"Инновационная деятельность на базе КФУ"

Мутагирова Ирина Федоровна

Любой педагог знает, что он должен учиться всю жизнь. Я не исключение. Много лет проработав в школе, понимаю, что мне многое ещё нужно узнать, постичь вместе с моими учениками. Но, конечно, учитель должен быть всегда впереди, поэтому  должен находиться в постоянном творческом поиске, а "спокойствие - душевная подлость".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл innovatsii_i.f.docx37.45 КБ
Файл kommunik._-_staya.docx1.58 МБ
Файл rol_vnekl._raboty.docx2.13 МБ
Файл vystupl_po_oge_leninogrsk.docx29.26 КБ

Предварительный просмотр:

Слайд 1

Доклад на тему:

«Инновации в учебно-воспитательном процессе. Инновации на уроках

 русского языка и литературы»

Выступление на заседании педагогического совета.

2017 год.

Учителя русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

Мутагировой Ирины Федоровны

Слайд 2

Существует одна притча, в которой  древний  странствующий философ обратился к монахам, ухаживающим за голубями: «Что вы делаете?»

     В  ответ  он  услышал  совершенно  разные  пояснения  к  одному  и  тому  же  виду  деятельности: «Развожу птенцов», «Искупаю  грехи», «Делаю землю краше»…

Слайд 3

  Действительно, каждый  человек  руководствуется  своими  принципами,  каждого  манят  свои дали.  С  разными  целями  приходят  люди  и  в  профессию. Но, пожалуй, нет  сферы,  в  которой  эти  цели  были бы так  призрачны  и  так   труднодостижимы,  как  в  педагогике.  В  ней  не  просто  состояться. Постоянные отчеты перед кем-то,  ненужный поток бумаг для кого-то, бесконечные  уроки  в  школе  и  дома, огромная  ответственность  за  жизни и  судьбы людей – это  лишь отдельные  характеристики  учительского  ремесла,  хорошо  известные  каждому  обывателю.  Но  над  всем  этим,  ежедневным  и  затягивающим,  тяжелым  и  выбивающим из  сил,  есть  вещи совсем  другой  категории:  благодарные  слова  выпускников  и  их  родителей,  ощущение    удовольствия  от  получившегося  урока, хорошего результата  на  ОГЭ, в каком-то конкурсе или на НПК.

Слайд 4

  И  когда  испытываешь  подобное чувство, то все  трудности  перестают  казаться  такими  уж  непреодолимыми,  появляется  желание  освоить  что-то новое,  попробовать  себя в  незнакомых  ситуациях.  Но необходимо сказать, что, к сожалению, не каждый учитель приходит в школу по призванию. Сюда нельзя приходить только  для получения материального вознаграждения. Две профессии и раньше, и сегодня должны выбираться сердцем: учитель и врач, потому что один дает физическое здоровье, а другой – духовное. Поэтому перед профессией «Педагог» всегда стоят большие задачи, он должен выполнять заказ государства по воспитанию и обучению подрастающего поколения.

Слайд 5

21 век требует от учителя огромной самоотдачи.  Сегодня учитель должен быть универсалом, постоянно повышающим свой уровень.

   Сегодня  в  школе  простор  для  исследований  и  творчества  огромен.  

В последнее десятилетие  очень многое изменилось в образовании. Я думаю, что нет такого учителя, который бы не задумывался над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь учеников своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика?». Каждый современный учитель мечтает, чтобы на его уроке ребята работали  с интересом, творчески.

Слайд 6

    Сегодня основная цель обучения - это не только накопление учеником определённой суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка школьника как самостоятельного субъекта образовательной деятельности. В основе современного образования лежит активность и учителя, и ученика. Именно этой цели - воспитанию творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоятельно, и подчиняются основные задачи современного образования.

Слайд 7

Инновационный подход к обучению позволяет так организовать учебный процесс, чтобы ученику урок  был в радость и приносил пользу.  И, может быть, именно на таком уроке, как говорил Цицерон, «зажгутся глаза слушающего о глаза говорящего».

