют, покачиваясь на волнах. Веселые зверьки!

Каланы любят плавать на спине. Так им удобнее. Нырнет, достанет со дна морского ежа, ляжет на спину, иголки лапками обломает и грызет. А лапки — как ручки! И детишек своих каланы нянчат в море. Сидит малыш у матери на животе, как на островке, она его подбрасывает, щекочет. Только на ночь калан выходит на берег. Выжмет лапками шубку, свернется калачиком и спит прямо на камнях. (М. М и т у ри ч.)

КАЛАНЫ1- камчатский бобр, морская выдра; хищное млекопитающее.

Задание.

Ученики выбирают из текста диктанта глаголы с безударными личными окончаниями; определяют их спряжение и объясняют правописание.

Ключ: проводят -2спр, играют-1 спр, резвятся-2спр, дремлют-1 спр, любят-2спр, достанет-1спр, ляжет-1спр, нянчат-2спр, сидит-2спр, подбрасывает-1спр, щекочет-1спр, выходит-2спр, выжмет -1спр.

2.Самостоятельная работа

а) Выборочный диктант с грамматико-орфографическим заданием: выбрать из текста глаголы с безударными личными окончаниями, написать их, обозначив окончание и указав спряжение.

...Раннее утро. Низко над водой стелется туман. Едва заметно колеблются тростники. В их зарослях бормочут и возятся какие-то крупные птицы. Чуть слышно шепчутся прибрежные ивы. С жестяным свистом проносятся утки.

Пахнет дымком. Это рыбаки развели костер, закинули удочки и смотрят, не отрываясь, на поплавки: а вдруг клюнет?

Ключ.

Стелется-1спр, колеблются-1спр, бормочут-1спр, шепчутся-1спр, проносятся-2 спр, пахнет-1спр, смотрят-2спр, клюнет-1спр.

б) Разбор предложения Тихо струится лесной ручеек, колышутся над водой зеленые травинки.

Задание: определить спряжение глагола колышутся; устно проспрягать его, четко проговаривая окончания.

Ключ колышутся-1спр, колышешься, колышемся, колышется.

в) Выпиши из орфографического словаря слова в два столбика: семь слов I спряжения и семь слов II спряжения.

Ключ. 1спр- сеять, реять, лелеять, блеять, бороться, разведывать, таять

2спр- строить, возить, пилить, клеить, переносить, лететь, увозить

г) Составьте связное высказывание на лингвистическую тему:

«Какие правила о правописаниях глагола ты знаешь? (Зачем нужен Ь в глаголах, глаголы I и II спряжения).

Глагол - очень хитрая часть речи. Он любит задавать нам загадки. Например,как узнать, когда нужен ь знак глаголу? Глагол и ь знак бывают друзьями, а иногда врагами. Чтобы определить, когда они друзья или враги, нужно задать вопрос ы что делать? что делает? Что делать? - есть ь знак, значит друзья, а что делает? нет ь знака, к сожалению враги.

У глагола есть друзья, два брата близнеца. Первое спряжение и второе спряжение. Как глагол узнаёт два брата близнеца, кто есть кто? Оказывается, все очень просто: нужно поставить глагол в неопределенную форму и посмотреть, какая гласная стоит перед ть. Так и узнаешь какое это спряжение. Также этот способ поможет, если ты не знаешь, какая буква стоит перед л в прошедшем времени глагола.

Глагол очень любит ставить людей в тупик, но на каждый такой случай есть умные книги, учебники, которые всегда могут помочь.

Задание3. Вариативная(разноуровневая) работа по карточкам

Карточка 1

В каком ряду у всех глаголов в корне пишется –И-

1) заж...гать, зап...рать, вым...рать, раст...рать;

2) ст...лить, забл...стел, наб...рать, переж...гать;

3) соб...ру, выт...реть, разд...ру, вым...реть;

4) бл...стать, зам...реть, прод...раться, расст...латься.

Карточка 2

В каком ряду у всех глаголов в корне пишется -Е-

1) заж...гать, зап...рать, вым...рать, раст...рать;

2) ст...лить, забл...стел, наб...рать, переж...гать;

3) соб...ру, выт...реть, разд...ру, вым...реть;

4) б л... стать, зам...реть, прод...раться, расст...латься

Карточка 3

Найдите лишнее слово. Вставьте пропущенные буквы.

