"Инновационная деятельность на базе КФУ"
Присоединилась к работе РИП в ноябре 2016 года.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Художественное творчество» предназначена для формирования ценностного отношения обучающихся к искусству, воспитания основ эстетической ответственности как важнейшего компонента художественной культуры. Программа разработана в соответствии ФГОС для занятий рисованием, обучению выразительному чтению, рассказыванию, инсценированию. В рамках этой программы появляется возможность участия в выставках, фестивалях, в конкурсах рисунков, талантов, чтецов, массовых мероприятиях, подготовки материалов к праздникам, создании портофолио.
Программа интересна и занимательна, не допускает учебных перегрузок для школьников. Программа, рассчитанная на учащихся 5 классов, успешно апробирована; рассчитана на 35 часов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneurochka.docx | 78.54 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Теньковская средняя общеобразовательная школа»
Теньковского сельского поселения
Камско-Устьинского муниципального района РТ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Художественное творчество»
для учащихся 5 классов
ПОТАПОВОЙ МАРИНЫ АЛЕКСЕЕВНЫ
Высшая квалификационная категория
Срок реализации - 1 год
2016 год
Пояснительная записка
Программа курса «Художественное творчество» разработана на основе Примерной программы внеурочной деятельности (основное общее образование) раздела художественно-эстетическое направление в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения.
Программа внеурочной деятельности для 5 класса является по типу – образовательной программой по конкретному виду внеурочной деятельности, направление – общекультурное. Данная программа предназначена для формирования ценностного отношения обучающихся к искусству, воспитания основ эстетической ответственности как важнейшего компонента художественной культуры.
Актуальность
Декоративное творчество, преподавание театрального искусства является составной частью художественно-эстетического направления внеурочной деятельности в образовании. Оно наряду с другими видами искусства готовит обучающихся к пониманию художественных образов, знакомит их с различными средствами выражения. На основе эстетических знаний и художественного опыта у учащихся складывается отношение к собственной художественной деятельности.
Программа курса «Художественное творчество» разработана для занятий рисованием, обучению выразительному чтению, рассказыванию, инсценированию. Она способствует изменению отношения ребенка к процессу познания, развивает широту интересов и любознательность, что «является базовыми ориентирами федеральных образовательных стандартов». Расширение культурного диапазона, повышение культуры поведения - всё это можно осуществлять через обучение и творчество на театральных занятиях в школе. Большую роль для театральной деятельности играет выразительное чтение.
Выразительное чтение предваряется анализом художественного произведения, цель которого - заинтересовать ученика, пробудить в нем стремление выявить авторскую позицию, эмоциональные и смысловые основы произведения. На занятиях данного должна осуществляться подготовка к чтению: определение тональности частей
произведения, характера интонирования фраз, наблюдения за ритмикой стиха и расстановка логических ударений.
Содержание программы «Художественное творчество» является продолжением изучения смежных предметных областей (изобразительного искусства, литературы, технологии) в освоении различных видов и техник искусства. Большое внимание уделяется творческим заданиям, в ходе выполнения которых у детей формируется творческая и познавательная активность.
Программа способствует:
- развитию разносторонней личности ребенка, воспитание воли и характера;
- помощи в его самоопределении, самовоспитании и самоутверждению в жизни;
- формированию понятия о роли и месте искусства в жизни;
- обучению практическим навыкам художественно-творческой деятельности, пониманию связи художественно-образных задач с идеей и замыслами, умению обобщать свои жизненные представления с учетом возможных художественных средств;
- созданию творческой атмосферы в группе воспитанников на основе взаимопонимания коллективной работы;
Цель программы:
- воспитание личности творца, способного осуществлять свои творческие замыслы в области разных видов искусства;
- формирование у учащихся устойчивых систематических потребностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самоопределению в процессе познания искусства, истории, культуры, традиций;
- гармоничное развитие личности ребенка средствами эстетического образования; развитие его художественно- творческих умений; нравственное становление.
Задачи курса:
- вооружить детей знаниями в изучаемой области, выработать необходимые практические умения и навыки;
- учить замечать и выделять основные средства выразительности изделий;
- реализовать духовные, эстетические и творческие способности воспитанников, развивать фантазию, воображение, самостоятельное мышление;
- воспитывать художественно-эстетический вкус, трудолюбие, аккуратность;
- помогать детям в их желании сделать свои работы общественно значимыми;
- формировать навыки театральной речи;
- Формировать способность передавать в исполнении нравственную оценку поступков героев; особенности описания, повествования, монолога, диалога с сохранением стиля автора и его отношения к изображаемому; использовать систему изобразительно-выразительных средств языка произведения; художественно рассказывать и оценивать собственное исполнение.