Слайд 8

Определение «инновация» как педагогический критерий встречается часто и сводится, как правило, к понятию «новшество», «новизна». Между тем, инновация в точном переводе с латинского языка обозначает не «новое», а «в новое», то есть этот метод направлен на развитие способности ученика к самосовершенствованию, самостоятельному поиску решений, к совместной деятельности в новой ситуации.

Слайд 9

Актуальность инновационного обучения состоит в следующем:

- соответствие концепции гуманизации образования;

- преодоление формализма, авторитарного стиля в системе преподавания;

- использование личностно-ориентированного обучения;

- поиск условий для раскрытия творческого потенциала ученика;

- соответствие социокультурной потребности современного общества 

- самостоятельной творческой деятельности.

Слайд 10

В основе инновационного обучения лежат следующие технологии:

- развивающее обучение;

- проблемное обучение;

- развитие критического мышления;

- дифференцированный подход к обучению;

- создание ситуации успеха на уроке.

Слайд11

Основными принципами инновационного обучения являются:

- креативность (ориентация на творчество);

- усвоение знаний в системе;

- нетрадиционные формы уроков;

- использование наглядности.

Слайд 12

Из опыта работы

При использовании инновационных технологий в обучении русскому языку и литературе успешно применяются следующие приемы, методы, технологии:

1.Работая в 5 классе по новым образовательным стандартам, использую  на уроках русского языка технологию  развития критического мышления.

        

Слайд 13

Критическое мышление – это точка опоры для мышления человека, это естественный способ взаимодействия с идеями и информацией.

Мы и наши ученики часто стоим перед проблемой выбора, выбора информации. Необходимо умение не только овладеть информацией, но и критически ее оценить, осмыслить, применить. Встречаясь с новой информацией, обучающиеся 5  должны уметь рассматривать ее вдумчиво, критически, оценивать новые идеи с различных точек зрения, делая выводы относительно точности и ценности данной информации.

Слайд 14

Методика развития критического мышления включает три этапа или стадии. Это «Вызов – Осмысление – Рефлексия».

Первая стадия – вызов. Ее присутствие на каждом уроке обязательно.

Эта стадия позволяет:

- актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме;

- вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности;

- сформулировать вопросы, на которые хотелось бы получить ответы;

- побудить ученика к активной работе на уроке и дома.

-ученики должны сами сформулировать тему урока.

Слайды 15- 20

Например, при изучении темы «Правописание приставок на З-,С- «, урок начинаю со сказки, в результате прочтения которой, ученики должны сформулировать сами тему (показать слайды).

        Слайд 21

Вторая стадия – осмысление. Здесь другие задачи. Эта стадия позволяет ученику:

- получить новую информацию;

- осмыслить ее;

- соотнести с уже имеющимися знаниями;

- искать ответы на вопросы, поставленные в первой части.

То есть это стадия выполнения различных заданий, закрепляющих эту тему

        Слайд 22

Третья стадия – рефлексия. Здесь основным является:

- целостное осмысление, обобщение полученной информации;

- присвоение нового знания, новой информации учеником;

- формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.

Слайд 23

                 Можно задать в конце урока вопросы:

  • сегодня я узнал…
  • было интересно…
  • было трудно…
  • я выполнял задания…
  • я понял, что…
  • теперь я могу…
  • я почувствовал, что…
  • я приобрел…
  • я научился…
  • у меня получилось …
  • я смог…
  • я попробую…
  • меня удивило…
  • урок дал мне для жизни…
  • мне захотелось…

Слайд 24

      Использую на уроках и русского языка и литературы прием КЛАСТЕРА

 Кластер («гроздь»), выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определенном порядке.   Делая какие-то записи, зарисовки для памяти, мы часто интуитивно распределяем их особым образом, компонуем по категориям. «Грозди» - графический прием систематизации материала. Наши мысли уже не громоздятся, а «гроздятся», т.е. располагаются в определенном порядке.

