Инновационная деятельность на базе КФУ
Информационно-компьютерные технологии, применяемые на уроках русского языка и литературы, повышают интерес к изучаемым предметам, активизируют познавательную деятельность учеников, развивают их творческий потенциал, позволяют эффективно организовать групповую и самостоятельную работу, осуществляют индивидуально-дифференцированный подход в обучении, способствуют совершенствованию практических умений и навыков школьников, обеспечивают надёжность и объективность оценки знаний учащихся, повышают эффективность обучения, качество образования (развитие интеллекта школьников и навыков самостоятельной работы по поиску информации, разнообразие форм учебной деятельности детей на уроке), включают школьников и педагогов в современное информационное пространство, способствуют самореализации и саморазвитию личности ученика.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_uroka.docx | 44.71 КБ |
refleksiya_kak_etap_uroka_v_usloviyah_fgos.doc | 57.5 КБ |
deti_voyny.doc | 51 КБ |
70-letiyu_velikoy_pobedy_posvyashchaetsya.pptx | 2.51 МБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Ульянковская основная общеобразовательная школа Кайбицкого муниципального района Республики Татарстан»
Методическая разработка урока русского языка в 5 классе на тему
«Суффикс – значимая часть слова»
Развалова Татьяна Александровна
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
Оглавление
Введение------------------------------------------------------------------------------2
Методическая разработка урока------------------------------------------------4
Заключение--------------------------------------------------------------------------19
Список использованной литературы--------------------------------------------21
Введение
В системе языка морфемы имеют особый статус, они играют важную практическую роль в речевой деятельности человека, так как участвуют в оформлении слов как частей речи. Также морфемы оказывают влияние на стилистическую сферу употребления слов в речи. В основу настоящей методической разработки урока по русскому языку положена совместная деятельность учителя и учащихся в ходе закрепления и совершенствования знаний по теме «Суффикс – значимая часть слова».Данный урок проводится по учебно – методическому комплексу по русскому языку под редакцией Т.А. Ладыженской, урок разработан с учётом современных требований ФГОС и возрастных особенностей учащихся. В результате учебной деятельности на занятии школьники сами отслеживают усвоение материала, делают выводы. Задания построены по принципу усложнения, а дифференциация их по уровню сложности позволяет создать на уроке «ситуацию успеха». Ведь творчество обучающихся проявляется в умении осуществлять нешаблонные действия, в умении ставить новые цели, осуществлять контроль и оценку собственных знаний, планировать свои действия. Учитель должен выполнять функцию координатора деятельности и партнёра учеников, стараться увлечь учащихся проблемой, стимулировать творческое мышление учащихся, проявлять терпимость к ошибкам учеников, предлагать свою помощь или адресовать к нужным источникам информации.На данном уроке используются различные методические приёмы:
- словесные (беседа с учащимися по теме, ответы на вопросы, воспроизведение правил);
- наглядные (слайды презентации);
- практические (выполнение заданий).
С цельюздоровьесбережения чередуются различные формы работы: устные задания – с письменными, коллективные – с самостоятельными. На уроке есть место и индивидуальной работе учащихся, и работа в парах, в группе.Наличие заданий творческого характера позволяют не только поддерживать познавательный интерес учащихся на протяжении всего урока, но и развивать интеллектуальные и творческие способности.Большое значение для формирования различных компетентностей ушкольников имеет работа с текстом, к которому предлагается выполнить ряд заданий, что помогает повторить и закрепить уже изученный материал, обратиться к отработке новых знаний, увидеть целостность текста, поработать с его речевыми особенностями. Эта работа важна для подготовки к сдаче экзаменов в новой форме.Обучающие должны научиться осмысливать значения изученных суффиксов, дифференцировать их и употреблять при письме соответствующие слова. Для достижения и оценивания ожидаемых результатов используется тестирование, изучение результатов деятельности учащихся.
Раздел программы курса « Русский язык» – «Морфемика» (5 класс)
Тема урока : «Повторение и обобщение изученного по разделу «Суффикс»слайд 1
(Учебник: Русский язык. 5класс. Учеб.для общеобразоват. учреждений. В 2ч. Ч.2 /Т.А. Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А. Тростенцова и др.; науч.ред. Н.М. Шанский. – М.: Просвещение, 2016. – 176 с. )
Цели:
1. Обобщить знания обучающихся по изученному материалу раздела «Суффикс», привести в систему и проверить степень освоенности всех тем.