а) 1) бл...стала, 2) прож...гать, 3) выб...рать, 4) ум...реть;

б) 1) разж...гал, 2) бл...снул, 3) раст...реть, 4) зам...р.

Карточка 4

Найдите лишнее слово. Вставьте пропущенные буквы

а) 1) перест...лать, 2) отд...рать, 3) прож...гать, 4) соч...тать;

б) 1) бл...стит, 2) выж...гать, 3) подп...реть, 4) выж...чь.

Задание 4. Тест на все умения и навыки, выработанные в процессе изучения темы «Морфология. Глагол».

1. Укажите неверное утверждение.

A. Глагол — часть речи, которая обозначает действие.

Б. Глаголы изменяются по временам.

B. В настоящем времени глаголы изменяются по числам и родам.

Г. Глаголы бывают совершенного и несовершенного вида.

Д. В предложении глагол может быть подлежащим.

2. Найдите глаголы совершенного вида:

а) найти; б) бить; в) доказать; г) отдыхать.

3. Укажите, где нужен ь.

A. По утрам мне хорошо работает..ся.

Б. Хочет..ся уйти пораньше.

B. На дворе смеркает..ся.

Г. Мы не хотим возвращат..ся.

Д. Он приучает нас трудит.ся.

Е. Слышит..ся какой-то шум.

4. Найдите, к какому глаголу неверно подобрана неопределенная форма:

а) встретим — встретить;

б) разожгу — разжечь;

в) разрушу — разрушать;

г) отвечу — ответить.

5. Укажите глаголы I спряжения:

а) лететь; г) выжить;

б) выспаться; д) стоять;

в) выпить; е) бить.

6. Какую букву нужно вставить? Укажите столбик: а), б), в) или г), в котором последовательно расположенные буквы соответствуют пропущенным в данных словах буквам:

а) б) в) г)

зате..т и е и е

гоня..т и е е и

леле..т и е и е

слуша..т е е и и

обид..т и и е е

7. Укажите, где неправильно образована форма 3-го лица ед. ч.:

а) лечь — ляжет; в) ездить — ездиит;

б) ехать — едет; г) ходить — ходит.

9. Какую букву нужно вставить в словах следующего предложения? Отец выраст..т(1) жеребенка, и конь выраст..т (2) на славу.

Выберите правильный ответ.

A. В 1-м случае е, во 2-м — и. Б. В 1-м случае и, во 2-м — е.

B. В обоих случаях и. Г. В обоих случаях е.

10. Укажите глагол с буквой е в суффиксах прошедшего времени:

а) раска..лся; в) обид..л;

б) наде..лся; г) брос.л.

11. Укажите предложение с переходным глаголом.

A. На окне стояли цветы.

Б. Он обезумел от страха.

B. Она поет грустную песню.

Г. Дождь льет весь день.

12. Какую букву нужно вставить в словах следующих предложений?

1. Если вы его окликн..те, то он не отзовется. 2. Ребята, окликн..те Ваню. Выберите правильный ответ.

A. В 1-м случае е, во 2-м — и.

Б. В 1-м случае и, во 2-м — е.

B. В обоих случаях и.

Г. В обоих случаях е.

13. В каком предложении допущена речевая ошибка?

A. Беги и предупреди ребят об опасности.

Б. Шарик, ляг на место.

B. Клава, сотри с доски.

Г. Дима, положь на место ручку.

14. Укажите слово с буквой о в суффиксе:

а) перест..вать; в) узн..вать;

б) создавать; г) совет..вать.

15. Укажите предложение, в котором не с глаголом пишется раздельно.

A. За всем не всегда усмотришь, вот и (не)досмотрели.

Б. Он (не)досмотрел пьесу до второго действия.

B. У всех было такое чувство, что он что-то (не)досказал.

Г. В окнах (не)доставало нескольких стекол.

17. Укажите группу слов, в которых правильно поставлено ударение:

а) звонИшь, балУю, начАл;

б) звонИшь, балУю, нАчал;

в) звОнишь, бАлую, нАчал;

г) звОнишь, бАлую, начАл.