Кластер-это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом».

Слайд 26

Приведу пример кластера, который получился на уроке русского языка в 6 классе. Тема урока: «Имя существительное. Повторение изученного в 5 классе».  Учащимся в течение урока предлагается заполнить кластер в виде дома. В пустые окна должны быть вписаны все морфологические признаки  имени существительного.

Слайды  27-28

  В 6 классе на уроке по теме «Качественные и относительные прилагательные» предлагаю заполнить кластер в виде Снеговика. В круги которого учащиеся должны вписать признаки, по которым качественные прилагательные отличаются от относительных.

Слайды 29 - 35

Особенно перспективным представляется метод проектов, который позволяет эффективно развивать критическое мышление, исследовательские способности учащихся, активизировать их творческую деятельность.

При изучении  новых словарных слов  провожу вот такую работу, когда учащиеся помогают составить по каждому слову слайд-презентацию. Особенно я благодарна своим выпускникам Дятловой Ирине, Даньшину Денису, Вавилову Владимиру. Они это делали.

(Показать слайды)

Слайд 36

     Использую Синквейн

Синквейн в переводе с французского «пять строк». Синквейн – белый стих, помогающий синтезировать, резюмировать информацию. На первый взгляд эта технология может показаться сложной, но, если разобраться, все просто.

 Ценность заключается в том, что все это собрано в пяти строках. Так, в нестандартной ситуации у учащихся  рождаются мысли, развиваются мыслительные навыки. 
Развивать мышление – значит развивать умение думать.

 Слайд  37

Для чего используется?

- обогащает словарный запас;

- подготавливает к краткому пересказу;

- учит формулировать идею (ключевую фразу);

- позволяет почувствовать себя хоть на мгновение творцом;

- получается у всех.

Слайд  38

Правила написания синквейна таковы:

- На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна.

- На второй строчке пишутся два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.

- На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.

- На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого учащийся характеризует тему в целом, высказывает свое отношение к теме. Таким предложением может быть крылатое выражение, цитата, пословица или составленная самим учащимся фраза в контексте с темой.

- Пятая строчка – это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, выражает личное отношение учащегося к теме.

Процедура составления синквейна позволяет гармонично сочетать элементы всех трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно-ориентированной.

Слайд 39

Пример синквейна:

русский язык

живой,удивительный

учит, объясняет, творит

Берегите наш родной язык!

Познание

Слайд 40

       В работе каждого педагога, по-моему, должны быть нетрадиционные уроки, которые позволяют повысить интерес ученика как к предмету, так и к обучения в целом. Попадая в необычную ситуацию, ребёнок включается в деятельность, сотрудничество с учителем, при этом создается положительный эмоциональный фон, начинают активно функционировать интеллектуальная и волевая сферы, легче усваиваются знания, быстрее формируются умения и навыки.  Могу создать сегодня

 -Урок – путешествие

 -Урок-сказка  

- Урок - кластер

- Урок – устный журнал

- Урок - практикум

- Урок - экскурсия

- Урок - зачет

Практически все они позволяют задавать проблемные вопросы и создавать проблемные ситуации, решать задачи дифференцированного обучения, активизируют учебную деятельность, повышают познавательный интерес, способствуют развитию критического мышления. Нетрадиционные же уроки русского языка и литературы обеспечивают системный анализ лингвистических сведений, развивают языковую наблюдательность.

        

Слайд 41

   Использую на уроках русского языка Дальтон-технологию или

Дальтон-план. Создатель Дальтон-плана, американская учительница Е.Паркхерст, полагала, что цель данной системы – развитие у учащихся познавательной активности, инициативы и организаторских способностей, при этом индивидуальная работа – лучший путь для овладения механизмами и техникой приобретения знаний.  В 90-е годы на фоне кризиса системы образования к нему вновь возник интерес.