2.Способтвовать развитию умения систематизировать материал, обобщать, делать выводы, формировать лингвистическую зоркость и чувство языка у ребенка; отрабатывать орфографическую и пунктуационную грамотность.
3. Содействовать формированию потребности в овладении грамотным письмом, развитии речи; внимания, самодисциплины; умения работать в паре, группой; в каждом ученике воспитывать нравственно и физически здоровую личность, способную к творческой деятельности; формировать ответственное отношение к природе, развивать потребность общаться с природой, наслаждаться её красотой; повысить мотивацию учебной деятельности за счёт стандартной формы урока.
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, ноутбук, индивидуальные карточки
Форма урока: урок закрепления знаний
Технологическая карта урока
Заключение
Урок русского языка был проведён в 5 классе по учебнику Русский язык. 5класс. Учеб.для общеобразоват. учреждений. В 2ч. Ч.2 /Т.А. Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А. Тростенцова и др.; науч.ред. Н.М. Шанский.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
На уроке использовались следующие методы и формы обучения:
1. Методы управления учебной деятельностью и восприятия информации:
а) по источнику передачи и восприятия информации – словесные, наглядные, практические;
б) по степени самостоятельности учащихся – репродуктивные и проблемно-поисковые;
в) по степени управления учебной деятельностью – учебная деятельность, организованная и управляемая учителем, самостоятельная деятельность уч-ся, работа с учебником.
2. Методы контроля и самооценки
а) фронтальная работа, опрос;
б) тестовая работа;
в) самоконтроль.
3. Формы организации познавательной деятельности: фронтальные (учитель-класс), индивидуальные (учитель-ученик), групповые (учитель-группа).
4. Выбранные методы обучения и способы управления учебной
деятельностью подчинены целям и задачам урока и соответствуют
уровню обучения учащихся пятого класса
- Планируемый объем учебного материала, и сложность информации учтены с учетом психофизиологических особенностей школьников и учебными возможностями учащихся 5-го класса.
- Кратковременность организационного момента, быстрое включение всех учащихся в деловой ритм урока послужило стимулирующим введением в учебную деятельность, а также создало эмоционально-деловой настрой и обеспечило необходимую мотивацию
Список литературы
1. Федеральный государственный образовательный стандарт утвержден 1 февраля 2011 года
2 .Русский язык . 5 класс . Учеб. Для общеобразоват. учреждений в 2 ч. Ч 2 ( Т.А. Ладыженская , М . Т. Баранов , Л . А . Тростенцова и др. ; науч . ред . Н . М . Шанский ) . - М . : Просвещение , 2012 . – 176 с . :
3. Бабушкина Т.В. , Гурьева Н . Н. Русская графика . Тверь , 2001.
4 . Контрольно – измерительные материалы . Русский язык . 5 класс / Сост. Н . В. Егорова . М . : ВАКО , 2009.
5 .Диск «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки русского языка. 5 класс».
Предварительный просмотр:
Мастер – класс «Рефлексия как этап урока в условиях ФГОС»
Добрый день, уважаемые коллеги!
Я очень рада видеть вас на мастер-классе «Рефлексия как этап урока в условиях ФГОС». Надеюсь, что он будет для вас интересным, полезным, а главное принесёт вам много положительных эмоций, и вы останетесь довольны, проведённой работой. Уже началась последняя учебная четверть, мы немного устали после плодотворной работы. Я думаю, что нам, педагогам, не нужно забывать и о себе, о своем здоровье, о своём душевном равновесии. Поэтому сегодня в начале и в конце моего мастер-класса мы несколько минут уделим нам, таким умным и красивым.
Я предлагаю восстановить наш энергетический баланс путем ряда простых действий.
* с силой потереть одну ладонь о другую (10 раз); * щеки - вверх - вниз (10 раз);
* кончиками пальцев постучать по затылку и макушке (10 раз);
* указательным пальцем правой руки нащупать впадину в основании черепа и 3 раза сильно надавить;
* 3 раза сжать руки в кулак, помассировать места соединения большого и указательного пальцев.
Я думаю, вы ощутили, как горячая волна энергии обволакивает тело, как мы приободрились. И чтобы лучше себя чувствовать, я предлагаю пожелать здоровья друг другу на разных языках. Я дам несколько карточек с пожеланиями здоровья, кто получает карточку, приветствует всех громко, позитивно, не забывая называть, на каком языке приветствие, а мы хором отвечает на это же языке.