18. Найдите и отметьте строку, в которой ВСЕ глаголы имеют окончание -ят:

а) они увид..т, дыш..т, гон..тся, завис..т;

б) они распил.. т, слыш..т; скач..т, гре..т;

в) они угон..тся, вылет..т, объяв..т, провер..т;

г) они увид..т, услыш..т, слуша..т, дыш..т.

19. Найдите и отметьте строчку, в которой ВСЕ глаголы имеют окончание на -ет:

а) он колыш..т, ре..т, реша..т, осво..т;

б) он посе..т, чу..т, стел..т, слуша..т;

в) он та..т, кат..тся, реша..т, клее..т;

г) он пове..т, затее..т, кол..т, упуст..т.

20. Найдите и отметьте строчку, в которой ВСЕ глаголы имеют окончание на -ют:

а) они стел..т, клее..т, бре..т, та..т;

б) они стро..т, бор..тся, высп..тся, обве..т;

в) они слуша..т, дремл..т, гон..т, леле..т;

г) они жал..т, кол..т, пол..т, вод..т.

Ключ.1-В, 2-а, в; 3-Г, Д; 4-в, 5-в,г, е; 6-б; 7-в; 8-г; 9-б; 10-в; 11-В; 12-А; 13-Г; 14-г; 15-Б4 16- а;17-б;18-в; 19-б; 20-а.

6. Варианты заданий на сформированные умения и навыки из изученных произведений художественной литературы.

Умения и навыки

Примеры из художественной литературы

1.Определи спряжение глаголов с безударным личным окончанием

1) «Играют волны-ветер свищет,

И мачта гнется и скрипит…

Увы, -он счастия не ищет

И не от счастия бежит!»(М.Ю. Лермонтов)

2) « Он орал, что еще посмотрит, как это вдова меня отберет, что будет глядеть в оба, и если только они попробуют устроить ему такую пакость, то он знает одно место, где меня спрятать , милях в шести отсюда; и пускай тогда ищут хоть сто лет-все равно не найдут»(М.Твен «Приключения Гекльберри Финна»).

2. Выпиши глаголы прошедшего времени, выдели суффикс

Сказка

Мальчик строил лодку.

И построил лодку.

И поплыл по речке

В тихую погодку.

Лодка острым носом

Воду бороздила.

Облако дорогу

Ей загородило.

Мальчик въехал в облако,

В белое,густое.

А за первым облаком -

Облако второе,

Облако пуховое,

Облако из снега.

А за третьим облаком

Начиналось небо.

Мальчик плыл не речкою,

Мальчик плыл по Млечному,

По небу проточному

В сторону восточную.

Мальчик плыл по звездам,

К месяцу тянулся.

Покатался по небу

И домой вернулся.

                                                                      (Давид Самойлов)

3.Распредели глаголы неопределенной формы по виду

«…Прилег вздремнуть я у лафета…», «…Не смеют , что ли командиры Чужие изорвать мундиры…», «И умереть мы обещали…», «…Вам не видать таких сражений!...», « …Тогда считать мы стали раны, товарищей считать…», «…Были все готовы заутра бой затеять новый И до конца стоять…»(М.Ю. Лермонтов)

2 Вариант

  1. Контрольный диктант с грамматическими заданиями.

Весна вступила в свои права. Начали лесные жители лесубирать и жилища свои чистить.

Стали они выдирать сухую траву, собирать упавшие ветки. По всему лесу разжигались костры, в которых сжигаласьстарая трава. Пусть растёт молодая, зелёная!

Блестели окошки в лесных избушках. Хозяюшки протиралиполы, расстилали хрустящие скатерти, стелили коврики. К вечеру в окошках зажигались огоньки. Двери не запирались,и все ходили друг к другу в гости.

Ёжик Вася блаженствовал в своём опрятном домике. Целый день он хлопотал, а теперь сидел у печки в кресле, разбиралстарые письма и раскладывал их на чисто вытертом столике.

К ночи шум в лесу замер. На небе заблистали звёзды, которые тоже казались вымытыми до зеркального блеска.

(121 слово)

Задание.

Выпишите глаголы с чередованием гласных в корне.

Графически выделите орфограммы.

Ключ. Начали, убирать, выдирать, собирать, разжигались, сжигалась, растёт, блестели, протирали, расстилали, стелили, зажигались, запирались, разбирал, замер,заблистали.