«Дальтон-план» - реальный процесс в обучении, представляющий собой систему уроков: объяснение нового материала; урок-консультация по теории и практике (только по проблемным вопросам); лабораторный план. При этом первый  и второй  этапы предлагается реализовывать в рамках традиционной классно-урочной системы, а третий этап считается инновационным. Логичнее третий этап называть Дальтон-планом, потому что название непосредственно связано с пратехнологией, разработанной в американском городе Дальтон, в то же время такое название подчеркивает самостоятельность работы учащихся в рамках именно последнего этапа.  Синонимом «Дальтон-плана» является название «лабораторный план». Его применение наиболее эффективно при повторении и обобщении.

 При разработке конкретного занятия учителю необходимо продумать дидактическую цель, составить план занятия  и строго  следовать структуре лабораторного плана: 1) активизация знаний (теоретический  опрос);

                           2) входной контроль (диктант или тест повышенной трудности на выполнение и самопроверку);

                           3) квалификация ошибок; их отработка по учебным блокам (сначала  учащиеся отрабатывают только собственные ошибки, выбирая соответствующий блок, продвигаясь по индивидуальному маршруту и получая консультации учителя; затем;

4) затем проводят проверку, работая в собственном темпе;

5) после коррекции ошибок возможен переход к заданиям повышенной сложности;

  6)  рефлексия и

 7)  домашнее задание.

Вот пример занятия по Дальтон-плану на тему «Односоставные предложения».

  1. Входной контроль.

Напишите диктант, в каждом предложении подчеркните грамматическую основу, укажите тип предложения: двусоставное или односоставное.

  1. Работа по плану.

Проверьте диктант по образцу:

 (дается текст из 8-9 предложений с односоставными и двусоставными предложениями, учащиеся определяют это).

  1.  Классифицируйте свои ошибки.
  2. Обратитесь  нужному вам консультанту и выполните задания учебных блоков.

Учебный блок №1. Односоставные и двусоставные предложения.

Повторите теорию по учебнику Т.А.Ладыженской или по опорным сигналам.

Выполните упражнения.

№1.  Укажите номера односоставных предложений.

(10 предложений)

№2. Укажите номера двусоставных предложений.

(тоже дается 10 предложений)

Проверьте правильность выполнения упражнений по эталону. Если есть ошибки, обратитесь к учителю.

Учебный блок №2. Определенно-личные предложения.

Повторите теорию по учебнику Т.А.Ладыженской или по опорным сигналам.

Выполните упражнения.

№1. Укажите форму выражения сказуемого в определенно-личных предложениях.

(дается, например, 7 предложений).

№2. Найдите определенно-личные предложения. Выберите правильный вариант ответа. Варианты ответов даются в виде тестов.

Проверьте правильность выполнения упражнений по эталону. Если есть ошибки, то обратитесь к учителю.

И точно так же проделывается работа по учебным блокам:  № 3. Неопределенно-личные предложения,  № 4. Безличные предложения. № 5. Назывные предложения.

Учебный блок № 6. Если вы не допустили ошибок в диктанте или правильно прошли по всему маршруту, то выполните следующие упражнения.

№1. Укажите вид односоставного предложения.

А) определенно-личное,

Б) неопределенно-личное,

В) обобщенно-личное,

Г) безличное,

Д) назывное.

(дается 20 предложений).

№2.  Найдите третье «лишнее».

(даются 4 предложения)

№3.  Найдите четвертое «лишнее».

(даются предложения).

№4 Сколько в этом четверостишии простых предложений? (Даются варианты ответов).

Памятка для ученика: Проверьте правильность выполнения задания по эталону. Если все верно, то вы готовы к контрольной работе. Возникли затруднения – обращайтесь к учителю и получите индивидуальную консультацию и задание.

3. Рефлексия.

- Считаете ли себя подготовленным к контрольной работе?

-  Какой этап работы вызывает наибольшие затруднения?

- Дает ли какие-либо преимущества данный вид работы?

