"Инновационная деятельность на базе КФУ"
Последние два десятилетия многое изменилось в образовании. Я думаю, что сегодня нет такого учителя, который не задумывался бы над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика?» Какой современный учитель не мечтает о том, чтобы ребята на его уроке работали добровольно, творчески.
Основными целями инновационного обучения являются:
- развитие интеллектуальных, коммуникативных, лингвистических и творческих способностей учащихся;
- формирование личностных качеств учащихся;
- выработка умений, влияющих на учебно-познавательную деятельность и переход на уровень продуктивного творчества;
- развитие различных типов мышления;
- формирование качественных знаний, умений и навыков.
Данными целями определяются и задачи инновационного обучения:
- оптимизация учебно-воспитательного процесса;
- создание обстановки сотрудничества ученика и учителя;
- выработка долговременной положительной мотивации к обучению;
- включение учащихся в креативную деятельность
На своих уроках русского языка и литературы я чаще всего использую технологии проблемного обучения и развития критического мышления.
Примером метода критического мышления может служить синквейн.
Мы недавно стали применять с учащимися 6 класса этот приём, но он уже нравится многим творческим ребятам, и они увлечённо составляют синквейны.
Эффективным также нахожу на некоторых уроках работу с кластерами.
Подготовительная работа:
1. Учитель выбирает текст для чтения. Критерии для отбора:
- Текст должен быть абсолютно неизвестным для данной аудитории (в противном случае теряется смысл и логика использования приема);
- Динамичный, событийный сюжет;
- Неожиданная развязка, «открытый» проблемный финал.
2. Текст заранее делится на смысловые части. Прямо в тексте отмечается, где следует прервать чтение и сделать остановку: «первая остановка», «вторая остановка» и т. д.
3. Учитель заранее продумывает вопросы и задания к тексту, направленные на развитие у учащихся различных мыслительных навыков.
Учитель дает инструкцию и организовывает процесс чтения с остановками, внимательно следя за соблюдением правил работы с текстом. (Описанная стратегия может использоваться не только при самостоятельном чтении, но и при восприятии текста «на слух»). Этот прием, как правило, использую в работе с 8 класса, когда ученики уже имеют определённые навыки содержательного анализа текста.
Данный прием я часто использую при подготовке учащихся к написанию сочинения-рассуждения (часть « С » в КИМ-ах ЕГЭ по русскому языку), т.к. эта работа предполагает не только тщательный анализ текста, но и умение «идти» вслед за автором, «видеть», как он создает текст, что хочет «сказать» читателю на том или ином этапе.
При работе над частью «С» особую сложность представляет для обучающихся умение находить проблемы текста (их, как правило, несколько).
Но особый интерес на данном этапе моей деятельности отводится проектам. Считаю, что проекты вызывают неподдельный интерес учащихся, объединяют ребят в процессе подготовки и способствуют достижению образовательных целей. Наряду с долгосрочными проектами, проводим уроки-проекты, на которых учащиеся делятся своими находками по определённой теме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 29.39 КБ |
konspekt_uroka_po_rasskazu_kusaka.docx | 21.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок-проект по русскому языку для учащихся 8-х КЛАССОВ « РЕЧЕВАЯ КУЛЬТУРА"
Учебный предмет: русский язык.
Цели урока:
1. Образовательные: формировать умения и навыки исследовательской деятельности, владеть монологической и диалоговой речью.
2. Воспитательные: воспитание бережного отношения к языку, к культуре речи.
3. Развивающие: развитие умений выделять главное, обобщать изучаемые факты и делать выводы.
Форма урока: урок-проект.
Оборудование: презентация к уроку, цитаты о словах из библии, схемы, творческие исследования ребят, Словарь молодежного сленга.
Содержание:
- Вступительное слово учителя.
- Сообщение 1 группы исследователей по теме: «Актуальность темы исследований»
- Сообщения 2 группы по теме: «Речевая культура »
- Сообщения 3 группы по теме: «Ненормативная лексика»
- Сообщения 4 группы по теме: «Речевая агрессия в газетном тексте»
- Подведение итогов работы. Заключительное слово учителя.
Ход урока.
- Вступительное слово учителя.
Наш урок посвящен очень актуальной теме – изучению словарного запаса школьников и взрослого населения и бережного использования своего родного языка. О богатстве и красоте русского языка говорили многие наши поэты и писатели, но мне хочется напомнить вам высказывание А.И.Куприна: «Русский язык в умелых руках и в опытных устах красив, певуч, выразителен». К сожалению, мы часто забываем об этом и используем корявые, невыносимо грубые слова, потому что мало читаем или просто плохо воспитаны. Учащиеся 9 класса провели самостоятельные наблюдения, анкетирование, изучили и обобщили полученные результаты. Практическим выходом этих исследований будут их выступления по теме «Речевая культура ». Я хочу представить основных докладчиков и темы их исследований.