Я начну на русском:
- Здравствуйте!
- Нихао ! (Китай)
- Гомар Джоба ! (Грузия)
- Хэллоу! (Англия)
- Бонжур! (Франция)
- Здравей! (Болгария)
- Здоровэньки булы! (Украина)
- Норуон норгуй! (Якутия)
- Джечь буречь (Удмуртия)
- Добры дзень! (Белоруссия)
- Ola! (Португалия)
Спасибо всем. И если, как говорят ученые, мысль материальна, то наше здоровье должно удесятериться. Я уже чувствую это. А как вы? Тогда приступим к серьезной части моего выступления.
Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии. При этом очень важно помнить о том, что организация рефлексивной деятельности на уроке – не самоцель, а подготовка к сознательной внутренней рефлексии, к развитию необходимых современной личности качеств: самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности.
- Самостоятельность. Не учитель отвечает за ученика, а ученик, анализируя, осознаёт свои возможности, сам делает свой собственный выбор, определяет меру активности и ответственности в своей деятельности.
- Предприимчивость. Ученик осознаёт, что он может предпринять здесь и сейчас, чтобы стало лучше. В случае ошибки или неудачи не отчаивается, а оценивает ситуацию и, исходя из новых условий, ставит перед собой новые цели и задачи и успешно решает их.
- Конкурентоспособность. Умеет делать что-то лучше других, действует в любых ситуациях более эффективно.
Рефлексивная деятельность на уроке не только создаёт условия для осознания пройденного пути, но и способствует формированию и развитию универсальных учебных навыков, а также достижению метапредметных результатов обучения.
А что же такое рефлексия Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад. Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание. Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ.
Рефлексия позволяет приучить ученика к самоконтролю, самооценке, саморегулированию и формированию привычки к осмыслению событий, проблем, жизни. Психологи особо подчёркивают, что становление и развитие духовной жизни связано, прежде всего, с рефлексией.
Но без помощи учителя ребёнок не научится управлять собой. Именно единство целей учителя и ученика ведёт в конечном итоге к определённым результатам, когда каждый ученик может дать оценку своей деятельности на уроке. Это вызывает у учеников чувство радости и своей значимости.
При взаимодействии с учащимися учитель использует, в зависимости от обстоятельств, один из видов учебной рефлексии, отражающих четыре сферы человеческой сущности:
- физическую (успел – не успел);
- сенсорную (самочувствие: комфортно – дискомфортно);
- интеллектуальную (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал);
- духовную (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других).
Исходя из функций рефлексии, предлагается следующая классификация:
- рефлексия настроения и эмоционального состояния;
- рефлексия деятельности;
- рефлексия содержания учебного материала.
Рефлексия настроения и эмоционального состояния.
Целесообразно проводить в начале урока с целью установления эмоционального контакта c классом или в конце деятельности
Что можно применять?
“Мои ожидания”:
- Возьмитесь за руки, улыбнитесь друг другу. Что вы ожидаете от сегодняшнего урока? Я надеюсь, что ваши ожидания исполнятся, а насколько - посмотрим в конце урока (получить новые знания, справиться со всеми заданиями, помочь своему товарищу)
- Карточки с изображением лица (грустного, веселого); показ большого пальца вверх или вниз.
- “Солнышко” – мне всё удалось, “солнышко и тучка” – мне не всё удалось, “тучка” – у меня ничего не получилось.
- “Радостный гномик” – всё хорошо, “грустный гномик” – грустно.
Рефлексия содержания учебного материала.
используется для выявления уровня осознания содержания изученного
“Плюс-минус-интересно”.
Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф.
- В графу “П” – “плюс” записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо, по мнению ученика, могут быть ему полезны для достижения каких-то целей.
- В графу “М” – “минус” записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций.
В графу “И” – “интересно” учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке, и что бы еще хотелось узнать
Рефлексия деятельности.
Следующий вид – рефлексия деятельности. Современные технологии предполагают, что ученик должен не только осознать содержание материала, но и осмыслить способы и приёмы своей работы, уметь выбрать наиболее рациональные. Этот вид рефлексии приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ. Применение данной рефлексии в конце урока даёт возможность оценить активность каждого на разных этапах урока.
Что я делал? С какой целью? Почему я это делаю так? Какой результат я получил? Какой вариант лучше? – вот те вопросы, которые задают себе ученики, владеющие рефлексией, т.е. умеющие осознавать свою деятельность.