Считается, что Дальтон-план способствует развитию индивидуальности учащегося, успешному выполнению учебной программы, предупреждению неуспеваемости, развитию самостоятельного мышления, формированию личностных качеств. Перед проведением урока учитель должен проделать большую работу.

        Слайд 42

    На уроках литературы использую музыкальные видеоряды

С. Коренблита. (Показать видеоряд к стихотворению А.С.Пушкина «Мороз и солнце»)

Слайд 43

              Использую   пока только две модели Сингапурской системы:

  1. Эй Ар Гайд
  2. Фрейер

Слайд  44

Говоря о современном уроке, мы не должны забывать об информационных и коммуникационных технологиях (ИКТ). Использование ИКТ позволяет погрузиться в другой мир, увидеть его своими глазами. Управление обучением с помощью компьютера приводит к повышению эффективности усвоения, активизации мыслительной деятельности учащихся. Одно из основных назначений компьютера как средства обучения – организация работы учащихся с помощью программно – педагогических средств, от степени совершенства которых и зависит эффективность обучения.

 Слайд 45

Компьютер позволяет существенно повысить мотивацию учащихся к обучению.

    За три года мною систематизирован весь материал и идет постоянное его накопление  (показать на рабочем столе все папки).

  1. Все правила переведены в электронный вариант.
  2. Задания по классам по русскому языку (5-9 классы).
  3. Сочинения по картинам.
  4. Презентации о писателях.
  5. Фильмы.
  6. Методика преподавания.
  7. Видеоряды к урокам литературы.
  8. В проекте «Инфоурок» создан персональный учительский сайт, на страницах которого в 2015-2016 учебном году было напечатано более 10 разработок и получены сертификаты, подтверждающие издание работ в СМИ.
  9. Продолжается электронная переписка с православным писателем Владимиром Николаевичем Крупиным.

Слайд 46

Говорить о современном уроке можно много. Как не потеряться в целом океане технологий, методик, приемов? Как это совместить в рамках одного урока?

  Сегодня от некоторых педагогов можно услышать слова, связанные с нежеланием использовать что-то новое в своей работе, говоря, что раньше учили с помощью языка, мела и доски, а знания были крепкими. В этом есть доля истины, но не нужно забывать, что мы живем в 21 веке, в веке бешеных скоростей, новых компьютерных технологий, поэтому подход к образованию должен быть  современным. Это требует от педагога постоянного поиска.  «Чтобы учить других, нужно всю жизнь учиться самому»,- говорил античный философ. Поэтому, я считаю, что сегодня только старыми методами работать нельзя. А тот, кто сегодня придерживается  старых взглядом, проявляет просто свое нежелание работать, проявляет ленностный подход к образованию, что абсолютно недопустимо в современной школе, потому что современный учитель в своих познаниях должен стоять на несколько ступеней  выше своего воспитанника.

Слайд 47

Побед  во всех начинаниях,

умных и благодарных учеников.

Гореть в работе, но

не сгорать!


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Выступление на республиканском семинаре

учителя русского языка и литературы

МБОУ Зелено-Рощинской основной общеобразовательной школы

Бугульминского муниципального района Республики Татарстан

Слайд 1

«Подготовка учащихся

к ОГЭ через различные виды работ на уроках русского языка, литературы и во внеурочное время.  

Из опыта работы»

Слайд 2

    Существует одна притча, в которой  древний  странствующий философ обратился к монахам, ухаживающим за голубями: «Что вы делаете?»