Творческие отчеты групп.
Группа 1. «Актуальность темы. Объекты исследования»
Актуальность темы «Речевая культура» очевидна. Уже не первый год идут дискуссии об экологии окружающей среды и человека. Но мы думаем, что настало время говорить об экологии слова, экологии общения, экологии языка, поскольку современный человек общается неумело, невнятно, порой нанося собеседнику непоправимые душевные травмы. Нам важно понять, что речь – это не только средство общения, но и духовная святыня. Человек, понимающий речь как духовную ценность, никогда не осквернит ее неправильными формами, грубыми жаргонными словами и всякого рода «хламом». Об этом предупреждают нас слова из библии: «За всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ…» Библия. Мф. 12.
С этой целью нам было очень интересно изучить речь учащихся 5-9 классов, речь жителей нашего села, а также проанализировать некоторые печатные издания на использования ими жаргонной лексики. Для этого мы разделились на 4 группы, определили цели и задачи, способы и объекты исследования.
Группа 2. «Речевая культура ».
Речевая культура и культура общения не возникает сама собой. Не является чем-то врожденным, ей можно и нужно учиться. На уроках русского языка и факультативных занятиях наш педагог проводила с нами интересные семинары, учила «прислушиваться» к словам и самостоятельно находить речевые ошибки. Вначале это вызывало хохот. Затем опасения в правильности своей речи, а потом постепенно мы сами стали улавливать на слух эти «шедевры». У нас собралась целая коллекция. Вот самые свежие из них…
1.«Ученик ведет утреннюю зарядку в классе и подает команду: « А теперь вращаем башками»
2.«Мои друзья живут в разных клочках земли»
3. Беседа по этикету: «Сидев за столом, нельзя ложить локти на стол, чтобы не возникал сосед»
Очень часто встречаются и такие выражения : автобиография жизни, ведущий лидер, главная суть. К сожалению, некоторые ребята очень любят использовать грубые, жаргонные слова: гнида, лох, жид, чушок, пахан.
В своем классе мы проводили речевую игру «Объяснение в любви», получилась веселая зарисовка из жизни юноши Кузи и девушки Маришки. (Приложение № 1) Возникла идея показать эту сценку для всей школы. Ребятам было весело, но многие не признавали серьезность проблемы. Стало очевидно, что молодежный сленг стал частью нашей жизни. Именно тогда и возникло решение более глубоко изучить этот вопрос. На протяжении месяца мы слушали и записывали в блокнот современные словечки учащихся 5-9 классов. Мы слушали в школе, на улице, в клубе, в спортивном зале. Слов оказалось так много, что мы решили составить Словарь молодежного сленга. ( Приложение № 2)
В итоге этой исследовательской работы мы пришли к выводу, что 1. Сленг – это способ расширения лексики языка. 2. Сленговые словечки довольно точно и выразительно характеризуют то или иное социальное явление. 3. НО! Необходимо помнить о чувствах меры и такта при их использовании.
Группа 3. «Ненормативная лексика»
Самым большим злом в речи наших сограждан, мы считаем использование жаргонных слов и нецензурной лексики. Нас оскорбляет мысль о том, что некоторые считают, что нецензурные слова не разделимы от русского народа, и связаны с его своеобразным характером. Это неправда! Еще в библии было сказано: «Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе…»
Русские считали матерную брань богохульством. По соборному уложению Алексея Михайловича Тишайшего за матерные слова, публично произнесенные, полагалась смертная казнь. А в 19 веке на матерщинников смотрели как на безбожников, антихристов. Стихией, в которой матерная брань бушевала, как грязное море, явилась Красная Армия. И понятно почему: в ней торжествовало воинствующее безбожие, неграмотность, духовное обеднение.
Изучая речь жителей нашего населенного пункта, мы пришли к выводу, что ругаются и рабочие, и крестьяне, и интеллигенция. Ругаются взрослые и дети. Как мозаика из кубиков, складывается картина всеобщей зараженности нашего общества сквернословием. Неужели многие не вкладывают смысла в этот словесный сор? Может быть, все это не так уж и страшно? На самом деле, некоторые взрослые так и не смогли ответить на простые , казалось бы, вопросы: какие книги вы читаете, какие смотрели фильмы во войне, посещаете ли вы театр…Все это говорит об очень низкой культуре человека. Душа ругающегося становится крайне циничной, ожесточается против всех. Особенно неприятно, когда произносит плохие слова ребенок, услышав их от взрослых. Так начинается разрушение нравственного мира маленького человека Любое «нечистое» слово оставляет черное пятно в нашем сердце. Не зря говорят: доброе слово лечит, а злое – калечит!»