Программа строится на основе знаний возрастных, психолого-педагогических, физических особенностей детей среднего школьного возраста.
Программа предназначена для обучающихся 5 классов и рассчитана на проведение 1 часа в неделю (35 часов в год). Занятия проводятся после всех уроков основного расписания, продолжительность соответствует рекомендациям СанПиН, т.е. 45 минут.
Форма внеурочной деятельности - творческая мастерская. Занятия проводятся в виде активных форм организации учебного процесса:конкурсы, игры, выставки рисунков, тренинги и т.д.
Занятия включают в себя теоретическую часть и практическую деятельность обучающихся. Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала (с использованием компьютерных технологий). Изложение учебного материала имеет эмоционально-логическую последовательность, которая неизбежно приведет детей к высшей точке удивления и переживания.
Дети учатся аккуратности, точности исполнения работ, качественной обработке рисунка. Особое внимание уделяется технике безопасности при работе с техническими средствами, которые разнообразят деятельность и повышают интерес детей.
Учебно-тематический план
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Виды деятельности учащихся | Дата | ||
План | Факт | |||||
| ||||||
1 | Введение Задачи курса. Т.Б. при ручных работах. | 1 | Организационное занятие с учащимися. | |||
| ||||||
2 | Цвет – основа языка живописи. Основные и составные цвета. Радуга цветов. | 1 | Рисование радуги цветов. | |||
3 | Пейзаж. Состояние природы (мазок в живописи). | 1 | Рисование пейзажа. | |||
4 | Изображение пейзажа с ярко выраженным настроением. | 1 | Рисование пейзажа. | |||
5 | Басни А.И. Крылова (рисунки по мотивам любимых басен). | 1 | Иллюстрирование. | |||
6 | Ёлочные украшения. Шарики. Звёздочки. Снежинки. | 1 | Рисование ёлочных игрушек. | |||
7 | «Портрет любимого героя» (рисунки по мотивам любимых книг). | 1 | Иллюстрирование. Выставка работ. | |||
8 | Открытка к Новому году. Ёлочка. | 1 | Сборка открытки. | |||
9 | «Палитра русских народных сказок» (рисунки по мотивам любимых русских народных сказок). | 1 | Иллюстрирование. Выставка работ. | |||
10 | «По страницам любимых книг» (рисунки по мотивам любимых книг). | 1 | Иллюстрирование. Выставка работ. | |||
11 | «Мои любимые стихи» (рисунки по мотивам любимых стихотворений). | 1 | Иллюстрирование. Выставка работ. | |||
12 | «Фантастический сюжет для книги» (фантазийный рисунок). | 1 | Иллюстрирование. Выставка работ. | |||
| ||||||
13 | Искусство выразительного чтения. | 1 | Беседа с учащимися. | |||
14 | Анаграммы и логарифмы. Пословицы и поговорки. | 1 | Артикуляционная гимнастика. | |||
15 | Печатное и звучащее слово. Чтение стихотворений о Родине, мире, земле, человеке, о своем родном городе | 1 | Речевой тренинг. Подбор художественного материала. | |||
16 | Выразительное чтение басен Крылова, Михалкова и др. Диалоги из басен (интонация, выразительность). | 1 | Упражнения по развитию речи. Голосовая гимнастика. Работа в парах, диалоги из басен. | |||
17 | Выразительное чтение как прием анализа стихотворений А.С. Пушкина. | 1 | Чтение знакомых стихов (четко, выразительно, соблюдая правила дыхания, с разной интонацией). | |||
18 | Стихи о природе. Работа над поэтическими произведениями. | 1 | Чтение знакомых стихов. | |||
19 | Подготовка к конкурсу чтецов (чтение прозы)/ | 1 | Чтение по ролям (четко, выразительно). | |||
20 | Конкурс чтецов (исполнение прозы). | 1 | Чтение отрывков. | |||
| ||||||
21 | Театр. Его истоки. | 1 | Беседа с учащимися. | |||