     В  ответ  он  услышал  совершенно  разные  пояснения  к  одному  и  тому  же  виду  деятельности: «Развожу птенцов», «Искупаю  грехи», «Делаю землю краше»…

Слайд 3

  Действительно, каждый  человек  руководствуется  своими  принципами,  каждого  манят  свои дали.  С  разными  целями  приходят  люди  и  в  профессию. Но, пожалуй, нет  сферы,  в  которой  эти  цели  были бы так  призрачны  и  так   труднодостижимы,  как  в  педагогике.  В  ней  не  просто  состояться. Постоянные отчеты перед кем-то,  ненужный поток бумаг для кого-то, бесконечные  уроки  в  школе, огромная  ответственность  за  жизни и  судьбы людей.     Необходимо сказать о том, что у всех нас есть семьи, где мы тоже должны быть на высоте. Многие десятилетия считалось, что педагоги должны заботы о семье отодвинуть на задний план. Я считаю, что это абсолютно неправильно. Вот как раз потому, что мы педагоги, у нас и дома должно быть все в порядке, потому что мы  у всех на виду, мы должны быть примером всегда и во всем и для учеников, и для родителей.  А за всем этим кроется огромный напряженный каждодневный труд.  Но этот труд окупается благодарными  словами  выпускников  и  их  родителей,  ощущением    удовольствия  от  получившегося  урока, хорошего результата  на  ОГЭ, в каком-то конкурсе или на НПК.

 

Слайд 4

    Я учитель-практик, проработав в школе 33 года,  понимаю, что с каждым годом работать  в сельской школе становится все сложнее и сложнее не потому, что мы живем в век компьютерных технологий, а потому, что у учащихся очень часто отсутствует желание учиться хорошо. Очень часто от родителей слышим: «Никто в этой жизни не пропал…» или «Троечники живут лучше…», то есть мы сталкиваемся часто с родительским безразличием. А там, где с детства не требуют родители, там бывает очень сложно мотивировать на успешную учебу. Но как бы то ни было, необходимо работать, работать и работать. Я работаю  25 лет в Зелено-Рощинской  основной школе Бугульминского муниципального района и за эти годы результаты на ЕГЭ и ОГЭ всегда были положительными. Что же делается с этой целью?

Слайд 5

    Подготовка учащихся к ОГЭ начинается с первых уроков в пятом классе. Успех на экзамене зависит от нескольких факторов, и одним из главных является продуманность педагогом каждого урока. Урок должен стать маленьким кирпичиком,  который будет положен в основу здания под названием «Знания».

                                                               

Слайд 6

   С первых уроков в пятом классе учащиеся должны усвоить информацию о том,  что дома не бывает без фундамента, а русского языка не бывает без правил. Поэтому почти каждый урок  в любом классе начинаю с лингвистической разминки, в ходе которой учащимися повторяются изученные правила.

    Все правила с 5 по 11 классы учащимися записываются в виде опорных схем в справочники, которые мы называем  «Грамматическими копилками». Ребята могут ими пользоваться на каждом уроке, при выполнении домашних заданий,  нельзя использовать лишь на контрольных работах, при написании диктантов, тестировании.

                                                        Слайд 7

  На уроках использую тестовые задания различного уровня. Выполняя такие задания, ребята приближаются к тем видам работ, которые даются на ОГЭ.  Часто  предлагаю тесты, взятые из КИМов для учащихся 9 и 11 классов. Например, в любом классе можно предложить тест с заданием «Найти слово, в котором правописание приставки зависит от последующего согласного звука» или «В каком ряду во всех словах пишется  гласная И» и т.д. Часто выполняя такие задания, ученик не испытает на экзамене чувства тревоги: ему все знакомо.

Слайд 8

   В 8 и 9 классах учащиеся занимаются по два дня в неделю. В понедельник  и вторник проходит подготовка для учащихся  9 класса, а в среду и четверг – для учащихся 8 класса. Учащиеся ведут специальные тетради по подготовке к ОГЭ. В них ребята  выполняют  тестовые задания, здесь же пишутся изложения и сочинения. Каждый год закупаем Кимы и готовимся.