“Дерево успеха” – зелёный лист – нет ошибок, жёлтый лист – 1 ошибка, красный лист – 2-3 ошибки
“Поезд” На доске поезд с вагончиками, на которых обозначены этапы урока. Детям предлагают опустить “веселое личико” в тот вагончик, который указывает на то задание, которое было интересно выполнять, а “грустное личико” в тот, который символизирует задание, которое показалось неинтересным. Можно использовать только один жетон по усмотрению ученика.
Синквейн( составляют педагоги)
Рефлексия
Физическая Интеллектуальная
Анализировать Контролировать Оценивать
Рефлексия позволяет приучить ученика к самоконтролю
Самоанализ
Рефлексия мастер-класса.
У вас на столе полоски: зелёного и жёлтого цветов. Если вам понравился мастер-класс: это было актуально, полезно, интересно и вы будете это использовать в своей работе – возьмите полоску желтого цвета. Ну а если это всё вас совсем не тронуло – покажите зеленую полоску. Прикрепим на доску. Получилось солнце. (Лучи солнца).
Большое спасибо за внимание!
Заканчивая мастер-класс, я хочу, чтобы вы расслабились и немного отдохнули.
Релаксация
Упражнение “Дождь в джунглях” - музыка “Давайте встанем в тесный круг друг за другом. Представьте, что вы оказались в джунглях. Погода сначала была великолепная, светило солнце, было очень жарко и душно. Но вот подул легкий ветерок. Прикоснитесь к спине впереди стоящего человека и совершайте легкие движения руками. Ветер усиливается (давление на спину увеличивается). Начался ураган (сильные круговые движения). Затем пошел мелкий дождь (легкие постукивания по спине партнера). А вот начался ливень (движение пальцами ладони вверх — вниз). Пошел град (сильные постукивающие движения всеми пальцами). Снова пошел ливень, застучал мелкий дождь, пронесся ураган, подул сильный ветер, затем он стал слабым, и все в природе успокоилось. Опять выглянуло солнце. А теперь повернитесь на 180 градусов и продолжим игру”.
Можно проводить с учащимися во время консультаций.
Цель упражнения: дать учащимся возможность расслабиться, набраться оптимизма и уверенности в себе.
Сядьте свободно и закройте глаза. Сделайте 3 глубоких вдоха и выдоха. А теперь представьте себе звездное небо. Звезды большие и маленькие, яркие и тусклые. Для одних – это одна или несколько звезд, для других – бесчисленное множество ярких светящихся точек, то удаляющихся , то приближающихся на расстояние вытянутой руки. Посмотрите внимательно на небо и выберите самую прекрасную звезду. Быть может, она похожа на вашу мечту детства, а может, она вам напомнила о минутах радости, счастья, вдохновения?
Еще раз полюбуйтесь своей звездой и попробуйте до нее дотянуться. Старайтесь изо всех сил! Вы обязательно достанете свою звезду. Снимите ее с неба и бережно положите перед собой. Постарайтесь запомнить, как она выглядит, какой свет она излучает. А теперь сладко потянитесь, откройте глаза.
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Сценарий праздника "Не совместимы дети и война"
Звучит музыка. Выходят ведущие праздника. Казалось, было холодно цветам, И от росы они слегка поблёкли. Зарю, что шла по травам и кустам, Обшарили немецкие бинокли.