В итоге своей исследовательской работы мы пришли к выводу: 1.Ненормативная лексика используется довольно часто в речи, что просто недопустимо. 2.Ненормативная лексика ведет к упадку нравственности человека и его дальнейшей деградации. 3.Для расширения словарного запаса необходимо читать книги, особенно классиков 18-19 века, где дается эталон русской речи.
Группа 4. «Речевая агрессия в газетном тексте»
Очень действенным средством воспитания культуры языка и общества является язык средств массовой информации. Сегодня демократизация публицистического стиля привела к активному использованию спонтанной устной речи и жаргонизмов. И это теперь, к сожалению, воспринимается как норма. Говорить «плохо» стало модным, потому что так говорят известные депутаты и бизнесмены, певцы и артисты.
Мы проанализировали некоторые публикации и пришли к выводу, что в СМИ появился феномен речевой агрессии. Речевая агрессия появляется в негативной эмоциональной оценке и жестком отношении к чему-либо или кому-либо, а также перенасыщение текста негативной информацией.
Нами были просмотрены подшивки газет: «АИФ», отдельные номера «Литературной газеты», газеты «Жизнь», «Народной газеты». Мы заметили, что такая агрессия проявляется чаще всего в публикациях на социально-политические темы, в критических статьях, посвященных театру, кино и эстраде. Очень часто используется такая лексика во время подготовки и проведения выборов всех ветвей власти. Например, чинуши(о чиновниках), грязные политики, вонючие жулики и т.п. Используя такие слова, автор хочет унизить, оскорбить, даже опозорить адресата. Это бранная, жаргонная лексика. В качестве примера можно привести заголовок статьи о деятельности члена Совета Федерации: «На хрена попу гармонь» (Газета «АИФ»)
В газетах появилось много слов из криминала. Активно используются такие слова, как: разборки, наезды, беспредел, мочить, отмазать, оттопыриться и другие. Например, в «Народной газете» в статье «Предел беспределу» напечатан такой текст: «Место, где сегодня тусуется молодежь (о культурно-развлекательном комплексе), вход всего-то рубль, то есть стольник. И «торчи» хоть до утра!»
Но особенно неприятно было читать оскорбительные статьи в адрес президента и страны в целом. Например, в газете «АИФ» название статьи «С кремлевского двора на скотный» (о визите президента в подмосковное село). Особенно грешит этим популярная газета «Жизнь». Журналисты не стесняются оскорблять страну, в которой они продолжают жить и работать. Эта газета очень часто перегружает тексты негативной информацией. На одной полосе газеты пестрят заголовки: «Охотник умер от бешенства», «Убийца не пожалел малыша», «Людоед». Читатели невольно привыкают к такому негативу, статьи уже не вызывают чувства сострадания и сопереживания, а приводят к депрессии и эмоциональной агрессии общества.
- Подведение итогов. Заключительное слово учителя.
В ходе выполнения данного проекта ребята стали более требовательно относиться к себе и другим, учатся более разборчиво выбирать друзей, книги, газеты и телевизионные передачи. Всем стало очевидно, что, имея в запасе ограниченное количество слов для раскрытия своего внутреннего мира, люди чаще начинают использовать сленговые и нецензурные слова. Это происходит потому, что в их памяти мало слов, которыми можно назвать то, что они увидели, услышали, почувствовали. Думаю, что наш проект опровергнет мнение об ограниченности нашего языка, и ребята заявят о себе как о настоящих патриотах, которым не безразлично культурное будущее своей страны.
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Мы в ответе за тех, кого приручили» (по рассказу Л.Андреева «Кусака»)
Цель урока: смоделировать учебную ситуацию, при которой в результате исследовательской деятельности обучающиеся придут к решению проблемного вопроса: какими способами писатель подводит читателя к мысли, что человек несёт ответственность за своих питомцев?
Задачи: формирование исследовательских навыков обучающихся,умения работать с информацией, представляя результаты в различных формах; развитие интеллектуально-творческого и эмоционально-образного мышления.
Ожидаемые результаты:
Личностные:
Формирование мотивации к самосовершенствованию , толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению.
Метапредметные:
Познавательные: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели
Регулятивные: выполнять учебные действия в громко речевой и умственной форме, использовать речь для регуляции своих действий, устанавливать причинно-следственные связи
Коммуникативные: овладеть умениями монологической речи, уметь работать в группе, эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности; уметь слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение.
Предметные:
• понимание литературы как особого способа познания жизни.
• формирование потребности в чтении.
• воспитание квалифицированного читателя, владеющего основными стратегиями чтения, способного аргументировать свое мнение.
Ход урока.
1.Этап мотивации.
Просмотр видеоролика о жизни брошенных собак.
- Какие чувства у вас вызвал этот видеоролик?
2. Целеполагание.