Слайд 9

В 8 классе учащиеся приобретают файловые папки, которые наполняются различными памятками: «Как писать сжатое изложение», «Способы сжатия текста», «Критерии оценивания изложения», «Критерии оценивания сочинения С 15.1,  С 15.2, С15.3», «Выразительные средства», образцы бланков – все это необходимо использовать при  выполнении различных заданий.                                                   Слайд 10

   С 5 класса учащиеся ведут словари, способствующие развитию орфографической зоркости. Сюда вносятся не только словарные слова, данные в учебнике, но и слова, которые даются в заданиях ГИА и ЕГЭ. Красной пастой учащиеся ставят в них правильно ударение, тем самым закрепляя орфоэпические нормы.

                                                                  Слайд 11

За три последних года все правила переведены в электронный вариант, например,  слайд 12 – степени сравнения имен прилагательных,

                      слайд 13 -  И-Ы после Ц,

                      слайд 14 – буквы О-Ё после шипящих на конце наречий и др.

Слайд 15

Использование на уроках  различных видов работ и приемов: синквейн, кластер, фишбоун, элементы Сингапурской системы (Эй Ар Гайд; Фрейер)

Слайд 16

Кластер по теме «Имя существительное»

Слайд 17

Качественные и относительные имена прилагательные.

Слайд 18

Фишбоун по теме «Антонимы».

                                                                 Слайд 19

   Чтобы реализовать требование государственной программы формировать коммуникативную компетенцию учащихся, необходимо создавать на уроке культурную речевую среду. Обеспечить ее можно при условии чтения учащимися образцов правильной, грамотной и красивой речи, которые встречаются в основном в произведениях, изучаемых на уроках литературы. Часто на уроках русского языка даю отрывки из художественных произведений, а учащиеся комплексно анализируют эти тексты. Навыки речевой деятельности – чтения, говорения, слушания и  письма – не только определяют успешность  (или неуспешность) обучения, но и «конструируют» личность нашего ученика.

Слайд 20

Создан учительский сайт в проекте «Инфоурок», где печатаю свои разработки и перенимаю опыт других педагогов.

Слайд 21

Если задуматься, успех на экзамене зависит от воспитанности. Если ребенок с детства воспитан, то он понимает, что хороший результат важен для него самого, он понимает, что не имеет права быть плохим учеником. Нравственное совершенствование должно быть постоянным  в стенах школы.                                                    

                                                               

Слайд 22

    С 1998 года ведем переписку с православным писателем Владимиром Николаевичем Крупиным.  Сначала это было обыкновенное письмо, а Владимир Николаевич прислал нам книгу.

                                                        Слайд 23

А сейчас мы ведем интернет-переписку.

Слайд 24

Ответы писателя очень часто становятся заданиями для учащихся, помогающими закрепить изученный материал.

Вот, например, при развитии коммуникативных учебных действий, можно дать задание:        

  1. Прочитать отрывок из письма православного писателя Владимира Николаевича Крупина. Какую важную информацию вы из него почерпнули? Выписать  глаголы, образовать от них причастия. Получившиеся причастия  ввести в мини-сочинение о школьной жизни.

«Моим самым лучшим читателям, отрокам и отроковицам. А ведь я сам – не верите? – был маленьким и любил читать. И так крепко любил, что до сих пор все читаю и читаю. А иногда и сам пишу…

… Интернет хорош как справочник, помощник, но когда он начинает пожирать ваше время, вашу волю, - бегите от него.

Любите Россию, другой нет и не будет».

Слайд 25

  1. Прочитать письмо В.Н.Крупина, найти предложение с причастным оборотом.  Переделать предложение так, чтобы причастный оборот стоял  перед определяемым существительным.  Как вы думаете,  на какие вопросы отвечает автор, озвучить их. Переработать текст в виде интервью.

         Проблема двуязычия проста, если понять: человек хочет говорить на родном языке детства, и как же ему это запретить?  Я – русский, я живу на Украине, и мне запрещают говорить на русском, разве это не дикость? События, происходящие  на Украине, показывает всю остроту проблемы двуязычия. А в Татарстане решили разумно, и подали пример всем остальным: мы в России,  у нас будет два языка.