Такою все дышало тишиной, что вся земля еще спала, казалось. Кто знал, что между миром и войной всего каких-то пять минут осталось! В тот далекий летний день 22 июня 1941 года люди занимались обычными для себя делами. Школьники готовились к выпускному вечеру, девчонки строили шалаши и играли в "дочки-матери", непоседливые мальчишки скакали верхом на деревянных лошадках, представляя себя красноармейцами. И никто не подозревал, что и приятные хлопоты, и задорные игры, и многие жизни перечеркнет одно страшное слово – война. У целого поколения, рожденного с 1928 по 1945 год, украли детство. "Дети Великой Отечественной войны"– так называют сегодняшних пожилых людей. И дело здесь не только в дате рождения. Их воспитала война. Учитель: Здравствуйте, ребята, уважаемые гости. Мы рады видеть Вас на нашем мероприятии, которое посвящено людям категории “дети войны”. Да! Сегодня мы не будем говорить о взрослых. Мы поговорим о судьбах детей – детей войны… Они рано и быстро взрослели… Недетская эта тяжесть - война, а они хлебнули её полной мере. Во время войны детям сложнее, чем взрослым. Они не понимали, почему нет папы, почему мама постоянно плачет, почему постоянно хочется есть, почему по вою сирены надо бежать в бомбоубежище… Много детских почему? Но детским чутьем они понимали, что пришла беда. Большая беда. Каждому человеку ясно: дети – это святое, они не воюют, они не вооружены. В огне войны сгорело детство, Но не прошло бесследно, нет, И носим мы в себе наследство – И боль, и радость прошлых лет… И так, мы сегодня поговорим о детях войны.(представление гостей) Дети войны. Кто они? /показ презентации В. Каждый человек в годы войны старался своим трудом на фронте и в тылу приблизить Победу. В этой борьбе активное участие наравне со взрослыми принимали дети. Кто-то сказал: «На войне детей не бывает». Нет, бывает, и тем страшнее война, чем больше детей теряют свое беззаботное, радостное детство, становясь не по возрасту серьезными, ответственными зачастую не только за себя, за своих братьев и сестер. 1 ведущий - Они встречали войну в разном возрасте. Кто-то совсем крохотным, кто-то подростком. Кто-то на пороге юности. Война застала их в столичных городах и маленьких деревеньках, дома и в гостях у бабушки, в пионерском лагере, на переднем крае и в глубоком тылу. В. Те ребята, что попали в войну, должны были расстаться с детством Кто возвратит детство ребенку, прошедшему через ужас войны? Что он помнит? Что может рассказать? Воспоминания Стеряковой Тамары Андреевны Вот что нам рассказала Стерякова Тамара Андреевна: ” О начале войны мы узнали из репродукторов. Все люди сбежались и слушали объявление о том, что фашисткая армия напала на нашу страну. Вскоре наш отец, Калашников Андрей Егорович, получил повестку. В семье осталось шестеро детей и бабушка (Наталья Давыдовна) – папина мать. Ей было 90 лет. Мама была нам не родной. Родная мама умерла, и эта женщина пришла к нам в семью, взяв на воспитание шестерых детей. У неё было тоже двое детей. До сих пор мы очень благодарны маме. Такой матери не было ни у кого, так она нас любила. Отца проводили вместе с другими мужчинами на подводах в Кайбицы. Домой он вернулся только в 1947 году. Жилось тяжело, но занятия в школе не пропускали. В школу ходили в лаптях. Сумки шили из клинышков, они быстро рвались. Ручек не было. Пёрышки привязывали к палочкам полыни и писали. Чернила делали сами из сажи. В школе было холодно, чернила замерзали. Но мы учились хорошо, старались не огорчать маму. Дом наш состоял из одной избы. В хозяйстве держали корову, овец, кур, гусей. Но собирали налог. Мясо, яйца, молоко, масло сдавали государству. Огород пахали сохой, которую тащили на себе. Картофель тоже сажали так. Самой сильной у нас была Лена. Мы тянули соху за верёвки, а мама держала соху. Если мимо проходили ребята, она им говорила: «Ребята, глядите, которая из них сильнее, ту и в невесты выбирайте». Мама работала конюхом. Лошадям давали фураж, она его просеет и муку несёт домой. С весны по осень в берегу реки была вырыта таганка (печка), здесь в чугуне варила кисель из этой муки. Она очень переживала, чтобы мы не умерли с голода. Она говорила: « Как я буду отчитываться перед отцом, когда он вернётся домой». Она очень переживала за нас. Летом много ели разной травы: и сырой, и суп варили. Настоящий праздник в доме был, когда пекли лепёшки из гнилой картошки, собранной на поле. Мама добавляла в толченую картошку пару яиц и пекла лепёшки. Было очень вкусно. Но это было очень редко. Не было соли. Однажды мама поехала в Казань на санках через большой мост через Волгу. Мост охраняли солдаты. Через него не пропускали. Мама сказала: « Что хотите со мной делайте, хоть убейте. У меня восемь детей, муж на фронте». И её пропускали. Мы очень любили свою маму, лучше её не было. Мы до сих пор с большой благодарностью вспоминаем её. Ведь она отдала своё сердце, свою жизнь чужим детям». Слушаешь воспоминания Тамары Андреевны, и слёзы наворачиваются на глаза. Очень часто наворачиваются слёзы на глаза, когда читаешь художественные произведения о войне. В. Поэты и писатели посвятили данной теме множество произведений. Монолог Марии из повести В. Закруткина “Матерь человеческая”