22 | Знакомство с театральной лексикой, с профессиями людей, которые работают в театре. Игра-театр экспромт. | 1 | Сценический образ. Распределение ролей для сценки. Чтение по ролям. | |||
23 | Выбор сказки. Работа над рисованием персонажей сказки. | 1 | Отработка чтения каждой роли. Репетиция. | |||
24 | Распределение ролей. Чтение произведения. | 1 | Отработка чтения. Чтение по ролям. | |||
25 | Репетиция. Разыгрывание сказки. | 1 | Знаки препинания, грамматические паузы. Работа над сценическим образом. | |||
26 | Генеральная репетиция. | 1 | Репетиция сценки. Подбор костюмов. | |||
27 | Выступление. | 1 | Показ спектакля на сцене | |||
28 | Сказочные эстафеты. | 1 | Тренинги. Расслабления моральное и физическое. Чтение стихов, басен. | |||
29 | Творческие задания «Сочини сказку». | 1 | Творческие задания. | |||
30 | Творческие задания на сцене. | 1 | Игры и упражнения. | |||
31 | Сочиняем стихи, частушки. | 1 | Работа в парах. Чтение стихов по ролям (четко, выразительно). | |||
32 | Этюды – импровизации. | 1 | Инсценировка басен. | |||
33 | Показ сценки. | 1 | Показ сценки на сцене. | |||
34 | Конкурс актерского мастерства. | 1 | Чтение по ролям. | |||
35 | Итоговое занятие. «Людей неинтересных в мире нет!» Творческий отчёт. | 1 | Конкурс чтецов. Выставка работ. |
Содержание программы
- Введение (1 ч.)
Введение. Знакомство с основными направлениями работы на занятиях; материалами и оборудованием; инструктаж по правилам техники безопасности.
- Организационное занятие с учащимися.
- Живопись (11 ч.)
1. Цвет – основа языка живописи. Основные и составные цвета. Радуга цветов.
2. Пейзаж. Состояние природы (мазок в живописи).
3. Изображение пейзажа с ярко выраженным настроением.
4. Басни А.И. Крылова (рисунки по мотивам любимых басен).
5. Ёлочные украшения: Шарики. Звёздочки. Снежинки. Рисование ёлочных игрушек.
6. «Портрет любимого героя» (рисунки по мотивам любимых книг). Выставка работ.
7. Открытка к Новому Году. Ёлочка. Сборка открытки.
8. «Палитра русских народных сказок» (рисунки по мотивам любимых русских народных сказок). Выставка работ.
9. «По страницам любимых книг» (рисунки по мотивам любимых книг). Выставка работ.
10. «Мои любимые стихи» (рисунки по мотивам любимых стихотворений). Выставка работ.
11. «Фантастический сюжет для книги» (фантазийный рисунок). Выставка работ.
- Культура и техника речи (8 ч.)
1. Искусство выразительного чтения.
2. Анаграммы и логарифмы. Пословицы и поговорки. Артикуляционная гимнастика.
3. Печатное и звучащее слово. Чтение стихотворений о Родине, мире, земле, человеке, о своем родном городе
4. Выразительное чтение басен Крылова, Михалкова и др. Диалоги из басен (интонация, выразительность).
5. Выразительное чтение как прием анализа стихотворений А.С. Пушкина.
6. Стихи о природе. Работа над поэтическими произведениями.
7. Подготовка к конкурсу чтецов (чтение прозы). Конкурс чтецов (исполнение прозы).
- Театральная игра (15 ч.)
1. Театр. Его истоки. Знакомство с историей театра, с театральной лексикой, с профессиями в театре. Упражнение по развитию речи. Дыхательная гимнастика. Скороговорки, пословицы, произношение. Голосовая гимнастика, артикуляционная гимнастика.
2 . Выбор сказки. Работа над рисованием персонажей сказки. Распределение ролей. Чтение произведения. Разыгрывание сказки. Выступление.
3. Сказочные эстафеты. Тренинги.
4. Творческие задания «Сочини сказку».
5. Творческие задания на сцене, развивающие актерские способности « Войди в образ, окно, кукольный театр » и т.д.
6. Сочиняем стихи, частушки.
7. Сценические этюды. Этюды – импровизации. Инсценировка басен.
8. Конкурс актерского мастерства. Выразительное чтение по ролям.
9 . Итоговое занятие. «Людей неинтересных в мире нет!» Творческий отчёт.