        Быть патриотом – знать, что твоя родина лучше всех. Да, она наша мама, а мама для каждого ребёнка самая лучшая. И когда ей хорошо, и когда ей, тем более, плохо, мы с нею, и никакие заграничные радости нам не нужны. Мы на родине, мы здесь родились, и мы отсюда уйдём в вечность.

         Крупинки – так называли подборки моих маленьких рассказов в газете «Сельская жизнь». Конечно, тут два смысла, это и от фамилии, и от размера текста. Очень даже хочется издать с таким названием, небольшого формата пузатенькую книжку, у меня «крупинок» много.  Писал их короткими от всегдашней занятости, от торопливости жизни. Часто бывало – задумаешь рассказ, а сесть всё некогда за него, а задумку жаль, вот и выходит конспективное творение. Может, это и хорошо, сейчас не только писать, и читать некогда. Это прямо для меня такая радость, что вы читали мои «коротышки». Именно такие письма помогают мне верить в себя, в то, что живу не напрасно.

Слайд 26

  •        Дорогие  девочки, дорогие ребята, здравствуйте сегодня и всегда! 
    Большое спасибо Вам за письмо и за  добрые  вести о ваших успехах.
    Мы поздравляем вас всех с победой во Всероссийском  конкурсе, это  очень большая победа и достижение, добытое большим трудом и добрыми  делами,  ведь вы   своим театром делаете так много: несёте культуру,  свет большим и маленьким, приобщаете к книге, которая  открывает окно в  мир природы, людей, преодолевает пространство и время. МОЛОДЦЫ!  ТАК ДЕРЖАТЬ!

          Из письма мы узнали много нового о бурной и интересной жизни  Зелёной Рощи.  Как много делается у вас хорошего, и жизнь не сонная, а светлая и наполненная смысла.
    Владимир Николаевич был счастлив узнать, что вы инсценировали его рассказ. Спасибо вам большое за внимание, ваш труд, за то,  что вложили свои силы и душу в  этот спектакль. Надеемся, он  получил отклик у ваших зрителей.
    Милые, дорогие детки и взрослые. Здоровья, радости, сил, новых творческих успехов, хорошей учёбы, лада и мира в ваших семьях, взаимопонимания и любви.
Всегда ваши почитатели В.Н. и Н.Л. Крупины.

Слайд 27

Говоря о современном уроке, мы не должны забывать об информационно-коммуникационных технологиях (ИКТ). Использование ИКТ позволяет погрузиться в другой мир, увидеть его своими глазами.

Слайд 28

   Всем нам известно, что наши дети, к сожалению, мало читают, а вследствие этого не могут правильно сформулировать мысли при  написании изложения и сочинения.        В 2014 году в сельской библиотеке создан театр книги «Душа».  Наши обучающиеся принимают участие в постановках спектаклей по книгам.

                                                       Слайд 29

Американский философ Элвин Тоффлер говорил:

«В 21 веке безграмотным считается уже не тот, кто не умеет  читать и писать, а тот, кто не умеет учиться, доучиваться и переучиваться»

Все сказанное подтверждает мысль о том, что в обучении русскому языку нет мелочей: все важно,  все необходимо.  Нет предела совершенствованию. Шаг за шагом иду  вместе с моими учениками, постигая все новые и новые формы  и методы обучения, способствующие  повышению качества знаний.

                                                       

Слайд 30

Уважаемые коллеги!

Дай Бог Вам солнышка ясного, утра прекрасного! Впечатлений ярких, дорогих подарков. Спонсоров всемогущих,

 детей самых умных, к Вам идущих!!!

Дружбы в коллективе крепкой, а в работе хватки цепкой.

 Любви Вам всем побольше   и счастливой женской доли!

Молодым высокого полета, опытным – уважения и почета!

Процветания  Вашей работы, от начальства повседневной заботы, повышения Вашей зарплаты,    чтобы хватило на все оплаты!

Здоровья, здоровья, здоровья и успехов в благородном труде!