- Сформулируйте тему нашего урока, продолжив выражение: «Мы в ответе за тех…(«Мы в ответе за тех, кого приручили» Антуан де Сент-Экзюпери)
Теперь мы с вами можем определить круг вопросов, над которыми мы можем поразмышлять сегодня. Предположите, о чём пойдёт речь на уроке, саформулируйте цели и задачи.
3. Актуализация знаний.
-Ребята , а мы уже встречались с образом собаки в литературе?
Игра «Вспомни литературного героя»( По цитатам из прочитанных ранее книг – инд.домашнее задание - учащиеся вспоминают героев книг.) Проверка по эталону с экрана. Самооценивание.
4. Работа по теме урока.
Обсуждение первичного восприятия рассказа Л.Андреева «Кусака».
-Кто является главным героем рассказа? (собака Кусака)
Работа в группах.
-Обсудите в группе и составьте ассоциативный ряд к слову собака(1,2 группы), Кусака (3,4 группы) (Обмен и дополнение )
Представление готовых ассоциаций.
Проблемный вопрос: Как получилось, что любовь и защита переросли в боль и злость? На этот вопрос мы сможем ответить, углубившись в рассказ. На какие композиционные части можно разделить рассказ?(«Одинокая жизнь Кусаки» , «Встреча с дачниками», «Расставание», «Снова одиночество»)
Каждая композиционная часть и будет объёктом вашего анализа. При помощи просмотрового чтения происследуйте каждый эпизод из жизни Кусаки и заполните каждый свою графу в таблице.
(На работу отводится 2 минуты – сигнал)
Обсуждение в группе и заполнение таблицы (На работу отводится 2 минуты – сигнал)
5 участник группы оформляет цветопись эпизода, прикрепляет к доске, затем комментирует. В итоге должна получиться цветовая цепочка, отражающая чувства героев.
Обмен информацией между группами (эксперт от группы выступает, а остальные группы заполняют таблицу)
Озаглавьте эпизод словами из текста | 2.Чувства собаки. Какие ключевые слова характеризуют душевное состояние Кусаки? | 3. Образы людей. Как они относятся к собаке? | 4. Пейзаж. Как описание природы перекликается с чувствами Кусаки? | |
1 группа | ||||
2 группа | ||||
3 группа | ||||
4 группа |
1 группа .
– Какой была жизнь Кусаки до встречи с дачниками? ( Выступления группы N1)
2 группа.
- Но не все люди жестоки, не все бьют и унижают. С приходом весны на даче, где поселилась тайком Кусака, появились красивые, добрые люди. Проследим, как складывались взаимоотношения собаки с этими людьми
( Выступления участников группы 2)
-Как изменилась жизнь Кусаки с приездом дачников?
- Как изменилась она сама внешне и внутренне?
- Каково ваше отношение к Лёле?
- группа. ( Выступления участников группы 3)
- Изменилось ли ваше отношение к Лёле?
4 группа. ( Выступления участников группы 4)
– Рассмотрите иллюстрации, приготовленные вашими одноклассниками, и по ним восстановите чувства Кусаки, ее внутреннее состояние «от одиночества до счастья» и «от счастья до одиночества». (Злоба, страх; недоверие к людям; злоба исчезла; благодарность, любовь, счастье; тревога, глухая тоска).
- Давайте обобщим информацию таблицы и сделаем выводы. Какой вывод можно сделать,сопоставив цитатные названия эпизодов?
Какой вывод можно сделать, сопоставив информацию второй и третьей колонок таблицы?
-Какую роль в рассказе выполняет пейзаж?
– Какое одиночество в жизни Кусаки страшнее? Почему?
(Возвращение к двум ассоциативным рядам собака – Кусака.)
- В чём причина, что в душе собаки вновь обида и злость?
- Какой ответ на этот вопрос даётся в песне? Прослушиваем песню «Собака бывает кусачей» в исполнении одноклассниц.
- Почему же собака становится кусачей? А у человека может быть собачья жизнь? От кого же зависит наше общее сосуществование?
(Всё в твоих руках)
Просмотр презентации с фотографиями ребят и их питомцев.
(Возвращение к теме урока)
– Какую истину вы поняли для себя? В чем нравственное значение истории Кусаки? Попробуйте отразить свои мысли в синквейне.
5.Домашнее задание.
Задания по выбору:
1. Написать рассказ «Сон Кусаки».
2.Составьте правила для людей, приручающих животных.
3. Выступить с рекламой книги о собаке.
Устный журнал «Знаешь ли ты?» (+ дополнительное задание на оценку)
6. Самооценивание и комментирование оценки.
7. Рефлексия.
Предлагается рефлексивный экран с началом фраз, нужно продолжить.
-Что вы знали по теме урока раньше и что узнали нового?
- Я ( задумался, понял, научился)…
- Кого и за что вы хотели бы поблагодарить?