Ожидаемые результаты
Освоение детьми программы «Художественное творчество» направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта.
В сфере личностных универсальных учебных действий у учащихся будут сформированы:
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с картиной современного мира;
- навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических творческих работ;
- ориентации на понимание причин успеха в творческой деятельности;
- способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;
- заложены основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию;
- держаться на сцене, контролировать свои эмоции, перевоплощаться.
Школьники получат возможность для формирования:
- устойчивого познавательного интереса к творческой деятельности;
- осознанных устойчивых эстетических предпочтений ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
- возможности реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять самореализацию и самоопределение личности на эстетическом уровне;
- эмоционально-ценностное отношения к искусству и к жизни, осознавать систему общечеловеческих ценностей.
В сфере регулятивных универсальных учебных действий учащиеся научатся:
- выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ; решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;
- адекватно воспринимать оценку своих работ окружающих;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок.
Школьники получат возможность научиться:
-осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение действия как по ходу его реализации, так и в конце действия;
- пользоваться средствами выразительности языка, художественного конструирования;
- моделировать новые формы, различные ситуации, путем трансформации известного создавать новые образы средствами декоративно – прикладного творчества;
-осуществлять поиск информации с использованием литературы и средств массовой информации;
-отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного замысла.
В сфере познавательных универсальных учебных действий учащиеся научатся:
- различать изученные виды искусства, представлять их место и роль в жизни человека и общества;
- приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном творчестве;
- развивать художественный вкус как способность чувствовать и воспринимать многообразие видов и жанров искусства;
- художественно-образному, эстетическому типу мышления, формированию целостного восприятия мира;
- развивать фантазию, воображения, художественную интуицию, память;
- развивать критическое мышление, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям изобразительного искусства.
Школьники получат возможность научиться:
- создавать и преобразовывать схемы и модели для решения творческих задач;
- понимать культурно-историческую ценность традиций, отраженных в предметном мире, и уважать их;
- более углубленному освоению понравившегося ремесла, и в изобразительно-творческой деятельности в целом;
- выразительно читать стихи, басни, пьесы; уметь правильно говорить, сочинять этюды.
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий учащиеся научатся:
- первоначальному опыту осуществления совместной продуктивной деятельности;
- сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми;
- формировать собственное мнение и позицию.
Школьники получат возможность научиться:
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Оценка планируемых результатов освоения программы
Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит через участие их в выставках, конкурсах, фестивалях, массовых мероприятиях, создании портофолио.
Выставочная деятельность является важным итоговым этапом занятий
Выставки могут быть:
- однодневные - проводится в конце каждого задания с целью обсуждения;
- постоянные - проводятся в помещении, где работают дети;
- тематические - по итогом изучения разделов, тем;
- итоговые – в конце года организуется выставка практических работ учащихся, организуется обсуждение выставки с участием педагогов, родителей, гостей.
Создание портфолио является эффективной формой оценивания и подведения итогов деятельности обучающихся. Портфолио – это сборник работ и результатов учащихся, которые демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях. В портфолио ученика включаются фото и видеоизображения продуктов исполнительской деятельности, продукты собственного творчества, материала самоанализа, схемы, иллюстрации, эскизы и т.п.
Список литературы
Основная литература:
1. Программа педагога дополнительного образования: От разработки до реализации /Сост. Н. К. Беспятова. – М.: Айрис – пресс, 2003. – 176с. – (Методика).
- Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли // Система заданий: пособия для учителя // 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011.
- КолчеевЮ.В., КолчееваН.М. Театрализованные игры в школе. -М.: Школьная пресса,2000.-96с.(«Воспитание школьников».Библиотека журнала. Вып.14)
- Пирогова Л.И. Сборник словесных игр по русскому языку и литературе:Приятное с полезным.-М.:Школьная пресса,2003.-144
Дополнительная литература:
- Блонский, П.П. Психология младшего школьника. / П. П. Блонский., Воронеж: НПО «Модек», 1997.
- Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/[В. А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.]; под ред. В. А. Горского. – М.: Просвещение, 2010.-111с. – (Стандарты второго поколения).
- Сборник авторских программ дополнительного обрю детей / Сост. А. Г. Лазарева. – М.: Илекса; Народное образование; Ставрополь: Сервисшкола, 2002. – 312с.