Рассказ гостей о своём военном детстве 2. Чернова Мария Андреевна - расскажите о своём детстве? Как вы узнали о начале войны? - Кто из ваших родственников ушёл на войну? - как сложилась ваша жизнь после войны? (показ презентации ) (Художественной литературы с произведениями писателей не было. Вечерами мы с учителем ходили в школу и читали при свете лампы произведения вслух по очереди (кто хорошо читал), а остальные слушали в темноте. Ходили каждый вечер.( Мышева Мария Михайловна)) В. Хорошо, что в наших краях не было военных действий, какой жестокостью отличались фашисты на оккупированных землях!? Стихотворение М. Джалиля «Варварство” - Как вы проводили свободное время? Вот что вспоминает жительница нашего села Мошкова Ефросинья Егоровна: (Ефросинья Егоровна оживилась, заулыбалась). Как тяжело не было, но мы были молодые, а молодость брала своё. Одеть-то нечего было, на одной ноге ботинок, на другой – галоша, и в пляс. На одежду внимание не обращали, все в это время так ходили. Во время святок наряжались, брали балалайку в руки и по деревне с песнями и плясками. Выступление бабушек, о том, как проводили свободное (балалайка Чернова М.А.) Спасибо за внимание! |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Дети войны К категории детей войны относятся граждане Российской Федерации, родившиеся в период с 22 июня 1928 года по 3 сентября 1945 года, постоянно проживавшие на территории Союза Советских Социалистических республик в годы Великой Отечественной войны.
Стерякова Тамара Андреевна Занавески на окошки вырезали из газет, на каждый праздник новые, у кого красивее. Сами делали себе обувь-танкетки. Из клеёнки нарежем ремешков и прибьём их на подмётки от калош, которые найдём на улице. На улицу идём в новых танкетках, а с улицы возвращаемся босиком, так как ремешки быстро отрывались. Спали на полу на соломе, а больше на печке. Солому утром сжигали в печке.
Чернова Мария Андреевна
Лисина Екатерина Порфирьевна
Пантелеева Вера Да, папа писал письма, и до сих пор сохранились письма – треугольнички . Папа был ранен, лежал в госпитале. А с 1943 года письма перестали приходить. И только после войны свидетель гибели отца рассказал, что видел, как был убит отец. На лошади он взорвался на мине. Чемезов Григорий Александрович считается без вести пропавшим.
Бладцева Евдокия Григорьевна В 1944 году пришёл с войны отец. Он был ранен в руку, но дома он побывал только месяц и снова уехал на фронт. Через несколько месяцев он возвращается домой насовсем, около Старой Руссы ранили в ногу, попал в госпиталь в город Омск, ногу пришлось ампутировать. Так и закончилась война для Тиханова Григория Даниловича.
Ветлугина Мария Ивановна Сами удивляемся, как выжили: ели траву, собирали гнилую картошку, которая вытаивала весной на поле, толкли её и пекли боташки (лепёшки). От голода начали пухнуть. С липы сдирали мох, сушили его, толкли, пекли боташки , добавляли одну горсточку муки. Ходили в лес за корой. Кору срывали с молодых лип. На зиму заготавливали лебеду. Сушили, толкли её в ступе, тёрли картошку, всё смешивали и на сковородку .
Мышева Мария Михайловна
В гостях у Марии Михайловны На почте продавали брошюрки о войне. На них мы делали домашнее задание, а в настоящих тетрадях мы писали диктанты, контрольные работы. Чернила делали сами из сажи. Книги носила в платке . Было очень холодно. Стояли сильные морозы. Летом и учителя, и уборщицы заготовляли дрова на зиму. Сами пилили и кололи. А мы дети ездили за сучками на тележке, везли их домой. У мамы было много отрезов в сундуке. Все сменяли на картошку и муку. Спасибо, что была лебеда. Её косили, сушили, мололи, добавляли немного муки и пекли хлеб .
Детям войны посвящается … Война . Страшней нет ничего на свете, « Для фронта всё!» – девиз страны таков, Трудились все: и взрослые, и дети В полях и у мартенов, у станков. Всё отдавали фронту для победы, Тыл только крохи оставлял себе Терпели стойко тяжести и беды, Чтоб быстро одолеть врага в борьбе